М. В. Васильев
«
Визуальное наблюдение
с церковной колокольни»
(Германская авиация в небе Псковщины в 1914 г.)
С первых дней войны Псковская губерния, как и многие другие территории Российской империи, столкнулась с серьезной проблемой — фактически безнаказанным пролетом вражеской авиацией. В отличие от русских авиаторов, которым далеко улетать от линии фронта было запрещено, летчики противника часто заходили глубоко в тыл русских войск, собирая ценные разведданные, а иногда и производя бомбежку объектов1. Уже 9 августа 1914 г. в телеграмме на имя Псковского уездного исправника отмечалось, что «по имеющимся сведениям в некоторых местах империи появились воздушные аппараты, пролетающие главным образом в населенных местах над хранилищами войсковых запасов. Появление таких аппаратов наблюдалось в Казанской, Пермской, Витебской и Вятской губерниях. Есть основания предполагать о присутствии в пределах империи оборудованных тайных неприятельских станций и бензохранилищ. Необходимо местному благонадежному населению разъяснить важность немедленного сообщения полиции случаев появления и особенно спуска аэропланов, которые подлежат аресту»2.
С начала августа 1914 г. немецкие аэропланы периодически появлялись в небе над стратегическими объектами Псковской
Васильев Максим Викторович — кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ПсковсГУ.
губернии. Так, 9 августа в четвертом часу ночи железнодорожные служащие Великолукского уезда заметили пролетающий аэроплан над поселком Новосокольники, который якобы опустился недалеко от станции. 11 августа на железнодорожной станции Лешенка Порховского уезда был замечен высоко пролетающий аэроплан по направлению Витебска. Ночью 14 августа аэроплан-разведчик кружил над мостами у станции Остров, после безрезультатной стрельбы охраны моста летательный аппарат удалился. В этот же день аэроплан был замечен крестьянами Сиверской волости Торопецкого уезда, а 15 сентября в том же месте был замечен еще один аэроплан. По данным материалов канцелярии Псковского губернатора видно, что большинство аэропланов противника в случае своего обнаружения совершали разворот и уходили в направлении Риги3. Не редкостью были и ночные полеты самолетов-разведчиков. Чаще всего очевидцы указывали на «стрекочущие машины» с белыми и красными фонарями, которыми освещались мосты и железнодорожные станции.
В результате активной авиаразведки немецкому командованию было известно практически обо всех передвижениях русских войск. В своем «Очерке действий XV армейского кавалерийского корпуса в Восточной Пруссии в 1914 г.» командующий корпусом, генерал Мартос писал: «Первые немецкие
летчики появились, еще когда корпус расположился на ночлег в районе Острова. На рассвете с немецкого аэроплана была брошена бомба в большое стадо гусей у казарм в Сал-тыковском Штабе. Затем ежедневно утром немецкие летчики появлялись над нашими ночлегами или походными колоннами. Наши летчики с ними бороться не могли. Бесцельную стрельбу пехоты по аэропланам, производившую только беспорядок, я запретил. Иногда открывавшаяся стрельба полевой артиллерии успеха также не имела. А потому неприятельские летчики безнаказанно нас рассматривали»4.
Прослеживая динамику полетов авиации неприятеля в небе Псковской губернии, можно отметить, что активность немецких летчиков совпадала с началом крупных операций русской армии. Так, приказ от 13 августа 1914 г. командующего Северо-Западным фронтом Я. Г. Жилинского о начале наступления 1-й и 2-й армии совпал с активностью вражеской авиации, которая была замечена в Торопецком уезде Псковской губернии и в районе станции Корсовка близ Люцина Витебской губернии. Командир 4-1 роты штабс-капитан Михайлов в донесении отмечал следующее: «В 2 часа ночи проверяя посты, я обратил внимание, что над мостом на большой высоте появился свет, который временами пропадал. В бинокль можно было видеть аэроплан. По нему была открыта стрельба и аэроплан ушел в направлении Риги»5.
