УДК 726.71 /.74 КИСЛЫХ Т. А.
DOI 10.25628/UNNR2022.55.4.010
Композиция монастырей Республики Карелия
Статья посвящена изучению распространения монастырских комплексов в Республике Карелия, их классификации по местонахождению. Целью работы является исследование характерных для республики типологических особенностей монастырей, рассмотренных на примере расположения главных богослужебных зданий (соборов, колоколен, церквей и надвратных церквей) и очертания ограды. Итогом является систематизация по типологическим группам и анализ монастырских комплексов.
Ключевые слова: типология монастырей России, объемно-планировочные композиции монастырских комплексов, классификация монастырских ансамблей, монастыри Карелии.
Kislykh T.A.
Composition of monasteries in the Republic of Karelia
The article studies the spread of monastery complexes in the Republic of Karelia, their classification according to location. The author's aim is to study the typological features of Karelian monasteries examined by location of the main liturgical buildings (cathedrals, bell towers, churches and gate churches) and the outline of the walls. The study result is systemization according to the typological groups and analysis of the monastery complexes.
Keywords: typology of Russian monasteries, space-planning compositions of monastery complexes, classification of monastery ensembles, monastery of Karelia.
rg
A '
A . 1
Кислых Татьяна Анатольевна
аспирант, кафедра истории и теории архитектуры, СПбГАИЖСиА им. И.Е. Репина, архитектор, ООО «НИВАД», Санкт-Петербург, Российская Федерация
e-mail: [email protected]
В данной статье рассматриваются объемно-планировочные композиции монастырских комплексов Республики Карелия. Данный регион является отдельной рассматриваемой частью в общей работе по систематизации и обобщению архивных, библиографических изысканий, определению общих черт и особенностей архитектуры монастырских ансамблей Северо-Западного региона России, включающего в себя территориальные границы всего исследования автора: Архангельская, Новгородская, Вологодская, Псковская, Ленинградская, Мурманская области, Республика Карелия, Республика Коми, Ненецкий автономный округ, сравнению и составлению типологических рядов.
Актуальность исследования определяется особым характером настоящего времени — эпохи возрождения отечественных традиций церковного зодчества.
Предметом исследования являются типологические особенности объемно-планировочной структуры монастырских комплексов. Типология в предмете исследования архитектурно-художественных и объемно-планировочных решений монастырских комплексов используется как метод научного познания, при помощи которого проводится классификация исследуемых объектов в целях сравнительного изучения компоновки зданий, планировочных схем. В основу взяты принципы типологических рядов, выработанных Ю. С. Ушаковым [20], С. В. Ильвицкой, И. А. Рябушиной, И. Л. Бусе-вой-Давыдовой, Р. В. Ребровой.
Методология исследования основана на изучении монастырского ансамбля как комплекса систем: градостроительной, функциональной, архитектурной. Используемые методы: структурно-функциональный, типологический, архитектурно-сравнительный и историко-эволю-ционный, картографирования, фотофиксации.
Научная новизна заключается в целостном охвате темы композиционной организации монастырей исследуемого региона, в том числе небольших малоизученных и утраченных монастырских комплексов.
В современных границах была собрана информация по существовавшим в период с X по XXI в. монастырским комплексам. Список библиографии можно разделить на книги, которые, во-первых, посвящены истории и композиции отдельных монастырей, во-вторых, на общие справочные издания с перечнем обителей и краткой характеристикой каждого, в-третьих, на научную литературу, освещающую развитие целого региона, в-четвертых, графические сведения из государственных архивов. Основными источниками послужили труды П. П. Сойкина [19], Ю. Н. Кожевниковой [10], М. И. Мильчика [14]. Прежде чем приступить к исследованию непосредственно самих ансамблей, был составлен общий статистический материал в виде таблицы и индивидуальных карточек, на основе которых проводилась дальнейшая систематизация. Использован метод картографирования с обозначением времени появления монастыря для выявления зон наибольшей концентрации монастырских комплексов.
