К.Х. АБУ АЙША аспирант кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России*
Объективные факторы суннитско-шиитского конфликта на Ближнем Востоке
Ближний Восток - исключительно важное звено в системе современных международных отношений, и важность эта предопределяется совокупностью ряда факторов: экономических, географических, геополитических, военных, демографических.
В зоне Персидского залива сосредоточены две трети мировых запасов нефти и треть резервов газа. Также на Ближнем Востоке сходятся морские и воздушные пути, связывающие Европу с Азией и Тихоокеанским регионом -уже этих обстоятельств достаточно для того, чтобы безопасность региона была «головной болью» не только стран Ближнего Востока и Персидского залива, но и всего мирового сообщества.
Среди причин, подрывающих безопасность на Ближнем Востоке, первой обычно называют противостояние сторонников суннитской и шиитской ветвей ислама. Большинство населения придерживается суннизма, а меньшая, хотя и значительная часть (особенно в Иране, Ираке, Йемене, Бахрейне) - шиизма.
Поскольку анализ теологических различий между суннизмом и шиизмом не является предметом данной статьи, упомянем лишь о том, что, на наш взгляд, причинами противоречий между суннитами и шиитами являются не столько теологические разногласия, сколько более приземленные факторы.
Прежде всего, суннизм - религия арабов, а шиизм -персов, хотя существуют исключения. Сегодня оплотом шиизма является Иран: аятоллы считают защиту шиитов всего мира своим долгом и обвиняют суннитские страны
* Абу Айша Камаль Хаммад, е-таИ: [email protected]
региона в их притеснении. Арабские страны, за исключением Бахрейна и Ирака, преимущественно суннитские. Суннитами также являются и представители многочисленных радикальных течений, воюющие в Сирии и Ираке, в том числе боевики «Исламского государства».
Помимо этнического отличия персов и арабов в регионе закрепилось разделение арабского населения на национальные государства зачастую с конфликтными национальными интересами. Часть из них — монархии, другие преимущественно формально парламентские республики с авторитарными режимами (и «арабская весна» не изменила эту ситуацию, в Египте, к примеру, президента-генерала сменил президент-фельдмаршал).
Нередко противоречия между государствами уходят корнями в соперничество хашимитской и саудийской монархий, а в новейшей истории - в борьбу за лидерство в арабском мире между наиболее крупными странами - Египтом, Ираком, Сирией, Саудовской Аравией. Причинами жестких столкновений являются также территориальные претензии и борьба за нефть между Ираном, Ираком, Саудовской Аравией и другими государствами Персидского залива. Межгосударственные противоречия дополняются чередой внутренних столкновений на почве межэтнических и межрелигиозных отношений, в борьбе за политическую власть - гражданских войн, революций, переворотов.
Примером тому является война между Ираном и Ираком: как отмечает директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО(У) В. Попов, «во время ирано-иракской войны солдаты-шииты фактически воевали друг с другом, на первом месте стоял вопрос гражданства, а не веры». Уже после того как офицерам-суннитам армии С. Хусейна запретили служить в вооруженных силах нового Ирака, они массово начали вступать в ряды исламистов. «До этого времени они вообще не
1
задумывались, сунниты они или шииты» .
В новейшей истории немало примеров того, как сунниты и шииты демонстрировали добрую волю в установлении равноправных отношений. Так, в 1943 г. мусульманская и христианская общины Ливана заключили устное соглаше-
1 Цит. по: Наумов А. Небратья по вере. https://lenta.ru/articles/2015/09/07/sun-ni shia conflict/
ние, известное как Национальный пакт, заложивший основу Ливана как многоконфессионального государства. В соответствии с Национальным пактом за мусульманином-шиитом определяется один из трёх главных постов в государстве - председателя парламента, в то время как за католиком-маронитом и мусульманином-суннитом посты
1
президента и главы правительства соответственно .
Однако вторая половина XX в. ознаменовалась обострением противоречий, они стали следствием нового политического расклада в исламском мире. В 1979 г. в ходе исламской революции в Иране был свергнут шахский режим и установлена новая форма государственного устройства. Принятая после победы исламской революции в Иране конституция провозгласила, что «официальной религией Ирана является ислам джафаритского толка, признающий существование 12 имамов...» (ст. 12)2. Установление в Иране шиитского исламского режима стало совершенно новым фактором политической ситуации в тот период.
Иранская революция с энтузиазмом была встречена среди бахрейнских шиитов. Некоторые представители шиитского духовенства подняли вопрос о присоединении Бахрейна к Ирану. Ответом на эти настроения стала кампания властей против шиитских оппозиционных сил. 14 декабря 1981 г. было объявлено о предотвращении попытки государственного переворота, в организации которого власти Бахрейна обвинили бахрейнцев-шиитов из числа членов Исламского фронта освобождения, а также сторонников Хомейни из Кувейта, Саудовской Аравии и Омана3.
Еще одним примером переплетения религиозного противостояния, политических амбиций и попыток вмешательства во внутренние дела страны является вооруженный конфликт в Йемене: в 2002 г. зейдиты из числа группировки «Аль-Хути» развернули вооружённую борьбу против центрального правительства в северо-западной провинции страны Саада. Правительство обвиняло повстанцев в намерении свергнуть правящую власть и установить свою власть во главе с имамом. Мятежники, в свою очередь, утверждали, что они лишь защищают свою общину от диск-
1 См.: Новейшая история арабских стран Азии 1917-1985. М., 1988, с. 112.