Не редки были случаи, когда неприятельские аэропланы совершали посадки на территории Псковской губернии. По некоторым данным германское военное ведомство имело заранее оборудованные базы для дозаправки летательных аппаратов, созданные на территории частных владений лифляндских баронов. Так, например, ночью 1 сентября три аэроплана совершили посадку в 12 км. от Изборска. По показаниям свидетелей, аэропланы приземлились и долго не могли взлететь, два из них взлетели только с третьей попытки. Продолжали разведывательную деятельность аэропланы противника и в последующие месяцы войны. В Псковской губернии они были замечены 20 и 30 августа, 13, 15, 20 и 24 сентября6.
С началом войны в целях наблюдения и борьбы с вражеской авиацией предполагалось сооружать специальные наблюдательные вышки у железнодорожных мостов и станций, оснащенные биноклями, привлекать пожарных дежурных на каланчовых башнях. 1 сентября 1914 г. псковский губернатор Медем приказал всем исправникам принять меры для «немедленного учреждения караулов, которые безотлагательно должны сообщать о замеченных ими аппаратах ближайшему полицейскому чину»7. В деревнях из крестьян создавались специальные отряды, несшие ночное дежурство по наблюдению за аэропланами. Однако точность поступающих на имя псковского губернатора докладов о передвижении летательных аппаратов оставляла желать лучшего и практически всегда требовала дополнительной проверки. Местные жители зачастую не только не могли отличить отечественный аэроплан от вражеского, но порой вовсе не знали, как таковой выглядит. Весьма показательны ответы, которые дали крестьяне деревни Клемятино Торопецкого уезда местному приставу. Как отмечалось со слов пристава, крестьяне Дмитрий Григорьев и Степан Севастеев признались, что «ранее воздухоплавательных аппаратов не видели и не могут себе представить ни вид их, ни шум, производимый моторами»8. В других случаях крестьяне путались в догадках, что же они видели или слышали на самом деле: аэропланы или звезды, луну в облаках и даже шум ветра, дующего со стороны леса.
Отдельные исправники выступали с предложениями соорудить специальные наблюдательные пункты в каждой волости, снабдить их телефонной связью и человеком, способным отличать свои самолеты от иностранных. Другие предлагали использовать в качестве альтернативы смотровым вышкам земельные валы времен Стефана Батория, топографические и тригонометрические вышки. Но в условиях слабой материальной базы, недостатка финансирования и низкой образованности населения, даже такие примитивные меры не были осуществлены. Опочецкий уездный исправник в рапорте псковскому губернатору вполне справедливо отмечал, что «...в уезде не имеется никаких приспособлений для наблюдения за воздуш-
ными объектами, как и нет обученных лиц, способных использовать какие либо астрономические приспособления. Таким образом, единственной мерой, которую можно применять на данном моменте - это осуществление визуального наблюдения с колокольни приходской церкви»9.
Предлагаемые ниже документы представляют собой телеграммы и рапорты уездных исправников и Псковского губернатора по вопросам наблюдения за пролетом не-
приятельских аэропланов в небе Псковщины летом — осенью 1914 г. Документы извлечены из ф. 20 — Канцелярия Псковского губернатора, хранящегося в Государственном архиве Псковской области (ГАПО). Явно пропущенные и недостающие слова и фразы добавлены в текст и отмечены знаком [...], небольшие сокращения текста обозначены (...). Материалы расположены в хронологической последовательности, публикуются впервые с сохранением их стиля и орфографии.
№ 1. Телеграмма Псковского губернатора на имя псковских исправников.
9 августа 1914 г.
