Научная статья на тему 'Об управлении риском потери деловой репутации в кредитной организации'

Об управлении риском потери деловой репутации в кредитной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2484
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / РИСК / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / БАНК / МЕТОДИКА / INTERNAL CONTROL / RISK / PROFESSIONAL REPUTATION / BANK / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамин В. П.

В статье рассмотрены особенности внутреннего контроля по управлению риском потери деловой репутации в коммерческом банке, его выявлению и предложена авторская методика его оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On risk management of loss professional reputation in lending agency

In article reviews characteristics internal control on risk management of loss professional reputation in commercial bank, his exposure and suggest author's methodology his estimation.

Текст научной работы на тему «Об управлении риском потери деловой репутации в кредитной организации»

15.11. ОБ УПРАВЛЕНИИ РИСКОМ ПОТЕРИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Шамин В. П., соискатель, Российский государственный

социальный университет, г. Москва

Контакты автора: VPShamin@bfgbank.ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности внутреннего контроля по управлению риском потери деловой репутации в коммерческом банке, его выявлению и предложена авторская методика его оценки. Ключевые слова: внутренний контроль, риск, деловая репутация, банк, методика

ON RISK MANAGEMENT OF LOSS PROFESSIONAL REPUTATION IN LENDING AGENCY

Shamin V.P., The Russian state social university, Moscow, the competitor

Annotation: In article reviews characteristics internal control on risk management of loss professional reputation in commercial bank, his exposure and suggest author's methodology his estimation.

Keywords: internal control, risk, professional

reputation, bank, methodology

Одной из важнейших задач, стоящих перед системой внутреннего контроля, является совершенствование методических разработок по управлению рисками, контролю за раскрытием информации и внедрению риск-ориентированного подхода к принятию решений. Под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).

К типичным банковским рискам относятся: кредитный, страновой (включая риск неперевода средств), рыночный (включает в себя фондовый, валютный и процентный), риск ликвидности, операционный, правовой, риск потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск), стратегический. В документе Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II) обращается внимание органов банковского надзора на необходимость стимулирования банков к разработке и применению методов мониторинга и управления рисками. При этом банки обязаны периодически анализировать процесс управления рисками с целью обеспечения его целостности, надежности и обоснованности.

Репутационный риск - риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом. Указанный риск является специфическим

нефинансовым риском и может быть следствием высокого уровня других видов рисков, поэтому, в целях минимизации и управления репутационным риском, кредитные организации стремятся к снижению других его видов. Основным показателем уровня риска потери деловой репутации является четкость понимания применяемых банками законов, правил и стандартов и их практическое воздействие на деятельность банка.

В современных условиях устойчивое функционирование на рынке банковских услуг невозможно без управления репутационным риском. Деловая репутация кредитной организации - качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности кредитной организации, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций.

В настоящее время организации деятельности по самооценке управления риском потери деловой репутации в кредитных организациях не нашли достаточного отражения в нормативных актах Банка России, поэтому банки самостоятельно разрабатывают методики оценки и критерии самооценки управления риском потери деловой репутации на основании существующих нормативных документов. При этом предусматривается, что кредитная организация сама определяет критерии оценки состояния управления риском.

Управление риском потери деловой репутации это деятельность банка по выявлению, оценке, мониторингу, контролю и (или) минимизации риска. Последовательность управления риском потери деловой репутации представлена на рисунке 1.

Выявление и идентификация риска.

т

Рис. 1

Управление риском потери деловой репутации.

Цель управления риском потери деловой репутации банка достигается на основе системного, комплексного подхода, который подразумевает решение следующих задач:

- получение оперативных и объективных сведений о состоянии и размере репутационного риска;

- выявление и анализ репутационного риска, возникающего у Банка в процессе деятельности;

- качественная и количественная оценка (измерение) репутационного риска;

- установление взаимосвязей между отдельными видами рисков с целью оценки воздействия мероприятий, планируемых для ограничения одного вида риска, на рост или уменьшение уровня других рисков;

- создание системы управления репутационным риском на стадии возникновения негативной тенденции, а также системы быстрого и адекватного ситуации реагирования, направленной на предотвращение достижения репутационным риском критически значительных для Банка размеров (минимизацию риска).

Шамин В.П.

ОБ УПРАВЛЕНИИ РИСКОМ ПОТЕРИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

Выявление риска потери деловой репутации предполагает анализ всех условий функционирования Банка на предмет наличия или возможности возникновения причин риска.

