Научная статья на тему 'Объемно-планировочная структура монастырских комплексов Ленинградской области'

Объемно-планировочная структура монастырских комплексов Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
типология монастырей России / объемно-планировочные композиции монастырских комплексов / классификация монастырских ансамблей / Ленинградская область. / typology of Russian monasteries / space-planning compositions of monastery complexes / classification of monastery ensembles / Leningrad region

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кислых Татьяна Анатольевна

Статья посвящена изучению распространения монастырских комплексов в Ленинградской области и их классификации по местонахождению. Целью работы является исследование и систематизация по тематическим группам монастырских архитектурных ансамблей, характерных для данного региона. Рассмотрены типологические особенности расположения главных монастырских построек (соборов, церквей, надвратных храмов и колоколен), а также архитектурно-планировочное решение монастырских комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Space-Planning Structure of the Monastery Сomplexes in the Leningrad Region

The article studies the spread of the monastery complexes in the Leningrad region, their classification according to the location. The aim of the study is to investigate and systematize monastery architectural ensembles typical for this region to thematic groups. The typological features of the arrangement of the main monastic buildings dominant (cathedrals, freestanding and gate churches, bell towers), as well as the architecture-planning solutions of the monasteries are reviewed in the article.

Текст научной работы на тему «Объемно-планировочная структура монастырских комплексов Ленинградской области»

удк 726.71/.74

т. А. кислых

объемно-планировочная структура монастырских комплексов ленинградской области

статья посвящена изучению распространения монастырских комплексов в ленинградской области и их классификации по местонахождению. целью работы является исследование и систематизация по тематическим группам монастырских архитектурных ансамблей, характерных для данного региона. рассмотрены типологические особенности расположения главных монастырских построек (соборов, церквей, над-вратных храмов и колоколен), а также архитектурно-планировочное решение монастырских комплексов.

Ключевые слова: типология монастырей россии; объемно-планировочные композиции монастырских комплексов; классификация монастырских ансамблей; ленинградская область.

Tatyana Kislykh

Space-Planning Structure of the Monastery ^mplexes in the Leningrad Region

The article studies the spread of the monastery complexes in the Leningrad region, their classification according to the location. The aim of the study is to investigate and systematize monastery architectural ensembles typical for this region to thematic groups. The typological features of the arrangement of the main monastic buildings dominant (cathedrals, freestanding and gate churches, bell towers), as well as the architecture-planning solutions of the monasteries are reviewed in the article.

Keywords: typology of Russian monasteries; space-planning compositions of monastery complexes; classification of monastery ensembles; Leningrad région.

С самых первых веков христианства монастыри имели огромное значение для дела нравственного, духовного просвещения людей. Подобно тому, как храмы олицетворяют собой образ Неба на земле, монастырские комплексы являются своеобразными архитектурными иконами Небесного Иерусалима, райского сада. Для Северо-Запада Руси обители, огражденные стенами-крепостями, с древности были не только духовными и пространственными центрами, но играли также роль форпостов. На территории нынешней Ленинградской области монастыри, основанные до XIV в., расположены в северной ее части на островах ладожского озера и в устьях рек Волхова и Ояти, в южном направлении - по рекам Оредеж и Луга. Известно о существовании к началу столетия семи монастырей. В XV в. их насчитывается уже 26. В следующем, XVI в. ведется строительство обителей в южном направлении -по реке Плюсса, в восточном - по реке Свирь. В XVII в. на этой территории было образовано всего лишь три малых монастыря. XVIII в. знаменуется основанием во вновь образованной столице Санкт-Петербурге прекраснейших цельных ансамблей. В самом городе и пригородах воздвигнуто четыре из пяти духовных центров этого времени. Конец XIX - начало XX в. характеризуется строительством преимущественно скитов, получивших впоследствии статус монастырей. В начале XXI в. построен лишь один монастырь, в память ранее существовавшего. Всего из 68 известных монастырей ныне действуют и восстанавливаются только 18. Подробные графические материалы были найдены лишь для 28 из 68 монастырей.

