Научная статья на тему 'ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПОЧТОВОГО ТРАКТА НОВГОРОДКА - СВЯТЫЕ ГОРЫ В СЕРЕДИНЕ XIX В'

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПОЧТОВОГО ТРАКТА НОВГОРОДКА - СВЯТЫЕ ГОРЫ В СЕРЕДИНЕ XIX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПОЧТОВОГО ТРАКТА НОВГОРОДКА - СВЯТЫЕ ГОРЫ В СЕРЕДИНЕ XIX В»

Шушжшммама

А. М. Васильев

Об учреждении почтового тракта Новгородка — Святые Горы в середине XIX в.

Земли Пушкинского Заповедника пересекает множество дорог, «дорожная» тема звучит во многих экскурсиях. Это мемориальные дороги, связанные с прогулками А. С. Пушкина в окрестностях Михайловского, его путешествиями в соседние уезды. «Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест...»1.

Какие-то дороги появились уже после Пушкина, и с ними также связаны многие события в истории края.

Во время поездок путники обычно делали остановки на почтовых станциях, сменяли лошадей, устраивали себе небольшой отдых. В пушкинское время последней станцией на пути от г. Острова к слободе Тоболе-нец (Святым Горам), на границе Опочецкого и Островского уездов, была станция Синск. В Святых Горах в ту пору почтовой станции не было, а состояние дорог оставляло желать лучшего.

Вновь вспоминаются пушкинские строки:

«Теперь у нас дороги плохи Мосты забытые гниют...»2.

Стремясь улучшить состояние дорог, губернские и уездные власти к середине XIX в. занялись устроением главных магистралей и местных дорог, об одной из

Васильев Андрей Михайлович — зав. отделом истории, археологии и краеведения Музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское».

которых рассказывается в документах Государственного архива Псковской области (в фонде Псковской губернской строительной и дорожной комиссии): о строительстве дороги от станции Новгородка, через д. Селихново, до слободы Тоболенец (Святых Гор).

Эта дорога и в настоящее время активно используется и включена во все основные маршруты, связывающие Пушкиногорье с соседними городами и регионами.

Говоря языком современных документов, это «главная автодорога поселения регионального значения IV категории Новгородка — Новоржев, проходит с запада на восток, имеет асфальтовое покрытие»3.

В д. Новгородка сохранилось здание почтовой станции, появившееся здесь при устройстве тракта к Святым Горам в середине XIX в. Здание находится на государственной охране как памятник регионального значения и ошибочно именуется как «почтовая станция, в которой проездом из Петербурга в село Михайловское останавливался А. С. Пушкин»4.

Обратим внимание на карту Опочецко-го уезда, прилагаемую к известной книге опочецкого краеведа-историка Л. И. Софийского, изданной в начале XX в.: на ней показана дорога от ст. Новгородка к Святым Горам.

Л. И. Софийский писал: «Если в отдаленное от нас время дорога в пределах теперешнего Опочецкого уезда была очень тяжелой вследствие обилия болот и рек, то в ближайшее к нам время эти препятствия

начали сглаживаться, благодаря устройству чрез реки постоянных мостов и проведению хороших дорог, завершившихся в половине XIX столетия в царствование императора Николая 1-го устройством Киевского шоссе. ... Киевское шоссе, пересекающее Опочецкий уезд с севера на юг, окончено постройкой в июле 1849 г, и 1 августа этого года происходило торжественное открытие его5.

В преддверии открытия Киевского шоссе, 25 июля 1849 г., псковский гражданский губернатор Александр Львович Черкасов обратился к властям Островского уезда: «Островский Земский Исправник Надворный Советник Васильев докладывал мне о возможности улучшить и сократить тракт от Острова до Новоржева в случае открытия Опочецкого шоссе. ... Предписываю Вам представить мне немедленно соображения как от куда, чрез какие селения, это шоссе предлагается провести к Новоржеву дорогу и много ли будет верст: как по шоссе так и по проселочному тракту, и возможен ли в настоящее время тут проезд? Так же не будут ли предстоять излишние расходы для земства, — на что именно и в каком количестве. Где надо будет учредить станции и по сколько верст? ...»6.

