Научная статья на тему 'Об учебном пособии Ю. Я. Бурмистровича «Найти пропавший век!» (Абакан, 2006)'

Об учебном пособии Ю. Я. Бурмистровича «Найти пропавший век!» (Абакан, 2006) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об учебном пособии Ю. Я. Бурмистровича «Найти пропавший век!» (Абакан, 2006)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ: РЕЦЕНЗИИ, ПЕРСОНАЛИИ, СОБЫТИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2007. № 4. С. 159-174.

Об учебном пособии Ю.Я. Бурмистровича «Найти пропавший век!» (Абакан, 2006)

В издательстве Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова вышла книга очерков по истории славянского исторического языкознания «Найти пропавший век!», автором которой является профессор университета Ю.Я. Бур-мистрович.

Эта книга вносит существенный вклад и в историографию лингвистики, и в историю русского языка. Как известно, далеко не все достижения языковедов проникают в вузовскую практику преподавания. В ХХ веке с его стремительной сменой научных парадигм, методов и объектов лингвистического исследования было сделано немало научных открытий, многие из которых не попали в вузовские учебники и, таким образом, остались неизвестными главным потребителям науки - студентам.

Цель данного учебного пособия - рассказать о наиболее важных из «забытых» открытий в области истории языка и показать, как эти открытия работают на практике, помогая отвечать на сложнейшие вопросы, иногда упрощенно трактуемые в учебниках.

В первом параграфе автор пособия поднимает актуальный и весьма уместный в условиях сегодняшней перестройки системы высшего образования вопрос о возможности поуровневого изучения русского языка с праиндоевропейского периода до современности. При этом он опирается на наблюдения, высказанные более ста лет назад Ф.Ф. Фортунатовым и Н.П. Некрасовым, о достаточно независимом развитии разных сторон языка и, следовательно, о возможном их раздельном изучении. Автор предлагает выделить в системе историко-лингво-

славяноведческих наук такие «уровневые науки-дисциплины, как историческая фонемология, историческая графика, историческая морфемология, историческая

орфография, историческая граммемоло-гия, историческая синтаксемология, историческая пунктуация, историческая лексемология, историческая фраземоло-гия, историческая семемология; во вторую очередь выдеялись бы такие межу-ровневые науки-дисциплины, как историческое лексемо- и фраземообразование, историческая стилелогия; в третью очередь выделялись бы такие прикладные науки-дисциплины, как комплексный языковой анализ древних текстов и исторический комментарий фактов современного русского языка» (С. 8-9). При этом историю каждого уровня важно изучать целиком, т. е. начиная от самого древнего языка, к которому восходит современный язык, и заканчивая современным его состоянием. Такой подход, по мнению профессора Бурмистровича, дает возможность целостного изучения каждого уровня языка с диахронической и синхронической точек зрения. Современная же установка на создание у студентов целостного представления о разных этапах развития языка - старославянском языке, древнерусском и современном русском -фактически не реализуется, и никакого целостного представления студенты не получают, поскольку соответствующие дисциплины изучаются на разных курсах и слабо скоординированы друг с другом.

Нельзя не согласиться с тем, что в системе историко-лингво-славяноведчес-ких наук не все обстоит благополучно и, видимо, надо что-то менять, возможно, в том направлении, которое предлагает профессор Бурмистрович.

В параграфе 2 рассказывается о лингвистическом открытии начала ХХ века, сделанном А.И. Томсоном и О. Броком и долгое время не востребованном наукой о языке. Речь идет о разграничении процессов палатации и палатализации, относящихся к эпохе праславянского языка. Автор пособия, не преуменьшая сложности данных понятий и отмечая некоторую путаницу в использовании данных терминов в современной лингвистике, излагает свою точку зрения, согласно которой процесс смягчения заднеязычных в праславянском языке никак не укладывается в «прокрустово ложе трех палатали-

Рецензии

161

заций», о которых говорится в учебниках. Ю.Я. Бурмистрович пишет: «...Шипящие рефлексы заднеязычных появились как звуки палатальные, а значит, их породили процессы палатации, а свистящие рефлексы тех же заднеязычных появились как звуки палатализованные, а значит, их породили процессы палатализации». Поскольку палатации и палатализации могут быть как переходными (т. е. с переходом звуков по другим, кроме тональности, признакам в другое качество), так и непереходными, в праславянском языке автором выделяются следующие процессы: палатации (первая переходная и вторая переходная), палатализации (первая непереходная и вторая непереходная, первая переходная и вторая переходная)

В первой половине ХХ в. достоянием науки стало открытие явлений лабиовеля-ризации согласных, лабиализации и делабиализации гласных, благодаря трудам

А. Шахматова и О. Брока, А. Мартине, Ф. Мареша. Как отмечается в параграфе 3, сами по себе эти понятия в лингвистике известны, однако отсутствует представление об их тесной взаимосвязи, которое было разъяснено в работах В. К. Журавлева в 60-е гг. ХХ в., но прошло мимо внимания тех, кто писал учебные пособия по предыстории славянских языков для вузов, хотя все-таки отражено в двух учебниках, изданных в периферийных издательствах и мизерными тиражами. (Автором одного из них является Ю. Я. Бурмистрович.)

Большой объяснительной силой обладает теория группофонем В. К. Журавлева, основанная на идее Л.В. Щербы о том, что речевым выразителем фонемы в принципе может быть не только один звук, но и сочетание согласного и гласного звуков. В параграфе 4 учебного пособия излагается не только суть теории группофонем, но и путь научных исканий, который привел к ее созданию, а также показывается роль этой теории на одном из фрагментов фонематической системы праславянского языка, в частности, объясняются причины появления в праславянском языке закона открытого слога.

