ство агрегатов - самостоятельный признак (см. рис. 6).
Итак, на основании приведенных многочисленных вариантов графиков-дендрограмм следует отметить следующие моменты. Во-первых, набухание и усадка не имеют существенных взаимосвязей. Во-вторых, включение в число объектов исследований различных геолого-генетических комплексов отложений разной степени агрегированности (четвертичного нерасчле-
Библиографический список
ненного делювиального - супеси Тункинской впадины, верхнечетвертичного делювиального - лессовые породы Верхнего Приангарья и неогенового озерного -глины о. Ольхон) выдвигает на первое место в качестве фактора влияния для набухания количество агрегатов. В-третьих, усадка обнаруживает связи с коэффициентом свободы тонкоглинистой фракции, набухание - с реальной глинистостью.
1. Данилов Б.С. Кластерный анализ в EXCEL // Строение литосферы и геодинамика. Иркутск: ИЗК СО РАН, 2001. С. 18-19.
2. Ломтадзе В.Д. Физико-механические свойства горных пород. Методы лабораторных исследований. Л.: Недра, 1990. 327 с.
3. Осипов В.И. Понятие «структуры грунтов» в инженерной геологии // Инженерная геология. 1985. № 3. С. 4-18.
4. Осипов В.И., Соколов В.Н., Румянцева Н.А. Микроструктура глинистых пород. М.: Недра, 1989. 211 с.
5. Рященко Т.Г., Акулова В.В., Соколов В.Н. и др. Анализ микроструктуры лессов из района Северного лессового плато Китая // Геоэкология. 2000. № 3. С. 234-240.
6. Рященко Т.Г., Ухова Н.Н. Химический состав дисперсных грунтов: возможности и прогнозы (юг Восточной Сибири). Иркутск: ИЗК СО РАН, 2008. 131 с.
7. Рященко Т.Г., Ухова Н.Н., Слагода Е.А. Изучение проблемных геолого-литологических разрезов глинистых отложений с применением грунтоведческих критериев // Отечественная геология. 2009. № 4. С. 61-67.
УДК 574
ОЦЕНКА И ПРОГНОЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ НЕФТЕБАЗЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
С.С. Тимофеева1, С.С. Тимофеев2
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова,83.
Представлены результаты оценки эколого-экономического ущерба в процессе эксплуатации нефтебазы, рассмотрены методики оценки экологических рисков и технологии их минимизации. Ил 2. Табл 4. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: нефтебазы; экологические риски; методы прогноза.
ASSESSMENT AND FORECAST OF ENVIRONMENTAL RISKS OF AN OIL DEPOT IN IRKUTSK REGION S.S. Timofeeva, S.S. Timofeev
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The authors present the results of the evaluation of ecological and economic damage in the operation of an oil depot. They consider the procedures to assess environmental risks and technologies to minimize them. 2 figures. 4 tables. 6 sources.
Key words: oil depots; environmental risks; forecast methods.
Современный этап развития цивилизации создал общество риска. Риски постоянно производятся обществом, причем это производство легитимно и осуществляется абсолютно во всех сферах жизнедеятельности - экономической, политической, социальной. Риски - неизбежные продукты машины под названием «принятие решений». В последнее десятилетие мир изменился и перешел в новую информационную реальность, то есть из индустриального превратился в «общество рисков» [1]. Общество риска, по нашему мнению, является новой парадигмой развития. Ее суть состоит в том, что господствующая в индустриальном
обществе «позитивная» логика общественного производства, заключающаяся в накоплении и распределении богатства, все более вытесняется «негативной» логикой производства. Расширяющееся производство сопровождается накоплением отходов, загрязнением окружающей среды, отчуждением огромных территорий, возникновением множества аварийных ситуаций. Создается эффект «отрицательной» синергии, когда риски наслаиваются друг на друга, усиливают негативные последствия, в результате резко снижается безопасность - состояние защищенности элементов природной среды.
