Научная статья на тему 'ОБЪЕКТЫ ГРАФФИТИ И СТРИТ-АРТА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ТУРИЗМА В НОВОСИБИРСКЕ'

ОБЪЕКТЫ ГРАФФИТИ И СТРИТ-АРТА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ТУРИЗМА В НОВОСИБИРСКЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городское пространство / городской туризм / городское путешествие / городские туры (сити-туры) / граффити / уличное искусство (стрит-арт) / urban space / urban tourism / urban travel / city tours / graffiti / street art

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Горошко Надежда Владимировна, Пацала Сергей Викторович

Граффити и стрит-арт – самые живые из современных видов искусства, повсеместно переживающие бум своего развития. В прошлое уходит время, когда их считали лишь проявлением вандализма со стороны уличных хулиганов. Трансформировавшись в одну из городских достопримечательностей, рожденное в уличной среде искусство превращается в один из инструментов создания и продвижения нового туристского продукта, открывая возможности для развития как внутреннего, так и международного туризма. Не может остаться в стороне от этих процессов и Новосибирск, туристский образ которого, как и городская среда, остро нуждается в «реновации». Создание и сохранение действительно оригинальных произведений граффити и стрит-арта может способствовать не только модернизации городского пространства, но и превращению его в объект туристского притяжения. Цель работы – теоретическое исследование перспектив использования объектов граффити и стрит-арт в качестве ресурса развития городского туризма в Новосибирске. Проведенный в ходе исследования SWOTанализ позволяет сделать вывод: препятствий для развития стрит-арт туризма в Новосибирске пока больше, чем возможностей. Однако подобное положение может измениться в будущем, поскольку потенциал ресурсов для формирования туристского предложения в городе имеется. Сегодня их масштаб ограничен, но с появлением интересного и аутентичного предложения, использующего эти ресурсы, город имеет возможности вырасти в один из центров стрит-арт туризма страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAFFITI AND STREET ART OBJECTS AS A RESOURCE FOR URBAN TOURISM DEVELOPMENT IN NOVOSIBIRSK

Graffiti and street art are among the most vibrant contemporary art forms, experiencing a boom in development worldwide. Gone are the days when they were merely considered acts of vandalism by street hooligans. Having evolved into key city attractions, art born in the street environment has become a powerful tool for creating and promoting new tourism products, thereby fostering both domestic and international tourism. Novosibirsk cannot remain indifferent to these trends, as its tourist appeal and urban environment are in urgent need of revitalization. The creation and preservation of truly original works of graffiti and street art can not only modernize urban spaces but also transform them into significant tourist attractions. This study aims to theoretically explore the prospects of using graffiti and street art as resources for urban tourism development in Novosibirsk. The SWOT analysis conducted during the research indicates that there are currently more obstacles than opportunities for the development of street art tourism in Novosibirsk. However, this scenario may change in the future, given the existing potential resources for developing a unique tourist offering in the city. Although their scale is currently limited, with the introduction of compelling and authentic attractions leveraging these resources, Novosibirsk has the potential to become one of the country’s leading centers for street art tourism.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕКТЫ ГРАФФИТИ И СТРИТ-АРТА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ТУРИЗМА В НОВОСИБИРСКЕ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2024.2.21 УДК 338.48(571)+379.83(571)

Н.В. Горошко, С.В. Пацала

ОБЪЕКТЫ ГРАФФИТИ И СТРИТ-АРТА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ТУРИЗМА В НОВОСИБИРСКЕ

Граффити и стрит-арт - самые живые из современных видов искусства, повсеместно переживающие бум своего развития. В прошлое уходит время, когда их считали лишь проявлением вандализма со стороны уличных хулиганов. Трансформировавшись в одну из городских достопримечательностей, рожденное в уличной среде искусство превращается в один из инструментов создания и продвижения нового туристского продукта, открывая возможности для развития как внутреннего, так и международного туризма. Не может остаться в стороне от этих процессов и Новосибирск, туристский образ которого, как и городская среда, остро нуждается в «реновации». Создание и сохранение действительно оригинальных произведений граффити и стрит-арта может способствовать не только модернизации городского пространства, но и превращению его в объект туристского притяжения. Цель работы - теоретическое исследование перспектив использования объектов граффити и стрит-арт в качестве ресурса развития городского туризма в Новосибирске. Проведенный в ходе исследования БМЭТ-анализ позволяет сделать вывод: препятствий для развития стрит-арт туризма в Новосибирске пока больше, чем возможностей. Однако подобное положение может измениться в будущем, поскольку потенциал ресурсов для формирования туристского предложения в городе имеется. Сегодня их масштаб ограничен, но с появлением интересного и аутентичного предложения, использующего эти ресурсы, город имеет возможности вырасти в один из центров стрит-арт туризма страны.

Ключевые слова: городское пространство, городской туризм, городское путешествие, городские туры (сити-туры), граффити, уличное искусство (стрит-арт).

Введение. Город многими исследователями рассматривается как уникальное творение человеческого ума и рук, в котором, как в капле воды, отражаются характерные черты окружающего политического, экономического и культурного ландшафта. Это сложная самоорганизующаяся система, искусственно созданная людьми, духовная мастерская и двигатель человеческого прогресса, осваивая которую личность обретает культурную компетентность. Одна из наиболее продуктивных форм познания и толкования культурного пространства города - экскурсия [1, 2].

Познание городского пространства строится на основе непосредственного зрительного, моторного, ментального и эмоционально-ценностного воспри-

© Горошко Н.В., Пацала С.В., 2024 Горошко Надежда Владимировна - канд. геогр. наук, доцент кафедры географии, регио-новедения и туризма ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент кафедры гигиены и экологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», Новосибирск, е-mail: goroshko1@mail.ru.

