Научная статья на тему 'ОБ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАДИЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ БЕРЕСТЫ ОБСКИХ УГРОВ'

ОБ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАДИЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ БЕРЕСТЫ ОБСКИХ УГРОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАНТЫ / МАНСИ / ОБСКИЕ УГРЫ / БЕРЕСТА / УТВАРЬ / ПОСУДА / ФОРМА / УЗОР / СКОБЛЕНИЕ / РОСПИСЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бубновене Ольга Дмитриевна

В статье рассматриваются устойчивые традиции технологии изготовления, способов декорирования изделий из бересты у малочисленных коренных народов Севера - хантов северной и восточной групп, проживающих на реках Обь, Иртыш и их притоках. Для художественной обработки ханты берут бересту светлую и темную, собранную в разное время года. Локальные группы хантов при изготовлении используют разные приемы формообразования и способы декорирования, сохраняя орнаментальную стилистику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE SUSTAINABILITY OF TRADITIONS IN AN ARTISTIC PROCESSING OF A BIRCH BARK OF THE OB UGRIANS

The article examines the weight of traditions in manufacturing technology, methods of decorating of the birch bark products among the small indigenous peoples of the North - Khanty of the Northern and Eastern groups living on the rivers Ob, Irtysh and their tributaries. Khanty people use light and dark birch bark collected at different times of the year for artistic processing. Local groups of hunts use different shaping techniques and methods of decoration in the manufacture, while maintaining an ornamental style.

Текст научной работы на тему «ОБ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАДИЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ БЕРЕСТЫ ОБСКИХ УГРОВ»

DOI: 10.17516/2713-2714-0005 УДК 745

ABOUT THE SUSTAINABILITY OF TRADITIONS IN AN ARTISTIC PROCESSING OF A BIRCH BARK OF THE OB UGRIANS

Bubnovene Olga Dmitrievna

Budgetary Institution of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra "Center of Folk Arts and Crafts" Khanty-Mansiysk, Russian Federation

Abstract: The article examines the weight of traditions in manufacturing technology, methods of decorating of the birch bark products among the small indigenous peoples of the North - Khanty of the Northern and Eastern groups living on the rivers Ob, Irtysh and their tributaries. Khanty people use light and dark birch bark collected at different times of the year for artistic processing. Local groups of hunts use different shaping techniques and methods of decoration in the manufacture, while maintaining an ornamental style.

Keywords: Khanty; Mansi; Ob Ugrians; birch bark; utensils; tableware; shape; pattern; scraping; painting.

Citation: Bubnovene, O.D. (2022). ABOUT THE SUSTAINABILITY OF TRADITIONS IN AN ARTISTIC PROCESSING OF A BIRCH BARK OF THE OB UGRIANS. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1(10), pp. 40-45.

О. Д. Бубновене

Центр народных художественных промыслов и ремесел Ханты-Мансийск, Российская Федерация

ОБ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАДИЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ БЕРЕСТЫ ОБСКИХ УГРОВ

В статье рассматриваются устойчивые традиции технологии изготовления, способов декорирования изделий из бересты у малочисленных коренных народов Севера - хантов северной и восточной групп, проживающих на реках Обь, Иртыш и их притоках. Для художественной обработки ханты берут бересту светлую и темную, собранную в разное время года. Локальные группы хантов при изготовлении используют разные приемы формообразования и способы декорирования, сохраняя орнаментальную стилистику.

Ключевые слова: ханты; манси; обские угры; береста; утварь; посуда; форма; узор; скобление; роспись.

Народное искусство хантов, манси складывалось в течение длительных исторических этапов в гармонии с окружающей средой - среди рек, лесов и болот. Для аутентичных носителей - обских угров (ханты, манси) - произведения народного искусства являются атрибутом повседневной жизни и деятельности, непрерывным элементом духовной культуры, сохраняют свой этнический строй, питаются сакральным содержанием ритуалов, календарных праздников и обрядов.

