Интеллект. Инновации. Инвестиции / Intelligence. Innovations. Investment • № 7, 2019
УДК 338.46 DOI: 10.25198/2077-7175-2019-7-83
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Е.В. Рожкова
Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность темы исследования вызвана следующими обстоятельствами: в современных условиях одним из наиболее значимых трендов на мировом уровне является активное развитие цифровых информационно-коммуникационных технологий. Цифровизация экономики становится одной из важнейших движущих сил глобального экономического роста, значительным образом ускоряет темпы развития практически всех сфер и отраслей народного хозяйства. Несомненно, цифровые технологии могут являться действенным инструментом в наращивании человеческого капитала страны, в том числе - посредством качественных изменений в сфере профилактических медицинских услуг, позволяющих предупредить заболевания и не дать развиться факторам риска здоровья. Целью исследования является выявление проблематики и перспектив развития рынка телемедицинских технологий как инструмента повышения доступности профилактических медицинских услуг в современных российских реалиях. В рамках исследования проблемы основным методом являлся аналитический метод. Были использованы результаты анализа современной законодательной базы, материалов Федеральной службы государственной статистики РФ, публикаций отечественных и зарубежных исследователей вопросов формирования и развития рынка телемедицины, а также профилактических медицинских услуг. В рамках результатов исследования выявлены основные характеристики профилактических медицинских услуг, обоснована авторская точка зрения по проблематике их доступности. Сделаны выводы о необходимости и направлениях развития телемедицинских услуг как актуального варианта решения выявленных проблем. Обоснована целесообразность развития сетевого сотрудничества медицинских и образовательных организаций в сфере медицинской профилактики. Научная новизна исследования заключается в том, что автором обоснована целесообразность и предложены направления использования телемедицинских технологий как инструмента решения проблем низкой временной и территориальной доступности профилактических медицинских услуг. Практическая значимость исследования: материалы статьи могут быть полезными как для дальнейшей разработки научных подходов и практических рекомендаций по развитию рынка инновационных профилактических медицинских услуг и сферы здравоохранения в целом. Активное использование цифровых технологий в сфере укрепления здоровья населения способно обеспечить значимые результаты в социально-экономическом развитии страны.
Ключевые слова: здравоохранение, медицинская профилактика, инновации, телемедицина, доступность медицинских услуг.
Для цитирования: Рожкова Е. В. Обеспечение доступности профилактических медицинских услуг: возможности цифровых технологий // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2019. - №. 7. - С. 83-89. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-7-83.
AVAILABILITY OF PREVENTIVE HEALTH SERVICES: OPPORTUNITIES
OF DIGITAL TECHNOLOGIES
E.V. Rozhkova
Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russia. e-mail: [email protected]
Abstract. The relevance of the research topic is caused by the following circumstances: in modern terms one of the most significant trends at the global level is the active development of digital information and communication technologies. Digitalization of the economy becomes one of the major driving forces of global economic growth, significantly accelerates the pace of development in practically all areas and sectors of the national economy. Without doubt, digital technology can be an effective tool in building the human capital of the country, including through qualitative changes in the field of preventive health services to prevent disease and not give to develop health risk factors. The aim of the study is to identify issues and development prospects of telemedicine technol-
ogy market as an instrument to enhance the availability of preventive health services in contemporary Russian realities. The study of the problem was the principal method of analytical method.Results of the analysis were used a modern legislative base materials of the Federal State statistics service of RUSSIA, publishing domestic and foreign researchers of the issues offormation and development of telemedicine market, as well as preventive health services. Based on the results of the study revealed the main characteristics ofpreventive health services, unsubstantiated the author's point of view on their availability. Are drawn conclusions on necessity and directions of the development of telemedicine services as actual solutions to the problems identified.The expediency of development cooperation network of medical and educational institutions in the field ofpreventive medicine. The scientific novelty of the research lies in the fact that the author of the expediency and directions of use of telemedi-cal technologies as a tool to address the problems of low temporal and territorial availability ofpreventive medical services.The practical significance of the research: materials articles may be useful both to further develop scientific approaches and practical recommendations for development of innovative preventive health and health services in General. Extensive use of digital technology in the field of health can provide meaningful results in socio-economic development of the country.