Пацала Сергей Викторович - ст. преподаватель кафедры географии, регионоведения и туризма ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск, е-mail: s-pacala@mail.ru.

ятия его объектов. Весомую роль здесь играет облик общественных пространств, придающий любому городу аутентичность и свой неповторимый облик или городской шарм. Креативная урбанизированная среда как место творческого самовыражения и диффузии оригинальных идей все чаще притягивает внимание путешественников [2, 3].

Современный город, особенно крупного ранга, - оплот постиндустриального общества, а урбанизированная среда - важный фактор развития экономики впечатлений. Туристская деятельность уже стала неотъемлемой частью экономики большинства городов, в первую очередь мировых, и рассматривается в качестве наиболее перспективного направления их развития. Объекты туристской инфраструктуры, наполняя городскую ткань, ощутимо меняют многомерный городской ландшафт, способствуя росту его капитализации за счет более эффективного развития экономики впечатлений [3-5].

Городское пространство возможно трактовать как систему образующих его политической, социальной, хозяйственной, коммуникативной и иных сфер, определяющую развитие экономики впечатлений. Это пространство формирует особую целостную картину восприятия города средствами как постоянных (архитектура, различные виды инфраструктуры и т.п.), так и динамичных (событийные мероприятия) элементов, придавая городу аутентичность, особую индивидуальность, неповторимое и запоминающееся лицо, способствуя его популяризации и созданию у туристов положительного отношения. Подобная позитивная трансформация городской ткани выступает несомненным конкурентным преимуществом [3].

Городское пространство располагает как для интеллектуального развития, так и для отдыха. В контексте экономики впечатлений именно городская ткань, ее неповторимая атмосфера, а не просто локация привлекают путешественников: объекты туристского показа, местные жители со свойственным им менталитетом, характерная природная среда. Целостное познание индивидуальности города, его социокультурного пространства (архитектуры, символов, ценностей, традиций, характера местных жителей) формирует новую форму путешествия - городской туризм. Г. Лезер рассматривает городской туризм в качестве непродолжительного (чаще от одного до четырех дней) группового или индивидуального посещения города в целях краткого знакомства с его историей или искусством, участия в тех или иных событиях или приобретения каких-либо товаров. Зачастую подобного рода путешествие проходит в форме экскурсии выходного дня [6-8].

Одним из инструментов, позволяющих расширить туристские резервы города, может быть граффити и уличное искусство (стрит-арт). Туристско-экскурсионные маршруты по объектам граффити и стрит-арта как форма их легитимации «оборачиваются» в туристскую упаковку и представляются потребителю в качестве достопримечательности. И несмотря на то, что отечественные власти порой скептически относятся к уличному искусству, они начи-

нают выстраивать с ним отношения, понимая, какой потенциал заложен в его легитимной составляющей.

Вопреки стереотипам граффити и стрит-арт активно взаимодействуют с урбанистической средой, отражая историю, характерные социальные и политические проблемы, представляя срез различных сторон городской жизни, заставляя общество обратить внимание на освоенное им пространство. Трансформировавшись в одну из городских достопримечательностей, рожденное в уличной среде искусство превращается в один из инструментов создания и продвижения нового туристского продукта, открывая возможности для развития как внутреннего, так и международного туризма. Можно говорить о рождении нового вида путешествий -стрит-арт туризма, представляющего собой городской вояж как в роли зрителя, с целью знакомства с объектами граффити и стрит-арта, так и в роли уличного художника, создающего подобные работы в урбанистической среде [9, 10].

Среди потребителей подобного рода туристского продукта можно выделить два основных сегмента: ищущие новых впечатлений художники-граффисты и страстно увлеченные уличным искусством обыватели. Последних - столь одержимо ищущих произведения уличных художников и открывающих оригинальные городские локации и маршруты - называют стрит-арт-хантерами, а само увлечение - стрит-арт-хантинг. Для таких ценителей уличного искусства энтузиасты запустили специальный сайт Street Art Cities, позволяющий самостоятельно составить для себя маршрут по объектам стрит-арта или пополнить глобальную карту своими ресурсами и адресами мест концентрации объектов подобной тематики (так называемых спотов).

В качестве одного из ведущих трендов развития современной урбанизированной среды, как в мире, так и в России, является создание качественных тематических общественных пространств. Не может остаться в стороне от этих процессов и Новосибирск, унылый и невзрачный образ которого остро нуждается в реновации, как в среде туристов, так и среди местных жителей. Создание и сохранение действительно оригинальных произведений граффити и стрит-арта может способствовать не только модернизации городского пространства, но и превращению его в объект туристского притяжения.

Цель работы - теоретическое исследование перспектив использования объектов граффити и стрит-арт в качестве ресурса развития городского туризма в Новосибирске.

Информационной базой исследования послужили публикации в периодической печати и интернете. В работе использовались общелогические и аналитические методы, метод эмпирического исследования.

Основная часть. Городской туризм приобретает все большую популярность у российских туристов, занимая долю в 25 % от общего объема поездок в стране. Для крупных городов значение сити-туров для туристской индустрии еще выше. Средний возраст «городских туристов» составляет 35-45 лет, около 2/3 путешест-

венников в таких турах приходится на долю женщин, а удельный вес семейных туристов достигает почти половины (40-50 %). Очевидна высокая туристская привлекательность сити-туров, причем в первую очередь в крупные города. По данным Ассоциации туроператоров России, в 2023 г. в сегменте сити-туров топ наиболее привлекательных направлений возглавили Санкт-Петербург, Москва, Казань, Калининград, Самара и Нижний Новгород, а обе российские «столицы» естественным образом оказались самыми «возвратными» городами [11].

