Научная статья на тему 'Об оценке качества оказания социальных услуг в бу РК "Элистинский дом-интернатlsd> для престарелых и инвалидов"'

Об оценке качества оказания социальных услуг в бу РК "Элистинский дом-интернатlsd> для престарелых и инвалидов" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
825
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ / ПОКАЗАТЕЛИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лиджи-горяева С. Э.

В настоящей статье опубликованы материалы социологического исследования по оценке качества оказания социальных услуг в БУ РК «Элистинский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Результаты исследования проанализированы и представлены в обобщенном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лиджи-горяева С. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об оценке качества оказания социальных услуг в бу РК "Элистинский дом-интернатlsd> для престарелых и инвалидов"»

СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С Э.

ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В БУ РК «ЭЛИСТИНСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ»

Аннотация: В настоящей статье опубликованы материалы социологического исследования по оценке качества оказания социальных услуг в БУ РК «Элистинский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Результаты исследования проанализированы и представлены в обобщенном виде.

Ключевые слова: организация социального обслуживания, оценка качества предоставления социальных услуг, социологическое исследование, удовлетворенность социальными услугами, показатели удовлетворенности.

Молодость не длится вечно. Рано или поздно многие люди сталкиваются с непростой ситуацией -престарелые родственники уже не могут обходиться без помощи, а дети или близкие не всегда могут ее обеспечить.

Зачастую для многих встает вопрос о доме престарелых, причем воспринимается дом престарелых как более комфортная альтернатива жизни в одиночестве или в одном доме с выросшими детьми или шумными внуками.

Дома престарелых имеют давнюю историю. Ведь нуждающиеся в помощи старики, инвалиды, не имеющие возможности семейного ухода, - это неотъемлемая часть человеческого общества. В настоящее время и в нашей стране, и за рубежом дома престарелых и инвалидов являются одной из важнейших форм длительного стационарного пребывания определенных категорий людей.

Дома престарелых распространены преимущественно в государствах, где преобладающий тип семьи нуклеарная, где взрослые представители разных поколений живут, как правило, раздельно, а порой даже очень отдаленно. Яркие примеры таких стран и государств: США, Северная и Западная Европа, Япония.

Дом-интернат для престарелых и инвалидов - это государственная или частная организация, где пожилым людям или людям с ограниченными возможностями по здоровью социальная помощь оказывается либо государством, либо частным лицом, которые берут над этими людьми опеку и предоставляют прежде всего кров, полноценное питание и надлежащий медицинский уход. Это место постоянного пребывания для лиц, нуждающихся в круглосуточном наблюдении [1].

В таких домах люди не только не обременены необходимостью готовить себе еду или делать уборку в своем жилище, но и коллективно общаются, проводят время за коллективными занятиями, за настольными, а в современных условиях, и компьютерными играми, и др. Они совершают прогулки на свежем воздухе, занимаются проблемами здоровья, то есть ведут довольно активный образ жизни в коллективе.

Бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Элистинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» расположен в Республике Калмыкия в городе Элиста. Данное учреждение зарегистрировано 10 января 2003 года.

В Элистинском доме-интернате на момент опроса проживало 177 человек, из которых 41 маломобильные, 136 инвалиды.

На первом этаже проживают пожилые и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и поэтому нуждающиеся в постоянном уходе. К таким пациентам здесь особое внимание: в коридорах имеются специализированные поручни, в каждой комнате, где находятся маломобильные, имеются передвижные умывальники и биотуалеты.

В целях реализации подпункта «к» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» [2]; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы и ряда организаций, оказывающих социальные услуги» [3] в 2017 году была проведена оценка качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания населения.

Выполнение исследовательской работы по данной теме было поручено БНУ РК «ИКИАТ» в качестве государственного задания.

Такое исследование было проведено в ряде социальных учреждений республики, в том числе и в Элистинском доме-интернате для престарелых и инвалидов.