По военным обстоятельствам
Всем уездным исправникам
[По] имеющимся сведениям [в] некоторых местностях империи появились воздушные аппараты, пролетавшие главным образом вне населенных мест над хранилищами войсковых запасов. Появление таких аппаратов наблюдалось [в] Казанской, Пермской, Владимирской, Вятской губерниях. Есть основания предполагать присутствие [в] пределах империи оборудованных тайных неприятельских воздухоплавательных станций мастерских и бензохранилищ. Предписываю принять самые энергичные меры [по] розыску. Распорядитесь оповестить не вызывая излишних толков местное благонадежное население, разъяснить важность немедленно сообщения полиции случаев появления и особенно спуска авиаторов, которые подлежат аресту [и] передаче под охраной военным властям. Обо всем имеющем значение [для] облегчения дел розыска, немедленно телеграфируйте мне.
Губернатор, барон Медем
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 20.
№ 2. Рапорт порховского уездного исправника на имя Псковского губернатора № 1847.
11 августа 1914 г.
Его превосходительству господину Псковскому губернатору.
Рапорт
В ночь на 11 сего августа жандармский унтер-офицер станции Дно, будучи на станции Лешенка видел, по его словам, как по направлению к Витебску на довольно высоком расстоянии летел освещенный аэроплан, о чем им сразу же было сообщено на станцию Дно для наблюдения. Но там его не заметили. Об изложенном доношу Вашему Превосходительству.
Уездный исправник /подпись/
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 29.
№ 3. Телеграмма командира 1-го этапного батальона на имя Псковского губернатора № 106. 14 августа 1914 года.
Ваше превосходительство.
Представляю при сем копию донесения ротного командира при станции Остров, по охране путей, полученную мною сегодня в 4 часа дня пакетом.
Командир 1-го этапного батальона и начальник
района охраны, подполковник /подпись/
Батальонный адъютант, прапорщик /подпись/
Копия
Кому: командиру 1-го этапного батальона. 1914 г. 14 дня августа месяца. 12 часов — минут дня. Место отправления: ст. Остров.
Доношу, что в 9 часов вечера 13-го сего августа получил донесение из ст. Корсовка, следующего содержания: «Жандармский унтер-офицер на станции Корсовка в 7 час. 30 мин. вечера получил телеграмму, что через Люцин по направлению ст. Корсовка в 6 часов по полудни пролетел германский аэроплан, но на станции Корсовка такового не видели. В 2 часа ночи, проверяя посты, я обратил внимание, что над мостом на большой высоте появился свет, который временами пропадал. В бинокль можно было различить присутствие аэроплана. А поэтому, мною была открыта стрельба, после чего свет прекратился и видно было, что взято направление на запад по направлению к Риге. В 5 час. дня 13 сего августа в товарном поезде через станцию Остров провозили 4 лиц, задержанных на станции Режеца. По расспросам конвоя оказалось, что означенные лица задержаны как шпионы, причем один из задержанных немцев был в женском костюме, а другие успели переодеться.
Командир 4-1 роты, штабс-капитан Михайлов
С подлинным верно: батальонный адъютант. Прапорщик /подпись/
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 9, 10.
№ 4. Рапорт начальника сыскного отделения Псковскому губернатору.
Середина августа 1914 года (датируется по содержанию).
Секретно
Его превосходительству господину псковскому губернатору
Рапорт
По личному приказанию Вашего превосходительства, я выбывал на границу Псковского и Валкского уездов с целью выяснения того, когда и куда прилетал аэроплан, виденный в городе Острове и Опочке. При чем оказалось: недели полторы тому назад содержатель военной лавки села Ничково Верровского уезда, Коховской волости Парреф видел как под вечер летели два аэроплана от Верровской границы к границе Гдовского уезда Петербургской губернии. Тогда же видела те аэропланы крестьянка деревни Пугновицы Слободской волости Псковского уезда Анастасия Максимова и слыхала сильный треск на небе. В среду на прошлой неделе, т. е. 13-го сего августа ночью, один аэроплан пролетал по томуже направлению и видел его крестьянин пустоши Кохово Петр Цюпсман и дочь столяра из местечка Вепсь Тянгова и крестьянка деревни Челково тойже Слободской волости. По предположениям крестьян, летавшие аэропланы спускались где-то в Коховском лесу, принадлежащему барону Норингу, а в понедельник 11-го сего августа тот же Цюпсман с сыном споим видел как несколько человек, одетых во все черное «не здешние» выходили на опушку Коховского леса и что-то записывали на бумаг. Один из них нес довольно большую палку на плечах. Эти лица ни куда из лесу не выходили и никто их не видел и по дорогам в окружности не проходили, пропали в Коховском лесу. По негласным сведениям, пролетавший недели полторы тому назад аэроплан опускатся
на лугу пустоши Кохово около леса и видел их пастушек Цюпсмана. Из аэроплана выходило двое и через минут 10 улетели. На расспросы мои пастушок тот отрицал эти сведения, но очевидно из страха, а был может подучен Цюпсманом.
