Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/17PVN115.pdf DOI: 10.15862/17PVN115 (http://dx.doi.org/10.15862/17PVN115)
УДК 379.8
Азарова Юлия Александровна
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»
Россия, Санкт-Петербург1 Специалист по учебно-методической работе первой категории
E-mail: [email protected]
Объективные предпосылки становления event-технологий как инновационного метода
1 198255, Санкт-Петербург, проспект Ветеранов, д. 43, кв.242
Аннотация. Анализ историографического материала, а также основных тенденций XXI века обусловил актуальность научно-практического обучения и позволил выделить источники определения его приоритетов: репродуктивную, исследовательскую и проектную деятельность. Однако их следует рассматривать не как разрозненные компоненты учебной деятельности. Педагогическая интеграция репродуктивного и продуктивного обучения усилит мотивацию к учению, создаст условия для повышения качества образования, личностного развития обучающихся в учебной деятельности, их готовности к жизни в высокотехнологичном мире.
Поиск теоретико-методологического обоснования проектирования содержания научно-практического обучения показал целесообразность его представленности системой принципов, наиболее значимыми из которых мы считаем: принцип актуальности содержания, принцип опережающего развития. Особо значимо отражение в содержании учебного материала по естественнонаучным дисциплинам, математике и информатике таких приоритетных направлений развития России, как информационно-коммуникационные технологии, био- и нанотехнологии, медицина, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность и энергосбережение.
Технология реализации научно-практического обучения включает три последовательных этапа: тренинг, исследовательскую и проектную практику, мониторинг.
Верификация эффективности концепции научно-практического обучения подтверждена формированием у обучающихся ключевых компетентностей: базовой научной, проектной, информационной, математической, социально-коммуникативной.
Ключевые слова: научно-практическое обучение; приоритеты; прототип технологической долины; репродуктивная; исследовательская; проектная деятельность обучающихся; инварианты научной и учебно- исследовательской деятельности; техномир; ключевые компетентности.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Азарова Ю.А. Объективные предпосылки становления event-технологий как инновационного метода // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/17PVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/17PVN115
В теоретических и эмпирических исследованиях в последние годы очевидно внимание к проблеме адаптации «инновационного режима» в работе деятелей культурно-досуговой сферы, приобретающей уже стратегический характер, поскольку это связано с тем, что в современных условиях многие традиционные методы работы подобных учреждений оказываются малоэффективными. Большую роль здесь играет возрастающий уровень использования западных образцов культурной политики, в том числе и досуга, облечённых в материально-предметную, информационно-технологическую, эмоционально-
экзальтированную форму, ориентированную на «одномерного человека» (Г.Маркузе) или «человека массы». В современных условиях урбанизации культуры нужно разработать особенный путь развития и решения ряда проблем культурно-досуговой деятельности в ближайшие годы, от этого зависит, самосохранение не только нашего национального аспекта, но и сохранение культуротворческой и созидательной функции культуры и досуга в целом. Сегодня в рамках жесткой конкуренции на «рынке» производства культурного продукта event компаний, не проанализировав ведущие тенденции в сфере event, «природу» события хотя бы в первом обращении, бесполезно даже пытаться перейти к педагогиго-режиссерской конкретике, в частности - к выявлению основных предпосылок возникновения event-технологий и их дальнейшей разработки [1].
Объективные условия становления event-технологий, которые сформировались к концу XX века, появившиеся на стыке культурологических и психолого-педагогических прикладных исследований, связаны с интенсивным развитием форм социальной и культурной активности масс в современном мире, с новым уровнем маркетинговых отношений [6]. Отчасти такое состояние провоцирует регресс культуры - упадок морали, возникновении ожесточенности и насилия, с другой стороны поиск и оптимизация новых путей и творческих технологий в культурно-досуговой деятельности. Стоит отметить, что отсутствие новых художественно-педагогических технологий организации досуга, а так же инновационных стратегий реализации культурной политики сегодня, повлияли на то, что event становятся исключительной возможность манипулирования людьми посредством применения художественно-коммуникативных инноваций. Событийная основа в таком действии вторична, а на первый план выходит потенциал «раскручивания» бренда и агрессивное воздействие на сознание потенциального потребителя товара или услуги. Эта тенденция неоспоримо обезличивает потенциал художественных и педагогических ценностей event, одним из главных критериев организации event выступает замысел режиссера, определенно доминантой здесь является художественно-образное действие или то, что мы в широком смысле именуем искусством, такая ценносто-ориентационная установка делает event ярким, социально-художественным действием, способным включить человека в контекст общечеловеческих ценностей, культуры и стимулировать их активное познание [2]. Признав значение искусства как основы замысла для реализации event, мы вправе сделать следующий, необходимый вывод для характеристики event-технологий, как художественно-педагогической технологии формирования каналов реализации творческого развития социально-творческой активности масс. Event-технологии обладают культуросозидающим, человекотворческим потенциалом, как средства духовно-интеллектуального наполнения людей, вовлечения их в процесс познании окружающей действительности и обладают эстетико-релаксационным эффектом [8].
