Научная статья на тему 'Объекты перифразирования в поэзии Н. А. Заболоцкого'

Объекты перифразирования в поэзии Н. А. Заболоцкого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
303
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИФРАЗА / ПЕРИФРАСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / РЕЧЬ / СТИЛЕОБРАЗУЮЩЕЕ СРЕДСТВО / PERIPHRASIS / PERIPHRASTIC STYLE / SPEECH / STYLE-FORMING TOOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грехнева Лариса Всеволодовна

Рассматриваются особенности использования перифраз в поэтическом творчестве Н.А. Заболоцкого. Для описания выбраны наиболее существенные аспекты перифразы тематика, семантика и структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTS OF PERIPHRASIS IN N.A. ZABOLOTSKY'S POETRY

Peculiar features of periphrasis in N.A. Zabolotsky's poetry are consi

Текст научной работы на тему «Объекты перифразирования в поэзии Н. А. Заболоцкого»

Лингви стика

Вестник Нижегородского университета и м. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), с. 504-506

УДК 811.161.1

ОБЪЕКТЫ ПЕРИФРАЗИРОВАНИЯ В ПОЭЗИИ Н.А. ЗАБОЛОЦКОГО © 2010 г. Л.В. Грехнева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 29.04.2010

Рассматриваются особенности использования перифраз в поэтическом творчестве Н.А. Заболоцкого. Для описания выбраны наиболее существенные аспекты перифразы - тематика, семантика и структура.

Ключевые слова: перифраза, перифрастический стиль, речь, стилеобразующее средство.

Перифразой обычно называют описательное выражение номинативного характера. Перифрастическое сочетание, обозначая предмет, позволяет назвать его характерные признаки. Кроме того, перифраза, как заметный, привлекающий к себе внимание элемент текста, позволяет выделить описываемый объект. Такая многофункциональность перифразы делает ее важным речевым средством, используемым в рамках различных стилей: художественного, публицистического и разговорного.

В художественной речи перифраза наиболее активно использовалась в творчестве последователей классицизма и сентиментализма. Конец

XVIII - начало XIX века - период расцвета перифразы. Именно в это время формируется перифрастическая фразеология, используемая затем с той или иной частотой многими поэтами

XIX - XX веков.

В списке поэтов, когда-либо обращавшихся к перифразе, особняком стоит имя Н.А. Заболоцкого. Перифраза в его поэзии - не только дань поэтической традиции, но и важный элемент индивидуального речевого стиля: Изливаются в возгласах трубных Звездочеты ночей - петухи...1 («Петухи поют»); Зародыш, выкормленный тучей... («Дождь»); А весна, сумасбродка небес,- И подружка моя, и поэма («Поэма весны»). Большое количество перифраз в поэзии Заболоцкого позволяет говорить о перифрастическом стиле в его творчестве.

Многие исследователи творчества Заболоцкого обращают внимание на необычность, яркую индивидуальность речевого стиля Заболоцкого. «Поэт создает свой индивидуальный стиль, имеющий приметы поэтического языка XVIII и XX веков»[1: 415]. Обращаясь к традициям литературы эпохи классицизма, Заболоцкий делает перифразу одним из своих излюб-

ленных средств создания выразительности. При этом он заимствует у литературных предшественников и высокую активность перифразирования, и устойчивые модели перифраз, и воспроизводимые образы. Например, такие традиционные для поэзии XIX века перифразы, как огонь души (для обозначения поэтического вдохновения) и светила ночи (звезды), находим в произведениях Заболоцкого: Огонь души моей иссяк, Вчера я вышел с неохотой В опустошенный березняк («На закате»); Ночь подходит. Ночные светила, Повторяя тебя, Равнодушно сияют вдали («Слепой»).

Достаточно часто Заболоцкий использует для своих перифраз устойчивые модели, включающие традиционные поэтические образы: Человек, владыка планеты. («Искусство»), Кулак, владыка батраков... («Торжество земледелия») - ср. владыка муз; «Вперед, кахетинцы, питомцы орлов!» («Башня Греми») - ср. питомец Феба и др. В качестве центральных образов в перифразах Заболоцкого использованы также слова-образы светило, бог, дитя, сын, властелин, традиционные для перифрастических выражений рубежа XVIII - XIX веков. Однако, несмотря на традиционность некоторых моделей, перифрастика Заболоцкого, пожалуй, более нова, нежели традиционна.

