удк 34303 Обеспечение безопасности туристической индустрии — одна из важнейших составляющих ее эффективного развития
Кобец Петр Николаевич, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, доктор юридических наук, профессор
Аннотация: В данной статье автором рассматривается круг проблемных вопросов построения и развития эффективной системы обеспечения безопасности в отечественной туристической индустрии. Поскольку мониторинг различных отечественных и зарубежных научных изданий и СМИ, свидетельствует о том, что интерес к деятельности туристической полиции с каждым годом только возрастает. И данный феномен имеет под собой реальные основания, поскольку в условиях начала 2020-х гг. XXI столетия в силу ряда объективных обстоятельств динамичное формирование и эволюционирование туристической отрасли во многих государствах мира становится невозможным без обеспечения комфорта и безопасности зарубежных туристов в период их пребывания на территории иностранных государств. Во многом это связано с тем, что туристический комплекс продолжает оставаться одним из крупнейших генераторов преступной активности. В процессе исследования автор приходит к выводу о том, что большую помощь по решению проблемных вопросов в совершенствовании системы безопасности туристической сферы за рубежом оказывают специализированные подразделения туристической полиции. Ключевые слова: турин-дустрия, экономическое развитие, обеспечение безопасности, туристическая полиция, туристические рейтинги, туристические риски, предупреждение преступности, развитие туристического комплекса.
Ensuring the safety of the tourism industry is one of the most important components of its effective development
Kobets Petr Nikolayevich, chief researcher of Russian research institute of Ministry of internal affairs of Russia, doctor of sciences (law), professor
Annotation: In this article, the author considers a range of problematic issues of building and developing an effective security system in the domestic tourism industry. Since monitoring of various domestic and foreign scientific publications and mass media shows that interest in the activities of the tourist police is only increasing every year. And this phenomenon has a real basis, because in the conditions of the beginning of the 2020s. Due to a number of objective circumstances, the dynamic formation and evolution of the tourism industry in many countries of the world becomes impossible without ensuring the comfort and safety of foreign tourists during their stay in foreign countries. This is largely due to the fact that the tourist complex continues to be one of the largest generators of criminal activity. In the course of the research, the author comes to the conclusion that specialized units of the tourist police provide a great help in solving problematic issues in improving the security system of the tourism sector abroad. Keywords: tourism industry, economic development, security, tourist police, tourist ratings, tourist risks, crime prevention, development of the tourist complex.
В большинстве государств мира значение туристической сферы, являющейся источни-
Научно-практический журнал
ком при формировании валового внутреннего продукта, валютных поступлений и расширения международных контактов, только усиливается и возрастает. Анализ мировых статистических данных свидетельствует о том, что развитие туристической отрасли способствует оздоровлению всей экономики государства, повышая тем самым уровень жизни граждан. Всемирным советом в сфере путешествий и туризма World Travel & Tourism Council (далее — WTTC) [1], являющимся международной неправительственной общественной организацией, отводится нашей стране одно из мест в первой десятке государств — лидеров по темпу роста рабочих мест в сфере туризма. Деятельность WTTC включает в себя исследования экономических и социальных последствий туристической отрасли, так и организацию глобальных и региональных саммитов, посвященных вопросам и событиям, имеющим отношение к отрасли [2].
На протяжении более чем 30 лет WTTC проводил исследования экономического воздействия путешествий и туризма в 185 странах и таких вопросов, как перенаселенность, налогообложение, разработка политики и многие другие. WTTC работает над повышением осведомленности правительств о важности сектора путешествий и туризма как одного из крупнейших секторов мировой экономики, поддерживающего каждое десятое рабочее место (330 миллионов) во всем мире и генерирующего 10,3 % мирового ВВП. Во время пандемии COVID-19 WTTC круглосуточно сотрудничает с правительствами и другими ассоциациями, чтобы безопасно пе-
резапустить сектор путешествий и туризма. По данным отчета WTTC, совокупный вклад туризма в мировой валовой внутренний продукт оценивается на уровне 10,4 % или около 8,3 трлн долларов США (3,2 % — оценка прямого вклада туризма без учета косвенных и индуцированных эффектов на экономику), при этом 1 из 10 рабочих мест в мире создается в туристском секторе. Прямой вклад туризма в государствах — членах Организации экономического сотрудничества и развития, согласно отчету о трендах и политике в области туризма за 2018 год, в среднем составляет 4,2 % в валовой внутренний продукт; 6,9 % занятость; 21,7 % объем экспорта услуг.
