Научная статья на тему 'Объем текста лирической интернет-миниатюры как ключевой признак жанра'

Объем текста лирической интернет-миниатюры как ключевой признак жанра Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
769
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕМ ТЕКСТА / ЖАНР / ЛИРИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-МИНИАТЮРА / TEXT SIZE / GENRE / LYRICAL INTERNET MINIATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плотникова Анна Алексеевна

Рассматривается объем текста как жанровый признак лирической интернет-миниатюры в прагматическом и текстологическом аспектах, а также определяются количественные показатели среднего объема современной миниатюры. Данный признак соотносится с основными параметрами коммуникативного описания жанра: средой коммуникации, автором, адресатом, текстовой организацией. Выделяются коммуникативные и лингвистические черты лирической интернет-миниатюры, детерминированные малым объемом. Важность описания признака объема связана с тем, что он представляется одним из основных критериев жанровой квалификации текста как миниатюры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Плотникова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Text volume of lyrical Internet miniature as the key genre indicator

There is no doubt, that the text size is one of the most important features of the text. The text size of the text depends on pragmatics and peculiarities of style and genre. The genre, which has a small text size as one of its features, is defined as a miniature. The correlation between the text size of Internet miniature and its communicative and linguistic peculiarities has not been studied enough nowadays. The subject of this article is the pragmatic and textual studies aspects of the question about interdependence of genre and volume. The average text size of Internet miniatures has not been determined earlier, so the necessary quantitative calculations need to be made. The shortest text in the studied material contains 255 words, the longest 650 words. The text size of 42% of texts is about 100 words, 32% of texts contain 200 and more words. It should be noted that the average electronic text is about half shorter than a traditional miniature. Such quantitative characteristics can be compared to the average linguistic piece of poetry. Settling the question of correlation between text size of the text and genre peculiarities of lyrical miniatures, the criterion of small text size should be related to the communicative characteristics of genre description. The text size of the text is relevant to such genre characteristics as communicational environment, author, recipient, level of text. The Internet trait is short texts. The text size of the text corresponding to the traditional lyrical prosaic miniature is equal to the average text size of an Internet post, that is, 100-200 words. The intersection of communicative environment characteristic and genre characteristic is one of the reasons of lyrical miniatures functioning in the Internet. The correlations between the small text size and the subjects of communication the author (as a young, unprofessional writer who prefers small texts) and the recipient (the mass reader, for whom the miniature is the most popular genre due to the small text size of text) are established. The small text size shows the principle of the author-reader cooperation, which lies in shortening of time needed for creation and perception of the text. It can be stated, that the brevity of the text is one of the authors purposes. In the genres speech organization, the small text size influences the level of the text mostly. Due to compression, small text forms bring substantial, functional, regulative levels of the text to one spot, which contains emotionality and interactivity, but keep the complex means of text expression used by the artistic style. The characteristic of text is distinguished by specific architectonics of composition, reduced volume-pragmatical division. Therefore, such a factor as the text size is one of the key formal-semantic characteristics of Internet lyrical miniature.

Текст научной работы на тему «Объем текста лирической интернет-миниатюры как ключевой признак жанра»

А.А. Плотникова

ОБЪЕМ ТЕКСТА ЛИРИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-МИНИАТЮРЫ КАК КЛЮЧЕВОЙ ПРИЗНАК ЖАНРА

Рассматривается объем текста как жанровый признак лирической интернет-миниатюры в прагматическом и текстологическом аспектах, а также определяются количественные показатели среднего объема современной миниатюры. Данный признак соотносится с основными параметрами коммуникативного описания жанра: средой коммуникации, автором, адресатом, текстовой организацией. Выделяются коммуникативные и лингвистические черты лирической интернет-миниатюры, детерминированные малым объемом. Важность описания признака объема связана с тем, что он представляется одним из основных критериев жанровой квалификации текста как миниатюры.

Ключевые слова: объем текста; жанр; лирическая интернет-миниатюра.

Известно, что одним из ключевых параметров текста является его объем, на который влияют три фактора: 1) требования прагматики; 2) особенности стиля; 3) жанр [1]. Взаимосвязь объема текста и его жанровой принадлежности неоднократно вызывала интерес исследователей разных сфер человеческого знания.

Жанр миниатюры обычно определяется через понятие «малая форма», т.е. небольшое по объему произведение (рассказ, небольшая статья, пьеса, водевиль, интермедия, скетч, музыкальная сценка, эстрадная реприза). Общепризнанной является следующая словарная дефиниция: «Миниатюра (франц. miniature - от minium) - художественное произведение... малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок» [2].

