ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
2015 ^^^^^^^^^тический журнал 1 (318)
ОСНОВАН В ОКТЯБРЕ 1957 г. А
ПЕЧАТНЫЙ ОРГАН УМО ПО ЮРИДИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВУЗОВ РФ
ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ТЕОРИЯ ПРАВА
ОБЪЕКТИВАЦИЯ ПРАВА КАК ФУНКЦИЯ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ
А. М. МИХАЙЛОВ*
Статья посвящена актуальному и малоизученному в отечественном правоведении вопросу о роли правовой идеологии в правовой системе. Обосновывается актуальность изучения правовой идеологии в современных социокультурных условиях российского общества. Под правовой идеологией понимается механизм институционального перевода правовых идей, ценностей и установок в правовые нормоотношения, направленный на стабилизацию правовой системы. Правовая идеология, по мнению автора, направлена на создание представления о естественности тех или иных идей, норм или отношений в сфере права, стремится представить их как естественные феномены, которые в действительности являются продуктом деятельности людей. Обосновывается тезис о том, что объективация права является необходимым условием его социальной легитимности. Право не способно эффективно выполнять свои социальные и специально-юридические функции без определенной степени объективации. Определенная степень объективации права необходима правовому регулированию, иначе оно не будет являться легитимным, единообразным и эффективным. Функцию объективации правовых феноменов выполняют и правовые доктрины, и источники права. Помимо этого, автор выдвигает гипотезу о том, что в западной цивилизации с ходом истории степень объективации права снижается.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правовая идеология, объективация права, легитимация права, функции правовой идеологии, степень объективации права, правовая доктрина, источники права, теория права.
MIKHAILOV A. M. ОBJECTIHCATЮN OF LAW AS A FUNCTION OF THE LEGAL IDEOLODY The article is devoted to an urgent issue which is poorly studied in the Russian legal science, namely to the role of the legal ideology in the legal system. The author substantiates the urgency of studying the legal ideology in modern socio-cultural
* Mikhailov Anton Mikhailovich — candidate of legal sciences, junior research fellow of the department of history of state, law and political doctrines of the Institute of State and Law (Moscow).
E-mail: [email protected] © Михайлов А. М., 2015
Михайлов Антон Михайлович, кандидат юридических наук, младший научный сотрудник сектора истории государства, права и политических учений Института государства и права (Москва)
ТЕОРИЯ ПРАВА
conditions of the Russian society. The legal ideology means the mechanism of institutional transformation of legal ideas, values and beliefs into legal regulatory relations which aims at stabilizing the legal systems. According to the author, the legal ideology focuses on creation of a view on natural character of certain ideas, rules of relations in the legal sphere and tries to present them as natural phenomena, although in reality they are products of the human activity. The author substantiates the thesis according to which objectification of law is a necessary condition of its social legitimacy. Law is incapable of performing its social and special legal functions efficiently without objectification to a certain extent. The objectification of law to a certain extent is necessary for legal regulation. Otherwise it will not be legitimate, uniform and efficient. Both legal doctrines and sources of law perform the function of objectification of legal phenomena. In addition, the author proposes a hypothesis according to which the degree of objectification of law in the Western civilization decreases with the progress of history.
KEYWORDS: legal ideology, objectification of law, legitimization of law, functions of legal ideology, degree of objectification of law, legal doctrine, sources of law, theory of law.
Еще в конце XIX — начале XX в. Л. И. Петражицкий и П. И. Новгородцев отмечали значимость для правовой системы и ее отдельных элементов — нормативного массива и юридических практик — ценностных, идейных оснований, позволяющих преодолевать кризисы национального правосознания. Попытка бороться с идеологическим кризисом в профессиональном юридическом сообществе обернулась формированием психологической теории права и школы «возрожденного естественного права», которые с разных философско-методологических позиций подчеркивали когнитивно-ценностную природу права.
Представляется, что именно предметное исследование сущности и функций правовой идеологии способно сделать первый шаг к преодолению обыденного и ведомственного правового нигилизма, поскольку именно идеологический вакуум является «питающей средой» сознания, отрицающего ценность и объективную функциональность права. Более того, полноценное понимание механизма действия права в обществе, пределов его регулятивных возможностей, доктринальная разработка и последовательная реализация институтов права невозможны без исследования общетеоретических, концептуальных представлений о сущности и функциональном потенциале правовой идеологии.
Исторический период, следующий за коренной реформой идеологической основы общественного устройства, характеризуется выраженной «размытостью» ценностно-целевых структур и правовой системы, и ее «среды» — социальной метасистемы. В условиях идеологического «дефицита» как на уровне обыденного, так и профессионального и даже доктри-нального правосознания предметность юридических исследований смещается в сторону юридической техники, якобы способной достигать целей правового регулирования вне связи с ценностно-целевыми структурами общества. Вместе с тем правовое регулирование как целенаправленное воздействие на общеправовой предмет при помощи специально-юридических средств не способно быть эффективным вне системы тех идей и ценностей, которые и задают цели такого воздействия, выражают социальную и специально-юридическую ценность права как уникальной системы социального регулирования.