Научная статья на тему 'Объекты конструктивизма в Таганроге'

Объекты конструктивизма в Таганроге Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
378
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ЗДАНИЕ / КОМПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марков В.А., Пазон М.Е.

В статье рассматривается краткий период застройки города объектами, которые следует отнести к стилю конструктивизм. Эти объекты обладают отличительными чертами и не всегда органично вписывались в средовое пространство южного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объекты конструктивизма в Таганроге»

ОБЪЕКТЫ КОНСТРУКТИВИЗМА В ТАГАНРОГЕ © Марков В.А.*, Пазон М.Е.*

Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог

В статье рассматривается краткий период застройки города объектами, которые следует отнести к стилю конструктивизм. Эти объекты обладают отличительными чертами и не всегда органично вписывались в средовое пространство южного города.

Ключевые слова проект, здание, композиция.

В последнее время исследователи и искусствоведы уделяют много внимания изучению наследия прошлых лет с целью переосмысливания наследия и поиска нового направления, как в искусстве, так и в архитектуре. Это закономерный процесс, который практически не прерывается в поисках наибольшей пластической выразительности новых городских форм и образов. Процесс формообразования всегда тесно связан именно с концепцией бытия и желанием заглянуть в будущее.

В один из сложнейших периодов нашего государства - период революции и гражданской войны 1917-1920 гг. в России зарождается новый архитектурный стиль - конструктивизм, который явился одним из прогрессивных и во многом основополагающим стилем ХХ века. Истоки его лежат в естественной переоценке стиля «модерн», принципиальном отказе декорирования фасадов и интерьеров, ухода от театральности и переходу выявления конкретных объемов и конструкций зданий и промышленных сооружений.

Российские основатели и последователи конструктивизма, на фоне коренной ломки «буржуазных» устоев, стремились к революции в архитектуре и смогли реализовать новые идеи в своих объектах. Основополагающими концепциями конструктивизма стали функциональность и технологичность формы, с использованием эстетики бетона, стекла, металла.

У истоков стиля стояли такие выдающиеся архитектурные личности как: братья А. и В. Веснины, М. Гинзбург, И. Леонидов, М. Барщ, А.Буров, К. Мельников [1].

Одними из предпосылок зарождения конструктивизма являлся острый экономический и хозяйственный упадок в развитии страны, разрушение существовавшей развитой строительной и производственной базы, и как следствие, эстетика конструктивизма естественным образом вырастает из социальных задач общества.

* Доцент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.

* Старший преподаватель кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.

Отличительными чертами стали:

- плоскостные линейные формы с динамичной композицией объемов;

- геометричность применяемых форм (кубы, параллелепипеды, овалы, цилиндры);

- функциональная планировка и благоустройство типа «город-сад»;

- материал - стекло, сталь, бетон;

- большие площади ленточного остекления;

- плоские или почти плоские крыши с высоким парапетом.

Клуб металлистов (быв. клуб им. Сталина) (ул. Петровская, быв. ул. Ленина) был первым зданием в стиле конструктивизма, возведенным в городе Таганроге. Автором является архитектор М.Ф. Покорный (1923 г.). Здание планировалось выполнить из монолитного бетона. Однако на тот момент в городе катастрофически не хватало необходимых производственных мощностей для производства бетона и возведения такого объема общественного здания. В качестве основного строительного материала пришлось использовать кирпич [4, с. 119]. Объект возводился методом коммунистических субботников. Разбирались старые, заброшенные и разрушенные близлежащие жилые здания, и в их число попала Новомихайловская церковь. Участок под строительство определен в центральной части города, на котором располагались казармы 274-го запасного полка. Этот участок был расчищен от строений и подготовлен под закладку здания, которому отводилась ведущая роль в формировании архитектурно-композиционного образа целого квартала. Молодежь города с большим энтузиазмом включилась в строительный процесс.

Первоначально объемная композиция была представлена П-образным двухэтажным объемом с акцентом в виде ассиметричного полуцилиндра, смещенного от центральной оси здания, которая ориентирована на центральную улицу города. В данном объеме размещался главный вход и фойе второго этажа, На фасаде применено ленточное остеклением. Крыша здания плоская.

