Научная статья на тему 'Об увековечении памяти митрополита Новгородского и СанктПетербургского Гавриила (Петрова)'

Об увековечении памяти митрополита Новгородского и СанктПетербургского Гавриила (Петрова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
митрополит Гавриил (Петров) / АлександроНевская лавра / Троицкий собор / Екатерина II / горельеф-бюст / Ф. И. Шубин / И. Е. Старов / А. П. Антропов / иеромонах Иаков / СанктПетербургская епархия / Новгородская епархия / Святейший Синод / Metropolitan Gabriel (Petrov) / Alexander Nevsky Lavra / Trinity Cathedral / Catherine II / bas-relief bust / F. I. Shubin / I. E. Starov / A. P. Antropov / Hieromonk Yakov / St. Petersburg Diocese / Novgorod Diocese / Holy Synod

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Неонилла Дмитриевна Голубятникова

В статье затрагивается тема сохранения исторической памяти о жизни и деятельности выдающегося архиерея XVIII в. митрополита Новгородского и СанктПетербургского Гавриила (ПетроваШапошникова; 1730–1801), священноархимандрита АлександроНевской лавры. С именем этого выдающегося иерарха и его сподвижников связывают духовный подъем в Православной Церкви и русском обществе накануне Отечественной вой ны 1812 г. Однако ныне имя и облик сего «мужа высокого ума, строгого понятия, здравого рассуждения и великого просвещения» памятны лишь специалистам. Особое внимание в статье уделено истории поясного беломраморного горельефа митрополита Гавриила работы скульптора Ф. И. Шубина, с золоченой рамой работы П. П. Ажи, находившегося в 1792–1934 гг. в нише напротив раки с мощами св. Александра Невского в Троицком соборе лавры. Делается вывод о необходимости возвращения Церкви ее реликвий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Perpetuating the Memory of Metropolitan Gabriel (Petrov) of Novgorod and St. Petersburg

The article addresses the theme of preserving the historical memory of the life and activities of the prominent hierarch of the 18th century, Metropolitan of Novgorod and St. Petersburg, Gabriel (Petrov-Shaposhnikov; 1730–1801), the archimandrite of the Alexander Nevsky Lavra. The name of this outstanding hierarch and his associates is associated with a spiritual uplift in the Orthodox Church and Russian society on the eve of the Patriotic War of 1812. However, today the name and image of this “man of high intellect, strict understanding, sound reasoning, and great enlightenment” are only remembered by specialists. The article pays special attention to the history of the waist-high white marble bas-relief of Metropolitan Gabriel, created by the sculptor F. I. Shubin, with a gilded frame by P. P. Aji, which was located from 1792 to 1934 in the niche opposite the shrine with the relics of St. Alexander Nevsky in the Trinity Cathedral of the lavra. The conclusion is drawn about the necessity of returning the relics to the Church.

Текст научной работы на тему «Об увековечении памяти митрополита Новгородского и СанктПетербургского Гавриила (Петрова)»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 2 (14)

2023

Н. Д. Голубятникова

Об увековечении памяти митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова)*

УДК 271.2-726.1-9:929

DOI 10.47132/2587-8425_2023_2_91

EDN XHPDRM

Аннотация: В статье затрагивается тема сохранения исторической памяти о жизни и деятельности выдающегося архиерея XVIII в. митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова-Шапошникова; 1730-1801), священноархимандрита Александро-Невской лавры. С именем этого выдающегося иерарха и его сподвижников связывают духовный подъем в Православной Церкви и русском обществе накануне Отечественной войны 1812 г. Однако ныне имя и облик сего «мужа высокого ума, строгого понятия, здравого рассуждения и великого просвещения» памятны лишь специалистам. Особое внимание в статье уделено истории поясного беломраморного горельефа митрополита Гавриила работы скульптора Ф. И. Шубина, с золоченой рамой работы П. П. Ажи, находившегося в 1792-1934гг. в нише напротив раки с мощами св. Александра Невского в Троицком соборе лавры. Делается вывод о необходимости возвращения Церкви ее реликвий.

Ключевые слова: митрополит Гавриил (Петров), Александро-Невская лавра, Троицкий собор, Екатерина II, горельеф-бюст, Ф. И. Шубин, И. Е. Старов, А. П. Антропов, иеромонах Иаков, Санкт-Петербургская епархия, Новгородская епархия, Святейший Синод.

Об авторе: Неонилла Дмитриевна Голубятникова

Книгохранитель библиотеки Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. E-mail: [email protected]

Для цитирования: Голубятникова Н.Д. Об увековечении памяти митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №2 (14). С. 91-101.