Вскоре, 3 августа, последовал рапорт «Исправляющего должность Островского Исправника, Старшаго Непременнаго Заседателя Русанова»: «... Имею честь представить все те подробности, какия только я мог извлечь, из собственнаго соображения и посторонних сведений... В настоящее время положение Но-воржевскаго тракта есть следующее:

От г. Острова до г. Новоржева, по почтовому исчислению 76 1/2 верст. На этом протяжении три станции. Первая есть г. Острова Погорелка, вторая Шики, и третья в Новоржевском уезде Подлужье. На каждой из означенных трех станций находится по 6-ти почтовых лошадей, во что же стоит содержание их, мне неизвестно.

Устройство сообщения по Новоржевскому тракту лежит на натуральной повинности крестьян в Островском уезде, на протяжении 64 верст . Сверх того земская повинность несет по теперешнему Новоржевскому тракту единовременные расходы и по устройству 77 верстовых столбов.

Теперь обращаюсь к переводу Ново-ржевскаго тракта по предполагаемому новому направлению. Сообщение городов Острова и Новоржева может быть сделано по Бобруйскому шоссе на Станцию Крюкову Островского уезда 18 верст, и на Станцию Новгородка Опочецкого уезда 15 верст. А всего по шоссе 33 версты. От ст. Новгородка дорога должна идти к Городу Новоржеву по Опочецкому уезду на погост Рождественский в 12-ти верстах, от этого Погоста на деревню Государственных Имуществ Румянцеву 3 версты, на Святыя Горы 7 верст, и далее на деревню Пундареву Государственных Имуществ 7 же верст. Здесь оканчивается граница Опочецкого уезда и до города Новоржева остается 18 верст, что и составляет проселочным трактом 47 верст.

Все же расстояние между Островом и Новоржевом составит 80 верст. На 47 верстах по проселочной дороге от станции Новгород-ка и к Городу Новоржеву, станция может быть устроена в Святых Горах. (курсив — А. В.) Пункт этот от Бобруйскаго шоссе в 22-х верстах и от г. Новоржева в 25-ти верстах — дорога от Станции Новгородка до Святых Гор идет в настоящее время совершенным проселком и к проезду в больших экипажах не удобна. От Святых же Гор до Новоржева, хотя дорога так же проселочная, но несравненно в лучшем устройстве. ... близ погоста Рождественскаго протекает Великая река, на которой содержится переправа на канате...».

Далее в рапорте говорится о выгоде предлагаемого пути: «Первое потому, что с закрытием ныне существующей Новоржевской дороги, расходы земской повинности по содержанию почт ограничатся для одной только станции, предполагаемой в Святых Горах, вместо тех трех, которые теперь существуют в Погорелке, Шиках и Подлужье. — Второе потому, что более чем на третью часть, сократятся расходы и по содержанию верстовых столбов. Третье потому, что с уничтожением 76 верстой Новоржевской теперешней почтовой дороги по одному только Островскому уезду освободится от натуральной дорожной повинности 12340 жителей, обремененных по сравнению с другими уездами Псковской губернии, подводною и постойною повинностями, и наконец в четвертых потому, что для

всякаго проезжающего, представляется более спокойствия проехать из четырех перегонов две станции по шоссе»7.

После рапорта Русанова чиновнику особых поручений В. Буцевичу было поручено «описать подробно путь, проселочный, от ст. Новгородка / на новом шоссе Опочец-кого уезда/ до Св. Горы, или селения Тобо-ленца, в том внимании чтоб в оном селении им в Св. Горах учредить станцию, для чего и нужно знать ... нет ли каких ... препятствий; какой именно грунт и много ли надо времени и средств к приведению пути в порядок... чтобы открыть почту к 1 мая 1850 года? »8.

Чиновник В. Буцевич 12 августа сообщал губернатору: «...Во исполнение предписания Вашего Превосходительства от 4 сего августа . имею честь донести, что указанный в донесении Вашему Превосходительству, Исправляющим должность Островского Исправника путь от Святых Гор — чрез погост Рождественский, на станцию Новго-родка, совершенно неудобен ко учреждению почтовой дороги. Потому что из Святых Гор по указанному тракту и измеренных мною 34 версты ... прогон велик ... к тому же грунт земли, большею частью низкий чернозем, неудобный к починке дороги, со множеством ручьев и речек.

Наконец, существующая в Погосте Рождественском переправа чрез Великую реку, весною . на две и более недели без действия, причиною тому отлогие берега реки .

