Научная статья на тему 'ОБ УСЛОВИЯХ И ПРИЧИНАХ ОТСТАВКИ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ МИХАИЛА ТАРИЕЛОВИЧА ЛОРИС-МЕЛИКОВА'

ОБ УСЛОВИЯХ И ПРИЧИНАХ ОТСТАВКИ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ МИХАИЛА ТАРИЕЛОВИЧА ЛОРИС-МЕЛИКОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
980
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР / МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОГРАММА РЕФОРМ / КОНСТИТУЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО / ЗАКОНОСОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / ЗЕМСКИЕ ЛИБЕРАЛЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ / STATE / RUSSIAN EMPIRE / EMPEROR / MINISTER OF INTERNAL AFFAIRS / PROGRAM OF REFORMS / CONSTITUTIONAL SYSTEM / LAW-MAKING COMMISSIONS / ZEMSTVO LIBERALS / PUBLIC FORCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведев Юрий Васильевич, Притченко Екатерина Григорьевна

В статье на основе анализа научной литературы и законодательства Российской Империи исследованы условия и причины отставки Министра внутренних дел Российской Империи М.Т Лорис-Меликова. Авторами сформулировано несколько суждений: Государь Император Александр Александрович (Александр III) и его окружение не смогли объективно оценить деятельность М.Т. Лорис-Меликова; отказ от реализации проекта и, следовательно, программы продолжения реформ стал основной причиной отставки Министра внутренних дел Российской Империи и его сторонников; обвинение в плохой организации безопасности Государя Императора Александра Николаевича (Александра II), а по сути, в его гибели сделало неизбежным уход М.Т. Лорис-Меликова из правительства; либералы не имели значительного влияния в правительственных кругах и в политической жизни Российской Империи, их поддержка не могла иметь решающего значения; в Российской Империи общество, несмотря на активное обсуждение проекта, было поляризированно и расколото, чтобы поддержать предложенную М.Т. Лорис-Меликовым программу реформ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CONDITIONS AND REASONS OF RESIGNATION OF THE MINISTER OF INTERNAL AFFAIRS RUSSIAN EMPIRE MIKHAIL TARIELOVICH LORIS-MELIKOV

In the article on the basis of the analysis of scientific literature and legislation of the Russian Empire the conditions and reasons of resignation of the Minister of internal Affairs of the Russian Empire M. T Loris-Melikov are investigated. The authors have formulated some indications: Sovereign Emperor Alexander Alexandrovich (Alexander III) and his entourage could not objectively assess the activities of M.T. Loris-Melikov; refusal to implement the project and, consequently, the program of continuing reforms became the main reason for the resignation of the Minister of internal Affairs of the RI and his supporters; accusation of poor organization of the security of the Emperor Alexander Nikolaevich (Alexander II), and in fact - in his death - made inevitable the departure of M. T Loris-Melikov from the government; liberals had no significant influence in government circles and in the political life of the Russian Empire. their support could not be decisive; in the Russian Empire society, despite the active discussion of the project, was polarized and split to support the proposed program of reforms by M.T. Loris-Melikov

Текст научной работы на тему «ОБ УСЛОВИЯХ И ПРИЧИНАХ ОТСТАВКИ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ МИХАИЛА ТАРИЕЛОВИЧА ЛОРИС-МЕЛИКОВА»

МЕДВЕДЕВ Юрий Васильевич,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, теории государства и права

и конституционного права Липецкого государственного технического университета

e-mail: medvedev1748@mail.ru

ПРИТЧЕНКО Екатерина Григорьевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, теории государства и права

и конституционного права Липецкого государственного технического университета

e-mail: kaf-hist-lgtu-15@yandex.ru

07.00.02 — Отечественная история

ОБ УСЛОВИЯХ И ПРИЧИНАХ ОТСТАВКИ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ МИХАИЛА ТАРИЕЛОВИЧА ЛОРИС-МЕЛИКОВА

Аннотация. В статье на основе анализа научной литературы и законодательства Российской Империи исследованы условия и причины отставки Министра внутренних дел Российской Империи М.Т. Лорис-Меликова. Авторами сформулировано несколько суждений: Государь Император Александр Александрович (Александр III) и его окружение не смогли объективно оценить деятельность М.Т. Лорис-Меликова; отказ от реализации проекта и, следовательно, программы продолжения реформ стал основной причиной отставки Министра внутренних дел Российской Империи и его сторонников; обвинение в плохой организации безопасности Государя Императора Александра Николаевича (Александра II), а по сути, в его гибели сделало неизбежным уход М.Т. Лорис-Меликова из правительства; либералы не имели значительного влияния в правительственных кругах и в политической жизни Российской Империи, их поддержка не могла иметь решающего значения; в Российской Империи общество, несмотря на активное обсуждение проекта, было поляризированно и расколото, чтобы поддержать предложенную М.Т. Лорис-Меликовым программу реформ.

