Научная статья на тему 'Об управлении изменениями в образовательной деятельности'

Об управлении изменениями в образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / LEARNING POLICY / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF THE HIGHER EDUCATION / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ / EDUCATION PROGRAMS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разинкина Елена Михайловна

Представленная статья относится к категории кейсов, в которой рассмотрены вопросы управления изменениями в образовательной деятельности на примере Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). Целью статьи является распространение опыта внедрения системных изменений в организации учебного процесса образовательной организации высшего образования в соответствии с основными направлениями модернизации высшего образования Российской Федерации. В статье представлены основные положения новой образовательной политики СПбПУ и дано краткое описание основных изменений в образовательной деятельности: структурные преобразования; переход на новую систему управления образовательными программами; актуализация содержания обучения и использование современных технологий обучения; изменения финансирования образовательных программ; изменения ответственности за материально-техническую базу, используемую в образовательном процессе; модернизация автоматизированных систем управления образовательным процессом. Управление изменениями в образовательной деятельности носит системный характер и требует перестройки всех основных составляющих образовательного процесса. Необходим поэтапный переход к внедрению изменений с учетом полученных промежуточных результатов и корректировки вносимых изменений, при этом особое внимание следует уделять разработке локальной нормативной базы, регламентирующей вводимые изменения и ведению разъяснительной работы среди преподавательского состава. Ценность статьи заключается в том, что даны рекомендации и предложены подходы, которые могут быть учтены при модернизации образовательной деятельности в образовательных организациях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разинкина Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About management of changes in learning activity

This article refers to the class of cases regarding the questions of changes management in learning activity through the example of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. The article is aimed at distribution of practice in the application of system changes in management of learning process of educational organization of the higher learning in line with principal directions of modernization of higher education in Russian Federation. This article presents the new learning policy basics and a short description of main changes in learning activity, namely, structural reforms; adoption of new curriculum management system; updating of training content and use of advanced learning technologies; changes in education programs budgeting; changes of responsibility for the material and technical resources applied in learning process; modernization of learning process automated management systems. Changes management in learning activity has the system nature and requires change-over of all learning process basic components. The phased transition to adoption for changes with account to the received intermediate results and introduced changes review is necessary, herein the particular attention should be paid to development of the local regulatory system regulating the introduced changes and carrying explanatory work among teaching personnel. The article is essential because it includes recommendations and approaches which must be taken into account for modernization of learning activity in the educational organizations of the higher learning.

Текст научной работы на тему «Об управлении изменениями в образовательной деятельности»

DOI 10.15826/^.2016.103.016

Е. М. Разинкина*

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия

ОБ УПРАВЛЕНИИ ИЗМЕНЕНИяМИ

в образовательной деятельности

Ключевые слова: образовательная политика; модернизация высшего образования; управление образовательными программами.

Представленная статья относится к категории кейсов, в которой рассмотрены вопросы управления изменениями в образовательной деятельности на примере Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ).

Целью статьи является распространение опыта внедрения системных изменений в организации учебного процесса образовательной организации высшего образования в соответствии с основными направлениями модернизации высшего образования Российской Федерации.

В статье представлены основные положения новой образовательной политики СПбПУ и дано краткое описание основных изменений в образовательной деятельности: структурные преобразования; переход на новую систему управления образовательными программами; актуализация содержания обучения и использование современных технологий обучения; изменения финансирования образовательных программ; изменения ответственности за материально-техническую базу, используемую в образовательном процессе; модернизация автоматизированных систем управления образовательным процессом.

Управление изменениями в образовательной деятельности носит системный характер и требует перестройки всех основных составляющих образовательного процесса. Необходим поэтапный переход к внедрению изменений с учетом полученных промежуточных результатов и корректировки вносимых изменений, при этом особое внимание следует уделять разработке локальной нормативной базы, регламентирующей вводимые изменения и ведению разъяснительной работы среди преподавательского состава.

Ценность статьи заключается в том, что даны рекомендации и предложены подходы, которые могут быть учтены при модернизации образовательной деятельности в образовательных организациях высшего образования.