1Тимофеева Светлана Семеновна, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, тел.: 8(3952)405106.
Timofeeva Svetlana Semenovna, Doctor of technical sciences, professor, head of the chair of Industrial Ecology and Safety of Life Activity, tel. 8(3952)405106.
2Тимофеев Семен Сергеевич, старший преподаватель кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, тел.: (3952)405671.
Timofeev Semen Sergeevich, senior lecturer of the chair of Industrial Ecology and Safety of Life Activity, tel.: (3952)405671.
Необходимым условием производства продукции (оказания услуг) является обеспечение безопасности как самих процессов, так и их результата - продукции и услуг. Согласно федеральному закону «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №184-ФЗ, безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определена как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В данном определении производственная деятельность рассматривается как источник опасности. В зависимости от объекта защиты от опасности и условий ее возникновения выделяют безопасность труда, экологическую и промышленную безопасность.
Безопасность труда - состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. При превышении установленных нормативов возникают профессиональные риски и их смягчением занимаются службы охраны труда промышленных предприятий.
Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ).
Промышленная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ).
В настоящее время в России к экологическим рискам относят риски химического загрязнения окружающей среды вредными и ядовитыми веществами, риски разрушения биоты, риски перенаселения, опустынивания, обезлесивания, истощения природных ресурсов и, прежде всего, пищевых, риски электромагнитные и акустические. Особенно опасны в этом отношении МКВ - диапазон частот. Обнаружен также эффект воздействия на живые ткани низкочастотных полей, в том числе геомагнитных. В связи с этим в 2009 г. введен нормативный документ, регламентирующий уровни геомагнитных полей для персонала, работающего в экранированных помещениях и под землей .
В настоящее время в литературе описано несколько точек зрения на определение экологического риска. Например, в США экологический риск рассматривают как произведение вероятности возникновения нежелательного события экологического характера и возможных ущербов от этого события.
В России методологически несколько иной подход. Экологический риск - это риск нарушения динамического равновесия в экологических системах, которое приводит к изменению параметров характеристик их абиотических и биотических составляющих в резуль-
тате природных процессов или технологической деятельности и перестройки экосистемы в состояние (в соответствие) с новыми свойствами.
Для динамических процессов, происходящих в экосистемах, критерии экологического риска адекватны оценке степени отклонения реализуемой или ожидаемой траектории эволюции от оптимальной, то есть такой, при которой вред, нанесенный окружающей среде, равен нулю или сведен к минимуму [2]. При этом, чтобы управлять экологическими рисками, их сведением к минимуму, необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Что может быть нарушено в экосистеме в результате постоянной «закачки» в нее загрязняющих веществ и энергии в различных видах?
2. Какова вероятность появления этого нарушения?
3. Каковы показатели этого нарушения?
4. Какова степень тяжести этого нарушения для природной среды и человека?
5. Каковы последствия для природной среды и человека?
Экологический риск, в современном понимании, своим происхождением обязан в основном хозяйственной деятельности человека и поэтому при организации планирования развития производства необходимо учитывать свойства природных экосистем. Все природные системы обладают свойствами самоорганизации и саморегулирования. Живые организмы берут из окружающей среды химические элементы, строят свои тела и возвращают эти элементы в процессе жизни и после смерти в ту же самую среду. Тем самым и жизнь, и ткани организма находятся в непрерывном взаимодействии, круговороте энергии и химических элементов. Миллионы лет на планете существует экологический метаболизм, и только вмешательство человека с его расточительностью нарушает этот процесс.
На данный момент ни один из существующих загрязнителей не может сравниться с нефтью и нефтепродуктами по масштабам распространения, количеству источников загрязнения и степени нагрузки на все компоненты природной среды. Нефть и нефтепродукты не локализуются на месте разлива, а проникают в глубь почв и водоемов, растекаются по поверхности, испаряются в атмосферу, нарушая баланс в существующих экосистемах.
