Научная статья на тему 'ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА И ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ'

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА И ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
объективная истина / органы публичной власти / демократия / многонациональный народ России / судебные акты / нормативные правовые акты. / objective truth / public authorities / democracy / multinational people of Russia / judicial acts / normative legal acts.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Иван Васильевич

В статье отмечается, что термин «объективная истина» является философской категорией, исследованной под различной призмой в трудах еще ученых древности, развитой в работах философов XIX века и трудах В.И. Ленина. Поднимается проблема применения объективной истины в конституционном праве в целом и по отношению к публичной власти в частности и вызванные с этим сложности: отсутствие в конституционном праве единого субъекта (наподобие суда), который бы волевым образом осуществлял оценку фактов; отсутствие единых стандартов понимания демократии. Выводятся критерии объективной истины: проверяемость фактов, их полнота; наличие прямой причинной связи между волеизъявлением народа и деятельностью органов публичной власти. Заключается, что ценность объективной истины заключается в исследовании на основе нее фактов, позволяющих выводить закономерности развития государственного строительства. Только исследование конституционного права под призмой объективной реальности может позволить установить особенности функционирования публичной власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVE TRUTH AND PUBLIC AUTHORITIES

The article notes that the term “objective truth” is a philosophical category, studied under a different prism in the works of ancient scientists, developed in the works of philosophers of the 19th century and the works of V.I. Lenin. The problem of the application of objective truth in constitutional law in general and in relation to public authority in particular and the difficulties caused by this are raised: the absence in constitutional law of a single subject (like a court) that would voluntarily evaluate the facts; lack of uniform standards for understanding democracy. Criteria for objective truth are derived: verifiability of facts, their completeness; the presence of a direct causal connection between the will of the people and the activities of public authorities. It turns out that the value of objective truth lies in the study of facts based on it, which makes it possible to derive patterns of development of state construction. Only the study of constitutional law under the prism of objective reality can make it possible to establish the peculiarities of the functioning of public power.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА И ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-42-45 NIION: 2018-0076-11/23-852 MOSURED: 77/27-023-2023-11-852

ИВАНОВ Иван Васильевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Высшей школы бизнеса, менеджмента и права ФГБОУ ВО «РГУТИС», e-mail: sarmat212@yandex.ru

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА И ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация. В статье отмечается, что термин «объективная истина» является философской категорией, исследованной под различной призмой в трудах еще ученых древности, развитой в работах философов XIX века и трудах В.И. Ленина. Поднимается проблема применения объективной истины в конституционном праве в целом и по отношению к публичной власти в частности и вызванные с этим сложности: отсутствие в конституционном праве единого субъекта (наподобие суда), который бы волевым образом осуществлял оценку фактов; отсутствие единых стандартов понимания демократии. Выводятся критерии объективной истины: проверяемость фактов, их полнота; наличие прямой причинной связи между волеизъявлением народа и деятельностью органов публичной власти. Заключается, что ценность объективной истины заключается в исследовании на основе нее фактов, позволяющих выводить закономерности развития государственного строительства. Только исследование конституционного права под призмой объективной реальности может позволить установить особенности функционирования публичной власти.

Ключевые слова: объективная истина; органы публичной власти; демократия; многонациональный народ России; судебные акты; нормативные правовые акты.

IVANOV Ivan Vasilievich,

candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the Higher school of bsiness, management and law of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "RGUTIS"

OBJECTIVE TRUTH AND PUBLIC AUTHORITIES

Annotation. The article notes that the term"objective truth" is a philosophical category, studied under a different prism in the works of ancient scientists, developed in the works of philosophers of the 19th century and the works of V.I. Lenin. The problem of the application of objective truth in constitutional law in general and in relation to public authority in particular and the difficulties caused by this are raised: the absence in constitutional law of a single subject (like a court) that would voluntarily evaluate the facts; lack of uniform standards for understanding democracy. Criteria for objective truth are derived: verifiability of facts, their completeness; the presence of a direct causal connection between the will of the people and the activities of public authorities. It turns out that the value of objective truth lies in the study of facts based on it, which makes it possible to derive patterns of development of state construction. Only the study of constitutional law under the prism of objective reality can make it possible to establish the peculiarities of the functioning of public power.