Современная модернизация системы высшего образования, включающая формирование новой структуры организаций высшего образования; обновление содержания обучения, образовательных технологий и форм организации учебного процесса; повышение качества управления в системе высшего образования путем разработки и распространения новых моделей управления [1-6] в первую очередь направлена на обеспечение высокой мобильности современной экономики. В этой связи образовательные программы, ориентированные на запросы динамичного рынка труда и интегрированные с научными исследованиями становятся главным объектом управления в вузе. Потребностью эффективного ресурсного обеспечения разработки и реализации программ в условиях оптимизации кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов вызвана необходимость перехода вузов на новую образовательную политику в части управления и реализации моделей образовательных программ

* Разинкина Елена Михайловна - доктор педагогических Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Вел +7 (812) 552-40-57; vicerector.educ@spbstu.ru

высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры).

В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (далее СПбПУ, Политех) в феврале 2016 г. ученым советом университета была принята новая образовательная политика, которая определяет стратегические цели университета в образовательной деятельности и основные механизмы их достижения. Основная цель - оптимизация образовательного процесса для достижения наилучшего соотношения между конкурентоспособностью образовательных программ и издержками СПбПУ с обеспечением интеграции различных подразделений университета. В качестве базовых принципов реализации образовательной политики выступают:

1. Управление содержанием через руководителя образовательной программы с учетом запросов работодателя.

2. Широкое внедрение практико-ориенти-рованного, проектного обучения, онлайн-курсов (МООС) на базе модульной системы обучения.

наук, профессор, проректор по образовательной деятельности икого, Россия, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29;

3. Активная работа по повышению квалификации педагогических работников.

Введение новой образовательной политики СПбПУ учитывает идеологию построения ФГОС 3++ и базируется на системных изменениях в организации учебного процесса и управлении качеством образовательной деятельности, включающих:

- структурные преобразования;

- переход на новую систему управления образовательными программами;

- актуализацию содержания обучения и использование современных технологий обучения;

- изменение финансирования образовательных программ;

- изменение ответственности за материально-техническую базу, используемую в образовательном процессе;

- модернизацию автоматизированных систем управления образовательным процессом.

В течение нескольких лет в вузе осуществлялась подготовительная работа для поэтапного перехода как на новую систему управления образовательными программами, так и на внедрение новых моделей и технологий обучения [7-9].

Структурные преобразования

В 2012 г. в университете был осуществлен переход от факультетов на институты (не простым сложением, а в соответствии с УГНС), повлекший за собой исключение дублирования преподавания однотипных ООП в разных институтах.

В начале января 2016 г. была закончена процедура реорганизации СПбПУ путем присоединения к нему Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета, в рамках данной реорганизации продолжена стратегия формирования укрупненных учебных единиц университета в виде институтов, в частности создан новый Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли - это один из самых крупных институтов (около десяти тысяч студентов), направленный на подготовку специали в области экономики, менеджмента, торгового дела в первую очередь для промышленного сектора экономики. В данном институте, и частично в Гуманитарном институте, осуществлен переход от кафедр на укрупненные структуры - высшие школы, формирование которых осуществляется по основному профессиональному профилю.

В качестве лидера изменений как в научной деятельности, так и образовательной выступает созданный Институт передовых производственных технологий (ИППТ), учитывающий опыт и компетенции

передового российского инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга».

Преобразованиям подверглись и структуры осуществляющие управление учебно-методической деятельностью. На уровне университета создана дирекция основных образовательных программ на базе департамента учебно-методической деятельности с пересмотром функционала и усиления учебно-методической составляющей по внедрению новых методик и технологий обучения в учебный процесс. В структуре институтов СПбПУ созданы дирекции основных образовательных программ институтов, в состав которых вошли руководители образовательных программ.

