Научная статья на тему 'Об оценке Ю. Л. Аранчыном и другими исследователями роли личности И. Г. Сафьянова в истории Тувы'

Об оценке Ю. Л. Аранчыном и другими исследователями роли личности И. Г. Сафьянова в истории Тувы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моллеров Николай Михайлович

И.Г. Сафьянов – активный политический деятель истории Тувы начала 20 века, своего рода технолог этнополитического процесса самоопределения. Заслуга Ю.Л. Аранчына, по мнению Н.М. Моллерова, заключается в том, что он первым дал общую оценку личности И.Г. Сафьянова. Автор считает, что при изучении роли И.Г. Сафьянова в истории Тувы исследователям следует учитывать противоречивость его личности, что нашло отражение в его действиях.I.G.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Safyanov is the active politician of Tuva history of the beginning of 20 centuries, some kind of the technologist of ethnopolitical process of self-determination. J.L.Aranchyna's merit, according to N.M.Mollerova, consists that it has stated the first the general estimation of person I.G.Safjanova. The author considers that at studying of a role of I.G.Safjanova in the history of Tuva researchers should consider discrepancy of its person that has found reflexion in its actions.

Текст научной работы на тему «Об оценке Ю. Л. Аранчыном и другими исследователями роли личности И. Г. Сафьянова в истории Тувы»

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в Туве почти за восемьдесят лет создана успешно действующая музейная сеть, учитывающая национальные и исторические особенности республики. Историко-краеведческие и другие

1. Сотникова С.И. Музеология: современные подходы в подготовке специалиста //Музеи и современные технологии:

профильные музеи повышали общеобразовательный и культурный уровень народа путем распространения конкретных знаний о природе, историческом прошлом, социальном преобразовании нашего края.

Материалы Всероссийских научных конференций. - Томск: изд-во Томского университета, 2006. - С. 3.

//.Л/. Моллеров

ОБ ОЦЕНКЕ Ю.Л. АРАНЧЫНОМ И ДРУГИМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ РОЛИ ЛИЧНОСТИ И.Г. САФЬЯНОВА В ИСТОРИИ ТУВЫ

И.Г. Сафьянов - активный политический деятель истории Тувы начала 20 века, своего рода технолог этнополитического процесса самоопределения. Заслуга Ю. Л. Аранчына, по мнению Н.М. Моллерова, заключается в том, что он первым дал общую оценку личности И.Г. Сафьянова. Автор считает, что при изучении роли И.Г. Сафьянова в истории Тувы исследователям следует учитывать противоречивость его личности, что нашло отражение в ею действиях.

I.G.Safyanov is the active politician of Tuva history of the beginning of 20 centuries, some kind of the technologist of ethnopolitical process of self-determination. J.L.Aranchyna's merit, according to N.M.Mollerova, consists that it has stated the first the general estimation of person I.G. Safjanova. The author considers that at studying of a role of I.G.Safjanova in the history of Tuva researchers should consider discrepancy of its person that has found reflexion in its actions.

Ю.Л. Аранчын - крупный историк-тувиновед, исключительно эрудированный, высокоинтеллектуальный исследователь оставил большое творческое наследие. Думаю, что сформулированные и обоснованные ученым тезисы и подходы к изучению непростых проблем политического, экономического и культурного развития Тувы еще долгое время будут оказывать плодотворное влияние на гуманитарную науку в регионе, способствовать ее творческому развитию. Совершенно очевидна научная привлекательность целого ряда выдвинутых им новаторских положений и идей по вопросам значения русско-тувинских исторических связей, протектората, тувинской революции, периодизации новейшей истории Тувы, истории политических репрессий в ТНР. Заслуживает подражания его стремление к объективной, обоснованной оценке таких ключевых фигур тувинской истории, какМонгушБуян-Бадыргы, Иргит Шагдыржап, Салчак Тока и др.