В целом пластика здания разработана, хотя и сдержано, но красиво, с ясным соотношением основных элементов и в полном соответствии с функцией сооружения.

В послевоенный период была осуществлена реконструкция здания с надстройкой над полуцилиндрическим объемом здания третьего этажа и пристройками с тыльной стороны.

Изменения фасада, выходящего на центральную улицу, придали зданию большую выразительность и дополнили функции клубной части.

Здание отнесено от красной линии застройки с целью образования небольшой площади перед входом в зрительный зал. Для уравновешивания пространственной структуры объема перед зданием был установлен памятник И. Сталину. В 1960-х годах памятник демонтирован и была установлена вертикальная композиция, посвященная освоению космоса. В последующие годы несколько раз производилось попытки реанимации данного пространства.

Жилой район «10 лет Октябрю» (ул. Свободы, пер. Красногвардейский, ул. Инструментальная).

В послереволюционный период активно начинают застраиваться территории, прилегающие к заводам на окраинах города [3, с. 18]. Немногочисленные жилые комплексы, построенные в Таганроге, демонстрируют различные композиционно-планировочные схемы и объемно-пространственные композиции. Однако общим остается принцип использования благоустроенного и озелененного пространства дворов-садов, в большей или меньшей степени раскрытия к улице и набором комплекса зданий и помещений общественного обслуживания населения, с целью так называемого «обобществления культурно-бытовых процессов».

Жилой комплекс для авиастроителей «10 лет Октябрю» - застройка 19271929 гг. также создавался под влиянием градостроительной концепции «города-сада», популярной в России еще в начале XIX века. Участок имеет треугольную форму, ограниченную с 3-х сторон улицами и размещением в середине закрытой композиционно-планировочной схемы детского сада-комбината. По периметру участка выполнена строчная застройка жилыми домами.

В каждой квартире были установлены раздельные санитарные комнаты. Осуществлено благоустройство и озеленение внутри участка прилегающей уличной территории. Внутриквартальная территория становится вечерним и воскресным досуговым центром жильцов. Что придало застройке сугубую индивидуальность и комплекс жилых домов органично вписался в контекст южного города.

Круглый дом ул. Александровская (бывшая ул. им. Свердлова) 107.

В 1929 году по проекту архитектора Боголюбова впервые в России возведен дом такого типа [4, с. 119]. В этом период наиболее было выражено движение за создание новой жизненной среды «домов-коммун». В этом уникальном здании активно применены новшества планировочной, функциональной и конструктивных систем. Новаторская конфигурация дома в форме круга обусловлена динамикой романтического символизма.

Фасад здания лишен архитектурного декора. Лестничные клетки выступают на торцах разомкнутого кольца и симметрично расположены на объеме здания. Через них жильцы попадают на плоские горизонтальные балконы-навесы, которые ведут ко входу в квартиры. Окна размещены по четкой геометрической сетке по всей окружности здания.

Проживание в таком доме сопряжено с рядом трудностей. В первую очередь надо отметить отсутствие внутреннего проветривания и излишний эффект акустики пространства двора. А также размещение санитарно-тех-нических помещений с окнами в сторону дворовой части и сложности расстановки не столь обильной мебели в секторах комнат.

Чуть позже второй круглый дом по проекту Боголюбова был возведен в Одессе. В настоящее время это здание подверглось коренной реконструкции

с изменением целевого назначения и с переустройством жилого дома в очередной торгово-развлекательный комплекс. Возможно это и рациональное решение вопроса. Однако таганрогский уникальный круглый дом, сохранившийся как жилой должен быть внесен в реестр памятников архитектуры федерального значения.

Дом «Новый быт» ул. Фрунзе 55. Жилой дом был возведен в 1929 году и планировался для проживания актеров. Посадка дома на местности весьма оригинальна, т.к. фасад жилого дома ориентирован во внутрикварталь-ное пространство [5, с. 120]. На улицу выходит глухой боковой фасад, из-за чего была нарушена линейная застройка улицы. Возможно, такое решение было принято в связи с отводом земельного участка под строительство жилого дома. Объемно-пространственная композиция решена предельно просто, без изысков.