© Кислых Т. А., 2022
57
Ai
Иллюстрация 1. Вид Ладвинского Боголюбского Кирико-Иулитинского монастыря. Конец XIX в. [13, 6]
сечение горизонталей через 1 м
Иллюстрация 2. План Ионо-Яшезерского монастыря. 2012 г.: 1-4 — угловые башни; 5 — западный келейный корпус; 6 — восточный келейный корпус; 7 — Благовещенская церковь; 8 — Преображенская церковь) [11, 269]
Иллюстрация 3. Яшезерская пустынь. Общий вид. Начало XX в. [11, 197 ]
В работу вошли только православные монастыри и пустыни, которые входят в обозначенные территориальные рамки. Большинство монастырей Карелии расположилось в южной части республики в бассейне крупнейших озер, Онежского и Ладожского, протянувшихся среди каменистых грив с северо-запада на юго-восток с многочисленными малыми озерами и реками, на которых россыпью основывались монастыри островные и приозерные. Самая ранняя обитель основана в X в. на острове Валаам Ладожского озера. В XIV-XV вв. основаны четыре монастыря на Онежском и Ладожском озерах: Муромский,
Палеостровский, Нятин, Сенной. Два возникли в XV в. — Шальский и Шуньгской. Самым значительным по масштабу образования обителей стал XVI в., когда основано 13 монастырей и пустыней: Задне-Никифоровский, Лад-винский, Водлозерский, Клименецкий, Андрусовский, Сяндебский, Яшезерский, Машезерский, Муезерский, Габанов, Брусенский, Керетский, Вешеостровский, Сал-менцкий. Из указанных выше два монастыря основаны в центральной и северной части Карельского перешейка, ближе к берегу Белого моря. Данных о точном времени основания четырех монастырей нет.
В XXI в. основан один Кемский монастырь при входе в Онежскую губу Белого моря. Действующих и восстанавливающихся монастырей — 9. 24 монастыря были закрыты: часть — до XVI в., часть — при секуляризации 1764 г., часть — после революции 1917 г.
Рассмотрим объемно-планировочные решения комплексов монастырей. Их можно разделить на несколько типологических групп. К первой группе относятся обители, имеющие простую планировочную структуру с одной доминантой. Ко второй группе — монастыри, имеющие два вертикальных акцента по высоте. Это могут быть как два отдельно стоящих храма, так и отдельно стоящий главный храм и домовый, встроенный в корпус с выразительным завершением объема в виде барабана с главкой. К третьей группе относятся монастыри с тремя доминантами по концам треугольника. В четвертую включены монастыри с четырьмя доминантами, расположившимися по концам четырехугольника, среди них — одна колокольня в линии ограды и три храма. В пятую группу выделен монастырь с типичной для синодального периода планировкой.
Самый распространенный тип комплекса, характерный для небольших монастырей и пустыней, — с одной доминантой. Он нашел воплощение в Ладвинском монастыре (Иллюстрация 1) в 56 км от города Петрозаводска, рядом с селом Ладва [13, 1, 9]. Пятиглавый Кирико-Иулитинский храм 1894 г. построен в западной части территории, ориентирован по диагонали относительно квадратной каменной ограды с четырьмя невысокими угловыми восьмигранными башенками и Святыми воротами на западе. В северо-восточном углу расположился настоятельский корпус, рядом с ним — трапезный корпус с иконописной мастерской. Близ древней часовни расположен одноэтажный дом для сестер. Около этих корпусов были насажены деревья и плодовые кустарники. За игуменским корпусом разбит средней величины сад. Свободное пространство в монастыре с северной и восточной стороны занимали огороды.
К группе с одной доминантой относится монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы Ионо-Яшезерский [11, 269], основанный в 1562 г. между двумя верховыми лесными озерами. Монастырский комплекс органично вписался в природный ландшафт. К концу XVII в. он сложился в дереве и включал две церкви — Благовещения Богородицы 1675 г. и Преображения Господня 1579 г., последняя перестроена в камне в 1853 г. Судя по фотографиям XIX в., масштаб деревянной церкви Благовещения был невелик. Покрытая двускатной кровлей с малой главкой, по высоте и форме она и не претендовала на доминирование. Поэтому, несмотря на присутствие двух стоящих рядом по диагонали храмов, монастырь отнесен к первой типологической группе с одной доминантой. Обитель обнесена каменной стеной с угловыми башенками (Иллюстрации 2, 3). В стенах западного и восточного корпусов были построены Святые ворота. С северной и южной стороны от церковных зданий находились деревянные постройки жилого характера.