Keywords: healthcare, medical prevention, innovation, telemedicine, availability of medical services.
Cite as: Rozhkova, E.V. (2019) [Availability of preventive health services: opportunities of digital technologies]. Intellekt. Innovatsi. Investitsii [Intellect. Innovation. Investments]. Vol. 7, pp. 84-89. DOI: 10.25198/20777175-2019-7-83.
Введение
С развитием в рамках экономической науки теории человеческого капитала в 60-х гг. прошлого столетия усилилось экономическое обоснование важности долгосрочных инвестиций в «капитал здоровья». Подчеркнем, что, согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Аналогичным образом здоровье определяется и в Федеральном законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Понимание роли деятельности по охране здоровья как основы социальной защиты населения, безопасности общества и государства, формы консолидации общества в начале XXI века стало проявляться не только в политических заявлениях, но и в росте расходов на здравоохранение. Однако с учетом необходимости сокращения бюджетного дефицита многие государства вынуждены решать, как в условиях экономии государственных средств обеспечить повышение уровня общественного здоровья. Усиливает проблему и тот факт, что эффективность оказания медицинских услуг не всегда высокая. По сути, на сегодняшний день пока не создано ни в одном государстве такой системы здравоохранения, которая бы полностью устраивала общество, и в настоящее время реформы, связанные с поиском наиболее эффективных подходов к укреплению здоровья населения, охватили весь мир.
На наш взгляд, нужно говорить о необходимости смены парадигм: в условиях достижения предела возможностей дальнейшего роста расходов на здравоохранение очевидной стала необходимость
перехода от концепции экономики лечебной медицины к концепции оздоровления населения, усиливающей внимание на вопросах предупреждения, а не лечения заболеваний.
При этом крайне важно использование всего спектра инновационных решений, позволяющих обеспечить качественный рост сферы профилактических медицинских услуг. Одним из крайне актуальных и социально значимых направлений инновационного развития сферы здравоохранения сегодня является телемедицина. В этой связи задачи данного исследования - выявить специфику профилактических медицинских услуг, охарактеризовать проблематику их доступности для населения России, определить возможности телемедицины как инструмента решения обозначенных проблем.
Обзор научных источников
Среди ученых, внесших значительный вклад в исследование комплекса проблем, связанных с экономикой и организацией здравоохранения России и развитых стран, следует выделить Л.Д. Попович, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина [8], Г.Э. Улум-бекову [12, 13]. Проблематика и специфика инновационного развития сферы укрепления здоровья населения, обоснование необходимости и направлений формирования концепции экономики общественного здоровья представлены в монографии Н.С. Григорьевой, В.А. Садовничего, Т.В. Чубаро-вой [11], Б.И. Бояринцева [3; 10]. Существующие проблемы системы здравоохранения в России, уроки реформирования и вызовы для отрасли в ближайшие десятилетия отражены в трудах Н.А. Вос-колович [5] и М.Ю. Шерешевой [6].
Методологический аппарат исследования
В рамках обеспечения охраны здоровья населения приоритетным направлением деятельности
должно являться развитие системы профилактических мероприятий. В данном контексте, на наш взгляд, важно охарактеризовать специфику профилактических медицинских услуг как экономических благ.
Современные ученые, выделяя специфику подобного рода услуг как смешанных социально значимых благ, обращают внимание на проблему наличия изъянов рынка. Действительно, в сфере укрепления здоровья населения влияние рынка на параметрические характеристики услуг в значительной степени отличается от большинства других сфер деятельности [4, 9].