В рамках научной статьи мне хотелось бы обратить внимание на лаконичный тезис Ю.Л. Аранчына, характеризующий активного политического деятеля истории Тувы начала XX в. Иннокентия Георгиевича Сафьянова "как весьма сложную и противоречивую личность" [1]. В своей оценке он исходил из критического анализа материалов доклада И.Г. Сафьянова "Борьба красных партизан с контрреволюцией в Усинском пограничном округе и соседней с ним Танну-Туве" от 24 февраля 1934 г., а также учета мнения красных

партизан и участников революционного движения в Туве, считавших, что Сафьянов умалчивал о деятельности коммунистов в Туве и, наоборот, преувеличивал свою роль в тувинских событиях [2]. Такое обоснование, несмотря на, казалось бы, нейтральную формулировку, свидетельствует скорее о негативном, чем о позитивном отношении автора к И.Г. Сафьянову. В контексте монографии "Исторический путь тувинского народа к социализму" это отношение также чувствуется. Если развивать тему в том же направлении, то можно сослаться на новые, еще неизвестные Ю.Л. Аранчыну данные.

Известно, например, что в начале 20-х годов минувшего века Сафьянов "нажил" себе таких грозных политические оппонентов как член Реввоенсовета 5-й армии и представитель Коминтерна Б.З. Шумяцкий [3], председатель Сиббюро ЦК РКП (б) и Сибревкома И.Н. Смирнов, секретарь Восточного Секретариата Коминтерна И.Д. Никитенко. Его не понимали и осуждали некоторые видные советские военачальники, считавшие ввод в Туву советских войск по просьбе Сафьянова неоправданной и ошибочной мерой. В 1921-1924 гг. он не сработался с советским консулом Ф.Г. Фальским, секретарем райбюро ЦК РКП (б) Я. С. Чугуновым, представителем Коминтерна Будой Цивенжаповым и не без участия главы делегации ЦИК СССР Я.Х. Давтяна был выслан из Тувы без права возвращения. Если же не делить предмет исследования на Сафьянова до Октябрьской революции и Сафьянова после нее, а взглянуть на

еш деятельность шире, то мы увидим, что он всегда открыто и резко критиковал неверные, на его взгляд, действия властей по отношению к тувинскому народу, за что изгонялся из Тувы сначала царским и Временным правительствами (1917), а затем и советской властью (1924). Наличие большого числа грозных политических противников и оппонентов свидетельствует о бескомпромиссности и даже, возможно, неуживчивости его характера.

Но существует и другой, альтернативный взгляд на И.Г. Сафьянова, как на "цельную и последовательную" в своих действиях личность, главным делом почти всей жизни которой была свобода тувинского народа. В наиболее развернутом виде эта точка зрения представлена в работе красноярского ученого д.и.н. В.Г. Дацышена, выполненной при поддержке гранта РГНФ [4]. В основном солидарны с ним к.ф.н. М.С. Байьгр-оол [5] и туранский краевед Т.Е. Верещагина [6]. По мнению В.Г Дацышена "за противоречивостью процессов исследователи обычно видят его собственную противоречивость" [7]. Действительно, те или иные действия И.Г. Сафьянова могли проистекать не столько из личных свойств его характера, сколько из учета им реальной политической ситуации, которая сама по себе была сложной и противоречивой. Этой, на мой взгляд, довольно сильной позиции все же не достает критичности. Рассмотрение роли И.Г. Сафьянова в тувинской истории под одним углом, только через призму учета его заслуг в создания тувинского государства невольно отодвигает всю критику в его адрес на второй план, низводит его слабости и ошибки до уровня малозначимых, что тоже не всегда правильно.

В конце минувшего века на повестку дня политической истории и жизни Тувы встал вопрос об основоположниках тувинского государства, и ряд ученых (М.С. Байьгр-оол, В.Г. Дацышен и др.) причислил к ним И.Г. Сафьянова. Несомненно, что в 1921 г. И.Г. Сафьянов действовал в Туве как самый последовательный сторонник и проводник большевистской идеи самоопределения народа вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, что он стал сильным катализатором этнополитических процессов в Туве. Но, как гражданина другого, в данном случае советского государства, относить его к числу создателей тувинского государства вряд ли правильно. Даже считая, что революции не признают ни правовых рамок, ни географических границ. Одновременно с созданием государства, появляются и законы и границы, и это надо учитывать в первую очередь. Надо признать, что в Туве государство образующую роль сыграли два хемчикских кожууна Даа и Бээзи во главе со своими

нойонами, причем вклад Монгуша Буяна-Бадыргы и Куулара Чимба одинаково весом, поскольку только консолидация их общих усилий давала сторонникам самостоятельности большинство на съезде и реальные шансы для образования тувинского государства [8].

