УДК 378
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ АДЪЮНКТОВ ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ
Николай Николаевич Миняйленко, кандидат юридических наук, профессор, начальник
адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск России
Аннотация
В 2012 году был принят Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и тем самым, закон о высшем и послевузовском образовании ФЗ-123 утратили силу с 1 сентября 2013 года. Данное обстоятельство требует существенной перестройки в подготовке специалистов высшей квалификации. В статье нашли отражение, возникшие с этим фактом проблемы и выявлены объективные причины, определяющие необходимость совершенствования системы адъюнктской подготовки, во внутренних войсках МВД России являются проблемы.
Ключевые слова: адъюнктура, федеральные законы, проблемная ситуация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p133-138
OBJECTIVE REASONS DEFINING THE NEED IN IMPROVEMENT OF SYSTEM OF TRAINING OF GRADUATED IN A MILITARY ACADEMY FOR INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Nikolay Nikolaevich Minyaylenko, the candidate ofjurisprudence, professor, chief of graduate
military course, colonel of justice, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of Russia
Annotation
In 2012 the Federal law dated 29.12.2012 N 273-FZ "About education in the Russian Federation" was adopted, thereby; the law on the higher and postgraduate education of FZ-123 became invalid since September 1, 2013. This circumstance demands essential reorganization in training of the high qualification specialists. The problems found reflection in the article, which arose following this fact, and the objective reasons defining the need in improvement of the preparation system for the graduated in a military academy of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia were established.
Keywords: graduate military course, federal laws, problem situation.
Современная система адъюнктской подготовки во внутренних войсках МВД России тесно связана с другими образовательными системами и является важной составной частью сферы образования страны. Практически 90 лет адъюнктура вплоть до 1 сентября 2013 г. являлась одной из основных форм подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования. С 1 сентября 2013 г. (со дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации») адъюнктура отнесена к третьему уровню высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации.
Развал Советского Союза привел к пересмотру многих социально-экономических процессов, в том числе и в подготовке кадров высшей квалификации. В 1992 году был принят Закон об образовании (Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"), который был ориентирован на легализацию, принятой на Западе, системы образования. Данная система не имела в России ни собственных корней, ни собственной истории. Слепое копирование западных образцов, а тем более волевое насаждение западной системы образования, уничтожило, существовавшую веками русскую систему образования, на которую равнялся весь западный мир. Это привело к тому, что в России был введен единый государственный экзамен, который позволил проводить оценку знаний выпускников школ по результатам тестирования. Этот экзамен был введен для обеспечения равных условий для всех абитуриентов, поступающих в вузы, в том
числе и в вузы силовых ведомств. В результате российская система среднего образования получила неожиданный результат: в массовом порядке в школах вместо обучения (передачи знаний, умений, навыков), началось натаскивание школьников на заучивание ответов, на заранее известные вопросы. Это привело к тому, что выпускники школ, не умеют грамотно писать, формулировать свои мысли, решать задачи. В результате чего Россией были утрачены ведущие позиции в мировом рейтинге качества среднего образования. Впервые за последние пятьдесят лет российские школьники не завоевали ни одной золотой медали на различных международных олимпиадах по естественным наукам. Уровень подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы силовых ведомств, значительно снизился. По этой же причине произошло снижение уровня подготовленности контингента, поступающего в адъюнктуру вузов силовых ведомств.
В 1999 году вышел Приказ Министра обороны РФ от 15.07.1999 N 310 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации», в котором детально прописана процедура деятельности адъюнктуры и подготовки кандидатов и докторов наук. В настоящее время эта процедура действует и во внутренних войск МВД России, которая призвана готовить высококлассных специалистов.
В 2012 году был принят Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", тем самым, утратили силу с 1 сентября 2013 года закон о высшем и послевузовском образовании ФЗ-123 (http://www.zakonrf.info/zakon-o-vysshem-оЫжоуапи/) и как, следствие, Приказ Министра обороны РФ от 15.07.1999 N 310 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации». Данное обстоятельство требует существенной перестройки в подготовке специалистов высшей квалификации (аспирантура и адъюнктура), что нашло отражение в Концепции ФЦП развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. С 1996 года, когда был принят закон о высшем и послевузовском образовании в образовательной среде произошли кардинальные изменения - мы вступили в информационное общество. Тем самым современная образовательная среда в настоящее время определяется как информационно-образовательная среда. Данное обстоятельство, выводит на первый план информационное взаимодействие обучаемого и педагога, а в случае использования дистанционных образовательных технологий - средств электронного обучения и ученика [12-14].
Профессиональная деятельность офицера внутренних войск МВД России требует новых подходов к их организации обучения в адъюнктуре. В современных условиях меняется характер требований к уровню подготовленности выпускников адъюнктуры, вузов внутренних войск МВД России [1]. Снижение качества, поступающего контингента в адъюнктуру, необходимость овладения новыми методами научных исследований в сфере педагогической деятельности требуют совершенствования системы подготовка кадров высшей квалификации в вузах внутренних войск МВД России.
