МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
2. Мусина Д.Р. Ценообразование на рынке нефти и газа. Учебное пособие / Д. Р. Мусина; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Уфимский гос. нефтяной технический ун-т». Уфа, 2009.
3. Мусина Д.Р. Международный нефтегазовый бизнес. Учебное пособие / Д. Р. Мусина; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Уфимский гос. нефтяной технический ун-т», Самостоятельное структурное подразделение «Ин-т доп. проф. Образования». Уфа, 2009.
4. Герасимова М.В., Авдеева Л.А. Методический подход к оценке совокупного риска строительного
предприятия // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015)
http://naukovedenie.ru/PDF/150EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/150EVN315
5. Котов Д.В., Хайруллин В.А. Оценка эффективности инновационных проектов с нерелевантными денежными потоками// Экономика и управление: научно-практический журнал. 2011. № 2. С. 66-71.
6. Котов Д.В., Ефимова О.Ю., Полещук М.С. Механизмы экономической оценки и управления реализацией инновационных проектов вертикально-интегрированных нефтяных компаний в современных условиях// Нефтегазовое дело. 2013. № 11-4. С. 191-200.
©Д.Р. Мусина, 2015
УДК 330.12
А.В. Мухачёва
Старший преподаватель кафедры менеджмента Экономический факультет Кемеровский государственный университет Кемерово, Российская федерация
ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ЕГО ДУАЛЬНОЙ
ПРИРОДЫ
Аннотация
В статье изложена попытка автора объединить известные два подхода к качеству жизни населения -субъективного и объективного - с помощью термина «объективизация качества жизни».
Ключевые слова:
Качество жизни, потребности, объективизация качества жизни.
Большинство исследователей качества жизни населения отмечают отсутствие общепринятого понимания сущности данного понятия и наличие множества подходов к его определению. При изучении качества жизни прежде всего следует отметить его выраженный дуализм (двойственность), прослеживающуюся во всем многообразии теоретических положений. Речь идет о выделении объективного и субъективного подхода к качеству жизни' [4, 8].
Ученые-объективисты осуществляют оценку качества жизни извне, сопоставляя параметры жизни объекта изучения с другими однородными общественными элементами (индивидами, группами), установленными эталонами, нормами и стандартами. Приверженцы субъективного подхода делают упор на внутреннее ощущение экзистенциональной «качественности» жизни. Многие исследователи полагают, что «доминирующим направлением выступает модель «ощущаемого качества жизни», поскольку сложный характер взаимосвязи
41
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
объективных и субъективных условий жизни не подтверждает кажущуюся вполне очевидной истину, что люди в лучших материальных условиях жизни более удовлетворены ею, чем находящиеся в относительно худших условиях» [7]. Именно субъективная интерпретация качества жизни дает человеку представление о счастье [2, 10].
Большинство исследователей сходятся во мнении, что о качестве жизни индивида или группы можно судить в зависимости от того, насколько ее параметры в количественном и качественном выражении отвечают нормативным стандартам, выработанным на базе сравнительного анализа (объективный подход) и внутренним ожиданиям (субъективный подход) [9]. Т.е. оценка может осуществляться как изнутри, так и извне. Дуальная сущность качества жизни является одним из его базовых характеристик.
Согласно наиболее общему и оправданному, на наш взгляд, подходу, качество жизни определяется как степень удовлетворения потребностей человека [5]. В качестве интегральной иерархии потребностей всех уровней мы предлагаем их разделение на три базовых разновидности: жизнеобеспечивающие (включая материальные потребности в широком смысле слова, в благоприятной среде обитания), социальные (общественные, в т.ч. политические и статусные) и духовные (включая все разновидности потребностей в развитии, познании и самоопределении). Данная типология успешно согласуется с большинством классификаций. Схожее мнение было обнаружено в трудах О.В. Дегиль, Б.И. Герасимова, выделяющих природно-биологическую, социальную и духовную сферы жизни общества [6]. Оно же подтверждается зарубежными учеными [1].
Примечательно использование введенного нами термина «жизнеобеспечивающих» потребностей вместо привычных «материальных», что объясняется более широким смысловым значением первых и неполной материальной обусловленностью условий существования человека. Так, например, такие характеристики среды обитания, как экологическая безопасность и развитие системы здравоохранения зависят не только от уровня доходов индивида, но и от развития экономики, науки и техники, целевых действий органов власти. Следовательно, жизнеобеспечивающие потребности включают в себя материальные и связанные с физически благоприятной средой обитания.
На наш взгляд, качество жизни - это степень удовлетворения жизнеобеспечивающих, социальных и духовных потребностей человека (группы, общества), определяемая объективно существующими в рамках действующей социально-экономической системы и субъективно ощущаемыми характеристиками его жизни.
Объединив основные приведенные выше положения о качестве жизни, одно из которых указывает на его определение через жизнеобеспечивающие, социальные и духовные потребности, а другое - на его дуальную сущность, на наш взгляд, представляется возможным выдвинуть в качестве специального термина для обозначения процесса и результата сопоставления субъективных и объективных оценок качества жизни определенного социального объекта термин «объективизация качества жизни».