Между тем, роль Сафьянова тоже была ключевой. Апеллируя современными понятиями, надо подчеркнуть, что И.Г. Сафьянов - это в первую очередь технолог этнополитического процесса самоопределения. Горячо сочувствуя тувинским сторонникам самостоятельности и независимости, зная, как соблюсти процедуру провозглашения государства, он применил свои знания на практике в организации созыва и работы Всетувинского учредительного хурала (обеспечение явки, определение нормы представительства, разработка повестки дня, проекта конституции и т.п.). Он также выступил гарантом признания и поддержки тувинского государства со стороны Советской России. Эта роль Сафьянова была хотя и самозванной, но исключительно важной, поскольку даже наиболее стойкие тувинские государственники не мыслили создания государства без такой поддержки.

Нельзя не заметить, что оценочный подход к И.Г. Сафьянову, как к личности (а то, что он - личность, не у кого сомнений не вызывает), предпринятый Ю.Л. Аранчыном и его оппонентами, носит междисциплинарный характер. Поэтому, чтобы быть точными в своей оценке, необходимо не только исходить из анализа характеризующих Сафьянова исторических фактов, но и учитывать научные достижения в области психологии личности. Я уверен, что, отталкиваясь от такого подхода, можно взять лучшее из обеих альтернативных оценок,, наметить общий подход, позволяющий взглянуть более объективно на личность И.Г. Сафьянова, избежать односторонности и упрощений в его оценке, а вместе с тем и роли в новейшей истории Тувы начала XX в.

Прежде всего, следует учитывать, что оценивается практически сформировавшаяся, зрелая личность. И.Г. Сафьянову в начале 1920-х годов было за 40 лет. Это уже предполагает, что многие неизбежные в период формирования личности внутренние противоречия ему к тому времени удалось преодолеть. Его мировоззрение в основном сложилось. Если "примерить" на Сафьянова общую довольно сложную структуру личности[9], то можно увидеть, что он соответствует ей по всем параметрам, а по многим из них у него превалируют положительные характеристики. Так как под цельностью в психологии понимается "отсутствие противоречий между словами и делами, единство

помыслов и устремлений"[10], то И.Г. Сафьянов по большому счету соответствует таким критериям. Ведь он еще в юности поставил перед собой цель -добиться освобождения тувинского народа и, как известно, своей цели достиг. Поэтому здесь истина на стороне оппонентов Ю.Л. Аранчына. Однако, следует учитывать, что на пути к цели Сафьянов все же допускал не только внутренние колебания, но и, на короткое время, отклонения от намеченного курса. А значит Ю.Л. Аранчын по части противоречивости тоже во многом прав. В том, что путь Сафьянова к цели не был кратчайшей прямой между двумя точками, не трудно убедиться.

В условиях дореволюционной России Сафьянов осуждал грубое вмешательство царской администрации в вопросы местного самоуправления Тувы, был противником присоединения края к Российской империи, хотя и полагал, что оно неизбежно. После Февральской революции 1917 г. признавал право тувинского народа решать свою судьбу, вместе с тем, отговаривал чиновников Салчакского хошуна от вхождения в состав Монголии, считая, что в составе демократической России тувинцам будет лучше. Летом 1918 г. на съезде тувинских представителей он активно способствовал самоопределению тувинского народа, осуществить которое не удалось из-за временной победы контрреволюции в Сибири и Туве.