На основе собранной о монастырях информации была создана классификация объемно-планировочных решений с учетом особенностей каждого монастыря. Были изучены закономерности расположения главных доминант (соборов, церквей, надвратных храмов и колоколен) и архитектоника монастырских оград. Классификация состоит из четырех типологических групп с дополнительными подгруппами, сформированных на принципах построения

композиций взаимодействием доминант, отмеченных в работах Ю. С. Ушакова и И. А. Рябушиной и Р. В. Ребровой [8; 9; 11]. Из классификации Ю. С. Ушакова применимы приемы построения доминант: 1) «по диагонали»; 2) «по концам треугольника». Из классификации И. А. Рябушиной: 1) «в центре - собор»; 2) «в линию». Особняком стоят приемы формирования архитектуры монастырей в синодальный период, рассмотренные Р. В. Ребровой.

К первой типологической группе относятся 28 монастырей с одним храмом в центре. Этот тип монастырских комплексов является самым распространенным. Группа делится на две подгруппы: с простой и усложненной структурой плана.

Для малых и ранних монастырей характерна простая структура, в которую включены 27 ансамблей. Монастыри первой подгруппы большей частью имеют панорамный выход на водные пространства реки или озера и расположены либо на их береговой, либо на островной территории. Лишь о пяти монастырях этой подгруппы обнаружены графические или фотографические сведения. Комплексы Иоанно-Предтеченского монастыря на Малышевой горе в Старой Ладоге на левом берегу Волхова (до 1276), Спаса Нерукотворного на острове озера Сяберо Лужского района (до 1396) [2], Никольского Киприано-Стороженского на Стороженском мысу Загубского полуострова Ладожского озера (XVI в.), Яблонской пустыни на острове реки Свирь Подпорожского района (конец XVI в.) умело включены в живописные ландшафты. Отличается от вышеупомянутых Мариинская Вохоновская обитель (ил. 1), основанная в 1884 г. в Гатчинском районе на землях усадебного имения: она отличается тем, что по стилю зданий, их расположению и устройству тяготеет к усадебной застройке.

Ко второй подгруппе относится Тихвинский Богородичный Успенский монастырь [7, с. 193], который был основан в 1560 г. и наивысшего расцвета достиг в XVИ-XVШ вв. Постройки сгруппированы вокруг центрального собора Успения Богородицы. Первой отличительной чертой планировочной структуры комплекса является наличие нескольких церквей и звонницы по периметру прямоугольной застройки. Вторая особенность - две линии периме-

тра (первая жилая, вторая - фортификационная стена с башнями). Третьей особенностью следует назвать расположение монастыря на низком берегу реки Тихвинки, а не на возвышенности. В наружном периметре крепостной стены в форме ломаного пятиугольника с девятью башенками имелись две надвратные церкви. За первым периметром стен, в западной части, располагались монастырские сады, в южной - Сырково озеро. Во внутренней части монастыря, по обеим сторонам аллеи, ведущей к собору, располагалось монастырское кладбище, которое занимало практически всю западную часть обители.

Вторая типологическая группа имеет два храма-доминанты в центре. К данной группе относятся 11 монастырей, для шести из которых имеются архивные изображения. Здесь храмы композиционно могут быть выстроены как в линию, так и по диагонали относительно монастырской ограды. К этой группе относятся Антониево-Дымский, Николо-Медведовский Новоладожский, Георгиевский застенный Староладожский, Иоанно-Богословский Череменецкий, Николо-Беседный Тихвинский, Свято-Успенский Староладожский. Рассмотрим некоторые из них.

Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь (ил. 3) был основан в 1478 г. на острове Череменецкого озера нынешнего Луж-ского района. две главных его постройки - небольшая церковь Преображения Господня и трапезный храм Иоанна Богослова с колокольней - стояли по диагонали относительно ограды. Монастырь был устроен «превосходным образом»: вокруг церквей по холмам были посажены разнообразные деревья и разбиты живописные цветники. По плану местности, выполненному в 1869 г., можно судить о функциональном зонировании площади монастыря, которое было традиционно простым, но продуманным и гармоничным. Вдоль ограды четырехугольной формы у подножия холма располагались хозяйственные и жилые постройки. Южная часть монастыря была открыта для богомольцев, северная предназначалась для братии.

рассматриваемый комплекс древнейшего Свято-Успенского монастыря окончательно сложился в Старой Ладоге в XIX в. Его

формируют расположенные по диагонали доминанты: церковь Успения Богородицы (1114-1116) с примыкающей через паперть трехъярусной колокольней (1829) и больничная церковь Воздвижения Креста Господня (1860-1862). Очертания монастырской ограды к XIX в. значительно расширились, таким образом кельи и хозяйственные постройки оказались приближены к центральной части ансамбля. На угловых точках архитектурного периметра стен были возведены каменные башенки. Монастырь до XIX в. имел южные и восточные «водяные» Святые врата с берега Волхова. Устройство Святых врат с западной стороны напротив собора функционально обеспечило разделение пространства комплекса на парадную, доступную для посещения мирян зону, и на пространство, относящееся к монашеской жизни.

Свято-троицкая Сергиева Приморская пустынь основана в 1734 г. в Стрельне. С течением времени она значительно преобразовалась, что наглядно прослежено в реконструкциях А. С. Шко-това (ил. 2). Первоначальный замысел по плану П. А. Трезини был прост: в центре квадратной ограды с башенками, в которую с севера и юга встроены настоятельские и братские корпуса с домовой церковью, располагался крестово-купольный собор с колокольней. К середине XIX в. появляются в западной части инвалидный дом с храмом, в восточной - братский корпус, на севере реконструирована Сергиевская церковь. Происходят значительные преобразования в расширении границы ограды на юг [3], где отстраивается новый братский корпус с надвратной церковью, вместо южных братских корпусов появляется собор Воскресения Христова [12, с. 82-83]. Таким образом, к началу XX в. в центре монастыря по диагонали были расположены два храма, формирующие в пространстве по два открытых двора (парадный в западной части и братский в восточной).

Третья типологическая группа предполагает наличие в архитектурно-планировочном решении монастырского комплекса двух-трех храмов и колокольни. В нее входят восемь монастырей. Колокольня может быть трех типов: отдельно стоящая, пристроенная и надвратная. Группа делится на три подгруппы: 1) до-

минанты выстраиваются «по диагонали»; 2) доминанты выстраиваются «в линию»; 3) доминанты выстраиваются «по концам треугольника».

К первой подгруппе относится Покрово-Тервенический женский монастырь, основанный в 1996 г. в поселке Тервеничи Лодей-нопольского района. Ко второй - Николаевский Староладожский, Свято-Троицкий Зеленецкий. К третьей - Введено-Оятский, Николаевский Гостинопольский, Константино-Еленинский, Введения во храм Богородицы Тихвинский, Свято-Троицкий Александро-Свирский. Рассмотрим некоторые из них.

В Николаевском монастыре Старой Ладоги, основанном в 1241 г., главные объемы архитектурного ансамбля приближены к восточной линии ограды, за которой протекает река Волхов. В линию выстроены здания Никольского собора (XIII в.), колокольни (XVII в.), церкви Иоанна Златоуста (XIX в.) и старый настоятельский корпус. Центральную часть монастыря занимает открытое пространство. С юга и востока расположена парадная часть, предназначенная для посещения богомольцами, северная - монашеская. Планировочная композиция дополнительных строений организована по периметру [4].

