Научная статья на тему 'Обеспечение эффективного использования земельных угодий как способ повышения экономической устойчивости СПК "Кировский"'

Обеспечение эффективного использования земельных угодий как способ повышения экономической устойчивости СПК "Кировский" Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Мишкин Дмитрий Николаевич

В статье анализируются возможность повышения экономической устойчивости СПК «Кировский», путем обеспечения эффективного использования земельных угодий, и экономическая целесообразность предложенного мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Мишкин Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение эффективного использования земельных угодий как способ повышения экономической устойчивости СПК "Кировский"»

природе. Основное внимание уделяется деталям всей бизнес среды, где не придается особое значении околонулевой экономике деятельности. Цель создания IoT платформы, зачастую, сводится ко входу в информационный рынок, где возможны добыча, обмен или обработка данными. Инфраструктура IoT генерирует данные, которые в процессе преобразовываются в активы и формируют цепочку ценностей.

Модели IoT могут стать привлекательными и жизнеспособными, при условии создания организациями систем с надежными автоматизированными интеллектуальными механизмами, обеспечивающими конфиденциальность, безопасность и другие аспекты, обеспечивающие устойчивое развитие и соответствие требованиям продуктов и услуг, которые на них основаны[3]. Одна из разработанных и успешно функционирующих технологий на базе IoT - межмашинные коммуникации (M2M) - требует вышеперечисленных доработок. Однако это подразумевает кардинальные преобразования в работающей модели, на которые не каждый готов пойти - менять хорошее на новой редко оборачивается положительным результатом.

Взаимосвязь облегчает широко распространенный поток интеллектуальных данных, генерируемых различными элементами создания ценности, такими как оборудование, люди, организации, процессы и продукты. Отдельные элементы далее могут быть собраны в модули создания ценности, которые при дальнейшем объединении составят Умную инфраструктуру. Как следствие экономическая ценность IoT не может быть ограниченной, она создается на протяжении всего процесса обмена данными, который может быть безграничен.

Список литературы

1. Алгулиев Расим, Махмудов Расим «Интернет вещей» // Информационное общество, 2013. № 3, С 31-33.

2. Дейв Эванс, «Интернет вещей. Как изменится вся наша жизнь на очередном витке развития Всемирной сети», [Электронный ресурс]. URL: https://www.cisco.eom/c/dam/global/ru_ru/assets/executives/pdf/internet_of_things_iot_ibsg_041 1final.pdf/ (дата обращения: 14.03.2018).

3. Добрынин А.П. и др. Цифровая экономика - различные пути к эффективному применению технологий //International Journal of Open Information Technologies. 2016 г. №. 1. С. 4-11.

4. Регги де Феникс, Роджер Певерелли. Финансовые услуги: перезагрузка. Пер с англ. П. Миронова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. С 123-151.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УГОДИЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПК «КИРОВСКИЙ» Мишкин Д.Н.

Мишкин Дмитрий Николаевич — магистрант, кафедра менеджмента и маркетинга, Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, г. Омск

Аннотация: в статье анализируются возможность повышения экономической устойчивости СПК «Кировский», путем обеспечения эффективного использования земельных угодий, и экономическая целесообразность предложенного мероприятия. Ключевые слова: анализ, менеджмент, экономическая устойчивость.

Обеспечение эффективного использования земельных угодий связано с планированием прибавки урожайности сельскохозяйственных культур (ведущей культуры). Планирование урожайности должно быть реальным, проводиться с учетом конкретных условий и возможностей предприятия, намеченный рост урожайности должен быть подкреплен мероприятиями по внедрению достижений науки и передового опыта.

Система удобрений - одно из главных направлений вмешательства в процесс повышения плодородия почвы, определяет объемы и способы применения удобрений (минеральных и органических).

Обеспечение эффективного использования земельных угодий, прежде всего, зависит от природных свойств почв, поэтому необходимо провести оценку пригодности земель (почв). При оценке пригодности земель (почв) (по методике Л.Н. Мищенко, Т.А. Суренковой) [1] выделяются агропроизводственные группы почв, на основе которых определена пригодность пашни по природным свойствам в СПК «Кировский».

Для хозяйств района общая пригодность почв оценивается следующим образом: составляется ведомость площадей почв по сельскохозяйственным организациям, в которой прописывается гранулометрический состав, площадь и процент от общей площади, затем формируется агропроизводственная группировка, которая необходима для производственной оценки всех разновидностей почв. Их делят на почвы, пригодные для возделывания всех культур, и почвы под ограниченный набор культур или требующие особого подхода к их использованию. В совокупности почв, выделяют пахотные почвы лучшего качества, хорошего, среднего и ниже среднего. Эти выделения непосредственно являются агропроизводственными группами.

К первой группе относятся пахотные почвы лучшего качества под все зональные культуры - лугово-черноземные среднемощные глинистые и тяжелосуглинистые.

Ко второй (почвы хорошего качества) - лугово-черноземные маломощные; глубокие солонцы черноземные и лугово-черноземные.

