Научная статья на тему 'ТРАВЯНЫЕ КОВРЫ ОБСКИХ УГРОВ'

ТРАВЯНЫЕ КОВРЫ ОБСКИХ УГРОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
751
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИНОВКИ / ПЛЕТЕНИЕ / ТРАДИЦИИ ЮГРЫ / ХАНТЫ И МАНСИ / РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕМЕСЕЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бубновене Ольга Дмитриевна, Харитонова Алла Сергеевна, Илауски Ксения Евгеньевна, Шестакова Лариса Владимировна

У коренных народов Севера хантов, манси циновки, ковры из разнотравья имеют историю и большое значение в традиционном укладе жизни. Циновка, или травяной ковер, как называют ханты, - плетеное полотно из ивовых прутьев, озерных и болотных трав ситника, рогоза, камыша, осоки, тростника. В этнографических материалах выделено три варианта технологии изготовления циновок: пучковая, сшивная и плетеная на станке. Они сохранились до настоящего времени, но у разных локальных групп обских угров имеют некоторые отличия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRASS CARPETS OF THE OB UGRIANS

Mats and carpets made out of various grasses have a history and great importance in the traditional way of life ofkhanty and mansi - the indigenous peoples of the North. A mat or a grass carpet as the khanty people call it is a woven fabric made out of willow twigs, lake and marsh grasses ofsitnik, cattail, sedge, and reeds. According to the ethnographic materials, three variants of the mat manufacturing technology are distinguished: beam, sewn and woven on the machine. They have survived ever since, but they have some distinct features among different local groups of the Ob Ugric peoples.

Текст научной работы на тему «ТРАВЯНЫЕ КОВРЫ ОБСКИХ УГРОВ»

УДК 7.031.2

О. Д. Бубновене А. С. Харитонова К. Е. Илауски

Центр народных художественных промыслов и ремесел Ханты-Мансийск, Россия

Л. В. Шестакова

Центр народных художественных промыслов и ремесел Урай, Россия

ТРАВЯНЫЕ КОВРЫ ОБСКИХ УГРОВ

У коренных народов Севера хантов, манси циновки, ковры из разнотравья имеют историю и большое значение в традиционном укладе жизни. Циновка, или травяной ковер, как называют ханты, - плетеное полотно из ивовых прутьев, озерных и болотных трав ситника, рогоза, камыша, осоки, тростника. В этнографических материалах выделено три варианта технологии изготовления циновок: пучковая, сшивная и плетеная на станке. Они сохранились до настоящего времени, но у разных локальных групп обских угров имеют некоторые отличия.

Ключевые слова: циновки; плетение; традиции Югры; ханты и манси; реконструкция ремесел.

В традиционном укладе жизни коренных народов Севера хантов, манси циновки, ковры из разнотравья имеют большое значение. Стремясь сделать свое жилище теплым и уютным, они обустраивали его, используя подручные материалы, растительное сырье. Многообразие флоры делают Югру островком умиротворения и нетронутой человеком природной красоты: болотистые участки и торфяники чередуются с лесными массивами, в поймах рек - луговая растительность.

Циновка, или травяной ковер, как его называют ханты, - плетеное полотно из ивовых прутьев, озерных и болотных трав: ситника, рогоза, камыша, осоки, тростни-

ка. Универсального определения понятия циновок не существует. В одних словарях циновка трактуется как полотно - плетеная рогожа из лыка, соломы, камыша, тростника, рогоза, сученых мочал и др., в других - как плетеная подстилка или плетенка.

В зимниках1 циновки клали на нары2, на которых северные народы сидели, спали, ели. Ими занавешивали стены, а в жару закрывали от солнца окна и стены летних шалашей.

Ханты чаще всего использовали циновки для утепления спальных мест. На территории Сургутского района восточные ханты на землю стелили циновку из ивовых

прутьев варастахар, юхтахар3 затем из камыша, а потом оленьи шкуры [3]. Такое наслоение являлось дополнительной защитой от влаги и холода.