объемно-планировочная композиция Свято-Троицкого Зе-ленецкого монастыря, построенного в 1564 г. в поселке Зеленец Волховского района (ил. 4), схожа с Николаевским Староладожским. Главное отличие этих архитектурных комплексов состоит в том, что строения Староладожского монастыря разновременные, а Зеленецкий монастырь - сложившийся уникальный ансамбль XVII в. Очертания монастырской ограды (XVII в.) с угловыми классическими башенками (1827-1834) тяготеют к четырехугольнику с ломаной линией западной стены. Три доминанты Свято-Троицкого монастыря выстроены по центру комплекса и на северный манер соединены деревянными крытыми переходами. Вдоль монастырской ограды расположены братские кельи и хозяйственные постройки. От Святых врат к собору вела парадная аллея, по обе стороны которой были устроены сады.

В Николаевском Гостинопольском монастыре, заложенном до 1475 г. в деревне Гостинополье Волховского района, применен

традиционный прием древнерусского зодчества: монастырский собор, трапезная церковь и колокольня в плане имеют форму треугольника. доминанты смещены к западной стене ограды [1] и ориентированы парадной частью на реку.

Точно такой же прием использован и во Введено-Оятском монастыре (ил. 5), основанном в XIV-XV вв. на берегу реки Оять Лодейнопольского района. Форма ограды монастыря с башенками в плане имеет почти четырехугольную форму. Высотные доминанты ориентированы на реку и смещены к западной стене. От надвратной каменной колокольни открывался вид на внутреннюю территорию, где стояли два каменных храма: соборный холодный и трапезный теплый. Тут же рядом, в северной стене, находился настоятельский корпус, здания братских келий были расположены по периметру. В восточной части монастыря за церквями - открытое пространство монашеского двора.

Монастырь Введения во храм Богородицы был заложен одновременно с Тихвинским Богородичным Успенским, в 1560 г. Очертания ограды XIX в. с башенками вытянуты с севера на юг, приближены к прямоугольной форме. Западная стена имеет очертания береговой линии реки. доминирующие по высоте каменные здания - собор Введения, теплая трапезная Рождественская церковь, надвратная звонница с Вратами в южной стене ограды и церковью - образовывали единую группу, располагаясь «по концам треугольника». Во внутреннем дворе был монастырский сад. Братские каменные кельи выстроены по периметру.

«По концам треугольника» расположены доминанты и двух монастырских комплексов Александро-Свирского монастыря в Лодейнопольском районе [10, с. 310-311]. В Преображенском комплексе, окончательно сформировавшемся в XIX в., доминантами являются два храма - Преображения Господня и Свв. Захария и Елисаветы, выстроенные единой компактной группой. К архитектурному комплексу относятся также отдельно стоящая колокольня и надвратный Никольский храм. В Троицком комплексе XVII в. объемы расположены по сторонам и углам треугольника: Троицкий собор, трапезная Покровская церковь, колокольня и больничная

церковь. Строительство монастыря на берегу Рощинского озера сказалось на панорамном восприятии ансамбля, непосредственно связанного с окружающим ландшафтом. Очертания ограды Преображенского комплекса тяготеют к форме пятиугольника, а Троицкого - к четырехугольнику. Оба монастыря имеют схожее функциональное устройство: в центре расположены главные богослужебные здания, а кельи игумена и братии размещены традиционно по периметру и встроены в ограду.

Четвертую типологическую группу составляют монастыри, в планировке новых и воссоздаваемых комплексов которых проявляются черты европейской архитектуры - регулярность и симметрия. Композиции этих монастырей, построенных в синодальный период, были исследованы в диссертации Р. В. Ребровой [8].