Закон открытого слога, как разъясняет автор, развился в праславянском языке в результате борьбы между двумя типами единиц - фонемами и группофоне-

мами, в результате которой победили группофонемы. Эти новые единицы и втягивали в себя одинокие фонемы, которые заканчивали слог. Тенденция к генерализации группофонем вызвала превращение внутригруппофонемного закона восходящей звучности во внутрислого-вой закон восходящей звучности, или закон открытого слога.

Теория группофонем позволяет объяснить и некоторые другие сложные фонетические явления, обычно даваемые в учебниках без объяснений. Почему, например, монофтонгизация дифтонгов [еі] и [еі] давала один рефлекс, который в старославянском письме обозначался буквой «и», а монофтонгизация дифтонгов [аі] и [аі] - несколько рефлексов, которые в старославянском письме обозначались двумя разными буквами? И если это определялось интонацией, то почему один и тот же дифтонг в одной и той же позиции мог иметь разные интонации?

На этот вопрос теория группофонем дает исчерпывающе полные объяснения, которые вряд ли стоит полностью воспроизводить в жанре рецензии. Единственное сомнение - не будут ли они слишком сложны для студентов, которые и в облегченном варианте историческую фонетику усваивают с трудом? И здесь Ю.Я. Бурмистрович очень своевременно ссылается на свой педагогический опыт: «Результаты работы студентов-второкурс-ников... различны, потому что студенты весьма различны по школьной подготовке и по способностям, но в любом случае мы можем констатировать, что у студентов резко уменьшилась зубрежка и резко увеличилось понимание причин, закономерностей, механизма и результатов различных историко-фонетических процессов» (С. 32).

Пятый параграф посвящен открытию Е.Д. Поливанова 1920-х гг., благодаря которому было найдено общее в механизмах различных процессов. Выяснилось, что все многообразие фонетико-фонемати-ческих процессов может быть сведено к двум противоположным типам: дивергенции (расщеплению той или иной одной языковой единицы на две одноранговых) и конвергенции (слиянию тех или иных двух языковых единиц в одну одноранговую). Приводятся формулы Е.Д. Поливанова и Р. О. Якобсона, описывающие суть

162

Научная жизнь

данных процессов, дальнейшая разработка учеными механизмов дивергенции, конвергенции. Все это очень хорошо высвечивает принцип системности языка и на синхронном, и на диахроническом уровне, помогает вскрыть взаимосвязь многих звуковых изменений, ранее казавшихся изолированными. А это значит, что в учебной практике такой материал просто необходим.

Сущность фонетического и фонематического законов и различие между ними описываются в параграфе 6. Первое понятие появилось в науке о языке давно, еще на заре компаративистики, но формула фонетического закона была открыта совсем недавно - в 80-х гг. прошлого века

В.К. Журавлевым. Сущность и формула фонематического закона была разработана профессором Бурмистровичем в 90-х гг. ХХ в. Такое уточнение понятийного аппарата помогает по-новому взглянуть на некоторые привычные положения исторической фонетики и вслед за автором констатировать действие в истории звуковой системы праславянского языка не только закона открытого слога, но и трех законов сингармонизма (внутригруппофо-немного, внутрислогового и межслогового). Примером фонематического закона в истории звуковой системы русского языка может служить закон парадигматических передвижек гласных фонем в своей подсистеме в Х1У-ХУ1 вв.

В параграфе 7 рассматривается понятие оппозиции и ее нейтрализации, введенное для синхронии Н. Трубецким в 1920-е гг. Новизна состоит в применении понятия оппозиции и нейтрализации к диахронии и в выведении формул силы оппозиции и силы нейтрализации, которые помогают математически строго выразить суть процессов и их взаимосвязь.

В параграфе 8 рассказывается о новых, весьма убедительных способах объяснения незакономерных фонетических изменений, которые достаточно часто встречаются в истории языка, например, в морфологии. Формы именительного падежа единственного числа имен существительных мужского и среднего рода с древней основой на *о имеют разные флексии - ъ и о, причем флексия ъ в форме плодъ с фонематической точки зрения незакономерна - здесь должна была бы появиться, как и в форме село, флексия о.

По-настоящему удачное решение этого и многих других вопросов, связанных с историей флексий в цепи языков от праин-доевропейского через праславянский и древнерусский к русскому, предложил в середине прошлого века болгарский ученый В.И. Георгиев, который утверждал, что если на пространстве основы слова всегда доминировали фонематические законы, то на пространстве флексии слова всегда доминировали морфологические законы. В частности, один из них состоит в том, что «если при развитии языка в силу фонематических законов какие-либо морфемы именительно-винительного падежа мужского и среднего рода данной системы склонения должны совпасть, то одна из совпадающих морфем устраняется и заменяется другой подходящей морфемой» (С. 49). Своим открытием В.И. Георгиев оказал немалую услугу в объяснении фонемного облика целого ряда флексий праславянского языка и языков, которые явились его потомками, по справедливому замечанию Ю.Я. Бурмистровича, в тех случаях, когда этот фонемный облик флексий никак не выводился фонематически,.

Учебное пособие «Найти пропавший век!» завершает итоговый список из пятнадцати крупнейших историко-лингвистических открытий ХХ в., описанных в нем. Остается только присоединиться к пожеланию автора о быстрейшем внедрении упомянутых научных открытий в практику вузовского образования.

И.Г. Дьячкова, канд. филол. наук, доцент кафедры исторического языкознания ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Рецензия на книгу: Вибе П.П. Немецкие колонии в Сибири: социально-экономический аспект: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. 368 с.

Изучение процессов колонизации Сибири и социально-экономического развития региона является одной из актуальных задач современной исторической науки. Особое значение здесь имеют проблемы переселения в Сибирь различных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.