Переход на новую систему управления образовательными программами

Переход на новую систему управления образовательными программами высшего образования (ОП ВО) и уход от кафедр как структурной единицы, отвечающей за реализацию образовательных программ, обоснован наличием проблем внутри традиционной вузовской системы:

- потребность глобального реформирования образовательных программ и невозможность перехода на образование нового типа старыми структурами;

- интересы сохранения штата и нагрузки (без учета требований ФГОС++, профессиональных стандартов и интересов основных работодателей);

- низкий уровень проведения кадровой политики по омоложению ППС;

- «замыкание» контак с работодателями на кафед

- простой оборудован использование;

- низкий уровень ответственност нение нормативных требований законодательства в сфере образования (за содержание и результаты

ограммы, прохождения госаккре-и отдельной образовательной программны); ложность реализации мультидисциплинар-лексных) программ ОП; циональное использование финан ереход на управление образовательны программами позволяет более оперативно реаги ровать университету на внешние вызовы, требующие гибкости, адаптивности и прозрачности образовательной программы, осуществлять сетевое модействие в стратегическом и оперативном управлении внутренними ресурсами институтов, высших школ, кафедр и университета в целом.

В качестве основных локальных нормативных документов, регламентирующих переход на новую

ствия альное а выпол-

в целом все д

систему управления образовательными программами, являются:

• «Образовательная политика в части управления и реализации моделей образовательных программ высшего образования» (решение ученого совета СПбПУ от 25.01.2016 г., протокол № 1, приказ СПбПУ от 21.03.2016 г. № 395);

• Дорожная карта перехода к управлению ОП ВО СПбПУ на 2016-2018 гг. (утверждена ректором СПбПУ от 14.03.2016);

• Приказ СПбПУ от 31.03.2016 г. № 482 «Об утверждении руководителей ОП ВО»: Приложение № 2 «Требования к работе по руководству основной образовательной программой высшего образования (типовые)».

Переход на новую систему управления образовательными программами с учетом большого количества контингента студентов (около 27 тысяч) осуществляется поэтапно, с 1 сентября 2016 г. на данную систему управления перейдут 1-2 курсы бакалавриата и 1-й курс магистратуры.

Особое внимание при внедрении новой системы управления уделяется уровню квалификации, подготовленности к новым трудовым функциям руководителей ОП и осведомленности ППС. С этой целью разработана и запущена модульная программа профессионального дополнительного обучения на 74 часа «Современные подходы

равлению образовательным процессом».

дное об

циальной сферы;

в процесс проектирования образовательных программ; модульное построение образовательной программы. 2) Управление индивидуальными траекториям: ения студентов. Модульно

ями п

держания с учет экономики, технол включение представителей

. Модульно ные маршру ьно

ти, кото

обучения выстраив

включения модуле кроме представ форме, содерж

в виде онлайн-курс__. _____

выходят потребности и интерес кает необходимость в непрерывно образовательного маршрута студент

чение

образовательных программ. С учетом расширения возможности приглашения сторонних преподавателей возникает необходимость акцентрирования внимания на сохранение ценностей университета, внедрение процедуры регулярного мониторинга деятельности педагогов, пояснения смысла перемен штатному составу преподавателей.

Реализация задач образовательной политики СПбПУ в области управления образовательной деятельностью выполняется при следующих условиях:

- управление осуществляется на уровне института через предлагаемый набор образовательных программ, являющихся уникальными и значимыми с точки зрения вклада в развитие университета и востребованности на рынке труда;

- организация, реализация и контроль учебного процесса по образовательной программе возлагаются на руководителя образовательной программы высшего образования, назначаемого на должность и освобождаемого от должности приказом ректора (проректора) по представлению директора института и с согласования проректора по образовательной деятельности;

- держателем «портфеля» образовательных программ и вышестоящим руководителем для руководителей ОП ВО является директор института, реализующего образовательные программы;

- обеспечение руководителем ОП ВО открытости сведений об образовательной программе для всех заинтересованных сторон (обучающихся, преподавателей и руководителей структурных подразделений

рситета, работодателей, органов власти). ководителю ОП ВО предоставляются пол-мочия по распределению финансовых средств изацию образовательной программы, тивность его деятельности оценивается по результатам выполнения установленных университетом показателей, как правило, ежегодно.