В ряде исследований, проведенных в последние годы, отмечается необходимость поиска путей по совершенствованию системы подготовки кадров высшей квалификации из-за снижения качества их подготовки. В этих исследованиях отмечается, что снижение качества подготовки кадров высшей квалификации негативно сказывается на уровне боеготовности внутренних войск МВД России [1, 6-8].
Различные вопросы совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации, в вузах силовых ведомств нашли отражение в диссертационных исследованиях многих ученых [9-11]. Вместе с тем, анализ проведенных исследований выявил, что на сегодняшний день среди ученых нет единого мнения в понимании сущности построения адъюнктской подготовки, недостаточно разработаны критерии и показатели оценки
эффективности этого процесса, не совсем полно исследованы пути и педагогические условия для совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации [1,7].
В последние годы наблюдается повышение интереса ученых к проблеме совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации, в вузах внутренних войск МВД России. Это связано, прежде всего, с модернизацией внутренних войск МВД России и особой значимостью роли офицеров внутренних войск МВД Российской Федерации в борьбе с терроризмом, обеспечении правопорядка и условий для нормального функционирования страны [1-8]. Концепция модернизации внутренних войск МВД России предусматривает совершенствование системы подготовки кадров высшей квалификации для научного и методического обеспечения образовательного процесса в вузах.
Таким образом, одним из важнейших направлений модернизации внутренних войск МВД России является постоянное совершенствование системы адъюнктской подготовки для научного и методического обеспечения образовательного процесса в вузах. Особенно высокое значение для повышения качества образовательного процесса в вузах внутренних войск МВД России приобретает уровень научно-педагогической подготовленности выпускников адъюнктуры. Без высокого уровня научно-педагогической подготовленности выпускников адъюнктуры невозможен дальнейший рост качества образовательного процесса в вузах внутренних войск МВД России.
Практика военно-профессиональной деятельности выпускников адъюнктуры вузов внутренних войск МВД России свидетельствует о недостаточном уровне их научно-педагогической подготовленности [1, 6-8]. Анализ их военно-профессиональной деятельности после окончания адъюнктуры показал, что многим из них не хватает специальных психолого-педагогических знаний для обучения и воспитания курсантов в вузах внутренних войск МВД России [1]. Многие из них не владеют современными методами научных исследований, не могут самостоятельно проводить научный анализ полученных результатов. Все это негативно влияет на результаты их военно-профессиональной и научно-педагогической деятельности. Подобные проблемы носят теоретический и методологический характер, связанный с объективной необходимостью поиска новых педагогических путей совершенствования организации адъюнктской подготовки, в вузах внутренних войск МВД России. Поэтому совершенствование системы подготовки кадров высшей квалификации в вузах внутренних войск МВД России является насущной государственной проблемой, требующей научного обоснования, экспериментального подтверждения и практической реализации. Проведенный анализ научной и педагогической литературы, а также практического опыта адъюнктской подготовки офицеров в вузах внутренних войск МВД России позволил выявить противоречия между:
- объективными потребностями общества в хорошо подготовленных адъюнктах для нужд внутренних войск МВД России и недостаточным научным обоснованием путей совершенствования системы их подготовки;
- необходимостью совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации, в вузах внутренних войск МВД России и отсутствием соответствующей современным требованиям образовательной среды, обеспечивающей эффективное решение данной проблемы;
- существующим усложнением требований, предъявляемых к адъюнктам и недостаточным уровнем их готовности для решения сложных научно-педагогических задач;
- мотивированным стремлением адъюнктов к личностному научному росту и особенностями обучения в адъюнктуре, не позволяющими эффективно решить эти задачи;
- новыми задачами по модернизации внутренних войск МВД России, и существующей традиционной системой адъюнктской подготовки в вузах внутренних войск МВД России, не учитывающей современные требования к образовательным системам.
Таким образом, можно констатировать, что проблема адъюнктской подготовки изучена недостаточно. Она не являлась предметом целенаправленного научного исследования у военных педагогов и психологов. Проведенный анализ литературы свидетельствует, что недостаточно разработаны методологические основы и практическая сторона решения данной проблемы в вузах внутренних войск МВД России. Дискуссионными являются понятия содержания и структуры современной концепции адъюнктской подготовки. До настоящего времени не определены пути совершенствования системы адъюнктской подготовки в современной образовательной среде вузов внутренних войск МВД России.
В настоящее время отсутствует единое понимание функций современной образовательной среды для эффективной адъюнктской подготовки в вузах внутренних войск МВД России. Нет единых взглядов на ее структуру. Не обоснованы условия, средства и критерии ее формирования для совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации.
Таким образом, в этих условиях особую актуальность приобретает разработка педагогической концепции совершенствования системы адъюнктской подготовки в современной образовательной среде вузов внутренних войск МВД России.
ВЫВОД. Объективными причинами, определяющими необходимость совершенствования системы адъюнктской подготовки, во внутренних войсках МВД России являются:
1. Стабильное снижение качества подготовки абитуриентов, из числа которых по окончании военного вуза формируется контингент адъюнктов.
2. Изменение законодательной базы в адъюнктской подготовке, согласно которой необходимо обеспечить гибкое и эффективное обновление внедряемых моделей их обучения.