Возникновение репутационного риска может быть обусловлено как внутренними, так и внешними факторами (причинами).

К внутренним причинам возникновения репутационного риска относятся:

- несоблюдение кредитной организацией законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов Банка, обычаев делового оборота, принципов профессиональной этики;

- неисполнение договорных обязательств перед кредиторами, вкладчиками и иными клиентами и контрагентами;

- отсутствие во внутренних документах механизмов, позволяющих эффективно регулировать конфликт интересов клиентов и контрагентов, учредителей (участников), органов управления и (или) сотрудников, а также минимизировать негативные последствия конфликта интересов, в том числе предотвращение предъявления жалоб, судебных исков со стороны клиентов и контрагентов и (или) применение мер воздействия со стороны органов регулирования и надзора;

- неспособность кредитной организации, ее аффилированных лиц, а также реальных владельцев эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иной противоправной деятельности, осуществляемой недобросовестными клиентами и контрагентами и (или) сотрудниками;

- недостатки в управлении банковскими рисками кредитной организации, приводящие к возможности нанесения ущерба деловой репутации. Осуществление кредитной организации рискованной кредитной, инвестиционной и рыночной политики, высокий уровень операционного риска, недостатки в организации системы внутреннего контроля, в том числе в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- недостатки кадровой политики при подборе и расстановке кадров, несоблюдение принципа «Знай своего сотрудника»;

- выявление фактов хищения, подлогов, мошенничества, использование служащими в личных целях полученной от клиентов и контрагентов конфиденциальной информации;

- возникновение конфликта интересов с учредителями (участниками), клиентами и контрагентами, а также другими заинтересованными лицами;

К внешним причинам возникновения репутационного риска относятся:

- несоблюдение аффилированными лицами, дочерними и зависимыми организациями, реальными владельцами законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов, обычаев делового оборота, принципов профессиональной этики;

- неспособность аффилированных лиц, а также реальных владельцев эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- опубликование негативной информации о кредитной организации или ее сотрудниках, учредителях (участниках), членах органов управления, аффилиро-

ванных лицах, дочерних и зависимых организациях в средствах массовой информации.

Выявление и оценка уровня репутационного риска должно осуществляться на постоянной основе. При этом, по мнению автора, в обязательном порядке должен проводится анализ причин возникновения риска потери деловой репутации в следующем порядке:

- служащие кредитной организации передают сведения, свидетельствующие об изменении соответствующего параметра, используемого для выявления и оценки репутационного риска в подразделение управления рисками;

- полученные данные сотрудник подразделения управления рисками использует для аналитического учета в отчетах кредитной организации;

- оригиналы документов, на основании которых были внесены сведения, хранятся в подразделении управления рисками или в документах подразделения кредитной организации, направившего данные подразделение управления рисками;

- результаты анализа показателей репутационного риска на основании мотивированного суждения формируются в следующие отчеты;

- о выявленных причинах возникновения репутационного риска информируется руководитель кредитной организации.

Методика оценки риска потери деловой репутации предполагает анализ показателей репутационного риска на основании мотивированного суждения и представленных в таблице 1.

Таблица 1.

Особо следует выделить:

* В понятие «повышенный уровень риска» кредитная организация включает следующее:

- для кредитного риска - если доля кредитов, отнесенных к 4 и 5 категориям суммарно составляет более 40% к структуре кредитного портфеля Банка;

- для валютного риска - если ОВП (открытая валютная позиция) в отдельных иностранных валютах превышает 8%;

Методика оценки риска потери деловой репутации

№ п/п Показатель Да/Нет

1 2 3

1 Наличие жалоб, претензий и судебных исков к банку со стороны клиентов и контрагентов

2 Применение мер воздействия (штрафов, предписаний и т.д.) со стороны органов регулирования и надзора

3 Применение к банку штрафных санкций со стороны клиентов и партнеров

4 Нарушение банком собственных внутренних документов

5 Наличие претензий со стороны Росфинмониторинга или Банка России к организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

6 Наличие случаев несоблюдения требований ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и разработанных соответствии с ним актов Банка России

7 Наличие признаков возможного вовлечения банка или его служащих, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма

8 Открытость информации о реальных владельцах (участниках) банка

9 Наличие фактов конфликта интересов банка с его учредителями (участниками) и иными заинтересованными лицами

10 Наличие фактов конфликта интересов Банка с его клиентами и контрагентами

11 Опубликование негативной информации о банке, его сотрудниках, участниках, аффилированных лицах в СМИ, Интернете