Желая избегнуть этих неудобств, я отыскал другой путь и именно от Святых Гор на деревню Селихново: / здесь река Великая с крутыми берегами / Досчерево, Лутово, Шмотки, Коршилово, Курово и ст. Новгород-ка. Здесь измеренный мною путь оказался 24 версты 110 саж. Дорога эта весьма узка, обыкновенно как бывает проселочная от деревни до деревни; грунт земли несравненно тверже; ручьев и речек нет; следовательно удобнее к содержанию дороги в исправности. Лесов на всем пространстве почти нет. Кроме леса помещицы Осиповой (владелицы с. Тригорское. Курсив — А. В.) и мещан Столяровых; от первой нужно будет срубить только 35 пней толщиной от 1 до 3 вершков . Г-жа Осипова, как заверила меня, в срубке 35 пней проти-

вуречить не будет. Дорога вообще пролегает извилинами чрезвычайно стеснена . и как подобное ее существование допустить нельзя, и должно сделать шириною в 4 саж, то при производстве этой работы легко можем уменьшить расстояние до 2 верст, и этот прогон не будет обременителен для лошади.

На реке Великой у д. Селихново нужен перевоз; устройство его не потребует новой издержки, ибо с открытием почтовой дороги по шоссе, бывшая на р. Исе переправа ... упразднена и потому может быть переведена в д. Селихново. К устройству дороги полагаю . разделить дорогу на участки, между владельцами — крестьянами Государственных Имуществ, с обязательством каждым ... повозки, провести канаву, устроить трубы . этим чрезвычайно скоро можно достигнуть цели и избавить казну от денежной издержки при заготовлении лесного материала, нуж-наго по крайней мере на 600 руб. серебром. Крестьян в Опочецком уезде ...Гос. Иму-ществ 17979, свободных хлебопашцев 53 и помещичьих 20462 души ... почтовую станцию предположено иметь в сел. Тоболенец. (Курсив — А. В.)»9.

5 октября 1849 г. губернатор обращается к Опочецкому уездному предводителю дворянства Петру Гавриловичу Рютневу: ««... Об открытии станции в святых горах представлено г. Министру Внутренних Дел и Почтовому начальству, и как . должна быть открыта с 1 Генваря 1850 г. — то ныне немедленно нужно исправить дорогу от Святых Гор к станции Новгородки . — и потому я . покорнейше прошу Ваше Высокоблагородие сделать немедленно распоряжение Ваше к таковому исправлению и о последующем меня уведомить. Вместе с сим предписано мною о том Опочецкому Земскому Исправнику и предложено Псковской Палате Государственных Имуществ»10.

Уездный предводитель дворянства П. Г. Рютнев в своем ответе сообщает о следующих обстоятельствах, затрудняющих исполнение работ по скорейшему устройству дороги: отсутствие «подробного плана всему протяжению дороги»; отсутствие договоренности «с владельцами земель, чрез которые должна пройти дорога, о добровольной уступке пахотной земли и сенокоса и не

потребует ли сие вознаграждения»; «вновь предполагаемая дорога проходит чрез места безлесные, где не только для мостов и труб, но даже для фашинника вовсе нет материалов на пространстве сорока верст; к тому же настоящее время для провода дороги вовсе неудобно: во-первых потому, что сделав наряд рабочих людей, ныне же отвлечешь их от неоконченных сельских занятий . по случаю дождливой осени... во многих местах озимые поля не досеяны, яровой хлеб с полей не убран и в особенности лен не поднят, на который, по случаю худого урожая хлеба, одна только надежда крестьян к уплате податей, и следовательно, таким несвоевременным распоряжением можно навлечь на себя неминуемый и справедливый ропот владельцев».

В заключение Рютнев предлагает при устройстве дороги «возложить эту повинность не на одних крестьян, но и на купцов, мещан и вольных хлебопашцев имеющих в уезде значительное количество земли в своем владении, которые хотя и не имеют рабочих, но могут доставить лесные материалы»11.

Тем не менее, осенью 1849 г. работы по устройству новой почтовой дороги были продолжены. И в данном архивном деле все чаще попадаются документы, подписанные опочецким земским исправником Федором Карповым, который «принял за исправлением дороги личный надзор»12.

