Научная статья на тему 'Обеспечение экологической безопасности на складах горючего'

Обеспечение экологической безопасности на складах горючего Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
1097
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экологической безопасности на складах горючего»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СКЛАДАХ ГОРЮЧЕГО

М.В. Пожидаева, научный сотрудник, С.А. Трухачев, курсант Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Военные объекты, где годовой оборот нефтепродуктов составляет несколько миллионов тонн, относятся к загрязнителям окружающей среды. Источниками загрязнений на территории базирования военных объектов являются службы горючего (резервуары баз и складов горючего, насосные станции, пункты технического обслуживания и др.), мазутные хозяйства котельных, военная техника.

Часто причиной загрязнений является технический износ резервуарного парка (разрушение днищ резервуаров по причине несвоевременного ремонта из-за дефицита финансирования). Утечка резервуара не всегда может быть мгновенной и видимой. Большинство резервуаров, превысивших сроки эксплуатации, загрязняют окружающую среду в штатном режиме. Утечка горючего в незначительных количествах (100-150 л) под днищем резервуара не может быть обнаружена без специального оборудования, а при обнаружении утечки необходимо принять правильное решение. Избежать техногенных аварий и больших финансовых затрат возможно при внедрении в эксплуатацию резервуаров «Вектор», позволяющих планово выводить резервуары на профилактический ремонт.

Естественное старение заглубленных складских трубопроводов и значительные потери прокачиваемого горючего стали большой проблемой на складах отдельных батальонов аэродромного обслуживания и базах горючего. Геологические особенности почвы, ее различная проницаемость и естественный уклон могут привести к тому, что возникшая в результате утечек водно-керосиновая линза начнет мигрировать в сторону открытых водоемов и подземных озер с запасами питьевой воды, вызывая опасность отравления людей.

Статистика причин, приводящих к авариям, показывает, что на наземных трубопроводах в результате поражения коррозией произошло 2% аварий, а на подземных трубопроводах - 22% [1]. Для обеспечения надежности складских нефтепроводов необходимо выполнить их наземную прокладку, а подземную выполнять с использованием изоляции, применяемой в газовом хозяйстве.

Другим направлением обеспечения экологической безопасности на опасных объектах (резервуарные парки, наливные терминалы, сливо-наливные эстакады и т. д.) является внедрение систем постоянного или периодического акустико-эмиссионного мониторинга и контроля над состоянием днищ резервуаров.

Для ликвидации аварий и устранения дефектов на трубопроводе необходимо создать на складах и базах специализированной аварийно -восстановительной бригады, оснащенной современным оборудованием и техническими средствами.

Несоответствие многих сливо-наливных эстакад и сливо-наливных фронтов предъявляемым требованиям также является причиной загрязнения почвы и накопления нефтепродуктов в подземных пустотах. Для их устранения на железнодорожных сливо-наливных фронтах необходима замена деревянных шпал на бетонные и укладка бетона по всей протяженности сливо-наливного фронта с использованием естественного или созданием искусственного уклона для сбора пролитого горючего в зачистные резервуары. Существенное сбережение горючего достигается установкой стационарных сливо-наливных устройств, а ежедневный контроль их технического состояния позволяет выполнить слив-налив железнодорожных цистерн без подтеканий. Сливо-наливные площадки для автомобильного транспорта также требуют изоляции от контакта с почвой (края бетонной площадки должны быть выше планировочной отметки не менее чем на 15 см, а ее вместимость - задерживать объем пролива от растекания наибольшего из заливаемых топливозаправщиков). Обеспечение персонала тарой для сбора горючего из рукавов и слитых цистерн сохранит значительное количество горючего и сократит время, затрачиваемое на снятие загрязнений с грунта, а обучение персонала рациональному и бережному отношению к горючему при приеме и выдаче во все виды транспорта уменьшает пожаро- и взрывоопасность сливо-наливных эстакад и фронтов.

Все вышеперечисленные потери нефтепродуктов относятся к загрязнениям окружающей среды, возникающих при нарушении правил обращения с горючим и нарушения правил технической эксплуатации нефтебаз. Другая группа потерь нефтепродуктов даже при соблюдении норм и правил - это потери от испарения при перекачках и в процессе хранения, загрязняющие атмосферный воздух парами горючего.

Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха происходит парами бензина и бензола (чем ниже температура кипения, тем больше потерь от испарения) поэтому на уровень загрязнения воздуха серьезное влияние оказывают мероприятия, направленные на сбор паровой фазы. Опыты с паровыми контейнерами показали, что работа в этом направлении должна продолжаться. Потери от испарения в резервуарах южных регионов России сократились с 65 до 10% [1].

Существенным источником загрязнения на складах и базах горючего являются отработанные моторные масла, нефтегрязевые стоки и остатки топлива, собираемые при зачистке резервуаров. В настоящее время они являются самыми массовыми источниками загрязнения природной среды.

В России создание специальных шламонакопителей и хранилищ отработанных моторных масел и светлых отработанных нефтепродуктов (во избежание загрязнения почвы и подземных вод) требует большого

финансирования, в то же время в странах Евросоюза вторичное сырье служит объектом конкурентной борьбы и источником доходов.

Вторичная переработка масел с применением едкого натра и сорбентов (адсорбционная очистка) наиболее проста и доступна, используется для очистки отработанных масел от полициклических соединений (смол), высокотоксичных соединений хлора и продуктов окисления. Такая технология производства не предусматривает применения серной кислоты, что исключает образование большого количества кислого гудрона, являющегося сильным загрязнителем окружающей среды. При этом образуются полимеры и соли натрия, которые используются в асфальтобетонных смесях. Выход очищенного масла превышает 80% [1].

Регенерацию масел выполняют по технологической схеме на установке, стоимость которой не превышает 100 тыс. руб., а ее размещение занимает 30 м2 [1]. В условиях склада горючего такая установка позволяет не только производить восстановление масел, но и продлевать сроки его хранения без ущерба качеству. Монтаж оборудования установки и обучение персонала не являются трудоемкими, и отработанные масла, нефтегрязевые стоки, а также светлые нефтепродукты, отработанные из источников загрязнения, могут стать источником внебюджетных доходов.

Таким образом, для обеспечения экологической безопасности на складах горючего необходимо применение «принципа безальтернативности», когда внедрение объектов с лучшими экологическими характеристиками не может перекрывать эксплуатацию загрязнителя окружающей среды, даже если для этого нет экономических предпосылок. Экологическая чистота на технической территории, в резервуарных парках и на административно-хозяйственной территории характеризует степень экологической безопасности склада горючего и здоровья людей.

Список использованной литературы

1. Зайченко В.Н. Экологическая безопасность на складах горючего / В.Н. Зайченко. - Военно-экономический вестник - №8 - 2004. - С.60-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.