Объектом настоящего исследования является лирическая интернет-миниатюра, т.е. жанровая разновидность миниатюры, тексты которой, небольшие по объему, опубликованы в сети Интернет и выражают внутренние переживания человека. Интернет-миниатюры можно рассматривать как объект потенциального научного описания, требующий лингвистического осмысления.

В настоящей работе ставится цель показать, что объем текста лирической интернет-миниатюры является одним из ключевых признаков ее жанровой организации. Для достижения данной цели следует:

1) сделать обзор исследований по проблеме объема (в особенности малого объема) как категориального признака текста в лингвистике и литературоведении;

2) определить границы понятия малый объем по отношению к лирическим интернет-миниатюрам и обозначить количественные показатели их объема;

3) соотнести признак объема текста лирической интернет-миниатюры с прагматическими характеристиками, выделенными в лингвистической традиции описания жанра (среда коммуникации, автор, адресат жанра);

4) опираясь на конкретные тексты лирических интернет-миниатюр, выяснить влияние малого объема на особенности текстовой организации данного жанра.

Проблема объема текста в лингвистике так или иначе затрагивается в работах И.Р. Гальперина, Л.В. Сахарного, Е.С. Кубряковой, Л.Г. Бабенко, А.Г. Гурочки-ной, И.Б. Руберт, Н.Ю. Петровой, Е.И. Панченко, которые единодушно считают, что объем является одним из важнейших параметров текста. Существует несколько по сути синонимичных терминов, выражающих данное понятие: «длина текста», «формат», «объем». В статье

используется последний из указанных терминов как наиболее распространенный и признанный. В качестве рабочего определения принимается следующее: объем текста - формально-семантический критерий, выражающийся в материальной протяженности текста, т.е. в его размере и длине.

И.Р. Гальперин, выбрав в качестве главного критерия своей классификации параметр объема, выделяет два типа текстов: минимальные и максимальные. Минимальными ученый считает такие жанры, как сообщение, записка, короткая газетная статья. Примером максимального текста является роман с прологом и эпилогом [3. С. 51-52]. Мысль ученого согласуется с выводами А.Г. Гурочкиной и И.Б. Руберт, полученными в результате анализа малоформатных текстов нехудожественной коммуникации: «форматность текста неразрывно связана с глубинно-семантическими и коммуникативными аспектами текста» [4. С. 335].

В психолингвистике мини-текстами занимался Л.В. Сахарный. Ему принадлежит идея «текста-примитива» - набора ключевых слов в виде уменьшенной модели текста [5].

В коммуникативном плане существенным преимуществом миниатюрных текстов признается краткость, обнаруживаемая на разных речевых уровнях.

Лингвистическую специфику малых текстов ученые связывают с явлениями языковой экономии и компрессии, использованием особых стилистических средств (например, эллипсиса), условных обозначений и сокращений. Сведения о семантических и коммуникативно-прагматических особенностях текстов малого объема, а также о выделенных средствах и приемах компрессии, обусловливающих эти типологические свойства, представляется целесообразным использовать при анализе лирических интернет-миниатюр.

В литературоведении отмечается, что культурологическая значимость объема текста в наибольшей степени проявлена в феномене «малой прозы». Понятие «миниатюра», по мнению Ю.Б. Орлицкого, является ключевым понятием в теории малой прозы: «Мы предлагаем объединить все разнообразие авторских форм малой лирической прозы, общим жанрообразующим признаком которой является ее относительно малый объем» [6. С. 57].

Ученые-литературоведы подходят к решению вопроса о границах понятия «миниатюра» с разных позиций. Опираясь на данные психологии восприятия, они отмечают, что тексты малой прозы читаются как бы единым актом. С точки зрения субъектов коммуника-

ции объем миниатюр определяется автором и читателем как «небольшой». С культурологических позиций текст миниатюры - меньший, чем типичный для литературы данного периода.

В англоязычной традиции принято считать объем текста в словах и к малой прозе относить тексты объемом до 300, 500 и 1 500 слов [7]. В русскоязычной традиции объем текста считается в количестве знаков. В разное время специалисты (Н.П. Утехин, Э. Свенедиц-кая, М. Дынник) предлагали считать малой прозой текст от 2 000 до 9 000 знаков. Изучение лирической интернет-миниатюры может проводиться с опорой на приведенные количественные характеристики объема малой прозы.