Первое, что выделяет перифразы Заболоцкого, - это специфичность объектов перифразирования, то есть круга обозначаемых перифразами реалий. Традиционным для поэзии XVIII-XIX веков было обозначение с помощью перифрастического выражения ограниченного количества объектов действительности: предметов и явлений природы, поэта, поэтического творчества, различных реальных и мифологических лиц, а также чувств и душевных состояний, жизни и смерти. Заболоцкий же не ограничива-

ется таким узким кругом объектов. По мнению Заболоцкого, все, что попадает в поле зрения поэта, может быть обозначено перифрастически. Особое внимание к тем или иным объектам при перифразировании отражает интерес поэта к разным сторонам жизни, проявляющийся в разные периоды его творчества.

Для поэзии Заболоцкого 20-х годов было характерно особое внимание к материальному миру, миру вещей. Этот период отмечен участием Заболоцкого в литературной группе ОБЕРИУ, провозгласившей принцип «Мир без прикрас...». Заболоцкий описывает материальный мир во всех его неприглядных подробностях и деталях. Художественному описанию этих объектов активно способствует перифраза. Если в поэзии XVIII - XIX веков обозначение объекта с помощью перифразы указывало на высокий статус этого объекта, то в произведениях Заболоцкого перифраза номинирует отнюдь не «высокие» объекты: Самовар, владыка брюха, Драгоценный комнат поп! В твоей грудке вижу ухо, В твоей иожке вижу лоб. («Самовар»); О самодержец пышный брюха, Кишечный бог и властелин, Руководитель тайный духа И помыслов архитриклин! - так обозначен балык в стихотворении «Рыбная лавка»; Народиый дом, курятник радости, Амбар волшебного житья, Корыто праздничное страсти, Густое пекло бытия! («Народный дом»); В волшебном царстве калачей, Где дым струится иад пекарией, Железный крендель, друг ночей, Светил иебесиых светозарией. («Пекарня»).

Перифраза в творчестве Заболоцкого «овеществляется» и приземляется: элемент высокого стиля, она становится средством обозначения обычных предметов и явлений. Кроме того, в самом перифрастическом выражении автор контрастно соединяет лексику высокую со сниженной, нарочито бытовой: владыка, властелии, самодержец, бытие, помыслы, с одной стороны, и корыто, курятиик, брюхо, кишечиый, с другой. Таким образом, перифраза в поэзии Заболоцкого становится мощным средством сатирического или шутливо-комического изображения.

С начала 30-х годов XX века в творчестве Заболоцкого происходит смена объекта поэтического описания: с мира вещей внимание автора переключается на объекты природы. Интерес к природным явлениям пронизывает все последующее творчество Заболоцкого (примерно треть всех его стихов о природе). Перифраза и здесь находит свое применение. Объектами перифразирования становятся животные, птицы, растения и природные состояния. Заболоцкий

обозначает перифразами самых различных представителей живого мира: природа в перифразах Заболоцкого детализирована в той же высокой степени, что и мир вещей. Среди объектов перифразирования появляются петух, соловей, лебедь, кот, собака, корова, коии, бабочка, кузиечик, кедр, орех, гроза, озеро, море, листья деревьев, яблоки, сад и др. : Кузиечик, маленький работник мирозданья, Все трудится, поет, ие требуя виимаиья,... («Голубиная книга»); Изливаются в возгласах трубиых Звездочеты ночей - петухи. («Петухи поют»); Бездонная чаша прозрачной воды Сияла и мыслила мыслью отдельиой... («Лесное озеро»); В висячем золоте дубравы И в серебре берез-ияки Стоят... («Подмосковные рощи»).

