Научная статья на тему 'Объективные предпосылки развития теневых процессов в современной экономике'

Объективные предпосылки развития теневых процессов в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕНЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРИНЦИПЫ / УЧАСТНИКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА / СТРАХОВАНИЕ / SHADOW ECONOMY / SHADOW ECONOMY PHENOMENA / PRINCIPLES / PARTICIPANTS / CLASSIFICATION / FINANCIAL AND CREDITS FIELD / INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовлева Н. Ф.

Выдвигается тезис о наличии объективных предпосылок для развития теневых процессов в современной экономике России, связанных с формированием инвестиционной составляющей российской экономики на базе «коротких» денег, что находит отражение в: формировании доходов государственного бюджета, в основном, за счет продажи минерального сырья и, тем самым, зависящих от мировых цен на нефть; формировании банковской системы на базе краткосрочных кредитов, а системы страхования с неразвитым долгосрочным страхованием жизни и накопительным пенсионным страхованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVE PRECONDITIONS OF SHADOW PHENOMENA IN MODERN ECONOMY

The paper adduces a thesis about availability of objective preconditions for development of shadow phenomena in the modern economy of Russia connected with formation of investment component of the economy based on shortterm money. This has repercussions with building the state budget revenues mainly at the expense of mineral raw materials sale that means entire dependence on world oil prices, establishing banking system based on short-term borrowings and an insurance system with rudimentary long-term life insurance and financial defined contributions.

Текст научной работы на тему «Объективные предпосылки развития теневых процессов в современной экономике»

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТЕНЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Н.Ф. КУЗОВЛЕВА,

кандидат экономических наук, профессор кафедры «Финансы и экономический анализ»

Московского университета МВД РФ Научная специальность: 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит

Е-таН: nina-kuzovleva@yandex.ru

Рецензент: профессор кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России,

доктор экономических наук, профессор А.В. Молчанов

Аннотация. Выдвигается тезис о наличии объективных предпосылок для развития теневых процессов в современной экономике России, связанных с формированием инвестиционной составляющей российской экономики на базе «коротких» денег, что находит отражение в: формировании доходов государственного бюджета, в основном, за счет продажи минерального сырья и, тем самым, зависящих от мировых цен на нефть; формировании банковской системы на базе краткосрочных кредитов, а системы страхования с неразвитым долгосрочным страхованием жизни и накопительным пенсионным страхованием.

Ключевые слова: теневая экономика, теневые процессы, принципы, участники, классификация, финансово-кредитная сфера, страхование.

OBJECTIVE PRECONDITIONS OF SHADOW PHENOMENA

IN MODERN ECONOMY

N.F. KUZOVLEVA,

candidate of economic sciences, professor of the chair «Finance and economic analysis» of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Annotation. The paper adduces a thesis about availability of objective preconditions for development of shadow phenomena in the modern economy of Russia connected with formation of investment component of the economy based on short-term money. This has repercussions with building the state budget revenues mainly at the expense of mineral raw materials sale that means entire dependence on world oil prices, establishing banking system based on short-term borrowings and an insurance system with rudimentary long-term life insurance and financial defined contributions.

Keywords: shadow economy, shadow economy phenomena, principles, participants, classification, financial and credits field, insurance.

Один из сдерживающих факторов развития любого государства — низкое качество экономического роста. Экономический рост, а, следовательно, и экономическая безопасность страны, в том числе и в финансовой сфере, не могут базироваться на экономике, в развитие которой положены отношения, которые на данном этапе не позволяют развернуть экономику в сторону реального производства, обеспечить модернизацию и диверсификацию общественного производства.

В этой связи можно выдвинуть теоретическое предположение, что наибольший ущерб экономике наносят теневые процессы в финансовой сфере, которые являются следствием принятой модели экономического развития на базе, так называемых «коротких» денег, существование которых становится благоприятной средой для возникновения теневых процессов в экономике.

«Короткие» деньги — это финансовые ресурсы, сформированные за счет нестабильных источников, это инвестиционная составляющая российской экономики, построенная на низкой норме инвестиций, слабости банковской системы, отсутствии накопительной пенсионной системы, неразвитости страховой системы и системы паевых фондов.

Собственные источники для развития Россия формирует, в основном, за счет реализации на внешнем рынке нефти, газа и других видов сырья и материалов. В табл. 1 представлены основные характеристики федерального бюджета на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. на основе прогноза социально-экономического развития РФ на 2011—2013 гг., что соответствует положениям Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2011—2013 гг.

В структуре федерального бюджета велика доля нефтегазовых доходов, которая составляла в 2010 г.

Таблица 1.

Основные характеристики федерального бюджета на 2011—2013 гг.1, млрд руб.

