Научная статья на тему 'Об уровне подготовки учащихся школ Курской области к ЕГЭ по биологии'

Об уровне подготовки учащихся школ Курской области к ЕГЭ по биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единый государственный экзамен (ЕГЭ) / биология / экзаменационная работа / контрольно-измерительные материалы (КИМ) / уровень подготовки выпускников / Universal State Exam (USE) / Biology / Examination / Instrumentations Ability of graduate students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балабина И. П., Овсянникова Е. Н.

В статье рассматриваются особенности единого государственного экзамена по биологии как формы контроля качества подготовки выпускников. Определены структура и содержание заданий разных частей экзаменационной работы, представлен анализ результатов ЕГЭ по биологии на территории Курской области за 2008 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the level of preparation of Kursk oblast’ secondary schools students for the Universal State Exam in Biology

The article considers peculiarities of the Universal State Exam in Biology as a form of control of graduate students’ ability. The structure and contents of different parts of examination are determent, and the analysis of results of the Universal State Exam in Biology in Kursk oblast’ in 2008 is given.

Текст научной работы на тему «Об уровне подготовки учащихся школ Курской области к ЕГЭ по биологии»

УДК 373.1:57(908)

ОБ УРОВНЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

© 2008 И. П. Балабина, Е. Н. Овсянникова

Ирина Павловна Балабина - доцент каф. общей биологии и экологии,

канд. биол. наук

Елена Николаевна Овсянникова - доцент каф. ботаники, канд. биол. наук.

e-mail: dekanategf@yandex. ru Курский государственный университет

В статье рассматриваются особенности единого государственного экзамена по биологии как формы контроля качества подготовки выпускников. Определены структура и содержание заданий разных частей экзаменационной работы, представлен анализ результатов ЕГЭ по биологии на территории Курской области за 2008 год.

Ключевые слова: единый государственный экзамен (ЕГЭ), биология, экзаменационная работа, контрольно-измерительные материалы (КИМ), уровень подготовки выпускников

Одной из форм, обеспечивающих единство требований к качеству подготовки выпускников и получения объективной оценки, служит единый государственный экзамен (ЕГЭ). В настоящее время ЕГЭ является составной частью создающейся общероссийской системы оценки качества образования. Эксперимент по его введению в Российской Федерации проводится седьмой год. Основные задачи, решаемые в ходе эксперимента по введению ЕГЭ, связаны с повышением доступности профессионального образования, расширением возможностей поступления в высшие учебные заведения вне зависимости от места проживания и материальных возможностей, обеспечением преемственности между общим и профессиональным образованием, формированием объективной системы оценки общеобразовательной подготовки выпускников, обеспечением государственного контроля качества общего образования на ее основе, созданием условий, обеспечивающих эквивалентность государственных документов о получении образования.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях обучения и обеспечивает освоение учащимися основ науки о жизни, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. ЕГЭ по биологии на территории Курской области проводился дважды: в 2004 и в 2008 годах, когда биология наряду с русским языком, математикой и химией была введена в перечень предметов, контролируемых обязательно в форме ЕГЭ. Как отмечается в ряде нормативно-правовых и методических документах, проведение ЕГЭ позволяет:

• получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников средней школы по биологии;

• выявить овладение учащимися содержанием биологического образования, отраженным в обязательном минимуме и требованиях стандарта;

• определить направления совершенствования учебного процесса по биологии и учебно-методического обеспечения курса, наметить пути улучшения биологического образования в школе, повышения биологической грамотности учащихся.

Одной из главных целей введения ЕГЭ по биологии является формирование системы объективной оценки результатов обучения. Достижение поставленной цели требует особенно тщательного и обоснованного подбора заданий из разных разделов биологии в контрольно-измерительные материалы (КИМ). Основное содержание экзаменационной работы определяется на основе обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования [приказ Минобразования России от 19.05.1998 г. №1236 и от 30.06.1999 г. №56], а также государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования [приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089]. Общая структура экзаменационной работы, включающая три части (А, В, С), предусматривает проверку достижений выпускников базового, повышенного и высокого уровней сложности. Составители заданий предусмотрели различия не только по уровням сложности, но и по своему назначению, форме представления, содержанию. Компетентностный подход в обучении усиливает внимание к включению в КИМ заданий, проверяющих умения школьников применять теоретические знания на практике, в новых нестандартных ситуациях.

Особенности заданий экзаменационной работы по биологии в 2008 году связаны с выделением отдельных линий, предусматривающих работу с текстом и рисунком, решение задач по экологии, цитологии и генетике, проверку усвоения содержания курса биологии на различных уровнях.

