ИССЛЕДОВАНИЕ
Мельников О.Н.1, Алабужев Д.С.
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Обеспечение единства стратегии и тактики инновационно-ориентированного предприятия
АННОТАЦИЯ:
Целью исследования являлось выявление взаимосвязей и взаимовлияния между стратегическими и тактическими задачами предприятия. Установлено, что они решаются только в том случае, если установлены равноправные условия прав и ответственности между специалистами подразделений в следующей последовательности: маркетологи-дизайнеры-конструкторы-технологи-экономисты.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации, технология, технологическое обеспечение, инновационная продукция, импортозамещение, технологическое развитие, творческая энергия, креативность, маркетинг, дизайн
JEL: М31, О30, О32 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Мельников О.Н., Алабужев Д.С. Обеспечение единства стратегии и тактики инновационно-ориентированного предприятия // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 77-86. — http://www.creativeconomy.ru/iournals/index.php/ce/article/view/114/
Мельников Олег Николаевич, д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана(те1ткоу@сгеайуесопоту.т) Алабужев Дмитрий Сергеевич, директор по сопровождению программ АО «Вертолеты России» ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 26.12.2014/ ОПУБЛИКОВАНО: 30.01.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://www.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/ce/article/view/114/ (с) Авторы. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика" ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Metadata in English is available.
For detailed information, please, visit
http://www.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/ce/article/view/114/
В настоящее время производственные процессы чаще всего ориентированы на соблюдение требований технологичности и технических характеристик выпускаемых изделий. При таком подходе последние берутся за основу разработки будущего товара, а эстетические требования, за которые отвечает не конструктор, а дизайнер изделия, в значительной степени упускаются. Например, это касается комфорта или удобства пользования, которые невозможно выразить в количественных показателях. Но как известно, при выборе товара первостепенное значение имеет совокупность его свойств. Прежде всего, это касается эстетических и утилитарных характеристик товара.
Сегодня часто можно наблюдать рост потребностей в таких товарах, как телевизоры высокой четкости, компьютеры для игр и т.п. При этом технические характеристики данных товаров либо излагаются не полностью, либо указываются мелким шрифтом и чаще всего не играют решающего значения при их покупке. Это объясняется тем, что эти изделия имеют высокую надежность в работе и главным здесь выступает дизайн и функциональность изделий.
«Споры» между исполнителями бизнес-проектов
На протяжении всего пути развития научно-технического прогресса ведется спор о том, что первично: изделие как объект рынка или технология как объект его изготовления.
Негласное «перетягивание канатов» между конструкторами и технологами известно давно. В советский период это было особенно заметно. Но в наши дни (в особенности в момент, когда вопрос импортозамещения остро встал на повестку дня) - это недопустимо. Сегодня каждый предприниматель, работающий в сфере производства инновационных товаров, должен четко понимать, что от тесного взаимодействия маркетологов (М), дизайнеров (Д), конструкторов (К), технологов (Т) и экономистов (Э) зависит успех и процветание любого предприятия. При этом ни в коем случае нельзя выделять каждого из них как ведущего, от которого все зависит. Они все - равные среди равных. Провал любого из них может привести к катастрофическим результатам.
Почему? Поясним. Приведенная последовательность (М-Д-К-Т-Э) не случайна. Маркетологи формируют основные требования к стратегическому развитию предприятия. Дизайнеры, подхватывая их идеи, разрабатывают требования к дизайну и конструкции изделия, увязывая тем самым стратегические задачи предприятия с будущими тактическими. Технологи обеспечивают исполнение тактических задач, а экономисты «увязывают» решение конкретных тактических задач со стратегическими, заданными маркетологами. Эквивалентность последних дает предприятию уверенность в том, что стратегические
задачи верны и могут быть им исполнены.
Отсюда следует, что все эти направления деятельности необходимо развивать!
Как следует из рассмотренной модели Предметный мир -Технология - Экономика (см. рис. 1), прежде чем организовывать любой вид производства необходимо ответить на три вопроса: что делать, как делать, зачем делать.
