Научная статья на тему 'Об уголовно-правовой политике в сфере предпринимательской деятельности'

Об уголовно-правовой политике в сфере предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ДЕПЕНАЛИЗАЦИЯ / АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ / CRIMINAL LAW POLICY / BUSINESS ACTIVITY / DECRIMINALIZATION / DEPENALIZATION / AMNESTY OF CAPITALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорожкин Иван Олегович

Уголовно-правовая политика в области предпринимательства рассматривается в статье как результат сложного взаимодействия экономических, политических, идеологических и иных факторов. Ключевым является экономический фактор, характеризующий исторический способ производства и соответствующие ему производственные отношения. Отмечается, что в условиях информационного общества качественно меняются не только производственные отношения, что обусловливает формирование принципиально новых рынков и форм предпринимательской деятельности, но и характер взаимоотношений государства и бизнеса, что не может не учитываться при решении вопросов о криминализации и декриминализации деяний. Автор обращается к исследованию такой процедуры, как амнистия капиталов, и указывает, что специалистами она была воспринята неоднозначно. Одни сочли ее важным шагом к повышению доверия между государством, обществом и бизнесом, другие были удивлены мягкому отношению к правонарушителям, нанесшим государству экономический урон. Проблемы в этой сфере приводят к выводу о непроработанности доктринальной стороны уголовно-правовой политики, форм и методов ее реализации. Также автор подчеркивает, что распространенность того или иного опасного явления не всегда требует внесения в уголовное законодательство изменений, поскольку применение соответствующих новелл может не оправдать ожиданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Criminal-Law Policy in the Field of Business Activity

In the article, criminal law policy in the fi eld of enterpreneurial activity is seen as the result of a complex interaction of economic, political, ideological and other factors. The key one is the economic factor which characterizes the historical production method and the corresponding production relations. It is noted that in the conditions of the information society, not only the production relations are changing qualitatively, which determines the formation of fundamentally new markets and forms of entrepreneurial activity, but also the nature of the relationship between the state and business, which cannot but be taken into account when deciding on the criminalization and decriminalization of various acts. The author turns to the study of such a procedure as capital amnesty, and indicates that it was ambiguously perceived by specialists. Some considered it an important step towards increasing trust between the state, society and business, while others were surprised at the soft attitude towards offenders who caused economic damage to the state. Problems in this area lead to the conclusion that the doctrinal side of the criminal law policy, forms and methods of its implementation are not developed. The author also emphasizes that the prevalence of a dangerous phenomenon does not always require changes to the criminal law, since the use of relevant legislative innovations may not meet expectations.

Текст научной работы на тему «Об уголовно-правовой политике в сфере предпринимательской деятельности»

И. О. Дорожкин

Военная прокуратура Благовещенского гарнизона (Благовещенск)

ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уголовно-правовая политика в области предпринимательства рассматривается в статье как результат сложного взаимодействия экономических, политических, идеологических и иных факторов. Ключевым является экономический фактор, характеризующий исторический способ производства и соответствующие ему производственные отношения. Отмечается, что в условиях информационного общества качественно меняются не только производственные отношения, что обусловливает формирование принципиально новых рынков и форм предпринимательской деятельности, но и характер взаимоотношений государства и бизнеса, что не может не учитываться при решении вопросов о криминализации и декриминализации деяний.

Автор обращается к исследованию такой процедуры, как амнистия капиталов, и указывает, что специалистами она была воспринята неоднозначно. Одни сочли ее важным шагом к повышению доверия между государством, обществом и бизнесом, другие были удивлены мягкому отношению к правонарушителям, нанесшим государству экономический урон. Проблемы в этой сфере приводят к выводу о непроработанности доктринальной стороны уголовно-правовой политики, форм и методов ее реализации. Также автор подчеркивает, что распространенность того или иного опасного явления не всегда требует внесения в уголовное законодательство изменений, поскольку применение соответствующих новелл может не оправдать ожиданий.

Ключевые слова: уголовно-правовая политика, предпринимательская деятельность, декриминализация, депенализация, амнистия капиталов

БОГ: 10.34076/2410-2709-6-35-39

Уголовно-правовая политика, как впрочем и любая иная, является следствием сложного взаимодействия многообразных факторов общественного развития [Грушин 2017]. В сфере предпринимательской деятельности она стала результатом переплетения экономических, идеологических, духовных и иных факторов. Ключевым выступает экономический фактор, характеризующий исторический способ производства и соответствующие ему производственные отношения.