По тем же сведениям, в лесничестве Яве-Сельги, недалеко от имения барона Фон-Эсень, скрываются два неизвестных человека. Один-то как будто бы сын Фон-Эсена, а второй неизвестный. Сын барона, как германский офицер подлежит задержанию, но скрывается от ареста и лесник его с острова каждый день возит ему кушанье в лес. Тот же Эссен выстроил большой дом в своем лесу и там скрывалось около тридцати человек иностранцев. Года два, как германское правительство (по словам крестьян местных) предложило лифляндским баронам заменить всю дворовую прислугу германскими запасными и отставными нижними чинами и теперь в каждом имении было много иностранцев, но после распоряжений об аресте всех германских и австрийских подданных, некоторые скрылись и теперь находятся частью в лесах, а частью там, в имении, но срываются от полиции. Хотя она большею содержится на средства баронов и называется «мызной полицией».
Мною разъяснено благонадежным крестьянам, что подозрительные лица, а в особенности аэропланы с пассажирами подлежат задержанию и доставлению в полицию. Об изложенном имею честь донести Вашему превосходительству.
Начальник Сыскного отделения /подпись/
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 1, 1 об.
№ 5. Телеграмма Псковского губернатора министру Внутренних Дел.
Вторая половина августа 1914 года (датируется по содержанию).
Копия
По военной обстановке Петербург. Министру Внутренних Дел
Проведенным моем ураспоряжению расследованием выяснено [что] неизвестные аэропланы спускались вчера вечером 13 августа [в] пустоши Кохово Ильино Слободской волости Псковского уезда на самой границе Верроского уезда Лифляндской губернии, смежной с имением Кохово барона Кнорринга. Остановка продолжалась около семи минут, летчики не местные, одеты [в] черное и что-то записывали. За день до спуска к месту последнего из леса выходили люди, одетые [по] выражению крестьян в длинные чулки [и] что-то смотрели на большой бумаге. [В] двадцати пяти верстах от спуска [в] лесничестве Яве-Сельги фон Эссена Вероского уезда скрываются двое неизвестных, которым с острова Эссена на Псковском озере лесник по утрам что-то возит. Остров принадлежит Гдовскому уезду Петербургской губернии и находится [в] восьми верстах этого лесничества. Один неизвестный будто бы сын Эссена — германский офицер. [В] том же лесничестве Эссен выстроил дом [в] лесу, где скрываются около тридцати иностранцев... Полагаю, местная полиция совершенно несоответствующая.
Сегодня опять аэроплан [пролетел по] направлению к Острову [из] Северо-Западных от Лифляндской. Соответствующие сведения сообщены Лифляндскому и Петербургскому губернаторам. Изложением доношу дополнение к телеграмм [от]15 августа, полагая, что до полной ликвидации Эссеновского и Кнорринговского дела Высочайший проезд не желателен, так как пролет от имения Кнорринга менее часа.
Подписал: Губернатор барон Медем /подпись/
Верно: Правитель канцелярии /подпись/
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 2.
№ 6. Телеграмма Псковского губернатора министру Внутренних Дел. 18 августа 1914 года.