Наиболее остро проблемы экологического риска стоят в странах с развитой нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью. К числу таких стран относится и Россия. Огромные масштабы добычи, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов в нашей стране нередко оказываются причиной локальных и региональных катастроф.
С приходом в Восточно-Сибирский регион, Иркутскую область крупных нефтедобывающих компаний все острее будут проявляться экологические риски. При извлечении и подготовке нефти к подаче в магистральный нефтепровод в окружающую среду попадают высокоактивные пластовые воды, попутный нефтяной газ, многие химические реагенты, исполь-
зуемые при бурении скважин для интенсификации извлечения углеводородов. Предприятиями отрасли ежегодно выбрасывается в атмосферу более 2,5 млн т загрязняющих веществ, сжигается в факелах около 6 млрд м3 попутного газа, остаются не ликвидированными десятки и сотни амбаров с буровым шламом, забирается около 740 млн м3 пресной воды.
По данным МПР и РО "Гринпис" потери нефти и нефтепродуктов при возникновении аварийных ситуаций колеблются от 17 до 20 млн т ежегодно, это при-
на заводах (14%), ошибочные действия персонала
Иркутская область постепенно выходит на лидирующие позиции по экспорту нефти и газа. Поэтому инфраструктура, связанная с переработкой, сохранением и транспортировкой нефти, в последние годы интенсивно развивается. Строятся нефтепроводы, нефтебазы, расширяются уже имеющиеся нефтебазы за счет увеличения пропускной способности как за счет повышения коэффициента оборачиваемости ем-
Рис. 1. Состав оборудования традиционной нефтебазы
мерно 71% добываемой нефти в России. При стоимости 1 т нефти 150-200 дол. ущерб, наносимый экономике России, не считая экологического, составляет 4-6 млрд дол. По данным ежегодного доклада МЧС России в год на объектах нефтедобычи происходит более 60 категоризированных аварий, а с учетом промысловых эта цифра возрастает до 20 тыс. случаев с соответствующими экологическими последствиями. Среди технологических проблем можно выделить высокий риск возникновения аварийных ситуаций при транспортировке нефти. Основными причинами аварийности на магистральных трубопроводах являются: внешние воздействия (34%), брак при строительст-ве(23%), коррозия (23%), брак при изготовлении труб
костей, так и за счет применения более высокопроизводительных насосов и другого оборудования. Проводится реконструкция и расширение нефтебаз путем увеличения их вместимости, дооснащения новым, более совершенным оборудованием, модернизации существующего оборудования и сооружений, замены устаревшего оборудования.
Современная нефтебаза [3] представляет собой сложный комплекс инженерно-технических сооружений и оборудования, обеспечивающих прием, хранение, транспортировку и снабжение потребителей нефтью и нефтепродуктами (рис. 1)
Согласно [2] нефтебазой называется комплекс сооружений и установок для приема, хранения и отгрузки нефтепродуктов и нефти. По значимости проводи-
мые на нефтебазе операции делятся на основные и вспомогательные.
К основным операциям относятся: прием нефтепродуктов, доставляемых на нефтебазу в железнодорожных вагонах, нефтеналивных судах, по магистральным нефтепроводам, автомобильным и воздушным транспортом и в мелкой таре (контейнерах, бочках); хранение нефтепродуктов в резервуарах и тарных хранилищах; отгрузка больших партий нефтепродуктов и нефти по железной дороге, водным и трубопроводным транспортом; реализация малых количеств нефтепродуктов через автозаправочные станции, разливочные и тарные склады; затаривание нефтепродуктов в мелкую тару; регенерация масел; компаундирование нефтепродуктов.
К вспомогательным операциям относятся: очистка и обезвоживание нефтепродуктов; изготовление и ремонт нефтяной тары; производство некоторых видов консистентных смазок и охлаждающих жидкостей; ремонт технологического оборудования, зданий и сооружений; эксплуатация энергетических установок и транспортных средств.