На промышленном предприятии за то, что делать, отвечает конструктор (К). За то, как делать, - технолог (Т), а за ответ на вопрос «зачем делать?» отвечают маркетологи и экономисты (Э). Причем и в этом случае ни одно из указанных направлений деятельности не может быть выделено как основное. Любой искусственный перекос в ту или другую сторону приводит к краху производства как бизнеса. Лишь рациональное взаимодействие между К-Т-Э приводит к рыночному успеху организации. То есть при решении тактических бизнес может быть успешным только при полной интеграции профессиональных интересов триединства «конструктор-технолог-экономист».
При этом между конструктором и технологом имеется более тесная технико-технологическая связь, в то время как между технологом и экономистом более тесная технико-экономическая связь.
Сегодня удовлетворение повышенных требований к товарам со стороны потребителей стало возможным за счет активного использования преимуществ коллективного творчества всех указанных специалистов предприятия, способных обеспечить высокое качество создаваемых изделий. Но это было бы невозможно без «взрывного» технологического развития производства.
«Технология - мать экономики»
Конкурентоспособность создаваемого предметного мира (особенно для современного человека) все больше определяется не столько его конструктивными, сколько дизайнерскими решениями. Например, молодое поколение требовательно к дизайну изделий, домов и квартир. Большинство из них оформляет свои квартиры в стиле хай-тек. Данные требования возникли в связи с развитием техники, появлением новых материалов и технологий, которые используются во многих сферах жизни и таким образом влияют на смещение предпочтений и существенное повышение требований к дизайну как изделий, так и внешней среды, окружающей человека.
При этом любое современное предприятие как участник рыночных отношений в своей инновационной деятельности не может не учитывать как внутренние, так и внешние факторы, которые влияют на создание предметной среды. К ним относятся: технические, технологические, экономические, эстетические, эргономические,
экологические, коммерческие, общественно-политические, социальные, психофизиологические и др. факторы
К внутренним факторам относят все, что необходимо для создания изделия (конструкторскую и технологическую подготовки производства, само производство, контроль и испытания и т.д.).
К внешним факторам относят действия, которые предприятию необходимо совершать по отношению к своим партнерам по рынку (маркетинговые исследования, сбытовая политика, создание положительного имиджа предприятия и т.д.).
Однако, к сожалению, в российской производственной практике все еще недостаточное внимание уделяется как технологическому обеспечению производства, так и дизайну изделий, которые неразрывно связаны между собой и которые оказывают существенное влияние на имидж предприятий.
Кроме этого, пока не учитывается и тот факт, что спроектированное по правилам дизайна является не только предметами производства, но и главными средствами конкурентной борьбы, заключающейся в выразительности их формы и содержания. А эти характеристики напрямую зависят от уровня технологического обеспечения производственных процессов.
При этом в большинстве случаев на производственных предприятиях не учитывается факт того, что инженеры отвечают только за технические параметры изделия, а дизайнеры - за его свойства, ценные для человека с позиций комфорта и удобства пользования. То есть инженер и дизайнер имеют единый объект проектирования. Но у них разные виды ответственности. Инженер - автор технической логики машин или приборов, а дизайнер - их гармонии с человеком.
Однако, чтобы обеспечить и то, и другое из указанных свойств изделия, предприятие должно владеть передовыми технологическими средствами их достижения. А вот этого как раз многим отечественным предприятиям и не хватает. Время показало, что в подавляющем большинстве случаев именно технологическое развитие предприятия определяет:
1) возможности выпуска новой конкурентоспособной продукции, обладающей как новыми конструктивными, так и эстетическими (с позиций законов дизайна) свойствами;
2) достижение основных экономических результатов производственного бизнеса промышленных предприятий.
То есть это подтверждает образное выражение о том, что «Технология - мать экономики» (см. рис. ).
