Научная статья на тему 'Объекты политического контроля в российской Империи. Конец xix - начало xx вв'

Объекты политического контроля в российской Империи. Конец xix - начало xx вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АГЕНТУРА / ОХРАННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ВЕРБОВКА / НЕЛЕГАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ / КРЕСТЬЯНЕ / POLITICAL CONTROL / PUBLIC SECURITY AGENTS / SECURITY OFFICE / RECRUITMENT / ILLEGAL OPPOSITION / INTELLECTUALS / THE PEASANTS / LABOR MOVEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Майшев Сергей Евгеньевич

В статье освещаются особенности осуществления политического контроля в России в конце XIX начале XX вв. над различными социальными группами, а также методы и формы его осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objects of political control in the Russian Empire. The end of XIX - early XX centuries

The article highlights the peculiarities of political control in Russia in the late XIX early XX centuries of different social groups, as well as forms and methods of its implementation.

Текст научной работы на тему «Объекты политического контроля в российской Империи. Конец xix - начало xx вв»

ние и развитие организованных оппозиционных групп. Вместе с тем объем контроля и штаты соответствующих органов были невелики, наибольшее внимание уделялось преимущественно верхушечным слоям общества, особенно - революционной интеллигенции.

События февраля 1917 г. уничтожили систему политического контроля Российской Империи. Конечно, события февраля - октября 1917 разворачивались вне зоны возможностей органов контроля. Органы политического сыска были прекрасно налаженным аппаратом для борьбы с революционным движением, но были совершенно бессильны бороться с нарастающей радикализацией общества. Для этого нужны были меры общегосударственного характера, от них не зависящие.

Литература:

1. Лазарев В.И. Из истории становления специальных средств отечественных спецслужб / URL: http://www.fsb.ru.

2. Шумилов А.Ю. Уроки истории нормативного регулирования оперативно-розыскной деятельности отечественных спецслужб / URL: http:// www.fsb.ru.

3. II Государственная Дума. Стенографический отчет. - СПб.,1906. - С. 128, 232.

4. ГАРФ.-Ф. Ю2.-0п. 262.-Д. 16.

5. История России / под ред. Узнародова В.М., Перехова Я.А. - Ростов-на-Дону, 2002. - С. 212.

6. Тайны политического сыска: Инструкция о работе с секретными сотрудниками / Публикация З.И. Перегудовой. - СПб., 1992. - С.2

7. Падение царского режима. - Л.,1925. - Т. 3. -С. 189.

8. Измозик B.C. Из истории "черных кабинетов" в России / URL: http://www.fsb.ru.

OBJECTS OF POLITICAL CONTROL IN THE RUSSIAN EMPIRE. THE END OFXIX - EARLYXX CENTURIES Mayshev Sergey Evgenyevich, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Chair of Civil and Criminal Law, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk E-mail: mayschev.sergej@ya.ru

The article highlights the peculiarities of political control in Russia in the late XiX - early XX centuries of different social groups, as well as forms and methods of its implementation.

Keywords: political control; public security agents; security office; recruitment; illegal opposition; intellectuals, labor movement; the peasants.

ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЕЦ XIX-НА ЧАЛО XX вв.

В статье освещаются особенности осуществления политического контроля в России в конце XIX - начале XX вв. над различными социальными группами, а также методы и формы его осуществления.

Ключевые слова: политический контроль; государственная безопасность; агентура; охранное отделение; вербовка; нелегальная оппозиция; интеллигенция; рабочее движение; крестьяне.

Термин "политический контроль" довольно известен в исторической науке. Вместе с тем зачастую можно наблюдать, что исследователи воспринимают его как некую аксиому. На наш взгляд, наиболее полно раскрыл его содержание B.C. Измозик. В его исследовании приводится следующее определение: "Политический контроль - это система регулярного сбора и анализа информации различными ветвями партийно-государственного аппарата о настроениях в обществе, отношении различных его слоев к действиям властей, о поведении и намерениях экстремистских и антиправительственных групп" [1, с. 5]. В целом разделяя данное определение, тем не менее, следует отметить, что политический контроль имеет своей конечной опосредованной задачей обеспечение государственной безопасности, и в этой связи определение Измозика можно дополнить положением: "Целью политического контроля является обеспечение безопасности правящей элиты от всех видов возникающих угроз". Данная цель непосредственно определяет задачи политичес-

УДК 930

© Майшев С,Е„ 2015

МАИШЕВ Сергей Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент, кафедра Гражданского и уголовного права, Российский государственный университет (филиал), Пятигорск

mayschev.sergejigiya.ru

> <

X uj

s

•x.