Так, возрастание роли и значения рынка ценных бумаг в финансовой системе Российской Федерации как средства перераспределения капиталов и привлечения инвестиций непосредственно в экономику страны потребовало адекватных механизмов защиты инвесторов от введения в заблуждение путем использования различных схем

манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, раскрытия или предоставления недостоверной информации, а также от воспрепятствования осуществлению или незаконного ограничения прав владельцев ценных бумаг (паспорт проекта федерального закона № 170133-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (по вопросу установления наказаний за деяния, причиняющие существенный вред правам и интересам граждан и юридических лиц на рынке ценных бумаг).

Стремительное проникновение информационных технологий во все сферы общественной жизни качественно меняет и сложившиеся производственные отношения: способствует увеличению доли услуг в про-

изводственных процессах, обусловливает формирование принципиально новых рынков и форм предпринимательской деятельности, включая использование возможностей интернет-ресурсов, что необходимо учитывать при решении вопроса о криминализации тех или иных деяний (ст. 171.2, 185.3 УК РФ).

Иной характер может приобретать взаимодействие субъектов предпринимательства с контролирующими органами, получающими с развитием информационных технологий новые возможности для анализа различных параметров предпринимательской деятельности. Так, специалисты связывают существенное сокращение количества фирм-однодневок не с применением норм ст. 173.1 и 173.2 УК РФ, а с изменением практики деятельности налоговых органов. В частности, в их работе стала использоваться система АСК НДС-2, позволяющая в реальном времени сопоставлять сведения

0 покупках и продажах и выявлять расхождения в декларациях по НДС и, соответственно, разные серые схемы и их участ-ников1. Кроме того, с 2016 г. налоговым органам была предоставлена возможность внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице, а по истечении шести месяцев - исключения его из ЕГРЮЛ в упрощенном порядке (п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 28 декабря 2016 г.). В результате использование серых схем становится все более затратным. Как отмечает заместитель председателя ЦБ РФ Д. Скобелкин, если в 2013 г. цена ставки за обналичивание денег в России составляла от

1 до 3 %, то сейчас она выросла до 14-17 %2.

Значительную роль в уголовно-правовой политике играют носители государственной власти, поскольку они в конечном счете предопределяют основы построения экономических отношений, механизмы взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов. Так, в условиях огосударствления экономики частнопредпринимательская деятельность

1 Почему число фирм-однодневок сократилось до исторического минимума // URL: https://www.rbc.ru/ec onomics/26/06/2018/5b30fcab9a7947e36cf7a7b3.

2 ЦБ объявил о победе над обналичиванием денег в России // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3536315.

с использованием государственных, кооперативных или иных общественных форм, коммерческое посредничество, осуществляемое частными лицами в виде промысла или в целях обогащения, влекли за собой уголовную ответственность (ст. 153 УК РСФСР).

Даже переход к рыночной экономике на первых порах мало что изменил. Несмотря на то что Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 446-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» была легализована инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, а Законом СССР от 2 апреля 1991 г. № 2079-1 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» было признано право предпринимателя осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами Союза ССР и республик, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами, сохранялась уголовная ответственность за спекуляцию, т. е. скупку и перепродажу товаров или иных предметов с целью наживы. Причем ее осуществление в крупных размерах, по предварительному сговору лиц, а равно работником торговли с использованием своего служебного положения влекло назначение наказания в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или штрафом до пятнадцати тысяч рублей. Необходимость таких мер объяснялась усилившимися негативными тенденциями на потребительском рынке и использованием этих обстоятельств в целях извлечения незаконных доходов в период стабилизации народного хозяйства при переходе к рыночной экономике.

Большое значение роль в формировании уголовно-правовой политики в сфере предпринимательской деятельности имеют интересы и потребности субъектов уголовной политики и субъектов предпринимательских правоотношений, личные качества общественно-политических и государственных лидеров, а также субъектов правоотношений, обусловливающие принимаемые политические решения и действия. В России особую роль здесь играет деятельность Уполномоченного при Президенте Российской Феде-

рации по защите прав предпринимателей: составной частью его ежегодных докладов Президенту РФ неизменно являются предложения по совершенствованию уголовного законодательства.