Актуализация содержания обучения и использование современных технологий обучения

а сче могут, ионной ленные вый план в, возни-ровождении

ием в СПбПУ на программы бакалавриата ведется в целом на направления подготовки, в магистратуру - на магистерские программы.

Обучение строится по принципу (2 + 2) + 2. Первые два года - единая базовая подготовка в группах близких направлений подготовки бакалаврита. Все направления подготовки бакалавриата сгруппи-3) Управление проектными группами препо- рованы в пять основных укрупненных групп: физи-давателей. Повышается ответственность руково- ко-математическая, информационно-компьютерная, дителя программы за профессиональный уровень инженерно-технологическая, торгово-экономическая приглашаемых преподавателей для реализации и гуманитарная. Формирование единой базовой

подготовки в течение первых двух лет позволяет спечить гибкость организации обучения и возможность перехода с одной образовательной программы на другую в рамках одной профессиональной группы. Переход в рамках новой образовательной политики университета на модульную систему обучения позволяет усилить связи между различными профессиональными траекториями и выстраивать в последующем «смешанные» курсы, развивая тем самым систему непрерывного образования. По окончании третьего семестра бакалавры, в соответствии с локальным актом СПбПУ, осуществляют выбор профиля подготовки, выстраивая свою траекторию обучения на следующие два года. С целью более осознанного выбора студентом профиля со второго семестра вводится обязательная дисциплина «Введение в профессиональную деятельность», к реализации которой привлекаются представители работодателей.

По окончании бакалавриата выпускники могут продолжить свое обучение на магистерских программах, и не обязательно данная программа должна соответствовать профилю бакалавриата. По окончании магистратуры предлагается широкий спектр программ аспирантуры. Одним из основных принципов при формировании программ магистратуры и аспирантуры является принцип преемственности.

Целью разработки новых образовательных моделей бакалавриата (специалитета), магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре является достижение лидерства в содержании образовательных программ и образовательных технологиях на рынке образовательных услуг за счет обеспечения интеграции ресурсов различных подразделений университета (научных, кадровых и др.) и ресурсов основных работодателей (в том числе через базовые кафедры) для построения образовательных программ.

В рамках образовательной политики университета в качестве основных определены следующие задачи совершенствования образовательного процесса:

- обеспечение высокой востребованности рынком / потребителем новых образовательных программ, постоянное их соответствие изменяющимся требованиям работодателей и запросов обучающихся;

- изменение организационной структуры управления образовательными программами;

- переход к модульной организации учебного процесса с учетом накопленного опыта в СПбПУ и существующих практик [10, 11];

- переход на индивидуальные гибкие образовательные траектории и повышение уровня осознанной ответственности обучающихся за результаты своего обучения;

разрабс

отка преемственных образовательных программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры;

- укрупнение образовательных программ с одновременным повышением уровня их вариативности и актуализацией содержания;

- выделение унифицированных модулей для широкого применения в рамках различных образовательных программ, создание механизмов определения требований к унифицированным модулям на основе коллегиального решения и постоянного повышения качества их реализации;

- введение в состав образовательных программ модулей мобильности, обеспечивающих расширение образовательных возможностей для обучающихся и получение дополнительных компетенций в области знаний отличной от основного направления подготовки;

- расширение практики реализации проектной деятельности студентов, вовлечения работодателей, научных и инновационных подразделений университета в учебные проекты;

- повышение роли самостоятельной работы обучаемых;

- введение в состав образовательных программ исследовательских компонентов;

- расширение образовательных возможностей за счет использования ресурсов других университетов путем сетевого взаимодействия и использования открытых курсов при реализации образовательных программ;

- повышение доли образовательных программ университета, доступных для освоения на иностранном языке, а также расширение практики освоения обучающимися отдельных модулей образовательной программы на иностранном языке с целью развития языковых компетенций;

- широкое внедрение новых образовательных технологий обучения, повышение эффективности работы преподавателя за счет активного использования электронной информационной образовательной среды для взаимодействия с обучающимися;

- повышение объективности и регулярности оценки качества образовательных результатов, обеспечение открытости информации о динамике развития образовательных программ.