Согласно анализу Всемирной туристской организацией — United Nations World Tourism Organization (далее — UNWTO) [3], являющейся специализированным учреждением ООН и которой поручено содействовать развитию ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, существует несколько сценариев связанных с восстановлением международного туризма после пандемии COVID-19. Согласно данным UNWTO, по итогам 2020 г. число международных туристических прибытий снизится с 58 до 80 %. По оценке указанной организации, согласно первому сценарию восстановления туристической отрасли возможно в случае снижения международных туристических рейсов на 58 % и выхода стран из карантина с открытием границ в июле. Согласно второму сценарию, туристические поездки сократятся на 70 % и границы между странами откроют в конце сентября. По третьему — самому неблагопри-
ятному сценарию поездки будут возобновлены с декабря, и туристическая сфера потеряет 78 % рынков и прибыли, от 850 млн до 1,1 млрд международных туристических прибытий. Снижение туристической выручки может достигнуть от 1,2 трлн долларов. В группе риска может оказаться около 100-120 млн рабочих мест [4].
Анализ статистических данных по России позволяет сделать вывод о росте основных показателей туристической отрасли, учитываемых в рейтинге [5].
В 2020 году оценивалось 180 стран. Полученные в результате оценки рейтинги дают основание судить о том, какие уровни рисков существуют в настоящее время для путешествий по той или иной стране. Рейтинг опубликован французским сайтом — агрегатором страхования «^иМу». Рейтинг включает как данные, касающиеся насилия (убийства, терроризм), так и данные о безопасности для здоровья туристов (эпидемия, базовая санитария, качество воздуха и т. д.), а также безопасность на транспорте. Россия занимает 86 место. Оценка велась по 100-балловой шкале. Самая низкая оценка России была дана в категории «Насилие», которая состоит из двух показателей: умышленные убийства и терроризм — всего 17 баллов из 100. «Транспортная безопасность» в России оценена на 41 балл. Самый высокий балл отдан защите здоровья — 83. А защита от ЧС получила 74 балла из 100. Другие страны СНГ: Беларусь (48 место), Азербайджан (52 место), Туркменистан (60 место), Молдова (66 место), Грузия (68 место), Казахстан (71 место), Армения
(72 место), Украина (83 место), Таджикистан (93 место) и Кыргызстан (106 место) [6].
Несомненно, рейтинги хороши при условии, что они сформированы профессионально, исключительно на основании прозрачных и обоснованных критериев, независимыми от политического и иного влияния экспертами и специалистами. Можно, конечно, совершенно спокойно ставить под сомнение и этот рейтинг, учитывая, в частности, целый ряд случаев террористических атак в Европе, а также весьма нестабильную внутриполитическую обстановку во Франции из-за забастовок. Они нас так видят и оценивают. Нельзя недооценивать сведения, которые стекаются в столь весомые европейские организации, которые указаны выше.
Туристический сектор является сложной системой, который во многом зависит от ряда причин и условий, и в частности от человеческого фактора, туристическая отрасль является одной из уязвимых сфер в плане обеспечения безопасности, в том числе и антитеррористической [7, с. 36].
В этой связи очень важно отметить, что туристам необходимо ощущение безопасности, чувство комфорта и уверенности в том, что с ними ничего плохого не произойдет, а если что-то случится, то своевременно и профессионально будет оказана необходимая помощь. Это особенно ощущается в современных реалиях [8, с. 114]. В условиях начала 2020-х гг. XXI столетия безопасному отдыху туристов мешает ряд причин, начиная от пандемии и заканчивая преступными проявлениями в рассматриваемой сфере.
Безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествиях касаются широкого круга проблем, в том числе создания специальной полицейской службы. Данное подразделение, аналог скорой помощи в медицине, помогает иностранным гражданам оперативно решить возникшие проблемные вопросы на территории иностранных государств.
