ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ_у»/ *
© Коллектив авторов, 2011 г. УДК 616-084+616-036.865]:612.68
Н. И. Жернакова, К. И. Прощаев, Р. Ф. Капустин, А. Н. Ильницкий, Г. Н. Совенко, Х. К. Мартинес Гарсес
ОБЕСПЕЧЕНИЕ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ КАК ВЫПОЛНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ОБЩЕСТВА
Белгородский государственный университет; Белгородская государственная сельскохозяйственная академия
Изучено 629 случаев оказания реабилитационно-про-филактической помощи пожилым пациентам (патология -остеоартроз в сочетании с артериальной гипертензией и/или ИБС в виде стенокардии 1-2 функционального класса и/или неосложненным сахарным диабетом 2 типа; возраст пациентов - от 60 до 73 лет, средний возраст - 64,2±3,2 года). Применены следующие методы: социологический, экспертный, клинические (физикальное, лабораторное, рентгенологическое обследование, определение реабилитационного потенциала, функционального класса, прогноза и т. д.), математико-статистические. Согласно экспертной оценке, в целом технологии годичного динамического наблюдения можно признать отличными в 4,5 % случаев (28 наблюдений), хорошими - в 31,8 % (200 случаев), удовлетворительными - в 49,6 % (312 случаев), неудовлетворительными - в 14,1 % (89 случаев). Первая группа факторов, влияющих на эффективность реабилитационно-профилак-тических программ, представляет собой факторы, отражающие непосредственно характеристики врача-терапевта. К ним можно отнести квалификацию врача (с2=8,5, р<0,05), отношение к работе (с2=6,9, р<0,05), знание современных подходов и стандартов оказания помощи больным (с2=7,5, р<0,05), умение установить адекватный контакт во взаимоотношениях с пациентом (с2=7,1, р<0,05), наличие/отсутствие терапевтического обучения пациента (с2=9,2, р<0,05), его характер (с2=9,3, р<0,05), полнота обследования (с2=7,3, р<0,05), своевременность обследования (с2=6,9, р<0,05), характер медикаментозного воздействия (%2=7,0, р<0,05). Вторая группа факторов отражает организацию работы конкретной медицинской бригады: предоставление пациенту возможности свободного выбора врача (с2=7,3, р<0,05), характер распорядка рабочего дня врачей отделения (с2=9,1, р<0,05), распределение нагрузки между врачами (с2=6,6, р<0,05) и т. д. Третья группа факторов - внутриучрежден-ческие - связаны с характером взаимоотношений между различными отделениями (с2=8,4, р<0,05) и т. д. Группу факторов, связанных с клинической и медико-социальной
характеристикой пациента, представляют давность заболевания, стадия заболевания (с2=8,5, р<0,05), уровень терапевтической грамотности (с2=8,8, р<0,05), приверженность выполнению рекомендаций (с2=6,8, р<0,05), удовлетворенность пациентов (с2=7,4, р<0,05).
Задачами профилактических программ являются: 1) улучшение показателей физической работоспособности (с2 = 7,6, р<0,05); 2) повышение уровня повседневной активности, включая бытовую активность и профессиональную деятельность у работающих пенсионеров (с2 =6,9, р<0,05); 3) улучшение или стабилизация объективного статуса (с2=8,0, р<0,05); 4) повышение качества жизни (с2=9,2, р<0,05); 5) повышение уровня знаний пациента о своем заболевании (с2=7,8, р<0,05); 6) уменьшение влияния факторов риска, вредных привычек и снижение негативного влияния сопутствующих заболеваний (с2=8,9, р<0,05);
7) трудоустройство (для работающих пенсионеров) с исключением производственных факторов, оказывающих травмирующее и антисаногенное влияние (с2=8,0, р<0,05);
8) предупреждение инвалидности (с2=7,9, р<0,05).
Важным моментом реабилитационно-профилактиче-ских программ является терапевтическое обучение пожилых пациентов и членов их семей. Оно должно подчиняться следующим принципам: принцип соответствия -терапевтическое обучение должно соответствовать другим компонентам профилактических технологий; принцип гармоничности - гармония между целями программы и конечным результатом; принцип пригодности - адаптирование программы к уровню знаний пациента, предшествующему опыту, включая уровень его образованности и возможность восприятия; принцип индивидуализации, позволяющий пациентам получать ответы на персональные вопросы или инструкции согласно индивидуальному прогрессу в знаниях; принцип обратной связи - помогает медицинскому работнику и пациенту определить, как хорошо последний усвоил материал и какого прогресса достиг; принцип привлечения в терапевтическое обучение членов семей пожилого пациента - необходим, учитывая социальную, а иногда и психологическую зависимость пожилых пациентов; принцип закрепления полученных знаний - один из компонентов терапевтического обучения, отличный от обратной связи, который предназначен для вознаграждения желаемого изменения поведенческих реакций; принцип помощи в выполнении рекомендаций - относится к мерам, помогающим пациентам выполнить рекомендуемые действия или устранить препятствия; принцип командности - успешный контроль над заболеванием возможен только при условии, когда в образовании пациентов участвуют специалисты различных специальностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лебедев, И. В. Продление активной жизни как социальный заказ в исторической перспективе / И. В. Лебедев // Геронтолог. журн. им. В. Ф. Купревича. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
2. Прощаев, К. И. Избранные лекции по гериатрии / К. И. Прощаев, А. Н. Ильницкий, С. С. Коновалов. - СПб. : ПраймЕврознак, 2008. - 778 с.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • №-2 • 2011
3. Lebourg, E. Correlational Analysis in Comparative Gerontology : An Examination of Some Problems / E. Lebourg // Experimental gerontology. - 1996. - Vol. 31. - № 6. - P. 645-653.