Совершенствование образовательного процесса предполагает корректировку общей структуры образовательных программ бакалавриата и магистратуры; умеренное организационное и содержательное сближение смежных программ обучения / направлений подготовки для оптимизации использования ресурсов СПбПУ. При этом новая модель образовательных программ призвана обеспечить:

ссиональнои деятельности и освоения до-

- реализацию образовательных программ на основе собственных образовательных стандартов полнительных компетенций смежных направле-высшего образования СПбПУ; ний подготовки.

- уменьшение числа одновременно изучаемых студентом дисциплин (до 4-5 дисциплин при трудоемкости дисциплин не менее 4-5 з.е., за исключением обязательных дисциплин, входящих в унифицированные модули);

- включение в структуру образовательной программы модуля проектной деятельности, в рамках практик, курсовых проектов, курсовых работ, междисциплинарных проектов по модулю, научно-исследовательской работы (не мен ее 20 %

(не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мене

енее

общего объема программы бакалавр 48 з.е.), не менее 40 % от общ мы магистратуры и аспирантур и 80 з.е. соответственно));

- индивидуализацию учебных траекторий студентов за счет элективных дисциплин/модулей, курсов, дополнительных модулей и создания схем встраивания академической мобильности в учебный процесс;

- снижение аудиторной нагрузки студентов при одновременном повышении эффективности самостоятельной работы студентов за счет внедрения новых форм ее организации (использование онлайн-курсов, МООС и т. п.), а также учета трудозатрат по ее организации и оценке в нагрузке ППС;

- внедрение в учебные планы дисциплин и форм работы, поддерживающих подготовку к получению профессиональных сертификатов, признаваемых на рынке труда.

Рассмотрим для примера структуру основной образовательной программы бакалавриата (240 з.е.), в состав которой входят дисциплинарные модули (не более 183 з.е.), модули проектной деятельности (не менее 48 з.е.), государственная итоговая аттестация (6-9 з.е.) и факультативные модули (сверх 240 з.е.).

К дисциплинарным модулям относятся:

1) Унифицированные дисциплинарные модули (Fundamentals):

• общеобразовательный модуль;

• фундаментальный модуль;

• модуль изучения иностранного языка.

2) Профессиональные модули (Professional):

• обязательные базовые модули направления (УГСН);

• обязательные модули профильной направленности;

• элективные модули профильной направленности.

3) Модуль мобильности: дополнительные компетенции, которые предлагаются для выбора обучающимся с целью расширения поля будущей

нии подготовки.

Унифицированный «Общеобразовательный модуль» включает:

- Безопасность жизнедеятельности.

- Физическая культура (2 з.е. в базовой части и элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов являются обязательными и в зачетные единицы не переводятся).

- История.

- Философия.

- Экономика.

- Гуманитарный компонент (социология, правоведение, психология, политология, русский язык и культура речи, культурология и т. д.).

Объем общеобразовательного модуля зависит от группы направлений подготовки; составляет от 16-30 з.е.

Унифицированный «Фундаментальный модуль»:

- Математический модуль.

- Физический модуль - для физико-математических и инженерно-технических направлений подготовки или

- Естественно-научный модуль - для гуманитарных и экономических направлений подготовки.

- Модуль информационных технологий (кроме соответствующих направлений) (компьютерные технологии, информационные технологии, компьютерные технологии и информатика, программные средства обработки информации, начертательная геометрия и компьютерная графика).

Объем фундаментального модуля зависит от группы направлений подготовки от 10-52 з.е.

Унифицированный «Модуль изучения иностранного языка»:

- Базовая подготовка.

- Профессионально-ориентированная подготовка.

Объем «Модуля изучения иностранного языка» вне зависимости от группы направлений подготовки не менее 20 з.е.

Профессиональные модули (Professional):

- обязательные базовые модули направления (УГСН);

- обязательная дисциплина - «Введение в профессиональную деятельность» (2 з.е.), которая способствует определению профильной направленности программы. Дисциплина включается в учебный план второго семестра.

Модули профильной направленности определяют профильную направленность обучения, подразделяются на две группы:

- обязательные модули профильной направленности;

- элективные модули профильной направленности составляют 1/3 от общего объема модуля профильной направленности.