Цель исследования - выявление уровня удовлетворенности обслуживаемых качеством предоставления социальных услуг в ОСО.

Объект исследования - обслуживаемые (получатели услуг, клиенты, законные представители) в ОСО.

Предмет исследования - удовлетворенность обслуживаемых качеством предоставления услуг в ОСО.

Задачи исследования:

Выявить удовлетворенность клиентов или законных представителей в ОСО по критериям, разработанным на основе показателей, утвержденных приказом Министерства труда РФ от 8 декабря 2014 г. № 995н:

- открытость и доступность информации;

- комфортность предоставления социальных услуг;

- доброжелательность, вежливость и компетентность сотрудников;

- качество предоставления социальных услуг.

В Элистинском доме-интернате для престарелых и инвалидов, согласно выборке, по разработанной нами анкете опрошено было 36 обслуживаемых пожилых людей и инвалидов.

В процессе социологического исследования важно было узнать, какие услуги, предоставляемые данным ОСО, наиболее значимы для обеспечиваемых. Результаты опроса таковы (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Наиболее значимые услуги в данной организации социального обслуживания, в %

№ Услуги %

1 Социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности, в том числе: предоставление жилой площади, мебели 100

2 Социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности, в том числе: предоставление питания, одежды и средств личной гигиены 100

3 Помощь в написании, оформлении и прочтении писем, документов 16,7

4 Организация прогулок 19,4

5 Санитарно-гигиенические процедуры, в том числе: санитарно-гигиеническая обработка помещений 94,4

6 Санитарно-гигиенические процедуры, в том числе: помывка в ванной, под душем 86,1

7 Санитарно-гигиенические процедуры, в том числе: смена постельного белья, стирка и утюжка 86,1

8 Санитарно-гигиенические процедуры, в том числе: стрижка, причесывание, бритье 80,6

9 Социально-медицинские услуги, в том числе: первичная медико-санитарная помощь 52,8

10 Содействие в проведении медико-социальной экспертизы (запись на прием к врачу) 36,1

11 Содействие в направлении по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение 25,0

12 Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий (ЛФК, массаж, физиотерапия и т.д.) 33,3

13 Социально-психологические услуги (социально-психологическое консультирование и патронаж) 2,8

14 Организация досуга 44,4

15 Социально-правовые услуги (помощь в оформлении и восстановлении документов) 11,1

16 Обучение навыкам самообслуживания в быту (для маломобильных получателей услуг) 2,8

17 Обучение пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации (для маломобильных получателей услуг) 0

Опрос подтверждает, что самыми значимыми и востребованными услугами в доме-интернате для престарелых и инвалидов являются социально-бытовые услуги (100%), а именно: предоставление организацией социального обслуживания жилого помещения, мебели (кров), организация питания, предоставление одежды и средств личной гигиены. Это для обслуживаемых ограниченных в дееспособности людей первостепенно.

Не менее важными для обслуживаемых являются санитарно-гигиенические услуги, то есть: санитарно-гигиеническая обработка помещения - 94,4%; ванные процедуры - -86,1%; смена постельного белья, стирка и утюжка - 86,1%; стрижка, причесывание и бритье - 80,6% опрошенных.

Важной и значимой услугой, по оценке опрошенных, является первичная медико-санитарная помощь, ее отметили 52,8%.

Одной из наиболее важных и значимых услуг подопечные дома-интерната считают организацию их досуга - 44,4%.

Оказалось, что содействие в записи на прием к врачу важно для 36,1% опрошенных. Треть респондентов - 33,3% - отметили проведение лечебно-оздоровительных мероприятий (ЛФК, массаж, физиотерапия) как одну из наиболее значимых услуг. Для четверти - 25,0% - обслуживаемых важна помощь в содействии направления на санаторно-курортное лечение.

Почти каждый пятый - 19,4% - ответил, что им важна организация прогулок в учреждении.