О ш 3-S

Q-

o ь-

a

22

кого контроля, для решения которых создается система сбора информации по определенным объектам. Под объектами политического контроля в данном случае мы понимаем социальные группы, общественные и политические организации, интерес к которым политического сыска обуславливается и зависит от адекватной оценки реалий развития государства правящей элитой.

Специфика аграрного общества России в конце XIX - начале XX вв. и его социальная структура, бурные темпы экономической модернизации в городах, "догоняющий" тип преобразований в политической сфере в сочетании с консерватизмом правящей элиты обуславливали ограничение контроля сбором информации, но преимуществу, среди образованных социальных групп. В этой связи приоритет сбора информации по объектам контроля, на наш взгляд, выстраивался в следующем порядке:

1. Информация о деятельности нелегальных оппозиционных групп, преимущественно социалистических партий. Приоритет данной группы во многом определялся возникновением революционного массового движения на рубеже Х1Х-ХХ вв., а также тем, что данные партии ориентировались на изменение политического строя. О понимании серьезности проблемы говорит высказывание одного из деятелей Департамента - Труткова, который еще в сентябре 1903 г. отмечал: "Русская социал-демократия... выставила стойкую и сплоченную конспиративную организацию и выдвинула во многих городах целый ряд самоотверженных борцов, чисто фанатиков революционного социализма" [2, с. 167]. Подобное осознание требовало от политического сыска соответствующего теоретического осмысления данного феномена с целью выяснения его специфики и жизнеспособности.

Кроме того, указанная сплоченность делала проникновение в среду революционных организаций достаточно трудным делом. К примеру, ротмистр Васильев, проводивший ревизию местных органов политического сыска в Вологде в 1907-1908 гг. отмечал, что колония ссыльных "весьма сплоченная, строго законспирированная и заагентурить кого-либо просто невозможно" [3, с. 204]. Однако в силу того, что наибольшая угроза исходила от данных организаций, Департамент полиции требовал максимального охвата сетью контроля социалистических партий. Например, циркуляр Департамента полиции от 4 октября 1907 г. требовал: "Пользуясь разногласиями и

колебаниями в партийных организациях, начальники различных учреждений должны ныне же принять самые энергичные меры к приобретению новых сотрудников, стремиться заручиться содействием серьезных представителей, а не мелких кружковых деятелей, а вместе с тем использовать означенное переходное состояние втом смысле, чтобы продвинуть своих сотрудников ближе к центрам организаций" [4, с. 203].

В силу поставленных задач политический сыск довольно активно прибегал либо к практике внедрения, либо вербовки членов партии с целью освещения как можно больших групп революционного движения. О результатах данной работы политического сыска говорят воспоминания начальника Петербургского охранного отделения К.И. Глобачева: "... определенно можно сказать, что работа тайных сообществ и организаций в России никогда не была так слаба и парализована, как к моменту переворота... Все, что было талантливого и наиболее энергичного у них находилось в эмиграции, в ссылках или было рассажено по тюрьмам. Уже только после переворота все это бросилось в столицу..." [5, с. 120]. Хотя воспоминания Глобачева, как и любые мемуары, могут страдать предвзятостью, многие деятели политических партий признавали полную неожиданность для них событий февраля 1917 г. и собственную неготовность к ним.

Таким образом, революционное движение, вызванное к жизни противоречиями социальной, экономической и политической модернизации, после "пробы сил" в 1905-1907 гг. оказалось под пристальным вниманием политического сыска, и т.к. государство адекватно оценивало его угрозу, было практически подавлено к началу Первой мировой войны.

2. Ко второй группе объектов политического контроля мы можем отнести верхушечные, особенно - интеллигентные слои российского общества. Внимание к данным группам было свойственно политическому контролю России с давних времен. Профессионально разработкой слоев интеллигенции занялось еще III отделение с.е.и.в. канцелярии. В противодействии ей оно обогатило политический сыск новыми методами: от создания секретной агентуры до использования агентов влияния, как, например, М.Ф. Булгарина и Н. Грега, чья задача состояла в ведении контрпропаганды [6, с. 33]. При этом 40-е г. XIX в. характеризовались допущением "вольности в речах",т.к. правительство считало свое положение устойчивым и безопасным [7, с. 15]. Сохранение общей

направленности - надзор за общим мнением и токами в адрес правительства не предполагали углубленной разработки интеллигенции, сыск ограничивался предупредительными мероприятиями. Более тщательный надзор за ней стал осуществляться лишь после волны революций в Европе 1848 г. [8, с. 44] Но они же привели к тому, что контроль над общественными умами отошел на второй план, перед крестьянским вопросом [9, с. 16].