Многие рапорты исправника адресованы напрямую псковскому губернатору. Высказывает свои предложения Карпов и уездному предводителю дворянства (21 октября 1849 г.):

«...Необходимо Командировать Уездного Землемера провешить дорогу;

... 3-е Воловым расчетом дорогу исправлять не возможно; нужно назначить Владельцам участки с обязательством каждого вычинить полотно, провести канавы устроить трубы и мосты и как для последних необходим лесной материал, следовательно участки делить надобно по числу владеемых душ и казенных крестьян, возлагая преимущественно мосты и трубы на тех владельцев, у коих имеются лесные дачи с таким при том расчетом, чтобы те, кому назначается мост или трубы получал к отделке земляного полотна гораздо менее .

4-е Возложить на Г. Землемера хотя приблизительно при разделении дороги на участки обозначать на плане или особой ведомости, сколько на мосты и трубы необходимо материала . я же во всякое время готов повестить о сем Владельцев и начальство казенных крестьян...»13.

Из рапорта Ф. Карпова гражданскому губернатору Черкасову от 7 ноября 1849 г.: «Во исполнение предписания Вашего Превосходительства, от 3 ноября за №2 9330 имею честь почтительнейше донести, что по Распоряжению Уездного Предводителя Дворянства, Землемер Винтер приступил 2 числа сего месяца к разбивке дороги, от Станции Новгородки к Святым горам на участки...»14.

Рапорт Ф. Карпова — гражданскому губернатору ... апреля 1850 г.: «В продолжение прошедшей зимы, для устройства почтового тракта от Станции Новгородки чрез Святые горы к Новоржеву — Заготовлено для мостов, мостиков и труб на участки 3000 дерев, более тысячи куб. саж., вывезено фашиннику и песку, розданы Владельцам чертежи мостов для единообразной постройки и я высылаю рабочих на дорогу, на четвертый день Пасхи, с коими буду сам до окончании работ там находиться без отлучки...»15.

К маю 1850 г. работы по устройству нового Новоржевского тракта завершаются, решался вопрос о переправе через р. Великую в д. Селихново.

По сообщению Ф. Карпова Гражданскому губернатору от 28 апреля 1850 г.: «... В дер. Селихново на реке Великой плот уже устроен Содержателем по контракту Псковской Строительной и Дорожной Комиссиею за 280 руб. серебром . Можно было бы так же с прибавлением небольшой платы к той какую ныне Содержателю перевоза уже обязана Комиссия, склонить его устроить мост на реке Великой с отдачей ему бывшего Син-ского моста, но мост этот уже по распоряжению окружного начальства перевезен на дорогу нового тракта для сделания из него на участках казенных крестьян мостиков и труб.

При Селихнове река в ширину 40 саж, плот по глубине того места будет ходить во всякое мелководие: но можно устроить и мост на козлах, содержание коего с перевозом обойдется не менее 600 руб. серебром в

год»1

Из рапорта Ф. Карпова в июне 1850 г.: «. по измерению моему и уездного землемера после устройства Новоржевской почтовой дороги оказалось, от временной Новго-родкинской Станции по шоссе до поворота 3 версты, от поворота или будущей настоящей (курсив — А. В.) Новгородкинской Станции до Святогорской 21 верста 120 саж. ...».

В описи фонда Псковской губернской строительной и дорожной комиссии есть дело о строительстве моста в д. Селихново в 1851 г., но, к сожалению, по причине ветхого состояния оно недоступно для исследования ...

Однако удалось узнать некоторые сведения о строительстве моста в д. Селихново весной 1854 г.

«Главное управление путей сообщения и публичных зданий. 26 апреля 1854 года. ...

Г. Архитекторскому помощнику Жар-новскому.

Губернская Строительная и Дорожная Комиссия, утвердив подряд за купцом Столяровым, по устройству моста, содержание его и перевоза чрез р. Великую при д. Селихно-во, в Опочецком уезде, и назначая Вас производителем означенных работ предписывает: Составить . смету. О начатии и окончании работ своевременно донести Комиссии . Копия с контракта и три сметы у сего препровождаются: .

Подписали: Гражданский губернатор Черкасов, Непременный член Инженер-полковник Ободовский, Начальник Стана майор Годовиков»17.