Число выпускников школ Курской области, участвующих в экзамене по биологии в 2008 году, составило около 800 человек. В первой волне их число - 325. Анализ результатов ЕГЭ по биологии (1 волна, в рамках государственной аттестации) позволяет судить об общем уровне подготовленности выпускников, выявить сильные и слабые стороны их биологической грамотности, умения действовать на основе полученных знаний. Положительные отметки по пятибалльной шкале получили 96,9% выпускников, из них отметки «3» - 23,1%, «4» -41,5%, «5» - 32,3% . Максимальное количество баллов (87) набрали всего 6 человек. Не справились с работой 3,1%. Большинство выпускников овладели базовым уровнем содержания биологического образования, предусмотренным государственным образовательным стандартом. Средний тестовый балл в 2008 г. составил около 60,1 (рис. 1.).

Назначением первой части работы являлась проверка достижений выпускниками базового и повышенного уровней биологической подготовленности. Больше всего верных ответов дали выпускники на задания части 1 (А), которые в основном соответствуют базовому уровню сложности (рис. 2).

Задания повышенного и высокого уровней позволили проверить умения:

• сравнивать биологические объекты, процессы, явления, происходящие на всех уровнях живого;

• устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями биологических объектов;

• анализировать процессы и явления, различные гипотезы происхождения жизни и человека;

• анализировать глобальные экологические проблемы и пути их решения. Результаты выполнения заданий части 2 (В) представлены на рисунке 3.

процент учащихся, получивших

л

л

а

ю

25

в

о

тс 20

е

3 15 О.

у

в

й 10 т е в т

о5

о5

с

□ Ряді

V

0-10 11,5-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100

Тестовый балл

Рис. 1. Распределение тестовых баллов за выполнение экзаменационной работы

по биологии

0

Рис. 2. Результаты выполнения заданий с выбором ответа (часть А)

к

І 50

ф

ЦЕ 40

Е 30 .о

“ 20 10

0 2 1 0 Баллы

Рис.3. Процент выполнения заданий части В

Зад. 1 Зад.2 Зад. 3 Зад. 4 Зад. 5 Зад. 6 Зад. 7 Зад. 8

к

/

\\\х\ Л

V

Баллы

Зад. 1 Зад.2 —а— Зад. 3 Зад. 4 ж Зад. 5 —Зад. 6

Рис. 4. Процент выполнения заданий части С

Из трех типов заданий этой части наибольшие затруднения вызывают задания на установление последовательности, которые требовали не только знания биологических объектов и процессов, но и умений логически мыслить, сравнивать, систематизировать и устанавливать причинно-следственные связи.

Средний показатель выполнения заданий части С составил 40% (от 15% до 65%). Результаты основной массы выпускников, кроме получивших отметку 5, оказались ниже 50% (рис.4). Это свидетельствует о том, что задания данной части хорошо дифференцируют учащихся по уровню подготовки. Однако необходимо отметить, что у вы-

пускников по-прежнему слабо сформировано умение давать полные развернутые ответы в повествовательной форме без наводящих вопросов.

Анализ выполнения экзаменационной работы отдельными группами выпускников показал, что среди выпускников, получивших на экзамене отметки «5» и «4», средний показатель выполнения заданий части А составил 83%, части В - 74%, части С - 57%., что свидетельствует о высокой подготовке по биологии этой группы экзаменуемых. Средний показатель выполнения всей работы учащимися, получившими отметку «3», составил 35%. Эта группа не достигла среднего показателя как в целом по работе, так и по отдельным ее частям. Экзаменуемые, получившие отметку «2», в целом плохо справились с заданиями каждой части работы. Однако прослеживается случайность выбора ими верного ответа, некоторые учащиеся не справились с заданиями базового уровня, но правильно ответили на задания повышенного и высокого уровней сложности.

По результатам ЕГЭ появилась возможность не только обоснованно дифференцировать выпускников по уровню и качеству общеобразовательной подготовки, но и описывать особенности подготовки различных групп учащихся с учетом требований образовательных стандартов.

Полученные данные в Курской области демонстрируют не случайные результаты, а отражают определенные тенденции в состоянии общего образования по биологии, а единый государственный экзамен становится важнейшим элементом общероссийской системы оценки качества образования, способствует интеграции РФ в мировое образовательное пространство.

Библиографический список

Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089).

ЕГЭ 2008. Биология: Федеральный банк экзаменационных материалов /

Р. А. Петросова-М.: Эксмо, 2008. - 272 с.

ЕГЭ 2008. Биология: метод. материалы / Г. С.Калинова, Р. А.Петросова -М.: Эксмо, 2008. - 96 с.

Закон РФ «Об образовании».

«Об организации эксперимента по введению ЕГЭ». Постановление Правительства РФ от 16.03.2001 г. №1033

Обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 30.06.1999 №56).

Письмо Рособрнадзора от 05.03.2008 301-106/08-01 о проведении пробного ЕГЭ в 2008 году.

Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11-12 классов общеобразовательных учреждений РФ. Письмо №03-51-17ин/13-03 от 04.02.2003 г.

Приказ Минобрнауки России от 05.02.08 №36 «Об установлении форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в 2007-2008 учебном году, и утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена в 2008 году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.