Научная статья на тему 'Объективные признаки административного правонарушения в сфере банковской деятельности'

Объективные признаки административного правонарушения в сфере банковской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
583
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ / BANKING / ADMINISTRATIVE OFFENSES / OBJECTIVE EVIDENCE OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антошина А. И.

Рассматриваются объективные признаки административного правонарушения в сфере банковской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVE EVIDENCE OF ADMINISTRATIVE VIOLATIONSIN BANKING

The article deals with objective signs of administrative violations in the field of banking activities

Текст научной работы на тему «Объективные признаки административного правонарушения в сфере банковской деятельности»

А. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ _

Актуальные проблемы административного права

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.И. АНТОШИНА

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; финансовое право; информационное право

E-mail: 505@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются объективные признаки административного правонарушения в сфере банковской деятельности.

Ключевые слова: банковская деятельность, административные правонарушения, объективные признаки административного правонарушения.

OBJECTIVE EVIDENCE OF ADMINISTRATIVE VIOLATIONSIN BANKING

A.I. ANTOSHINA

Annotation. The article deals with objective signs of administrative violations in the field of banking activities. Keywords: banking, administrative offenses, objective evidence of an administrative offense.

Непосредственный предмет юридического анализа правонарушения — состав, т.е. эмпирически выделяемая структура правонарушения1. Для правильной и полной квалификации правонарушения следует установить все элементы и признаки его состава.

Состав административного правонарушения служит юридическим основанием реальной административной ответственности. При наличии всех признаков состава правонарушения можно привлечь виновного к административной ответственности.

Состав правонарушения — это логическая конструкция, правовое понятие о правонарушении. В случае отсутствия хотя бы одного из признаков, деяние нельзя назвать правонарушением. Реальное деяние только тогда считается административным деликтом, когда оно содержит все его признаки.

Остановимся на объекте правонарушения. Объект (кроме общего), в отличие от других составов административного правонарушения, характеризует строго определенную группу административных правонарушений. И хотя в ст. 2.1 КоАП РФ указание на объект административного правонарушения отсутствует, его значимость не уменьшается как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Для определения понятия административных правонарушений в сфере банковской деятельности особенно важно правильно определить объект данных правонарушений с тем, чтобы очертить их круг.

Не вдаваясь в анализ различных подходов к сущности объекта правонарушения, можно утверждать, что объектом административного правонарушения являются общественные отношения, которые регули-

руются и охраняются нормами административного права в сфере исполнительной власти, предусматривающими применение административных наказаний за нарушение установленных норм. Общепринято выделять общий, родовой и непосредственный объект правонарушения.

Анализ различных точек зрения позволил нам прийти к выводу о том, что непосредственным объектом состава преступлений в сфере банковской деятельности выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления законной банковской деятельности.

Обязательное условие законной банковской деятельности — государственная регистрация. Соответственно, и первая форма правонарушений в сфере банковской деятельности — осуществление банковской деятельности (операций) без государственной регистрации.

Статья 12 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» указывает на необходимость государственной регистрации кредитных организаций в Центральном банке РФ в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Кредитные организации подлежат государственной регистрации также в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

1 Кисин В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация. М., 1991; Печеницин В. А. Состав административного проступка и его значение в юрисдикцион-ной деятельности органов внутренних дел. Хабаровск, 1998.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

Основным признаком объективной стороны служит деяние. И здесь возникает простой, на первый взгляд, вопрос о том, в какой форме поведения выражается административное правонарушение в сфере банковской деятельности: в форме действия или бездействия.

Анализ показывает, что осуществление правонарушений в сфере банковской деятельности без регистрации или специального разрешения (лицензии) происходит как путем активных действий, т.е. выполнение банковских операций без регистрации и/или без специального разрешения (лицензии), так и путем бездействия, т.е. невыполнения требований закона по регистрации и/или получению специального разрешения (лицензии) в тех случаях, когда это обязательно.

Однако, при осуществлении большого перечня видов деятельности одной государственной регистрации недостаточно; необходимо лицензирование.

Вторая форма правонарушений в сфере банковской деятельности — осуществление банковской деятельности (операций) без специального разрешения, когда это обязательно.

Законодательством о банковской деятельности и Инструкцией Центрального банка РФ от 27 сентября 1996 г. № 49 «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» поставлены условия для получения лицензии на соответствующий вид банковской операции. В лицензии предусматривается перечень операций, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Государство устанавливает в определенном порядке возможность субъекта осуществлять какой-либо вид деятельности безотносительно к предполагаемому объему этой деятельности. После получения разрешения субъект волен осуществлять данный вид деятельности в том объеме, который ему посилен и экономически целесообразен. При этом лицензиат, кроме разрешения на осуществление деятельности, ничего не получает из предметов материального мира.

Так как объектом правонарушений в сфере банковской деятельности, выступают общественные отношения в сфере государственного регулирования банковской деятельности, то по смыслу закона отсутствие этой лицензии образует состав правонарушений в сфере банковской деятельности.

Третья форма правонарушений в сфере банковской деятельности — осуществление банковской деятельно-

сти с нарушением лицензионных требований и условий, под которыми понимается нарушение формально-определенных требований, установленных нормативными актами, которое может быть допущено как на стадии получения лицензии, так и на стадии осуществления банковской деятельности. Нарушения могут быть как общими, так и специальными.