Ключевые слова: государство, Российская Империя, Государь Император, Министр внутренних дел, программа реформ, конституционное устройство, законосовещательные комиссии, земские либералы, общественные силы.

MEDVEDEV Yury Vasilevich,

candidate of historical Sciences, associateProfessor, Department of history, theory of state and law and Constitutional Law,

Lipetsk state technical University

PRITCHENKO E.G.,

candidate of historical Sciences, associate Professor, Department of history, theory of state and law and Constitutional Law,

Lipetsk state technical University

ON CONDITIONS AND REASONS OF RESIGNATION OF THE MINISTER OF INTERNAL AFFAIRS RUSSIAN EMPIRE MIKHAIL

TARIELOVICH LORIS-MELIKOV

Annotation. In the article on the basis of the analysis of scientific literature and legislation of the Russian Empire the conditions and reasons of resignation of the Minister of internal Affairs of the Russian Empire M. T. Loris-Melikov are investigated. The authors have formulated some indications: Sovereign Emperor Alexander Alexandrovich (Alexander III) and his entourage could not objectively

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

assess the activities of M.T. Loris-Melikov; refusal to implement the project and, consequently, the program of continuing reforms became the main reason for the resignation of the Minister of internal Affairs of the RI and his supporters; accusation of poor organization of the security of the Emperor Alexander Nikolaevich (Alexander II), and in fact - in his death - made inevitable the departure of M. T. Loris-Melikov from the government; liberals had no significant influence in government circles and in the political life of the Russian Empire. their support could not be decisive; in the Russian Empire society, despite the active discussion of the project, was polarized and split to support the proposed program of reforms by M.T. Loris-Melikov.

Keywords: state, the Russian Empire, the Emperor, the Minister of internal Affairs, the program of reforms, the constitutional system, law-making commissions, Zemstvo liberals, public forces.

Предметом данной статьи являются условия и причины отставки Министра внутренних дел Российской Империи Михаила Тариеловича Лорис-Мели-кова.

Имя графа Михаила Тариеловича Лорис-Меликова заслуженно вошло в историю Российской Империи [1; 2]. Выходец из армянского дворянского рода он получил хорошее образование и рано был привлечен к военной службе, а затем и к административной работе.

Участник Кавказкой, Крымской и Русско-турецкой (1877-1878 гг.) войн М.Т. Лорис-Меликов за мужество и военный талант был награжден дважды золотой саблей «За храбрость», орденом Святой Анны всех степеней, орденом Станислава I степени, орденом Святого Владимира всех четырех степеней, орденом Святого Александра Невского с алмазными знаками, орденом Святого Георгия 2 и 3 степеней, орденом Белого Орла, орденом Святого Андрея Первозванного. В 1875 г. он был произведен в генералы от кавалерии, а в 1878 г.- получил потомственное графское достоинство.

В 60-е годы он был назначен военным начальником Южного Дагестана и Дербентским градоначальником, в 1863 г. - начальником Терской области, в 1879 г. - временным Астраханским, Саратовским и Самарским генерал-губернатором на время борьбы с эпидемией чумы в Ветлянке Астраханской губернии, с прекращением эпидемии временным генерал-губернатором Харьковской губернии. На административной работе он проявлял энергию, находчивость и «неудержимую решимость»[3]и благодаря мужеству и таланту добился доверия и уважения со стороны местного населения.

Незаурядные способности привели М.Т. Лорис-Меликова на вершину политического олимпа Российской Империи. После победы Российской Империи в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Государь Император Александр Николаевич (Александр II) назначил его в начале 1880 г. главой Верховной распорядительной комиссии по работе с терроризмом и временным начальником Шотделения Собственной Его

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

Императорского Величества канцелярии, фактически наделив диктаторскими полномочиями.