Существуют различные подходы к оценке туристской привлекательности городского пространства. Обычно ее трактуют как систему факторов, включающих природные условия города, уровень его развития, характер экономической специализации, культурное наследие и аутентичность городской среды (самобытность). В своей работе Д. А. Костромина и Г. А. Саттарова рассматривают опыт как отечественных, так и зарубежных специалистов, предлагая свой подход. Авторы оценивают уровень туристской привлекательности российских городов-миллионеров. Сравнительный анализ включал пять специфичных групп критериев: степень привлекательности живописности ландшафта, культурно-социальная привлекательность, культурно-историческая туристская привлекательность, сопутствующая городская туристская инфраструктура, развитие городских коммуникаций и интегральный показатель. Лидерами рейтинга предсказуемо стали главные туристские дестинации страны: Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Казань. Новосибирск оказался в середине интегрального списка городов-миллионеров, заняв восьмую позицию из пятнадцати. Среди сибирских городов его опередил Красноярск, оказавшийся на шестом месте. Ощутимо «просел» Новосибирск по параметрам культурно-исторической и социально-культурной туристской привлекательности (по числу достопримечательных объектов зодчества, музеев, памятников, количеству и популярности городских фестивалей, выставок и ярмарок), опустившись соответственно на предпоследнее и последнее места [6].

Одним из инструментов улучшения социально-культурной туристской привлекательности Новосибирска являются объекты граффити и стрит-арта. Безусловно, они не смогут заменить недостаток культурно-исторического багажа городской среды - Новосибирск слишком молод и не успел обрасти значимыми культурным наследием. Но если присовокупить аутентичный стрит-арт к выгодам географического положения города и его «столичному» статусу, то транзитные гости и участники масштабных событий, регулярно проходящих здесь, смогут задержаться с целью более пристального знакомства как с уличным искусством, так и с городом вообще.

Сегодня граффити называют шрифты, а стрит-артом - муралы (картины на стене), трафареты, стикеры, плакаты, инсталляции. Граффити и стрит-арт стали имманентной частью городского ландшафта, урбанизированной культуры, уже практически превратились в отдельный жанр современного искусства. И если в

начале своего развития работы уличных художников не называли иначе, как примером «вандализма», то к началу 1980-х гг. они стали мейнстримом. Выросла плеяда талантливых стрит-арт-художников вроде Бэнкси, Футуры, Шепарда Фей-ри или Рона Инглиша, приобретших мировую известность, произведения которых пополнили коллекции ведущих музеев и художественных галерей.

Стрит-арт не только определенный способ развлечения или творческого самовыражения уличных художников, но и средство их связи с обществом и властью, позволяющее вскрывать определенные социальные противоречия и привлекать внимание к проблемам повседневности [12, 13].

Современный уличный стрит-арт способен выступать в роли инструмента преображения общественных пространств городов, стимулируя их культурный и социально-экономический прогресс. Городская архитектура обладает потенциалом эмоционального воздействия, а город - живой организм, его сооружения изменяемы и подвижны. Подобную зрительную пластичность урбанизированной среды поддерживают среди прочего и объекты стрит-арта. Если продукты творчества уличных художников обладают высокими изобразительными качествами, не нарушают функционал зданий и сооружений, являются уместными на данной территории (т.е. связаны с историей места), то они вполне легитимно могут восприниматься общественностью и властями города и не «загрязнять» исторический центр. Легитимные граффити и стрит-арт способны сыграть позитивную роль в его ренессансе. Уличное искусство раздвигает границы туристских возможностей города. Реновация бедных и маргина-лизированных районов в условиях джентрификации, превращает заброшенные окраины или умирающие промзоны, насыщенные объектами стрит-арта, из гетто в новые достопримечательности, привлекающие бизнес и обеспеченные слои населения [12, 14, 15].

Стрит-арт, рожденный консенсусом властей, общества и уличных художников, обретает качественную форму и становится полноценным инструменом формирования городского пространства, создавая локальную идентичность отдельной территории: города, района, квартала. Легитимация стрит-арта открыла возможности для его коммерциализации. Городские власти стали выделять легальные места для создания произведений граффити и стрит-арта, все большее распространение получают коммерческие заказы на роспись стен, экскурсии к подобным арт-объектам. Органично встроенный в среду культурного потребления и финансовых потоков стрит-арт оказался очень приемлемым инструментом формирования городского имиджа как для местных органов власти, так и для бизнеса, включая девелоперов, владельцев художественных галерей или издательств. А экскурсионные маршруты, формирующиеся вокруг объектов стрит-арта, становятся элементами брендинга креативного города. Подобные экскурсии презентуют историю города или его района, выступая медиаторами между различными локациями [13, 16-18].

Объекты граффити и стрит-арта стали неотъемлемыми элементами части урбанизированного пейзажа, создающими уникальный облик городов России и мира в целом наряду с традиционными объектами истории и архитектуры [19-22]. В рамках проекта президентской платформы «Россия - страна возможностей» среди участников профессионального туристского конкурса «Мастера гостеприимства» родилась идея создания первого «Путеводителя по объектам современного искусства» в регионах страны. Пилотный проект туристских стрит-арт маршрутов был протестирован на фестивале «Таврида.АРТ» в 2022 г. Участники фестиваля разработали три маршрута, наполненных яркими образцами стрит-арт искусства, интерактивной программой, тематическими фуд-кортами и местами отдыха. Один из них предполагает организацию прогулок к сибирским арт-объектам - оригинальным граффити, муралам и настенным росписям Новосибирска, Кемерово, Красноярска и Новокузнецка. Туристский продукт может быть внедрен в региональные туристические программы и воплощен в жизнь. И тогда туристы, приехавшие в Новосибирск, увидят город не только со стороны Оперного театра и Краеведческого музея, - у них будет возможность открыть настоящее сибирское креативное арт-пространство.