1) Петербург. Министру Внутренних Дел.
2) Двинск. Крепость. Главному начальнику Округа.
Сегодня ночью и днем через Новоржевский уезд пролетало три аэроплана. Один на юго-запад, остальные на юг.
Губернатор. Отправлена 18 августа дня 1914 года.
№ 7. Копия расшифрованной телеграммы Псковского исправника на имя псковского губернатора. 19 августа 1914 года.
Три часа ночи. Направление юго-востока — северо-запада пролетел слабоосвещенный аэроплан.
№ 8. Телеграмма на имя Псковского губернатора. 24 августа 1914 г.
Предполагается 24, 26 августа утром вылет из Петрограда аэроплана Илья Муромец. Полетит низко, вдоль Северо-Западной железной дороги на Варшаву. Остановка Двинск. Может от Вильно повернуть на Лиду, где остановится. Дальше полетит на Варшаву. Признаки аэроплана: биплан большого размера, четыре мотора на нижней поверхности. Среди корпуса выдается платформа на которой видна орудийная установка. Хвост длинный с тремя вертикальными рулями. Направления спереди и сбоку видны окна кают при солнечной погоде аэроплан блестит. Оповестите все войска во избежание обстрела. 17388. Обручев.
На этих днях, а может и сегодня пролетит аэроплан Сикорского вдоль Северо-Западной. Предупредите чтобы не стреляли. Аэроплан очень большой.
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 6.
Исправник
Верно: Правитель канцелярии
Соболевский /подпись/
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 7.
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 17.
Губернатор, барон
Медем
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 18.
№ 10. Рапорт псковского уездного исправника на имя Псковского губернатора № 861.
2 сентября 1914 г.
Его превосходительству господину Псковскому губернатору.
Рапорт
Живущая в городе Пскове по Пароменской улице в доме № 11 Мария Александрова Баур, выбывшая 1-го сего сентября временно в Верроский уезд, заявила в Изборском волостном правлении, что около 11 часов вечера 1 сентября не доезжая верст 12 до Изборска, она видела три аэроплана, летевшие по направлению к городу Пскову придерживаясь линии железной дороги. Аэропланы были освещены прожекторами. Кроме того от живущих в посаде Мариенбург Валкского уезда, Яна Скайгскаль, Анны Скайгскаль и Анны Петровой-Скайг-скаль, возвращавшихся 1 сентября в место жительства из гор. Пскова через село Лавры, получено конным стражником Александровым заявление, что приблизительно около 12 часов ночи на 2 сего сентября [в] верстах в 5 от имения Моглино Логазовской волости, они видели три аэроплана, освещенных прожекторами. По заявлению последних лиц, аэропланы были опустившись на землю и они видели как аэропланы два раза пытались подняться в воздух и лишь в третий раз поднялись и полетели по направлению к гор. Пскову, придерживаясь линии железной дороги и шоссе.
Докладывая Вашему Превосходительству об изложенном присовокупляю, что дальнейшее расследование по сему делу производится и об оказавшемся будет мною донесено дополнительно.
По канцелярии Уездный исправник /подпись/
Секретарь /подпись/
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 54.
№ 11. Рапорт Псковского уездного исправника на имя псковского губернатора № 873.
После 13 сентября 1914 г. (датируется по содержанию).
Секретно
Его превосходительству господину Псковскому губернатору.