Своей основной задачей Лорис-Меликов считал усиление репрессий по отношению к революционерам, для чего предполагал объединить полицейские и судебные органы, чтобы ускорить производство дел по политическим преступлениям и совершенствовать систему административной ссылки и политического надзора. Одновременно он представил Государю Императору программу усовершенствования административной системы государства и усиления социально-экономической политики, так как видел необходимость в дополнении репрессивных мер мерами организационными, предупреждающими рост революционных настроений в обществе. Летом 1880 г. он поставил вопрос о роспуске Верховной распределительной комиссии, которая была закрыта 6 августа, а М.Т. Лорис-Меликов в этот день был назначен Министром внутренних дел Российской Империи.

В докладе Государю Императору28 января 1881 г.он предложил создать для разработки широкой программы внутренних реформ комиссии по подготовке законопроектов, включив в их состав представителей земств[4; 5]. Понимая невозможность подавить террор и обеспечить управление страной старыми методами, он считал необходимыми привлечь к этой работе «общественные силы»[6].

Этот проект современники назвали конституцией Лорис-Меликова, а его деятельность на посту Министра внутренних дел «диктатурой сердца». Михаил Тариелович не возражал против последнего определения[7], но свой проект не считал конституцией.

Разработанные в 1половине XIX в. конституционные проекты М.М. Сперанского (1809 г.) и H.H. Новосельцева (1820 г.), декабристов, либералов, революционных демократов выдвигали на первый план вопрос о необходимости создания парламента и введения конституции в Российской Империи [8].

Эволюционный путь развития государства требовал логического завершения великих

реформ 60-70-х годов Х1Хв., однако размах революционного движения приостанавливал замыслы реформаторов[9].

В таких условиях именно проект М.Т. Лорис-Меликова, не обостряя политической обстановки в государстве, отвечал запросам времени.

Он предлагал создать две временные комиссии для подготовки законопроектов по финансовым вопросам и местному управлению и общую законосовещательную комиссию. В эти комиссии должны были войти чиновники и выборные депутаты, избираемые губернскими земскими собраниями (по два от губернии) и городскими думами (от крупных городов).

Административно-хозяйственная комиссия для подготовки законопроектов по вопросам местного управления предназначалась для общих административных преобразований: а) реорганизация местного губернского управления и точное определение объема его прав и обязанностей, а также приведение административных учреждений в надлежащее соответствие с судебными и общественными учреждениями и потребностями управления; б) восполнение законодательства вследствие отмены крепостничества, исходя из возникших в связи с этим потребностей крестьянского населения; в) выявление способов прекращения существующих ранее обязательных отношений бывших крепостных крестьян к своим помещикам в целях облегчения выкупных крестьянских платежей в тех местностях, где опыт указал на крайнюю их обременительность; г) приведение в соответствие с действующим законодательством земского и городового положений; д) организация продовольственных запасов и системы народного продовольствия в целом; е) организация мер к охранению скотоводства.

Финансовая комиссия должна была рассматривать в основном паспортный и податный вопросы. Решения по ним вносились в доклад, который предварительно рассматривало Министерство внутренних дел, после чего все материалы передавались на рассмотрение Государю Императору.

Составленные подготовительными комиссиями законопроекты должны были вноситься на обсуждение общей комиссии и экспертов. Комиссия получала право заниматься только теми вопросами, которые были предоставлены к ее рассмотрению. Состав общей комиссии зависел от решения императора.

Эксперты должны были избираться земскими учреждениями по два представителя от каждого земства. Так же предоставлялось право крупным городам выбирать своих двух предста-

вителей. В местностях, в которых не были введены учреждения земского или городского самоуправления, предполагалось приглашать двух представителей местного общества по выбору власти. М.Т. Лорис-Меликов предполагал предоставить земствам право выбирать своих выборных из местных людей, знакомых с положением и обстоятельствами обсуждаемых вопросов. Таким образом, допускалось участие местной интеллигенции, что расширяло, несомненно, социальную базу общественных сил, привлекаемых к работе в комиссиях.

Разработанные общей комиссией законопроекты далее передавались на рассмотрение в Государственный Совет, в состав которого должны были входить 10-15 выборных лиц -представителей общественного мнения. Работа подготовительных и общей комиссий должна была иметь совещательное значение и не меняла общую систему порядка возбуждения законодательных вопросов и их рассмотрения в Государственном Совете.