Key words: objective truth; public authorities; democracy; multinational people of Russia; judicial acts; normative legal acts.

Объективная истина понятие, в первую очередь, философское, его формулированием и обоснованием занимались еще ученые древности. Аристотель писал, что прав тот, кто считает разделенное - разделенным и соединенное - соединенным [1; с.10]. В философском словаре дается следующее понятие истины - это верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания [10].

В философии существует несколько подходов к пониманию объективной истины. В рамках теории эмпириокритицизма, разработанной Рихардом Авенариусом, отправкой точкой является не субъект или мышление, а опыт, в каком виде он познается этим субъектом [7;с. 780-781].

Марксизм исследует этот вопрос совершенно по-иному. В.И. Ленин в параграфе «Существует ли объективная истина?» своей работы «Материализм и эмпириокритицизм» решает вопрос об объективной истине так: «Все знания из опыта, из ощущений, из восприятий. Это так. Но

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

спрашивается, «принадлежит ли к восприятию», т.е. является ли источником восприятия объективная реальность? Если да, то вы материалист. Если нет, то вы непоследовательны и неминуемо придете к субъективизму» [6; с.129].

Примером объективной истины В.И. Ленин приводит естественнонаучное положение о наличие земли до человечества [6; с. 124].

Правовед и философ И.А. Ильин писал, что должное в знание - форма и содержание истины [4; с.237].

Исследование объективной истины под призмой знания, утверждения знания в качестве основы этой истины позволит применять этот термин к праву.

Термин объективная (материальная) истина активно внедрял в уголовное право и процесс профессор М.С. Строгович и другие ученые [5;9]. Имеется диссертационное исследование об объективной истине в гражданском процессе [8]. Преимуществом применения объективной истины в уголовном праве, процессуальных отраслях права (уголовный процесс, административный процесс, гражданский процесс, арбитражный процесс) заключается в их стадийности, крайней урегули-рованности, наличии полномочных субъектов, осуществляющих оценку фактов, их проверку. Центральное место в этом процессе играет суд, который персонифицирован, в отличие от некоторых субъектов конституционного права и главного из них - многонационального народа Российской Федерации. Волю этого субъекта возможно установить условно, он не способен производить оценочную работу каждодневно.

В конституционном праве комплексные исследования объективной истины не проводились. И в целом насколько актуально и обоснованно применение объективной истины в отношении конституционного права?

Полагаем, что ценность использования объективной истины и материалистического подхода в исследовании конституционно-правовых вопросов заключается в возможности на их основе вывести закономерности государственного строительства и выбора оптимальных форм государства. Подобные закономерности невозможно установить без фактов, то есть объективной реальности, не зависящей от субъекта исследования.

Знаниями, не зависимыми от наших суждений, оценок, могут быть факты государственно-правовой жизни многонационального народа Российской Федерации, среди них: принятие на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации; акты проведения выборов всех уровней; факты деятельно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

сти органов государственной власти, органов местного самоуправления и другое.

Для использования объективной истины в конституционном праве необходимо определение ее свойств, подходов (критериев), которые она содержит и которыми она оперирует.

Методология применения объективной истины может основываться на следующих критериях: достоверность сведений; проверяемость сведений; прозрачность информации; наличие прямых связей между волеизъявлением субъектов, реализацией ими своих прав и принятием органами публичной власти решений; комплексность сведений (их полнота, без исключения тех или иных событий); легитимность конституционных процессов, то есть основание их на Конституции России и правовых норм. Все это определяет доказуемость тех или иных фактов, возможность установления причинных связей и составление обоснованных заключений (выводов).

Объективная истина позволяет установить череду таких фактов, сделать на основе них выводы, то есть осуществить оценку событий, сделать обоснованные предположения о совершенствование того или иного института конституционного права, выявить закономерности его развития.

Одним из основных институтов конституционного права является институт публичной власти, которая многогранна и включает в свой состав от верховной власти до муниципальной власти. Использование объективной истины в исследовании публичной власти позволяет нам проводить параллели в ее развитие в разные периоды, оценивать состояние ее функционирования в настоящее время и делать те или иные предложения по ее совершенствованию.