Третья группа почв (среднего качества) - лугово-черноземные легкосуглинистые и супесчаные. Последняя группа (низкого качества) - это лугово-черноземные укороченной мощности; средние солонцы черноземные и лугово-черноземные; черноземно-луговые почвы. Агропроизводственная группировка почв проведена на основе балла бонитета по свойствам почв: от 80 до 100 баллов - почвы принадлежат к первой группе; от 59 до 79 баллов - вторая; третья - от 48 до 58 балла; четвертая - от 38 до 46.

Для СПК «Кировский» было сформировано четыре агрогруппы. Наибольший процент составили почвы пахотных угодий I и II агрогрупп, такие почвы занимают в хозяйстве более 64%. Но имеются почвы, пригодные для использования под кормовые угодья без ограничений и с ограничениями, - это III и IV агрогрупп. Однако, по факту, на этих почвенных разновидностях высеиваются зерновые культуры, чего по определению быть не должно, таких земель от 11 до 24,9%.

К почвам, пригодным для использования под пашню без ограничений и дополнительных мероприятий, относятся пахотные почвы лучшего качества: в СПК «Кировский» таких земель 42,3%.

Почвы, пригодные для использования под пашню без ограничений и дополнительных мероприятий, к которым относятся пахотные почвы лучшего качества, составляют наибольшую группу - 42,3%; не пригодные под пашню - 35,9%; наименьшую - пригодные под пашню с ограничениями или добавочными мероприятиями - 21,8%. Использование земельных участков (57,7%) с такими почвенными условиями требуют проведения ряда мероприятий по сохранению, восстановлению и улучшению свойств почв, связанных с зональной агротехникой, внесением удобрений, гипсованием пятен солонцов и их землевание.

Обеспечение повышения продуктивности культур, путем применения мелиоративных мероприятий (минеральных и органических удобрений, мелиорантов, приемов орошения и осушения) для повышения эффективности растениеводческого производства обеспечивает прирост продуктивности пахотных угодий путем интенсификации растениеводческого производства.

Применение минеральных удобрений для повышения эффективности сельскохозяйственного производства проводится путем получения прибавки урожайности по основной культуре хозяйства (опыты Ю.И. Ермохина 2005-2007гг.) [2]. Для этого сначала определяют содержание нитратного азота и фосфора в почве по предшественникам [3, с. 7-8] (дозы азота кг д.в./га) с учетом зональности и ориентировочных уровней планируемых урожаев. Опытным путем Ю.И. Ермохиным и В.М. Красницким было установлено, что оптимальное сбалансированное питание под зерновые культуры будет тогда, когда на одну часть азота (мг/кг приходится от 8 до 10 частей фосфора (мг/кг), т.е. соотношение должно быть Р205 : N-NO3 = 8 - 10.

Удобрения позитивно не срабатывают, если азотные удобрения находятся ниже этого соотношения, т.к. фосфор является спутником азота, и их совместное действие усиливается в формировании урожая и, особенно, качества зерна, его созревания и выполненности.

По данным агрономического отчета по сельхозтоваропроизводителям в 2017 г. по СПК «Кировский» 920 га яровой пшеницей засеивалось по чистому пару, поэтому нет необходимости внесения минеральных удобрений, т.к. по северной лесостепи в умеренные

увлажненные годы содержание нитратного азота в почвах составляет 18,7 мг/кг почвы. Площадь пашни СПК «Кировский», равная 1650 га, засеивались второй культурой по пару, следовательно, содержание N-N03 составляет 8,0 мг/кг почвы, поэтому требуют применения азотные удобрения.

После пропашных культур яровая пшеница высеивалась на площади 500 га, содержание N N03 составляет 6,6 мг/кг почвы, поэтому требуют применения азотные удобрения [4, с. 86]. Яровая пшеница после пропашных культур высеивалась на площади 80 га, вследствие этого содержание N-N03 составляет 7,4 мг/кг почвы, поэтому требуют применения азотные удобрения.

По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации стоимость минерального удобрения (карбамид 46:0:0 (мочевина)) на 2014 г. составляет 5 тыс. руб./ц, суперфосфат гранулированный простой (18,7:0:0) - 2,2 тыс. руб./ц.

В СПК «Кировский» фактическая урожайность зерновых (пшеница) равна 14,0 ц/га, с учетом прибавки от применения минеральных удобрений составит 19,1ц/га. Затраты на удобрения равны 1217 руб./га.

Годовой экономический эффект от применения минеральных удобрений составит 6162,05 тыс. руб. Годовой экономический эффект выражается в снижении себестоимости на данную величину. Окупаемость на 1 руб. вложения составит 1,2 руб. Рентабельность хозяйства после применения минеральных удобрений по предприятию составит 54% (таблица 1).