Создание предметов быта либо ансамбля народного костюма было не случайным, а системно организованным, осуществлялось по определенным правилам. До настоящего време-

ни сохранены стилевые особенности в декоре и технологии изготовления изделий народов, проживающих на Оби, Иртыше и их притоках. Каждая из локальных групп хантов и манси привержена сохранению канонов, выражающих единое представление о красоте и мироустройстве.

Как в архаическом обществе, так и в современном мире для этносов, ведущих традиционный образ жизни, критерием узнаваемости изделия являлись определенные признаки созданных предметов. В первую очередь они должны были быть узнаваемы своим родом по мотиву, форме, материалу. Таким образом, народное искусство выражает в художественном

Берестяные коробки казымских хантов северной группы

(Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, р. Казым)

Birch bark boxes of the Kazym Khants of the northern group

(Khanty-Mansi Autonomous Okrug -Yugra, Kazym River)

виде образы совокупных исторических норм коллективного, мифологического мышления народов [3, с. 19]. Это способствовало формированию особенностей видов народного искусства с древних времен.

Самая маленькая вещь-образ конструировалась по законам большого пространства. Окружая себя вещами-образами, человек уподоблял себя их живому, осваивал мир, входя в особый духовный контакт с вещью, - это и есть факт формирования мировоззрения. Сакральный смысл привел к сложению определенных канонов, ставших со временем традициями, отвечающих этническим, психическим и ментальным особенностям каждого этноса.

Художественные традиции народов Севера, включающие в себя устойчивые образы и сюжеты, технические приемы и орнаментальность, тесно связаны с предметами материальной культуры - одеждой, посудой, утварью, оружием, жилищем, средствами передвижения, а также с предметами культа. Характерной особенностью культуры обских угров является то, что украшению многих изделий уделялось не меньше внимания и времени, чем их изготовлению. Традиционно считается, что такими вещами можно пользоваться лишь тогда, когда они декорированы. Художественные ремесла до сих пор существуют в форме домашних. От эпохи неолита до новой истории - все культурные слои просвечивают в народном искусстве, определяя художественные особенности, художественное лицо отдельных его видов.

Что считать культурной традицией в народном искусстве обских угров?

Ю.Б. Цетлин называет несколько признаков. Среди них выделение в изделиях тех черт, которые с наибольшей вероятностью осознаются носителями и пользователями вещей, при этом важно учитывать отношение выделяемых признаков к так называемой внутренней и внешней культуре. В самом общем виде технология изготовления любой вещи принадлежит к внутренней культуре, а их морфология, т.е. мотив и форма, - к внешней [5].

Так, в искусстве коренных жителей Севера мотивы животных, птиц, деревьев, следов зверей - постоянные, «регулярно повторяющиеся», что указывает на особый тип художественной структуры и одновременно на тип творческой структуры. Они (типы) и характеризуют общую культурную традицию.

Более устойчивые культурные традиции в регионе сохранились в сельской местности - на стойбищах, в национальных поселках; менее устойчивые традиции производственно-творческой деятельности - у людей, проживающих в условиях городской среды, имеющих интенсивные культурные контакты с носителями разных традиций.

Исторически сложилось, что предметы, регулярно используемые в быту, чаще всего изготавливались людьми из наиболее доступных материалов, например дерева, бересты, травы.

В традиционном сообществе родовые культурные традиции складывались в результате распространения вещи и предмета от того, кто изготовил вещь, до того, кто будет ею пользоваться. Причем для конкретной технологической задачи - конструктивного решения формы и мотивов в декорировании вещи - применялись только одни технологические приемы. Практически все необходимое производилось в каждой семье самостоятельно.

У обских угров, сохранивших в быту многие устои родовых отношений, художественный труд был разделен. Мужчины занимались деревом, металлом и костью, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели, изготавливали утварь из бересты. Изделия обменивались внутри рода или локальной группы. Разделение по гендерным признакам сохраняется и в настоящее время.