* Статья носит информационный характер, является результатом выполнения производственного задания.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 2 (14) 2023

Neonilla D. Golubyatnikova

On Perpetuating the Memory of Metropolitan Gabriel (Petrov) of Novgorod and St. Petersburg*

UDC 271.2-726.1-9:929 DOI 10.47132/2587-8425_2023_2_91 EDN XHPDRM

Abstract: The article addresses the theme of preserving the historical memory of the life and activities of the prominent hierarch of the 18th century, Metropolitan of Novgorod and St. Petersburg, Gabriel (Petrov-Shaposhnikov; 1730-1801), the archimandrite of the Alexander Nevsky Lavra. The name of this outstanding hierarch and his associates is associated with a spiritual uplift in the Orthodox Church and Russian society on the eve of the Patriotic War of 1812. However, today the name and image of this "man of high intellect, strict understanding, sound reasoning, and great enlightenment" are only remembered by specialists. The article pays special attention to the history of the waist-high white marble bas-relief of Metropolitan Gabriel, created by the sculptor F. I. Shubin, with a gilded frame by P. P. Aji, which was located from 1792 to 1934 in the niche opposite the shrine with the relics of St. Alexander Nevsky in the Trinity Cathedral of the lavra. The conclusion is drawn about the necessity of returning the relics to the Church.

Keywords: Metropolitan Gabriel (Petrov), Alexander Nevsky Lavra, Trinity Cathedral, Catherine II, bas-relief bust, F. I. Shubin, I. E. Starov, A. P. Antropov, Hieromonk Yakov, St. Petersburg Diocese, Novgorod Diocese, Holy Synod.

About the author: Neonilla Dmitrievna Golubyatnikova

Librarian of the library of the Holy Trinity Alexander Nevsky Lavra. E-mail: [email protected]

For citation: Golubyatnikova N. D. On Perpetuating the Memory of Metropolitan Gabriel (Petrov) of Novgorod and St. Petersburg. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 2 (14), pp. 91-101.

* The article serves an informational purpose and is the outcome of completing a work assignment. 92 Вестник Исторического общества № 2 (14), 2023

Благодаря выставке, организованной Государственным Русским музеем в начале 2000-х гг., выяснилось, что горельеф-бюст митрополита Гавриила (Петрова-Шапошникова; 1730-1801)1 работы скульптора Ф. И. Шубина2, изъятый из внутренней стены Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры в 1934 г., не пропал, а сохраняется в запасниках музея3. В Русском музее находится и живописный портрет архиепископа Гавриила кисти синодского живописца А. П. Антропова4, тоже поступивший из Александро-Невской лавры, из ее Древлехранилища5. Последние прижизненные полуофициальные изображения престарелого святителя, многократно копированные живописцами и гравированные, тоже, в основном, находятся в различных музеях.

Два вышеназванных портрета — живописный 1774 г. и скульптурный 1792 г. — совпадают по датам создания с началом и окончанием трудов преосвященного иерарха по строительству монастырского собора во имя Святой Троицы Живоначаль-ной и окормлению духовного подъема Русской Церкви, последовавшего за попыткой реформации при императоре Петре I и «реформы» в духе Просвещения при императрице Екатерине II6.

Портреты последнего года жизни иерарха итожат его духовный путь, «распятие миру» (Гал 6:14), по времени они относятся к противоречивому царствованию императора Павла I, воплотившего в области религиозной политики назревшие изменения.

Прижизненное изображение Преосвященного Гавриила (Петрова) 1774 года кисти А. П. Антропова (Ил. 1) представляет его энергичным 44-летним архиепископом Санкт-Петербургским и Ревельским, в зеленой бархатной с золотыми позументами мантии с крестами на скрижалях, красными и серебряными источниками, и черном клобуке, на груди — украшенная драгоценными камнями панагия с образом Спасителя и медаль депутата Комиссии Нового Уложения, правая рука листает раскрытое

1 Митрополит Гавриил II, на Санкт-Петербургской кафедре с 22 сентября / 3 октября 1770 г. до 15 / 26 октября 1799 г.

2 Шубин, Федот Иванович (1740-1805) — скульптор, из первого выпуска Академии Художеств 1762 г., работал в стиле классицизма.

3 Шубин Ф.И. Портрет митрополита Гавриила (Петрова). 1792 г. Горельеф. Мрамор. 90х71, в раме 206х137. ГРМ. Ск-1395.

4 Антропов Алексей Петрович (1716-1795) — живописец, работал в стиле барокко.

5 Антропов А.П. Портрет архиепископа Гавриила (Петрова): 1730-1801. 1774 г. Холст. Масло. 106,5х46,5. ГРМ. Ж-22. (Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры: 17121910 г. СПб., [1910]. С. 23. № 53. Ср.: Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра: 1793-1913. СПб., 1913. С. 607).

6 Ср.: в т.н. «пунктах Мелиссино» 1767 г. обер-прокурор Св. Синода предлагает прекратить содержание монахам, которые «великого кошта стоют», не принося пользы, и обратить их содержание в пользу искусных священников и проповедников, из таковых же ставить и на архиерейские кафедры. (Цит. по: Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. СПб., 2004. Т. 2. С. 501). Императрица Екатерина II (1729-1796) правила в 1762-1796 гг.

Ил. 1. Антропов А. П. Портрет архиепископа Гавриила (Петрова; 1730-1801). 1774 г. Холст. Масло. 106,5х46,5. Государственный Русский музей

Евангелие от Матфея, в левой — посох, «жезл правления, утверждения, наказания, казнения» древней т-образной формы, без крестика и без сулка7.