± ± оказат ель Отчет 2010 г. Прогноз

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Доходы, всего 6278,9 7781,1 9275,9 7337,8 7783,8 8617,8 9131,7 9983,9

% к ВВП 23,3 23,4 22,4 18,8 17,3 17,4 16,5 16,1

в том числе:

нефтегазовые доходы 10,9 8,7 10,6 7,6 8,3 8,1 7,4 6,9

Ненефтегазовые доходы 12,4 14,7 11,8 11,2 9,0 9,3 9,1 9,2

Доля в общем объеме доходов, % 100 100 100 100 100 100 100 100

В том числе:

Нефтегазовые доходы 46,9 37,2 47,3 40,7 48,1 46,5 44,8 43,0

Ненефтегазовые доходы 53,1 62,8 52,7 59,3 51,9 53,5 55,2 57,0

более 48%. Несмотря на принятые решения, направленные на снижение доли нефтегазовых доходов, в 2011—2013 гг. их величина по-прежнему останется на достаточно высоком уровне, в целом около 7% к ВВП. Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011—2013 гг. по отношению к 2010 г. обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти. Таким образом, в России, в отличие от других стран, экономический рост наполовину был и будет связан в ближайшей перспективе с мировыми ценами на нефть, газ и другие виды сырья и материалов; валовой внутренний продукт будет создаваться в большей мере «короткими» деньгами, т.е. в тех отраслях, развитие которых зависит от роста цен на минеральное сырье.

В настоящее время норма инвестиций в России, ее доля в валовом внутреннем продукте составляет всего 20%. Чтобы обеспечить развитие в среднем на уровне 6% в год нужно поднять норму инвестиций до уровня развивающихся стран 30—35% и более. Повышение нормы инвестиций в валовом внутреннем продукте потребует формирования источников финансовых ресурсов на качественно новом уровне. Для увеличения нормы инвестиций предлагаются различные варианты. Наиболее эффективным представляется налоговый механизм — не облагать налогом

определенную величину финансовых ресурсов, если они направляются на инвестиционные цели2. Предлагается увеличить инвестиционную составляющую консолидированного государственного бюджета за счет сокращения текущих затрат, использовать на заемной основе часть золотовалютных резервов страны в виде инвестиционных кредитов, проводимых через коммерческие банки в целях развития инфраструктуры и технического перевооружения организаций (предприятий). В этом случае норма инвестиций повысится с 20 до 30%, что обеспечит долговременный темп прироста ВВП на обновленной технической базе и диверсификацию производства при развитии за счет собственных источников.

Как известно, в период 2000—2008 гг. России удалось создать значительные золотовалютные резервы благодаря высоким экспортным ценам на нефть, газ и другие товары — 597 млрд долл. США. По объему золотовалютных резервов Россия тогда уступала только Японии (около 1 трлн долл. США) и Китаю (около 2 трлн долл. США)3.

В составе этих резервов был образован Стабилизационный фонд, который позже был разделен на

1 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. URL://http://www.mmfm.ш.

2 Нестеров Г.Г. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности как механизм экономического роста. Механизмы обеспечения экономической безопасности государства и крупнейших финансово-экономических проектов: мат-лы межвуз. науч.-прак. конф. / под ред. А.Г. Хабибулина. М., 2010. С. 65—69.

3 URL://htpp://www.minfin.ru.

"ffi- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд — часть средств федерального бюджета. С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. средства Резервного фонда не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и могут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Правительство РФ вправе до 1 января 2014 г. без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства Фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ4.

В настоящее время объем средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния равен примерно 121,45 млрд долл. США, что меньше почти на 53 млрд долл. США по сравнению с сентябрем 2008 г., когда этот показатель был на уровне 174,52 долл. США. Значительное сокращение средств Резервного фонда и Фонда народного благосостояния связано с проведением антикризисных мероприятий, в соответствии с которыми 450 млрд руб. (15 млрд долл. США) из Фонда народного благосостояния выделено субсидированных кредитов сроком до 2020 г. под 8% годовых крупным государственным банкам, а также из Резервного фонда выделено 2,7 трлн руб. (80 млрд долл. США) на нужды государственного бюджета 2009 г.5.

Безусловно, наличие таких резервов давало возможность России в период финансового кризиса оказать поддержку в необходимых размерах, прежде всего, банковской системе. Но предназначенные для укрепления государственной финансовой системы, золотовалютные резервы представляют собой отложенные возможности. Они не работают как инвестиции и поэтому их можно отнести к разряду «коротких» денег.

В банковской сфере России также преобладают «короткие» деньги и фактически отсутствуют рыночные фонды «длинных» денег. Это объясняется слабостью банковской системы, недостатком финансовых ресурсов для развития экономики в нынешних условиях. Так, величина активов кредитных организаций на 1 января 2010 г. составляла 29 430, 025 млрд руб., что соответствует 75% от валового внутреннего продукта, величина которого составила, соответственно, 39 064 млрд руб., в то

время как в США эта доля составляет около 90%, в Казахстане — 110%, в Китае — 180%, в Западной Европе — 200—300% и более6.

Пассивы российских банков имеют менее 5% депозитов на длительный срок. Так, депозиты и прочие привлеченные средства организаций (кроме кредитных организаций) на срок более трех лет в рублях и в иностранной валюте на 1 января 2010 г. составили всего 1527,663 млрд руб. или 3,91% от ВВП7. Поэтому российские банки крайне мало и под сверхвысокие проценты выдают инвестиционные кредиты. В период 2008—2010 гг. ставка рефинансирования колебалась в интервале максимальных и минимальных значений от 13% до 7,75%.