В данном жилом дома впервые в городе была предпринята явная попытка «обобществления быта» жильцов дома посредством размещения на первом этаже общественной столовой-ресторана. Поэтому в жилом доме не были запроектированы кухни и столовые в квартирах, и вся практически общая площадь являлась жилой. С точки зрения архитектора работниками творческих специальностей незачем тратить время на приготовление кулинарных изысков, т.к. основным контингентом ответственных квартиросъемщиков являлись артисты городских театров. На тот момент город являлся ярким представителем южной Мельпомены, и на территории Таганрога было три театра: драматический, театр оперетты и театр юного зрителя. В дальнейшем квартиры были реконструированы и оборудованы кухонными плитами.

Кинотеатр «Октябрь». Здание кинотеатр было окончено и сдано в эксплуатацию в 1938 году [3, с. 18]. По существу это было одно из последних построенных зданий в стиле конструктивизма, который уже прекратил свое существование. Участок, на котором расположен объект, угловой, на перекрестке ул. Александровской (ранее им. Свердлова) и пер. А. Глушко. Здание органично вписано в параметры непрямолинейного объемного участка. Поэтому у авторов появилось возможность размещения не только самого зрелищного объема кинотеатра, но и возможность создания комплекса с летней многоцелевой площадкой.

В здании кинотеатра ясно видна организующая функция в четкой и логичной форме. Активный циркульный входной узел, переходящий в холл с колонами, предназначенный для разделения потоков зрителей в малый и большой кинозалы. На фасадах раскрыта функция зрелищного сооружения, и в качестве декора применены вертикальные ленточные окна, которые подчеркивают строгость членения основного объема. Первично малый зал использовался для проведения небольших концертов перед основными сеансами и для просмотра новостных короткометражных фильмов. Отчетливый

замысел внутреннего пространства и четкость функциональной композиции передан в объемном решении холла, так часть холла была перекрыта, что позволило создать условно второй этаж, который предназначался для буфета.

Выводы: конструктивизм как стиль нёс черты социальной утопии, большинство проектов остались на бумаге. Но невозможно уделить внимание творческому прогрессу, найденным композициям и реализованным объектам, которые обладали чертами пуризма, столь важные по идейному замыслу архитекторов этого периода.

Конструктивисты, преклонялись перед возможностью новых достижений в решении архитектурного образа проектируемого здания. Период конструктивизма характерен «объявлением война дворцам» и поиску новых эстетических идеалов - простота, технологичность и демократичность форм, сыгравших важную роль в становлении советской архитектуры.

Конструктивизм лег в основу для развития других стилей, в том числе неотрадициолизма, минимализма, «хай-тека» и современного прочтения контенпорари.

Список литературы:

1. Былинкин Н.П. и др. История советской архитектуры.1917-1954 гг. учебник для архитектурных вузов. Спец. «Архитектура» / Н.П. Былинкин, В.Н. Калмыкова, А.В. Рябушин, Г.в. Сергеева; под общ.ред. Н.П. Былинкина и А.В. Рябушина. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Стройиздат, 1985. - 256 с.: ил.

2. Вехи Таганрога. Историко-литературный альманах. - ООО «Издательство «Лукоморье», 2004. - № 21. - 76 с.: ил.

3. Кукушин В.С. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья. -Ростов н/Д: Изд-во «ГинГо», 1996. - 275 с.: ил.

4. Энциклопедия Таганрога / Гл. ред. В.И. Тимошенко. - изд. 2-е, пере-раб. и доп. - Ростов /нД: ООО «Ростиздат», 2003. - 510 с.: ил.

5. Марков В.А. Организация городских пространств / В.А. Марков // Приволжский научный журнал / Н.Новгородский гос. арх.-строит. ун-т, -Н.Новгород, 2014. - № 1 (29). - С. 103-109.

6. Архивные материалы Таганрогского бюро технической инвентаризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.