На сегодняшний день туристической полицией располагают многие страны мира [9, с. 23]. Результаты маркетинговых исследований свидетельствуют о том, что лучшая организация деятельности правоохранительных органов по работе с туристами среди европейских стран осуществятся в Ирландии, а среди азиатских — в Малайзии [10, с. 297].
В том числе великолепно и эффективно функционируют подразделения туристической полиции МВД отдельных государств — участников СНГ (Киргизии, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана) [11, с. 132-141] и в иных государствах постсоветского пространства [12, с. 27], положительный опыт деятельности которых был бы весьма полезен для нашей страны.
Так, в частности, заместитель премьер-министра Узбекистана Азиз Абдухакимов в недавнем интервью «Газете^» осветил основные положения инициатив, которые превратят сферу туризма в один из локомотивов дальнейшего развития страны. Им было отмечено, что в первом пункте Плана мероприятий на 2019 г. по реализации концепции говорится об обеспечении безопасности туризма. Он также подчеркнул, что прорабатывается вопрос по внедрению программы «Уз-
бекистан — мой второй дом», которая даст иностранцам возможность получать визы на длительные сроки. Со слов премьер-министра Узбекистана, концепция развития туризма предусматривает расширить и диверсифицировать туристические продукты, ставка делается на то, чтобы в дальнейшем развивать паломнический туризм, экотуризм, агро-туризм, этнотуризм, спортивный, деловой и другие виды туризма [13].
В г. Самарканде в ходе реализации Программы при УВД области было создано управление по обеспечению безопасного туризма. В настоящее время областное управление состоит из 45 человек. Всех сотрудников оснастили планшетным персональным компьютером, в котором есть приводчик мобильных приложений, и в том числе информация, касающаяся правил пребывания в стране, условий регистрации, выдачи виз, а также другие полезные сведения [14]. Во многих местах, где расположены крупные исторические достопримечательности, находятся специальные пункты, в которых сотрудники туристической полиции могут оформить необходимые документы или оказать помощь туристам.
Туристическую милицию Таджикистана, входящую в структуру МВД страны, создали в 2018 г. по решению Правительства [15]. В августе 2018 г. МВД Киргизии выступило с заявлением о том, что в конце года сформирует подразделения туристической милиции [16].
Впервые идея создания туристической полиции в Азербайджане была предложена председателем Ассоциации туризма Азербайджана Нахидом Багировым, который отмечал,
что в соседних с Азербайджаном странах активно функционируют подразделения туристической полиции, как например в Турецкой Республике. Н. Багиров уверен, что в Азербайджане туристическая полиция также способна решать возникающие в туристической отрасли проблемы. По словам председателя Государственного агентства по туризму Азербайджана, все работники туристической сферы должны быть заинтересованы в улучшении качества предоставляемых услуг [17].
О том, что в МВД Азербайджана обсуждается вопрос об организации туристической полиции, было заявлено и руководителем аппарата Государственного агентства по туризму Азербайджана. Им также было отмечено, что предварительное соглашение о функциях сотрудников туристической полиции уже принято. Сотрудники туристической полиции будут иметь специальное форменное обмундирование [18].
Одним из самых распространенных преступлений, совершаемых в Латвии в отношении иностранных туристов — карманные кражи, вследствие которых потерпевшие лишаются кошельков и мобильных телефонов. Как правило, такие хищения совершаются в местах, где наблюдается большое скопление людей, в таких условиях проще совершить хищение. Следующими потенциально опасными с точки зрения безопасности для туристов имеющие высокую степень риска являются развлекательные заведения, в которых зачастую их обманывают, давая сдачу несоизмеримую с потраченной суммой. Как показывает полицейская практика, эти два вида правонаруше-
ний наиболее часто совершаются в отношении туристов. В этой связи в целях предупреждения правонарушений в отношении туристов туристические полицейские распространяют специальную литературу, содержащую информацию о наиболее опасных и криминогенных районах, которые не рекомендуются для посещения, особенно в ночное время. Специальная профилактическая работа проводится и в отношении персонала отелей и гостиниц. Им рекомендуется информировать туристов о том, как им не стать жертвами преступлений и самим не оказаться в сложных и неприятных ситуациях [19].