Дизайнер
Конструктор
Предметный мир *
Форма и функциональные поверхности изделия
Конструктивные характеристики содержания изделия
Элемент 1 ... п
Связи между элементами
ТЕХНОЛОГИЯ
Формообразующие технологии
Поверностеобразую-щие технологии
Соединительные технологии
Технологические инновации
1. Формообразующие технологии (технологии заготовительного производства: литье, прокатка, штамповка и другие процессы обработки давлением и т.д.).
2. Поверхностеобразующиетехнологии (технологии обрабатывающего производства: обработка резанием, травлением и т.д.).
3. Соединительные технологии (сварка - неразборные конструкции, болтовые соединения - разборные конструкции).
Экономика
Экономика организации
основного производства
Экономика организации вспомогательного производства
Экономика обслуживания и обеспечения производства
Общая экономика
Инновационное развитие предприятия опирается, главным образом, на технологические инновации
Рисунок. Влияние инновационных технологий на экономику производства при создании новых изделий
При этом инновационное развитие предприятия невозможно без технологических инноваций.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [1] одними из основных приоритетов государственной политики в сфере экономики и экономического развития определены:
1) превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста отраслей народного хозяйства;
2) переход к формированию новой технологической базы социально-экономического развития страны, основанной на инновациях.
гп «_» «_» ТЛ «_» «_»
То есть главной задачей Концепции является переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному и социально ориентированному типу развития за счет наращивания ее преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях.
При этом определено, что инновационное развитие должно проходить в два этапа [2].
1 этап. Реализация конкурентных преимуществ в
традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов);
2 этап. Резкое повышение конкурентоспособности экономики на основе:
1) перехода на новую технологическую базу (прежде всего, развитие информационных, био- и нанотехнологий);
2) улучшения качества человеческого потенциала, социальной среды и структурной диверсификации экономики .
При этом главной целью развития технологического обеспечения производства является творческое совершенствование предметного мира. Причем как материальных, так и большинства нематериальных экономических продуктов (ПО, патентов, ноу-хау и т.п.).
Оценка творческих основ создания нового товара
Немаловажную роль при приобретении товаров играет момент вывода товара на рынок. Так, товары экстравагантного дизайна зачастую не находят спроса в момент их появления на рынке, зато спустя несколько лет признаются достижением дизайнерского искусства, как это нередко встречается в автомобильной сфере.
В связи с этим целесообразность вывода товара на рынок может определяться по соотношению двух показателей: привнесенной новизны ДN ^нов - Н:тар) и времени вывода его на рынок - Дt (точнее, времени восприятия потребителем нового продукта и началом его приобретения). При этом отношение ДN/Дt в целом характеризует то, каким уровнем созидательных (творческих) способностей обладает как производитель, так и потребитель товара [4,5].
Это соотношение отражает экономическую сущность творческой (созидательной) деятельности всех участников рынка.
Например, когда подписывается любой хозяйственный договор, то в нем указывается следующее:
1. Что необходимо выполнить исполнителю (ДN - в виде перечня конкретных работ, количественно измеряемых в тех или иных единицах, отражающих виды или вид поручаемой к исполнению работы).
2. Какое время отводится исполнителю для выполнения указанных в договоре работ - Д^
3. Какова договорная стоимость заключаемой сделки.
Таким образом, оценивается фактическая стоимость творческой энергии, которую должны генерировать специалисты организации-исполнителя. Как правило, это интегральная оценка. Затем организация-исполнитель дифференцирует эту оценку вплоть до конкретного исполнителя.
Приведем простой пример. Как вы думаете, почему работа
портного и кутерье оценивается столь по-разному?