Достаточно интересно с этих позиций выглядит обоснование необходимости осуществления амнистии капиталов. Представляя собой частный случай депенализации преступлений в сфере экономики, она изначально преследует две цели: нормализацию делового климата и пополнение бюджета. Впервые подобное решение было принято в Швейцарии, где были созданы условия для легализации банковских депозитов и капиталов Третьего рейха, после чего в разное время, правда не всегда успешно, подобный способ оздоровления экономики применяли Аргентина, Бельгия, Индия, Ирландия, Италия, Франция и др.

В России отправным моментом законодательного закрепления амнистии капиталов стало Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г., где признание факта разного происхождения выведенных за границу капиталов сопровождалось указанием на необходимость укрепления российской экономики и улучшения делового климата. Одной из ключевых гарантий при этом стало освобождение от уголовной ответственности при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 76.1 УК РФ, в случае совершения лицом деяния, содержащего признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 193, чч. 1 и 2 ст. 194, ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, при условии если они связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации, предусмотренной Федеральным законом от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Подобные изменения в уголовно-правовой политике были восприняты неоднозначно. Одни считают амнистию капитала важ-

ным шагом к повышению доверия между государством, обществом и бизнесом на пути к «нормальному капитализму» [Александрова 2015: 63], а других «такая безграничная лояльность к правонарушителям, нанесшим большой экономический урон нашему государству» [Гетьман 2015: 43], удивляет. Впрочем, и эффективность подобных законодательных мер вызывает сомнения, несмотря на проведение третьего этапа амнистии. По мнению экспертов, вернуть удастся максимум 700-800 млрд руб. из потенциальных 6-10 трлн руб., которые бизнесмены держат в оффшорных компаниях. Кроме того, возврат капиталов, скорее, примет иные формы и будет заметен не по росту активов на счетах в банках, а по котировкам на российском фондовом рынке1, что ставит под сомнение необходимость продолжения подобной политики.

Решать данную проблему был вынужден Верховный Суд РФ, признавший недопустимым использование поданных в рамках амнистии капиталов деклараций в качестве источника информации о преступлениях декларанта либо лица, которое согласно указанным в декларации сведениям принимало участие в процессе приобретения, использования либо распоряжения имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) открытия и (или) зачисления денежных средств на счета (вклады).

Это лишний раз подтверждает непроработанность доктринальной стороны уголовно-правовой политики, форм и методов ее реализации, несмотря на то что именно она фактически определяет направления развития правовой системы. Вносимые в уголовное законодательство изменения, в том числе в части, касающейся криминализации и декриминализации преступлений в сфере предпринимательской деятельности, «имеют, скорее, эмоциональную окраску, нежели рациональный и трезвый расчет» [Бавсун 2013: 48], а вывод о целесообразности изменения уголовного закона нередко основывается на восприятии и оценке событий, носящих случайный характер, но получивших широкий общественный резонанс.

1 Третья амнистия: почему капиталы не вернутся в Россию // URL: https://finance.rambler.ru/busi-ness/42279750/?utm_content=rfinance&utm_medium= read_more&utm_source=copylink.

Показательно в этом смысле обоснование необходимости установления ответственности за контрабанду алкогольной продукции либо табачных изделий. В пояснительной записке к проекту федерального закона № 532153-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и та-

Распространенность того или иного опасного явления не всегда требует внесения в уголовное законодательство изменений, поскольку применение соответствующих новелл может не оправдать ожиданий

бачных изделий» актуальность содержащихся в нем предложений обосновывалась, в том числе, ссылками на «печальные события в Забайкальском крае, связанные с массовым отравлением людей (из 49 пострадавших 16 погибло) контрафактной алкогольной продукцией, по предварительным данным, завезенной из Китая».

Впрочем, распространенность того или иного опасного явления не всегда требует

внесения в уголовное законодательство изменений, поскольку применение соответствующих новелл может не оправдать ожиданий. Так, установление уголовной ответственности за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве не решило проблемы «обманутых дольщиков», актуальной для большинства регионов из-за значительного числа пострадавших граждан, инвестировавших свои средства в строительство многоквартирных жилых домов, вследствие чего законодатель переключился на иные правовые инструменты (компенсационные фонды, счета эскроу и т. п.).