В целях выполнения поставленной перед сотрудниками туристической полиции задачи им необходимо постоянно и эффективно контактировать не только с учреждениями туристической сферы, но и с органами государственной власти и управления [20, с. 210]. Сотрудники туристической полиции также контролируют исполнение законодательных норм туристической индустрии, осуществляют надзор за деятельностью предприятий туристического сектора для того, чтобы обеспечивалось высококачественное обслуживание и защита туристов.
Особо следует акцентировать внимание на том, что устроиться на работу в рассматриваемые службы весьма непросто. Во многих странах претенденты на работу в подразделения туристической полиции обучаются на обязательных курсах и только получив высший балл могут быть допущены к прохождению службы в туристической полиции.
Проведенный мониторинг СМИ показал, что
Научно-практический журнал
в условиях начала 2020-х гг. XXI столетия многие российские регионы с интенсивным турпотоком поддерживают создание подразделений специальной туристической полиции. На Кубани считают, что своеобразным аналогом туристической полиции могло бы стать казачье войско, которое с 2009 года участвует в обеспечении общественного порядка в Краснодарском крае [21]. Туристический поток продолжает расти, в связи с чем во Владивостоке с 1 февраля 2020 года создан специализированный взвод туристической полиции. Подразделение туристической полиции создано в составе УМВД, а визуально отличить сотрудников нового взвода можно будет по нарукавной повязке с надписью «туристическая полиция» на русском и английском языках. Туристы смогут обратиться к такому полицейскому с любой просьбой: например, узнать, как пройти в картинную галерею или театр, где в городе самое эф-
фектное место для фотографий [22].
Проведенный анализ свидетельствует о том, что среди основных задач, выполняемых сотрудниками туристической полиции в рассмотренных государствах, основной является умение оказать любую необходимую помощь как туристам из иностранных государств, так и внутренним туристам. В целях выполнения поставленной перед сотрудниками туристической полиции задачи им необходимо постоянно и эффективно контактировать не только с учреждениями туристической сферы, но и с органами государственной власти и управления. Сотрудники туристической полиции также контролируют исполнение законодательных норм туристической индустрии, осуществляют надзор за деятельностью предприятий туристического сектора для того, чтобы обеспечивалось высококачественное обслуживание и защита туристов.
Примечания
1. World Travel & Tourism Council (WTTC) represents the Travel & Tourism sector globally. URL: https://wttc.org (дата обращения: 10.12.2020).
2. WTTC: Looking for daylight after yellow flag. URL: https://www.travelweekly.com (дата обращения: 10.12.2020).
3. United Nations World Tourism Organization. URL: https://www.unwto.org (дата обращения: 10.12.2020).
Notes (transliteration)
1. World Travel & Tourism Council (WTTC) represents the Travel & Tourism sector globally. URL: https://wttc.org (date of application: 10.12.2020).
2. WTTC: Looking for daylight after yellow flag. URL: https://www.travelweekly.com (date of application: 10.12.2020).
3. United Nations World Tourism Organization. URL: https://www.unwto.org (date of application: 10.12.2020).
4. Туризм во время пандемии. Каким будет сервис и что ждет туристическую отрасль. URL: https://vc.ru (дата обращения: 10.12.2020).
5. Опубликован национальный туристический рейтинг. URL: https://www.tourismsafety.ru (дата обращения: 10.12.2020).
6. 86 место: так оценил французский сайт-агрегатор страхования Россию в рейтинге безопасности для туристов. URL: https://www. tourismsafety.ru (дата обращения: 10.12.2020).
7. Кобец П. Н. Совершенствование антитеррористических мер безопасности на объектах транспорта // Научный портал МВД России. 2020. N 1 (49). С. 35-45.
8. Кобец П. Н. Международные правовые проблемы обеспечения безопасности в тури -стической сфере // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий: сборник научный статей по итогам работы шестого круглого стола с международным участием. М., 2020. С.113-114.
9. Кобец П. Н. Особенности обеспечения безопасности сферы туризма подразделениями туристической полиции государств Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии // Туризм: право и экономика. 2019. N 2. С. 22-24.