Реже отмечали респонденты такие услуги, как:

> помощь в написании, оформлении и прочтении писем - 16,7%;

^ социально-правовые услуги (помощь в оформлении или в восстановлении документов) - 11,1%;

^ социально-психологические услуги (патронаж) — 2,8%;

^ обучение навыкам самообслуживания - 2,8%.

Безусловно, все проранжированные самими опрошенными услуги являются базовыми (необходимыми) для обеспечения жизнедеятельности обслуживаемых, пожилых людей и инвалидов, которые либо в силу преклонного возраста, либо по состоянию здоровья не могут делать это самостоятельно.

Как же на самом деле это осуществляется в данном учреждении, на каком качественном уровне? и устраивают ли оказываемые услуги их подопечных? На эти вопросы и следовало ответить в процессе опроса.

Удовлетворенность открытостью и доступностью информации в ОСО

Полученные результаты представляем в настоящей публикации, поделив их (условно) на несколько блоков.

Открытость и доступность информации - один из важных критериев оценки качества работы социальной организации. В рамках оценки качества оказания социальных услуг респондентам был задан ряд вопросов, касающихся удовлетворенности доступностью информации об этом учреждении.

Основными критериями при изучении мнения респондентов были:

• удовлетворенность обслуживаемых качеством и полнотой информации, размещаемой на информационных стендах в ОСО;

• удовлетворенность обслуживаемых качеством, полнотой и доступностью информации при личном обращении;

• удовлетворенность обслуживаемых возможностью получить необходимую информацию по телефону;

• удовлетворенность обслуживаемых возможностью получить необходимую информацию по сети Интернет;

• удовлетворенность обслуживаемых полнотой и доступностью информации о перечне и порядке предоставления социальных услуг в ОСО.

Результаты исследования показали следующее (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Удовлетворенность доступностью получения информации, в %

В какой мере Вы удовлетворены...? Удовлетворен Частично удовлетворен Не удовлетворен Не пользовался таким источником информации Затрудняюсь ответить

1 Информацией о предоставляемых в данном учреждении услугах (наличие стенда, справочной информации, консультанта, буклетов.) 41,6 13.9 2.8 27,8 13,9

2 Качеством, полнотой и доступностью информации при личном обращении 50,0 5,6 0 30,6 13,8

3 Качеством, полнотой и доступностью информации по телефону 30,6 8,3 0 41,7 19,4

4 Качеством, полнотой и доступностью информации на официальном сайте организации социального обслуживания 16,7 5,6 2,8 52,8 22,1

5 Полнотой и доступностью информации о перечне и порядке предоставления социальных услуг в данной организации социального обслуживания 38,9 2,8 0 38,9 19,4

Основываясь на полученные данные, выделили основные источники информации для респондентов - это информационные стенды и личное обращение.

Большинство респондентов выразили удовлетворенность в разной степени (совокупность «удовлетворенных» и «частично удовлетворенных») доступностью информации:

> на информационных стендах (55,6%: 41,7% «полностью удовлетворены» и 13,9% «частично удовлетворены»)

> при личном обращении (55,6%: 50,0% «полностью удовлетворены» и 5,6% «частично удовлетворены»).

Следовательно, более половины из общего числа опрошенных в доме престарелых использовали эти каналы информации. Более детальные данные продемонстрированы в таблице 2.

В ходе исследования важно было выявить удовлетворенность обслуживаемых в данном учреждении социального обслуживания полнотой и доступностью информации о перечне и порядке предоставления социальных услуг в целом.

Анализ показал: многие обслуживаемые в данной социальной организации удовлетворены полнотой и доступностью информации о перечне и порядке предоставления социальных услуг в целом (55,6% -совокупность «полностью» и «частично» удовлетворенных опрошенных). Нельзя при этом не учитывать и того, что некоторые из пожилых людей и инвалидов могут быть оформлены в учреждение социального обслуживания участковым врачом или медицинской организацией, что позволяет им избежать процедуры оформления.