Чтобы определить границы понятия малый объем по отношению к лирическим интернет-миниатюрам, важно учитывать, что с распространением Интернета вводится новый критерий измерения длины текста. Приобретает популярность тезис о малом тексте, чтение которого с монитора не требует вертикального скроллинга (прокрутки), о тексте «величиной в один экран».

Средний объем современных миниатюр в Интернете ранее не определялся, поэтому необходимы количественные исчисления. Для удобства представления формального объема используем английскую традицию, где данный признак выражается в количестве слов. В исследуемом материале лирических интернет-миниатюр типичный краткий текст насчитывает 25 слов, самый длинный - 650 слов. Объем 42% текстов находится в пределах 100 слов, 32% текстов состоят из 200 слов и более и 25% текстов - от 100 до 200 слов.

Решая проблему соотношения объема текста лирических миниатюр в Интернете с другими жанровыми характеристиками, выделенными в лингвистической традиции описания жанра [8. С. 60], остановимся на параметрах «среда коммуникации», «автор» и «адресат» жанра, «текстовая организация» (формальностилистические свойства и особенности композиции).

Соотнесем признак объема лирических интернет-миниатюр с таким жанровым признаком, как «среда коммуникации». Вопрос об объеме текста для Интернета является одним из актуальных явлений, попадающих в поле метаязыковой рефлексии. Он связан с важностью данного параметра текста для «продвижения» деловых сайтов и с поиском наиболее удобной стратегии неформального общения. Следует подчеркнуть, что небольшой объем текста интернет-поста является одной из характерных и отличительных качеств интернет-коммуникации. Метаязыковые высказывания интернет-пользователей и критиков о «сетературе» свидетельствуют о том, что преимущество среди сетевых жанров и форм получают прозаическая миниатюра, эссе, литература дневникового типа.

Размер текста, соответствующий объему традиционной лирической прозаической миниатюры, соотносим со средним объемом интернет-поста, составляющим приблизительно 100-200 слов. Следовательно, объем текста является определяющим фактором, способствующим тому, что жанр лирической миниатюры овладел актуальной для современности коммуникативной средой.

Исходя из сказанного, отметим, что наблюдается двунаправленная взаимосвязь параметра «среда ком-

муникации» и объема текста: интернет-среда определяет малый объем текста, а объем миниатюры является одной из причин распространенности этих текстов в Интернете.

Рассмотрим категорию объема текста с позиций прагматических установок «автора» и «читателя» жанра. Малые жанры отвечают требованию принципа кооперации адресанта и адресата, являющегося универсальным принципом общения с точки зрения текстовой прагматики. Согласно принципу кооперации в процессе коммуникации действует максима количества - «твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется», и максима способа высказывания - «избегай непонятных выражений, избегай неоднозначности, будь краток, будь организован» [9. С. 222223]. Таким образом, лингвистами уже отмечено, что в прагматическом плане малый объем текста обеспечивает коммуникативные преимущества, что в полной мере справедливо для жанра миниатюры вообще и лирической интернет-миниатюры в частности.

В гендерном аспекте критерий объема позволяет охарактеризовать подтипы лирических интернет-миниатюр. Анализ материала показал, что типичные «мужские» тексты более лаконичны: 70% текстов имеют объем менее 100 слов, а 30% текстов - более 100 слов. У «женских» текстов наблюдается обратная пропорция: тексты, объем которых менее 100 слов, составляют 27%, более 100 слов - 73%. Из этого факта следует, что от гендера автора зависит количественный объем текста в явно выраженных пропорциональных отношениях.

Образ адресата жанра лирической интернет-миниатюры также конкретизируется при учете малого объема миниатюр, обнаруживая свою специфику. Интернет-пользователи и критики отмечают: «За счет формата миниатюры пользуются неплохой популярностью у читателей» (http://newlit.ru/~solntsev/3681. html), т.е. адресат является массовым. С точки зрения восприятия объем миниатюрного текста имеет свои преимущества и предполагает цельность восприятия, возможность охватить весь текст одним взглядом. Существует особый тип читателя, предпочитающего тексты малого объема. Следовательно, объем текста определяет специфику адресата миниатюр и является детерминирующим признаком по отношению к признаку «адресат жанра».

Обратимся к соотношению малого объема с такой важнейшей характеристикой жанра лирической интернет-миниатюры, как специфика текстовой организации. Текст малого объема является прототипическим образцом текста как такового, поскольку обладает всеми свойствами текста [1], но при этом малый объем влечет за собой и характерные особенности структурно-семантической организации.