Объемы основных и вспомогательных операций зависят от категории нефтебазы и программы ее производственной деятельности.
В целях организации четкого и бесперебойного проведения всех операций, а также из соображений противопожарных норм все объекты нефтебаз распределены по семи зонам.
Зона железнодорожных нефтегрузовых операций включает сооружения для погрузки и разгрузки крупных партий нефтепродуктов и нефти, перевозимых по железной дороге. В этой зоне размещаются: железнодорожные подъездные пути; погрузочно-разгрузочные эстакады и площадки; технологические трубопроводы различного назначения; насосные при эстакаде для перекачки нефтепродуктов и нефти; операторная для обслуживающего персонала эстакады.
Зона водных нефтегрузовых операций включает сооружения для погрузки и разгрузки крупных партий нефти и нефтепродуктов, перевозимых водным транспортом. В этой зоне размещаются: морские и речные грузовые пристани (пирсы и причалы); насосные; береговые резервуарные парки; технологические трубопроводы; операторные.
Зона хранения представлена следующими объектами: резервуарными парками; технологическими трубопроводами; насосными; операторными.
Зона оперативная, в которой производится отпуск нефтепродуктов мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры и бочки, имеет: автоэстакады для налива нефтепродуктов в автоцистерны; разливочные для налива нефтепродуктов в бочки; склады для затаренных нефтепродуктов; лабораторию для анализа качества нефтепродуктов; тарные склады; цех по затариванию нефтепродуктов в безвозвратную мелкую тару; цех по регенерации отработанных масел.
Зона вспомогательных сооружений, предназначенных для обслуживания нефтебазы, включает: механическую мастерскую; котельную; электростанцию или трансформаторную подстанцию; цех по производ-
ству и ремонту нефтяной тары; водопроводные и сантехнические сооружения; материальный склад; топливный склад для нужд нефтебазы; объекты противопожарной службы.
Зона административно-хозяйственная, в которую входят: контора нефтебазы; пожарное депо; здание охраны нефтебазы; гараж.
Зона очистных сооружений, включает: нефтеловушку для отделения нефтепродуктов от воды; пруд-отстойник для сбора промышленных стоков; иловую площадку; насосную при нефтеловушке.
Согласно современным нормам, нефтебазы подразделяются:
- по общей вместимости и максимальному объему одного резервуара;
- на категории по [4] в соответствии с табл. 1;
- по функциональному назначению - на перевалочные, перевалочно-распределительные и распределительные;
- по транспортным связям поступления и отгрузки нефтепродуктов - на железнодорожные, водные (морские, речные), трубопроводные, автомобильные, а также смешанные водно-железнодорожные, трубо-проводно-железнодорожные и т.п.;
- по номенклатуре хранимых нефтепродуктов -на нефтебазы для легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов, а также нефтебазы общего хранения;
- по годовому грузообороту (тыс. т/год) - на пять классов: 1 - от 500 и более; 2 - свыше 100 до 500 включительно; 3 - свыше 50 до 100 включительно; 4 -свыше 20 до 50 включительно; 5 - от 20 и менее.
Таблица 1
Категории нефтебаз по общей вместимости и
максимальному объему одного резервуара
Нефтебаза в г.Усть-Кут Иркутской области предназначена для приема , хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов. По характеру операционной деятельности нефтебаза является перевалочно-распределительной, по транспортным связям - водно-железнодорожной, по классификации хранимых нефти и нефтепродуктов - СНН хранения ЛВЖ. По категории хранения нефтебаза относится к СНН 111-й категории и подкатегории III-а [4]. Нефтебаза расположена на двух площадках, одна на береговой террасе левого берега
Категория Максимальный объем Общая вместимость
I - Св. 100 000
II - Св. 20 000 до 100 000 включ.
Ша До 5000 включ. Св. 10 000 до 20 000 включ.
Шб До 2000 включ. Св. 2 000 до 10 000 включ.