На примере художественной обработки бересты можно рассмотреть, что объединяет разные художественные явления, стилевые особенности, что определяет их как целостность.

Все локальные группы для изготовления бытовой утвари, посуды, колыбелей используют бересту (светлую и темную), сухожильную нить и инструменты (нож, игла).

Для всех групп хантов и северных манси характерным является работа с целым пластом бересты. Лишь для казымских хантов северной группы отличительным признаком является сшивание отдельных частей бересты в полосы при сборке изделия.

В изделиях из бересты наиболее многообразно и пластически-выразительно проявилось орнаментальное искусство обских угров. Это связано в первую очередь с древним способом нанесения изображения в технике процарапывания кончиком ножа по внутреннему охристо-коричневому фону бересты с последу-

Берестяная люлька казымских хантов северной группы

(Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, р. Казым)

Birch bark cradle of the Kazym Khants of the northern group

(Khanty-Mansi Autonomous Okrug -Yugra, Kazym river)

Берестяные коробки ваховских хантов восточной группы

(Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, р. Вах)

Birch bark boxes of the Vakhov Khanty of the eastern group

(Khanty-Mansi Autonomous

Okrug - Yugra, Vakh River)

Берестяные коробки ваховских хантов восточной группы

(Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, р. Вах)

Birch bark boxes of the Vakhov Khanty of the eastern group

(Khanty-Mansi Autonomous

Okrug - Yugra, Vakh River)

ющим выскабливанием узора. Простота и свобода исполнения, не скованная техническими сложностями, способствовала развитию криволинейного узора, стилизованных зоо- и орни-томорфных изображений, отличающихся пластической выразительностью. Графическая по характеру техника, близкая к рисунку, могла бы сравниться лишь с нанесением узора на ровдугу растительной краской с помощью палочки [4].

Для изделий берестяной утвари хантов, проживающих на Оби и р. Казым, характерны коробки с пришивным дном круглой, квадратной, подпря-моугольной формы. На Казыме боковые стенки берестяных коробок формируются из отдельных декоративных полос; дно и крышки - из цельного пласта. Небольшие изделия типа чаш, ковшей выполняются из цельного пласта. Сохраняется архаическая традиция орнаментации внутренней части чашеобразных сосудов. Сочетание геометрического бордюра по краям и стилизованной розетки в центре также выделяет форму прямоугольника либо круга. В композицию донца включаются полосы и зигзагообразные линии, обозначающие воды Мирового океана. Кузова, имеющие значительно большие размеры, орнаментируются на вертикальных боковых поверхностях и крышке более сложными розетками. Зонирование декора и семантика мотивов имеют общее с археологической керамикой эпохи энеолита. Для нижнеобских хантов изготовление коробок из бересты отличается от казым-ских: боковые детали выполняются из цельного материала, дно пришивается. У нижнеобских хантов для изделия с пришивным дном декор выполняется геометрическим прямолинейным орнаментом ленточного типа. Конструктивный ленточный узор подчеркивает форму изделия.

Одним из основных способов декорирования берестяной утвари обских угров является процарапывание как отдельный технический прием - линейное исполнение узора ножом на бересте. Этот прием входит составной частью в древнейший орнаментальный тип, выделенный на территории Сибири С.В. Ивановым (1952, 1961), - северосибирский, базирующийся на квадратно-прямоугольной композиции. Процарапывание и сегодня применяется мастерицами, но не как отдельный технический прием, а как начальный этап декоративной обработки перед выскабливанием. Также его применяют в комбинации с выскабливанием для выполнения

узких окаймляющих бордюров в виде параллельных вертикальных и наклонных полос [2].

Наиболее распространенный и повсеместно встречающийся способ декорирования - выскабливание на темной бересте. На предварительно намоченной бересте выскабливается промежуток между процарапанными контурами, получается золотистая ширококонтурная фигура на темном фоне. Узоры выполняют на глаз, без применения трафаретов и других приспособлений. В прошлом бересту для работы предварительно слегка коптили или держали над огнем до получения красно-коричневого оттенка и после смачивали для последующего выскребания. В настоящее время используют для декорирования осеннюю бересту, имеющую природный темный оттенок коричневого цвета [1].