Темпы социально-экономического и культурного развития страны требовали новых взаимоотношений власти и общества, изменений в методах работы политического сыска. Либеральные реформы Александра II вызвали "разноголосицу умов" и появление самых разнообразных идей и теорий: от религиозной философии до марксизма. Процессы образования либеральных организаций, активный рост российской буржуазии при допущении определенного "вольномыслия" при нежелании правительства идти навстречу их прожектам привели ктому, что часть интеллигенции во многом была оппозиционна правительству. В циркуляре министра внутренних дел П.А. Столыпина отап-реля 1906 г. предписывалось приобретать секретных сотрудников не только в революционных группах, но и в учебных заведениях, общественных организациях, редакциях средств массовой информации [10, с. 158].

Под контроль была взята почти вся интеллигенция, наблюдение велось от молодежных организаций до съездов, от ветеринарных врачей до психиатров. Но, несмотря на работу в данном направлении, конечные результаты были, по сравнению с состоянием революционного движения, не утешительны.

3. Третья приоритетная группа политического контроля может быть обозначена как "рабочее движение". Возникновение рабочего класса кактакового совпадает с началом промышленного переворота 30-40 гг. XIX века, и в данное время встает вопрос об установлении контроля над рабочими. К примеру, в 1848 г. к надзору за рабочими предприятий привлекали не только общую и жандармскую полицию, но и владельцев предприятий [11, с. 44]. Ликвидация крепостного права как ограничителя развития капиталистического хозяйства привела к тому, что в 1890-е годы продукция тяжелой промышленности за 10 лет увеличилась в 2 раза, а легкой - в 1,6 раза. Правительство не могло не видеть, что рабочие становятся одной из заметных социальных групп, а по темпам роста - одной из самых прогрессирующих.

Подобное положение вызвало усиление контроля, каксостороныжандармскогоуправ-ления, так и общей полиции. Вместе с тем, численность агентов была не велика, например, в Нижнем Новгороде, по состоянию на июль 1912 г. агентурный аппарат насчитывал 13 агентов [12, с. 22]. Основные усилия политического сыска были направлены на выявление и ликвидацию зачинщиков и руководителей, а также на разобщение оппозиционной среды, не допущения объединения на межпартийной и профессиональной основе.

4. К следующей группе объектов контроля можно отнести крестьян. Надзор за ними был постоянной заботой политического сыска на протяжении всего XIX - начала XX вв. Крестьянские волнения, охватившие в 1902-1903 гг. 14 губерний, показали государству, а вслед за ним и органам политического сыска на необходимость более глубокого проникновения в крестьянскую среду. С этой целью в 1903 году создается полицейская стража. Помощниками приставов стали полицейские урядники, число которых достигло 5000 в 46 губерниях [13, с. 23]. Кроме того, крестьянские волнения заставили политический сыск, может быть, впервые с 60-80х гг. XIX века, обратить внимание на создание агентуры в сельской местности. Документы Государственного архива РФ, введенные в научный оборот З.И. Перегудовой, свидетельствуют о малой доле эффективности в борьбе с пропагандой среди крестьян и о необходимости создания внутренней агентуры в их среде. В июле 1906 г. более 40 начальников губернских жандармских управлений получили предписание Департамента полиции предоставить сведения о том, "какие меры приняты для организации, в целях надлежащей осведомленности о революционном движении среди крестьян, какими способами пользуются для получения сведений об этой среде, о положении с агентурой" [14, с. 199]. Однако создание агентуры натолкнулось на определенную трудность, отчасти схожую с проблемами "заагентуривания" в революционном движении.

Местные руководители политического сыска отмечали сложность подобной работы, определяющуюся низким интеллектуальным уровнем потенциальных агентов, а также тем, что сельчане хорошо друг друга знают и новое лицо, т.е. агент, может сразу себя обнаружить. Понимая данную проблему, Департамент полиции предлагал увеличить число доверенных лиц среди крестьян, организовать систему мелких торговцев в виде коробейников и т.д.

> <

X uj

s

•x.

О ш 3-S

Q-

o ь-

a

24

В циркуляре от 16 мая 1908 г. за № 131395 рекомендовал круг лиц, подходящих на роль вспомогательной агентуры для совещания крестьянской среды: содержателей частных и колониальных лавок, так как они "отлично знают что делается кругом на 20-30 верст, и, получая небольшое постоянное вознаграждение, могут быть очень полезны..." Также рекомендовались "крестьяне-лентяи, проводящие все время в чайных. Вообще содержание таких вспомогательных агентов обойдется недорого - 5-10 рублей в месяц, а пользу они могут принести, особенно в виде опорных пунктов для командированных офицеров..." [15, с. 204].