Шв До 700 включ. До 2 000 включ.
р. Лены с причалом смежно с урезом воды, а вторая -удалена от уреза воды р. Лены на 500 м.
В настоящей работе исследованы возможные экологические риски на нефтебазе «Толстый мыс» Иркутской области в связи с увеличением ее пропускной способности. Нефть на нефтебазу поступает по магистральным нефтепроводам от ЦПС «Марково» и подается непосредственно в один (или несколько) резервуаров, предназначенных для приема и хранения нефти. Нефть и газовый конденсат, поступающие на базу автомобильными цистернами, подаются в резервуары.
Светлые нефтепродукты (дизтопливо, 2 вида бензина, самолетное топливо) и мазут, поступающие на базу железнодорожными цистернами, сливаются посредством устройств нижнего слива и с помощью закрепленного за каждым продуктом насоса подаются в соответствующие резервуары для хранения.
Отправление поступивших и хранимых на базе нефтепродуктов потребителям осуществляется железнодорожными цистернами, автомобильным транспортом и речными танкерами. Для отправки потребителям нефти и газового конденсата железнодорожными цистернами на двухсторонней сливо-наливной железнодорожной эстакаде, размещенной между 2-м и 3-м железнодорожными путями, предусмотрены наливные устройства (стояки).
Поступление из резервуаров нефти и газового конденсата к устройствам налива на эстакаде, а также светлых нефтепродуктов (дизтоплива, бензина, самолетного топлива) и мазута к узлу налива в речные танкеры осуществляется самотеком.
Забор светлых нефтепродуктов из резервуаров (дизтоплива, бензина, самолетного топлива и газового конденсата) и налив их в автомобильные цистерны осуществляется автоматизированной системой налива. Поступление этих нефтепродуктов из резервуаров к «островкам» налива осуществляется самотеком.
Забор нефти и мазута из резервуаров и налив их в автомобильные цистерны осуществляется теми же насосами, что и слив из автомобильных цистерн и подача в резервуары, путем переключения соответствующей запорной арматуры.
Отпуск дизельного топлива и двух видов бензина в речные танкеры осуществляется по технологическим трубопроводам через причальную стенку, на которой установлен кран-укосина с ручной лебёдкой для регулирования подъёма и отпуска гибкого шланга в процессе налива танкера.
Обвязка технологического оборудования позволяет одновременно выполнять операции как по приему, так и по выдаче соответствующего продукта потребителям. Годовой объем перевалки и способы доставки и отправления по видам нефтепродуктов потребителям приведены в табл. 2.
Усредненные суммарные годовые, месячные и суточные объемы нефтепродуктов, поступающих на нефтебазу и отправляемых потребителям железнодорожными цистернами, автомобильными цистернами и речным транспортом приведены в табл. 3.
Экологические риски в процессе эксплуатации экологически опасных объектов определяются как возможность нанесения ущерба окружающей среде (в виде загрязнения или уничтожения лесных, водных, воздушных и земельных ресурсов, нанесения вреда биосфере и сельскохозяйственным угодьям), а также жизни и здоровью третьих лиц (результат воздействия производственной деятельности объекта на население прилегающих территорий, выражающийся в виде увеличения заболеваемости и смертности) и имуществу третьих лиц [5].
Последствия аварий делят на ближайшие (непосредственный ущерб в виде разрушения зданий, оборудования, загрязнения территории, травм и гибели людей и т.д.) и отдаленные (долговременное загрязнение почвы, водных и других природных ресурсов и дальнейшее воздействие такого загрязнения на здоровье людей, проявляющееся в виде различных заболеваний, повышения уровня смертности, частоты хронических заболеваний и т.д.). События, приводящие к нанесению вреда окружающей среде, и ущербы, вытекающие из этого, носят обобщенное название экологического риска [6].