Таким нововведением как сайт организации большинство опрошенных пожилых людей не пользовались.

Удовлетворенность комфортностью условий предоставления социальных услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья в ОСО

Комфортность условий предоставления услуг, необходимых для организации жизнедеятельности обслуживаемых в домах-интернатах, играет очень важную роль. Это позитивно влияет как на физическое, так и на психологическое состояние людей, находящихся в социальном учреждении. В работе с пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями здоровья ОСО должна в первую очередь предоставить беспрепятственный доступ к организации как территориально, так и в самом учреждении [4].

Комфортность условий предоставления социальных услуг, в том числе и для граждан с ограниченными возможностями, оценивается по критериям:

• удовлетворенность обслуживаемых благоустройством территории;

• удовлетворенность обслуживаемых укомплектованностью организации специалистами;

• удовлетворенность обслуживаемых организацией в помещениях социального обслуживания видео-, аудиоинформаторов для лиц с нарушением функций слуха и зрения;

• удовлетворенность обслуживаемых организацией оборудованного санитарно-гигиенического помещения для маломобильной категории граждан;

• удовлетворенность обслуживаемых организацией входных зон для маломобильных групп населения в организации;

• удовлетворенность обслуживаемых степенью выполнения условий доступности для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, учитывающих ограничения их жизнедеятельности при предоставлении социальных услуг в данном учреждении.

По данным опроса подавляющее большинство - 72,2% - обслуживаемых удовлетворены благоустройством и содержанием помещения организации социального обслуживания и территории, на которой она расположена. Некоторые опрошенные - 16,7% - частично удовлетворены благоустройством и содержанием помещения. Отдельные обслуживаемые - 2,8% - не удовлетворены благоустройством. Не смогли дать свою оценку 5,6% респондентов. 2,8% затруднились ответить.

Значительная часть - 44,4% - обследованных удовлетворены укомплектованностью организации социального обслуживания специалистами. Около пятой части - 19,4% - обслуживаемых удовлетворены частично. 11,1% опрошенных считают, что ОСО недостаточно укомплектована специалистами. Четверть респондентов - 25,0% - затруднились дать ответ (см. рис. 1)

Ш Удовлетворенность благоустройством территории □ Удовлетворенность укомплектованностью специалистами

72,2

Полностью Частично Не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

удовлетворены удовлетворены удовлетворены

Затрудняюсь Не могу оценить ответить по данному

пункты

Рис. 1. Удовлетворенность комфортностью пребывания в ОСО, в %

В ходе оценки деятельности социального учреждения из общего массива исследования была выделена группа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Таковых оказалось 36,1% из общего числа опрошенных.

Выявление степени удовлетворенности этой группы обследованных осуществлялось по следующим показателям:

> удовлетворены видео-, аудиоинформаторами - 26,0%;

^ удовлетворены оборудованными санитарно-гигиеническими комнатами - 43,3%;

^ удовлетворены оборудованными входными зонами для маломобильных групп - 43,4%;

^ в целом удовлетворены степенью доступности из граждан с ограниченными возможностями здоровья - 39,1%. (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Удовлетворенность степенью доступности условий для граждан с ограниченными возможностями здоровья, в %

В какой мере Вы удовлетворены... Удовлетворен Частично удовлетворен Не удовлетворен Затрудняюсь ответить

1 Удовлетворенность видео-, аудиоинформаторами 26,0 8,6 30,4 34,7

2 Удовлетворенность оборудованными санитарно-гигиеническими комнатами 43,4 21,7 8,6 26,0

3 Удовлетворенность оборудованными входными зонами для маломобильных групп 43,4 13,0 13,0 30,4

4 Удовлетворенность степенью доступности для граждан с ограниченными возможностями здоровья в целом 39,1 30,4 13,0 17,5

Анализируя полученные данные, можно отметить, что из числа обслуживаемых граждан с ограниченными возможностями не удовлетворены видео- и аудиоинформаторами на территории ОСО почти треть - 30,4%. Большая доля опрошенных - 34,7% - затруднились ответить.