Термин «объективизация» в идеалистической философии означает превращение ощущений, субъективных содержаний сознания в самостоятельные, независимо от сознания существующие сущности [12]. Объективизация субъективной оценки качества жизни, нахождение новых инструментов представления человеку, группе, общности, народу действительной картины их жизни в сравнении с другими позволит сформировать научный аппарат управления качеством жизни населения территории на принципах гласности, демократизма и гражданских свобод. Объективизация видения качества жизни происходит путем общественной эволюции знаний о человеке и его потребностях, а также в результате совершенствования эмпирических методов оценки.
Графическое выражение сущности процесса объективизации качества жизни как выявление «зоны» соответствия субъективной оценки ощущаемого качества жизни объективно измеряемому может быть продемонстрировано на следующем графическом примере в трехмерном измерении (рисунок 1). В данном случае уровень объективизация качества жизни обозначена трехмерной фигурой OABC.
42
Рисунок 1 - Графическое выражение сущности процесса объективизации качества жизни
Понимание сущности объективизации качества жизни как теоретической модели согласования объективной и субъективной ее оценки актуализирует поиска подходящего инструментария. Изложенные выше тезисы (о трехэлементной модели, видах качества жизни, объективизации как процессе согласования его дуальной природы) позволяют гипотетически обрисовать «контуры» будущих исследований в рамках практических изысканий.
Список использованной литературы:
1. Al-Qutop M. Quality of Worklife Human Well-being Linkage: Integrated Conceptual Framework / M. Al-Qutop, H/ Harrim // International Journal of Business and Management, Vol. 6, No. 8; August 2011, P. 193-205;
2. Diener E., Subjective Well-being// Psychol. Bull. 1984. V. 95. №3 P. 542-575;
3. Ануфриев В.П. «Зеленая экономика» и качество жизни / В.П. Ануфриев, Ю.В. Лебедев, М.Г. Старченко, А.И. Ячменева // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2014. № 5. С. 73-82;
4. Благовестова Т.Е. Качество жизни населения региона: методики оценки / Т.Е. Благовестова, Н.Ю. Налётова // Псковский регионологический журнал. 2014. № 20. С. 56-66;
5. Дегиль О.В. Роль теории потребностей в изучении качества жизни населения / О.В. Дегиль // Качество науки - качество жизни. 2012. № 2. С. 91-95;
6. Дегиль О.В. Системный и процессный подходы к изучению качества жизни / О.В. Дегиль, Б.И. Герасимов // Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В.И. Вернадского. 2010. № 10. С. 43-45;
7. Маликов, Н.С. «К вопросу о качестве жизни и его измерении» / Н.С. Маликов // Уровень жизни населения регионов России.-2002.-№2 - с. 4;
8. Махмудова М.М. Качество жизни населения: сущность, основные оценки и состояние в Уральком федеральном округе / М.М. Махмудова, А.М. Королева // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). С. 21-26;
9. Прохорова О.В. Качество жизни населения как показатель устойчивого развития региона / О.В. Прохорова // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2 (36). С. 149152;
10. Савченко Т.Н. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования/ Т.Н. Савченко, Г.М. Головина. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006;
43
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
11. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/832682 (дата обращения 15.09.2014).
© А.В. Мухачёва, 2015
УДК 330
И.И. Налбатов
К.в.н., профессор кафедры экономики, управления и оценки Международной академии оценки и консалтинга г. Москва, Российская Федерация Е.И. Налбатова К.э.н., старший преподаватель Московского государственного университета информационных технологий, радиотехники и электроники (МИРЭА) г. Москва, Российская Федерация
БРЕНД ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ И ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО В СОВРЕМЕННОЙ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ.
Аннотация
В статье раскрывается значение и роль брендинга промышленных предприятий как одного из важнейших инструментов в создании конкурентных преимуществ. Показаны современные мотивы, тенденции, обстоятельства и изменения, которые формируют и поддерживают роль бренна. Сформулированы факторы, которые усиливают значение брендов в В2В-секторе.
Ключевые слова
Бренд; промышленный маркетинг; конкуренция; глобализация; промышленные рынки; В2В- сектор.
Процесс создания, развития и укрепления бренда - сложный, имеющий свои закономерности и пока ещё мало изученный. Ценность компании во многом определяется обладанием сильным брендом, что, в свою очередь, диктует необходимость постоянной работы над его развитием и укреплением. По отдельным оценкам рыночная стоимость некоторых компаний на 50% состоит из стоимости их торговых марок, а бренд Adidas, вообще, составляет 150% от рыночной стоимости компании.
С чем же связана такая оценка бренда? Сегодня в условиях ужесточающейся информационной активности компаний, в условиях огромных потоков информации, человек уже не способен адекватно воспринимать и перерабатывать все окружающие его информационные источники. Бренд служит для систематизации потоков информации и упрощению восприятия. Бренд означает нечто большее, чем просто наименование товара или компании. Это уже своеобразный символ современной эпохи, который позволяет выживать компаниям в обширном информационном потоке. Бренд - это «маяк» для потребителя, это устойчивые ассоциации и побуждающие мотивы ведущие к лояльности.
Таким образом, бренд всё больше отделяется от понятия товара. Его уже воспринимают как совершенно отдельную сущность бизнеса, требующую индивидуального подхода к развитию. И если раньше развитие бренда происходило во многом стихийно, то сегодня необходимо системное и продуманное развитие.
Хотя при упоминании вопроса о брендах большинство людей думают о товарах потребительских, в действительности этот вопрос в равной степени касается абсолютно всех товаров и услуг. Всю совокупность рынков товаров и услуг можно подразделить на два макрорынка:
44