Инновационные изменения, которые вносит портной, значительно ниже инновационных (иногда «революционных») изменений, которые вносит кутерье. То есть Д^утерье значительно больше Абортного. При этом портной может привлекать к работе менее творческих специалистов в небольшом количестве, в то время как кутерье работает с большим творческим коллективом и использует, как правило, уникальные ткани с высоким коэффициентом творческой энергии их создателей. А творческая энергия коллектива есть всегда интегральная величина, объединяющая творческие энергии каждого исполнителя той или иной бизнес-операции (точно также, как это происходит в оркестре. Только в творческом порыве каждого музыканта можно добиться единства в максимальной передаче творческой энергии автора музыкального произведения). При этом время на выполнение их работ будет разным. Но все дело - в соотношении
Иногда портной достигает такого уровня творческого мастерства, что его можно ставить на одну доску с кутерье. Это касается и любых других специалистов. Конкретные примеры каждый читатель может вспомнить из собственной практики.
Показатель ДN во многом зависит от текущего научного и культурного уровня развития общества. Именно от данных показателей зависит то, какие товары готов приобретать покупатель. Так, например, людям, проживающим в отдалении от информационных коммуникаций, от мест с развитой инфраструктурой будут неинтересны компьютерные технологии с поддержкой беспроводной связи по причине невозможности их применения. Поэтому можно сделать вывод о том, что, в первую очередь, ДN/Дt может характеризовать степень восприимчивости человека к новизне, или, другими словами, уровень его креативности (причем как у покупателя, так и у производителя, отраженного в товаре).
Основным этапом, определяющим, каким товар должен быть создан, являются маркетинговые исследования.
Традиционно в процессе маркетинговых исследований производится анализ рынка, узнаются текущие пожелания потенциальных клиентов, а также их перспективные пожелания - каким товар должен быть через некоторое время, какие он должен приобрести характеристики, а от каких лучше избавиться. Кроме того, в процессе маркетинговых исследований возможно определить новые ниши на рынке, которые пока не заняты существующими продуктами, но потребность в которых у потребителей имеется. Таким образом, в процессе маркетинговых исследований выявляются требования рынка к будущим изделиям с позиций их новизны (Д^ын) и рационального времени поставок (Дtрын). А соотношение - Д^ын^рыи - по существу
является рыночным ориентиром для предприятия по созданию нового продукта. То есть фактически формулируются предложения для разработки стратегического плана предприятия.
Следующим этапом является проектирование продукта - в работу вступают дизайнерские и конструкторские подразделения организации, которые рассматривают возможность достижения заданного уровня новизны продукта, а также рассматривается возможность создания продукта в заданные сроки.
При этом любой переход к каждой следующей стадии разработки и последующей реализации продукции должен проходить процесс согласования с высшим руководством организации аналогично Stage-gate model в проектном менеджменте. Соответствие получаемого на каждом этапе соотношения ANi/Ati к требуемому уровню ANрын/Atрын позволит руководству принимать обоснованное управленческое решение, позволяющее вовремя отказаться от реализации проекта, либо внести корректировки путем изменения потребительских характеристик товара, либо путем изменения времени вывода данного товара на рынок.
При производстве товара выявляется реально получаемое соотношение ANреальн/Atреальн, с которым товар будет выведен на рынок. Данное соотношение, прежде всего, определяется организационными и технологическими возможностями компании и сравнивается с требованиями рынка (ANрын/Atрын), ранее выявленными маркетологами организации. Фактически именно это определяет уровень получения добавленной стоимости предприятием-изготовителем, напрямую зависящий от степени созидательной активности (творческой энергии) каждого конкретного исполнителя бизнес-проекта.
После того как принимается решение о выводе товара на рынок, ему необходим дополнительный творческий импульс на пути к покупателю. Он создается за счет творческой энергии тех, кто призван продвигать инновационный товар на рынке. Прежде всего, рост творческой энергии товара (ANi^/Aw) возможен за счет повышения энергетики привлекательности упаковки, рекламных продуктов и качественной сети продаж. А это достигается не просто в результате обычного расширения сбытовой сети и рекламы, а за счет активного (иногда агрессивного) проявления творческой энергии специалистами в этой области бизнеса, создающих дополнительную ценность товару.
Отдельной частью является послепродажное обслуживание товара, которое само по себе является отдельной услугой, но тем не менее не может рассматриваться в отдельности от него. Так, невозможность отремонтировать товар после небольшой поломки уже после истечения гарантийного периода может оттолкнуть потребителя от его приобретения.