Перифразы, обозначающие объекты природы, традиционны для поэзии: они активно использовались в конце XVIII - начале XIX века поэтами классицистами и особенно сентименталистами. Однако Заболоцкий не следует перифрастической традиции ни при выборе самих объектов природы, номинированных перифразами, ни при выборе их образных моделей. Если в поэзии XVШ-XIX веков были наиболее распространены перифрастические номинации неба и небесных светил (солнца, луны и звезд), то Заболоцкий не отдает предпочтения какой-либо группе объектов, а обозначает перифразами множество самых различных предметов живого мира. Поэты XVШ-XIX веков, как правило, обозначали объекты природы обобщенно, без индивидуализации. В связи с этим они преимущественно пользовались перифрастической фразеологией (светило дия, свод иебес, иочиые светила, утреиияя звезда и др.). Принципиально другие перифразы у Заболоцкого, они индивидуальны, неповторимы, необычны в своей образности: В веице из кувшииок, в уборе осок, В сухом ожерелье растительиых дудок Лежал целомудренной влаги кусок, Убежище рыб и пристанище уток. («Лесное озеро»); Пир электричества и влаги Сливался в яростиый хаос... (гроза в стихотворении «Возвращение с работы»); Сиятельный и пышный самозванец, Ои, как светило, вздрагивал и плыл... (бабочка-махаон в стихотворении «Творцы дорог»).

Для Заболоцкого любое живое существо и растение - значимый элемент мироздания, такой же, как и человек, именно поэтому Заболоцкий находит для каждого описываемого явления свой яркий образ. Автор любуется природой и выражает свои чувства в перифразах: лазуриая чаша сияющих вод (море), белосиеж-иое диво (лебедь), огиеииый витязь (петух), владыка лесов (кедр) и др.

В последний период творчества Заболоцкий находит и другой предмет восхищения и любования. «Раньше я был увлечен образами природы, а теперь я постарел и, видимо, поэтому больше любуюсь людьми и присматриваюсь к ним», - писал Заболоцкий [2: 68]. Его перифра-стика тоже отражает смену объекта художественного внимания. В поэзии Заболоцкого 40 -50-х годов находим следующие перифрастические обозначения людей: Я сегодня в сообществе прачек, Благодетельниц здешних мужей. («Стирка белья»); И в степи, на закате, Окруженный толпой, Рухнул в белом халате Этот старый герой. (Смерть врача); Вперед, кахетинцы, питомцы орлов! Да здравствует родина наша! («Башня Греми»); Где твой друг, твой единственно милый, Соучастник далекой весны, Кто наполнил живительной силой Бесприютное сердце жены? («В кино»). Однако в творчестве Заболоцкого последнего периода перифраз гораздо меньше. Его поэзия становится в речевом плане более естественной, а значит, перифраза как особый, привлекающий к себе внимание стилистический элемент теряет свои позиции. Заболоцкий не отказывается от перифраз полностью, он продолжает использовать их, но уже не как главенствующее выразительное средство, а наравне с другими.

Таким образом, перифраза является важным элементом поэтического стиля Н.А. Заболоцкого. Не отрываясь от общепоэтической традиции перифразирования, Заболоцкий заметно видоизменяет, индивидуализирует перифразу, приспосабливая ее к собственным поэтическим установкам. Он меняет круг объектов перифразирования, обозначая описательными выражениями все то, что становится предметом его художественного описания: предметы быта,

объекты природы, людей. Перифраза, как элемент высокого стиля, позволяет повысить статус описываемого явления: вещи и объекты живой природы, обозначенные перифразами, встают в один ряд с людьми, как полноправные создания Вселенной.

Примечаиие

1. Здесь и далее цитируется по изданию: Заболоцкий Н.А. Избранные произведения в двух томах. М., 1972.

Список литературы

1. Литературная Грузия. 1958. № 6.

2. Последнее стихотворение 100 русских поэтов XVШ-XX вв.: Антология / Авт.-сост. Ю.В. Казарин. Екатеринбург, 2004.

OBJECTS OF PERIPHRASIS IN N.A. ZABOLOTSKY'S POETRY

L. V. Grekhneva

Peculiar features of periphrasis in N.A. Zabolotsky's poetry are considered. The most significant aspects of periphrasis are selected for the analysis: themes, semantics and structure.

Keywords: periphrasis, periphrastic style, speech, style-forming tool.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.