Научная статья на тему 'Об управленческой культуре экономиста-менеджера'

Об управленческой культуре экономиста-менеджера Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
547
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ЭКОНОМИСТ-МЕНЕДЖЕР / КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морусов Александр Александрович

Статья посвящена проблеме формирования управленческой культуры экономистов-менеджеров. В ней выделяются разные типы управленческой культуры, оценивается состояние разработанности проблемы управленческой культуры личности руководителя в научной литературе, дается авторское определение понятия, раскрывается содержание управленческой культуры экономиста-менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об управленческой культуре экономиста-менеджера»

УДК 005. 3 - 005. 94

Морусов Александр Александрович

Соискатель Кубанского государственного технологического университета, ponamoreva@kubstu.ru, Краснодар

ОБ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛКГУРЕ ЭКОНОМИСТА-МЕНЕДЖЕРА

Morusov Aleksandr Aleksandrovich

The applicant, Kuban State Technological University, Krasnodar

TO THE PROBLEM OF ADMINISTRATIVE CULTURE OF AN ECONOMIST-MANAGER

Проблемы управления, как в сфере государственной службы, так и негосударственных структур и учреждений, побуждают ученых к поиску новых способов и методов развития управленцев XXI века, способных в современных условиях развития общества, и в частности его экономической сферы, не только выявлять сложные и противоречивые проблемы, но и предсказывать возможные их последствия, а также находить новые пути их решения. Важная проблема, решить которую предстоит ученым, - это определить условия и факторы, обеспечивающие продуктивное развитие профессионализма управленца как субъекта управленческой деятельности нового времени. В контексте этой проблемы автором предпринята попытка решения задачи формирования управленческой культуры экономиста-менеджера. Решение указанной задачи требует выявления сущности управленческой культуры, ее структуры и содержания, чему и посвящена данная статья.

Слово “культура” (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование, развитие. В широком смысле термин “управленческая культура” употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Исследователи выделяют разные типы управленческой культуры. Это и рыночная культура, ориентированная на рентабельность, экономический результат; и бюрократическая, базирующаяся на строгом соблюдении нормативных правил и предписаний, учитывающих и сохраняющих служебную иерархию; и корпоративная культура, основанная на общих ценностях, разделяемых всеми членами конкретной социальной организации; и целый ряд промежуточных вариантов, значимость которых оценивается в соответствии с социальным заказом на конкретный вид деятельности и его результат [10].

Оценивая общее состояние разработанности проблемы управленческой культуры личности руководителя, можно отметить, что важной теоретиче-

ской предпосылкой ее решения явилось значительное число работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных рассмотрению культуры как формы общественного сознания, социального явления и духовно-практического отношения к действительности.

Анализируя многочисленные материалы по проблематике культуры и управленческой культуры в частности, Мяготина И. А. [5] пришла к выводу, что наиболее целесообразным представляется классификация источников по следующим направлениям.

Первое направление - богатое наследие, в котором рассматриваются те или иные аспекты культуры как социального феномена. Теоретико-методологические аспекты культуры наиболее емко раскрываются в трудах Аристотеля, А. Шопенгауэра, Платона, Э. С. Маркарян, А. Швейцера, В. И. По-лишука, А. И. Арнольдова, Г. В. Драча, П. С. Гуревича, А. Г. Арсеньевой, Г. П. Выжлецева, Л. Г. Ионина и др.

Второе направление образуют различные источники, отражающие многообразие подходов в исследовании личности, ее социальных качеств, включенность человека в процесс деятельности. Среди них, в первую очередь, можно выделить работы современных ученых: М. С. Кветного, А. В. Петровского, М. В. Демина, Г. С. Батищева, В. В. Давыдова, А. Г. Спир-кина, В. Ж. Калле; В. А. Канке, В. П. Сальникова, Т. Н. Хена, Н. И. Лапина и др.

Третье направление представлено работами, в которых исследуются различные аспекты управленческой культуры как специфические проявления общей культуры, вопросы, связанные с органичным единством профессионализма и управленческой культуры как основополагающих элементов в деятельности руководителя. Значительный объем источников по менеджменту, теории управления, организации, руководства в том или ином объеме содержит вопросы, связанные с управленческой культурой, личностью руководителя, его профессиональными качествами.

Четвертое направление включает подходы зарубежных теоретиков и практиков, в том числе и переведенные на русский язык, что вызывает особый интерес в аспекте сравнительного анализа, поиска рациональных идей.

Анализ качества и состояния разработанности вопросов управленческой культуры современного руководителя показывает, что интерес к ней проявлялся и с точки зрения философского осмысления.