Выбор профильной направленности образовательной программы бакалавриата при стандартных сроках обучения, как было отмечено ранее, осуществляется не ранее начала 3-го семестра. Объем профессионального модуля в зависимости от группы направлений подготовки от 77-145 з.е.

Модуль мобильности (10 з.е.) - совокупность дисциплин, не относящихся к основному направлению подготовки, позволяющая студентам получить базовые знания, умения, навыки и компетенции в иных предметных областях.

Основные особенности модуля мобильности:

- изучение последовательно 2-3 дисциплин из совокупности всех модулей мобильности с учетом их пререквизитов. В этом случае данные дисциплины определяются как «Свободный модуль мобильности». Свободный модуль мобильности может реализовываться посредством открытых онлайн-курсов, доступных на портале ассоциации «Национальная платформа открытого образования». Перечень предлагаемых онлайн-курсов формируется в рамках общеуниверситетского каталога и рекомендуется руководителем ОП;

- изучается на третьем и четвертом курсе бакалавриата;

- входит в основную часть образовательной программы (зачетные единицы за дисциплины модуля мобильности входят в 240 з.е. основной программы бакалавриата);

- выбирается студентом кажд ной программы самостоятельно из рекомендации руководителя ОП;

- реализуется институтом-держ фильной (для дисциплин модуля образовательной программой.

Модуль проектной деятельности по про граммам бакалавриата включает обязательную дисциплину «Основы проектной деятельности» трудоемкостью 3 з.е., которая реализуется на втором курсе (4-й семестр). Другие дисциплины в данный раздел ОП не включаются. К модулю проектной деятельности ОП могут относиться обеспечивающие проекты студентов семи (научно-исследовательский, проект

бразователь-по

Типология проектов:

- монопроекты и междисциплинарные проекты;

- исследовательские. Работа в НИЛ, НИЦ, других научных подразделениях СПбПУ, проектный семинар, НИС, подготовка ВКР для студентов, практика (научно-исследовательская). Результаты исследования оформляются в виде статьи, отчета, курсовой работы, выпускной ква-лификационнойработы (научного доклада и т. п.);

- прикладные (практико-ориентированные). Курсовые работы/проекты, практикум (лабораторный и пр.), производственная практика, подготовка и участие в профессиональных конкурсах, проектная деятельность в рамках внутренних проектов (ведение сайта института и пр.), проектная «сервисная» деятельность в рамках внутренних проектов СПбПУ (межинститутские проекты);

- индивидуальные и групповые;

- локальные (в одной группе, в рамках одного направления подготовки, в рамках института), региональные (в рамках города, области), межрегиональные (участники представляют разные регионы страны) и международные.

Государственная итоговая аттестация

включает подготовку и сдачу государственного экзамена (3 з.е.), подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (6 з.е.). Допустимо по усмотрению руководства ОП исключение государ-го экзамена. В этом случае :<ГИА» становится 6 з.е., одуль проектной деятельн и».

включать .е.). По ка

ствен разде ются

а социокультур-

ворческие семе-

¡менение финансирования образовательных программ

В связи с переходом на новую систему управления образовательными программами бюд-ной комиссией университета был утвержден ход на новый алгоритм распределения фонда аты труда ППС.

латы труда (ФОТ) для обе реализации основных образовательны в отношении контингента студентов, прин на обучение с 01.09.2016 г. (по программам ..... гистратуры - 1 курс) и принятых на обучение с 01.09.2015 года (по программам бакалавриата и специалитета - 1 и 2 курс) за счет средств субсидий на выполнение государственного задания, формируется с учетом контрольных цифр приема и базовых нормативных затрат, установленных письмом МОН № АП-117/18вн от 01.12.2015 г.

Часть сформированного ФОТ АУП остается у руководителя ОП (в дирекции образовательных программ института, ответственного за КЦ Совокупный ФОТ ППС и оставшийся АУП, УВП распределяется по исполнителям образовательной программы, закрепленных в учебных планах пропорционально учебной нагрузки (бюджетной) и количеству студентов, обучающихся за счет субсидий на выполнение государственного задания с учетом плановой поточности.