«Муж острый и резонабельный», — отозвалась о преосвященном Гаврииле императрица Екатерина II8. «Отличил себя ... долговременными заслугами Церкви и отечеству», — отметил император Александр I9. «Муж высокого ума, строгого понятия, здравого рассуждения и великого просвещения, искусный в некоторых европейских языках и совершенный в своем природном, отличный в богословии, философии и красноречии.», — признавал его оппонент, просветитель Н. И. Новиков10. «Гавриил подобен реке, без шума наполняющей берега свои, и порядочным течением не выходящей никогда из границ своих», — писал А. П. Сумароков11.

Ко времени создания этого портрета иерарх — первенствующий член Святейшего Синода, кормчий Русской Церкви — укрепляет иерархию, совершенствует институт благочинных, отстаивает права духовенства, регламентирует миссионерское дело, вводит общежительный устав и преобразовывает монастыри, составляет сборники проповедей и богословские труды, занимается изданием вероучительных книг, переводит Невскую семинарию в стены обители, становится «директором по строительству зданий Невского монастыря». Его единомышленники в Св. Синоде — преосвященные Иннокентий (Нечаев)12, Ириней (Клементьевский)13, до второй половины 1770-х гг. — Платон (Левшин)14.

Именно в год создания этого полотна монархиня повелевает15 преосвященному Гавриилу и архитектору И. Е. Старову16 составить проект строительства Троицкого собора монастыря — духовного центра и градостроительной доминанты Северной столицы. Вскоре проект был подготовлен и высочайше одобрен17.

В этот же период владыка убеждает прп. Паисия Величковского опубликовать переводы аскетических творений святых отцов, собранные и переведенные молдавским

7 В Византии существовала традиция: императоры в знак своего благорасположения жаловали панагии и мантии вновь избранным патриархам. Исследователи сообщают, что владыке Гавриилу императрицей было даровано право ношения патриарших орнаментов (ср. Калитин П. В. Высокопреосвященный Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Вопреки веку Просвещения. М., 1999. С. 22-25). Однако новгородские иерархи имели привилегию, особое право носить некоторые патриаршие знаки. На Рождество 1774 г. владыке Гавриилу была пожалована бархатная мантия (Макарий (Миролюбов), архиеп. Сказание о жизни и трудах преосвященнейшего Гавриила, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского. СПб., 1857. С. 46), 29 июня 1770 г. — бриллиантовая панагия, «устроенная из собственной Ее Императорского Величества Андреевской звезды». (Цит. по: Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. С. 609; подробнее: Макарий (Миролюбов), архиеп. Сказание. С. 32-33).

8 В разговоре с обер-прокурором Св. Синода И. И. Мелиссино. (Цит. по: Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей Русской земли. Т. 1. СПб., 2009. С. 389; Макарий (Миролюбов), архиеп. Сказание. С. 26).

9 В рескрипте его преемнику, митрополиту Амвросию (Подобедову). Цит. по: Калитин П. В. Высокопреосвященный Гавриил (Петров), митрополит Новгородский. С. 5.

10 Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях. СПб., 1772. С. 57-58.

11 Поэт А. П. Сумароков считал его одним из красноречивейших духовных риторов своего времени. Цит. по: Стенник Ю.В. Петров Петр // Словарь русских писателей XVIII века: в 3 вып. СПб., 1999. Вып. 2. С. 430-433.

12 Иннокентий (Нечаев; 1722-1799) — архиепископ Псковский, пребывал и погребен в Александро-Невской лавре.

13 Ириней (Клементьевский; 1753-1818) — архиепископ Псковский, погребен в Александро-Невской лавре.

14 Платон (Левшин; 1737-1812) — митрополит Московский, придворный проповедник, законоучитель наследника, будущего императора Павла I.

15 Указ императрицы Екатерины II от 15 ноября 1774 г.

16 Старов Иван Егорович (1745-1808) — архитектор, из первого выпуска Академии Художеств 1762 г., работал в стиле классицизма.

17 Это был далеко не первый проект собора. Первоначальный собор, Л. Т. Швертфегера, был разобран до 1755 г.; ни один проект, представленный на конкурс 1763 г., не был одобрен императрицей.

старцем на Афоне. Сверяли переводы с греческим венецианским изданием «Филока-лии» и другими оригинальными святоотеческими текстами, редактировали их опытные в «умном делании» монахи, известные владыке и вызванные им в Невский монастырь. В «кружок Добротолюбия» вошли иеромонахи Феофан (Соколов)18, Филарет (Пуляшкин)19, тексты привозил монах Афанасий (Охлопков)20, часто консультировал игумен Назарий (Кондратьев)21, приезжавший с Валаама. Славянский русифицированный перевод «Добротолюбия»22 был издан в 1790-е гг. иждивением игумена Валаамского Назария и выдержал много переизданий.

Проповедничество и издание книг23 способствовало окормлению паствы и врачеванию монашества, оскудевшего в результате старообрядческого раскола, петровской «Реформации» и екатерининского «Просвещения». Высокому учению соответствовал личный образ жизни иерарха и его помощников в монастырях и духовных школах. Обновленные на началах общежития монастыри — Спасо-Преображенский Валаамский, Кирилло-Новоезерский, Симонов Успенский и др., Нилова Столобенская Богоявленская пустынь — становились рассадниками руководителей монашеской жизни для разных епархий.