Жанры, различные по объему, различаются между собой степенью концептуальной развернутости, широтой репрезентации картины мира автора в тексте. Если в рассказе это сюжетное событие, в романе - система событий, в которых проявляется мировоззрение автора, то в лирической миниатюре запечатлевается «мгновение» фрагмента картины мира. Вследствие краткости миниатюра является «картинкой мира», по-

добной фотографии, в которой запечатлены чувства, эмоции, переживания.

Общим интегральным признаком малых форм является сведение всех уровней (композиционного, содержательного, функционального) к одной точке, в которой заключены эмоциональность, интерактивность. Такая концентрация формально-семантической организации происходит прежде всего благодаря механизму компрессии.

Анализ интернет-миниатюр показывает, что компрессия в данном жанре ярко проявляется на уровне композиции (в большинстве текстов не выделяются микротемы, присутствует одна прозаическая строфа), словообразования (например, при употреблении приставочных глаголов вместо группы слов) и синтаксиса (частотными являются номинативные и инфинитивные предложения, преобладают простые предложения, в том числе сентенции, встречается «рубленый», «телеграфный» стиль с употреблением парцелляции, эллипсиса и других риторических фигур, которые кроме функции сокращения объема несут на себе еще и экспрессивную нагрузку). Приведем пример короткого лирического текста из Интернета:

Мечты кусаются. Больно и неожиданно. Они угрызают самый чувствительный участок души и терзают, пока не сдашься.

Не мечты, не желания и не зависть толкают порой на преступление. Боль от укусов. Нескончаемая и неутолимая (http://community.livejoumal.com/boys_emo-йош/ 123980.html).

В данном тексте используется несколько способов структурной компрессии. Во-первых, на уровне тема-рематической организации компрессии способствует опущенная тема, возникающая на основе парцелляции: Мечты кусаются. [Кусаются] Больно и неожиданно. Боль от укусов. [Боль от них чувствуется] нескончаемая и неутолимая. Не мечты, не желания и не зависть толкают порой на преступление. [Толкает на преступление] боль от укусов. Во-вторых, парцелляция обеспечивает имплицитное выражение союзной противительной связи: Не мечты и не зависть толкают порой на преступление [, а] боль от укусов. В-третьих, сжатие происходит благодаря тому, что опущен субъект состояния и глагол чувства. Ср.: Я чувствую боль от укусов, которая толкает на преступление.

В лирических миниатюрах наблюдается развернутая краткость. Несмотря на ограниченное пространство текста, стилистически востребованными оказываются осложненные предложения, распространенные однородными членами и оборотами, в качестве парцеллированных конструкций выступают придаточные предложения. Также частотными в лирических миниатюрах являются сложные синтаксические фигуры, параллелизмы, разные виды повторов. В соответствии с суггестивными задачами автора идея текста развернута в художественное (стилистически окрашенное) рассуждение. Это может объясняться тем, что миниатюрный объем связан со стилевыми особенностями (художественный образный код - одно из наиболее сильных средств семантической компрессии в силу своей семиотической природы).

Сообразуясь с малым объемом текста, в центре лин-гвопоэтики лирической интернет-миниатюры, как пра-

вило, оказывается один прием, организующий весь текст. Рассмотрим пример, в котором текст строится на игре с фонетическими и словообразовательными повторами:

Лето. Безучастное лето. Так много лет лето. Убежище под армированной кроной из наслоений бетона обитаемо снами. Не важно, без нас или с нами. Полупроводники ведут напряжение полутропами. Знаешь, такие тайны воспринимает летально человек-слон. Человек-клон. Человек-стон. Человек-сон напрасно летопись заполняет пустыми листами, но пусть это останется между нами (http://vkontakte.ru/note6312646 _8951332).

Выделение одного ведущего и ключевого стилистического приема, на наш взгляд, является выражением принципа языковой экономии на уровне поэтики текста современной интернет-миниатюры.

Текстовый аспект жанра, согласно идее М.М. Бахтина, базируется на триаде «тема - стиль - композиция». Параметр объема текста в структуре жанра является одним из композиционных показателей; в первую очередь, объем определяет объемно-прагматическое членение текста.