В описании Габановой пустыни, построенной на берегу Онежского озера в Олонецком уезде в середине XVI в., упоминается о наличии одного храма Петра и Павла. Один храм имелся и в Никольской Брусненской девичьей пустыни, существовавшей до 1764 г. на острове Брус-но, в километре от западного берега Онежского озера, и в Варлаамиевом Керетском монастыре в северной части Карелии на берегу Белого моря.
К обителям с одной церковью относится и упраздненная в 1764 г. Петропавловская Салменцкая пустынь, чей монастырский храм во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла стоял на скальном перешейке пролива между озерами Логмозеро и Онежское. За малым количеством графических, фотографических и археологических сведений судить об объемно-планировочном устройстве упомянутых пустыней довольно сложно. В недавно образованном в XXI в. на месте прихода Благовещенском монастыре во имя Новомучеников и Исповедников Российских в древнем северном городе Кемь, на берегу одноименной реки, архитектурный ансамбль еще не сложился.
Сформированный к середине XIX в. комплекс Ад-риано-Андрусовского монастыря Николая Чудотворца, упоминается как Ондрусово-Николаевская пустынь [15] тоже относится к ансамблям с одной доминантой в центре (Иллюстрация 4). С западной стороны монастырь был защищен от бурных волн Ладожского озера островом Сало. Характерной особенностью являлось то, что один доминирующий объем образовывали два храма с единой папертью, стоявшие на ровной возвышенности каменистого мыса. К южной стене Введенского собора примыкал древний теплый Никольский храм с колокольней. Каменный собор скромного зодчества украшен с трех сторон фронтонами и пилястрами. Стены ограды имели в плане форму неправильного многоугольника с шестью угловыми башенками. По обе стороны от северных Святых ворот шли каменные флигели, справа вмещавшие в себя трапезную, слева — братские кельи. На восточной стороне располагались два флигеля с хозяйством. На северной стене ограды находится настоятельский дом. Вдоль южной стены ограды — флигель братских келий [10, 62].
В следующую группу отнесены монастыри, имеющие на заключительном этапе развития две доминанты. Это Рождественский Корнилиев Палеостровский монастырь [1; 8], основанный в 1391 г. при начале Толвуйской губы Онежского озера на острове Палей (Иллюстрация 5). До середины XVII в. здесь существовали четыре деревянных храма. С начала XIX по начало ХХ в. монастырь был отстроен в камне с одним храмом Рождества Богородицы в центре. Композиция монастыря осевая, имеющая развитие с запада на восток. На одной оси расположены причал, братский келейный кирпичный корпус с домовой церковью Ефрема Сирина (1901 г.) во втором этаже над Святыми воротами и главный собор. Домовая церковь братского корпуса отделена от основного объема здания куполом и примыкающей к выступающему четверику апсидой на востоке. Монастырь обнесен по периметру оградой правильной формы, со встроенным с запада братским корпусом. Монастырь рассчитан на восприятие со стороны озера [10, 89, 255].
В объемно-планировочной структуре Свято-Успенского (Афанесьево) Сяндебского монастыря на 1800 г. упоминаются два храма [12, 9-14]. Обитель была расположена в живописном месте, на возвышенном перешейке в середине кругообразной поляны у озер Рощинское и Сяндебское в Олонецком районе. Здесь имелась деревянная теплая с трапезной Успенская церковь и храм во имя Афанасия и Кирилла, с 1865 г. заменен-
Иллюстрация 4. Ондрусово-Николаевская пустынь. Литография П. Бореля по рисунку с натуры Марии Р. «Ондрусово-Николаевская пустынь» [15]
Иллюстрация 5. Рождественский Корнилиев Палеостровский монастырь. Общий вид. Источник: http://eparhia.karelia.ru/news2020.06.16_1592304652 (дата обращения: 26.09.2022)
ный каменным с пятью главами. Последний поставлен на небольшом мыске у самого берега Рощинского озера. Над папертью церкви Успения Божией Матери была выстроена довольно высокая стрельчатая колокольня. Все здания пустыни группировались кругом у церкви Успения и были ограждены с западной, южной и восточной стороны бревенчатой невысокой оградой с тремя небольшими башенками. Вход в монастырь был с западной стороны прямо напротив паперти церкви через Святые трехстворные под аркою ворота. У северо-западной стены при входе находился трапезный корпус, а у юго-западной — настоятельский и братский корпуса. На южной стороне расположен странноприимный дом, на юго-восточной — корпус братских келий, на северной — братский корпус и амбар. Все жилые здания были деревянными, обшитыми тесом.