Во время работы над проектом «Главной церкви» — «богословием в камне» — преосвященный Гавриил составил Толкования на соборные Апостольские посла-ния24, на Заповеди блаженств евангельских25, обширный труд по литургическому богословию26, издал, совместно с преосвященным Платоном (Левшиным), собрание

18 Феофан (Соколов; 1752-1832), или Феофан Новоезерский — иеромонах, почитаемый подвижник благочестия, келейник митрополита Гавриила в течение десяти лет. Проходил послушание в Саровской пустыни, затем в Санаксарском монастыре у преп. Феодора Санаксарского (бывшего монаха Александро-Невского монастыря), во Введенской Островской пустыни у афонского постриженика старца Клеопы, в Тисманском монастыре у игумена Феодосия, сподвижника прп. Паисия Величковского, с 1782 г. — в братии Александро-Невского монастыря — канонарх, ключник, келейник владыки, с 1785 г. — иеромонах его Крестовой церкви, с 1791 г. — игумен Моденского монастыря Новгородской епархии, с 1793 г. — Кириллова Новоезерского монастыря, с 1819 г. — архимандрит.

19 Филарет (Пуляшкин; 1758-1842) — иеромонах, в схиме Феодор, почитаемый духовный старец московского Новоспасского монастыря. В отрочестве — прихожанин петербургского Александро-Невского монастыря, послушник Саровской пустыни, затем постриженник и иеродиакон московского Симонова монастыря, с 1788 г. — в братии Александро-Невского монастыря, 1789 г. — иеромонах, в 1791-1794гг. — управляющий подворья новгородского Юрьева монастыря в Китай-городе, с 1794 г. — в Новоспасском монастыре при Николаевском больничном храме, в 1798-1799 гг. — духовник обители. После войны 1812 г. наставлял и утешал народ, его собеседниками были прпп. Зосима (Верховский) и Макарий Оптинский, духовным сыном — И. В. Киреевский.

20 Афанасий (Охлопков; ^ 1811) — монах, схимник, ученик и постриженник прп. Паисия Ве-личковского в Нямецком монастыре, сохранял много его рукописных переводов.

21 Назарий (Кондратьев; 1735-1809) — игумен Валаамский, из Саровской пустыни, постриженник и иеродиакон астраханского Спасо-Преображенского монастыря, в 1781 г. вызван архиеп. Гавриилом для восстановления Валаамского монастыря с общежительным уставом. В 1804 г. вернулся в Саров для пустынножительства. Канонизирован в лике преподобных.

22 Редактировал перевод преподаватель греческого языка Московской семинарии Я. Д. Никольский (впоследствии протопресвитер) на основе греческой «Филокалии» (Венеция, 1782). Вышло 2 тома — в 1793 г. в Москве, затем в 1798-1799 гг. без указания места.

23 В правление митрополита Гавриила были изданы: трактат иеромонаха Адама Зерникова «Об исхождении Святого Духа» (на греческом яз., 1797 г.), много брошюр в помощь священнослужителям, «Лествица», творения свт. Иоанна Златоуста, «Пролог» и др.

24 Гавриил (Петров), митр. Толкования на Соборные послания апостолов: Иакова, Петра, Иоанна и Иуды. М.: Синодальная тип., 1794. 97 л. Совместно с архиепископом Астраханским Тихоном (Малининым).

25 Впервые опубл.: Христианское чтение. 1837. Ч. 4. С. 50-84. (Ср.: СтенникЮ.В. Петров Петр... С. 430-433).

26 Гавриил (Петров), митр. О служении и чиноположениях Православной Греко-Российской Церкви. СПб., 1792; М., 1795.

образцовых проповедей27, а также свои проповеди28. В эти же годы владыка предпринимает меры по сохранению рукописных и старопечатных книг — памятников древней письменности Великого Новгорода, открытию древней храмовой фресковой живописи Старой Ладоги.

Троицкий собор, заложенный 30 августа 1778 г., освященный 30 августа 1790 г. в день памяти Ништадтского мира, закрепившего Россию в числе сильнейших государств29, стал связующим звеном между великими царствованиями Петра I и Екатерины II. Храм был освящен во время литургии, которую совершил митрополит Гавриил в сослужении преосвященных Иннокентия (Нечаева) и Евгения (Булгара) и сонма духовенства, в него были перенесены из лаврской Александровской церкви мощи святого князя. В процессии участвовала императрица Екатерина II в одеянии гроссмейстера Ордена святого благоверного князя Александра Невского и малой короне, с цесаревичем Павлом Петровичем, супругой его и детьми, а также со старшими кавалерами ордена, которые и несли мощи30.

Собор стал замечательным памятником екатерининской эпохе. Облик его — гармония взаимодействия императрицы-философа и архиерея-инока, взаимное примирение светского и духовного начал — имперской власти, философии Просвещения, гражданского повиновения и благодатного монашеского подвига. Аскетическая ясность восточнохристианского исихазма соответствовала архитектурным пропорциям и линиям западного классицизма.