Рапорт
В дополнение к рапортам моим от 5 и 6 сего сентября за №№ 873 и 873 (скорее всего в документе допущена опечатка в порядковых номерах — М. В.) о пролетавшем будто бы вечером 3 сего сентября через деревню Гашнево Палкинской волости аэроплана, доношу Вашему Превосходительству, что пристав 3 стана вверенного мне уезда рапортом от 13 сего сентября за № 4373 донес мне, что произведенным по сему делу дальнейшим расследованием установлено, что никакого аэроплана вечером 3 и в ночь на 4 сентября через упомянутую деревню не пролетало, а причиной возникновения слухов о пролете аэроплана послужило следующее обстоятельство: Крестьянин Палкинской волости, деревни Зуево Петр Кондратьев 14 лет от роду вечером 3 сего сентября будучи в ночном карауле в деревне Гашнево имел в руках печную заслонку и палку и проходя мимо дома крестьянки Акулины Ерофеевой, шутя закричал дочери последней Анне: «пойдем караулить, пролетит аэроплан» и при этом стал бить палкой по имевшейся у него в руках печной заслонке. Слышавшие звук от ударения Кондратьевым по печной заслонке и крик его, дети Ерофеевой и распространили слух о пролетавшем будто бы аэроплане.
По канцелярии за уездного исправника
Помощник /подпись/
Секретарь /подпись/
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 84.
№ 12. Рапорт торопецкого уездного исправника на имя Псковского губернатора № 865.
18 сентября 1914 г.
Совершенно секретно Его превосходительству господину псковскому губернатору.
Рапорт
В дополнение к рапорту от 15 сего сентября за № 865 имею честь донести Вашему Превосходительству, что при произведении приставом 3 стана дознания о пролете над Сиверской волостью воздухоплавательного аппарата крестьянин Сиверской волости, деревни Микушкино Александр Петров Попов 14 лет, показал, что в четверг на прошлой неделе он пас в поле скот и часов около 11 дня услыхал над своей головой сильный треск и шум, и подняв голову вверх, увидел довольно большое, темное, наподобие коровы пятно, но только без ног, быстро плывшее от села Александровского-Брюхново по направлению к Велижскому уезду. Пятно это то пряталось за облаками, то опять показывалось. Велижская мещанка, живущая в деревне Мартишка Сиверской волости, Мария Александрова Медведева, показала, что в четверг на прошлой неделе она в поле копала картофель и часов в 11 утра она услыхав над головой сильный треск и шум, потеряла сознание, а когда очнулась, то шума уже не было и ничего на небе не видела.
Крестьянин Осип Нилович Васильев показал, что в четверг на прошлой неделе он будучи в поле, слышал в отдалении сильный треск, как бы от машины, но летательного аппарата не видел.
Дознание по этому делу, вместе с сим за № 865 препровождаю г. Начальнику Псковского губернского Жандармского управления.
Уездный исправник /подпись/
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 99, 99 об.
№ 13. Рапорт псковского уездного исправника на имя Псковского губернатора № 783.
24 сентября 1914 г.
Секретно
Его превосходительству господину Псковскому губернатору.
Рапорт
24-го его сентября в 12 часов дня, близ деревни Романово Псковской волости в двух с половиною верстах от города Пскова благополучно опустился аэроплан «Илья Муромец» № 2-й. Экипаж состоит: из командира аппарата штабс-капитана Понкратьева, помощника его штабс-капитана Никольского, вольнонаемного механика Кулешова и старшего моториста, старшего унтер-офицера Ушакова.
Отлет аэроплана предполагается завтра 25-го сентября. Доношу Вашему Превосходительству об изложенном, присовокупляю, что в данное время аэроплан до прибытия военного караула охраняется чинами вверенной мне полиции.
Уездный исправник /подпись/
По канцелярии Секретарь /подпись/
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 103.
№ 14. Рапорт новоржевского уездного исправника на имя Псковского губернатора № 1270. 30 сентября 1914 г.
Его превосходительству господину Псковскому губернатору.