10. Митюнова И. Г. К вопросу о целесообразности создания туристической полиции в России // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2018. N 4-1. С. 296-300.
11. Кобец П. Н. Становление подразделений туристической полиции (милиции) в государствах — участниках Содружества независимых Государств // Туризм: право и экономика. 2020. N 1. С. 30-32.
4. URL: https://vc.ru (date of application: 10.12.2020) (in Russ.).
5. URL: https://www.tourismsafety.ru (date of application: 10.12.2020) (in Russ.).
6. URL: https://www.tourismsafety.ru (date of application: 10.12.2020) (in Russ.).
7. Kobets P. N. Nauchnyy porta! MVD Rossii, 2020, no. 1 (49), pp. 35-45 (in Russ.).
8. Kobets P. N. Global'naya ekonomika v XXI veke: rol' biotekhnologiy i tsifrovykh tekhnologiy. Moscow, 2020, pp.113-114 (in Russ.).
9. Kobets P. N. Turizm: pravo i ekonomika,
2019, no. 2, pp. 22-24 (in Russ.).
10. Mityunova I. G. Obshchestvennaya bez-opasnost', zakonnost' i pravoporyadok v III ty-syacheletii, 2018, no. 4-1, pp. 296-300 (in Russ.).
11. Kobets P. N. Turizm: pravo i ekonomika,
2020, no. 1, pp. 30-32 (in Russ.).
12. Kobets P. N. Turizm: pravo i ekonomika, 2020, no. 4, pp. 25-28 (in Russ.).
13. URL: https://www.gazeta.uz (date of application: 10.12.2020) (in Russ.).
14. URL: https://podrobno.uz (date of application: 10.12.2020) (in Russ.).
15. URL: http://life.ansor.info (date of application: 10.12.2020) (in Russ.).
16. URL: https://informburo.kz (date of application: 10.12.2020) (in Russ.).
17. URL: https://minval.az (date of application: 10.12.2020) (in Russ.).
18. URL: https://moscow-baku.ru (date of application: 10.12.2020) (in Russ.).
Nauchno-prakticheskiy zhurnal
12. Кобец П. Н. Опыт работы подразделений туристической полиции в государствах постсоветского пространства // Туризм: право и экономика. 2020. N 4. С. 25-28.
13. «Узбекистан продолжит открываться миру» — Азиз Абдухакимов. URL: https://www. gazeta.uz (дата обращения: 10.12.2020).
14. Туристическая полиция Самарканда с начала года выявила семь притонов в гостиницах. URL: https://podrobno.uz (дата обращения: 10.12.2020).
15. Туристическая милиция в Таджикистане. URL: http://life.ansor.info (дата обращения: 10.12.2020).
16. Туристическую милицию создают в Кыргызстане после инцидента в горах Таджикистана. URL: https://informburo.kz (дата обращения: 10.12.2020).
17. В Азербайджане предлагается создать туристическую полицию. URL: https://minval.az (дата обращения: 10.12.2020).
18. В Азербайджане появится туристическая полиция. URL: https://moscow-baku.ru (дата обращения: 10.12.2020).
19. Туристическая полиция навела кое-какой порядок в Вецриге. URL: https://rus.lsm.lv (дата обращения: 10.12.2020).
20. Дубинецкий В. В., Бакин А. В., Козлов Л. Н. Права и действия сотрудников туристической полиции при обеспечении общественного порядка и безопасности во время проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 // Инновационное развитие. 2018. N 4 (21). С. 209-210.
19. URL: https://rus.lsm.lv (date of application: 10.12.2020) (in Russ.).
20. Dubinetskiy V. V., Bakin A. V., Kozlov L. N. Innovatsionnoye razvitiye, 2018, no. 4 (21), pp. 209-210 (in Russ.).
21. URL: https://travel.rambler.ru (date of application: 10.12.2020) (in Russ.).
22. URL: https://rusunion.com (date of application: 10.12.2020) (in Russ.).
21. Регионы оценили идею ввести туристическую полицию. URL: https://travel.rambler.ru (дата обращения: 10.12.2020).
22. Туристическая полиция — миф или реальность? URL: https://rusunion.com (дата обращения: 10.12.2020).