Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 140.8:113/119
М. С. Костянов, Г. А. Пузанова, Р. В. Хорев Научный руководитель - И. И. Валишина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОБЪЕКТ В КОНТЕКСТЕ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Проводиться анализ объектов актуальных космических исследований с точки зрения различных философских взглядов на понятие объекта в целом, произведена попытка установить, являются ли объекты обособленными от субъектов или же субъекты лежат в основании объектов.
Каждая наука выделяет свой объект исследования в Космосе, для обобщения восприятия этих объектов необходимо проанализировать их с точки зрения различных философских взглядов на понятие объекта в целом, и установить, являются ли объекты обособленными от субъектов или же субъекты лежат в основании объектов.
Было сделано предположение, что современная наука в рамках космических исследований рассматривает не объект, а место субъекта в оформлении объекта. Проведенный далее анализ является попыткой доказать или опровергнуть это утверждение.
Рассмотренные далее направления космических исследований относятся к универсалистскому проекту науки, тем не менее, мы не подбирали их по данному признаку, критериями отбора служили актуальность и малоизученность проблем.
В философии - объект соотносительно с понятием субъекта означает вообще то, что дано в познании, или на что направлена познавательная деятельность. Противоположение между объектом и субъектом диалектическое и завершенное, они составляют диалектическое единство, поскольку сам субъект становится объектом, когда обращает на себя познавательную деятельность (в самосознании), а с другой стороны то, что является для нас как внешний объект, может иметь субъективное бытие для себя. Согласно теории наивного реализма мир таков, каким его представляет современная наука, те сущности, существование которых постулируется хорошо подкрепленной научной теорией, в действительности существуют. С точки зрения Канта все, что мы находим в познаваемом, заранее вложено туда познающим субъектом, в виде присущих ему априорных способов или форм познавательной деятельности, то все данные объекта суть, по содержанию своему, лишь представления субъекта, хотя и обусловленные чем-то вне него.
Так в современной физике актуальным объектом космических исследований являются суперсимметричные струны (бесконечно тонкий одномерный объект длиной в 10-35 м, колебания которого производит все многообразие элементарных частиц, характер колебаний задает материи такие свойства как заряд и масса) [1]. В целом, суперструны можно назвать основополагающим субъектом по отношению к миру, так как материя вселенной состоит из частиц, производимых колебаниями суперструн. Также струны, с точки зрения гносеологии, являются объектом исследования для ученых. Со стороны наивного реализма,
существование суперструн не является объективным, так как на данный момент времени мы не можем проверить их существование чувственным опытом. Если считать теорию суперструн хорошо обоснованной, то можно назвать их объектом и с точки зрения наивного реализма. По сути, понятие суперсимметричных струн отражает только наше представление о них, обусловленное нашими попытками понять суть происхождения материи. Поэтому они существуют только как идея, что согласуется с восприятием объекта в философии Канта.
Суперструны - это малая, хотя и важнейшая часть космоса. Вселенную в целом, ее свойства и эволюцию изучает космология.
На практике под Вселенной часто понимают часть материального мира, доступную изучению естественнонаучными методами - Метагалактику. Диалектически, Метагалактика, как и рассмотренные выше суперсимметричные струны, будет являться как субъектом (в случае, если рассматривается ее влияние на другие объекты космоса), так и объектом, например в гносеологическом смысле. С позиции наивного реализма можно двояко судить о Метагалактике, как об объекте, так как она оказывает на наблюдателей свое влияние, но ощутить это влияние чувственно без участия каких-либо умозрительных рассуждений невозможно, ввиду того что несравнимы масштабы наблюдателя и вселенной. Исходя из того, что большая часть проявлений Метагалактики не может исследоваться априорно, то большую часть знаний о ней мы получаем из своих рассуждений. Естественно, что наши представления отражаются на них, что подтверждает теорию Канта.
Помимо сугубо материальных объектов вселенной, в современном мире изучаются также и идеальные ее объекты, такие как космическое сознание, получившее выражение в антропном принципе.
Макрообъектная онтологическая схема антропно-го принципа раскрывается, по меньшей мере, в трех тезисах. Во-первых, утверждается субъект-объектная структура действительности в системе наблюдатель -вселенная. Во-вторых, субъект понимается в рамках деятельностной парадигмы: наблюдатель есть активная компонента, «занятая» созерцанием вселенной. В-третьих, сильный антропный принцип есть сущно-стно эволюционный принцип: вселенная понимается как темпоральная система, имеющая в своем космологическом развитии, по крайней мере, две вехи -дочеловеческую и человеческую.