Так, например, Л. В. Иванова профессиональную культуру управления рассматривает в культурологическом срезе, анализируя данный феномен, прежде всего, с позиций общественных ценностей и культурных артефактов. В. Г. Игнатов и В. К. Белолипецкий дают более широкий анализ профессионализма государственного служащего. В учебно-практическом пособии В. К. Белолипецкого и Л. Г. Павловой систематизируются различные подходы к изучению этики и культуры управления, отражая многогранность управленческого труда, прежде всего, с позиций нравственных основ профессиональной деятельности. В работе П. Г. Иванова и Н. И. Кузьмичевой дается комплексное представление о специфике управленческой деятель-

ности в современных условиях, требующей учета всей совокупности знаний, выработанных человечеством, в первую очередь, в философии, истории, психологии и др. А. И. Ионова анализирует этико-культурологические аспекты управления с точки зрения властеосуществления в условиях дальнейшей демократизации общественных отношений.

Более подробно управленческая культура рассматривалась в рамках культурологических проблем, однако, социально-философский срез предполагает другой предмет исследования, на уровне понимания смысла управленческой культуры, включенности ее в систему социальных качеств личности, выявления связей и зависимостей формирования и развития в различных исторических условиях.

Анализ литературы последних лет показывает, что работы ученых обращены, прежде всего, на прагматические установки. Можно отметить, что отдельные работы крайне заужено, примитивно, буквально инструктивно отражают явление управленческой культуры. За этим часто теряется суть явления, специфика собственно культурного в управлении.

Управленческая культура - это достаточно глубокое явление, которое не всегда лежит на поверхности. В зарубежной и отечественной литературе существует множество подходов к пониманию данного явления.

Определение управленческой культуры, применимое к субъекту управления, то есть к личности, чьи профессиональные обязанности сопряжены с управленческой деятельностью, П. Милютин определил как «высокий уровень сформированности интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных, физических качеств, совокупность которых позволяет решать профессиональные задачи в сфере социального управления с высокой степенью эффективности и стабильности» [3].

Л. И. Уварова считает, что культура управления, или управленческая культура, ядром которой является культура личности руководителя, представляет собой совокупность этических, эстетических, профессиональных, психологических, организационных и других показателей личности, аспектов деятельности людей, работающих в сфере управления [9].

И. А. Мяготина понимает управленческую культуру как интегративное свойство (качество) руководителя, проявляющееся в сформированности и развитии специальных знаний, навыков, умений, способностей к творческому применению различных стилей управления в зависимости от состояния объекта, ситуации, целей и решаемых задач. Автор подчеркивает, что управленческая культура формируется и развивается в культурном континууме конкретного общества, основана на новейших достижениях науки и практики в области социального управления, преемственности лучших исторических образцов сознания и поведения специалиста, обусловлена характером и качеством социальных отношений в конкретной профессиональной среде [5].

Управленческая культура интегрирует деловые, профессиональные и личностные качества руководителя, она основана на целостности, завершен-

ности, согласованности и взаимообусловленности, и является, по мнению

А. Я. Строиловой, интегративным динамичным качеством, характеризующееся определенным уровнем теоретического осмысления (мотивационноцелевой, технологический, коммуникационный компоненты) и комплексом практических умений и навыков по реализации ведущих подходов к управленческой деятельности на основе безусловного соблюдения норм, гуманизма, морали и нравственности [8].

Культура управления - комплексная константа, включающая множество составных элементов. Ученые отмечают пока недостаточно разработанную теоретико-методологическую и практическую базу исследования этого феномена, что приводит к отождествлению его с концептами «деловая культура» и «корпоративная культура». Существует несколько точек зрения: одни считают, что данные концепты - синонимы [2], другие [4] разделяют эти концепты, считая, что корпоративная культура специально формируется первыми лицами в корпорации и объединяет ценности этой организации, а организационная культура образовывается спонтанно через взаимодействие ценностей самих работников. Третьи - используют концепт «корпоративная культура» при исследовании крупной корпорации, а организационную культуру используют при анализе деятельности небольшой корпорации.

Многоаспектные проявления культуры управления дают право выделить основные уровни ее модели, а именно:

- базовый уровень, представляющий систему управленческих знаний и интересов личности, образующих кругозор, который формируется на широкой базе информационного знания (его показателем служит тезаурус личности - активно действующий понятийный запас);

- мировоззренческий уровень, образующий систему убеждений, формирующихся на интересах и ценностных ориентациях в процессе аксиологической деятельности, рефлексии, формирования самосознания;

- уровень практической деятельности, представляющий собой систему умений и развитых на их основе способностей, формирующийся на базе социально-управленческих потребностей и установок в процессе накопления и реализации управленческого опыта;

- уровень регуляции управленческого поведения специалиста, образующий систему индивидуальных норм поведения и освоенных методов управленческой деятельности, реализующийся в поведении, а также творческой активности специалиста в процессе управления;

- эмоциональный уровень, представляющий систему социальноуправленческих чувств и формирующийся на базе переживаний руководителем процессов управленческой деятельности и поведения, реализующийся в гуманистической направленности личности [1].