Это создало необходимость возникновения разработки event-технологий, как комплекса художественно-педагогических приемов и способов, обладающих диагностичностью, возможностью моделирования культурного продукта и конструирования различных этапов воспитательного процесса в ходе проведения мероприятия в форме event, обусловленного конкретностью конечных целей и их воспроизводимостью, с точки зрения режиссуры. Нас интересовал вопрос: как организовать взаимодействие основного
разработанного направления в практике режиссеров-постановщиков - метода театрализации и нового понятия event [4]. Ведь современный потребитель культурного продукта, это молодое поколение, которое сильно отличается от психологических особенностей и духовно-нравственных ценностей поколения 1960-80-х гг. В нашем исследовании важен процесс переосмысления метода театрализации как «комплексной системы использования всех выразительных средств искусства» (О.В. Ольшанский, Т.И. Ярлыков), как социально-педагогического и художественно-педагогического (ДМ. Генкин, А.А. Конович, В.Г. Шабалин и др.) методов и возможности театрализованной деятельности в воспитании творческой направленности личности (Е.В. Мигунова).
Поэтому было необходимо исследовать общий для всех поколений процесс передачи и освоения целей и задач культурной политики с позиций сегодняшнего дня, требующего новейших художественных средств воздействия на человека, каким может выступить событие. Ключевое слово - событие. Наш выбор обусловлен не только тем, что событие -обладает универсальным свойством эмоционального воздействия на личность, оно применимо от уличного зеваки до чиновника, но и то, что это новый подход к проблеме разработки творческой концепции event в отечественной практике культурно-досуговой деятельности. Стало важным зафиксировать механизмы и этапы психологического воздействия на личность через событийность, чтобы дать объективные рекомендации: когда, через какое событие жизненного пути и в какой последовательности можно их выстраивать, какие технологии наиболее эффективны для вовлечения участников в действие [7].
Этими требованиями объясняется и тот круг проблем, который мы решали: это были, главным образом, исследования в области организации event в России, как инновационного метода и разработка событийного подхода при организации event. Ядро инновационной педагогики - это особый вид творческой деятельности, который стал общечеловеческий целостным аспектом, это процесс взаимодействия индивидов, нацеленных на развитие нового качественного преобразования окружающей действительности, формирования духовно -нравственных ценностей, развитие креативно-творческого потенциала личности в условиях досуга. С этой точки зрения, event, включает в себя разработку приемов и методов эффективного управления событием, какими могут выступить event-технологии на всех стадиях, по Сковородкину А.В инициирование-старт-пуск-действие-последействие-анализ, через творческое развитие социально-художественной активности масс. Объективные предпосылки становления event-технологии кроются так же актуальности познания культуры человеком, выработки у него умений и навыков культурной деятельности в конкретных предлагаемых обстоятельствах, формировании в рамках праздничной ситуации в каждой личности отношения к событию. Первоочередность культуры в любой человекотворческой деятельности, освоение процесса формирования культуры у личности, определение культурных ценностей [3].
Исходя из выше приведенных фактов, наш взгляд на проблему возникновения объективных предпосылок становления event-технологий как инновационного метода, заключается в следующем ряде предположений:
Социокультурное пространство спровоцировало «рождение» новой педагогической технологии обладающей человекотворческим потенциалом, так как в ситуации чрезвычайно быстро изменяющейся реальности, в которой исчерпаны творческие ресурсы организации социально-культурной деятельности, возник ряд глобальных проблем: а) культивируется экспансия зарубежных стандартов, идеалов и ценностей, тем самым принижается духовно -эстетические потребности конкретных ситуативных общностей; б) ограниченны возможности высших гуманитарных профильных образовательных учреждений, связанно это с изжившей себя «традиционной подготовкой» режиссера театрализованного действия и отсутствием
разработанного методологического обеспечения узкой сферы event для творческих деятелей культурно-досуговой сферы; в) патриотическая доминанта - неумение выстраивать педагогические перспективы в связи с неприятием иностранного опыта;
Анализ соответствующей литературы, позволил определить следующую предпосылку, это высокая значимость педагогического потенциала событийного подхода в контексте художественно-педагогического воздействия, она получила своё развитие в теории и практике в связи с изучением ситуативных детерминант поведения. В рамках этого подхода события являются единицей измерения структуры жизненного пути. Событийный подход можно рассматривать в двух аспектах, которые взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Событийный подход находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности и смыслы [10]. Исходя из этого, перед нами открывается перспективный и абсолютно новый путь исследования творческой концепции event и разработки event-технологии через событийный подход в отечественной практике культурно -досуговой деятельности, складывающейся ныне как в глобальных, так и в региональных условиях.