Успения Богородицы Муромский монастырь основан в 1390 г. в живописнейшем месте, на мысу юго-восточного берега Онежского озера на узком перешейке, ограниченном с востока озером Муромским [6, 204]. Сложившийся в XIX в. каменный ансамбль имел два отдельно стоящих храма в четырехугольной ограде. Доминантой являлся расположенный в центре белокаменный храм Успения с колокольней (1866 г.), немного юго-восточнее построен храм Всех Святых [10, 133] с пятью главками (1891 г.). В юго-западном углу — каменный двухэтажный келейный корпус с домовой церковью свт. Николая (1896 г.). Монастырь отнесен к группе с двумя доминантами по диагонали. На 1800 г. в ведомостях упраздненных монастырей Олонецкой губернии упоминаются три деревянные церкви в Муромском монастыре.
Почти нет сведений о композиционном решении Ильинской Водлозерской пустыни XVI в., возникшей на о. Малый Колгостров на Водлозере. В тех же ведомостях упраздненных монастырей 1800 г. упоминается обветшалая церковь и шатровая колокольня.
Иллюстрация 9. План Троице-Климецкого монастыря. Реконструкция Л. М. Лисенко начала XX в.: 1 — церковь Троицы; 2 — колокольня; 3 — церковь Николая Чудотворца; 4 — церковь Захария и Елисаветы [14, 55]
Иллюстрация 6. План Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря: 1 — церковь Преображения; 2 — церковь Всех Святых; 3 — церковь Св. Иоанна Рыльского и Иоанна Кронштадтского; 4 — надвратная часовня. Чертеж Т. А. Кислых по схеме В. Д. Куркова. Источник: https://sobory.ru/article/?object=00148
Иллюстрация 7. Важеозерский Спасо-Преображенский монастырь. Начало XX в. Общий вид. Источник: http://vazhe.info/?page_id=8 (дата обращения: 26.09.2022)
Спасский Шальский мужской монастырь имел в XVII в. две деревянные доминанты. Он основан в XV в. в 25 км от Пудожа к западу при устье реки Шалы, впадающей с правой стороны в реку Водлу (просуществовал до XVIII в.). Рядом с мужским монастырем имелась женская община, о которой не упоминается в документах писцовых книг церкви.
Такое же соседнее расположение мужского и женского монастырей было и в Николаевской Ильинской Шунг-ской обители с двумя церквями — Николая Чудотворца и Ильи Пророка. Монастырь, основанный в XV в., располагался на острове в северной части озера Путкозеро.
Три доминанты в построении объемной композиции присутствуют в Важеозерском Спасо-Преображенском монастыре (Иллюстрации 6, 7), или Спасской Важеозер-ской Геннадиево-Никифоровской пустыни (более раннее название — Задне-Никифоровская, 1520 г.). Доминанты расположились по концам треугольника: храм Преображения Господня (1892 г.), храм Всех Святых (1858 г.) и бывшие Святые ворота с церковью святых преп. Иоанна Рыльского и прав. Иоанна Кронштадтского. В начале XX в. монастырь охватывал территорию, в два раза меньшую по размеру, был более компактным, с выраженной структурой построения плана. Ограда была расширена на запад и в настоящее время имеет многогранные очертания со свободной планировкой построек внутри. Северная часть комплекса раскрыта на Важозеро. Небольшие камерные, почти равновесные размеры построек затеряны среди лесов. На фотографии начала XX в. видно, что колокольня церкви имела размеры, превышающие современный вид, и служила доминантой комплекса.
На небольшом острове озера Машезеро, в 15 км от западного берега Онежского озера, находился прекрасный архитектурный ансамбль Ильинского Машеезерского монастыря. Согласно рукописи XVII в., в нем находились две церкви — зимняя и летняя — и колокольня. Похожую
планировочную структуру имел Троицкий Муезерский монастырь на острове Троица посреди лесного озера Муе-зера и Спасо-Преображенский Вашеостровский на острове озера Вашезера, в 65 км от Петрозаводска.