Секция «Место России в процессе освоения космоса »
Как вселенная взаимодействует с наблюдателем, так и наблюдатель взаимодействует с вселенной. Результатом этого взаимодействия является энергоинформационное поле Вселенной, которое в свою очередь является объектом космических исследований, то есть является объектом со стороны гносеологии.
В результате исследования, наша научная группа пришла к выводу, что выбор подходящей для анализа концепции объекта должен учитывать универсализм исследований. Диалектический подход напрямую связан с гносеологией, поэтому его приемлемость для рассматриваемых объектов очевидна, так как процесс исследования напрямую связан с процессом познания. Точка зрения наивного реализма имеет отражение во всех объектах, так как они относятся к универсалистскому проекту науки. Однако, теория Канта, являющаяся далеко не современной по времени создания, не только не опровергается анализом объектов в космических исследованиях, но и подтверждается им, ввиду того что рассматриваемые теории относятся к универсалистской модели мира.
Науки, изучающие космос, в основном основаны на принципах антропоцентризма, что приводит к тому, что при изучении на первый план выходит ценностный подход, поэтому главным для изучения становиться не собственно объект, а субъект, его изучающий и субъект-объектные отношения.
Библиографические ссылки
1. Мичио К. Введение в теорию суперструн / пер. с англ. Г. Э. Арутюнова, А. Д. Попова, С. В. Чудова; под ред. И. Я. Арефьевой. М. : Мир, 1999.
2. Федотова В. Информационное поле Земли и Вселенной//электронный ресурс. URL: http://www. proza.ru/2009/04/15/608.
3. Новейший философский словарь // Минск : Книжный дом. 2003.
4. Чуринов Н. М. Совершенство и свобода. 3-е изд., доп. //Новосибирск : Изд-во СО РАН 2005.
© Костянов М. С., Пузанова Г. А., Хорев Р. В., Валишина И. И., 2010
УДК 341. 229
Н. И. Кузьменкова, А. О. Никитенко Научный руководитель - О. В. Летунова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РОЛЬ РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА
Раскрывается роль России в освоении космоса, а также указаны перспективы развития в данном направлении.
В своих мечтах, отраженных в сказках, легендах, фантастических романах, человечество издавна стремилось в космос; об этом свидетельствуют и многочисленные (как правило, неосуществимые) изобретения прошлого. И только с развитием научно-технического прогресса и успехами научно-технической революции в XX в. возникла возможность воплощения этих мечтаний в действительность.
В 1903 г. в одном из русских журналов появилась статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Ее автором был учитель из Калуги К. Э. Циолковский. В своей работе Циолковский впервые обосновал возможности межпланетных полетов с помощью ракеты. После этого у великого ученого было еще много удивительных прозрений, сделано много расчетов, дерзких проектов, давших их автору право называться основоположником теоретической космонавтики [1].
В 1929 г. Ю. В. Кондратюк издает книгу «Завоевание межпланетных пространств». В ней изобретатель разрабатывает теорию межпланетного полета с заправкой кораблей на искусственных спутниках планет, предлагает интересную схему полета на Луну и многое другое. С работами К. Э. Циолковского Ю. В. Кондратюк познакомился после того, как сде-
лал свои изобретения. Это было как откровение. «Я каждый раз удивляюсь сходству нашего образа мыслей», - пишет Кондратюк в Калугу [1].
Но, как известно, теория без практики мертва. Это понимали энтузиасты во многих странах. Несколько десятков патентов на изобретения в области ракетной техники получает в 20-30-х гг. XX в. американский ученый Р. Годдард, в это же время опыты с жидкостными ракетными двигателями проводит в Германии профессор Г. Оберт. Напряженно работают над воплощением теории в жизнь и на родине Циолковского.
12 декабря 1930 г. в газете «Вечерняя Москва» появилось объявление: «Ко всем, кто интересуется проблемой межпланетных сообщений...» [1] Это объявление ознаменовало создание группы изучения реактивного движения (ГИРД). Ее руководителями стали энтузиасты ракетной техники Ф. А. Цандер и С. П. Королев. Результаты их подвижнической работы не заставили себя долго ждать. В 1933 г. была запущена первая советская жидкостная ракета. В этом же году в стране создается Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) [1].
В конце 1950-х гг. С. П. Королев возглавляет уже большой коллектив, создающий мощные ракеты. И вот наступило 4 октября 1957 г. - день начала кос-