Учитывая позиции данных исследователей, можно охарактеризовать особенности профилактических медицинских услуг как экономических благ следующим образом:
- в отношениях между поставщиком и потребителем профилактических медицинских услуг существует определенная информационная асимметрия. Потребитель, как правило, не обладает всем тем объемом знаний, который дал бы возможность исключительно рационально выбрать медицинское учреждение и конкретного специалиста, предоставляющего профилактическую помощь высокого качества;
- ограниченная рациональность потребителя в отношении определения требуемого объема услуг и, соответственно, стоимости профилактических медицинских технологий. Потребитель не обладает достаточными компетенциями для определения набора медицинских исследований и оздоровительных процедур, соответственно, не способен в полной мере оценить обоснованность соотношения «цена - качество» профилактических услуг;
- нестабильность и неопределенность спроса на профилактические медицинские услуги. Спрос на них в определенной мере имеет нестабильный характер, так как определяется состоянием здоровья пациента. При возникновении серьезных проблем со здоровьем субъекта, рынок профилактических медицинских услуг, вполне вероятно, окажется не в состоянии защитить его от существенных затрат (что обусловливает, в частности, развитие рынка страховой медицины);
- в сфере укрепления здоровья спрос провоцируется предложением. Так, врачи, выступая в роли поставщиков профилактических медицинских услуг, диагностируют состояние пациентов, определяют меру их потребностей, назначают необходимые процедуры и т. п. При этом наличие экономических интересов представителей сферы медицинской деятельности провоцирует мотивы к оказанию профилактических медицинских услуг в чрезмерном объеме, что порождает определенные затратные тенденции;
- многие профилактические услуги обладают свойствами общественных благ, поскольку яв-
ляются объектами коллективного потребления, и, соответственно, их оказание одному субъекту не уменьшает ресурсы потребления для остального населения. Более того, в рамках определенных профилактических услуг (например, санитарно-гигиенические мероприятия) отсутствует возможность исключения других субъектов из процесса потребления;
- профилактические медицинские услуги являются социально значимыми (заслуженными) благами, причем существует несколько их типов. Первый тип - это те профилактические медицинские услуги, потребление которых нередко выходит за границы личных потребностей индивидов, так, например, услуги по укреплению здоровья женщин, их репродуктивной способности призваны содействовать выполнению общественных задач по регулированию демографической ситуации. Второй тип - услуги, несущие положительные внешние эффекты от потребления, например, по предотвращению инфекционных заболеваний. Третий тип -услуги, связанные с оказанием помощи людям в стрессовых ситуациях, в том числе - психологической и информационной поддержки. Четвертый тип - услуги, которые направлены на корректировку иррационального поведения субъектов (защита потребителей от самих себя).
Учитывая вышеобозначенные характерные черты профилактических медицинских услуг, обратим особое внимание на крайне важное, на наш взгляд, отличие их от медицинских услуг лечебного характера: потребление профилактических услуг предполагает иной формат взаимодействия производителя (продавца) и потребителя услуги, для поддержания здоровья на должном уровне требуется длительный контакт сторон. В идеале желателен постоянный мониторинг параметров, определяющих здоровье, и факторов риска его утраты.
Однако в современных условиях время - один из наиболее дефицитных ресурсов. Современный россиянин нередко испытывает нехватку времени на профилактические, как медицинские, так и общеоздоровительные, процедуры. Так, например, Комплексное наблюдение условий жизни населения, проведенное Федеральной службой государственной статистики РФ в 2016 году [7], показало, что у людей не столько отсутствует желание заниматься активным отдыхом (21,1% опрошенных), сколько нет времени на этот отдых (53,4%). Действительно, более половины респондентов (60,2%) отметили, что вынуждены работать на основной или дополнительной работе в выходные и/или праздничные дни. У сельчан проблемы усугубляются низкой территориальной доступностью мест для занятий - на это указали 28,8% респондентов из села, тогда как среди горожан такую проблему испытывают 4,5% опрошенных.
Проблема очередей в медицинских организациях также более актуальна для жителей сельской местности - на нее обратили внимание 24,1% опрошенных сельчан, тогда как в городе аналогичный показатель существенно ниже - 14,9%. Еще более остро стоит вопрос нехватки специалистов - 37,5% опрошенных указали на это (хотя в городе проблема также налицо - ее отметили 33,4% респондентов).