По мнению В.Р. Давтяна[10], комплекс разработанных М.Т. Лорис-Меликовым реформ можно условно разделить на четыре блока: политические нововведения, касающиеся народного представительства и повышения роли земства в управлении Российской Империи; меры экономического и финансового характера, призванные повысить благосостояние народа, прежде всего крестьян; совершенствование системы народного просвещения; некоторое ослабление цензурных ограничений для средств массовой информации.

Проект Лорис-Меликова не вводил в Российской Империи европейское парламентское конституционное устройство, и он сам опровергал слухи, что стремится ввести его. Он предлагал, как можно и необходимо установить правильный обмен мыслей между обществом и правительством.

Доктор H.A. Белоголовый в своих «Воспоминаниях» писал, что Михаил Тариелович видел в своем назначении на пост главного начальника верховой распорядительной комиссии не полицейскую диктатуру, а заботы об «увенчании задания» Государя Императора Александра Николаевича (Александра Второго) дальнейшим развитием государственных реформ[11].

Император одобрил план создания подготовительных комиссий и назначил обсуждение вопроса об опубликовании правительственного сообщения об открытии комиссий на 4 марта 1881 г. на заседании особого совещания в Зимнем дворце. После убийства Государя Императора Александра Николаевича 1 марта 1881 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

народовольцами отношение к проекту М.Т. Лорис-Меликова изменилось.

Министр внутренних дел, а по статусу фактически глава правительства писал новому Государю Императору в докладной записке 6 марта 1881 г., что цель правительства состоит в образовании в ближайшем бедующем такого законодательного органа, который не стесняя верховной власти «давал бы ей возможность узнавать о положении в стране не из мертвых донесений, а из живого обмена администрации и обще-ства»[12].

Государь Император Александр Александрович (Александр Ш)некоторое время колебался, но на обсуждении 8 марта 1881 г. поддержал противников Лорис-Меликова С.Г. Строганова и К.П. Победоносцева. При этом К.П. Победоносцев обвинил Михаила Тариеловича в плохой организации охраны Государя Императора Александра Николаевича (Александра II). Граф С.Г. Строганов прямо заявил, что этот проект ведет «прямо к конституции»[13].

К такому же выводу пришел Министр финансов С.Ю. Витте. В записке «Самодержавие и земство» 1899 г., он писал, что все понимали; раз правительство решило завершить земскую реформу, то значит оно решило дать конститу-цию[14].

После опубликования 29 апреля Манифеста о незыблемости самодержавия, написанного К.П. Победоносцевым при участии М.Н. Каткова, Лорис-Меликов подал прошение Государю Императору о своей отставке с поста Министра внутренних дел Российской Империи.

29 мая М.Т. Лорис-Меликов был уволен в бессрочный отпуск с правом присутствовать в Государственном Совете, когда позволит здоровье.

Проект Лорис-Меликова вызвал большой резонанс и широко обсуждался представителями общества Российской Империи. Представители либеральных кругов активно поддерживали предложения министра, консерваторы сразу резко выступили против них.

Монархист Л.А Тихомиров в работе «Конституционалисты в эпоху 1881 года»[15]подчер-кивал, что либеральные реформы вели к ограничению самодержавия и созданию конституционного строя и упрекал Лорис-Меликова в поддержке «политиканствующей интеллигенции», которая захватив «роль представительства якобы народной воли», нанесла бы этим смертельный удар монархии, так как народ, судя по опыту конституционной Европы, не способен держать в своих руках избранных им представителей и стал бы игрушкой в ее руках.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

Редакция газеты «Московские ведомости», во главе которой стоял известный консерватор М.Н. Катков, опубликовал ряд статей, резко осуждавших Министра внутренних дели его предложения, с воодушевлением отметила, что преступным мечтам либералов был положен конец, так как самодержавную власть отстояли и принципы имперского правления были «восстановлены в полной мере».

Критиковали политику М.Т. Лорис-Мели-кова и революционные демократы, оценивая ее как хитрый обман правительством надежд общества. С легкой руки публициста-народника М.К. Михайловского они предлагали изображать министра с лисьим хвостом и волчьим ртом. С.Н. Степняк-Кравченский, считая проект слишком ограниченным, утверждал в книге «Подпольная Россия»[16], что без революционной силы либеральное движение погибло бы само собой, и что только союз революционеров с либералами может заставить царизм пойти на уступки.