Северные ханты не плели циновки, а меняли их на мех у восточных хантов. В бревенчатых домиках циновки использовали в качестве ковров. Иногда циновками прикрывали различные припасы или использовали вместо скатерти на стол. Во временных постройках кочевые ханты использовали циновки из травы вейника4, связанной пучками. Такие циновки использовались оленеводами, охотниками, рыбаками, выезжающими в летний период на промысел. Доступность растительного материала и легкость работы с ним объясняет широкое распространение циновок в быту народов ханты. Известный финский ученый УТ. Сирелиус в научных трудах писал, что инструменты для изготовления циновок просты, а изделия совершенны [6].

Плетение как ремесло имеет давнюю историю, и возникло оно раньше гончарного дела, металло- и деревообработки. Оно уходит своими корнями в эпоху камня. Можно предположить, что первыми волокнами, которые использовал человек, были растения и кожа животных, рыб. После камня, дерева и кости волокно (растительное и животное) стало четвертым веществом (предметом), без которого не обходилось общество в древние времена.

Орудия для рыболовства и охоты, корзины, короба, посуду люди плели из разных растительных материалов: корней кедра, гибких веток, лыка, соломы, дикорастущих культурных злаков и трав, а также умели вить веревки, из которых плели пояса и полотна - ковры. В быт древних людей вошли подстилки, подушки, циновки, дверные и постельные пологи и стали украшать жилище.

В этнографических материалах выделено три варианта технологии изготовления циновок: пучковая, сшивная и плетеная на станке [5, с. 98]. Они сохранились до настоящего времени, но у разных локальных групп обских угров имеют некоторые отличия.

Пучковую циновку плетут из ОСОКИ или Циновки. камыша5 на станке. Специальным приспо- Центр ремесел соблением для разделения травы (дощечка с отверстиями) отмеряют пучки осоки с камышом, чтобы они были одинаковой толщины и плотности. Приготовленный и отмеренный пучок травы укладывают на станок и переплетают нитями шпагата, висящими на станке. Когда плетеное полотно достигнет желаемого размера, парные нити связывают между собой.

Циновку из ивового прута плетут аналогично, только сырьем является прут, который укладывают вдоль станка и переплетают парными нитями, меняя их местами. На следующий ряд укладывают очередную ветку прута и приплетают его к предыдущему.

Прямоугольная циновка.

Из коллекции Центра ремесел

шшштШ

Таким образом плетут циновку желаемой длины и ширины. Циновки часто применяют в экспозиции, в зависимости от видов ивы прут имеет различный окрас: от красного до различных тонов умбры. Плетеные ковры хорошо сочетаются с керамикой, вышивкой, изделиями из бересты, дерева и др.

Технология изготовления сшивных циновок была очень проста. Из ситника плели полосы шириной от 4 до 6 см диагональным способом, которые потом сшивали между собой сухожильными нитями в виде прямоугольника. Ширина таких циновок была более двух метров, а длина достигала одного метра. Иногда края изделия обшивали кожей налима, выкрашенной в красный цвет пихтовым отваром или плотной тканью. Сплетенные из травы, камыша, рогоза циновки были прямоугольной и круглой формы.

В плетении полос каждый пучок стеблей переплетался от краев с правой и левой стороны к центру техникой диагонального плетения. Иногда широкие полосы были узорными из окрашенных волокон.

Ковры изготавливали и из узких косичек. Заранее плели длинные косички и ленты, затем их сшивали сухожильными нитями, укладывая по кругу или в прямоугольную форму.

Этнографы отметили сходство плетения таких циновок с якутскими. По внешнему виду и технике изготовления они ничем не

отличались. Плели длинные косы из трех стеблей и более, укладывали их в форме круга или зигзагообразно в форме прямоугольника и сшивали между собой нитями из конского волоса. Такие же способы плетения циновок известны у хакасов и шорцев [1].

Циновки, плетенные на станке, чаще всего можно встретить на реках Юган, Салым, а также в Березовском районе [7]. Станок представлял собой две жерди, вкопанные в землю, на которых лежал ствол дерева диаметром около 8-10 см. Длина ствола выбиралась в зависимости от желаемой ширины циновки - от полутора до двух метров. На стволе делали надрезы шириной 5-7 см. В каждую прорезь навешивали веревки, попарно намотанные на березовые чурбачки, которые также выполняли функцию грузиков. На ствол укладывали камыш и переплетали веревками, меняя их местами. Плетение циновки на станке могло быть разным: либо косички, сплетенные из трех пучков камыша, переплетались нитями, либо перекрученные стебли камыша, либо ровные [8, с. 90-91]. Также в циновке могли чередоваться ровные полосы камыша с широкими или тонкими косичками, что придавало изделию ритмичность, разнообразие фактур и цветовых пятен. Края циновки обшивали полосками ткани для прочности.