Новосибирск старается заявить о себе в сфере уличного искусства как аутентичное место. За последнее десятилетие в городе организован целый ряд мероприятий, нацеленных как на популяризацию уличного искусства в целом, так и на преображение городского пространства.

В июле 2017 г. впервые в Сибири состоялся фестиваль граффити «Окрашено» (СтритАртСибФест «Окга8Ьеио»), участниками которого стали более 20 художников-граффитистов из России, Казахстана, Киргизии и Германии. Основная цель фестиваля, которую хотели достичь его организаторы, - это преобразование промышленных, индустриальных строений в самом центре Новосибирска, которые портят облик города. Известные граффити-райтеры создали на главной площадке фестиваля (двор дома по ул. Фрунзе, 5) шесть арт-объектов, что является редкостью для подобного рода мероприятий. По словам одного из участников, обычно в российских городах выделяется одна стена для нескольких художников, которым приходится договариваться, что нарисовать. В этом фестивале организовано целое пространство для создания арт-объектов. Именно здесь можно пройти по определенному маршруту, как в музее, и полюбоваться каждым произведением граффити.

С 2017 г. в Новосибирске проходит фестиваль стрит-арта «Графит науки» -первый в мире фестиваль стрит-арта научной тематики. Он посвящен последним научным открытиям, сделанным в новосибирском Академгородке и мире. В процессе фестиваля участники расписывают стены Академгородка и НГТУ муралами на актуальную научную тематику. Основными задачами фестиваля являются не только благоустройство территории, но еще и популяризация науки. На каждом мурале располагается QR-код, позволяющий любому заинтере-

совавшемуся зрителю ознакомиться с идей работы. В рамках мероприятия проводят экскурсию по объектам фестиваля, созданным в текущем году.

В 2023 г. Новосибирск стал площадкой для проведения двух масштабных фестивалей уличного искусства: «From street for eat» («С улиц для еды») и «Вся Россия в моем городе». Мероприятия проводились в преддверии первого сибирского биеннале уличного искусства, запланированного на 2024 г. Фестивали объединили полсотни художников из четырнадцати городов страны, создавших на нескольких городских объектах (стенах домов, трансформаторных подстанций, гаражах и др.) яркие художественные композиции. Также в рамках фестивалей прошли лекции, мастер-классы для начинающих уличных художников и выставки новосибирских граффитистов.

В областной столице появился целый ряд общественных центров, поддерживающих уличное искусство, среди которых знаковым является Центр молодежи «Альтаир» - многофункциональное учреждение, деятельность которого направлена на развитие творческого потенциала молодых людей. Частью экосистемы Центра является Галерея уличного искусства «100 квадратов», располагающаяся на территории Центрального парка, - первый легальный холофейм в Новосибирске, а также пространство для организации выставочных проектов и событий в сфере уличного искусства, где проводятся выставки стрит-арт граффити художников, лекции, воркшопы, занятия граффити-школы. В рамках проекта родилась идея публикации первого каталога уличного искусства Новосибирска с фотографиями работ художников, а также картой города с местами их расположения.

Как независимые художники, так и сотрудники студий все чаще привлекаются к реализации заметных для городской среды проектов. Например, благодаря сотрудничеству с командой «TAKNADO BÜRO» в городе создан ряд оригинальных стрит-арт-объектов, среди которых работа «Амстердам», стена Цоя, мост на территории торгового центра «Мега», Давид на контейнерах в лофте «Cubic» и даже несколько городских трамваев.

Экскурсии по объектам граффити и стрит-арта, стоящие ближе всего к природе данного явления, превратились в одну из наиболее популярных форм его легитимации. Раскрывая феномен самой субкультуры, они позволяют познать и место проведения экскурсии, поскольку в произведениях стрит-арта отражаются не только общечеловеческие, но и локальные проблемы социально-экономического и политического развития. В экскурсионной практике целого ряда мировых городов - Нью-Йорка, Лондона, Берлина, Гамбурга, Амстердама и других - граффити и стрит-арт используются в качестве инструмента познания альтернативной стороны городской жизни, не вмещающейся в границы ее общепринятых норм. Родившись как частная инициатива по посещению рассредоточенных в городском пространстве арт-объектов, подобные экскурсии переходят в программы туристических компаний, предлагающих наряду с пешими путешествиями велосипедные и автобусные прогулки [16, 23-25].

В последние годы в Новосибирске невыразительные и унылые здания, гаражи, склады, заборы и подпорные стены подземных сооружений стали покрывать большими картинами. Работы уличных художников стали заполнять город. Изменения в его облике случились в связи с проведением фестивалей и созданием центров уличного искусства.

Количество арт-объектов в городе уже перевалило за шестьсот. В Новосибирске представлены не только арт-объекты на улицах города, но и реализуются цельные проекты в сфере стрит-арта и граффити. Многие из них направлены на популяризацию исторического наследия города и области, мотивацию к изучению своего региона. На городских стенах появляются созданные на основе сохранившихся фотоматериалов о селе Кривощеково и Новоникола-евске сцены местной дореволюционной жизни.

Городская экскурсионная среда предлагает маршруты по объектам стрит-арта и граффити. Например, экскурсионную прогулку «В поисках стрит-арта». За последние несколько лет был реализован ряд интересных авторских экскурсионных маршрутов к работам уличного искусства. Это свежий формат в сфере городских экскурсий, который в первую очередь строится на творческих людях. Формат проведения предполагает как пешие, так и автобусно-пешеходные экскурсии, попробовать себя в роли уличных художников. Маршруты подобных прогулок зачастую нестандартны, уводя экскурсантов в глубины дворов, подальше от известных достопримечательностей к городским граффити и арт-объектам.