Большинство обслуживаемых удовлетворены в разной степени (65,1%: «полностьюудовлетворены» - 43,4%, «частично удовлетворены» - 21,7%) оборудованными санитарно-гигиеническими комнатами в ОСО, что немаловажно для такого рода организаций.

Немного меньше обслуживаемых (56,4%: «полностью удовлетворены» - 43,4%, «частично удовлетворены» - 13,0%) выразили свою удовлетворенность оборудованными входными зонами для маломобильных граждан внутри ОСО.

Удовлетворенность доброжелательностью, вежливостью и компетентностью

работников ОСО

Одной из задач в ходе проведения независимой оценки качества оказания социальных услуг было выявление степени удовлетворенности обслуживаемых доброжелательностью, вежливостью и компетентностью работников ОСО.

Критерии оценки следующие:

• удовлетворенность обслуживаемых компетентностью и уровнем профессионализма всех специалистов;

• удовлетворенность обслуживаемых вежливостью, тактичностью и доброжелательностью сотрудников учреждения;

• удовлетворенность обслуживаемых стремлением работников учреждения помочь обслуживаемым и посетителям.

Опрос показал в целом достаточно высокий уровень удовлетворенности обслуживаемых по данным критериям (см. рис. 2).

□ Компетентность и уровень профессионализма работников

□ Вежливость , тактичность и доброжелательность работников

□ Стремление работников помочь обслуживаемым

55,6

Полностью Частично Не удовлетворен Затрудняюсь Не могу оценить

удовлетворен удовлетворен ответить по данному пункту

Рис. 2. Удовлетворенность доброжелательностью, вежливостью и компетентностью работников ОСО, в %

Чуткость и внимание - это то, что, безусловно, необходимо обслуживаемым пожилым людям, людям с ограниченной дееспособностью, находящимся под опекой. Они уже в трудной жизненной ситуации. Однако, по мнению пятой части обслуживаемых (19,4%) работники организации недостаточно вежливы, тактичны и доброжелательны по отношению к ним. Каждый девятый - 11,1% - из обслуживаемых выражает неудовлетворенность компетентностью и уровнем профессионализма специалистов и работников.

Большинство - 55,6% - респондентов полностью удовлетворены стремлением сотрудников организации помочь им, когда в этом возникает необходимость. Вместе с тем нельзя не обращать внимание на тот факт, что более пятой части (22,1 %) обслуживаемых не видят у работников ОСО стремления помочь им в каких-то возникших жизненных ситуациях.

Следует обратить внимание, что почти треть обслуживаемых «частично» удовлетворены компетентностью, уровнем профессионализма; столько же вежливостью и доброжелательностью сотрудников ОСО по отношению к ним. Материалы исследования, по нашему мнению, свидетельствуют о наличии определенных проблем в формировании специалистов и работников в данном учреждении и организации их работы.

Удовлетворенность качеством предоставления услуг в ОСО

Блок удовлетворенности качеством предоставления услуг оценивался по таким показателям как:

• доля получателей услуг, которые положительно оценивают изменения качества жизни в

результате получения социальных услуг в ОСО;

• условия предоставления социальных услуг, включая удовлетворенность:

У жилым помещением;

У чистотой в помещении;

У наличием оборудования для предоставления социальных услуг;

У мебелью и мягким инвентарем;

У питанием;

У хранением личных вещей;

У оборудованными санитарно-гигиеническими комнатами;

У конфиденциальностью предоставления информации;

У графиком посещений родственниками ОСО;

У количеством предоставляемых услуг в данном учреждении;

У качеством социально-медицинских услуг;

У порядком оплаты за предоставленные услуги;

У оперативностью решения вопросов, касающихся обслуживаемых.