Кроме хантов, плетение циновок и ковров из растений было широко распространено на территории Приамурья и Сахалина у нанайцев, нивхов и айнов. Простейшие виды циновок этих народов по технике плетения и сам станок ничем не отличались от хантыйских [1].

Ханты, проживающие на территории рек Большой и Малый Юган, Тромъеган, начинали плести с «головы» плетеными косами из болотных трав широкую окантовку вокруг всего полотна [2]. Это придавало законченный вид изделию. Так как ханты использовали циновки для утепления спальных мест, то такая циновка имела вид большого прямоугольного полотна, соответствующего росту человека, и была выполнена из травы пырея или тростника, который является более доступным и

распространенным материалом для хантов восточной группы. Плетение с «головы» подразумевало начало плетения циновки, а расположение стеблей в определенном порядке задавало правильный ритм плетения, в результате которого и получалась широкая декоративная полоса из плетеного канта [2]. Циновку плели на станке, способом ручного соединения стеблей. Использование нескольких приемов плетения в одном изделии представляет в настоящее время большую редкость в связи с тем, что утрачены навыки плетения диагональным способом.

Обские угры на циновках выплетали декорированные простые геометрические узоры: они монохромны, отличаются простотой своих форм и строго геометрическим характером. Орнамент на циновках получали путем вплетения лыка или крашеной травы. На реках Васьюган, Вах и Юган орнаментированные циновки чаще изготавливали на станке. Траву окрашивали багульником или корой тальника. Лыко снимали из-под слоя коры, а затем выдерживали в земле, пока оно не почернеет и не станет мягким. В некоторых районах проживания восточных ханты лыко предварительно вымачивали дочерна в болотной воде. Орнамент представлял собой сетку из простых геометрических фигур: квадраты, ромбы. Орнаментированные циновки в настоящее время не сохранились [1].

В археологических материалах на Ямале, святилище Усть-Полуй в вечной мерзлоте сохранились фрагменты циновок, плетенные из рогоза с меандровым узором (I в. до н. э. -1 в. н.э.) [4]. По фрагментам художники Центра народных художественных промыслов и ремесел восстановили плетеные ковры с «елочным» монохромным и двуцветным меандровым орнаментом.

Аналогичные сложные узоры встречаются на керамических сосудах эпохи бронзы, в меховой мозаике, вышитой одежде остяков, вогулов (ханты, манси).

Художники Центра ремесел по археологическим и этнографическим материалам восстановили утраченные технологии изготовления циновок, представив результат

своего исследования/реконструкции на экс- Станок для позиции передвижного художественного плетения циновок. проекта «Нить. Символ. Человек», состояв- Центр ремесел шегося осенью 2020 года. Зрители - жители и гости Югры - познакомились с циновками, сплетенными различными приемами: диагональным плетением, комбинированным, соединяющим в одном изделии несколько приемов плетения, сшивным, орнаментальным. Минималистическая красота изделий, рифмующаяся с современным интерьером, экологичность и доступность материала возвратили интерес к этому незаслуженно забытому ремеслу и традициям региона.

Примечания

1. Зимник - зимнее жилище, прямоугольные или пирамидальные срубленные дома из сосны, часто с земляной крышей, построенные в лесу.

2. Нары - дощатый настил на некотором возвышении от пола, идущий в зимниках вдоль стен, место для сна, сидения, еды.

3. В каждой локальной группе обских угров свое слово обозначало циновку: нории, нарва, нарвапам, йеган, йакан, йеменки, сапта. Восточные ханты, живущие на территории Сургутского района, называют циновку тахар, это слово общее с татарским названием ковра и монгольским словом таар, обозначающим грубый ковер. По мнению исследователей, обские угры научились плести циновки у татар. Во всяком случае, не исключено заимствование ими циновок от тобольских татар, а в домонгольское время, возможно, и от других европеоидных и монголоидных племен, с которыми соседствовали угорские племена [1, с. 70].