Всесторонний анализ возможностей развития в Новосибирске стрит-арт туризма отражает представленный SWOT-анализ (таблица).

SWOT-анализ потенциала объектов граффити и стрит-арта как ресурса развития городского туризма в городе Новосибирске*

Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны)

1. Благоприятное географическое положение региона. 2. Наличие туристско-информационного центра в Новосибирске. 3. Присутствие в Новосибирске молодежных центров и автономных некоммерческих организаций по реализации проектов и проведению мероприятий в области культуры и искусства, направленных на поддержку арт-практик в сфере стрит-арта и граффити (например, муниципальное бюджетное учреждение «Центр молодежи «Альтаир»», Автономная некоммерческая организация по реализации проектов и проведению мероприятий в области культуры и искусства «Актуальное искусство»). 4. В городе развита практика предоставления услуг художественной росписи стен, как от частных художников, так и от студий. 1. Предвзятое отношение к граффити и уличному искусству. Несмотря на значительный интерес к качественному культурному досугу, горожане достаточно настороженно относятся к современному искусству. Зачастую уличное искусство часто воспринимают как проявление вандализма. 2. Сравнительно узкий сегмент потребителей туристско-экскурсионных предложений в сфере тематики граффити и стрит-арта. 3. У туроператоров практически отсутствует опыт в организации туров по объектам граффити и стрит-арта. 4. Низкая эффективность рекламно-информационных каналов, отсутствие рекламы, пиара туров по объектам граффити и стрит-арта. 5. Отсутствие специализированных музеев, музейных программ в региональном музейном сообществе.

Окончание таблицы

Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны)

5. Туристские аттракторы, отражающие тематику граффити и стрит-арта (только в городе Новосибирске более 600 объектов граффити и стрит-арта). 6. Реализация проектов в сфере стрит-арта и граффити, например, создание монументальной росписи «Страницы Истории», «Страницы истории 2.0» и других. 7. В Новосибирске проводятся фестивали уличного искусства, например, «Граффити на улицах», СтритАртСибФест «Okrasheno», «FromStreetForEat», «Вся Россия в моем городе», «Графит науки» (первый в мире фестиваль стрит-арта научной тематики). 8. Наличие в Новосибирске Галереи уличного искусства «100 квадратов», где проходят выставки стрит-арт, граффити художников, лекции, воркшопы, занятия граффити-школы. 9. Реализация ряда интересных авторских экскурсионных маршрутов к работам уличного искусства Новосибирска. 10. Поддержка департаментом культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска молодежных инициатив. 6. Низкая сохранность локаций граффити и стрит-арта. 7. «Закрытость» граффити-райтеров и уличных художников. 8. Отсутствует координация деятельности участников рынка. 9. Неэффективная система продвижения на региональном туристском рынке. 10. Редкие туристско-экскурсионные региональные предложения. 11. Низкая «раскрученность», «популярность» и малая конкурентная эффективность в сравнении с проводимыми фестивалями мирового и национального уровня, например, фестивали стрит-арта «Место» (Нижний Новгород), «Длинные истории» (Екатеринбург и Пермь), «Стенограффия» (Екатеринбург). 12. Низкий уровень общего менеджмента и квалификации кадров на предприятиях туризма. 13. Сложный процесс согласования уличных арт-объектов заметно ограничивает художников в самореализации и вынуждает их искать доступные места для своего творчества, которые не всегда оказываются легальными.

Opportunities (возможности) Threats (угрозы)

1. Стремительный рост популярности и спроса нестандартных туров как в мире в целом, так и в России в частности. 2. Поиски региональной аутентичности, с целью повышения туристской привлекательности, в том числе за счет туров по объектам граффити и стрит-арта. 3. Реализация специальных программ по продвижению регионального турпродукта на внутреннем и международных туристских рынках 1. Высокая конкурентная среда среди дестина-ций (Екатеринбург, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Томск и пр.), пригодных для формирования туризма специальных интересов, в том числе граффити и стрит-арт-туров. 2. Отсутствие стандартов, нормативно-правовой основы регулирования туризма специальных интересов. 3. Отсутствие надежной стратегии развития регионального туризма специальных интересов, в том числе граффити и стрит-арт-туров. 4. Слабый информационный капитал и недостаточное число специалистов-энтузиастов перекладывающих в практический и востребованный формат, имеющийся информационный ресурс. 5. Отсутствие общего представления о региональном образе территории в сегменте граффити и стрит-арт-туров, концепции, а также мотивации к консолидированным действиям для их разработки представителей среды представляющей уличное искусство, культурологов, гидов-экскурсоводов, региональных властей. 6. Низкий спрос населения на услуги въездного и внутреннего туризма Новосибирской области

* Составлено авторами.

Проведенный в ходе исследования SWOT-анализ позволяет сделать вывод: препятствий для развития стрит-арт туризма в Новосибирске пока больше, чем возможностей. Однако подобное положение может измениться в будущем, поскольку потенциал ресурсов для формирования туристского предложения в городе имеется. Сегодня их масштаб ограничен, но с формированием интересного и аутентичного предложения, использующего эти ресурсы, город имеет возможности вырасти в один из центров стрит-арт-туризма страны.