Если ущербы оценивают в стоимостной форме, то говорят об эколого-экономическом риске. Эколого-экономический риск при эксплуатации экологически опасных объектов может определяться средним ущербом в расчете на год:
R=QW, (1)
где Q — вероятность свершения неблагоприятного (для окружающей среды) события или реализации неблагоприятного сценария развития; W — оценка их последствий (ущерба). Вероятность, в частности, связана с возможностью отказа, аварии технической системы.
На нефтебазе опасными производственными объектами определены:
- площадка резервуарного парка;
- узел слива-налива в автоцистерны;
- двухсторонняя сливо-наливная ж.д. эстакада;
- АЗС;
- технологические трубопроводы.
Расчет ущерба выполнен на основании [6] для аварийных ситуаций.
Убытки, причиненные загрязнением атмосферного воздуха при разрушении емкости с нефтепродуктом, рассчитаны по формуле
Уатм.= Ууд.хМ*Кэ, (2)
где Ууд. - величина экономической оценки удельного ущерба от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, руб./усл.т; М - приведенная масса выбросов, определяемая как произведение массы выброса на коэффициент эколого-экономической опасности; Кэ - коэффициент экологической ситуации.
Ущерб от загрязнения земель нефтепродуктом рассчитан по формуле
Узем = НсхБхКэ, (3)
Таблица 2
Годовой объем перевалки и способы доставки и отправления нефтепродуктов потребителям
Наименование нефтепродукта Доставка, т/год Отправление, т/год
Способы доставки Способы отправления
трубопроводом от ЦПС ж/д цистернами автоцистернами ж/д цистернами автоцистернами речными танкерами
Нефть 120000 - 10000 120000 10000 -
Бензин 2-х видов - 10000 - - 1000 9000
Дизтопливо - 10000 - - 1000 9000
Газовый конденсат - - 6000 5000 1000 -
Самолетное топливо - 2000 - - 500 1500
Мазут - 10000 - - 1000 9000
Таблица 3
Объемы нефтепродуктов, поступающих на нефтебазу _
Способ доставки, отправления Период доставки, отправления Поступление, т Отправление, т Всего, т Количество транспортных средств для перевалки, ед
Централизованно от ЦПС «Марково» год месяц сутки 120000 10000 335 - 120000 Нефтепровод
Ж/д цистернами год месяц сутки 32000 2700 90 125000 10450 350 157000 13100 435 2600 216 8
Автомобильными цистернами год месяц сутки 16000 1400 45 14500 1200 40 30500 2600 85 3050 260 10
Речными танкерами 5 месяцев месяц сутки - 28500 5700 190 28500 5700 190 24 5
где Нс - норматив стоимости земель, руб./га; Б - площадь земель, загрязненных химическим веществом, га; Кэ - коэффициент экологической ситуации.
Убытки, причиненные загрязнением водных ресурсов при разливе нефтепродукта, рассчитаны по формуле
Увод.= Ууд.хМ*Кэ, (4)
где Ууд. - величина экономической оценки удельного ущерба от сбросов загрязняющих веществ в водный объект, руб./усл.т; М - приведенная масса сбросов, определяемая как произведение массы сброса на коэффициент эколого-экономической опасности; Кэ -коэффициент экологической ситуации.
Результаты оценки эколого-экономического ущерба при аварийных ситуациях на нефтебазе «Толстый мыс» приведены в табл. 5. Из полученных расчетов видно, что наибольший ущерб окружающей природной среде принесет аварийная ситуация в резервуарном
парке. Размер расходов, которые необходимо произвести для локализации возникшей аварии, предотвращения большего размера ущерба и ликвидации последствий загрязнения, определяется условной величиной в 20% от суммарного размера ущерба, который может быть причинен объектам окружающей природной среды, что составляет 13811800,0 рублей.
Нами просчитаны вероятности свершения неблагоприятных (аварийных) ситуаций на нефтебазе на основных опасных объектах и определен экологический риск (табл.5).
