УДК 373.1:57(908)
ОБ УРОВНЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
© 2008 И. П. Балабина, Е. Н. Овсянникова
Ирина Павловна Балабина - доцент каф. общей биологии и экологии,
канд. биол. наук
Елена Николаевна Овсянникова - доцент каф. ботаники, канд. биол. наук.
e-mail: dekanategf@yandex. ru Курский государственный университет
В статье рассматриваются особенности единого государственного экзамена по биологии как формы контроля качества подготовки выпускников. Определены структура и содержание заданий разных частей экзаменационной работы, представлен анализ результатов ЕГЭ по биологии на территории Курской области за 2008 год.
Ключевые слова: единый государственный экзамен (ЕГЭ), биология, экзаменационная работа, контрольно-измерительные материалы (КИМ), уровень подготовки выпускников
Одной из форм, обеспечивающих единство требований к качеству подготовки выпускников и получения объективной оценки, служит единый государственный экзамен (ЕГЭ). В настоящее время ЕГЭ является составной частью создающейся общероссийской системы оценки качества образования. Эксперимент по его введению в Российской Федерации проводится седьмой год. Основные задачи, решаемые в ходе эксперимента по введению ЕГЭ, связаны с повышением доступности профессионального образования, расширением возможностей поступления в высшие учебные заведения вне зависимости от места проживания и материальных возможностей, обеспечением преемственности между общим и профессиональным образованием, формированием объективной системы оценки общеобразовательной подготовки выпускников, обеспечением государственного контроля качества общего образования на ее основе, созданием условий, обеспечивающих эквивалентность государственных документов о получении образования.
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях обучения и обеспечивает освоение учащимися основ науки о жизни, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. ЕГЭ по биологии на территории Курской области проводился дважды: в 2004 и в 2008 годах, когда биология наряду с русским языком, математикой и химией была введена в перечень предметов, контролируемых обязательно в форме ЕГЭ. Как отмечается в ряде нормативно-правовых и методических документах, проведение ЕГЭ позволяет:
• получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников средней школы по биологии;
• выявить овладение учащимися содержанием биологического образования, отраженным в обязательном минимуме и требованиях стандарта;
• определить направления совершенствования учебного процесса по биологии и учебно-методического обеспечения курса, наметить пути улучшения биологического образования в школе, повышения биологической грамотности учащихся.
Одной из главных целей введения ЕГЭ по биологии является формирование системы объективной оценки результатов обучения. Достижение поставленной цели требует особенно тщательного и обоснованного подбора заданий из разных разделов биологии в контрольно-измерительные материалы (КИМ). Основное содержание экзаменационной работы определяется на основе обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования [приказ Минобразования России от 19.05.1998 г. №1236 и от 30.06.1999 г. №56], а также государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования [приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089]. Общая структура экзаменационной работы, включающая три части (А, В, С), предусматривает проверку достижений выпускников базового, повышенного и высокого уровней сложности. Составители заданий предусмотрели различия не только по уровням сложности, но и по своему назначению, форме представления, содержанию. Компетентностный подход в обучении усиливает внимание к включению в КИМ заданий, проверяющих умения школьников применять теоретические знания на практике, в новых нестандартных ситуациях.
Особенности заданий экзаменационной работы по биологии в 2008 году связаны с выделением отдельных линий, предусматривающих работу с текстом и рисунком, решение задач по экологии, цитологии и генетике, проверку усвоения содержания курса биологии на различных уровнях.
Число выпускников школ Курской области, участвующих в экзамене по биологии в 2008 году, составило около 800 человек. В первой волне их число - 325. Анализ результатов ЕГЭ по биологии (1 волна, в рамках государственной аттестации) позволяет судить об общем уровне подготовленности выпускников, выявить сильные и слабые стороны их биологической грамотности, умения действовать на основе полученных знаний. Положительные отметки по пятибалльной шкале получили 96,9% выпускников, из них отметки «3» - 23,1%, «4» -41,5%, «5» - 32,3% . Максимальное количество баллов (87) набрали всего 6 человек. Не справились с работой 3,1%. Большинство выпускников овладели базовым уровнем содержания биологического образования, предусмотренным государственным образовательным стандартом. Средний тестовый балл в 2008 г. составил около 60,1 (рис. 1.).