© Н. В. Павлова, Е. Б. Павлова, 2011 г. УДК 616.917-053.32-036.22(470.23-2)
Н. В. Павлова, Е. Б. Павлова
КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИ-ЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКАРЛАТИНЫ У ДЕТЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (2003-2009 гг.)
Кафедра инфекционных заболеваний у детей имени профессора М. Г. Дани-левича Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии
Стрептококковая инфекция остается в числе наиболее острых проблем здравоохранения во всех странах, что определяется широким распространением стрептококков группы А и огромным социально-экономическим ущербом, наносимым данной патологией [7]. В России регистрируется около 2,8 млн (2008 г.) заболеваний стрептококковой этиологии. Заболеваемость скарлатиной детей в возрасте до 14 лет в Российской Федерации в последние годы составляет 200-250 на 100 тыс. детского населения [1]. По данным Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Санкт-Петербурга, заболеваемость скарлатиной в 2009 г. составила 650 на 100 тыс. детского населения. В последние десятилетия скарлатина протекает как нетяжелое заболевание с возможным формированием очагов в детских дошкольных учреждений [5]. В то же время сохраняется риск серьезных осложнений, даже летальных исходов. Ревматизм, одно из грозных осложнений стрептококковой инфекции, встречается в России с частотой 19,3, а среди детей - 16,7 на 100 тыс. населения и является основной причиной пороков сердца и инвалидизации населения [3].
Цель исследования - провести сравнительный анализ клинико-эпидемиологических особенностей скарлатины у больных детей, госпитализированных в стационар, и детей из очагов стрептококковой инфекции, получавших лечение в амбулаторных условиях.
Проведено клинико-эпидемиологическое наблюдение за 162 больными скарлатиной, госпитализированными в инфекционное отделение №1 Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии в 2003-2009 гг. Проанализированы истории развития (амбулаторные карты) 78 детей из очагов стрептококковой инфекции, перенесших скарлатину и получивших лечение в амбулаторных условиях в 2003-2006 гг.
4. Nusbaum, N. J. What Good Is It to Get Old / N. J. Nusbaum // Medical hypotheses. - 1996. - Vol. 47. - № 2. - P. 77-79.
Возраст больных детей, госпитализированных в стационар и лечившихся амбулаторно, колебался от 9 мес. до 14 лет.
Под наблюдением в инфекционной клинике находились 162 больных скарлатиной. Инкубационный период составил в среднем 2,8±0,4 суток. У всех детей заболевание начиналось остро.
Начальный период болезни анамнестически удалось установить у 98 больных (60,5 %). Его продолжительность составила в среднем 1,6±0,5 суток. Основными синдромами начального периода скарлатины явились интоксикация, лихорадка и острый тонзиллит. Температура тела составила в среднем 38,2±0,4 оС. У всех больных синдром острого тонзиллита характеризовался гипертрофией небных миндалин, отграниченной гиперемией слизистой оболочки ротоглотки и небных миндалин различной интенсивности, реакцией регионарных лимфатических узлов. У большей части детей (72,2 %) острый тонзиллит имел катаральный характер, налеты на миндалинах отмечали у 45 больных (27,8 %).
Период высыпания начинался с момента появления сыпи и продолжался от 3 до 6 суток, в среднем 4,7±0,2 суток. В этом периоде сохранялись лихорадка, симптомы интоксикации и острого тонзиллита с регионарным лимфаденитом. Максимальную температуру тела отмечали в первые двое суток периода высыпания, она составила в среднем 38,1±0,5 оС. В большинстве случаев (104 человек - 64,2 %) отмечался катаральный тонзиллит, у 56 человек (34,6 %) - лакунарный, у 2 человек (1,2 %) - фолликулярный. Увеличение передневерхнешейных лимфоузлов наблюдали: до 1 см в диаметре - у 79 человек (48,8 %); 1-2 см - у 63 человек (38,9 %); более 2 см - у 22 человек (12,3 %). Умеренное уплотнение, болезненность при пальпации лимфатических узлов отмечено в 100 % случаев. Длительность этих изменений в среднем составила 2,9± ±0,2 суток. Сыпь у 39,5 % больных явилась первым симптомом болезни. В первые два дня сыпь появилась у 120 человек (74,1 %), на третий - у 31 человек (19,1 %). Появление сыпи у 11 детей (6,8 %) отмечено после третьего дня болезни. У всех больных сыпь по морфологии была мелкоточечная и появлялась одномоментно в течение нескольких часов. В 20,3 % случаев на фоне мелкоточечной сыпи наблюдали другие элементы (розеолы, папулы, петехии). По интенсивности сыпь различалась: у 63,0 % детей наблюдали яркую и обильную, фон кожи в таких случаях почти всегда гиперемирован; у 37,0 % больных - сыпь бледно-розовая на неизмененном фоне кожи. У всех детей сыпь локализовалась на типичных для скарлатины местах: преимущественно сгибательных поверхностях конечностей, передней и задней поверхностях