Заключение. Объекты уличного искусства - отражение породившей их эпохи. Если в советский период в пространстве сибирских городов господствовал дух монументализма, выражающий идею отношений государства с урбанистической средой, то современный акцент сместился в сторону отношения улицы и человека. Реализованные в последние годы многочисленные проекты позволяют сделать вывод, что постиндустриальный город, украшенный достойным стрит-артом, может не только привлекательно выглядеть, но и быть востребованным среди туристов. Урбанисты пришли к выводу, что яркая городская среда повышает комфортность жизни и тонус ее обитателей.

В качестве одного из ведущих трендов развития современной урбанизированной среды, как в мире, так и в России, является создание качественных тематических общественных пространств. Не может остаться в стороне от этих процессов и крупнейший город Сибири. Образ Новосибирска, порой заслуженно, стереотипы общественного восприятия наделяют эпитетами: «город, у которого нет лица», «серый город», «город для грустных». Действительно, советская архитектура не избаловала его излишествами, оставив в наследство маловыразительные серые кварталы, лишив город яркой палитры красок, а окончательные остатки индивидуальности уничтожили бесчисленные торговые павильоны и нескончаемая беспорядочная реклама. Впрочем к чести Новосибирска нужно отметить, что так сегодня выглядит большинство российских городов.

Между тем в городе набирает популярность уличное искусство, стремясь заслонить собой безликость городских кварталов. Легитимация действительно оригинальных произведений (коих огромное множество) может способствовать не только реновации городского пространства, но и превращению его в объект туристского притяжения. В последние годы администрация города идет навстречу стрит-художникам и появляются новые интересные проекты. Рисунки несут позитивные эмоции, украшают дома и создают молодежный, открытый новому облик улиц и дворов. Сегодня подобные арт-объекты являются полноценной составляющей культурного пространства города и могут быть поданы как объекты в туристско-экскурсионных предложениях, отражающих индивидуальность его пространства. В городе проводятся многочисленные фестивали уличного искусства, многие из которых (например, «Окрашено» или «From street for eat») приобрели широкую популярность. Число объектов стрит-арта в Новосибирске перевалило за шесть сотен, а городская экскурсионная среда предлагает маршруты по объектам стрит-арта и граффити.

Развитие городского стрит-арта, очевидно, не превратит Новосибирск в центр уличной культуры сегодня, но в перспективе времени город имеет возможности привлечения ценителей подобного искусства в поисках оригинальных работ. Но, как минимум, наличие местных аутентичных произведений уже завтра позволит добавить городу яркости и индивидуальности, заставит его гостей задержаться здесь, а следующий за этим мультипликативный эффект окажет благотворное воздействие на местный бюджет.

Список литературы

1. Лаппо, Г.М. География городов: учеб. пособие / Г.М. Лаппо. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 480 с.

2. Мастеница, Е.Н. Культурное пространство города: пути постижения и интерпретации / Е.Н. Мастеница // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры - 2015. - Т. 212. - С. 223-237.

3. Адашова, Т. А. Трансформация городского пространства как фактор развития экономики впечатлений / Т.А. Адашова, Н.Н. Роготень // Современные проблемы сервиса и турима. - 2019. - Т. 13, № 2. - С. 34-41. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10203

4. Аксенов, К. Трансформационное и пострансформационное городское пространство / К. Аксенов, И. Брадэ, Е. Бондарчук. - Л.; СПб., 1989-2002. -СПб.: Геликон-плюс, 2006. - 284 с.

5. Актуальные проблемы изучения туристских ресурсов Российской Федерации на основе применения современных информационных технологий / под ред. Е.А. Джанджугазовой; РГУТиС. - М.: Издательство, 2012. - 92 с.

6. Костромина, Д.А. Оценка туристской привлекательности городов-миллионеров России / Д.А. Костромина, Г.А. Саттарова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. - 2021. - Т. 7, № 2. - С. 118-134.

7. Мутавчи, Е.П. Городской туризм - драйвер экономики впечатлений / Е.П. Мутавчи, Л.В. Семенова // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. -2017. - № 4. - С. 4-12.

8. Leser, H. Diercke Wörterbuch Allgemeine Geographie / H. Leser. -München, Braunschweig, 1997. - 1120 p.

9. Зотов, В.Б. Лучшие практики муниципального управления в РФ / В.Б. Зотов, К.О. Терехова, М.Н. Царапов // Актуальные проблемы управления - 2020: материалы 25-й Междунар. науч.-практ. конф. / Гос. ун-т упр. - М., 2021. - C. 15-22.

10. Стрит-арт как инструмент развития туристского потенциала городов / И.В. Милькина, С.П. Косарин, С.В. Кочнев, Д.В. Семибратова, А.С. Кожевникова, П.Д. Гудкова // Муниципальная академия. - 2022. - № 2. - С. 177-186.

11. Стал известен ТОП популярных городов России в сегменте сити-туров [Электронный ресурс] / Ассоциация туорператоров России. - URL: https://www.atorus.ru/ node/52275 (дата обращения: 10.12.2023).

12. Витюк, Е.Ю. Городская среда как арт-объект / Е.Ю. Витюк // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 364. - С. 43-48.

13. Долгов, А.Ю. Стрит-арт как элемент уличного пространства и городской жизни / А.Ю. Долгов // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: реферат. журн. - 2019. -№ 1. - С. 31-41.

14. Михайлов, С.М. Стрит-арт как вид суперграфики в дизайне современного города / С.М. Михайлов, Р.Р. Хафизов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 5(166). - С. 106-111.

15. Граффити для города или город для граффити? Легитимность нелегальных граффити в историческом центре Санкт-Петербурга / И.Е. Сафонов, Е.В. Шапиро, Е.М. Лукина, С. А. Щепкина // Galactica media: journal of media studies. - 2022. - Т. 4, № 3. - С. 100-122.