Четвертая группа комплексов усложнена дополнительной доминантой: помимо традиционного для деревянного зодчества состава богослужебных зданий, состоящего из двух церквей, теплой и холодной, и колокольни, в этой группе комплексов имеются три храма и колокольня.
Троицкий Климецкий монастырь (Иллюстрации 8, 9) основан в 1520 г. на вытянутом в меридиональном направлении Большом Клименецком острове Онежского озера [9, 154]. О планировочном устройстве монастыря можно судить по археологическим обследованиям территории комплекса 1997 г. Три церковных здания и надвратная колокольня были поставлены диагонально по концам четырехугольника, что способствовало живописному восприятию каждого объема. Каменная колокольня (1853 г.) и главный холодный деревянный храм Святой Троицы (1712 г.) находились почти на одной линии с ориентацией главной лестницы храма на юг к колокольне с главным входом [14, 33, 55]. Восточные храмы, теплый деревянный Николая Чудотворца (1843 г.) и единственный каменный холодный храм Захария и Елизаветы (1740 г.), были меньше по высоте и расположились восточнее таким образом, что входы были обозримы от Святых ворот колокольни [10, 122]. С западной стороны построены жилые здания: братский, архиерейский корпуса и трапезная. Монастырь сочетал в себе архитектурные стили русского деревянного зодчества и провинциальный классицизм. Помимо южных врат, имелись и западные, через которые поддерживалась связь с хозяйственными и жилыми постройками за пределами ограды [2, 1-19].
К пятой типологической группе отнесен Спаса Преображения Валаамский монастырь (Иллюстрация 10), в планировке которого проявляются черты европейской
Иллюстрация 10. Вид Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1803 г. РГИА. Ф. 835. ОП. 4. Д. 2. Л. 4
архитектуры — регулярность и симметрия. Композиция этого монастыря сложилась в синодальный период, архитектурные особенности которого исследовала Р. В. Реброва [17, 43,152-161]. Рассматривая план Спаса Преображения Валаамского монастыря, можно отметить, что он расположен на высоком мысу острова [14; 16] в северной части Ладожского озера со множеством островных скитов. Корпуса образуют две линии каре. Внешняя замыкается монастырской стеной вокруг апсид Преображенского собора с пристроенной на западе колокольней, вписанной в восточную стену, а внутренняя жилая остается незамкнутой. В этих периметрах по обеим сторонам собора расположены две домовые церкви и два надвратных храма, чьи объемы возвышаются над кровлями монастырских построек. Внешнее каре XIX в. несет социальную функцию: библиотека, больничные корпуса, кельи для престарелых и др., внутреннее — жилую.
Заключение
При изучении закономерностей объемно-пространственной структуры монастырей Республики Карелия выделено пять типологических групп сообразно простейшему принципу доминирования церковного объема здания над жилыми и хозяйственными постройками.
К первой группе с одной доминирующей церковной постройкой в центре было отнесено семь монастырей, среди которых лишь только о трех сохранилась информация графического плана. Монастырские ансамбли этого типа — Ладвинский, Яшезерский, Андрусовский — сформировались к XIX в., имели четкие границы, обозначенные каменной оградой правильной прямоугольной и многоугольной формы. Их облик выразителен и прост. Остальные четыре монастыря обозначенной группы су-
ществовали в период с XVI по XVIII в. и отнесены к группе лишь по словесному описанию исследователей.
Во второй группе рассмотрены два монастырских комплекса с двумя композиционными доминантами — Палеостровский и Муромский. Они имели простую планировочную структуру и получили законченный вид в камне к XIX в. О трех монастырях XVI-XVIII вв. сохранилось мало сведений. Строения монастырей были преимущественно деревянными и с течением времени полностью утрачены.
Среди монастырских комплексов Республики Карелия имеются монастыри с тремя богослужебными зданиями. Особенно в этой группе выделяется сохранившийся Важе-озерский. Остальные три монастыря упразднены в 1764 г., наглядных объемно-планировочных сведений о них нет. Величественный Климецкий ансамбль XIX в., имеющий три отдельно стоящих храма и колокольню, относится к четвертой группе. В нем до пожара 1906 г. гармонично существовали как каменные, так и деревянные постройки. В пятую группу выделен монастырь с выраженными чертами синодального периода: Валаамской обители присуще строгое композиционное построение плана в виде каре и один доминирующий объем собора, включенный в линию ограды.