В связи с этим нам представляется неубедительной позиция В.В. Ларичева, согласно которой нарушение условия лицензирования имеет место, когда кредитная организация начинает заниматься деятельностью, не указанной в лицензии2.

Как нам представляется, указанные действия следует квалифицировать как осуществление банковской деятельности (банковских операций) без специального разрешения (лицензии). К ответственности за нарушение лицензионных требований и условий лицо привлекаться не будет3.

В.И. Тюнин считает, что привлечение к ответственности лиц, осуществляющих банковскую деятельность с нарушением лицензионных требований и условий, необоснованно, поскольку наличие извлечения дохода в крупном размере, по мнению данного автора, может находиться в весьма отдаленной связи с нарушением условий лицензирования4.

Большинство ученых-административистов отстаивают мнение на свободный подход к определению лицензионных требований и условий. Фактически содержание условий лицензирования подвергается расширительному толкованию и дополняется за счет сведений, содержащихся в документе, подтверждающем наличие лицензии и решения о предоставлении лицензии5.

К общим нарушениям лицензионных требований и условий относится передача лицензии другому лицу. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию субъектом. Из этого следует, что запрещается передача (продажа) лицензии какому-либо другому лицу или кредитной организации. Лицо, осуществляющее деятельность на основании лицензии, «куп-

2 Ларичев В.В. Объективная сторона незаконной предпринимательской деятельности // Российский следователь. 2000. № 4. С. 28.

3 Фабричный А.И. Уголовно-правовая характеристика незаконного предпринимательства: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2001. С. 102.

4 Тюнин В.И. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. М., 2000. С. 244.

5 Проборин П.А. Лицензирование и страхование на защите интересов граждан и государства // Лицензионное обозрение. 2000. № 2.

234

Вестник Московского университета МВД России

№ 3 / 2012

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

ленной» у другого субъекта банковской деятельности, признается осуществляющим такую деятельность без лицензии. Не могут быть переданы отдельные полномочия по осуществлению лицензируемой деятельности другим организациям и по доверенности.

Одним из признаков объективной стороны правонарушений в сфере банковской деятельности выступает последствие. Значение последствий для административной ответственности, в отличие от уголовной, факультативно; в уголовном праве это одно из основных признаков объективной стороны.

Закон не содержит никаких указаний о том, в чем может выражаться ущерб от правонарушений в сфере банковской деятельности, оставляя решение этих вопросов на усмотрение правоприменителя с учетом конкретных обстоятельств дела.

Повышение эффективности применения норм, регулирующих законную банковскую деятельность, зависит, в первую очередь, от определения основных понятий и признаков объективной стороны исследуемых правонарушений.

Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводам о том, что:

♦ объективная сторона правонарушения в сфере банковской деятельности — юридически значимые признаки, закрепленные в КоАП РФ (при бланкетном характере диспозиции и в иных нормативных актах), характеризующих внешнюю сторону противоправного деяния в форме действия или бездействия, причиняющего вред объекту, охраняемому законодательством об административных правонарушениях;

♦ законная банковская деятельность — это деятельность кредитных организаций, осуществляющих банковские операции, имея регистрацию и соответствующее разрешение (лицензию) на определенную банковскую операцию от Центрального банка РФ.

Совершение правонарушений в сфере банковской деятельности осуществляется как путем активных действий, так и путем бездействия.

Признаками объективной стороны правонарушений в сфере банковской деятельности, в частности, является осуществление банковской деятельности (банковских операций):

♦ без регистрации;

♦ без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно;

♦ с нарушением лицензионных требований и условий.

Исследование признаков незаконной банковской деятельности свидетельствует о том, что при квалификации деяния незарегистрированной будет считаться деятельность кредитной организации, если она осуществляется:

♦ без образования кредитной организации (без государственной регистрации в Банке России);

♦ в период подачи документов на государственную регистрацию, не дожидаясь принятия решения по вопросу регистрации;

♦ вопреки отказу (законному или незаконному) в государственной регистрации.

Осуществление банковской деятельности (операций) без специального разрешения (лицензии), когда оно обязательно, состоит в занятии лицензионным видом банковской деятельности лицом:

♦ не прошедшим регистрацию в соответствии с законом РФ;

♦ имеющим свидетельство о государственной регистрации, но не имеющим лицензии на право осуществления определенного вида банковской деятельности;

♦ после подачи документов на лицензирование, но до получения решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии;

♦ после получения решения об отказе в выдаче лицензии на данный вид банковской деятельности;

♦ по лицензии банковской деятельности, выданной на другой вид деятельности или другому физическому или юридическому лицу и т.п.

Кроме общих признаков нарушения лицензионных требований и условий, к правонарушениям в сфере банковской деятельности можно отнести случаи:

♦ осуществление банковской деятельности, не соответствующей лицензии, полученной кредитным учреждением;

♦ осуществление банковских операций, не указанных в лицензии;

♦ грубое нарушение порядка проведения банковских операций;

♦ деятельность коммерческого банка или его филиала в регионе, не указанном в лицензии.

Для полного исследования административно-правовой характеристики правонарушений в сфере банковской деятельности необходимо рассмотреть также признаки, характеризующие субъективную сторону правонарушений. Только изучив все признаки данных составов правонарушений, мы можем говорить о наличии совершения правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.