ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ:
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ
Н.Г. Кондрашова, канд. экон. наук, доцент Е.А. Рябой, студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-3-102-105
Аннотация. Актуальность этой темы определена несопоставимостью желания предприятий получить максимальную прибыль и необходимостью проводить природоохранные мероприятия для минимизации рисков загрязнения окружающей среды. В статье рассматривается экономический механизм экологической безопасности с точки зрения установленных природоохранных требований. Сделан акцент на повышении эффективности этого механизма с введением инструмента проведения экологического аудита, осуществляемого в рамках системы внутреннего контроля предприятия, раскрыты аудиторские процедуры.
Ключевые слова: экологическая составляющая, правовая основа, экономический механизм, внутренний экологический аудит, аудиторские процедуры.
Основным назначением экономической безопасности деятельности предприятия является обеспечение устойчивого и стабильного состояния, защищенности от негативного влияния и внутренних, и внешних факторов [1, с. 285]. Одним из таких факторов являются фактор негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), оказываемого самим предприятием, которое заключается в его способности загрязнять окружающую среду и выражается для предприятия в финансовой компенсации этого влияния в виде штрафов и
других регулирующих мер. Поэтому экологическая составляющая является частью экономической составляющей предприятия, которая предполагает минимизацию рисков загрязнения окружающей среды от выбросов, сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы, от утилизации отходов.
На уровне государства создана правовая основа экологической безопасности предприятия, ее образуют нормативные акты, представленные на рисунке 1.
1
■Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 26.03.2022)
2
•Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022)
3
•Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 30.12.2021), статья 9
•Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 07.02.2020), пункт 7
^>1 5
•Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022), глава 8
6
•Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке взимания экологического сбора» от 08.10.2015 г. № 1073 (ред. от 23.08.2018)
Рис. 1. Правовая основа экологической безопасности российских предприятий
Сущность экономического механизма экологической безопасности состоит в экономическом ограничении НВОС от хозяйственной деятельности и поощрение тех предприятий, которые вкладывают средства в природоохранные мероприятия. Правовая основа экологической безопасности как составляющей экономической безопасности определяет необходимость осуществления внутреннего контроля (ВК), так как он является средством выявления и минимизации рисков загрязнения окружающей среды.
Однако при осуществлении надзора за соблюдением природоохранного законодательства в 2020 году в Калужской области выявлена задолженность по плате за НВОС в размере 12 006,69 тыс. рублей и 229 нарушений природоохранного законодательства с наложением штрафных санкций на сумму 6578,0 тыс. рублей [2]. Это нарушения экологических требований, наиболее частыми из них являются: отсутствие нормативно-разрешительной документации (в том числе утвержденных проектов нормативов); отсутствие производственно-инструментального контроля за соблюдением нормативов выбросов и сбросов; нарушение сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду.
Это является свидетельством того, что на уровне отдельного предприятия в России недостаточно эффективно работает экономический механизм экологической безопасности. Для повышения его эффективности на промышленных предприятиях в системе ВК должен осуществляться производственный экологический контроль. Тогда предприятиям-нарушителям не придется тратить миллионные штрафы и не подвергать свою деятельность риску потери финансовой устойчивости, лежащей в основе экономической безопасности. В качестве основного инструмента ВК мож-
но выделить внутренний экологический аудит. Это аудиторская проверка соблюдения природоохранных требований, требований по отражению в бухгалтерском учете и своевременности осуществления природоохранных платежей.
Целью аудиторской проверки соблюдения природоохранных требований является подтверждение правильности и достоверности отражения экологических показателей предприятия в отчетности и устранение выявленных нарушений. Проверка осуществляется при помощи аудиторских процедур, которые включают в себя изучение документов, их анализ, сравнение, сверка числовых значений с нормативами, проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете и своевременности перечисления платежей.
Нормативы предельно допустимых концентраций выбросов и сбросов, размещения отходов предприятия устанавливаются в проектах нормативов, которые предприятие разрабатывают, оформляют и представляют в контролирующие органы в установленном порядке. За отсутствие проекта Административным кодексом РФ предусмотрена ответственность для предприятия в виде штрафа до 250 тыс. рублей.