Результаты расчета показывают, что наибольший эколого-экономический риск существует при эксплуатации резервуарного парка - 66642х10"1. Категоризация степени экологического риска в зависимости от частоты происшествий и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды представлена на рис. 2.
Таблица 5
Результаты расчета эколого-экономического ущерба_
№ п/п Фактор риска Наименование опасного вещества Масса опасного вещества, т Величина удельного ущерба, руб/у сл.т (для атмосферы) Коэффициент эколо-го-экономической опасности (для атмосферы) Коэффициент экологической ситуации Кэ (для земель) Норматив стоимости земель, руб/га Площадь загрязненных земель, га Величина удельного ущерба, руб/у сл.т (для водных объектов) Коэффициент эколо-го-экономической опасности (для водных объектов) Величина возможного ущерба, руб
РЕЗЕРВУАРНЫЙ ПАРК
1 Выброс в атмосферу Бензин 13,9 36,3 0,7 356,1
2 Разлив на почву Бензин 498,75 1,1 188000 1,44 297792
3 Разлив в водоем Бензин 498,75 2708,6 20 27018285
ИТОГО 69059000,0
УЗЕЛ СЛИВА-НАЛИВА В АВТОЦИСТЕРНЫ
4 Выброс в атмосферу Бензин 0,5 36,3 0,7 12,7
5 Разлив на почву Бензин 20,4 1,1 188000 0,05 10340
6 Разлив в водоем Бензин 20,4 2708,6 20 1105108,8
ИТОГО 28223317,6
ДВУХСТОРОННЯЯ СЛИВО-НАЛИВНАЯ Ж.Д. ЭСТАКАДА
7 Выброс в атмосферу Бензин 10,2 36,3 0,7 259,2
8 Разлив на почву Бензин 382,5 1,1 188000 1,05 217140
9 Разлив в водоем Бензин 382,5 2708,6 20 20720790
ИТОГО 52973618,7
АЗС
10 Выброс в атмосферу Бензин 0,5 36,3 0,7 12,7
11 Разлив на почву Бензин 17,81 1,1 188000 0,05 10340
12 Разлив в водоем Бензин 17,81 2708,6 20 964803,3
ИТОГО 2467144,7
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУБОПРОВОДЫ
13 Выброс в атмосферу Бензин 0,2 36,3 0,7 5,0
14 Разлив на почву Бензин 6,0 1,1 1 88000 0,02 4136
15 Разлив в водоем Бензин 6,0 2708,6 20 325032
ИТОГО 83280,7
*В ценах 2009 г.
^ Часто повторяющиеся
1- о ф а со О Ш Периодически повторяющиеся
ГО н о {3 го !Т Случающиеся
Редко случающиеся
Ранжирование последствий и вреда
Незначительное Значительное Критическое Катастрофическое
Промышленность и жилье Степень нарушения <1 дня для восстановления Несколько дней для восстановления >1 месяца для восстановления Полное разрушение
Финансовый ущерб,$ <100 000 100 000-1000 000 1-10 000 000 >10 000 000
Здоровье и безопасность для человека Потери рабочего времени 1-12 мес., от травм и болезней Потери рабочего времени >12 мес, от травм и болезней Смерть нескольких человек Смерть >10 человек, тяжелые увечья >100 человек
Воздействие загрязнения на человека Незначительное, легко восстановимое повреждение Временные обратимые повреждения на ранних стадиях сукцессии Потери ключевых видов и обширное разрушение среды обитания Полное, необратимое и незамедлитель-ное уничтожение всей биоты
Рис.2. Категоризация степени риска в зависимости от частоты происшествий и экономического ущерба от
загрязнения окружающей среды
Сравнив расчетные значения с категориями, ус- аварийных ситуаций в резервуарном парке можно от-тановленными в литературе, можно заключить, что по нести к критическим, что требует применение мер для степени экологического риска последствия и вред от снижения риска.
Библиографический список
1. Тимофеев С.С., Тимофеева С.С. Экологические проблемы утилизации отходов в нефтегазовой промышленности // Вестник ИрГТУ. 2010. №2. С. 19-24.