В.И. Ленин после издания в 1901 г. в Штутгарте записки С.Ю. Витте опубликовал в марксистском журнале «Заря2 статью «Гонители земства и анибалы либерализма»[17], в которой заметил, что осуществление проекта Лорис-Ме-ликова могло быть шагом к конституции, но могло им и не быть в зависимости от того, какие силы окажутся весомее: «давление из революционной партии и либерального общества или противодействие очень могущественной, сплочённой и неразборчивой в средствах партии непреклонных сторонников самодержавия».

Он подчеркивал, что, если либералы сумеют организовать нелегальную партию и будут поддержаны социал-демократами, это позволит пролетариату «развернуть во всю ширь свою борьбу за социализм». Осуществление же идеи Лорис-Меликова по привлечению либеральных общественных сил к сотрудничеству с правительством, по мнению вождя рабочего класса, «удаляла» дело революции.

Известный земской деятель профессор М.М. Ковалевский, называя проект Лорис-Ме-ликова скромной попыткой примирению культурных классов с бюрократией и абсолютизмом, писал, что ее провал перечеркнул «единственный путь к мирному развитию русского народа»[18].

Проведенное исследование позволяет сформировать несколько выводов.

Государь Император Александр Александрович (Александр III) и его окружение не смогли объективно оценить деятельность М.Т. Лорис-Меликова.

Отказ от реализации проекта и, следовательно, программы продолжения реформ стал

основной причиной отставки Министра внутренних дел Российской Империи и его сторонников.

Обвинение в плохой организации безопасности Государя Императора Александра Николаевича (Александра II), а по сути, в его гибели сделало неизбежным уход М.Т. Лорис-Меликова из правительства.

Либералы не имели значительного влияния в правительственных кругах и в политической жизни Российской Империи, их поддержка не могла иметь решающего значения.

В Российской Империи общество, несмотря на активное обсуждение проекта, было поля-ризированно и расколото, чтобы поддержать предложенную М.Т. Лорис-Меликовым программу реформ.

Список литературы:

[1] Галузо В.Н. Юридические проблемы периодизации истории Российской Империи // Вестник МУ МВД России. - 2009. - № 3. - С. 146150.

[2] Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник МУ МВД России. - 2010. - № 5. -С. 119-123.

[3] Вучетич Н. Воспоминания о графе М.Т. Лорис-Меликове //Исторический вестник. - Т. 118. - Гл. XVII. - 968 с.

[4] Галузо В.Н. Систематизация законодательства в России (1649-1913): учеб. пособие. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - 111 с.

[5] Галузо В.Н. Систематизация законодательства в России (историко-правовое исследование): монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009. - 132 с.

[6] Записка С.А. Муромцева М.Т. Лорис-Ме-ликову (1880 г.) // Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии / сост. А.В. Гоголевский, Б.Н. Ковалевский.- М.: Гардарика, 2000. - 493 с.

[7] Фаресов А.И. Две встречи с графом М.Т Лорис-Меликовым // Исторический вестник. -Т. XIX. -Февраль 1905 г. - 491 с.

[8] Шеховцов В.А. Некоторые аспекты становления российского парламента// Конституционное и муниципальное право.- 2013.- № 7.-С. 63.

[9] Фаресов А.И. Две встречи с графом М.Т. Лорис-Меликовым // Исторический вестник. -Т. XI. - Февраль 1905 г. - С. 490, 491. - Библиотека «Руневерс».

[10] Давтян В.Р. Конституционный проект М.Т. Лорис-Меликова: предпосылки и последствия // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 5 «Юриспруденция». - 2016.- № 2.- С. 103.

[11] Конституция графа М.Т. Лорис-Мели-кова и его частные письма. - Берлин: Тип. Штай-ниц, 1904. - С. 59.

[12] Конституция графа М.Т. Лорис-Мели-кова и его частные письма. - Берлин: Тип. Штай-ница, 1904. - С. 58, 59.

[13] Дневник Е.А. Перетца (Государственного секретаря) (18801883 ).- М. Л.,1927. - С. 22.

[14] Витте С.Ю. Самодержавие земство. Конфиденциальная записка министра финансов статс-секретаря С.Ю. Витте (1899 г.). - Штутгарт: Заря, 1901. - С. 168.