Особенность платежей за НВОС состоит в том, что они не являются налогами, то есть не являются обязательными, безвозмездными и регулярными взносами [3, с. 24]. Их учет должен быть отражен в Учетной политике предприятия. Кроме того, расчет платы за загрязнение окружающей среды должен быть оформлен бухгалтерской справкой. В бухгалтерском учете предприятия плата за загрязнение окружающей среды отражается на основании первичных учетных документов бухгалтерскими проводками [4, с. 152]. Порядок их отражения представлен на рисунке 2.
Плата за загрязнение окружающей среды является расходом по обычным видам деятельности и отражается на 20, 23, 25: 26, 29 счетах в зависимости от объекта загрязнения. Плата в пределах и сверх нормативов учитывается на отдельных субсчетах
Начисление платы отражают в корреспонденции со счетом 16 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами-» на открытом соответствующем субсчете - «Расчеты по платежам за загрязнение
окружающей среды»
Бухгалтерские проЕодкн
Деоег 20 (23, 25, 26, 2°) субсчет «Плата в пределах норн» Кредит 76 субсчет «Расчет по платежам за загрязнение окружающей среды» - начислен платеж за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых норм; Дебет 20 (23, ¿5, 26, 29) субсчет «Плата сверх норы» Креднг 7(5 субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды» - начислен платеж за загрязнение окружающей среды сверх допустимых норм; Дебет 76 субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды» Кредит 51 -перечислена пла1а за загрязнение окружающей среды в бюджет
Перечисление платы за загрязнение окружающей среды осуществляется платежным поручением
для предприятий (кроме малого и среднего бизнеса) ежеквартально до 20-го чнсла месяца, следующего за отчетным кварталом, для предприятий малого и среднего бизнеса не позднее 1-го
марта года, следующего за отчетным
Рис. 2. Бухгалтерский учет платы предприятия за загрязнение окружающей среды
В ходе проведения аудиторских процедур устанавливается соблюдение предприятием нормативов природоохранной деятельности, достоверность информации по отражению экологических показателей в отчетности и своевременность оплаты предприятием экологических платежей. В случае выявления нарушений производится их устранение для недопущения их в будущей деятельности.
Таким образом, включение в экономический механизм экологической безопас-
Библиографический список
1. Кондрашова, Н.Г. Обеспечение экономической безопасности коммерческой организации путем осуществления риск-ориентированного внутреннего контроля // Russian Economic Bulletin. - 2021. - Т. 4. - № 1. - С. 285-290.
2. Доклад Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области «О состоянии природных ресурсов и охране окружающей среды на территории Калужской области в 2020 году». Режим доступа: https://pre.admoblkaluga.ru/sub/ecology/OOC (дата обращения: 25.12.2022).
3. Кондрашова, Н.Г. 1.4 Теоретические и практические аспекты анализа налоговой нагрузки коммерческой организации // Аудит и финансовый анализ. - 2019. - № 4. - С. 2429.
4. Кондрашова, Н.Г. Учет и анализ нефинансовых активов в бюджетных учреждениях // Сборник научных работ лауреатов областных премий и стипендий. - Калуга: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Калужской области "Калужский государственный институт развития образования", 2017. - С. 150-161.
ности инструмента проведения внутреннего экологического аудита в рамках системы ВК предприятия позволит установить соблюдение предприятием нормативов природоохранной деятельности и достоверность информации по отражению и перечислению платы за загрязнение окружающей среды, выявить нарушения от установленных требований и, тем самым, повысить его эффективность.
ENSURING THE ENVIRONMENTAL SAFETY OF THE ENTERPRISE:
AN ECONOMIC MECHANISM
N.G. Kondrashova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor E.A. Ryaboy, Student
Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski (Russia, Kaluga)
Abstract. The relevance of this topic is determined by the disparity between the desire of enterprises to make a profit and the need to carry out environmental measures. The article discusses the economic mechanism of ensuring environmental safety. Emphasis is placed on increasing the effectiveness of this mechanism with the introduction of environmental audit, audit procedures are disclosed.
Keywords: environmental component, legal basis, economic mechanism, internal environmental audit, audit procedures.