Рапорт
До сведения моего дошло, что с 27 на 28 сего сентября во вверенном мне уезде, в Туровской волости в 2-х верстах от имения Зенково, в близи деревни Кишкино опустился аэроплан с неизвестными лицами. По произведенной мною проверке оказалось, что очевидцами сего были крестьяне того же вверенного мне уезда Бежанецкой волости, деревни Савкино Павел Дмитриев и Ефим Григорьев Гильденковы, которые по опросу их изложенное подтвердили и объяснили, что они действительно возвращаясь из города Новоржева к себе в деревню с 27 на 28 сего сентября в 12 часов ночи видели как опустился на землю аэроплан с неизвестными лицами, сколько их было и в чем они были одеты, сказать не могут, как равно не могут и объяснить что, как, когда и куда в последствии направились эти лица вследствие того, что лошади их увидя спускающийся аэроплан сильно испугались и понеслись, так что им вернуться обратно и точно рассмотреть не пришлось, да к тому же и не знали, что дело подобного рода случая большой важности.
О вышеизложенном доношу Вашему Превосходительству для сведения и докладываю, что телеграммой не доношу в виду того, что сведения о спускавшемся аэроплане по сему делу мне сообщили только накануне. По сему делу расследование мною проводится о результатах коего будет донесено дополнительно.
Уездный исправник /подпись/
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 115, 115 об.
№ 15. Рапорт начальника Псковского губернского жандармского управления на имя Псковского губернатора № 10025. 23 октября 1914 г.
Секретно
Имею честь донести Вашему Превосходительству, что расспросом крестьянина деревни Машутино, Воронецкой волости, Опочецкого уезда (ночной караульный), Степана Дмитриева, установлено, что в 12 час. ночи на 17 сентября сего года он видел светящиеся предметы, якобы аэроплан, но ни какого шума от этого предмета не было слышно. К этому он пояснил, что возможно, что это в тучах была луна.
Полковник /подпись/
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 127.
№ 16. Рапорт начальника Псковского губернского жандармского управления на имя Псковского губернатора № 10026. 23 октября 1914 г.
Секретно
Имею честь донести Вашему Превосходительству, что расспросами крестьян деревни Станки Матюшкинской волости, Опочецкого уезда, установлено, что они лишь слышали какой-то шум. Чего другого - не знают.
Подобный по их объяснению шум бывает слышен когда дует ветер со стороны леса.
Полковник /подпись/
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 128.
№ 17. Рапорт островского уездного исправника на имя Псковского губернатора № 1088. 18 ноября 1914 г.
Секретно
Его превосходительству господину Псковскому губернатору.
Рапорт
15-го сего ноября от крестьянина Островского уезда Качановской волости, пустоши «За-дняя-Заноги» латыша Тома-Туца Куля, проживающего на этой пустоши поступило заявление, что 9 ноября около 8 часов утра он услышал шум как бы веяльной машины и увидел в воздухе пролетающий аэроплан, который пролетев над моховым болотом, как будто, по его мнению, опустился за лес в имение, принадлежавшее Францу и Карлу Чек, находащееся в Мариенга-узской волости. Имение это называется Кудеб. А затем 10 ноября он, Куль, также слышал шум аэроплана, но видеть его не мог, так как он летел на значительной высоте. По мнению Куля аэроплан 9 ноября спустился в имение Кудеб, где переночевал и утром 10 ноября поднялся и полетел по направлению к Люцинскому уезду. Других лиц, слышавших пролет аэроплана или видевших его не оказалось. При производстве дознания, сельский староста Качановской волости пустоши Житница Рейнгольд Строд показал, [что] распространены слухи о пролете аэропланов в имение Кудеб, владельцы которого Франц и Карл Чек прусские подданные, живущие в разделе, пустошь Задняя-Заноги Качановской волости расположена не далеко от Паниковской волости Псковского уезда и Мариенгаузской волости Люцинского уезда...
Исправник Соболевский
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 133.
№ 18. Телеграмма начальника штаба 5-й армии на имя псковского губернатора№1037.
28 сентября 1914 г.
Псковскому губернатору.
По приказанию Главнокомандующего, прошу Ваше Превосходительство не отказать, срочно уведомить какие меры (астрономические пункты, триангуляции, вышки, необходимые инструменты, частное содействие ученых наблюдателей за небосклоном и т. п.) могли бы Вы рекомендовать по устройству наблюдательных пунктов для наблюдения за возможным появлением неприятельских аппаратов, как цепелиновых, так и аэропланов в районах городов: Остров и Псков по линии окружности радиуса от 300-400 верст от города Петрограда по всем направления.