В рапорте «Производителя работ Архитекторского Помощника Жарновского в Псковскую Губернскую Строительную и Дорожную Комиссию от 5 августа 1854 г.: «Во исполнение предписания от 30 июля 1854 г. № 1688 имею честь донести что работы по устройству моста чрез р. Великую при деревне Селихновки в Опочецком уезде начаты были 20 апреля и кончены 29 мая. Описи по сей работе представлены мною в Комиссию 29 мая... № 41 и копии квитанций № 2 и № 3 подрядчику Столярову представлены при Рапорте № 40.

Жарновский. Г. Новоржев»18.

На «Геометрическом специальном плане Псковской губернии Опочецкого уезда дачи образовавшейся по специальному меже-

ванию под названием села Георгиевского Три-горское тож с деревнями . владения Статской Советницы Прасковьи Александровны Осиповой, обмежеванной при генеральном межевании в 1784 году Августа 9 дня...; которая специально размежевана в 1847 году июля 3 дня Опочецким Уездным Землемером Коллежским Регистратором Петром Винтером и в 1855 году Августа 15 дня, план сей сочинен . Межевого Корпуса Землемерным помощником Ильичевым.»19 показана уже новая почтовая дорога, широкой полосой (по сравнению с другими соседними дорогами) проходящая от переправы через р. Великую в слободу Тоболенец (Святые Горы), огибая озеро Каменец, и к с. Тригорское.

Дорога пересекает пустошь Клевкову (литера I) и пустошь Каверину (литера L), владение Осиповой.

На плане окрестностей Святогорско-го монастыря и села Михайловского конца XIX в.20 также отмечена «почтовая дорога», проходящая через д. Селихново к Святым Горам.

Один из путешественников, проезжавший этим почтовым трактом в Святые Горы в конце1850-х гг., оставил такое свидетельство:

«...За Островом мы своротили с Варшавского тракта на Киевский. ... К половине 7-го мы сделали две станции: Крюковскую, очень красиво расположенную над р. Великою, и Новгородки. Отсюда поворот налево, к юго-востоку, на станцию Святые Горы, до которой предстояло сделать 22 версты по красноватой глине, посыпанной песком. В сухое время, вечером, и эта дорога недурна, но теперь, чтобы засветло добраться до ночлега, приходилось ехать на тройке, особенно имея в виду прошлые дожди и большую синюю тучу, которая подобралась к нам сбоку, пока мы, истые петербуржцы, выбравшиеся из своего болота, восхищались холмами и лугами. . мы имели возможность полюбоваться великолепным видом на Великую реку в шести верстах от Святогорской станции. . вид на Великую под деревней Селихново очень хорош. Мы сворачивали на мост: справа, крутым поворотом шла к нам Великая река; при наступивших сумерках вода чернела от густого высокого леса по обоим берегам, которые отлогими, небольшими лугами сходят

от леса к воде и окаймлены удивительно симметрично нависшими в воду ракитами»21.

В результате работы с несколькими архивными делами и литературой по теме удалось приоткрыть некоторые страницы из истории почтовых сообщений в окрестностях Святых Гор в середине XIX в., найти новые сведения о строительстве моста в д. Селихново и почтовой станции в Святых Горах в это время.

Однако, помимо упоминаний о почтовой станции в Святых Горах, во время строительства дороги, более подробных сведений о том, каким было станционное здание и где оно находилось в слободе в 1850 г., пока нет.

В нескольких публикациях разных авторов ранее сообщалось о том, что почтовое отделение в слободе открыли лишь в 1877 г., вероятно, со ссылкой на сведения «Переписи населенных мест Российской империи в 1872-1877 гг.»22-

Скорее всего, первоначальная станция была деревянной.

В исторической части Пушкинских Гор, как стала именоваться слобода с 1925 г.23, на берегу оз. Тоболенец, сохранилось здание, в котором с давних пор и по настоящее время располагается почтовое отделение. В народе его называют «старой почтой».

В Кадастре «Достопримечательные природные и историко-культурные объекты Псковской области» дана следующая характеристика зданию «старой почты»: «Постоялый двор (кон. XIX — нач. XX вв.), ул. Почтовая, д. 2. Двухэтажный — нижний этаж кирпично-валунный, декоративной кладки; верхний — дерево-кирпичный, оштукатуренный. При нем дворовая рубленая деревянная постройка. Узел связи»24.

Вероятно, именно оно было выстроено вместо первоначального здания. Но, как подсказывают документы, далеко не сразу.

Надо отметить, что станция в Новго-родке сначала тоже была «временной» (см. выше рапорт Ф. Карпова, июнь 1850 г).

