УДК 343.35:328.185
P.P. ГАЗИМЗЯНОВ,
ведущий научный сотрудник, кандидат юридических наук
Филиал Всероссийского научно-исследовательского института МВД Российской Федерации по Республике Татарстан
E-mail: gazimzynov@rambler.ru
ОБЪЕКТ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ
В статье рассматриваются понятия "объект антикоррупционной экспертизы ", "проект нормативного правового акта ". Осуществлена классификация объекта антикоррупционной экспертизы! на виды!.
Важнейшим элементом производства любого вида экспертиз является его объект; не является исключением из этого правила и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Объектом антикоррупционной экспертизы, в соответствии со смыслом действующего российского федерального и регионального антикоррупционного законодательства, являются нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов, подготовленные органами государственной власти, учреждениями и организациями различного уровня и ведомственной принадлежности, их должностными лицами и органами местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781 -II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" и другими правовыми актами нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение [1].
В современной теории государства и права отечественные специалисты в зависимости от юридической силы делят нормативные правовые акты на законы и подзаконные нормативные правовые акты [2].
Антикоррупционную экспертизу действующих федеральных конституционных законов и федеральных законов обязана проводить специальная Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению противодействия коррупции [3]. Однако на момент подготовки настоящей статьи ни одного экспертного заключения о выявленных коррупциогенных нормах в действующем российском федеральном законодательстве не обнародовано.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" в качестве объекта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов могут выступать исключительно федеральные, региональные и муниципальные подзаконные нормативные правовые акты, а также региональное законодательство [4].
Необходимо отметить, что действующие подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые в России, именуются по-разному. В Государственной Думе Федерального Собра-
ния Российской Федерации - это постановления, носящие нормативно-правовой характер, например нормативно-правовые акты, регулирующие особенности ее законотворческой деятельности [5].
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации издает постановления и инструкции нормативно-правового характера, регулирующие его законотворческую деятельность и иные вопросы [6].
Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 90 Конституции России издает нормативные правовые акты в форме указов.
Правительство Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 115 Конституции России издает нормативно-правовые постановления.
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в пределах своей компетенции издают нормативно-правовые постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения.
В число подлежащих антикоррупционной экспертизе входят и нормативные правовые акты, издаваемые Центральным Банком России, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Счетной палатой России, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации в пределах их компетенции.
Центральный банк России в пределах своей компетенции издает приказы, указания, положения, инструкции нормативно-правового характера.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты -инструкции, распоряжения Председателя и др.
Счетная палата Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования для правового регулирования правоотношений издают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты - приказы.
Пенсионный фонд Российской Федерации издает нормативно-правовые постановления и распоряжения.
Фонд социального страхования Российской Федерации - нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений и инструкций [7].
При этом нормативные правовые акты Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации [8].
Под проектом нормативного правового акта следует понимать первоначальный вариант нормативного правового акта, официально и в установленном порядке внесенного компетентным на то субъектом правотворчества в целях его предварительного обсуждения, уточнения, проведения экспертной оценки либо изменения до принятия по нему окончательного решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или их должностными лицами.
Проекты нормативных правовых актов должны соответствовать правилам их подготовки, утвержденным компетентными на то органами и/или должностными лицами. На федеральном уровне такие правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством Российской Федерации [9; 10; 11], самими министерствами, ведомствами и федеральными службами; на уровне субъектов Российской Федерации - региональными законами [12; 13] либо иными нормативными правовыми актами [14]; на уровне муниципальных образований - решениями компетентных на то органов или должностных лиц [15; 16; 17].
Отечественные законодатели федерального и регионального уровня прямо указали, какие проекты нормативных правовых актов подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе:
- проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации и проекты постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями;
- проекты концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов; нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;
- проекты уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований;
- проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [18; 19].
Кроме указанных, по инициативе разработчиков нормативных правовых актов или по инициативе независимых экспертов антикоррупционной экспертизе могут быть подвергнуты и иные объекты.