Принимая во внимание «греческий проект» императрицы Екатерины II и исторический фон (Русско-турецкая война 1768-1774гг.), согласимся, что символизм, заложенный преосвященным Гавриилом и архитектором И. Е. Старовым в проект величественного столичного храма, указывает на преемственность России от Византийской и Римской империй. Прообраз его можно увидеть в церкви Двенадцати Апостолов31, воздвигнутой первым христианским императором Константином Великим в Константинополе. Однокупольный собор в плане построен в форме креста, как было принято на Руси, как и древняя константинопольская церковь Апостолов, что традиционно передавало идею поклонения Кресту Господню (а не статуе императора; Крест был символом вселенского владычества христианства и христианской империи). Наличие двух башен-колоколен подчеркивало преемственность Северной столицы — «Четвертого Рима» — от Константинополя32.

«Новая соборная церковь» И. Е. Старова (в отличие от первоначальной Л. Т. Шверт-фегера33) расположена на средокрестии аллеи, ведущей к Неве, и оси, ставшей

27 Собрание поучений на все воскресные и праздничные дни для чтения по церквам всей России: в 3 ч. М., 1775.

28 Гавриил (Петров), архиеп. Краткие поучения на каждый день года во весь год, собранные из разных поучений святых отцов. М., 1781 и др.

29 Где св. мощи покоились с 1724 г., перенесенные по указу имп. Петра I из г. Владимира.

30 Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. С.715; Попов И.В. Свято-Троицкий собор Алек-сандро-Невской лавры // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1990. № 1/2. С. 38. Собор является капитульным храмом этого ордена, что отразилось и в декоре, и в планировке примыкающих помещений.

31 Первый городской храм Константинополя (до 337-1461 гг.) (Одинцов А.М. Синтез светского и церковного влияния на процесс создания Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры // Человек и культура. 2019. № 6. С. 159-162). Ныне мечеть Фатих в Стамбуле. Ср. также: дар императрицы митрополиту Гавриилу в 1791 г. изображения имп. Константина, побеждающего Максенция (Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. С. 85. № 598).

32 В церкви Апостолов вторая башня — «Константинополя великая глава, ровня Рима» (свт. Павлин Ноланский; цит. по: Высоцкий А. М. К вопросу об истории первой церкви Апостолов в Константинополе по описаниям современников // Византийский временник. Т. 59. М.: Наука, 2000. С. 208; ср.: Одинцов А.М. Синтез. С. 159-162).

33 Швертфегер, Леонард Теодор (1680-1738) — немецкий архитектор, работал в стиле петровского барокко. Построенный им первоначальный собор был расположен ближе к спуску к Неве и ориентирован на запад.

началом Невского проспекта. Таким образом, огромный, величественный храм стал и «главной церковью» обители, и доминантой его «циркумференции» (в значении «комплекса корпусов»), и сакральным центром столицы империи.

Присутствие мощей святого апостола Андрея (в основании храма, под алтарем, в серебряном вызолоченном ковчежце34) и святого князя Александра Невского в раке в южной части трансепта35 имеет литургический и духовный, градозащитный смысл. Внутри собора над колоннами расположены статуи двенадцати апостолов и восьми святых36. Предположительно, индивидуальная проработка, портретность ликов статуй апостолов связана с личным участием владыки в замысле скульптора.

Имперский культ двенадцати апостолов унаследован русскими правителями от династии Палеологов, послание апостолов на проповедь — метафора Просвещения. Имперская идея определяет универсальный характер убранства образцового собора империи. Троицкий собор стал приношением Богу от восточной и западной, от духовной и светской культурной традиций, символом вселенского владычества.

Богословские труды преосвященного Гавриила определяющим образом повлияли не только на состав сюжетов и иконографию Троицкого собора, не только стали проповедью, повторенной в камне, но привнесли в русскую версию классицизма как общеевропейского стиля красоту духовной глубины, которая издревле была свойственна лучшим образцам иконного письма37. Первые «академики»38 И. Е. Старов и Ф. И. Шубин прошли через горнило требований духовной высоты произведений.

К трудам петербургского святителя можно применить слова протоиерея Георгия Флоровского: «В век душевной раздвоенности и разорванности проповедь духовного собирания и цельности получала особую значительность»39.

Второе изображение, о котором идет речь — горельефный бюст митрополита Гавриила (Петрова) 1792 г., резца Ф. И. Шубина, автора скульптурного убранства интерьера храма (Ил. 2). Монументальное изображение священноархимандрита монастыря, строителя собора, для увековечения его заслуг40 по распоряжению

34 Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра... С. 715. Также: Попов И.В. Свято-Троицкий собор ... С. 38.

35 Трансепта, не придела. Придел св. Александра Невского был расположен ближе ко входу, под южной колокольней. (Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. С. 724).

36 Скульптор Ф. И. Шубин.

37 Ср.: Одинцов А. М. Синтез. С. 159-162.

38 Выпускники Академии Художеств 1762 г., подготовленные под покровительством И. И. Шувалова, отличались исключительно высоким уровнем.