Длительный период развития Российского государства был связан с феодальным периодом, характеризующимся первоначально зачатками централизованного управления во главе с князем Киевским (1Х-Х11 вв.), затем раздробленностью удельных княжеств (XNI-XV вв.) и становлением централизованного Московского государства (XVI-XVII вв.). На этой основе сформировалась Российская Империя (1721 - 1917 гг.), которую сменило Советское государство (1917-1991 г.). Современное Российское государство является правопреемником Союза ССР (ст. 67.1 Конституции России). Весь этот период характеризовался трансформацией публичной власти. Некоторые ее аспекты были характерны для целых типов государств Средневековья того или иного периода (например, формирование публичной власти вокруг Народных собраний (Вече), князя, императора было характерно и для стран Западной Европы). Другие особенности института публич-

ной власти разительно отличали Россию от других государств: особая патерналистская власть князя-царя-императора-главы государства («государя-батюшки»), которая сохранилась из Средневековья; Советы - как органы государственной власти, исключающие разделение властей.

На всем протяжении государственного строительства Россию характеризовало центристское отношение к главе государства, который только опирался на государственный аппарат, но не подчинялся ему, глава государства не был вторым субъектом после парламента.

Местное самоуправление в России исторически было слабо развито и выступало придатком государственного аппарата.

История местного самоуправления, существовавшая до Октябрьской революции 1917 года небольшой промежуток времени и связанная с земством, образованным в 1864 году в результате реформ Александра II, также не кажется неким парадоксом, исключением из общего правила развития публичной власти.

Крупный исследователь земства Б.Б. Весе-ловский и автор научного труда «История земства за 40 лет» в 4 томах писал: «Начало земской деятельности окрашено политическим подъемом, но, вопреки широко распространенному взгляду, - это было время вовсе не широко размаха земской деятельности и даже не широкого размаха взглядов и суждений в области хозяйственно-культурной» [2; с^]. Ученый констатирует, что размах земство получило только в 1890-х годах. Необходимо признавать, что органы земства были вспомогательными по отношению к государственному аппарату и их функционирование основывалось во многом на усилиях и энтузиазме дворянства (различалось даже «крестьянское» и «дворянское» земство) [2; с^]. Отмечалось, что недворянское земледелие едва ли менее всего проявляли интереса к земских делам, равно как «третье сословие» [3; с.215].

После установления Советской власти в 1917 году реализуется система «Советов снизу доверху», согласно взглядам В.И. Ленина. Местные органы власти становится государственными.

В ст. 12 Конституции России 1993 года закрепляется самостоятельность органов местного самоуправления. Поправки 2020 года к Конституции России стали по сути реформой местного самоуправления, т.к. теперь органы местного самоуправления наряду с органами государственной власти входят в единую систему публичной власти (ч. 3 ст. 132 Конституции России).

Подобное конституционное регулирование было закономерным, если исследовать вопрос функционирования политической власти в России в общем с древнейших времен. Объективное

исследование судебных актов Конституционного Суда России с 1990-х годов также позволяет делать вывод о наличии в России публичной власти как единства органов государственной власти и органов местного самоуправления [11].

Полагаем, что в дальнейшем внутренние связи органов государственной власти, в первую очередь, на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления будут только усиливаться и расширяться. К примеру, согласно п. 5 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочиях участвуют в формировании органов местного самоуправления в порядке законодательства, регулирующего эти органы. В ныне действующем Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» этот порядок не развит и не раскрыт. Следовательно, закономерно ожидать закрепления механизмов назначения органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных должностных лиц органов местного самоуправления.

Таким образом, объективная истина в исследовании публичной власти может основываться на знаниях истории государства и права, исторических фактах, архивных фондах, статистических наблюдениях, нормативных правовых актах, судебных актах применения права, деятельности органов публичной власти.

Следствием объективной истины в демократических государствах является легальность публичной власти. В этом заключается ценность публичной власти в конституционно-правовом и социальном плане, как отражения настроений и волеизъявления граждан в действиях публичной власти, совпадении мнения большинства о правомерности решений публичной власти и методов осуществления этих решениях.