Многофункциональность event-технологии, как инновации, она выступает, как событийная технология, педагогическая технология и личностно ориентированная технология и выполняет ряд функций: воспитательную (развитие нравственного и эстетического сознания личности, их творческой деятельности, приобщение к национальной и региональной культуре, пропаганда ценностей уникальности человека, формирование отношения к миру, самому себе и.т.д.); гармонизирующую и коммуникативную (реализация внутренне присущих человеку созидающих потенций, изменение личности в конкретной ситуации); координирующую (формирование знаний, умений и навыков в области event и рисков их применения, использование их в педагогическом аспекте); релаксационную (снятие напряжения, агрессии через формы досуга); информационную (распространение знаний о культуре досуга, транслирование информации культурной политики).
Резюмируя сказанное, отметим, что именно отсутствие глубинного анализа возникновения объективных предпосылок event-технологий приводит сегодня к тому, что значительное количество мероприятий в формате event, не могут полностью раскрыть свой художественно-педагогический потенциал. В связи с этим для сценаристов и режиссеров, работающих в этом творческом поле должна быть весьма полезна предлагаемая концепция: событие и рожденная им ситуативная общность участников с потребностью в его реализации, являются основополагающим фактором разработки мероприятия в форме event [5]. Конечно, выше перечисленные тезисы (предпосылки) не могут быть ограничены рамками методологического обеспечения event-технологий в России, как элемента социально-педагогической реальности, так же очень важным и перспективным является акцент на дальнейшее освоение уникальной среды collectable event experience [9], возникающей при организации исключительного события или event. Самое важное, что результаты исследования открывают перспективы для организации прикладных работ, связанных с инновационной деятельностью образовательных учреждений, расширения поя инновационной режиссуры в культурно-досуговой сфере и подготовкой профессиональных кадров в области event в гуманитарных Вузах.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Event технологии» и «событийность» - проблемы инновационного развития/Ю.А.Азарова//Режиссерские и продюсерские инновации в театрализованном действии: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. к 20-летию каф. режиссуры и продюсирования театрализов. шоу-программ (Спб-,19-22 марта 2012 г.)/СПбГУКИ, Центр режиссер. и продюсер. мастерства, Каф. режиссуры и продюсирования театрализов. шоу-программ; науч.ред А.А.Конович; сост. Н.Д.Конович; авт. предисл. А.С.Тургаев-Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2012.-с. 221-226.
2. Event - технологии и понятие «событийности»/Ю.А. Азарова // Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России.: сб. ст. по материалам всерос. науч.-практ. Конференции, 24-25 января 2013 г./ М-во культуры РФ, С.-Петерб. Гос. Ун-т культуры и искусств, фак. Социал.-культ. Технологий, кафедра СКД; науч. Ред. М.А. Ариарский, В.И. Еременко; ред.-сост М.Э. Вильчинская-Бутенко. - Санкт-Петербург: Изд-во СПБГУКИ, 2013. - с. 228-232.
3. См.: Ариарский М.А. Прикладная культурология./ М.А.Ариарский.-СПб.:ЭГ0,2000.
4. См.: Генкин Д.М. Возможные использования художественных выразительных средств в методике театрализации / Д.М. Генкин, А.А. Конович. - М., 1982.
5. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.- М., 1990. С 67.
6. См.: Сондер М. Ивент-менеджмент: организация развлекательных мероприятий: техники, идеи, стратегии, методы./ М. Сондер - М., 2006.
7. См.:Event-менеджмент / У. Хальцбаур [и др]. — М.: Эксмо, 2007.
8. Сковородкин, А.В. Использование event-технологии в организации досуга семьи / А.В. Сковородкин // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2009. - №4. - С.122-125.
9. Silvers, J.R. Professional Event Coordination. 2nd ed./ J.R. Silvers. - Hoboken, New Jersey: Publ. by John Wiley & Sons Inc.,2012. - 270-271р. - (The Wiley Event Management Series).