Таблица 1. Экономическая эффективность от применения минеральных удобрений

Показатель 2018 год Формула расчета для 2018 года

Урожайность до внесения удобрения, ц/га 14,0 -

Урожайность с учетом прибавки, ц/га 19,1 14,0+5,1

Себестоимость, руб/ц 641,61 -

Стоимость валовой продукции, руб./га 12254,75 641,61*19,1

Затраты на удобрения, руб./га 1217 465+752

Общая себестоимость c учетом прибавки урожая, руб./га 13471,75 12254,75+1217

Себестоимость с учетом прибавки урожая, руб./ц 705,33 13471,75/19,1

Цена реализации, руб./ц 850 -

Выручка, руб./га 16235 850*19,1

Прибыль, руб./га 2763,25 16235-13471,75

Рентабельность, % 20,5 2763,25/13471,75

Годовой экономический эффект, тыс. руб. 6162,05 2763,25*2230

Окупаемость, руб. 1,2 16235/13471,75

В соответствии с критерием эффективности, базируясь на результатах региональных научных исследований, считается целесообразным вносить удобрения под пропашные культуры, под пары и вторую культуру после пара [5, 6]. В СПК «Кировский» необходимо внести удобрения на площади 2230 га. Удобряемые площади пашни составят около 30% от общих посевов яровой пшеницы.

Список литературы

1. Океании Н.И. Экономическая устойчивость сельскохозяйственных организаций: Автореф. дис. ... доктора экон. наук / Н.И. Оксанич. М., 2016. 43 с.

2. Костерин Е. Эффективность производства сельскохозяйственной продукции - основа рыночных отношений сельскохозяйственных предприятий / Е. Костерин // Международный сельскохозяйственный журнал, 2014. № 3. С. 24-25.

3. Кочетков С.А. Разработка механизма управления экономической устойчивостью предприятия / С.А. Кочетков // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. Раздел 5. Математические методы и модели в экономике, 2014. № 02 (20). С. 118-125.

4. Цхурбаева Ф.Х. Региональная и отраслевая специфика формирования устойчивого развития сельского хозяйства / Ф.Х. Цхурбаева // Экономика и управление, 2015. № 3 (64). С. 135.

5. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федер. закон РФ от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 2018г.).

6. Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области по состоянию 01.01.2013 г.: отчет № 181 от 25.10.2013 г. / исп. ГП «Омский центр ЗИС». Омск, 2016. 150 с.

МАРКЕТИНГОВАЯ ЛОГИСТИКА Приплад И.С.

Приплад Иван Сергеевич — магистрант, кафедра менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в современной научной среде в области управления все чаще приходится слышать о таком понятии, как маркетинговая логистика. Имея широкое представление о маркетинге и логистике как о самостоятельных областях знаний, резонно задаться вопросом: что собой представляет маркетинговая логистика? Является ли маркетинговая логистика принципиально новым направлением в системе менеджмента и что означает маркетингово-логистическое управление? В статье предпринята попытка ответить на эти и другие вопросы.

Ключевые слова: маркетинг, логистика, маркетингово-логистическое управление.

Наиболее полное удовлетворение потребителей происходит за счет обеспечения доступности необходимой им продукции, то есть поставка нужного продукта в нужное место и в нужное время и есть маркетинговая логистика. Период возникновения или зарождения маркетинговой логистики можно считать конец 60-х годов 20-го столетия, тогда сферу реализации продукции начали рассматривать с позиции системного анализа. Именно тогда набирает обороты метод интегрированного планирования, организации и управление потоком продукции, а более традиционные, присущие тому времени и сфере, методы анализа, начинают уходить на второй план.

«Для развитых рыночных отношений становятся актуальными процессы интеграции маркетинга и логистики, которые образуют взаимодействие двух концепций руководства. Взаимодействие маркетинга - как концепции управления, ориентированной на рынок, и логистики - как концепции управления, ориентированной на поток, создает возможность повышения материальной и информационной полезности и ценности продукта, оцениваемых покупателем или клиентом. Такая интеграция создает основы для выделения в общей структуре логистики так называемой маркетинговой логистики, которая обеспечивает клиента (покупателя) широкими возможностями распоряжаться продукцией» [1]. К числу основателей, к числу тех, кто разработал теорию маркетинговой логистики, можно отнести В. Лубочнова. Он написал работу «маркетинговая логистика» в которой изложил мысль о том, что логистика включает в себя протекание всего материально потока целиком. В свою очередь, данный поток можно разделить на две ветки: входящий поток, который включает в себя все потоки сырья, его комплектующих и прочее, все приходящее извне и изменяемое в процессе производства и второй веткой поток итогового продукта, направленного от производителя к потребителю.

«Маркетинговая логистика представляет собой анализ, планирование, организацию и контролирование всех операций по перемещению и складированию, связанных с потоком готовой продукции от конца производственной линии до прибытия продукции на рынок, а также связанных с ними каналов распределения, требующихся для организации и обеспечения взаимодействия между компанией и ее рынками» [3].

Я считаю, что данное определение отражает маркетинговую логистику, как процесс сбыта компании и оптимизации только материального потока, потока готовой продукции, идущего к потребителю. Маркетинговую логистику сопоставляют с логистикой сбыта или распределительной логистикой. Я считаю, что воздействие маркетинговой логистики является совокупность материальных, информационных, финансовых и потоков конечной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.