Заклю чение
1. Любой товар, выводимый на рынок, характеризуется утилитарными и эстетическими свойствами, которые формируются в результате затрат творческой энергии специалистов организации различных видов деятельности, которые могут оцениваться с помощью коэффициента творческой энергии ДМ/Дь. Поскольку данный коэффициент имеет динамический характер, именно это соотношение дает возможность оценивать работу каждого специалиста с позиций его творческого вклада в выполнение поставленных перед ними конкретных задач.
2. При решении задач импортозамещения необходимо исходить из требований соблюдения эмоционального и экономического равноправия между маркетологами, дизайнерами, конструкторами, технологами и экономистами, ответственными за выпуск изделий, замещающих импортные товары высокого эстетического и утилитарного уровня. Это объясняется необходимостью обеспечения обратной связи между стратегическими задачами, формулируемыми в результате маркетинговых исследований, и тактическими задачами, решаемыми на предприятии и оцениваемые экономистами. Это дает возможность оптимизировать выполнение производственных процессов, подбирая персонал с заданным уровнем не просто квалификации, как принято в настоящее время, а с позиций оценки творческого вклада каждого специалиста в выполнение заданных бизнес-процессов. Причем именно творческий вклад каждого создает добавленную стоимость выпускаемого изделия, товара или предоставляемой услуги.
3. Анализ деятельности специалистов, привлекаемых к выполнению работ в рамках бизнес-цепочки: маркетинг-дизайн-конструкция-технология-экономика, показал, что, с одной стороны, ни в коем случае нельзя никаким образом выделять каждого из специалистов как ведущего. Они все - равные среди равных. Но тем не менее, в случае отсутствия или явной недостаточности технологического обеспечения производства новых изделий, вся представленная цепь практически разрывается. То есть перед решением задач импортозамещения предприятие прежде всего должно реорганизовать свои производственно-технологические мощности.
ИСТОЧНИКИ:
1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fip.kpmo.ru/fip/info/13429.html.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «Об утверждении
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://base.garant. ru/.
3. Зазимко В.Н., Маслов А.Н. О типах тактического поведения инновационных
предприятий // Креативная экономика. — 2013. — № 8 (80). — с. 10-22. — http://www.creativeconomy.ru/articles/29372/.
4. Мельников О.Н. Случайно ли наступление эпохи креативной экономики? // Креативная
экономика. — 2013. — № 2 (74). — с. 118-126. — http://www.creativeconomy.ru/articles/28292/.
5. Мельников О.Н. Технологические подходы к управлению созидательными действиями
в бизнесе // Российское предпринимательство. — 2013. — № 22 (244). — с. 28-35. — http://www.creativeconomy.ru/articles/30471/.
6. Prahalad C.K., Ramaswamy V. Co-Creation Experiences: The Next Practice in Value Creation.
Journal of Interactive Marketing. 2004. Volume 18, Number 3. — http://deepblue.lib.umich.edu/bitstream/handle/2027.42/35225/20015_ftp.pdf.
7. Oslo Manual Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data, 3rd Edition (Russian
version) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/oslo-manual_9785760201737-ru.
8. Burcu Felekoglu, Anja M. Maier, James Moultrie. Interactions in new product development:
How the nature of the NPD process influences interaction between teams and management. Journal of Engineering and Technology Management Volume 30, Issue 4, October-December 2013, Pages 384-401. —
http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0923474813000532.
9. Hsiu-Hua Cheng, Heng-Li Yangb. The antecedents of collective creative efficacy for
information system development teams. Journal of Engineering and Technology Management Volume 33, July-September 2014, Pages 1-17. — http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0923474813000854.
10. Chung-Jen Chena, Tsung-Chi Liub, Mo-An Chuc, Yung-Chang Hsiaod. Intellectual capital and
new product development. Journal of Engineering and Technology Management Volume 33, July-September 2014, Pages 154-173. — http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0923474814000393.