[15] Тихомиров Л. Конституционалисты в эпоху 1881 г. - М.: Книга по требованию,2012. -11 с.

[16] Степняк-Кравченский С. Соч.: в 2 т.- Т. 1. Россия под властью царей. Подпольная Россия / коммент. Н.М. Пирулевой, М.И. Перпер. -М.: Художественная лит., 1987. - С. 103.

[17] Ленин В.И. Полн. собр. соч.- Т. 5. Гонители земства и анибалы либерализма.- М.: Политиздат, 1967. - С. 311.

[18] Якутин Н. Диктатура сердца. Экономика и духовность.- М., 2001. - С. 35.

Spisok literatury:

[1] Galuzo V.N. Yuridicheskie problemy peri-odizacii istorii Rossijskoj Imperii // Vestnik MU MVD Rossii. - 2009. - № 3. - S. 146 - 150.

[2] Galuzo V.N. Konstitucionno-pravovoj status Rossii: problema imenovaniya gosudarstva // Vestnik MU MVD Rossii. - 2010. - № 5. - S. 119

- 123.

[3] Vuchetich N. Vospominaniya o grafe M.T. Loris-Melikove // Istoricheskij vestnik. - T. 118. -Gl. XVII. - 968 s.

[4] Galuzo V.N. Sistematizaciya zakonod-atel'stva v Rossii (1649 - 1913): ucheb. posobie. -M.: YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2007. - 111 s.

[5] Galuzo V.N. Sistematizaciya zakonod-atel'stva v Rossii (istoriko-pravovoe issledovanie): monografiya. - M.: YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2009. - 132 s.

[6] Zapiska S.A. Muromceva M.T. Loris-Me-likovu (1880 g.) // Konstitucionalizm: istorich-eskij put' Rossii k liberal'noj demokratii / sost. A.V. Gogolevskij, B.N. Kovalevskij. - M.: Gard-arika, 2000. - 493 s.

[7] Faresov A.I. Dve vstrechi s grafom M.T Loris-Melikovym // Istoricheskij vestnik. - T. XIX. - Fevral' 1905 g. - 491 s.

[8] Shekhovcov V.A. Nekotorye aspekty stanovleniya rossijskogo parlamenta // Kon-stitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2013. - № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- S. 63.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

[9] Faresov АЛ. Dve vstrechi s grafom М.Т. Loris-Melikovym // Istoricheskij vestnik. - Т. XI.

- Fevral' 1905 g. - S. 490, 491. - Biblioteka «Иипе-vers ».

[10] Davtyan У.И. Konstitucionnyj proekt М.Т. Loris-Melikova: predposylki i posledstviya / / Уestnik Уolgogradskogo gos. un-ta. Ser. 5 prudenciya». - 2016. - № 2. - S. 103.

[11] Ко^Шимуа grafa М.Т. Loris-Melikova i ego chastnye pis'ma. - ВеНт: Tip. Shtajnic, 1904.

- S. 59.

[12] Konstituciya grafa М.Т. Loris-Melikova i ego chastnye pis'ma. - Berlin: Tip. Shtajnica, 1904. - S. 58, 59.

[13] Dnevnik Е.А. Peretca (Gosudarstven-nogo sekretarya) (1880-1883). - М. ^Д927. - S. 22.

[14] УШе S.Yu. Samoderzhavie zemstvo. Коп^епмаРпауа zapiska ministra finansov stats-sekretarya S.Yu. Уitte (1899 g.). - Shtutgart: Zarya, 1901. - S. 168.

[15] Tihomirov L. Konstitucionalisty V epohu 1881 g. - М.: Kniga ро trebovaniyu, 2012. - 11 s.

[16] Stepnyak-Kravchenskij S. Soch.: V 2 t. -Т. 1. Rossiya pod vlast'yu carej. Podpol'naya Rossiya / коттеп^ N.M. Pirulevoj, M.I. Perper. - М.: Hudozhestvennaya lit., 1987. - S. 103.

[17] Lenin УЛ. Ро1п. sobr. soch. - Т. 5. Goniteli zemstva i апШа1у liberalizma. - М.: Politizdat, 1967. - S. 311.

[18] Yakutin N. Diktatura serdca. Екопо-mika i duhovnost'. - М., 2001. - S. 35.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.