В самом конце XIX в. игумен Свято-горского монастыря Иоанн писал: «Слобода Таболенец находится за монастырской оградою, имеет почтово-телеграфное отделение... (курсив. — А. В.)»25.

Документы фонда Опочецкой почто-во-телеграфной конторы начала XX в. дают

ответы на некоторые вопросы, в частности, о том, было ли собственное здание у Свято-горского почтово-телеграфного отделения на тот момент. В «Отчете о работе отделения за 1903 год» сообщается, что учреждение размещено «в частном доме, нанимаемом у Крестьянки Псковской губернии . / неразб. / волости Анастасии Кондратьевны Загорской сроком на 3 года с 1 августа 1901 г по 1 августа 1904 г по 225 руб в год. ... Лошадей на станции содержалось 12»26.

Таким образом, к 1903 г. собственного здания еще не было.

Говоря о местонахождении станции, можно предположить, что оно сразу же было выбрано на берегу озера, давшего название поселению — Тоболенец, на въезде в слободу со стороны с. Тригорское по Большой улице и на пересечении с дорогой, уходящей в уездный город Опочку. Направлению этой дороги соответствует улица Почтовая, на которой уцелели еще несколько построек конца XIX — начала XX в. Некоторые из них стоят на государственной охране27. Здесь же, на Волост-новой горе (горе Закат) в ту пору находилось правление Воронической волости.

«Размещение Волостного правления... неподалеку от почтовой станции опочецкого направления . очевидно, дали толчок к территориальному расширению поселка, росту торговых отношений, почтовых передвижений, общему экономическому подъему», — пишет в одной из статей И. И. Лагунин28.

В 1899 г., в момент празднования 100-летнего юбилея А. С. Пушкина, в Свято-горское почтово-телеграфное отделение приходили поздравительные телеграммы на имя сына поэта Григория Александровича Пуш-кина.29 А гости из Пскова, Петербурга ехали в Святые Горы через ст. Новгородка.

В наши дни дорога от д. Новгородка до р. п. Пушкинские Горы на отдельных отрезках проходит не так, как она проходила ранее. Дорогу спрямляли и благоустраивали в 1970-80-е гг., устраивали объездную дорогу вокруг поселка Пушкинские Горы, вдоль южного берега оз. Каменец. Однако фрагменты старого тракта и сейчас хорошо видны как на местности у д. Селихново, д. Пустыньки, д. Рубилово, так и на картах.

Некоторые деревни, через которые проходила дорога в середине XIX в., к настояще-

му времени уже не существуют. Например, это деревни Лутово, Дощери, Курово, снятые с учета в 1970-е гг.30 На картах района 1937 и 1957 гг. они еще отмечены31.

Среди людей, имеющих непосредственное отношение к появлению почтовой дороги до Святых Гор, как рассказали документы, были псковский гражданский губернатор А. Л. Черкасов, ст. непременный заседатель, исправляющий должность Островского исправника Русанов, мл. чиновник особых поручений, губернский секретарь В. Буцевич, архитектор И. И. Жарновский, а также соседи по имениям, опочецкий земский исправник Федор Андреевич Карпов и Прасковья Александровна Осипова, из которых каждый по-своему способствовал благоустройству края.

Примечания

1. Пушкин А. С. Евгений Онегин. Гл. 8, строфа XIII // «Евгений Онегин». Поэмы. М., 1970. С. 148.

2. Пушкин А. С. «Евгений Онегин». Гл. 7, строфа XXXIV // Там же. С. 134.

3. Генплан гп «Пушкиногорье». Пояснительная записка. Транспортная инфраструктура. 2014. С. 101.

4. Решение № 163 Исполнительного комитета Псковского областного Совета депутатов трудящихся от 28.03.1950.

5. Софийский Л.И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем. Псков, 2004. С. 143.

6. ГАПО. Ф. 31. Оп. 1. Д. 615. Лл. 5-6.

7. Там же. Лл. 7-9.

8. Там же. Лл. 10-10 об.

9. Там же. Лл. 14-15.

10. Там же. Л. 20.

11. Там же. Лл. 25-26.

12. Там же. Л. 40.

13. Там же. Лл. 39-40.

14. Там же. Л. 53.

15. Там же. Л. 76.

16. Там же. Лл. 82-83.

17. ГАПО. Ф. 31. Оп. 1. Д. 614. Лл. 1-1об.