Таким образом, можно говорить о наличии проблемы временной и территориальной доступности профилактических услуг, особенно для жителей сельской местности.
Кроме того, проблему усугубляет и повышенная опасность заболевания после посещения медицинского учреждения с профилактической целью ввиду возможных контактов с больными людьми, являющимися разносчиками различного рода инфекций. Так, в США, согласно данным профильного журнала «Infection Control and Hospital Epidemiology», после профилактических визитов к врачу число заболевших вирусными инфекциями возрастает на 3,17% [2]. Иными словами, даже в случае высокой доступности профилактических медицинских услуг процесс их потребления связан с риском приобрести заболевание.
Результаты исследования
В настоящее время инструментом снижения остроты указанных проблем, безусловно, может служить развитие телемедицинских технологий. Глобальный характер) информатизации привел к тому, что ключевым фактором производства стали данные в цифровом виде, исп льзование и анализ которых позволяет оущественно повысить эффективность деятельности [14, Н5]. В сфере здравоохранения данные технологии позволяют обеспечить предоставление высококвалифицированной медицинской помощи пациентам отдаленных районов,
ускоряют обмен актуальной информацией между медицинскими работниками.
Согласно современному законодательству, телемедицинские технологии - это информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами, их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента. Такие технологии позволяют обеспечить предоставление высококвалифицированной медицинской помощи пациентам отдаленных районов от специалистов ведущих медицинских центров, ускоряют обмен актуальной специализированной информацией между медицинскими работниками.
Основными направлениями телемедицины с точки зрения профилактики заболеваемости являются:
- видеоконсультации, в том числе в режиме реального времени;
- теленаставничество и телеобучение;
- дистанционное обследование;
- динамическое наблюдение за состоянием здоровья пациентов и др.
Отметим, что телемедицинские технологии - не только недопущение критических ситуаций со здоровьем и доступ к высококлассным специалистам и оборудованию центральных клиник, но и экономия времени, транспортных расходов, создание комфорлных условий для потребителя услуг (по сути, решения телемедицины находятся на стыке медицинских и потребительских технологий). Телемедицин}' нельзя считать панацеей от всех проблем отечественного здравоохранения, однако она способна существенно смягчить проблему временной и территориальной доступности медицинских услуг.
Медицинское организации
Центры телеведацины
Центры медицинской профилактики
Технические, информационные и
Рисунок 1. Сетевое сотрудничество организаций в сфере медицинской профилактики
Считаем, что одним из актуальных направлений использования телемедицинских технологий является развитие сетевого сотрудничества таких структур, как центры медицинской профилактики и центры телемедицины с учреждениями образования, в первую очередь, находящимися в сельской местности, в силу уже указанной проблемы (рисунок 1).
Несомненно, важными направлениями сетевого сотрудничества являются телемедицинские консультации врачей и работников фельдшерско-акушерских пунктов, диагностическая работа мобильных телемедицинских комплексов в сельской местности российских регионов. Однако, как уже отмечалось, крайне важно в современных условиях обеспечить повышение внимания населения к медицинской профилактике, поэтому особый акцент сделаем на развитии сетевого сотрудничества в этом направлении.
В настоящее время медицинские организации имеют взаимосвязи с центрами медицинской профилактики и центрами телемедицины. Они существуют в каждом регионе, но сосредоточены, как правило, в областных и республиканских центрах. Соответственно, их услуги, в том числе по профилактической медицине, доступнее по всем параметрам городским жителям. Сельские жители, по уже названным причинам, в меньшей степени имеют возможность ими пользоваться.
В сельской же местности, по крайней мере, в районных центрах, значительные возможности по использованию телекоммуникационных технологий (наличие компьютеров, мультимедиаоборудо-вания, выход в Интернет) имеются у образовательных организаций.
Полагаем, что сетевое взаимодействие должно проявляться в организации на регулярной основе видеоконференций, вебинаров и иных информационно-образовательных мероприятий как разновидности профилактических медицинских услуг в малых группах в форме дополнительных образовательных программ.