• доля обслуживаемых, готовых рекомендовать данное ОСО другим людям, нуждающимся в социальном обслуживании;

• качество проводимых оздоровительных, досуговых и иных мероприятий группового характера.

По материалам опроса, большинство - 55,6% - обслуживаемых отметили, что в результате получения услуг в ОСО произошли положительные изменения в их жизни. Более четверти опрошенных - 27,8% -считают, что в их жизни в результате получения данных услуг ничего не произошло. Каждый девятый -11,1% - признался, что в результате получения социальных услуг в ОСО качество их жизни ухудшилось. Ниже приведены результаты опроса по удовлетворенности качеством предоставления услуг в ОСО.

Таблица 4.

Удовлетворенность качеством предоставления услуг в ОСО, в %

№ В какой мере Вы удовлетворены. Полностью удовлетворен Частично удовлетворен Не удовлетворен Затрудняюсь ответить Не могу оценить по данному пункту

1 Жилым помещением 77,8 19,4 2,8 0 0

2 Чистотой в организации 80,6 19,4 0 0 0

3 Наличием оборудования для предоставления социальных услуг 63,9 27,8 5,6 2,8 0

4 Мебелью и мягким инвентарем 72,2 19,4 5,6 2,8 0

5 Питанием 55.6 19,4 22,2 2,8 0

6 Хранением личных вещей 75,0 19,4 5,6 0 0

7 Оборудованными санитарно-гигиеническими комнатами 83,3 8,3 2,8 5,6 4,0

8 Конфиденциальностью предоставления услуг 47,2 5,6 11,1 27.8 8.3

9 Графиком посещений родственниками ОСО 69,4 0 0 25,0 5,6

10 Количеством предоставляемых услуг в данном учреждении 72,2 11,1 5,6 11,1 0

11 Качеством социально-медицинских услуг 69,4 11,1 16,7 2,8 8,0

12 Порядком оплаты за предоставленные услуги 52,8 13,9 33,3 0 0

13 Оперативностью решения вопросов, касающихся обслуживаемых. 47,2 13,9 22,2 13,9 2,8

В целом, как видно из приведенных данных, выявлен довольно высокий уровень удовлетворенности качеством предоставления услуг в Элистинском доме-интернате для престарелых и инвалидов.

В первую очередь высокая удовлетворенность обслуживаемых основными, базовыми условиями пребывания в доме-интернате.

Все - 100% - удовлетворены чистотой в помещении.

Жилым помещением, т.е. домом, где они живут, «полностью» удовлетворены 77,8%, «частично» удовлетворены 19,4%. Это практически все участвовавшие в исследовании обслуживаемые.

Удовлетворены оборудованными санитарно-гигиеническими комнатами в совокупности более 90,0% обслуживаемых. Неудовлетворенных - единицы.

Обстановка, в которой живут в этом доме-интернате подопечные, уют в помещении играют важную роль в жизни людей, по разным причинам находящимся в доме-интернате. Судя по ответам, абсолютное большинство из них довольны этим показателем. Организация и предоставление питания для обслуживаемых - первоочередной фактор. Оказалось, что качеством питания удовлетворены 55,6% опрошенных, т.е. немногим более половины. Пятая часть - 19,4% - выразили свою неудовлетворенность. Более пятой части - 22,2% - вовсе не удовлетворены. Эти данные свидетельствуют о наличии определенных проблем в организации обслуживания подопечных, на которые необходимо обратить серьезное внимание.

Подавляющее большинство - 75,0% - обслуживаемых «полностью» удовлетворены хранением личных вещей. Почти пятая часть - 19,4% - обслуживаемых «частично» удовлетворен.

Мягкой мебелью, мягким инвентарем в ОСО «полностью» удовлетворены 72,2% обслуживаемых. Каждый пятый - 19,4% - «частично» удовлетворен состоянием мебели и мягкого инвентаря.