Исходя из этого, применение принципа объективной истины необходимо основывать на волеизъявлении людей, при этом не оценивая их традиции и культуру, т.к. отсутствует единый стандарт объективной истины у всех народов. Именно навязывание в течение многих десятилетий отдельными странами либеральной модели государственного устройства, либеральной демократии привело к установлению с их стороны критериев «демократических режимов», с одной стороны, и «авторитарных, тоталитарных режимов», с другой стороны, при этом эти страны брали на себя бремя судей в отношении целых народов и государств. Либеральные демократии применяли

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

сами неправовые, а силовые методы воздействия на не близкие для них по культуре и традициям государственного строительства страны и народы. Поэтому объективная истина основывается на волеизъявлении того или иного народа, сообразного его конституционным традициям. Мы можем говорить, об азиатской, российской, либеральной моделях демократии.

При этом общие рамочные правовые ценности, имеющие универсальный характер, закреплены в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и иных важных международных правовых актов в области прав человека и гарантий безопасности государств.

На основании изложенного, объективная истина один из способов познания конституционно-правовых процессов на основе объективной реальности, фактах, в том числе истории государственного строительства, нормативных правовых актах, судебных актов.

Выводы, сделанные на основе объективной истины должны максимально исключать субъективные предположения исследователя.

Применение объективной истины в исследовании публичной власти в России показывает закономерности ее развития, даже при смене конституционного строя и политических режимов.

Список литературы:

[1] Аристотель. Метафизика. - Москва-Ленинград: Соцэкгиз, 1934. - 348 с.;

[2] Веселовский Н.И. История земства за 40 лет в 4 томах, Т.1. - М.: Издательство О.Н. Поповой, 1909. - 724 с.;

[3] Веселовский Н.И. История земства за 40 лет в 4 томах, Т.4. - М.: Издательство О.Н. Поповой, 1911. - 696 с.;

[4] Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве.- М.: АСТ, 2006. - 510 с.;

[5] Строгович М.С. Материальная истина и судебные доказательства в советском уголовном процессе. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - 348 с.;

[6] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 18., изд. 5-е - М.: Издательство политической литературы, 1980. - 521 с.;

[7] Энциклопедический словарь: в 86 т., Т. т. XLa. - СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1904. - 1243 с.;

[8] Иванов О.В. Объективная истина в советском гражданском процессе. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / - М., 1964. - 23 с.;

[9] Мухин И.И. Объективная истина и некоторые вопросы оценки судебных доказательств при осуществлении правосудия. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. - 183 с.;

[10] Философский словарь. URL: https://rus-bse.slovaronline.com/30834-Истина (дата обращения: 11.09.2023 г.);

[11] Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П//СЗ РФ. 03.02.1997. № 5. ст. 708.

Spisok literatury:

[1] Aristotel'. Metafizika. - Moskva-Leningrad: Socekgiz, 1934. - 348 s.;

[2] Veselovskij N.I. Istoriya zemstva za 40 let v 4 tomah, T.1. - M.: Izdatel'stvo O.N. Popovoj, 1909.

- 724 s.;

[3] Veselovskij N.I. Istoriya zemstva za 40 let v 4 tomah, T.4. - M.: Izdatel'stvo O.N. Popovoj, 1911.

- 696 s.;

[4] Il'in I.A. Obshchee uchenie o prave i gosu-darstve.- M.: AST, 2006. - 510 s.;

[5] Strogovich M.S. Material'naya istina i sudeb-nye dokazatel'stva v sovetskom ugolovnom processe. - M.: Izd-vo AN SSSR, 1955. - 348 s.;

[6] Lenin V.I. Polnoe sobranie sochinenij. T. 18., izd. 5-e - M.: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1980. - 521 s.;

[7] Enciklopedicheskij slovar': v 86 t., T. t. XLa.

- SPb.: Izd. F. A. Brokgauz, I. A. Efron, 1904. - 1243 s.;

[8] Ivanov O.V. Ob"ektivnaya istina v sovetskom grazhdanskom processe. Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / - M., 1964. - 23 c.;

[9] Muhin I.I. Ob"ektivnaya istina i nekotorye voprosy ocenki sudebnyh dokazatel'stv pri osush-chestvlenii pravosudiya. - L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1971. - 183 s.;

[10] Filosofskij slovar'. URL: https://rus-bse. slovaronline.com/30834-Istina (data obrashcheniya: 11.09.2023 g.);

[11] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 24.01.1997 № 1-P//SZ RF. 03.02.1997. № 5. st. 708.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.