Список использованной литературы
[1] Барсов Е. В. Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае: с грамотами и др. письм. памятниками. — М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1868. — 204 с.
[2] Барсов Е. В. Олонецкий монастырь Клименцы, с приписными к нему пустынями, царскими и иераршими грамотами. — М.: Имп. О-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1871. — 171 с.
[3] Важеозерский монастырь. — URL: http://vazhe. info/?page_id=8 (дата обращения: 26.09.2022).
[4] Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Задне-Никифоровская пустынь // Соборы. ру. Народный каталог православной архитектру-ры. — URL: https://sobory.ru/artide/?objed:=00148 (дата обращения: 26.09.2022).
[5] Валаамский монастырь и его подвижники. — 3-е изд. — СПб.: Типолитография И. Генералова, 1903. — 583 с.
[6] Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера. Муромский монастырь // Христианские чтения. — СПб.: Тип. Ф. Елеонского и К°, 1886. — С. 163-207.
[7] Заштатные монастыри Карелии // Православие в Карелии: информ. портал Петрозаводской и Карельской епархии. — URL: http://eparhia.karelia. ru/news2020.06.16_1592304652 (дата обращения: 26.09.2022).
[8] Иеромонах Киприан (Галкин). Карелия из глубины веков. — СПб.: Площадь искусств, 2010. — 280 с.
[9] Известия Императорской археологической комиссии (ИАК). — 1915. — Вып. 57 (Вопросы реставрации; вып. 15). — Пг.: Тип. Главного управления уделов, 1915. — 198 с.
[10] Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII — н. XX в. — Петрозаводск: Изд-во Спасо-Кижского патриаршего подворья, 2009. — 302 с.
[11] Кожевникова Ю. Н. Пять веков истории. Благовещенская Яшезерская пустынь: уникальные места России. — Петрозаводск: Verso, 2014. — 339 с.
[12] Краткий очерк жизни преподобного Афанасия Сян-демского и описание основанной им Сяндемской
Успенской пустыни. — Гатчина: Тип. Х. Неймана, 1889. — 20 с.
[13] Ленгеров Д. Ив. Ладвинский Боголюбский Кирико-Иулитинский женский монастырь Олонецкой губ. Петрозаводского уезда. — Новгород: Изд. монастыря, 1907. — 16 с.
[14] Мильчик М. И. Заонежье. История и культура. Очерки. Фотографии: альбом. — СПб.: Лики России, 2012. — 176 с.
[15] Ондрусова-Николаевская пустынь. Историческо-статистический очерк. Составлен усердием настоятеля Валаамского монастыря игумена Дамаскина. Издание в пользу пустыни. — СПб.: Тип. почтового департамента, 1856. — 45 с.
[16] РГИА. Ф. 835. Оп. 4. Д. 2. Л. 3-4.
[17] Реброва Р. В. Монастыри Санкт-Петербургской епархии в синодальный период: особенности архитектурного формирования: дис. ... канд. иск. 17.00.04: Изобр. и декор.-прикл. иск. в арх. — СПб., 2009. — 303 с.
[18] Рывкин В. Р. Композиционные особенности Валаамского комплекса // Архитектурное наследство. — 1981. — № 29. — С. 90-97.
[19] Сойкин П. П. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. — СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1910. — 589 с.
[20] Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера (пространственная организация, композиционные приемы, восприятие). — Л.: Строй-издат, Ленингр. отд-ние, 1982. — 168 с.
References
[1] Barsov E. V. Paleostrov, ego sud'ba i znachenie v Obonezhskom krae: s gramotami i dr. pis'm. pamyatnikami. — M.: Univ. tip. (Katkov i K°), 1868. — 204 s.
[2] Barsov E. V. Oloneckij monastyr' Klimency, s pripisnymi k nemu pustynyami, carskimi i ierarshimi gramotami. — M.: Imp. O-vo istorii i drevnostej rossijskih pri Mosk. un-te, 1871. — 171 s.
[3] Vazheozerskij monastyr'. — URL: http://vazhe. info/?page_id=8 (data obrashcheniya: 26.09.2022).