39 Ср.: ФлоровскийГ.В, прот. Пути русского богословия. Paris, 1988. С. 124, 127.

40 Исследователи полагают, что беспримерная награда последовала вслед за отказом владыки Гавриила от титула «митрополита всея Руси». КалитинП.В. Высокопреосвященный Гавриил. С. 23.

Ил. 2. Шубин Ф. И. Портрет митрополита

Гавриила (Петрова). 1792 г. Горельеф. Мрамор. 90х71, в раме 206х137. Государственный Русский музей

монархини было высечено из белого мрамора и установлено у правого клироса, в нише напротив раки с мощами св. Александра Невского, вблизи царского

места41.

К этому времени митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому и Олонецкому — 62 года. Преосвященный Гавриил — блестящий екатерининский архиерей, первенствующий член Российской Академии с 1783 г.42, почетный член Императорской Академии наук и художеств с 1776 г.43, возобновитель монастырей, организатор духовных школ, проповедник, издатель книг.

Портрет являет нам иерарха в золотых лучах славы. Бронзовая позолоченная рама работы скульптора П. П. Ажи44 изображает символы и церковные предметы, относящиеся к архиерейскому богослужению45.

«Директор строения Невского монастыря» представлен в архиерейском малом облачении: драгоценной митре46, большом омофоре, поручах, рясе и мантии, на груди — украшенные драгоценными камнями панагия с образом Спасителя (вероятно, дар монархини) и крест47, в руке — чертеж постройки, справа — архитектурный фон. Можно предположить, что иерарх готовится совершить молебен на закладку храма. «Нет у Шубина более "живого" портрета, так лукаво смеются небольшие глаза в старческих веселых лучиках морщин», — писала искусствовед48.

Горельеф отмечен высоким профессионализмом исполнения, это подписная работа. Под кистью правой руки фигуры архиерея помещена надпись: «Д[елал] Ф. Шубинъ 1792 ГО». Так скульптор помечал работы, которые не только сочинил и вылепил, но и сам вырубил из мрамора49. На картуше фраза, собственноручно составленная монархиней: «Во имя Святой и Живоначальной Троицы, трудами и попечением преосвященного митрополита Гавриила Новгородского и Санкт-Петербургского, сей храм заложен в 30 день августа 1778 года, создан и освящен в 30 день августа 1790 года в присутствии благочестивой императрицы Екатерины II».

Огромный тяжелый горельеф был изъят из ниши у южных боковых дверей и вывезен в Государственный Русский музей в 1934 г.50 С тех пор он хранится в запасниках. Экспонировать его было сложно, он участвовал в выставках, посвященных творчеству Ф. И. Шубина в 1941, 1955, 1979, 1994 гг., в выставке, посвященной императору Павлу I,

41 Макарий (Миролюбов), архиеп. Сказание. С. 60-62. Размер мраморного рельефа 71х90 см, рельефа в раме 137х206. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. С. 722. Над царским местом находилось изображение императрицы Екатерины II в полный рост, напротив, на левом столбе — императора Петра I. Над южными дверьми была помещена икона Преображения Господня, слева и справа от дверей — картины (копии) на известные сюжеты: св. Василий Великий возбраняет императору Валенту святое причащение и св. Амвросий Медиоланский возбраняет императору Феодосию Великому вход в храм. (Подробнее: Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. С. 726).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42 Сухомлинов М.И. История Российской академии. Вып. 1. СПб., 1874. С. 58-137, 377.

43 Стенник Ю.В. Петров Петр. С. 430-433.

44 Ажи Петр Петрович (1752-1828) — орнаментный скульптор, работал в стиле ампир, выполнил, в частности, бронзовые детали иконостаса собора.

45 Скрижали с Десятью заповедями, Евангелия, четырехконечный крест, Евхаристическая чаша, дикирий и трикирий, клобук с наметкой, кадила, кувшины для омовения рук, вайи, ленты, лучи.

46 В 1789 г. владыка Гавриил получил от императрицы в дар драгоценную митру, украшенную жемчугом, бриллиантами и др.

47 Накануне освящения собора императрица пожаловала владыке Гавриилу алмазную панагию с изумрудами, наперсный крест, присланный ей папой Урбаном VIII (Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра.; Калитин П.В. Высокопреосвященный Гавриил. С. 23).

48 Яковлева Н.А. Федот Иванович Шубин: 1740-1805. Л., 1984. С. 18-19.

49 В 1912 г. с рельефа был сделан гипсовый отлив, ныне находящийся в ГМИРА.

50 Последняя литургия в соборе перед закрытием совершена соборно в день памяти св. Александра Невского, 6 декабря 1933 г., митрополитом Алексием (Симанским), перед тем назначенным на Ленинградскую кафедру, и пятью преосвященными. Шкаровский М. В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1913-2013. СПб., 2012. Т. 2. С. 54-56.

в 2000-е гг.51 На фотографии горельеф представлен так, как сейчас хранится в запасниках Русского музея, подвешенным на цепях.