В 1920 г. (прошу обратить на это особое внимание) в своем докладе в Енгубревкоме (Красноярск) Сафьянов доказывал, что Тува, войдя в состав Советской России, потянет за собой и Монголию, и "на месте царственных ставок Алтын-ханов расцветет кочевая коммуна". В начале 1921 г. он принял геополитический план Б.З. Шумяцкого и НИ. Смирнова, предусматривавший присоединение Тувы к Монголии в целях развития мировой революции, но быстро от него отказался и развернул активную деятельность по созыву Всетувинского учредительного хурала с главным вопросом о самоопределении и создании самостоятельного государства. Тем самым, считал он, раз и навсегда будет решен известный "урянхайский вопрос". Таким образом, И.Г. Сафьянов не всегда был последователен в вопросе о свободе и независимости Тувы, допуская возможность ее вхождения в состав "буржуазно-демократической" России, советского государства и революционной Монголии.

И еще одно, пожалуй, самое большое НО. Хотя действия И.Г. Сафьянова способствовали самоопределению тувинского народа в форме создания национального государства, с правовой точки зрения они во многом небезупречны и спорны[11]. Зная о плане Шумяцкого-Смирнова,

боясь упустить благоприятный момент для свободного волеизъявления тувинского народа, он, скорее всего, сознательно, закрыл таза на правовую сторону своих действий. Ведь на момент проведения учредительного Хурала И.Г. Сафьянов был лишен всех своих полномочий от Реввоенсовета 5-ой армии, Коминтерна и Сибревкома и в работе съезда уже участвовал, лишь в качестве главы советской делегации от русского населения края. Он не имел права представлять не только центральную, но и общесибирскую советскую власть на Всетувинском учредительном хурале, а тем более, давать от ее имени заверения и обещания поддержки тувинского государства на международной арене, оказания ему политической, экономической и военной помощи. А все эти моменты, замечу, вошли в первую конституцию тувинского государства, как принципиально важные. Понимал ли Сафьянов в данном случае двойственность и неустойчивость своего положения? Думаю, что да. Обращаю внимание на то, что в конституцию 1924 г. вышеупомянутые положения первой конституции уже не вопши[12]. Присутствие в Туве советских войск в момент провозглашения тувинского государства добавляло сомнений в чистоте волеизъявления тувинского народа. В бюллетене Восточного Секретариата Коминтерна даже утверждалось, что вскоре на заседании нового Великого Хурала только что созданное тувинское государство будет упразднено. Характерно, что вплоть до середины 1925 г. ТНР не признавали ни СССР, ни Внешняя Монголия. До сих пор некоторые монгольские ученые считают И.Г. Сафьянова политическим авантюристом.

Кроме того, следует, на мой взгляд, также учитывать, что противоречивость сама по себе не является сугубо негативной характеристикой личности. Еще ни одной, даже самой сильной и цельной личности не удалось избежать так называемой внутренней "борьбы мотивов"[13]. И действительно, разве не напрашивается вполне очевидный вопрос: "Что двигало И.Г. Сафьяновым в его стремлении содействовать освобождению тувинского народа?". Известно, что политические оппоненты из числа советских работников приписывали Сафьянову корыстные мотивы: проявление колонизаторских наклонностей, стремление сохранить за собой золотые прииски, привольные земли, большие стада в Туве и т.п. Все это надуманные обвинения. Теперь вспомним, как во время джута и жестокого голода он раздал голодающим аратам продукты со складов торговой фактории, даже ценой нарушения уже данного отцом "купеческого слова". Вряд ли этому гуманному поступку Сафьянова-младшего не предшествовала

"борьба мотивов" и в нем не боролись противоречивые чувства. В данном случае, очевидно, что в нем победил гуманизм, который также входит в структуру личности в качестве ее важнейшей составляющей. Он и в дальнейшем являлся ведущим мотивом действий Сафьянова.