Заключение
Подводя итоги, отметим, что важнейшей задачей в обеспечении социально-экономического развития страны является повышение уровня здоровья населения, что предполагает формирование здорового образа жизни и обеспечение высокого уровня качества и доступности медицинских услуг. Перспективным инструментарием решения данной задачи является использование потенциала телемедицинских технологий, в частности, сетевого сотрудничества центров медицинской профилактики и центров телемедицины с учреждениями образования, в первую очередь, находящимися в сельской местности.
Литература
1. Ахинов Г. А. Экономика общественного сектора. / Г. А. Ахинов, Е. Н. Жильцов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С.78-79.
2. Безопасное виртуальное здравоохранение / Официальный сайт СМИ «Телемедицина.ги» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://telemedicina.ru/news/world/bezopasnoe-virtualnoe-zdravoohranenie. (дата обращения: 25.03.2019).
3. Бояринцев Б. И. Инновационное развитие инфраструктуры здоровья населения евразийского пространства / Б. И. Бояринцев, Е. В. Рожкова, Ю. В. Чесноков // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 2014. - № 1. - С. 99-104.
4. Бояринцев Б. И. Экономика здоровья населения. / Б. И. Бояринцев, А. А. Гладышев. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001. - 102 с.
5. Восколович Н. А. Доступность медицинской помощи как основа формирования современного качества жизни населения. В кн.: Междисциплинарные исследования экономики и общества. - М.: Макс-Пресс, 2014. - 336 с.
6. Институциональные изменения в социальной сфере российских регионов: Коллективная монография / под ред. М. Ю. Шерешевой. - М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2017. -260 с.
7. Комплексное наблюдение условий жизни населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.gks.ru/free_doc/new_site/kouz16/index.html. (дата обращения: 25.03.2019).
8. Модернизация здравоохранения: новая ситуация и новые задачи/ Л. Д. Попович и др. / под ред. И. М. Шеймана, С. В. Шишкина. - М.: Изд.дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 232 с.
9. Основы экономики здоровья населения России: Монография / Г. Н. Арустамян, О. А. Багуцкая, Б. И. Бояринцев и др. / Под ред.: Е. В. Егорова, В. А. Морозова. - М.: Креативная экономика, 2015. - С. 75.
10. Рожкова Е. В. Инновационный механизм финансирования здравоохранения / Б. И. Бояринцев, Е. В. Рожкова // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 5. - С. 409.
11. Садовничий В. А. От традиций к инновациям: реформы здравоохранения в современном мире / В. А. Садовничий, Н. С. Григорьева, Т. В. Чубарова. - М.: Экономика, 2012. - 286 с.
12. Улумбекова Г. Э. Реформа здравоохранения США: уроки для России [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения. - 2012. - № 5. - Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/ view/429/30/ (дата обращения: 25.03.2019).
13. Улумбекова Г. Э. Система здравоохранения Российской Федерации: итоги, проблемы, вызовы и пути решения // Вестник Росздравнадзора. - 2012. - № 2. - С. 33-39.
14. Goldfarb A., Tucker C. Digital Economics // Working Paper 23684 National Bureau Of Economic Research, Cambridge, MA, August 2017, P. 91 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nber.org/ papers/w23684 (дата обращения: 25.03.2019).
15. Hungerland F. et al. The digital economy, Strategy 2030 - Wealth and Life in the Next Generation, 2015, No. 21e, P. 63 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdl.handle.net/10419/121322 (дата обращения: 25.03.2019).
References
1. Ahinov, G.A., ZHil'cov, E.N. (2008) Ekonomika obshchestvennogo sektora[Public economics]. Moscow: Infra-M, pp. 78-79. (In Russ.).
2. Secure virtual health/MEDIA official website "Telemedicina.ru" (2019) Available at: https://telemedicina. ru/news/world/bezopasnoe-virtualnoe-zdravoohranenie (accessed 25.03.2019) (In Russ.).