XVIII век в России, начавшийся и продолжившийся притеснениями Церкви, завершился «монашеским возрождением, несомненным напряжением и подъемом духовной жизни»52, развитием духовного образования, а в политическом аспекте — защитой Православия от турок-мусульман и возвышением духовного сословия.

Последних лет портреты запечатлели престарелого 70-летнего святителя, перво-иерарха Русской Церкви, прошедшего путем «распятия миру», многолетних трудов, а также невзгод последних двух лет. Изображения позднего извода менее официальны, в них меньше атрибутов, внимание сосредоточено на лице и руках иерарха, точно переданы индивидуальные черты.

Интересна работа 1800 г. кисти иеромонаха Иакова, его эконома и келейника в новгородском Архиерейском доме (Ил. 3)53. Святитель представлен сидящим в келье, с Евангелием в приподнятой правой руке, в белом клобуке с бриллиантовым крестом и темной рясе, на груди — драгоценная панагия с образом Спасителя54, двуглавый орел ордена Святого апостола Андрея Первозванного на голубой ленте55, звезда ордена Святого благоверного князя Александра Невского56. Перед нами — строгий постник, молитвенник, аскет. Лицо его несет печать претерпеваемых невзгод и тяжелой болезни.

Портрет создан в царствование императора Павла I57 — религиозного, но романтического и неуравновешенного. За время своего царствования императором Павлом было издано в сумме 70 законодательных актов, относящихся к православному духовенству, улучшению его материального положения, духовному образованию, отмене телесных наказаний, усилению контроля светских и духовных властей над низшим клиром58. Помимо объективных социально-политических причин (в том числе крестьянских

51 Ср.: Митрополит С.-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров). Мраморный рельеф из Св.-Троицкого собора Александро-Невской лавры: [фотография] // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2008. № 35/36. С. 67.

52 Ср.: Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. С. 122.

53 Неизвестный художник. Портрет митрополита Гавриила (П. П. Петрова). 1800 г. Холст. Масло. 80,5*65,0 см. Кирилло-Белозерский музей-заповедник. МЖ-10. Подпись художника «И[еромо-нах] Иаков» — на обороте холста.

54 В его завещании от 27 октября 1800 г. упоминается только бриллиантовая панагия с красными яхонтами (Калитин П.В. Высокопреосвященный Гавриил. С.478), другие поступили в ризницы Александро-Невской лавры и новгородского Софийского собора.

55 Высший и старейший орден Российской империи, учрежден при Петре I, девиз «За веру и верность», орденская лента синяя. 9 ноября 1796 г. митр. Гавриил стал первым иерархом Российской Церкви, сопричисленным к ордену за государственные заслуги, позднее получил алмазные знаки к нему и командорство в Лужском уезде.

56 Третий российский орден, учрежден при Екатерине I. Девиз «За труды и отечество», орденская лента красная. Митрополит Гавриил сопричислен к ордену 27 августа 1797 г.

57 Император Павел I (1754-1801) правил с 6 ноября 1796 г. по 11 марта 1801 г.

58 В частности, в этом году исполняется 225 лет указу императора Павла I от 18 декабря 1797 г. «О благоустройстве училищ», согласно которому Главная семинария была переименована в академию, а Александро-Невский монастырь — переименован лаврой.

Ил. 3. Неизвестный художник [Иаков, иеромонах]. Портрет митрополита Гавриила (П. П. Петрова). 1800 г. Холст. Масло. 80,5*65,0. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

волнений и участия в них приходского духовенства) и личной религиозности импера-тора59, большую роль сыграли труды при дворе, в Св. Синоде и на Санкт-Петербургской кафедре митрополита Гавриила и единомысленных ему иерархов.

70-летний больной иерарх просил об увольнении на покой60, а приехав в Новгород — почти не выходил из кельи, будучи занят приготовлением души к смертному часу. Скончался владыка 26 января 1801 г., погребен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Софийского собора Новгорода, рядом позднее упокоился сменивший его на Санкт-Петербургской кафедре и в Александро-Невской Лавре митрополит Амвросий (Подобедов). При переделке Новгородского Софийского собора в первой половине XIX в. тело владыки Гавриила было обретено нетленным61.

В Санкт-Петербургской митрополии в церковном кругу не осталось подлинных прижизненных изображений преосвященного владыки, при том, что они были созданы именно для Церкви. В Новгородской митрополии сохранились лишь напольная могильная плита и настенная табличка над его прахом в Предтеченском приделе Софийского собора. Издания славяно-российского перевода «Добротолюбия» стали библиографической редкостью, впрочем, имя его не отмечено в этом труде. Издания его трудов — редкость. Само имя этого замечательного русского иерарха более известно специалистам.

Горельеф митрополита Гавриила (Петрова) работы Ф. И. Шубина, как и мемориальная рака св. Александра Невского62 — не только совершенные произведения искусства. Они должны восприниматься в контексте интерьера Троицкого собора, а ансамбль Троицкого собора неполон без них.

Прижизненные портреты иерарха являются намеренными историческими источниками, свидетельствами, оставленными их творцами о великом церковном деятеле нашей епархии, обращенными к определенной аудитории верующих православных людей, не просто частью исторического знания о эпохе, но частью Священного Предания Церкви.