Назначением первой части работы являлась проверка достижений выпускниками базового и повышенного уровней биологической подготовленности. Больше всего верных ответов дали выпускники на задания части 1 (А), которые в основном соответствуют базовому уровню сложности (рис. 2).
Задания повышенного и высокого уровней позволили проверить умения:
• сравнивать биологические объекты, процессы, явления, происходящие на всех уровнях живого;
• устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями биологических объектов;
• анализировать процессы и явления, различные гипотезы происхождения жизни и человека;
• анализировать глобальные экологические проблемы и пути их решения. Результаты выполнения заданий части 2 (В) представлены на рисунке 3.
процент учащихся, получивших
л
л
а
ю
25
_о
в
о
тс 20
е
3 15 О.
у
в
й 10 т е в т
о5
о5
с
□ Ряді
V
0-10 11,5-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100
Тестовый балл
Рис. 1. Распределение тестовых баллов за выполнение экзаменационной работы
по биологии
0
Рис. 2. Результаты выполнения заданий с выбором ответа (часть А)
к
І 50
ф
ЦЕ 40
(З
Е 30 .о
“ 20 10
0 2 1 0 Баллы
Рис.3. Процент выполнения заданий части В
Зад. 1 Зад.2 Зад. 3 Зад. 4 Зад. 5 Зад. 6 Зад. 7 Зад. 8
к
/
\\\х\ Л
V
Баллы
Зад. 1 Зад.2 —а— Зад. 3 Зад. 4 ж Зад. 5 —Зад. 6
Рис. 4. Процент выполнения заданий части С
Из трех типов заданий этой части наибольшие затруднения вызывают задания на установление последовательности, которые требовали не только знания биологических объектов и процессов, но и умений логически мыслить, сравнивать, систематизировать и устанавливать причинно-следственные связи.
Средний показатель выполнения заданий части С составил 40% (от 15% до 65%). Результаты основной массы выпускников, кроме получивших отметку 5, оказались ниже 50% (рис.4). Это свидетельствует о том, что задания данной части хорошо дифференцируют учащихся по уровню подготовки. Однако необходимо отметить, что у вы-
пускников по-прежнему слабо сформировано умение давать полные развернутые ответы в повествовательной форме без наводящих вопросов.
Анализ выполнения экзаменационной работы отдельными группами выпускников показал, что среди выпускников, получивших на экзамене отметки «5» и «4», средний показатель выполнения заданий части А составил 83%, части В - 74%, части С - 57%., что свидетельствует о высокой подготовке по биологии этой группы экзаменуемых. Средний показатель выполнения всей работы учащимися, получившими отметку «3», составил 35%. Эта группа не достигла среднего показателя как в целом по работе, так и по отдельным ее частям. Экзаменуемые, получившие отметку «2», в целом плохо справились с заданиями каждой части работы. Однако прослеживается случайность выбора ими верного ответа, некоторые учащиеся не справились с заданиями базового уровня, но правильно ответили на задания повышенного и высокого уровней сложности.
По результатам ЕГЭ появилась возможность не только обоснованно дифференцировать выпускников по уровню и качеству общеобразовательной подготовки, но и описывать особенности подготовки различных групп учащихся с учетом требований образовательных стандартов.
Полученные данные в Курской области демонстрируют не случайные результаты, а отражают определенные тенденции в состоянии общего образования по биологии, а единый государственный экзамен становится важнейшим элементом общероссийской системы оценки качества образования, способствует интеграции РФ в мировое образовательное пространство.
Библиографический список
Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089).
ЕГЭ 2008. Биология: Федеральный банк экзаменационных материалов /
Р. А. Петросова-М.: Эксмо, 2008. - 272 с.
ЕГЭ 2008. Биология: метод. материалы / Г. С.Калинова, Р. А.Петросова -М.: Эксмо, 2008. - 96 с.
Закон РФ «Об образовании».
«Об организации эксперимента по введению ЕГЭ». Постановление Правительства РФ от 16.03.2001 г. №1033
Обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 30.06.1999 №56).
Письмо Рособрнадзора от 05.03.2008 301-106/08-01 о проведении пробного ЕГЭ в 2008 году.
Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11-12 классов общеобразовательных учреждений РФ. Письмо №03-51-17ин/13-03 от 04.02.2003 г.
Приказ Минобрнауки России от 05.02.08 №36 «Об установлении форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в 2007-2008 учебном году, и утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена в 2008 году