16. Кузовенкова, Ю.А. «Право на город»: практики легитимации граффити и стрит-арта / Ю.А. Кузовенкова // Культура и цивилизация. - 2015. -№ 4-5. - С. 31-46.

17. Andron, S. Selling streetness as experience: The role of street art tours in branding the creative city / S. Andron // Sociological rev. - 2018. - Vol. 66, № 5. -Р.1036-1057.

18. Christensen, M. The reciprocal city: Performing solidarity - mediating space through street art and graffiti / M. Christensen, T. Thor // International communication gazette. - 2017. - Vol. 79, № 6/7. - Р. 584-612.

19. Александрова, А.Ю. Актуальные тенденции развития сферы туризма в глобальных городах мира / А.Ю. Александрова // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - Т. 9, № 2. - С. 5-13.

20. Гладкий, А.В. Развитие туризма в крупнейших исторических городах мира / А.В. Гладкий, А. А. Скляров // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2017. - Т. 11, № 2. - С. 28-39.

21. Мамраева, Д.Г. Стрит-арты как объекты городского экскурсионного туризма (на примере муралов города Караганды) / Д.Г. Мамраева, Д.А. Торжа-нова, Д.Д. Гребенюк // Туризм: право и экономика. - 2023. - № 2. - С. 16-20.

22. Нюренбергер, Л.Б. Городской туризм: сущность, взаимосвязи, мультипликативный региональный эффект / Л.Б. Нюренбергер, Н.Е. Петренко // Человек, спорт, медицина. - 2021. - Т. 21, № S1. - С. 153-158.

23. Кирсанова, Е.А. Социально-философский анализ концепций стрит-арта: генезис и подходы к определению феномена / Е.А. Кирсанова // Вестник ТГУ. Философия, социология, политология. - 2017. - № 38. - С. 121-129.

24. Самусина, Н. Стрит-арт и город / Н. Самусина, О. Запорожец // Laboratorium: Журнал социальных исследований. - 2015. - Т. 7, № 2. - С. 11-17.

25. Самусина, Н. Берлин, город насыщенных стен / Н. Самусина, О. Запорожец // Laboratorium: Журнал социальных исследований. - 2015. - Т. 7, № 2.- С. 231-236.

References

1. Lappo G.M. Geografiia gorodov [Cities geography]. Moscow, VLADOS, 1997, 480 p.

2. Mastenitsa E.N. Kul'turnoe prostranstvo goroda: puti postizheniia i interpretatsii [Cultural space of the city: Comprehension and interpretation ways]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, 2015, vol. 212, pp. 223-237.

3. Adashova T.A., N.N. Rogoten' Transformatsiia gorodskogo prostranstva kak faktor razvitiia ekonomiki vpechatlenii [Transformation of urban space as a development factor of the experience economy]. Sovremennye problemy servisa i turima, 2019, vol. 13, no. 2, pp. 34-41. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10203.

4. Aksenov K., Brade I., Bondarchuk E. Transformatsionnoe i postransformatsion-noe gorodskoe prostranstvo [Transformational and post-transformational urban space]. St. Petersburg, 1989-2002, Gelikon-plius, 2006, 284 p.

5. Aktual'nye problemy izucheniia turistskikh resursov Rossiiskoi Federatsii na osnove primeneniia sovremennykh informatsionnykh tekhnologii [Current problems of studying tourist resources in Russia based on the use of modern information technologies]. Ed. E.A. Dzhandzhugazova. Moscow, Russian University of Tourism and Service, Izdatel'stvo, 2012, 92 p.

6. Kostromina D.A., Sattarova G.A. Otsenka turistskoi privlekatel'nosti gorodov-millionerov Rossii [Assessment of tourist attractiveness of Russian millionaire cities]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Geografiia. Geologiia, 2021, vol. 7, no. 2, pp. 118-134.

7. Mutavchi E.P., Semenova L.V. Gorodskoi turizm - draiver ekonomiki vpechatlenii [City tourism-driver of economics of impressions]. Nauka i turizm: strategii vzaimodeistviia, 2017, no. 4, pp. 4-12.

8. Leser H. Diercke Wörterbuch Allgemeine Geographie. München, Braunschweig, 1997, 1120 p.

9. Zotov V.B., Terekhova K.O., Tsarapov M.N. Luchshie praktiki munitsipal'nogo upravleniia v RF [Best practices of municipal management in the Russian Federation]. Aktual'nye problemy upravleniia. 2020. Proc. of 25th Int. Acad. Conf. Moscow, The State University of Management, 2021, pp. 15-22.

10. Mil'kina I.V., Kosarin S.P., Kochnev S.V., Semibratova D.V., Kozhevnikova A.S., Gudkova P.D. Strit-art kak instrument razvitiia turistskogo potentsiala gorodov [Street art as a tool for developing the tourist potential of cities]. Munitsipal'naia akademiia, 2022, no. 2, pp. 177-186.

11. Stal izvesten TOP populiarnykh gorodov Rossii v segmente siti-turov [The top Russian cities in the city tour segment]. Available at: https://www.atorus.ru/ node/52275 (accessed 10.12.2023).

12. Vitiuk E.Iu. Gorodskaia sreda kak art-ob"ekt [City environment as art-object]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no. 364, pp. 43-48.

13. Dolgov A.Iu. Strit-art kak element ulichnogo prostranstva i gorodskoi zhizni [Street art as an element of street space and city life]. Sotsial'nye i

gumanitarnye nauki. Otechestvennaia i zarubezhnaia literatura. Ser. 11. Sotsiologiia, 2019, no. 1, pp. 31-41.