Несмотря на работу в данном направлении, крестьянство оставляло собой один из слабых моментов в деле предсвещения его настроений. Хотя Департаменту полиции и удалось создать агентуру среди крестьян, подобная не эффективность обуславливалась прежним представлением правительства о крестьянстве как социальном слое, верному престолу.

Таковы основные объекты политического контроля в Российской Империи. Обобщая вышесказанное, можно сделать ряд выводов:

1. Органы политического сыска, особенно в 1904-1907 гг. и после них, сумели в сжатые сроки создать агентурную сеть, позволившую адекватно оценивать процессы, происходящие в стране, и реагировать на них. Информация охватывала практически все слои населения России, освещая настроения тех или иных социальных групп. Вместе с тем государство не претендовало на навязывание своих ценностей и идей, оставляя пространство для разнообразных форм интеллектуальной жизни. При этом допускалось высказывание мыслей, зачастую шедших вразрез с курсом правительства и даже оппозиционных ему.

2. Из всех объектов контроля наиболее пристальным вниманием пользовалось революционное движение как открыто противопоставлявшее себя государству. Органы политического сыска в наибольшей степени стремились его нейтрализовать, уделяя остальным объектам второстепенное внимание. Однако даже такая, довольно гибкая тактика, вызывала раздражение, особенно в интеллигентской среде, которая подвергала политический сыск зачастую необоснованной критике. Так, депутат Государственной Думы Маклаков на заседание 13 февраля 1909 г. отмечал, что "... у охранного

отделения... есть свое зло, с которым оно борется: это здоровое отношение законности, довольства, доверия к власти и общая работа на общую пользу;...и потому у него другая политика...: раздражать общество, возмущать общество, ослаблять общество, бороться с обществом. .." [16, с. 28]. Вряд ли следует признать эти слова справедливыми, учитывая, какой вклад внесла интеллигенция в разрушение государства.

3. Нарастающий кризис государственности в 1914-1916 гг., на наш взгляд, во многом обусловлен не столько просчетами политического сыска, сколько нежеланием, а подчас и неумением правящей элиты своевременно и эффективно разрешать текущие проблемы развития страны. Консерватизм и непоследовательность даже частичных преобразований сводили на нет все усилия политического сыска. Создание агентурной сети, выявление и пресечение антиправительственных выступлений лишь создавали видимость стабильности государства.

Литература:

1. Измозик B.C. Глаза и уши режима. Государственный политический контроль за населением Советской России в 1918-1928 гг. / B.C. Измозик. -СПб.,1995. - С.5.

2. Спиридович А. Записки жандарма / А. Спиридо-вич. - М.,1991. - С. 167.

3. Перегудова З.И. Политический сыск России, 18801917 гг.: дис. ... док. ист. наук. - М., 2000. - С. 204.

4. Перегудова З.И. Указ. соч. - С. 203.

5. Глобачев К. И. Правда о русской революции. Воспоминания бывшего начальника Петроградского охранного отделения // Вопросы истории. - 2002. - №7. - С. 120.

6. Чукарев А.Г. Третье отделение и русское общество во второй четверти XIX века. 1826-1855.: ав-тореф. док.... ист. наук. - Ярославль, 1998. - С. 33.

7. Рослякова О.Б. Ill отделение в царствование Николая I : автореф. дис...канд. ист. наук. - Сара-тов,2003.- С.15.

8. Чукарев А.Г. Указ. соч. - С. 44.

9. Рослякова О.Б. Указ. соч. - С. 16.

10.Красный архив. - 1929. - №1 (32). - С. 158. 11.Чукарев А.Г. Указ. соч. - С. 44. 12.Макаричев М.В. Политический и уголовный сыск России в к. XIX - нач. XX вв.: на материалах Нижегородской губернии.: автореф. дис...канд. ист. наук. - Саранск, 2003. - С. 22. 13.Чудакова М.С. Политический сыск в России в к. XIX - нач. XX вв.: в региональном аспекте : автореф. дис____док. ист. наук. - Ярославль, 1997.- С. 23.

14.Перегудова З.И. Указ. соч. - С.199.

15. Перегудова З.И. Указ. соч. - С.204. 1б.Чудакова М.С. Указ. соч. - С. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.