18. Там же. Л. 3.

19. План села Тригорского с деревнями и пустошью Прасковьи Александровны Осиповой 18471855 гг. // Музейные фонды Пушкинского Заповедника. ПЗ-НВФ-4450.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. План окрестностей Святогорского монастыря и села Михайловского.Масштаб: в английском дюйме 1 верста. Издание Псковского Губернского Земства. План пути от Станции Остров Варшавской железной дороги до Святых Гор. Масштаб: в английском дюйме 7 верст. 1899 // АПЗ. Д. 315. Пл/ч.

21. Тимофеев К. А. Могила Пушкина и село Михайловское. 1859. // Иванова В. К., Иванов С. П. «Скоро ли Святые Горы. По следам паломников в Пушкинский уголок». М., 2007. С. 77.

22. См.: Шпинев В. Я. Пушкинские Горы до 1917 года // Пушкинский край. 1968. 6 февраля; Са-выгин А. М. Пушкинские Горы. Л., 1989. С. 93; Пушкинская энциклопедия «Михайловское». С. Михайловское-М., 2003. С. 314.

23. Савыгин А. М. Указ. соч. С. 103.

24. Кадастр. Достопримечательные природные и историко-культурные объекты. Псков, 1997. С. 395.

25. Игумен Иоанн. Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии. Цит. по: Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Псковской епархии. М., 2003. С. 152.

«... Когда благому просвещенью Отдвинем более границ, Со временем . дороги, верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут. Мосты чугунные чрез воды Шагнут широкою дугой, Раздвинем горы, под водой Пророем дерзостные своды, И заведет крещеный мир На каждой станции трактир»32.

26. ГАПО. Ф. 313. ОАФ, оп. 1, д. 139. Лл. 38, 42.

27. Постановление Пск. обл собр деп.№ 542 от 30.08.1998; Кадастр. Достопримечательные природные и историко-культурные объекты. Псков, 1997. С. 395-396; Хмелева Е. В. Почтовая улица // Пушкинский край. 2012. 27 июля

28. Лагунин И. И. Пушкинские (Святые) Горы. Историко-архитектурный и градостроительный ансамбль. Планировочная структура. Объекты культурного наследия. //Михайловская пушкиниана. Вып. 56. С. Мих-ое. 2012. С. 12.

29. Лобанова Э. Ф. Мой любимый уголок земли... — с. Михайловское, 2007. С. 23.

30. Решение Псковского облисполкома от 27.07.1970 № 328; от 28.01.1976 № 42.

31. Карта Генерального штаба РККА. РСФСР. Калининская область. 1937 г. Масштаб: 1: 50000. 2 см на карте соответствуют 1 км на местности; Карта Пушкиногорского района с обозначением колхозов 1957 г. Масштаб: 1:10000 // АПЗ, д. 326, Пл/ч.

32. Пушкин А. С. Евгений Онегин. Гл. 7, строфа XXXIII //«Евгений Онегин». Поэмы. М., 1970. С. 133-134.

Литература

1. Иванова В. К., Иванов С. П. «Скоро ли Святые Горы.». По следам паломников в Пушкинский уголок. М., 2007.

2. Лобанова Э. Ф. Мой любимый уголок земли. Сельцо Михайловское, 2007.

3. Пушкинская энциклопедия «Михайловское».: Сельцо Михайловское, М. 2003.

4. Савыгин А. М. Пушкинские Горы. Л.: Лениздат, 1989.

5. Софийский Л. И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем. Псков, 2004.

Карта Опочецкого уезда нач. XX в. Масштаб: 10 верст в дюйме. Копия из книги Л. И. Софийского «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем» 1912 г.

План села Тригорского с деревнями и пустошью Прасковьи Александровны Осиповой 1847-1855 г. Копия // ПЗ-НВФ-4450

л«*»- ё^йНа&ЖоЛо орЗьргижлШ Ъвц**

План окрестностей Святогорского монастыря и села Михайловского. Масштаб: в английском дюйме 1 верста. Издание Псковского Губернского Земства. План пути от Станции Остров Варшавской железной дороги до Святых Гор. Масштаб: в английском дюйме 7 верст. Кон. XIX — нач. XX вв. Копия // АПЗ, коп/док, 40

Здание почты в р.п. Пушкинские Горы. Фото 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.