Четвертую группу можно разделить на две подгруппы. К первой относятся монастыри в форме правильного каре (полукаре) с главным собором в восточной или западной линии застройки. Таким образом перед внутренним фасадом собора образуется открытое пространство с ландшафтной организацией. Весь периметр застроен жилыми, вспомогательными, служебными и богослужебными корпусами. К этой подгруппе относятся Свято-Троицкая Александро-Невская лавра и Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге. Ко второй подгруппе относятся монастыри, где архитектурной доминантой является центральный собор, относительно которого внутренние постройки расположены по осям в форме креста. В подгруппу входят два монастыря: Коневский Рождество-Богородичный и Воскресенский Новодевичий Смольный. Рассмотрим их особенности.

В Александро-Невской лавре (ил. 6), одном из самых крупных ансамблей XVIII в., использован прием выделения парадной части монастыря и вытянутой планировки парадного фасада вдоль Невы. Монастырь возведен на острове, образованном речками Монастыркой и Смоленкой. Проект Александро-Невской лавры д. Трезини был симметричен, объемы корпусов, расположенные по всему периметру, подчинялись по величине главному объему собора. Опираясь на западные образцы, проект отличался от русских традиций. Так, главный вход в монастырь должен был быть

устроен с восточной, обращенной к Неве, стороны, обеспечивая посещение собора всеми прихожанами независимо и обособленно от насельников монастыря. Пластичная и геометрически правильно выстроенная линия восточной части периметра ограды также не характерна для русских монастырей, в которых внешний контур большей частью - четырехугольник или многоугольник, вписанный в ландшафт определенной местности.

Воскресенский Новодевичий монастырь (1848) был основан в свое время за пределами Санкт-Петербурга. Архитектурные объемы монастыря в плане образуют полукаре. По чертежам и фотографиям можно проследить развитие ансамбля. На плане 1850 г. [6] вдоль Забалканского (позднее Московского) проспекта выделен главный корпус с собором Воскресения Христова, с примыкающими с севера и юга корпусами зданий. По центру корпусов находятся парные пятикупольные домовые церкви. В 1895 г. на западе была воздвигнута колокольня, далее, к 1912 г., за алтарем Воскресенского собора и по его оси - каменная Казанская церковь. В итоге, высотные доминанты церквей и колокольни монастыря в начале XX в. были расположены крестообразно.

Ко второй подгруппе относится Новодевичий Воскресенский Смольный монастырь архитектора Ф.-Б. Растрелли. От рассмотренных комплексов он отличается построением плана, а именно: очертания стен имеют форму равноконечного креста, во внутренних углах которого расположены угловые церкви [5]. Внешняя территория за корпусами была обнесена монастырской стеной. В неосуществленном проекте на одной оси с центральным Воскресенским собором находилась надвратная колокольня. Ансамбль представляет собой центрический и симметричный тип организации объемов. Удачное ландшафтное расположение монастыря (на плоском берегу в излучине Невы) увеличивает его градообразующее значение как доминанты данной местности.

К этой же подгруппе можно отнести Коневский Рождество-Богородичный монастырь, находящийся на острове Коневец в Ладожском озере. Комплекс сложился в XIX в., к нему примыкало несколько скитов. Схожесть со Смольным монастырем заключа-

ется в том, что главный собор Рождества Богородицы находится в центре, по одной оси с надвратной в три яруса колокольней, а в западной стене, благодаря клуатрам, намечена форма креста. В северном клуатре расположился настоятельский дворик, в южном - хозяйственный. По внешним углам каре построены башни. Монастырь имел двое врат по оси запад - восток.

Итак, монастыри первой группы основаны по принципу расположения главного собора в центре в окружении ограды. В некоторых в ограду включены объемы надвратных храмов и колокольня. Выделенная группа объединяет самый простой тип монастырей, который встречается по всей области. К этой же группе отнесен Успенский Тихвинский монастырь более сложной структуры, но с одним главным собором в центре каре, которое окружено многоугольной крепостной стеной с башнями.

Монастыри второй группы имеют в планировочной структуре два храма в центре, которые могут быть расположены живописно «по диагонали» или «в линию». В крупных монастырях данной группы пространственное решение усложнено включенными в ограду дополнительными объемами колокольни и домовыми церквями в корпусах. данный тип характерен для южной и восточной части Ленинградской области.