В целом можно констатировать, что современная уголовно-правовая политика в сфере предпринимательской деятельности является результатом сложного и противоречивого взаимодействия разнообразных объективных и субъективных факторов, обусловленного качественным изменением экономической основы жизни российского общества. При этом отчетливо прослеживающиеся тенденции ее гуманизации в этой сфере не всегда встречают понимание не только среди правоохранителей, но и в обществе, в силу чего развитие доктринальной составляющей уголовно-правовой политики становится все более актуальным.

Список литературы

Александрова И. А. Амнистия капиталов как элемент уголовной политики по обеспечению экономической безопасности // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 1. С. 61-63.

Бавсун М. В. Формирование уголовно-правовой идеологии как необходимое условие развития современного уголовного законодательства // Научный вестник Омской академии МВД России. 2013. № 1. С. 47-50.

Гетьман В. Г. Легализация капитала сомнительного происхождения // Все для бухгалтера. 2015. № 4. С. 42-46.

Грушин Ф. В. Влияние системы факторов на развитие уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2017. 208 с.

Иван Олегович Дорожкин - помощник военного прокурора Благовещенского гарнизона. 675000, Российская Федерация, Благовещенск, ул. Красноармейская, д. 136/2. E-mail: iv_dor@bk.ru.

On the Criminal-Law Policy in the Field of Business Activity

In the article, criminal law policy in the field of enterpreneurial activity is seen as the result of a complex interaction of economic, political, ideological and other factors. The key one is the

economic factor which characterizes the historical production method and the corresponding production relations. It is noted that in the conditions of the information society, not only the production relations are changing qualitatively, which determines the formation of fundamentally new markets and forms of entrepreneurial activity, but also the nature of the relationship between the state and business, which cannot but be taken into account when deciding on the criminalization and decriminalization of various acts.

The author turns to the study of such a procedure as capital amnesty, and indicates that it was ambiguously perceived by specialists. Some considered it an important step towards increasing trust between the state, society and business, while others were surprised at the soft attitude towards offenders who caused economic damage to the state. Problems in this area lead to the conclusion that the doctrinal side of the criminal law policy, forms and methods of its implementation are not developed. The author also emphasizes that the prevalence of a dangerous phenomenon does not always require changes to the criminal law, since the use of relevant legislative innovations may not meet expectations.

Keywords: criminal law policy, business activity, decriminalization, depenalization, amnesty of capitals

References

Aleksandrova I. A. Amnistiya kapitalov kak element ugolovnoi politiki po obespecheniyu eko-nomicheskoi bezopasnosti [Capital Amnesty as an Element of the Criminal Policy to Ensure Economic Security], Vestnik Nizhegorodskoi Akademii MVD Rossii, 2015, no. 1, pp. 61-63.

Bavsun M. V. Formirovanie ugolovno-pravovoi ideologii kak neobkhodimoe uslovie razvitiya sovremennogo ugolovnogo zakonodatel'stva [Building of Criminal-Law Ideology as an Urgent Condition of the Development of Modern Criminal Legislation], Nauchnyi vestnik Omskoi akademii MVD Rossii, 2013, no. 1, pp. 47-50.

Getman V. G. Legalizatsiya kapitala somnitel'nogo proiskhozhdeniya [Legalization of Capital of Doubtful Origin], Vse dlya bukhgaltera, 2015, no. 4, pp. 42-46.

Grushin F. V. Vliyanie sistemy faktorov na razvitie ugolovno-ispolnitel'noi politiki i ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Influence of the System of Factors on the Development of Criminal Executive Policy and Criminal Executive Legislation of the Russian Federation], Moscow, Infra-M, 2017, 208 p.

Ivan Dorozhkin - assistant military prosecutor of the Blagoveshchensk Garrison. 675000, Russian Federation, Blagoveshchensk, Krasnoarmeiskaya str., 136/2. E-mail: iv_dor@bk.ru.

Дата поступления в редакцию / Received: 01.11.2019

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 24.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.