УДК: 343.195.3
Солодянкина Д. С.
Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации
ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ, РЕПУТАЦИИ, НРАВСТВЕННОМУ И ДУХОВНОМУ РАЗВИТИЮ
В статье рассмотрены основные объекты прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию.
Ключевые слова: несовершеннолетние, прокуратура, прокурорский надзор, вредоносная информация, информационная безопасность.
В настоящее время информационное пространство в Российской Федерации доступно для распространения вредоносной информации, невозможно также в полной мере обеспечить информационную защиту граждан. Наиболее опасно негативное влияние такой информации на несовершеннолетних, что обусловлено их возрастом и особенностями индивидуального психического развития. В связи с этим обстоятельством государство принимает меры по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних. Одним из компетентных органов государства, наделенных правозащитными и надзорными полномочиями в данной сфере, является прокуратура. В связи с тем, что Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»1 не устанавливает круг объектов надзора за исполнением законов об информационной безопасности несовершеннолетних, для эффективного осуществления надзорных полномочий необходимо определить поднадзорные прокуратуре объекты. Для решения указанной задачи исследуем положения федеральных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных актов Генерального прокурора Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Рассмотрим указанный перечень поднадзорных прокуратуре объектов применительно к надзору за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию.
Следует обратить внимание, что в круг объектов надзора органов прокуратуры не включены физические лица. Однако в современных условиях активного развития оборота информации на законных представителей несовершеннолетних в силу их статуса возлагается
1 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
ответственность за нераспространение вредоносной информации и ограждение от нее детей. Органы прокуратуры, контролирующие органы могут пресечь нарушения и привлечь к ответственности виновных лиц, но оградить ребенка и обеспечить полную информационную безопасность представляется возможным только во взаимодействии с родителями (иными законными представителями).
Говоря о законных представителях несовершеннолетних, целесообразно уделить внимание органам опеки и попечительства, на которые возлагается обязанность по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством, контроля за деятельностью самих опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане. Отметим, что Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»2 не регулирует осуществление мер по обеспечению информационной безопасности. Таким образом, в настоящее время имеется проблема в отсутствии нормативного закрепления компетенции и полномочий в данной части за определенным органом государства (местного самоуправления).
Обратимся к Федеральному закону от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»3, который регулирует отношения, связанные с защитой несовершеннолетних в информационном обороте. Данный нормативный правовой акт регламентирует защиту лиц, обладающих особым статусом в силу недостижения совершеннолетия. Однако есть взрослые граждане, для которых вредоносная информация опасна как и для детей. Например, в случае особенностей развития личности или психических отклонений незащищенность от вредоносной информации таких лиц будет сходна с несовершеннолетними. Однако применение Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» будет осложнено тем, что указанный Закон не регламентирует осуществление мер защиты взрослых граждан. На наш взгляд, в целях обеспечения безопасности лиц, которые не вполне могут самостоятельно защитить себя от вредоносной информации, при наличии оснований прокурору надлежит информировать Роскомнадзор, либо в порядке статьи 45 ГПК РФ обращаться в суд с целью обеспечения информационной безопасности граждан, не обладающих полной дееспособностью.
Как следует из статьи 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, Следственный комитет Российской Федерации, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица могут быть отнесены к объектам прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию.
Рассмотрим особенности деятельности органов контроля (надзора) в данной сфере. В силу ст. 20 Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», государственный контроль (надзор) в сфере информационной безопасности детей осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
2 Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СПС «Консультант плюс»
3 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // СПС «Консультант плюс»
В свою очередь, в качестве предмета прокурорского надзора можно определить законность деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контролирующие (надзорные) функции в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию.
К основным субъектам мониторинга, а равно поднадзорному объекту прокурорской деятельности в сфере информационной безопасности также относится и МВД России. Как отмечал К.В. Бородин4, данный орган раскрывает преступления в сфере высоких технологий и проводит мониторинг сети Интернет; осуществляет формирование Единого реестра в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Все вышеперечисленные органы являются объектами надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию также в соответствии с п. 3.2 приказа Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»5.
Далее, в качестве объекта надзора в рамках исполнения законодательства о защите детей от вредоносной информации необходимо указать некоммерческие организации, объединения граждан. В развитие Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Минобрнауки России в письме от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет»6 сформировало Перечень видов вредоносной информации, которая не соответствует задачам образования. Указанный Перечень к информации, отрицающей семейные ценности, относится информация движения граждан «чайлдфри», поддерживающих нежелание иметь детей. Например, в 2013 году прокуратурой Центрального района Санкт-Петербурга по результатам проверки по заявлению гражданина на наличие вредоносной информации в социальной сети «Вконтакте», были внесены требования о блокировке сообщества «чайлдфри».
В соответствии со ст. 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» к объектам прокурорского надзора относятся юридические лица. Полагаем, что объектами надзора также являются индивидуальные предприниматели, несмотря на то, что последние не названы в таком качестве в Законе «О прокуратуре Российской Федерации», но восприняты таковыми практикой надзора7. В частности, в изучаемой сфере речь идет о таких субъектах предпринимательской деятельности, как провайдеры — компании, которые поставляют какие-либо услуги. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»8 содержит соответствующую понятийную базу «провайдера хостинга», функция которого направлена на предоставление
4 Бородин К.В. Объекты и субъекты правового регулирования борьбы с распространением вредной информации в сети Интернет // Информационное право. 2016. № 2. С. 13-17.