2 Конституции государств Азии: В 3 т. М., 2010, т. 1, с. 243.
3 См.: История Востока. Т. 6. Восток в новейший период (1945-2000 гг.). М., 2008, с. 282-283.
риминации со стороны властей , однако это выступление было только прологом затянувшейся йеменской трагедии: в 2009 г. лидер зейдитов Абдель Малика Аль-Хути погиб в результате «точечного» авиаудара. Формально операцию проводили саудовские ВВС, но ее подготовили американские советники, используя свои станции радиоразведки в Йемене и Саудовской Аравии2. Эр-Рияду пришлось взять ответственность за смерть лидера зейдитов на себя, поскольку США опасались очередного витка антиамериканских настроений в регионе, в результате КСА оказалось крайним и противостояние с зейдитами приобрело ярко
3
выраженный религиозный характер .
Напомним, что когда началась «арабская весна», президент Али Абдалла Салех добровольно ушел в отставку и во главе страны стал Абд-Раббо Мансур Хади. Мирный переход власти в Йемене мог бы стать хрестоматийным примером успешных действий западных политиков, которые доказывали, что авторитарные режимы Ближнего Востока можно росчерком пера сменить на демократические, но вскоре обнаружилось, что на севере страны активизировались шииты-хоуситы, которых забыли учесть при заключении сделки между Салехом и Хади. Ранее хоуситы неоднократно воевали с президентом Салехом, но все конфликты заканчивались компромиссом. Новый лидер показался хоу-ситам недостаточно сильным для того, чтобы противостоять радикальным суннитам из «Аль-Каиды на Аравийском Полуострове» (АКАП), активно действовавшим в Йемене. Шииты решили не дожидаться, пока исламисты возьмут власть и убьют их как вероотступников, поэтому они, придя к соглашению с бывшим президентом А.Салехом, нанесли удар первыми4. Однако соглашение действовало недолго, и 4 декабря 2017 г. бывший президент Йемена А. Салех погиб оказывая вооруженное сопротивление хоуситам.
Совершенно очевидно, что нынешний вооруженный конфликт в Йемене имеет религиозный характер, однако столь же очевидна и его политическая подоплека: борьба за власть внутри страны и за внешнее влияние со стороны США и КСА.
1 См.: Deadly blast strikes Yemen mosque. BBC (2 May 2008).
2 См./ Шишкин Д.К. Йемен: кто кого? http://www.iimes.ru/?p=9884
3 .См. там же.
4 См.: Наумов А. Небратья по вере. https://lenta.ru/articles/2015/09/07/sun-ni_shia_conflict/
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что очевидные противоречия между суннитами и шиитами не несут в себе неизбежную угрозу конфликтов. Конфликты вспыхивают не из-за теологических различий, а из-за внешних факторов, используемых третьими силами в своих интересах. Следует подчеркнуть, что если в годы «холодной войны» Ближний Восток являлся зоной конфронтации между СССР и США, то в настоящее время Ближний Восток и Северная Африка продолжают оставаться одним из важнейших направлений внешней политики Соединённых Штатов, стран Евросоюза и России, и эти государства используют сун-нитско-шиитские разногласия в своих целях, либо вызывая их на конфронтацию друг с другом (США, ЕС), либо, наоборот, способствуя поиску точек соприкосновения (Россия).
Вашингтон особое внимание в своей внешней политике уделяет району Персидского залива, где американцы сохраняют масштабное военное присутствие: солидный военный контингент в Ираке, военные базы в Кувейте, Бахрейне, Катаре и ОАЭ. На этом направлении проявляется, с одной стороны, преобладание военно-политического компонента над политическим, а с другой - стремление оставаться единственным гарантом стабильности.
Что касается европейских стран, то для них более важно Средиземноморье. Важность этого региона для Евросоюза объясняется географической близостью, тесными политическими, торгово-экономическими, культурными и научными связями, влиянием эмиграции из государств Магриба на социальную стабильность стран Западной Европы, а также необходимостью взаимодействия в антитеррористической сфере и в пресечении нелегальной иммиграции, как и усилившимся соперничеством в Северной Африке между ЕС и США.
Что касается России, то после окончания «холодной войны» этот регион перестал быть для Москвы поводом для конфронтации с Западом. В то же время Россия поддерживает тесные политические, торгово-экономические, военно-технические, научные, культурные, гуманитарные связи с арабскими странами, играет активную самостоятельную роль в ближневосточном урегулировании, участвует в усилиях по нормализации ситуации в Южном Судане и Дар-фуре, а также вокруг Западной Сахары. Для России крайне важны стабильность и предсказуемость развития обстановки на Ближнем Востоке и в Северной Африке, чтобы из
этого региона не исходила угроза со стороны радикального исламизма и терроризма.
Абу Айша К.Х. Объективные факторы суннитско-шиитско-го конфликта на Ближнем Востоке. В статье рассмотрены ключевые факторы суннитско-шиитского конфликта на Ближнем Востоке: экономические, географические, геополитические, военные, демографические.
Ключевые слова: Ближневосточный регион, безопасность, сунниты, шииты, Россия, США, ЕС.
Abu Aisha K.H. Objective factors of the Sunni-Shiite conflict in the Middle East region. The article considers the key factors of the Sunni-Shiite conflict in the Middle East: economic, geographical, geopolitical, military, demographic.
Keywords: Middle East region; security; Sunnis; Shiites; Russia; USA; EU.