С точки зрения объемно-прагматического членения тексты типичных лирических миниатюр (как классических, так и интернет-миниатюр) представляют собой одну прозаическую строфу или сверхфразовое единство, состоящее из одного - двух абзацев. Тексты миниатюр отличаются содержательной цельностью, они обычно развивают одну тему, и выделить в них микротемы редко представляется возможным. Типичным примером такого композиционного построения может служить следующий текст:

Одиночество

Оказывается, одиночество может оглушить. Это можно почувствовать, когда ночью смотришь на звезды или когда на утреннем, полупустом вокзале провожаешь поезд. Когда понимаешь, что у поезда впереди - дорога, а у тебя - ничего, один вокзал, да и тот полупустой. И вся жизнь кажется таким же озябшим вокзалом, от которого время от времени отходят поезда.

В данном тексте развивается тема одиночества, которое может оглушить (рема текста). Одиночество изображается в акте осознания автором, что выражается через глаголы чувства и восприятия: оказывается, почувствовать, понимаешь. Результат постижения одиночества выражен через образы ночи и полупустого вокзала.

Микротем в данном тексте нет, все его элементы работают на выражение темы, обозначенной в заглавии текста. Такое прагматическое членение делает восприятие текста удобным, не требующим больших интеллектуальных и временных затрат на чтение - он воспринимается одной развернутой фразой.

Таким образом, композиционная организация текста жанра лирической миниатюры стремится к предельной простоте. Можно утверждать, что малый объем детерминирует композиционные характеристики текста жанра миниатюры всех разновидностей.

При функционировании в Интернете варианты прагматического членения расширяются за счет использова-

ния технических возможностей интернет-сайта. Тексты лирических интернет-миниатюр вбирают в себя структурные элементы блога, заметки в социальной сети или страницы литературного сайта, т. е. гипержанра, в состав которого входит миниатюра. «Примыкающими» к тексту миниатюры элементами в блоге и в социальной сети могут быть ссылки на персональную страницу автора, дата создания текста, метки (облако тегов). На сайтах литературного творчества это ссылки на другие произведения автора, специальное поле для комментария, интерактивное меню сайта и пр.

Все эти элементы являются внетекстовыми и образуют пользовательский интерфейс веб-страницы, облегчающий функционирование лирической миниатюры в интернет-пространстве. Однако перечисленные особенности объемно-прагматического членения не влияют на объем, они связаны с таким параметром жанра, как среда коммуникации.

Итак, изучение объема текста лирической интернет-миниатюры показало, что объем текста является доминантным признаком, т.е. ключевым признаком

для жанровой организации исследуемых текстов. Малый объем миниатюр (100-200 слов) коррелирует с большинством коммуникативных характеристик жанра, это свидетельствует о его жанрообразующей значимости. В частности, в прагматическом аспекте объем миниатюры определяется такими признаками жанра, как среда коммуникации и образ автора. При этом взаимосвязь объема и жанровых характеристик оказывается двунаправленной, так как объем оказывает влияние и на характер распространенности жанра в Интернете, и на мотивацию выбора жанра миниатюры автором.

В текстологическом аспекте объем обусловливает лингвистическую специфику лирической интернет-миниатюры, определяя структурно-семантические особенности текстовой организации. Жанровое своеобразие текста определяется совокупностью признаков и их соотношением, поэтому среди дальнейших перспектив изучения - выделение жанрово-релевантных и частотных признаков лирических интернет-миниатюр.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВалгинаН.С. Теория текста. М. : Логос, 2004. 278 с.

2. Миниатюра // Толковый словарь русского языка : в 4 т. М. : Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1938. Т. 2. Стб. 218. URL: http://feb-

web.ru/feb/ushakov/ush-abc/13/us221812.htm.

3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. : Наука, 1981. 139 с.

4. Гурочкина А.Г., Руберт И.Б. Становление и развитие английских малоформатных текстов нехудожественной коммуникации // Язык: теория,

история, типология. М., 2000. С. 335-344.

5. Сахарный Л.В. Тексты-примитивы и закономерности их порождения // Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий

фактор в языке. М., 1991. С. 221-237.

6. Орлицкий Ю.Б. Стих в прозе в русской литературе. Воронеж : Изд-во ВГУ, 1991. 200 с.

7. PrattM.L. The Short Story: the Long and the Short of it // Poetics. 1981. Vol. 10, № 2/3. P. 182.

8. Лебедева Н.Б., Зырянова Е.Г., Плаксина Е.Ю. Жанры естественной письменной речи: Студенческое граффити, маргинал. страницы тетрадей,

частная записка. М., 2011. 256 с.

9. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // НЗЛ. М., 1985. Вып. 16.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 16 сентября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.