[4] Vazheozerskij Spaso-Preobrazhenskij muzhskoj monastyr'. Zadne-Nikiforovskaya pustyn' // Sobory. ru. Narodnyj katalog pravoslavnoj arhitektrury. — URL: https://sobory.ru/article/?object=00148 (data obrashcheniya: 26.09.2022).
[5] Valaamskij monastyr' i ego podvizhniki. — 3-e izd. — SPb.: Tipolitografiya I. Generalova, 1903. — 583 s.
[6] Dokuchaev-Baskov K. A. Podvizhniki i monastyri Krajnego Severa. Muromskij monastyr' // Hristianskie chteniya. — SPb.: Tip. F. Eleonskogo i K°, 1886. — S. 163-207.
[7] Zashtatnye monastyri Karelii // Pravoslavie v Karelii: inform. portal Petrozavodskoj i Karel'skoj eparhii. — URL: http://eparhia.karelia. ru/news2020.06.16_1592304652 (data obrashcheniya: 26.09.2022).
[8] Ieromonah Kiprian (Galkin). Kareliya iz glubiny vekov. — SPb.: Ploshchad' iskusstv, 2010. — 280 s.
[9] Izvestiya Imperatorskoj arheologicheskoj komissii (IAK). — 1915. — Vyp. 57 (Voprosy restavracii; vyp. 15). — Pg.: Tip. Glavnogo upravleniya udelov, 1915. — 198 s.
[10] Kozhevnikova Yu. N. Monastyri i monashestvo Oloneckoj eparhii vo vtoroj polovine XVIII — n.
XX v. — Petrozavodsk: Izd-vo Spaso-Kizhskogo patriarshego podvor'ya, 2009. — 302 s.
[11] Kozhevnikova Yu. N. Pyat' vekov istorii. Blagoveshchenskaya Yashezerskaya pustyn': unikal'nye mesta Rossii. — Petrozavodsk: Verso, 2014. — 339 s.
[12] Kratkij ocherk zhizni prepodobnogo Afanasiya Syandemskogo i opisanie osnovannoj im Syandemskoj Uspenskoj pustyni. — Gatchina: Tip. H. Nejmana, 1889. — 20 s.
[13] Lengerov D. Iv. Ladvinskij Bogolyubskij Kiriko-Iulitinskij zhenskij monastyr' Oloneckoj gub. Petrozavodskogo uezda. — Novgorod: Izd. monastyrya, 1907. — 16 s.
[14] Mil'chik M. I. Zaonezh'e. Istoriya i kul'tura. Ocherki. Fotografii: al'bom. — SPb.: Liki Rossii, 2012. — 176 s.
[15] Ondrusova-Nikolaevskaya pustyn'. Istorichesko-statisticheskij ocherk. Sostavlen userdiem nastoyatelya Valaamskogo monastyrya igumena Damaskina. Izdanie v pol'zu pustyni. — SPb.: Tip. pochtovogo departamenta, 1856. — 45 s.
[16] RGIA. F. 835. Op. 4. D. 2. L. 3-4.
[17] Rebrova R. V. Monastyri Sankt-Peterburgskoj eparhii v sinodal'nyj period: osobennosti arhitekturnogo formirovaniya: dis. ... kand. isk. 17.00.04: Izobr. i dekor.-prikl. isk. v arh. — SPb., 2009. — 303 s.
[18] Ryvkin V. R. Kompozicionnye osobennosti Valaamskogo kompleksa // Arhitekturnoe nasledstvo. — 1981. — № 29. — S. 90-97.
[19] Sojkin P. P. Pravoslavnye russkie obiteli. Polnoe illyustrirovannoe opisanie vsekh pravoslavnyh russkih monastyrej v Rossijskoj imperii i na Afone. — SPb.: Izd-vo P. P. Sojkina, 1910. — 589 s.
[20] Ushakov Yu. S. Ansambl' v narodnom zodchestve russkogo Severa (prostranstvennaya organizaciya, kompozicionnye priemy, vospriyatie). — L.: Strojizdat, Leningr. otd-nie, 1982. — 168 s.
Статья поступила в редакцию 20.09.2022. Опубликована 30.12.2022.
Kislykh Tatyana A.
Postgraduate student, Department of the History and Theory of Architecture, St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I. E. Repin of Russian Academy of Fine Arts, Architect, NIVAD LLC, Saint-Petersburg, Russian Federation e-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-6298-5904