10. Соловьев Г.Е. Специфика средового, событийного и ситуативного подходов в педагогике // Средовой подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям. Ижевск, 2006. Ч. 2. С. 24-29.
Статья рецензирована членами редколлегии.
Azarova Iuliia Aleksandrovna
Saint-Petersburg State University of Cultura Russia, Saint-Petersburg E-mail: [email protected]
Objective prerequisites for becoming event-technologies
as an innovative method
Abstract. The article describes the main changes in the social and cultural activities associated with a dynamically changing world and sociocultural space and draws reader's attention to the important features of developing problem of the event-technologies mastering in Russia as an innovative method. For the first time this author showed the potential of artistic and pedagogical values of the event-technologies as the basis of development for moral and aesthetic consciousness of personality, creative activity and human formative potencies in the cultural and leisure action. There have been revealed the work basis for director of cultural and leisure programs under current conditions in the form of "knowledge in action" - as a matter of innovative pedagogy. There have been identified the search scope of innovative scenary and acting technologies in the form of developing event-technologies, in which there were formulated new goals and objectives of cultural policy, where the event-driven approach was taken as a basis. The article presents definition of event-technology and discloses its structure, functions and mechanisms of the implementation in the modern social and cultural space. In the context of his study, the author gives a definition of event technology for organization of leisure time from the viewpoint of scenary and acting paradigm as well as characteristic of event underlying the event-technology organization and explains their objective prerequisites of becoming and use in Russia.
Keywords: event; event-company; event-technology; cultural and leisure activities; event-fullness; staging; art of direction; innovation; innovative pedagogy.
REFERENCES
1. «Event tehnologii» i «sobytijnost'» - problemy innovacionnogo razvitija/Ju.A.Azarova//Rezhisserskie i prodjuserskie innovacii v teatralizovannom dejstvii: sb. st. po materialam mezhdunar. nauch.-prakt. konf. k 20-letiju kaf. rezhissury i prodjusirovanija teatralizov. shou-programm (Spb-,19-22 marta 2012 g.)/SPbGUKI, Centr rezhisser. i prodjuser. masterstva, Kaf. rezhissury i prodjusirovanija teatralizov. shou-programm; nauch.red A.A.Konovich; sost. N.D.Konovich; avt. predisl. A.S.Turgaev-Sankt-Peterburg: SPbGUKI, 2012.-s. 221226.
2. Event - tehnologii i ponjatie «sobytijnosti»/Ju.A. Azarova // Social'no-kul'turnaja dejatel'nost' v uslovijah modernizacii Rossii.: sb. st. po materialam vseros. nauch.-prakt. Konferencii, 24-25 janvarja 2013 g./ M-vo kul'tury RF, S.-Peterb. Gos. Un-t kul'tury i iskusstv, fak. Social.-kul't. Tehnologij, kafedra SKD; nauch. Red. M.A. Ariarskij, V.I. Eremenko; red.-sost M.Je. Vil'chinskaja-Butenko. - Sankt-Peterburg: Izd-vo SPBGUKI, 2013. - s. 228-232.
3. Sm.: Ariarskij M.A. Prikladnaja kul'turologija./ M.A.Ariarskij.-SPb.:JeG0,2000.
4. Genkin D.M. Konovich A.A. Vozmozhnye ispol'zovanija hudozhestvennyh vyrazitel'nyh sredstv v metodike teatralizacii [The possible use of artistic means of expression in the method of theatricality]. Moscow, 1982.
5. Konovich A.A. Teatralizovannye prazdniki i obrjady v SSSR.- M., 1990. S 67
6. Sm.: Sonder M. Ivent-menedzhment: organizacija razvlekatel'nyh meroprijatij: tehniki, idei, strategii, metody./ M. Sonder - M., 2006.
7. Sm. :Event-menedzhment / U. Hal'cbaur [i dr]. — M. : Jeksmo, 2007.
8. Skovorodkin, A.V. Ispol'zovanie event-tehnologii v organizacii dosuga sem'i / A.V. Skovorodkin // Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovanijah. - 2009. - №4. -S.122-125.
9. Silvers, J.R. Professional Event Coordination. 2nd ed./ J.R. Silvers. - Hoboken, New Jersey: Publ. by John Wiley & Sons Inc.,2012. - 270-271p. - (The Wiley Event Management Series).
10. Solov'ev G.E. Specifika sredovogo, sobytijnogo i situativnogo podhodov v pedagogike // Sredovoj podhod k obucheniju inostrannym jazykam po novym tehnologijam. Izhevsk, 2006. Ch. 2. S. 24-29.