Источники и литература

Иконография

1. Антропов А.П. Портрет архиепископа Гавриила (Петрова): 1730-1801. 1774 г., Холст. Масло. 106,5x46,5. Государственный Русский музей. Ж-22.

2. Неизвестный художник [Иаков, иеромонах]. Портрет митрополита Гавриила (П. П. Петрова). 1800г. Холст. Масло. 80,5*65,0. Кирилло-Белозерский музей-заповедник. МЖ-10. (URL: https://www.kirmuseum.org/ru/object/portret-mitropolita-gavriila-pppetrova. Дата обращения: 30.05.2022).

3. Шубин Ф.И. Портрет митрополита Гавриила (Петрова). 1792 г. Горельеф. Мрамор. 90x71, в раме 206x137. Государственный Русский музей. Ск-1395.

Источники

4. Гавриил (Петров), архиеп. Краткие поучения на каждый день года во весь год, собранные из разных поучений святых отцов. М., 1781.

59 Воспитателем был митрополит Платон (Левшин), переписывался с владыкой Амвросием (Подобедовым).

60 Император пребывал к нему благосклонен, владыка Гавриил регулярно служил в церкви Зимнего дворца. (Ср.: Камер-фурьерский церемониальный журнал: 1796-1801. СПб., 1896-1901; Калитин П.В. Высокопреосвященный Гавриил. С. 106-111).

61 Калитин П.В. Высокопреосвященный Гавриил. С. 11.

62 Изготовлена в 1747-1752 (худ. Г. К. Гроот, Я. Штелин; барокко) в царствование имп. Елизаветы, находится в Государственном Эрмитаже.

5. Гавриил (Петров), митр. О служении и чиноположениях Православной Греко-Российской Церкви. Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1792; М.: Синодальная тип., 1795. 107 с.

6. Гавриил (Петров), архиеп., Платон (Левшин), архиеп. (собиратели и редакторы). Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни для чтения по церквам всей России: в 3 ч. Ч. 1-3. М.: Синодальная тип., 1775; М., 1776. [145+136+150] с.

7. Гавриил (Петров), митр. Толкования на Соборныя послания апостолов: Иакова, Петра, Иоанна и Иуды. М.: Синодальная тип., 1794. 97 с.

8. Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры: 1712-1910 г. / сост. Ф. М. Морозов. СПб.: Типо-литография Н. С. Егорова, [1910]. 59 с.: ил.

9. Камер-фурьерский церемониальный журнал: 1796-1801. СПб., 1896-1901 (URL: https:// Kbmfo.org/mdex.php?dir1=14&dir2=02&dir3=28&page=1. Дата обращения: 31.05.2022)

Литература

10. Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей Русской земли: в 4 т. / Библиотека РАН, Об-во памяти игум. Таисии. По изд. 1836, 1847 с испр. и доп. СПб.: Русская симфония, 2009. Т. 1. 786 с. (Книжные памятники из фондов БАН).

11. Высоцкий A.M. [и др.] К вопросу об истории первой церкви Апостолов в Константинополе по описаниям современников // Византийский временник. Т. 59. М.: Наука, 2000. С. 198-221.

12. Калитин П.В. (сост.) Высокопреосвященный Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Вопреки веку Просвещения. Жизнь. Творчество. Кончина. М.: Паломник, 1999. 508 с. (Богословское творчество русских святителей XVIII-XIX веков).

13. Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. СПб.: Библиополис; Изд-во Олега Абышко, 2004. Т. 2. 590 с.

14. Макарий (Миролюбов), архиеп. Сказание о жизни и трудах преосвященнейшего Гавриила, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского. СПб.: тип. Э. Веймара, 1857. 158 с.

15. Митрополит С.-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров). Мраморный рельеф из Св.-Троицкого собора Александро-Невской лавры: [фотография] // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2008. № 35/36. С. 67.

16. Новиков Н. И. Опыт исторического словаря о российских писателях. СПб., 1772. 264 с.

17. Одинцов A.M. Синтез светского и церковного влияния на процесс создания Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры // Человек и культура. 2019. № 6. С. 158-163.

18. Очерки истории Санкт-Петербургской епархии / ред.-сост. митр. Иоанн (Снычев). СПб.: Андреев и сыновья, 1994. 320 с.

19. Попов И. В. Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1990. № 1/2. С. 38-39.

20. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра: 1793-1913. СПб., 1913. 1000 с.

21. Словарь русских писателей XVIII века: в 3 вып. СПб., 1999. Вып. 2. 508 с.

22. СухомлиновМ.И. История Российской академии: в 8 вып. СПб., 1874. Вып.1. 427 с. (Записки императорской Академии наук).

23. ФлоровскийГ.В, прот. Пути русского богословия. 3-е изд., репринт. Paris: YMCA-Press, 1988. 604 с.

24. ШкаровскийМ.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1913-2013: в 2 т. СПб., 2012. Т. 2. 544 с.

25. Яковлева Н. А. Федот Иванович Шубин: 1740-1805. Л.: Художник РСФСР, 1984. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.