Проведенный анализ состояния проблемы управленческой культуры в науке и практике управления позволяет нам, обобщив различные взгляды на концепт управленческой культуры, дать следующее ее определение: управленческая культура, являясь социальным феноменом, специфическим проявлением общей культуры, одновременно выступает как

• специфический способ человеческой деятельности, включающий сложную систему механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется, координируется и реализуется активность людей в обществе, происходит функционирование их общественной жизни;

• как профессиональное явление, она представляет собой определенную степень овладения специалистом управленческим опытом человечества, степень его квалификации, достигнутый уровень развития личности как руководителя и его стремление к непрерывному совершенствованию своей деятельности;

• как интегративное динамичное свойство личности руководителя, проявляющееся в сформированности и развитии специальных знаний, навыков, умений, деловых, профессиональных и личностных качеств, способностей к творческому применению различных методов управления, их сочетания в зависимости от состояния объекта, ситуации, целей и решаемых задач;

• мера и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах управленческой деятельности, мера совершенства деятельности руководителя по реализации управленческих функций.

Следует отметить, что сама сущность феномена управления за последнее время не претерпела каких-либо изменений, как в объективном, так и в субъективном понимании. А вот в содержательном плане есть принципиальная динамика. Современность, прежде всего, отражается в заметном усилении роли управления как основного движущего фактора экономического развития страны, в изменении отношения к управлению как к сфере приложения усилий [6; 7].

Говоря о содержательной стороне управленческой культуры экономиста-менеждера, следует помнить, что выпускник вуза по специальности «Экономика и управление на предприятии» должен быть подготовлен к разным видам профессиональной деятельности, первой среди которых в государственном образовательном стандарте указывается организационно-управленческая деятельность. Для того чтобы быть компетентным в этой сфере деятельности, экономист-менеджер, помимо экономической теории, мировой экономики, экономики отрасли и предприятия должен знать теорию управления (потребность и необходимость управления в деятельности человека, менеджмент в системе понятий рыночной экономики, эволюция менеджмента, особенности российского менеджмента, системы менеджмента, процессы управления, средства и методы управления, качество и эффективность управления и т. д.).

Кроме того, экономист-менеджер должен уметь решать следующие организационно-управленческие задачи:

• организовывать производственные процессы на предприятии отрасли;

• разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положение о подразделениях; должностные инструкции;

• проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли;

• рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативнопроизводственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства;

• разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат.

Современные условия развития российского общества настоятельно повышают требования к личности управленца, его профессионально-культурному облику. И как следствие этого возникает необходимость в дальнейшей теоретической разработке основ управленческой культуры руководителей различного уровня и профиля, наделенных полномочиями разного масштаба. И в частности, в связи с утвердившимся в российском образовании компетентностным подходом определить сущность и место управленческой компетентности в структуре культуры управления экономиста-менеджера, что является прогностическим потенциалом дальнейшего исследования поднятой в статье проблемы.

Библиографический список

1. Ваутин, В. М. Современный руководитель: проблемы, решения, советы [Текст] / В. М. Ваутин, Э. Л. Аронов. - М., 1994. - 121 с.

2. Козлов, В. Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса [Текст] /

В. Козлов, А. Козлова // Управление персоналом. - 2000. - №1(53). - С. 35-38.

3. Милютин, П. Управленческая культура личности и факторы развития [Текст] / П. Милютин // Власть. - 2007. - № 5. - С. 90-93.

4. Михельсон-Ткач, В. Процесс согласования ценностей: проблемы и оценка [Текст] / В. Михельсон-Ткач, Е. Скляр // Менеджмент в России и за рубежом. -2002. - №1. - С. 71-77.

5. Мяготина, И. А. Управленческая культура личности руководителя современной России: Социально-философский анализ: дисс. ... канд. философ. наук [Текст] / И. А. Мяготина. - Москва, 2005. - 181 с.

6. Демиденко, О. П. Содержание управленческой деятельности в научно-педагогическом и психологическом контексте [Текст] / О. П. Демиденко, С. С. Библина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. - С. 322-329.

7. Подповетная, Ю. В. Управление научно-образовательным процессом университета [Текст] / Ю. В. Подповетная // Сибирский педагогический журнал. -2010. - № 5. - С. 355-363.

8. Строилова, А. Я. Управленческая культура руководителя как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей: дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / А. Я. Строилова. - Оренбург, 2007. - 179 с.

9. Уварова, Л. И. Качество чтения как фактор формирования управленческой культуры руководителя [Текст] / Л. И. Уварова // Чтение детей и взрослых в изменившемся мире: Сб. статей и уч. -метод. мат-лов к междунар. конференции. - СПб.: СПбАППО, 2008. - С. 8-12.

10. Управленческая культура, ее сущность, особенности формирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. i-univer. com/?p=49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.