Аналогично осуществляется и распределение ПС по внебюджетной составляющей.

Изменение ответственности за материально-техническую базу, используемую в образовательном процессе

рамм «На ятых

м ма- в об

ществляе

Осуществляется процесс перераспределения и закрепления аудиторного фонда, учебных лабораторий ранее закрепленных за кафедрами за соответствующими институтами. Данный процесс направлен на оптимизации использования аудиторного фонда в учебном процессе.

Модернизация автоматизированных систем управления образовательным процессом

В рамках внедрения новой образовательной политики университета возникла необходимость актуализации и существенной модернизации автоматизированных систем управления (АСУ) образовательным процессом СПбПУ. Внедрен программный модуль составления учебных планов с поддержкой модульного принципа (АС «Учебные планы ВО»); доработан личный кабинет преподавателя; электронное расписание для всех форм обучения; актуализирован модуль «Успеваемость»; на стадии внедрения «Личный кабинет обучающегося» (включает портфолио обучающихся). Модернизируются модули АС учета студентов и модуля учета книгообеспеченности (интеграция

информационно-библиотечного комплекса с АСУ «Нагрузка вуза»).

Таким образом, управление изменениями бразовательной деятельности носят системный характер и требует перестройки всех основных составляющих образовательного процесса. В рамках крупных образовательных организациях необходим поэтапный переход к внедрению изменений с учетом полученных промежуточных результатов и корректировки вносимых изменений. При этом особое внимание следует уделять разработке локальной нормативной базы, регламентирующей вводимые изменения; подбору и повышению квалификации руководителей, внедряющих изменения в учебный процесс и, конечно, ведению разъяснительной работы среди штатного состава преподавателей. В СПбПУ в дальнейшем планируется продолжить структурные преобразования в части перехода от кафедры на высшие школы и к 2019 г. выйти на управление образовательными программами на всех курсах обучения.

Список литературы

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.

2. Стронгин Р. Г., Чупрунов Е. В. Инновационное образование: опережающая стратегия и интеграция // Высш. образование в России. 2014. № 12. С. 5-14.

3. Клемешев А. П., Кукса И. Ю. Управление образовательными про граммами как фактор модернизации университета // Высш. образование в России. 2016. № 5. С. 10-20.

4. Михайлов Н. Н., Владимирский Б. М. Формирование образовательнойполитики вуза и ее реализация в современных условиях // Высш. образование в России. 2015. № 5. С. 20-26.

5. Караваева Е. В., Телешова И. Г., Ульянова М. Е., Эченикэ В. Х. Возможность использования методологических принципов европейского образования в российских университетах // Высш. образование в России. 2013. № 1. С. 3-13.

6. Караваева Е. В. Рекомендуемый алгоритм проектирования программ высшего образования // Высш. образование в России. 2014. № 8-9. С. 5-15.

7. Глухов В. В., Зегжда П. Д., Маховенко Е. Б. Научно-образовательный кластер - современная форма профессионального образования // Науч.-техн. ведомости С.-Петерб. гос. политех. ун-та. Информатика. Телекоммуникации. Управление. 2012. Т. 2. № 145. С. 161-168.

8. Рудской А. И. Научно-педагогические школы Санкт-Петербургского политехнического университета в металловедении и металлургии // Цвет. металлы. 2014. № 4 (856). С. 17-21.

9. Разинкина Е. М. Опыт формирования политики в области качества образования в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого // Развитие профессионального образования: новое качество :

сб. науч. статей под. ред. С. В. Тарасова. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2016. С. 93-105.

10. Сазонов Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации российского высшего образования // Высш. образование в России. 2011. № 4. С. 10-24.

11. Грязева М. В., Руднев С. А., Анисимова М. А., Бляхеров И. С. Модульные планы для эффективной реализации образовательных программ университета на основе ФГОС 3+ // Высш. образование в России. 2014. № 11. С. 5-17

DOI 10.15826/umj.2016.103.016

Razinkina E. M.*

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Russia

ABOUT MANAGEMENT OF CHANGES IN LEARNING ACTIVITY

Keywords: learning policy, modernization of the higher education, education programs management.