И последнее. Однажды в разговоре со мной Ю.Л. Аранчын рассказал о своей встрече с женой первого секретаря райбюро РКП (б) в Туве Я.С. Чугунова Еленой Чугуновой (Веремей). Между ними зашел разговор о судьбе ее мужа после отъезда из Тувы. Она, в частности, поведала Ю.Л. Аранчыну о том, что Я.С. Чугунов, занимавший пост начальника Ростовского отдела НКВД, при загадочных обстоятельствах умер в московском кабинете Л.П. Берия. Официально объявленная причина -сердечная недостаточность. Все попытки родственников Чугунова расследовать действительные причины его смерти ни к чему не привели. Зная, что Чугунов сыграл далеко не последнюю роль в исключении Сафьянова из партии, Е. Чугунова предполагала, что без его участия в этом деле не

1. Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. Новосибирск, 1982. С. 13.

2. Там же. С.14.

3. Багаев Б. Борис Шумяцкий. Очерк жизни и деятельности. Красноярск, 1974.

4. Дадышен В.Г. И.Г. Сафьянов - "свободный гражданин свободной Сибири" // Енисейская провинция. Вып. 1. Красноярск, 2004. С. 73.

5. " Тувинская правда" от 7 августа 2007 г.

6. См. "Тувинская правда" от 11 сентября 1997 г., №№ 67, 68, 70, 71 за июнь-июль 1998 г.; "Центр Азии" № 44 от 25-31 октября 2002 г., № 23 от 11-17 июня 2004 г.

7. Дацышен В.Г. И.Г. Сафьянов - "свободный гражданин

обошлось. Но какой-либо неблаговидный поступок никак не вписывается в преставление о Сафьянове, как о прямом, "глубоко порядочном, честном и бескорыстном" человеке[14]. Думаю, что в дальнейшем исследователям его судьбы следует обратить внимание также и на поиск документов, раскрывающих истинные обстоятельства смерти Я.С. Чугунова.

Заслуга Ю.Л. Аранчына заключается в том, что он первым дал общую оценку личности И.Г. Сафьянова. Его последователи с ним не согласились, предложив альтернативную точку зрения. Думаю, что в дальнейшем при изучении роли И.Г. Сафьянова в истории Тувы исследователям следует брать "рациональное зерно" обеих оценок, учитывать, что Сафьянову, как, в общем-то, цельной натуре, были свойственны противоречия. Противоречивость и цельность в структуре личности не являются взаимоисключающими свойствами, если их искусственно не разводить по разным полюсам. Без противоречий невозможно развитие личности, поскольку оно, как известно, является источником развития.

свободнойСибири" //Енисейскаяпровинция. Вып. 1. Красноярск, 2004. С. 73.

8. Моллеров Н.М. Советско-тувинские отношения (1917-1944 гг.). М., 2005. С. 41-49.

9. Практикум по общей психологии. М., 1979. С. 51.

10 . Там же. С. 255.

11. Моллеров Н.М. "Неопределенность положения ведет к вопиющим фактам. // Исторический архив. М., 2005. № 5.

С. 83-93.

12. См.: Конституции Тувы. Кызыл, 19921-1993 гг. С. 35-48.

13. См. об этом: ГримакЛ.П. Резервы человеческой психики. М., 1989. С. 163-187.

14. Шойгу К.С. Перо черного грифа. Кызыл, 1998. С. 54.

В. Ч. Монгуш

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1921 - 1944гг.)

В статье дается обзор источниковой базы по истории народного образования в Тувинской Народной Республике (ТНР). Первостепенное значение для научных исследований отводится многочисленным архивным документам. По истории развития образования в ТНР сложилась большая комплексная источниковая база, создающая определенные возможности для углубления и расширения исторических исследований. Это дает представление о тех государственных и партийно-политических усилиях, их целевой направленности, в сфере которых занимало свое место образование в ТНР.

In article reviews researches materials about national education stories in the Tuva National Republic (TNR). Paramount value for scientific researches is taken away to numerous archival documents. There was big complex research base about stories of a development of education in TNR, creating certain possibilities for deepening and expansion of historical researches. It provides guidance on those state and party political efforts, their taiget orientation in which sphere took the place formation in TNR.

Исторические источники - свидетельства о прошлом. Работа с ними составляет суть исторического исследования. Нет источников, нет и

истории. Умение обращаться с ними - отличительный признак профессионального историка. Овладевать приемами и методами их использования призвано

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.