Монастыри третьей группы объединяет наличие двух-трех храмов и колокольни. Храмы могут быть отдельно стоящие и компактно расположенные с внутренними переходами. данное планировочное решение распространено в северной части области.

Монастыри четвертой группы объединены по чертам, характерным для синодального периода.

Типология монастырских комплексов может быть рассмотрена шире. В рамки исследования не вошли стилевые направления церковных и жилых строений, типология отдельных зданий, садово-парковое благоустройство территории и функциональное зонирование земельного участка. данное исследование ограничивается изучением объемно-планировочного решения монастырей на основе проектов, схем, генпланов, перспективных видов и фотографий.

ИСТОЧНИКИ И БИБЛИОГРАФИЯ

1. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 218. Оп. 3. Д. 210. Л. 15. Проект надстройки каменной колокольни и пристройки паперти церкви Гостинопольского монастыря, 1843 г.

2. РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 1329. Л. 5. План упраздненного Сяберского Спасского монастыря, 1850 г.

3. РГИА. Ф. 835. Оп. 2. Д. 698. Л. 2. План земли Троице-Сергиевой пустыни. Архитектор Садовников и др., 1868 г.

4. ЦГИА (Центральный государственный исторический архив). Ф. 256. Оп. 28. Д. 183. Л. 06. Генеральный план Староладожского Николаевского монастыря. Гражд. инж. Никонов, 1907 г.

5. ЦГИА. Ф. 513. Оп. 169. Д. 319. Л. 001-004. План урегулирования въезда к собору Воскресения Христа Спасителя всех учебных заведений в Смольном монастыре, 1837 г.

6. ЦГИА. Ф. 2188. Оп. 1. Д. 71. Л. 002об. План Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге, 1850 г.

7. Медведева А. А. Русские монастырские сады (Вопросы ландшафтной организации) : дис. ... канд. архитектуры / Институт имени И. Е. Репина. СПб., 2002. 251 с. : ил.

8. Реброва Р. В. Монастыри Санкт-Петербургской епархии в синодальный период: особенности архитектурного формирования : дис. ... канд. искусствоведения / Гос. Эрмитаж. СПб., 2009. 303 с. : ил.

9. Рябушина И. А. К вопросу композиции русских монастырей XV-XVII вв. // Архитектурное наследство. № 34. М., 1986. С. 193-200.

10. Соловьева И., Серебрякова Е., Охотникова В. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь : Художественное наследие и историческая летопись. СПб. : НП - Принт, 2008. 512 с.

11. Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера: Пространственная организация, композиционные приемы, восприятие. Л. : Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1982. 167 с.

12. Шкотов А. С. Концепции восстановления Троице-Сергиевой Приморской пустыни : дис. ... магистра архитектуры / С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. СПб., 2016. 111 с.

1. План земли Вохоновского Мариинского женского монастыря. 1890 ЦГИА. Ф. 256. Оп. 17. Д. 63. Л. 20

2. А. С. Шкотов. Реконструкция планов ансамбля Троице-Сергиевой Приморской пустыни: первый этап развития - 1756-1763; четвертый этап развития - 1876-1914

3. План местности Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря 1869. ЦГИА. Ф. 860. Оп. 1. Д. 1902. Л. 038-039, 033

4. Генеральный план Троицкого Зеленецкого монастыря Архитектор Носков. 1886. ЦГИА. Ф. 256. Оп. 14. Д. 43. Л. 17-18а

5. Генеральный план Введенского Островского монастыря Архитектор А. Аплаксин. 1908. ЦГИА. Ф. 256. Оп. 28. Д. 529 Л.007-008

о\ь

6. План Александро-Невской лавры. 1850. ЦГИА Ф. 513. Оп. 100. Д. 18. Л. 216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.