Для изделий казымской бересты характерны орнаментальные композиции в виде стилизованных изображений розеток (часто криволинейных) или сочетание геометрических линейных узоров с розетками. Сохранена традиция орнаментации берестяных люлек северных манси и ханты. Узором покрывается вся поверхность люльки, зонированная в соответствии с конструкцией по определенным семантическим канонам. В верхней части дневной спинки, где находится голова ребенка, изображается «птица сна» - глухарка, связанная с одной из душ человека. Ниже на спинке - узор медведя, родового предка. В целом в декоре детских люлек, как и в предметах утвари, сочетается геометрический прямолинейный орнамент и стилизованные криволинейные изображения в виде розеток, имеющие локальные особенности.

У хантов восточной группы, проживающих на реках Вах, Васюган, для декора изделий из бересты характерен геометрический зеркально-симметричный узор, гармонично сбалансированный статикой и движением. Строгие зеркально-симметричные построения сменяются свободной разомкнутой композицией, ритмично разработанной конструктивными элементами. Ритм как главная основа орнамента получает свободу в соответствии с графической техникой исполнения и цельной горизонталью поверхности берестяных коробок. Свободный фон заполняется зигзагообразной ломаной линией с отростками, элементами растительного узора, придающими зигзагу криволинейность. Простейшие элементы декора - отростки - не только усиливают ритмику фона, но и подчер-

кивают естественный рисунок фактуры бересты с прожилками.

Для берестяных изделий хантов р. Аган характерен прием аппликации по зачерненной бересте. Этот способ применялся для декоративного украшения стенок, устья коробок, а также стенок крышек, имел вид горизонтального окаймляющего резного бордюра из треугольников, уголков, полос орнамента поверх зачерненной берестяной полосы. Узорная лента пришивалась нитью или (по Сирелиусу) прикреплялась при помощи маленьких деревянных шпилек [6, с. 8].

Берестяные изделия тромъеганских хантов восточной группы (р. Тромъеган и притоки) чаще встречаются «чистыми», т.е. без декора. Водонепроницаемые емкости (чаши, блюда, корыта) выполняются из цельного куска бересты с загнутыми по углам краями, восходят к первичным формам сосудов. Конструктивное построение изделий решается с помощью крепления прута, который придает жесткость конструкции, строгость и простоту форме. Коробки из бересты (боковая лента сшивается с днищем) -от небольших плоскодонных сосудов до средних и крупных кузовов. При декорировании используют процарапывание, выскабливание; узоры -бордюры геометрического линейного типа.

На реках Аган, Юган боковые части коробок выполняют из пихтовой коры, а крышки и дно -из бересты. Так, на р. Юган боковые стенки изделий расписывают сложным геометрическим линейным узором. Декор на стенках пихтовых коробок тот же, что и на берестяных: крупный горизонтальный бордюр во всю ширину с узким несложным узором по краям. По археологическим находкам, юганская геометрическая роспись близка узорам плетеных циновок, остяцкой вышивки, андроновских сосудов эпохи поздней бронзы. Красителем служат растительные отвары.

В конце ХХ века с появлением в регионе Центров ремесел и программ по сохранению традиций стало возможным больше популяризировать традиции народного искусства коренных жителей региона. Традиционное ремесло - не механическое подражание образцам прошлого. Они - не реликты прошлого, а живое творчество, связанное корнями непосредственно с культурными пластами истории народа, с селом, природой.

Можно заметить, что там, где стирается специфика творчества, где ломается преемственность традиции, распадаются целостности, растворяясь одна в другой, там происходит спад культуры, ослабление творческого потенциала, духовное обмельчание, ибо само развитие предполагает взаимодействие разного.