4. Вейник (лат. Calamagrostis) - многолетнее травянистое растение семейства Злаки, растет в обоих полушариях. Насчитывается около пятидесяти видов вейника в России и на сопредельных террито-

риях. Ситник (лат. Juncus, от связывать, соединять или сплетать) - крупный род цветковых растений семейства Ситниковые (Juncaceae). Упоминается у Вергилия и других древнеримских авторов. Служил для плетения циновок, корзин и других изделий. Растет преимущественно в Северном полушарии, в сырых местах - от тундры до тропиков. Многие виды ситника выращиваются в качестве декоративных растений. Ситник развесистый японцы из-за его прочной на износ соломы используют для плетения внешней оболочки татами.

5. Камыш (лат. Scirpus) - род многолетних и однолетних прибрежно-водных растений семейства Осоковые. Может вырасти до 4-5 метров в высоту. Часто камышом ошибочно называют рогоз и осоку, хотя эти растения принадлежат другим семействам. Распространен по всему земному шару. Камыш используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, циновок, ковриков, а также для декоративной отделки плетеных изделий из лозы. Чтобы получить зеленый цвет, камыш срезают в июле, красивый желтый - в конце августа или начале сентября.

Литература

1. Иванов, C.B. Орнамент народов Сибири как исторический источник: по материалам XIX - начала XX вв. Народы Севера и Дальнего Востока. -Москва : Ленинград, 1963. - 500 с.

2. Карчина, В.В. Специфика традиционного ремесла - плетение циновки восточных ханты // Современные тенденции развития науки и технологий : мат-лы XIX Международной научно-практической конференции, г. Белгород, 31 октября 2016 г. - Белгород, 2016. - № 10. - Ч. 5. - С. 134-137.

3. Кулемзин, В.М., Лукина, Н. В. Знакомьтесь: ханты. - Новосибирск, 1992. - 134 с.

4. Могрицкая, В.Ю. Орнаментированные берестяные изделия древнего святилища Усть-Полуй (I

Циновки. в- Д° н-э- - I в. н.э.) // Археология и история Севе-

Цечтр ремесел ро-Западной Сибири. Материалы и исследования

по истории Северо-Западной Сибири. - Вып. VI. -Нефтеюганск : Екатеринбург, 2017. - С. 127-156.

5. Попов, A.A. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX и первой четверти XX столетия // Сборник музея антропологии и этнографии. - Т. XVI. - 1955.-С. 41-146.

6. Сирелиус, УТ. Путешествие к хантам. - Томск, 2001. - 342 с.

7. Тахтуева, A.M. Материальная культура юган-ских ханты. - Сургут, 1993. - 80 с.

8. Шатилов, М.Б. Ваховские остяки: Этнограф, очерки. - Тюмень, 2000. - 285 с.

Об авторах

Бубновене Ольга Дмитриевна - искусствовед, заслуженный деятель культуры Югры, художник, директор Центра народных художественных промыслов и ремесел, г. Ханты-Мансийск

E-mail: bubnovene@mail.ru

Харитонова Алла Сергеевна - культуролог, куратор, сотрудник Центра народных художественных промыслов и ремесел, г. Ханты-Мансийск

E-mail: alladi@inbox.ru

Илауски Ксения Евгеньевна - искусствовед, заместитель директора Центра народных художественных промыслов и ремесел, г. Ханты-Мансийск

E-mail: ilauskike@gmail.com

Шестакова Лариса Владимировна - художник, сотрудник филиала Центра народных художественных промыслов и ремесел, г. Урай

E-mail: Shestakovalv81@mail.ru

GRASS CARPETS OF THE OB UGRIANS

Bubnovene Olga Dmitrievna

Art critic; Honored Worker of Culture of Ugra; artist; director of the Center for Folk Arts and Crafts, Khanty-Mansiysk

Abstract: Mats and carpets made out of various grasses have a history and great importance in the traditional way of life ofkhanty and mansi - the indigenous peoples of the North. A mat or a grass carpet as the khanty people call it is a woven fabric made out of willow twigs, lake and marsh grasses ofsitnik, cattail, sedge, and reeds. According to the ethnographic materials, three variants of the mat manufacturing technology are distinguished: beam, sewn and woven on the machine. They have survived ever since, but they have some distinct features among different local groups of the Ob Ugric peoples.

Keywords: mats; weaving; traditions of Ugra; khanty and mansi; reconstruction of crafts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.