2. Хаутов А.П., Резина М.М. Охрана окружающей среды при добыче нефти. М.: Изд-во «Дело», 2006. 552 с.
3. НЕФТЕБАЗА - 2008: технологии хранения, налива и транспортировки нефтепродуктов: материалы I Международного форума. 27-28 октября 2008 г. / «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ», 2008.
4. СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы. М.: Госсторой России, 2006. 19 с.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613. «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
6. Отраслевое руководство по анализу и управлению риском, связанным с техногенным воздействием на человека и окружающую среду при сооружении и эксплуатации объектов добычи, транспорта, хранения и переработки углеводородного сырья с целью повышения их надежности и безопасности / РАО «Газпром».
УДК 550.831
ПЛОТНОСТНЫЕ НЕОДНОРОДНОСТИ ЗЕМНОЙ КОРЫ И СЕЙСМИЧНОСТЬ ВОСТОЧНОЙ ВЕТВИ БАЙКАЛЬСКОГО РИФТА
Е.Х. Турутанов1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Показано, что зоны контактов разнородных по механическим свойствам пород являются дефектами, на которых происходят блоковые движения, сопровождающиеся сейсмичностью. Установлено, что участки земной коры, в структуре которых преобладают крупные массивы тяжёлых пород, должны обладать большей прочностью и соответственно меньшей сейсмичностью. Установлено, что граниты являются менее прочными, чем глубоко мета-морфизованные породы докембрия, т.е. сейсмичность в районах их преимущественного развития повышена. Ил. 3. Библиогр. 18 назв.
Ключевые слова: гравиметрия; интрузии; земная кора; сейсмичность.
DENSITY INHOMOGENEITIES OF THE EARTH CRUST AND SEISMICITY OF THE EASTERN PART OF BAIKAL RIFT
E.H. Turutanov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article demonstrates that contact zones of mechanically heterogeneous rocks are faults with block movements, accompanied by seismicity. It is determined that the sections of the earth crust with the dominant large massifs of heavy rocks in their structure, must possess greater strength and thus lower seismicity. Granites are less strong than deeply metamorphosed rocks of Precambrian, i.e. the areas of their primary development are characterized by super-seismicity. 3 figures. 18 sources.
Key words: gravimetry; intrusion; crust, seismicity.
Выявление и оценка связей показателей сейсмичности с тектоническими данными и характеристиками физических полей Земли должны содействовать как построению более полной общей теории сейсмического процесса, так и решению задач более надёжного определения параметров долговременной средней сейсмичности на основании комплексных, а не только сейсмических данных. Это необходимо для совершенствования количественных методов оценки сейсмической опасности [11].
По-видимому, первые попытки сопоставления по-
казателей сейсмичности с градиентами высот деформированных поверхностей выравнивания принадлежат М.В.Гзовскому [1, 2]. Поскольку сейсмичность усиливается там, где скорость деформаций больше [9, 10, 17], то за фиксированный промежуток времени при больших скоростях деформаций вероятно накопление больших деформаций, в частности деформаций со смещениями по вертикали. Поэтому есть физические основания ожидать лучшей корреляции сейсмичности не с самими высотами [14, 15], а с градиентами высот. Действительно, как показали расчёты, корреляция
1Турутанов Евгений Хрисанфович, кандидат геолого-минералогических наук, зав. лабораторией комплексной геофизики ИЗК СО РАН, доцент кафедры прикладной геофизики и геоинформатики ИрГТУ, тел.: (3952) 428792, e-mail: tur@crust.irk.ru
Turutanov Evgeny Hrisanfovich, Candidate of geological and mineralogical sciences, Head of the Laboratory of Integrated Geophysics Institute of the Earth Cruct Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, associate professor of the chair of Applied Geophysics and Geoinformatics, tel.: (3952) 428792; e-mail: tur@crust.irk.ru