12 Позитивная информация о банке, его сотрудниках, участниках, аффилированных лицах, опубликованная в СМИ, Интернете

13 Факты отключения любым способом систем обеспечения безопасности банка

14 Наличие фактов нарушения банком договорных обязательств

15 Наличие фактов нарушения корпоративной этики, общепринятой банковской практики и правил и обычаев делового оборота

16 Участие в благотворительной и общественной деятельности

17 Наличие фактов разглашения сотрудниками коммерческой, банковской и иной тайны, разглашения сведений, которые стали известны в силу исполнения своих служебных обязанностей

18 Повышенный уровень других рисков: кредитного, валютного, операционного, правового, потери ликвидности *

19 Ухудшение финансового состояния банка **

- для риска потери ликвидности - если норматив мгновенной ликвидности Банка 16% >Н2>= 15%

норматив текущей ликвидности банка 51% >Н3>= 50%

норматив долгосрочной ликвидности банка 110%< Н4 <= 120%

- для операционного и правового рисков - если оценивается как «средний» или «высокий»

** Оценка финансовой устойчивости Банка проводится систематически в соответствии с требованиями Указания Банка России от 16.01.2004 № 1379-У. Сравнительный анализ текущих показателей с предыдущими определяет их улучшение или ухудшение.

Эти показатели подлежат пересмотру не реже одного раза в год.

Если в ходе проверки выявляются новые показатели, характеризующие репутационный риск, и не указанные в вышеприведенной таблице, то помимо оценки риска с использованием данных (основных) показателей составляется дополнительное мотивированное суждение с учетом нового показателя. Данные показатели могут варьироваться с учетом влияния внутренних и внешних факторов. При очередном пересмотре показателей вновь выявленные будут рассмотрены и, при необходимости, оценены для включения в основной перечень показателей.

Анализ факторов, повлиявших на возникновение того или иного показателя, характеризующего уровень риска потери деловой репутации, проводится по мере накопления статистических данных не реже одного раза в год.

Для вынесения мотивированного суждения производится качественная и количественная оценка риска. Расчет производится путем обработки ответов на вопросы.

Ответу «ДА» соответствует 1 балл, ответу «НЕТ» - 0 баллов.

Уровень соответствующего риска (в процентах) рассчитывается по формуле:

УРрпдр=20%+К*80%, где:

К = сумма баллов (количество ответов «ДА») / количество вопросов таблицы.

Из принятой формулы видно, что минимальный риск будет составлять 20 % (установленный Базельским комитетом среднестатистический риск по банковским учреждениям) даже в наиболее благоприятных условиях. Максимальный уровень риска составит 100 %.

Полученный расчетный показатель классифицируется как:

- в интервале от 0 % до 40 % включительно - низкий уровень риска;

- в интервале от 41 % до 70 % включительно - средний уровень риска;

- в интервале от 71 % до 100 % включительно - высокий уровень риска.

После оценки уровень риска сравнивается с предыдущим показателем. При ухудшении показателя принимаются необходимые меры по минимизации уровня риска.

В заключение необходимо отметить, что для обеспечения устойчивого позиционирования на рынке банковских услуг кредитной организации следует осуществлять эффективное управление и контроль риска потери деловой репутации в соответствии с характером и масштабами ее деятельности в целях своевременного выявления и устранения недостатков в организации управления.

Список литературы:

1. Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Письмо Банка России от 23.06.2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках»

3. Письмо Банка России от 30.06. 2005г. № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах»

РЕЦЕНЗИЯ

В данной статье рассматриваются вопросы управления риском потери деловой репутации - деятельность банка по выявлению, оценке, мониторингу, контролю и (или) минимизации риска. Автор рассматривает основные принципы и задачи стоящие перед кредитной организацией в целях управления репутационным риском. В статье выявлены внутренние и внешние факторы, обуславливающие возникновение данного риска.

Представленный автором порядок анализа причин возникновения риска потери деловой репутации представляет интерес, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Так, например, четкость понимания применяемых банками законов, правил и стандартов и их практическое воздействие на деятельность стимулирует банк к разработке и применению методов мониторинга и управления рисками.

Немаловажным является и то, что предложенная автором методика оценки риска потери деловой репутации на основе анализа показателей репутационного риска выбранных на основе мотивированного суждения позволит принимать необходимые меры по минимизации его уровня.

Статья рекомендуется к публикации в журнале «Бизнес в законе»

Профессор,

д.э.н. Н.П. Белотелова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.