По данным Центрального банка России в 2000 г. поступления иностранных инвестиций составляли около 11 млрд долл. США, в том числе прямые инвестиции 4,4 млрд долл. США. В 2007 г. поступления иностранных инвестиций составили уже около 121 млрд долл. США, в том числе прямые инвестиции около 28 млрд долл. США. Если в 2000 г. чистый отток капитала из России составлял около 20 млрд долл. США, то в 2007 г. он сменился чистым притоком иностранного капитала, который составил 83 млрд долл. США. Далее, в период финансового кризиса сложилась обратная ситуация с движением капитала. В 2008 г. имел место отток капитала, который достигал 129,9 млрд долл. США.

По данным Центрального банка России всего за 2010 г. из России было выведено 35,3 млрд долл. США. В целом за I квартал 2011 г. из российской экономики утекло 21,3 млрд долл. США — почти столько же, сколько за IV квартал 2010 г.

Прирост обязательств перед нерезидентами (прямые иностранные инвестиции в Россию — FDI Inflow) в 2010 г. составил 41,2 млрд долл. США по сравнению с 36,5 млрд долл. США за аналогичный период 2009 г. За этот же период произошло снижение обязательств перед нерезидентами (портфельные иностранные инвестиции в Россию); они составили 7,7 млрд долл. США. Однако, имел место и

4 В соответствии с Федеральным законом от 30 октября 2010 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации».

5 URL://htpp:// www.minfin.ru.

6 Рассчитано по: Россия в цифрах-2010 г. Copyright ©Федеральная служба государственной статистики. URL://htpp://www.cbr.ru.

7 Там же.

Таблица 2.

Структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 2005—2010 гг. (чистый прирост обязательств перед нерезидентами)8, млрд долл. США

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Прямые 12,9 29,8 55,1 72,9 36,5 41,2

Портфельные* -1,8 8,1 13,6 -37,3 -4,9 -7,7

Прочие 42,3 30,3 139,3 56,7 -25,2 9,5

Всего 53,4 68,2 207,9 92,2 6,4 42,9

* Включая финансовые производные. Знак «-» означает нетто-снижение обязательств перед нерезидентами.

прирост обязательств перед нерезидентами (прочие иностранные инвестиции в Россию), который составил 9,5 млрд долл. США (табл. 2).

В связи с этим сложилась внушительная по размерам сумма долга российских организаций и предприятий иностранным инвесторам. Внешний долг предприятий и организаций России (внебюджетных) в 2009 г. превысил 500 млрд долл. США, что составило более 50% их суммарного валового внутреннего продукта. Предприятия и организации, да и сами банки не способны были возвратить значительную часть долга, поскольку не имели в активах «длинных» денег. Для их поддержания потребовалось выделить значительную величину государственных резервов. Все антикризисные мероприятия, проводимые государством в ноябре — декабре 2008 г., а также в январе 2009 г. оцениваются в 7,5 трлн руб. (около 300 млрд долл. по курсу 2008 г.), из которых около 60% — краткосрочные кредиты и 40% — долгосрочные кредиты и безвозмездное финансирование9.

Если рассматривать фондовый рынок Российской Федерации, то накануне кризиса он достиг огромных размеров — 1350 млрд долл. США. Однако, на покупку акций в основном расходовались «короткие» деньги и деньги иностранных инвесторов. За короткий срок — менее двух месяцев — фондовый рынок провалился на 51,8%. Среди стра-новых рынков Россия лидировала по глубине фондового кризиса (незначительно уступая лишь Украине). Ситуация на других страновых и региональных рынках оставалась менее тяжелой. Американский рынок просел лишь на 8,5%, мировой — на 12,4%, развивающиеся рынки в целом — на 25,4%10. Потери капитализации фондового рынка превысили 600 млрд. долл. США, свыше 300 млрд долл.

США составил ущерб, вызванный непосредственно внутренними российскими причинами. В акции были вложены «короткие», т.е. спекулятивные деньги, которые в первую очередь изымаются в случае тех или других неблагоприятных процессов.

Таким образом, теневые процессы, питающие теневую экономику, развиваются и разъедают слабую экономику. Чтобы сделать экономику сильной — нужны инвестиции. Инвестиции, сформированные на базе «коротких» денег не обеспечивают экономическую и финансовую безопасность страны, организаций (предприятий), населения. Для этого необходимо создание рыночных фондов «длинных» денег, к числу которых относятся: негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, страховые фонды по массовому страхованию жизни и «длинные» деньги банков, которые должны направляться на приобретение ценных бумаг, в том числе акций, что повысит устойчивость российской финансовой системы в целом. Однако, в России такие фонды, к сожалению, пока еще не созданы.

Литература

1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

2. Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова М.Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: мо-ногр. В 2 т. Т. 1. М., 2008.

8 URL://htpp://www.cbr.ru. По оценке Банка России (по данным платежного баланса от 4 апреля 2011 г.).

9 URL://htpp://www.minfin.ru.

10 Илларионов А. Природа российского кризиса: ком. // Га-зета.ш. 2008, 2 окт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.