3. Современная образовательная среда требует создания системы обеспечения образовательного процесса в адъюнктуре дистанционными образовательными технологиями и технологиями электронного обучения.
4. Недостаточное научное обоснование путей совершенствования системы адъюнктской подготовки.
5. Отсутствие образовательной среды, соответствующей современным требованиям, предъявляемым к адъюнктской подготовке.
6. Недостаточный уровень готовности выпускников адъюнктуры для решения сложных научно-педагогических задач.
7. Новые задачи по модернизации внутренних войск МВД России, требующие изменений в существующей традиционной системе адъюнктской подготовки.
8. Мотивированное стремление адъюнктов к личностному научному росту, требующее расширения возможностей адъюнктской подготовки для удовлетворения их потребностей в приобретении новых знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
3. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.
4. Болотин, А. Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки
подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций / А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 25-30.
5. Болотин, А.Э. Педагогическая модель формирования готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 75-79.
6. Болотин, А.Э. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, А.В. Петренко // Научное мнение. - 2015. - № 4. - С. 102-109.
7. Болотин, А.Э. Показатели физической готовности офицеров-спецназовцев к проведению специальных операций / А.Э. Болотин, Н.Е. Гуков // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2015. - № 2. - С. 80-86.
8. Зюкин, А.В. Показатели готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности / А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 40-44.
9. Клопов, А. В. Дидактическая система профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств : дис. ... д-ра пед. наук / Клопов, Александр Васильевич. - М., 2012. - 354 с.
10. Решетников, Е.В.. Дополнительная профессиональная подготовка преподавателей вузов МВД России : дис. ... канд. пед. наук / Решетников Евгений Владимирович. - Нижний Новгород, 2006. - 220 с.
11. Цариев, Е.А. Повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук / Цариев Евгений Анатольевич. - М., 2012. - 267 с.
12. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе диссертационного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.
13. Чистяков, В.А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
14. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistya-kov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), "Requirements made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
3. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2013), "Typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.
4. Bolotin, A.E. and Petrenko, A.V. (2014), "Pedagogical model of military vocational training of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out counter-terrorist operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 25-30.
5. Bolotin, A.E., Zyukin, A.V. and Napalkov, Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets, higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.
6. Bolotin, A.E., Zyukin, A.V. and Petrenko, A.V. (2015), "Assessment of the importance of military and applied skills for the solution of fighting tasks staff of divisions of a special purpose, internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Scientific Opinion, No. 4, pp. 102-109.
7. Bolotin, A.E. and Gukov, N. E. (2015), "Indicators of physical readiness of officers-members of spetsnaz for carrying out special operations", Medico biological and Social and Psychological Prob-
lems of Safety in Emergency Situations of a Note, No. 2, pp. 80-86.
8. Zyukin, A.V. and Napalkov, Yu.A. (2014), "Indicators of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 40-44.
9. Klopov, A. V. (2012), Didactic system of vocational training of officers in higher education institutions of power departments, dissertation, Moscow.
10. Reshetnikov, E.V. (2006), Additional vocational training of teachers of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Nizhny Novgorod.
11. Tsariyev, E.A. (2012), Increase of efficiency of professional and pedagogical training of graduateds in a military academy in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow.
12. Chistyakov V.A. (2014), Interaction of subjects of educational process in system of dissertation training (on the example of higher education institution ofphysical culture), dissertation, St. Petersburg.
13. Chistyakov V.A. (2010), "Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 118122.
14. Chistyakov V.A. (2006), "Information interaction of the person with an environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.07.2015.
УДК 796.332
ПАДЕНИЯ В ФУТБОЛЕ: ПРИЧИНЫ, СПЕЦИФИКА, ОШИБКИ ИГРОКОВ
Алексей Алексеевич Наумов, ассистент, Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина)
Аннотация
В настоящее время футбол является одним из самых травмоопасных видов спорта. Большое количество травм футболисты получают в процессе падений, совершенных в ходе матчей. Основной причиной этой тенденции, по нашему мнению, является неразработанность методики обучения футболистов самостраховке при падениях. Определенную помощь в данном направлении может оказать опыт других видов спорта, и в первую очередь, спортивной борьбы, в которой технология обучения падениям доведена до совершенства. В настоящем исследовании предлагается классификация падений (причины, специфика, ошибки), встречающихся в футболе, на основе которой в процессе видеоанализа соревновательных матчей была составлена их статистика. Опираясь на полученные данные и моделируя в тренировочном процессе различные ситуации, вызывающие падения футболистов, можно способствовать формированию у них необходимых умений и навыков самостраховки при падениях.
Ключевые слова: футбол, падения, классификация, статистика, самостраховка, оптимизация подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p138-141
FALLS IN FOOTBALL: REASONS, SPECIFICS, AND PLAYERS MISTAKES
Alexey Alekseevich Naumov, the assistant, Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yelets State University named after I.A. Bunin
Annotation
In nowadays football is one of the most traumatic sports events. The football players get lots of Injuries in the process of falls during the match. In our opinion the main reason of this tendency is poor development of training system for the football players self-protection during the falls. The aid in this direc-