Анализ действующего российского законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих огранизационно-правовые аспекты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, позволяет сделать вывод о том, что объектом антикоррупционной экспертизы являются практически все нормативные акты за исключением нормативного правового акта высшей юридической силы - Конституции Российской Федерации, а также международных нормативных правовых актов.
Список литературы
1. Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. № 88 // Российская газета. - 2007. - 24 мая.
2. Иванников И.А. Толковый словарь по теории права. - 2-е изд. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - С. 48-50.
3. О Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению противодействия коррупции: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 мая 2008 г. № 496-ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. -2008. - № 21. - Ст. 2407.
4. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 29. - Ст. 3609.
5. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2131-11 ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. -№ 7. - Ст. 801.
6. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002. - № 7. - С. 635.
7. О фонде социального страхования Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. -1994. - № 8. - Ст. 599.
8. О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2001 г. № 318 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 13. - Ст. 1216.
9. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 33. - Ст. 3895.
10. Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 576 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 32. - Ст. 3335.
11. О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 389 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 19. - Ст. 2346.
12. О нормативных правовых актах Республики Башкортостан: Закон Республики Башкортостан от 12 августа 1996 г. № 42-з // Советская Башкирия. - 1996. - 27 августа.
13. О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина: Закон Республики Татарстан от 31 октября 2002 г. № 21 -ЗРТ // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2002. - № 11. - Ст. 1340.
14. О подготовке нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и их государственной регистрации: Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области от 1 ноября 2008 г. № 224-п // Документ размещен на официальном сайте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
15. О Положении "О порядке внесения в Лениногор-ский районный совет муниципального образования "Ле-ниногорский муниципальный район" Республики Татарстан проектов нормативных правовык актов": Решение Совета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" от 15 апреля 2009 года № 21 // Лени-ногорские вести. - 2009. - 27 мая.
16. Об утверждении Положения о порядке внесения в Совет депутатов Озерского муниципального района проектов муниципальных правовык актов, перечне и форме прилагаемых к ним документов: Решение Совета депутатов Озерского муниципального района Московской области от 26 февраля 2007 г. № 504/55 // Заря. - 2007. -15 марта.
17. Об утверждении Положения "О порядке внесения в Бугульминский городской Совет муниципального
образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан проектов нормативных правовых актов": Решение Бугульминского городского Совета муниципального образования город Бу-гульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан от 2 октября 2008 г. № 3 // Бугульминская газета. - 2008. - 8 октября.
18. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 29. - Ст. 3609.
19. Об антикоррупционной экспертизе правовых актов Республики Коми и их проектов: Закон Республики Коми от 17 апреля 2009 г. № 236-Р3 // Ведомости правовых актов органов государственной власти Республики Коми. - 2009. - № 12. - Ст. 199.
В редакцию материал поступил 09.11.09.
АОРРУПЦИОГЕННОСТЬ - способность какого-либо фактического обстоятельства (состояния, события, поведения человека или группы лиц) выступать причиной или условием коррупционных правонарушений. Такими обстоятельствами могут быть, например, установки должностных лиц на получение взяток, наличие разрешительной системы, принятие нормативных актов, способствующих уклонению виновных в коррупционных правонарушениях от юридической ответственности.
АОРРУПЦИОГЕННОСТЬ ПРАВОВЫХ НОРМ - это способность правовых норм устанавливать такие рамки взаимоотношений между людьми, которые повышают вероятность их вступления в коррупционные отношения.
АОРРУПЦИОГЕННЫЙ ФАКТОР - явление или совокупность явлений, порождающих коррупционные правонарушения, или способствующие их распространению либо трансформации в иные виды служебных правонарушений.
АОРРУПЦИОГЕННАЯ НОРМА - это любая норма законопроекта или действующего правового акта, в которой обнаруживается коррупцио-генный фактор, то есть она может быть использована для извлечения имущественной или иной личной или корпоративной выгоды.
Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, объект антикоррупционной экспертизы, проект нормативного правового акта.