This article refers to the class of cases regarding the questions of changes management in learning activity through the example of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. The article is aimed at distribution of practice in the application of system changes in management of learning process of educational organization of the higher learning in line with principal directions of modernization of higher education in Russian Federation.

This article presents the new learning policy basics and a short description of main changes in learning activity, namely, structural reforms; adoption of new curriculum management system; updating of training content and use of advanced learning technologies; changes in education programs budgeting; changes of responsibility for the material and technical resources applied in learning process; modernization of learning process automated management systems.

Changes management in learning activity has the system nature and requires change-over of all learning process basic components. The phased transition to adoption for changes with account to the received intermediate results and introduced changes review is necessary, herein the particular attention should be paid to development of the local regulatory system regulating the introduced changes and carrying explanatory work among teaching personne

mendations and approaches which must be taken

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is essential because it includes re^ modernization of learning activity in the educatio

References

1. Kontseptsia federal 'noi tselevoi programme razv, obrazovania na 2016-2020 gody: Rasporyagenie Pravitel' Rossiiskoi Federatsii ot 29 dekabry 2014 g. № 2765-r. Federal Target Program concept of education development for 2016 to 2020: Government of Russian Federation edict of December 29, 2014 № 2765-r.]

2. Strongin R. G., Chuprunov E. V. Innovativi tion: Advance Strategy and Integration. Vysshee obra vRossii [Higher Education in Russia]. 2014, No. 12 (In Russ., abstract in Eng.)

3. Klemeshev A. P., Kuksa I. Yu. (2016) Administration of Academic Programmes as a Factor of University Modernization. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2016, No. 5 (201), pp. 10-20. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Mikhaylov N. N., Vladimirskii B. M. Development of University Academic Policy and its Realization in Modern Conditions. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2015, No. 5, pp. 20-26. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Karavaeva E. V. Recommended Algorithm for Designing Degree Programmes. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. 2014, No. 8-9, pp. 5-15. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Karavaeva E. V., Teleshova M. E., Ulyanova M. E., Echenike V. Kh. Potential of Implementation of Methodological Principles of European Education System in Russian Universities. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. 2013, No. 1, pp. 3-13. (In Russ., abstract in Eng.)

;anizations of the higher learning.

7. Glukhov V. V., Zegzhda P. D. cientific and educational cluster - a ssional education. Scientific and tech rg state polytechnical univers unikatcia. Manadgment. [Info: ions. Management]. 2012, T. 2, No 1 uss., abstract in Eng.)

l sheets of the Informatika. tics. Telecom-pp. 161-168.

8. Rudskoy A. I. Scientific and pedagogical schools of the St. Petersburg polytechnical university in

science and metallurgy. Ctvetnae metallae. [Non-ferrous metals]. 2014, No 4 (856), pp. 17-21. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Razinkina E. M. Experience of formation of policy in the field of quality of education at the St. Petersburg polytechnical university of Peter the Great. Razvitie professonalnogo obrazovania: novoe katchestvo. Development of professional education: new quality. Gatchina: GIEFPT publishing house n.a. S. V. Tarasov., 2016, pp. 93-105. (In Russ.)

10. Sazonov B. A. Individually Oriented Organization of Educational Process as a Means of Modernization of Russian Higher Education. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2011, No. 4, pp. 10-24. (I n Russ., abstract in Eng.)

11. Gryazeva M. V., Rudnev S. A., Anisimova M. A., Blyakherov I. S. Modular Curriculum for Effective Realization of University Degree Programmes Based on FSES 3+. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2014, No. 11, pp. 5-17. (In Russ., abstract in Eng.)

* Razinkina Elena Mihajlovna - D.Ed, professor, vice rector for academic affairs of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic Un:

Russia, 195251, St. Petersburg, Polytechnicheskaya, 29, +7 (812) 552-40-57, vicerector.educ@spbstu.ru

nic University,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.