3. Boyarincev, B.I., Rozhkova E.V., Chesnokov Y.V (2014) [Innovative public health infrastructure development of the Eurasian space]. Innovacionnoe razvitie infrastruktury zdorov'ya naseleniya evrazijskogo prostranstva [The philosophy of economics. Almanac of the center of social sciences and the Faculty of Economics of Moscow State University]. Vol. 1, pp. 99-104. (In Russ.).
4. Boyarincev, B.I., Gladyshev, A.A. (2001) Ekonomika zdorov'ya naseleniya [Health Economics]. The Faculty of Economics of Moscow State University, TEIS, 102 p. (In Russ.).
5. Voskolovich, N.A. (2014) Dostupnost' medicinskoj pomoshchikakosnova formirovaniya sovremennogo kachestva zhizni naseleniya[The availability of medical care as the Foundation of a modern quality of life]. Mezhdisciplinarnye issledovaniya ekonomiki i obshchestva [Interdisciplinary studies of the economy and society]. Moscow: MaksPress 336 p. (In Russ.).
6. Sheresheva, M.Y. (2017) Institucional'nye izmeneniya v social'noj sfere rossijskih regionov [Institutional changes in the social sphere of the Russian regions]. Moscow: The Faculty of Economics of Moscow State University, 260 p.(In Russ.).
7. Kompleksnoe nablyudenie uslovij zhizni naseleniya (2016) [Integrated monitoring of the living conditions of the population]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/kouz16/index.html(accessed 25.03.2019) (In Russ.).
8. Popovich, L.D., Sheiman, I.M., Shishkin, S.V. (2014) Modernizaciyazdravoohraneniya: novaya situaciya i novye zadach [Health care modernization: new situations and new tasks] Moscow: Publishing House «Business» RANHiGS, 232 p. (In Russ.).
9. Arustamyan, G.N., Baguckaya, O.A., Boyarincev, B.I., (2015) Osnovy ekonomiki zdorov'ya naseleniya Rossii [Essentials of Economics health Russia]. Moscow: Kreativnaya ekonomika, 464 p, p 75. (In Russ.)
10. Boyarintsev, B.I., Rozhkova, E.V. (2014) [Innovative health financing mechanism]. Audit i finansovyj analiz [Audit and financial analysis].Vol. 5, pp. 409. (In Russ.).
11. Sadovnichy, VA., Grigoryeva, N.S, Chubarova, T.V. (2012) Ot tradicij k innovaciyam: reform zdravoohraneniya v sovremennom mire [From tradition to innovation: health care reform in the modern world]. Moscow: The Economy, 286 p.
12. Ulumbekova, G.E. (2012) Reforma zdravoohraneniya SSHA: uroki dlya Rossii [Healthcare reform: lessons for the United States to Russia] Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Social aspects of health]. Vol. 5. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/429/30/(In Russ.) (accessed 25.03.2019).
13. Ulumbekova, G.E. (2012) Sistema zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii: itogi, problemy, vyzovy i puti resheniya [Healthcare system of the Russian Federation: results, problems, challenges and solutions]. Vestnik Roszdravnadzora [Herald of Roszdravnadzor]. Vol. 2, pp. 33-39. (In Russ.).
14. Goldfarb, A., Tucker, C. (2017) Digital Economics. Working Paper 23684 National Bureau Of Economic Research, Cambridge, MA, August 2017, pp. 91/ Available at: http://www.nber.org/papers/w23684(accessed 25.03.2019) (In Eng.).
15. Hungerland, F. (2015) The digital economy, Strategy 2030 Wealth and Life in the Next Generation. Vol. 21e, p. 63. Available at: http://hdl.handle.net/10419/121322(accessed 25.03.2019) (In Eng.).
Информация об авторе:
Екатерина Владимировна Рожкова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управ-
ления Института экономики и бизнеса, Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Россия e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.04.2019; принята в печать 29.10.2019. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Information about the author:
Ekaterina Vladimirovna Rozhkova, Candidate of Economic Science, Associate professor, Department of Economics and Business Institute of Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russia e-mail: [email protected]
The paper was submitted: 04.04.2019. Accepted for publication: 29.10.2019. The author has read and approved the final manuscript.