За начальника Штаба
Генерал-квартирмейстер, генерал /подпись/
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3131. Л. 2.
№ 19. Рапорт опочецкого уездного исправника на имя Псковского губернатора № 786.
4 октября 1914 г.
Совершенно секретно Его превосходительству господину Псковскому губернатору.
Рапорт
Во исполнение предписания от 1-го сего октября за № 1073 доношу Вашему Превосходительству, что наблюдение за летательными аппаратами в настоящее время имеется через установленные ночные караулы в деревнях вверенного мне уезда. Провести в жизнь меру, указанную в предписании от 1 октября за № 1073 не представляется возможным, так как в районе Опочецкого уезда астрономических пунктов, вышек и других к.л. приспособлений нет, как ровно не имеется ученых обществ и лиц, умеющих обращаться с астрономическими инструментами и приспособлениями. При этом считаю долгом доложит, что единственная мера, которая может быть осуществлена в данном случае — это установить наблюдение за летательными аппаратами с колоколен приходских церквей, для чего потребуются полевые бинокли и подзорные трубы.
Уездный исправник /подпись/
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3131. Л. 6, 6 об.
№ 20. Рапорт торопецкогоуездного исправника на имя Псковского губернатора № 970.
3 октября 1914 г.
Экстренно Совершенно секретно
Его превосходительству господину Псковскому губернатору.
Рапорт
В исполнение предписания от 1 сего октября за № 1076 имею честь донести Вашему Превосходительству, что во вверенном мне уезде, по моему мнению наблюдательные пункты на случай появления неприятельских аппаратов, как цепелинов, так и аэропланов, могли бы быть устроены в городе Торопце, около которого проходит Николаевская железная дорога и по этой дороге вышка около железнодорожного моста через речку Любутку и по Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги около железнодорожного моста через реку Западную Двину. Вообще, как мне казалось бы, охраны требует город, а главным образом железная дорога. В городе мог бы служить удобным наблюдательным пунктом искусственный земляной вал времен Стефана Батория, называемый «Городище» высотой в 12 саж. и церковные колокольни Соборной и Архангельской церквей высотой по 21 саж. Как в городе, так и в городе, так и с колокольни окрестности видны на далекое расстояние по уезду на 56 верст от города Торопца, а в 2 верстах от границы Великолукского уезда по уездному, ныне Великолукскому почтовому тракту в местности, называемой «Собачья Горка», устроенная три года тому назад военными топографическая вышка, которая может быть также пригодна для наблюдателей.
Не будучи сведущ в этом вопросе, я крайне затрудняюсь высказаться, что следует предпринять для устройства наблюдательных пунктов, но думаю, что из инструментов представляется необходимым иметь соответствующие с увеличительными стеклами аппараты для вооружения глаз. На частное содействие ученых наблюдателей за небосклоном в данное время рассчитывать не представляется возможным за отсутствием этого рода ученых в городе и уезде.
Уездный исправник /подпись/
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3131. Л. 8, 8 об.
Примечания
Подробнее о авиационной разведке на начальном этапе Первой мировой войны см. в статье: Васильев М. В. «Странно одетые люди... что-то смотрели на большой бумаге» // Родина. 2013. № 8. С. 146-147.
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 24. Там же. Д. 3132. Л. 27, 32, 35-36, 68-а, 99.
Головин Н. Н. Начало войны и операции в Восточной Пруссии. Прага, 1926. С. 192.
ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3132. Л. 38.
Там же. Д. 3132. Л. 19, 54, 99, 111, 122, 129.
Там же. Д. 3132. Л. 58.
Михайлов А. А. Псков в годы Первой мировой войны. 1914-1915 гг. Псков, 2012. С. 215-216. ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3133. Л. 5 об.