5 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»// СПС «Консультант плюс»
6 Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» // СПС «Консультант плюс»
7 Кречетов, Д. В. Проблемы прокурорского надзора за исполнением финансового законодательства Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 95.
8 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «Консультант плюс»
вычислительной мощности, позволяющей разместить информацию в доступе сети «Интернет». При подаче прокурором искового заявления чаще всего ответчиками выступают организации-провайдеры, которые в соответствии с Законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» обязаны соблюдать установленные законом ограничения для последующего обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних.
Также, исходя из положений статьи 2 Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» можно сделать следующие выводы. Оборот информационной продукции, содержащей вредоносную для несовершеннолетних информацию, запрещен во время проведения зрелищных мероприятий, которые могут проводиться посредством театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищных развлекательных мероприятий в театрах, цирках, концертных залах, киностудиях, библиотеках и пр., которые организуют и проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Вышеуказанные организации и провайдеры, выступают в качестве объектов контроля (надзора) как компетентных федеральных органов исполнительной власти — Министерства культуры Российской Федерации и Роскомнадзора, так и органов прокуратуры, что может вызвать замечание о тождестве осуществляемой деятельности. На практике данный вопрос разрешается разграничением компетенции и согласованием плана проверок по обеспечению информационной безопасности.
Деятельность федеральных органов исполнительной власти разграничивается следующим образом: оборот информационной продукции относится к регулированию Рособрнадзором в образовательном процессе; оборот аудиовизуальной продукции и информационной продукции Минкультуры России в рамках любых носителей и зрелищных мероприятий; Роспотребнадзор в части сведений и соблюдения технической регламентации занимается в рамках потребительской реализации информационной продукции.
Оборот информации в иных случаях, не подпадающих под компетенцию вышеперечисленных органов, а равно производство и выпуск средств массовой информации, вещание телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также распространение информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе в сети Интернет) и сетей подвижной радиотелефонной связи относится к сфере деятельности Роскомнадзора.
В соответствии с п. 87.3 приказа Минкомсвязи России от 10.04.2013 № 81 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»9, приказ (распоряжение) о проведении внеплановой проверки, изданный в том числе на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов, является основанием для проведения внеплановой проверки Роскомнадзором. При этом на основании п. 101 Регламента копия акта внеплановой выездной проверки в течение пяти рабочих дней со дня ее завершения направляется в орган прокуратуры, который согласовал проведение проверки. Тем самым прокуроры надзирают за исполнением законов Роскомнадзором при проведении
9 Приказ Минкомсвязи России от 10.04.2013 N 81 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»// СПС «Консультант Плюс»
им проверок и за законностью правовых актов должностных лиц данного органа, а Роскомнадзор осуществляет надзор за деятельностью провайдеров.
При обнаружении нарушений прокуроры в силу п. 3.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»10 перенаправляют обращения граждан в компетентный орган для дальнейшего рассмотрения, либо принимают меры - информируют Роскомнадзор или в порядке статьи 45 ГПК направляют исковое заявление в суд. Для повышения эффективности работы органов прокуратуры, а также устранения сходства в деятельности надзорных органов, представляется целесообразным изменение законодательства в части четкого разграничения компетенции указанных органов, и усиления ответственности поднадзорных прокуратуре органов контроля (надзора) за надлежащее осуществление полномочий.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»11 к вопросам местного значения относится создание условий в организации досуга и культуры, противодействии экстремизма и терроризма, развития художественного творчества, осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью, что в свою очередь подразумевает обеспечение информационной безопасности. Также к компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение охраны общественного порядка, вопросы образования, опеки и попечительства. В соответствии с региональными правовыми актами в муниципальных образованиях органами местного самоуправления создаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Следовательно, законность деятельности, осуществляемой органами местного самоуправления в сфере информационной безопасности, также будет предметом надзора органов прокуратуры.
Необходимо отметить, что приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» конкретизирует основной перечень объектов надзора, указанный в ст. 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», и в числе объектов надзора в данной сфере называет органы и учреждения образования и культуры, а также средства массовой информации. Следовательно, создаваемые на федеральном, региональном и местном уровне органы и учреждения образования и культуры, а также средства массовой информации входят в число объектов надзора в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию.
Таким образом, на основании Закона «О прокуратуре Российской Федерации», иных федеральных законов и приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» определен круг объектов прокурорского надзора в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию. При этом в результате исследования федерального законодательства выявлены проблемы правого регулирования деятельности по защите несовершеннолетних от вредоносной информации.
10 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс»
11 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс»
Литература
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3// СПС «Консультант Плюс»
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс»
4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «Консультант плюс»
5. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СПС «Консультант плюс»
6. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // СПС «Консультант Плюс»
7. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // СПС «Консультант Плюс»
8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»
9. Приказ Минкомсвязи России от 10.04.2013 № 81 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» // СПС «Консультант Плюс»
10. Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» // СПС «Консультант плюс»
11. Бородин К. В. Объекты и субъекты правового регулирования борьбы с распространением вредной информации в сети Интернет // Информационное право. 2016. № 2. С. 13-17.
12. Кречетов, Д. В. Проблемы прокурорского надзора за исполнением финансового законодательства Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 95.