14. Mikhailov S.M., Khafizov R.R. Strit-art kak vid supergrafiki v dizaine sovremennogo goroda [Street art as a form of supergraphics in design of modern city]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 5 (166), pp. 106-111.

15. Safonov I.E., Shapiro E.V., Lukina E.M., Shchepkina S.A. Graffiti dlia goroda ili gorod dlia graffiti? Legitimnost' nelegal'nykh graffiti v istoricheskom tsentre Sankt-Peterburga [Graffiti for the city or the city for graffiti? Legitimacy of graffiti in the historical center of Saint-Petersburg]. Galactica media: journal of media studies, 2022, vol. 4, no. 3, pp. 100-122.

16. Kuzovenkova Iu.A. "Pravo na gorod": praktiki legitimatsii graffiti i strit-arta [The "right to the city": The practices of legitimation of graffiti and street art]. Kul'tura i tsivilizatsiia, 2015, no. 4-5, pp. 31-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Andron S. Selling streetness as experience: The role of street art tours in branding the creative city. Sociological review, 2018, vol. 66, no. 5, pp. 1036-1057.

18. Christensen M., Thor T. The reciprocal city: Performing solidarity - mediating space through street art and graffiti. International communication gazette, 2017, vol. 79, no. 6/7, pp. 584-612.

19. Aleksandrova A.Iu. Aktual'nye tendentsii razvitiia sfery turizma v global'nykh gorodakh mira [Current trends in the field of tourism in global cities of the world]. Sovremennyeproblemy servisa i turizma, 2015, pp. 9, no. 2, pp. 5-13.

20. Gladkii A.V., Skliaro A.A. Razvitie turizma v krupneishikh istoricheskikh gorodakh mira [Tourism development in the world's largest historical cities]. Sovremennye problemy servisa i turizma, 2017, vol. 11, no. 2, pp. 28-39.

21. Mamraeva D.G., Torzhanova D.A., Grebeniuk D.D. Strit-arty kak ob"ekty gorodskogo ekskursionnogo turizma (na primere muralov goroda Karagandy) [Street art as objects of urban excursion tourism (on the example of murals in Karaganda)]. Turizm: pravo i ekonomika, 2023, no. 2, pp. 16-20.

22. Niurenberger L.B., Petrenko N.E. Gorodskoi turizm: sushchnost', vzaimosviazi, mul'tiplikativnyi regional'nyi effekt [Urban tourism: Nature, relations, regional multiplier effect]. Chelovek, sport, meditsina, 2021, vol. 21, no. 1, pp. 153-158.

23. Kirsanova E.A. Sotsial'no-filosofskii analiz kontseptsii strit-arta: genezis i podkhody k opredeleniiu fenomena [Socially-philosophical analysis of concepts of street art: The approaches to the definition and origin of the phenomenon]. Vestnik TGU. Filosofiia, sotsiologiia, politologiia, 2017, no. 38, pp. 121-129.

24. Samusina N., Zaporozhets O. Strit-art i gorod [Street art and the city]. Laboratorium: Zhurnal sotsial'nykh issledovanii, 2015, vol. 7, no. 2, pp. 11-17.

25. Samusina N., Zaporozhets O. Berlin, gorod nasyshchennykh sten [Berlin: City of saturated walls]. Laboratorium: Zhurnal sotsial'nykh issledovanii, 2015, vol. 7, no. 2, pp. 231-236.

Оригинальность 95,42 %

Поступила 30.01.2024 Одобрена 19.02.2024 Принята к публикации 27.05.2024

N.V. Goroshko, S.V. Patsala

GRAFFITI AND STREET ART OBJECTS AS A RESOURCE FOR URBAN TOURISM DEVELOPMENT IN NOVOSIBIRSK

Graffiti and street art are among the most vibrant contemporary art forms, experiencing a boom in development worldwide. Gone are the days when they were merely considered acts of vandalism by street hooligans. Having evolved into key city attractions, art born in the street environment has become a powerful tool for creating and promoting new tourism products, thereby fostering both domestic and international tourism. Novosibirsk cannot remain indifferent to these trends, as its tourist appeal and urban environment are in urgent need of revitalization. The creation and preservation of truly original works of graffiti and street art can not only modernize urban spaces but also transform them into significant tourist attractions.

This study aims to theoretically explore the prospects of using graffiti and street art as resources for urban tourism development in Novosibirsk. The SWOT analysis conducted during the research indicates that there are currently more obstacles than opportunities for the development of street art tourism in Novosibirsk. However, this scenario may change in the future, given the existing potential resources for developing a unique tourist offering in the city. Although their scale is currently limited, with the introduction of compelling and authentic attractions leveraging these resources, Novosibirsk has the potential to become one of the country's leading centers for street art tourism.

Keywords: urban space, urban tourism, urban travel, city tours, graffiti, street art.

Nadezhda V. Goroshko - Cand. Sc. (Geography), Associate Professor, Department of Geography, Regional Studies and Tourism, Novosibirsk State Pedagogical University; Associate Professor, Department of Hygiene and Ecology, Novosibirsk State Medical University, e-mail: goroshko1@mail.ru.

Sergei V. Patsala - Senior Lecturer, Department of Geography, Regional Studies and Tourism, Novosibirsk State Pedagogical University, e-mail: s-pacala@mail.ru.

Received 30.01.2024 Accepted 19.02.2024 Published 27.05.2024

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Горошко, Н.В. Объекты граффити и стрит арта как ресурс развития городского туризма в Новосибирске / Н.В. Горошко, С.В. Пацала // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2024. - № 2. - С. 302-316.

Please cite this article in English as:

Goroshko N.V., Patsala S.V. Graffiti and street art objects as a resource for urban tourism development in Novosibirsk. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2024, no. 2, pp. 302-316 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.