Литература

1. Бубновене, О.Д., Богордаева, А.А. Казымская береста : методическое пособие / учрежд. Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел». - Ханты-Мансийск, 2008. - 12 с.

2. Иванов, С.В. Орнамент // Историко-этнографиче-ский атлас Сибири. - Москва : Ленинград, 1961. - С. 369-434.

3. Кошаев, В.Б., Бубновене, О.Д., Бундин, Ю.И. Тезаурус художественной культуры: научная концепция конгресса, глоссарий: III Международный конгресс «Традиционная художественная культура: фундаментальные исследования народного искусства»,

Коробки юганских хантов восточной группы

(Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, р. Юган)

Boxes of the Yugan Khants of the Eastern group

(Khanty-Mansi Autonomous Okrug -Yugra, Yugan river)

kongressa, glossarij [Thesaurus of art culture: a scientific concept of the congress, glossary]. III Mezhdunarodnyj kongress "Tradicionnaya hudozhestvennaya kul'tura: fundamental'nye issledovaniya narodnogo iskusstva", 2325 Oktober 2017. Moscow, Hanty-Mansiysk, 2017, 31 p.

4. Ryndina O. M. Ocherki kul'turogeneza narodov Zapadnoj Sibiri [The essays on a cultural genesis of the peoples of the Western Siberia]. Ed. N. V. Lukina, Tomsk State University, V. 3, Ornament. Tomsk, 1995, 639 p.

5. Cetlin Yu. B. Veshch' kak istoricheskij istochnik [An item as a historical source]. Igor' Gennad'evich Glushkov: selected articles. Ed. V. I. Molodin, N. V. Konoplina, T.N. Glushkova, chapter 3. Surgut, Surgut State Pedagogical Institute, 2012, pp. 23-31.

6. Chernecov V. N. Ornament lentochnogo tipa u obskih ugrov [A tape ornament type of the Ob Ugrians]. Soviet ethnography. Moscow, 1948, no. 1, pp. 139-152.

Об авторе

Бубновене Ольга Дмитриевна - директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», Ханты-Мансийск E-mail: bubnovene@mail.ru

Bubnovene Olga Dmitrievna

Director of the Budgetary Institution of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra "Center of Folk Arts and Crafts", Khanty-Mansiysk

<Берестяные коробки аганских хантов восточной группы (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, р. Аган)

Birch bark boxes of the Agan Khanty of the eastern group

(Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, Agan River)

23-25 октября 2017 г. - Москва : Ханты-Мансийск, 2017. - 31 с.

4. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири / под общ. ред. Н.В. Лукиной ; Том. гос. ун-т. - Т. 3. Орнамент / О.М. Рындина. - Томск, 1995. - 639 с.

5. Цетлин, Ю.Б. Вещь как исторический источник // Игорь Геннадьевич Глушков: сборник избранных статей / редкол.: В.И. Молодин, Н.В. Коноплина, Т.Н. Глушкова. - Ч. 3. - Сургут : Сургутский гос. пед. ун-т, 2012. С. 23-31.

6. Чернецов, В.Н. Орнамент ленточного типа у обских угров // Советская этнография. - Москва, 1948. - № 1. - С. 139-152.

References

1. Bubnovene O. D., Bogordaeva A. A. Kazymskaya beresta: metodicheskoe posobie [Kazymsk birch bark: a methodological guide]. Hanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra "Center of Folk Arts and Crafts". Hanty-Mansiysk, 2008, 12 p.

2. Ivanov S. V. Ornament [An ornament]. Historical and ethnographical atlas of the Siberia. Moscow, Leningrad, 1961, pp. 369-434.

3. Koshaev V. B., Bubnovene O. D., Bundin Yu. I. Tezaurus hudozhestvennoj kul'tury: nauchnaya koncepciya

Берестяные коробки тромъеганских хантов восточной группы

(Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, р. Тромъеган)

Birch bark boxes of the Tromegan Khants of the eastern group

(Khanty-Mansi Autonomous Okrug -Yugra, Tromegan River)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.