Обращает внимание тот факт, что ряд показателей оценены обслуживаемыми недостаточно высоко. Например: половина (52,8%) опрошенных удовлетворены «полностью» порядком оплаты за предоставленные услуги. Каждый седьмой - 13,9% - удовлетворен «частично». Есть и вовсе не удовлетворенные порядком оплаты за предоставленные услуги, их 33,3%, то есть треть опрошенных.

Обращает внимание тот факт, что «полностью» удовлетворены качеством питания 55,6%. А 19,4% опрошенных, это практически пятая часть, «частично» удовлетворены. Категорически не удовлетворены качеством питания в организации социального обслуживания 22,2% опрошенных.

Качеством социально-медицинских услуг «полностью удовлетворены» 69,4% - это более двух третей из числа опрошенных. Каждый шестой - 16,7% - обслуживаемый вообще не удовлетворен.

Каждый из показателей предоставления социальных услуг является жизненно важным для категории лиц, находящихся в доме-интернате для престарелых и инвалидов, людей с ограниченной деятельностью. Предоставление их на должном качественном уровне - важнейшая задача организации.

Одним из критериев оценки качества работы социальной организации является готовность рекомендовать ОСО своим родственникам и знакомым (Рис. 3.)

Позитивным фактом является то, что 55,6% опрошенных готовы рекомендовать данную организацию социального обслуживания населения своим знакомым и родственником в случае необходимости.

Рис. 3. Готовы ли вы рекомендовать ОСО своим знакомым или родственникам, попавшим в сложную жизненную ситуацию

Как оценили обслуживаемые дома-интерната мероприятия, носящие оздоровительный и досуговый характер? На вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством проводимых мероприятий, имеющих групповой оздоровительный характер?» - ответили:

> полностью удовлетворены - 64,2%;

> частично удовлетворены - 5,6%;

> не удовлетворены - 16,7%;

^ затруднились ответить - 11,1%.

Следовательно, положительно оценивающих качество проводимых групповых оздоровительных мероприятий большинство (69,5%: «полностью удовлетворены» 63,9%, «частично удовлетворены» 5,6%). Неудовлетворенных немного 16,7%.

Качеством проведения досуговых и праздничных мероприятий полностью удовлетворены абсолютное большинство опрошенных (86,1%). Некоторые - 13,9% - ответили, что они не посещали такие мероприятия и не могут оценить их качество.

Обслуживаемым был задан открытый вопрос: «Какие новые услуги Вы хотели бы получить в ОСО?».

У подавляющего большинства - 61,1% - респондентов нет никаких предложений о нововведениях в ОСО. Их на момент опроса все устраивало.

Отдельные замечания и предложения, высказанные подопечными, показаны в таблице 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5.

Полученные предложения и замечания получателей услуг:

Новая услуга (замечания) Количество упоминаний

оплата за обслуживание подорожала в текущем году («помимо 75,0% вычета из пенсии, начали отнимать и 75,0% с ЕДВ») 7

в мужском отделении сделать поручни на 2 этаже 2

необходимы бесплатные медикаменты 1

устанавливали поручни в санузлах сами 1

необходимо обновить тренажеры 1

ОСО не содействует в записи на прием к врачу 2

следует закрыть курилку 1

В статье приведены результаты социологического исследования в Элистинском доме-интернате для престарелых и инвалидов [5]. Это практически первое достаточно детальное исследование в социальном учреждении такого типа. Многие показатели, по которым оценивалась удовлетворенность пожилых людей и инвалидов проживанием в данном доме-интернате, оценены весьма высоко. Престарелые люди и инвалиды, зачастую с ограниченной или полной дееспособностью, получают все, что помогает им комфортно жить, быть удовлетворенными многими сторонами жизни, быть в социуме, не чувствовать себя оторванными от остального общества.

На наш взгляд, такие исследования следует проводить регулярно, так как данные, полученные в ходе изучения, - важная информация о деятельности социального учреждения. Она позволяет увидеть как положительные стороны, так и проблемы, которые следует еще решать. На наш взгляд, такие исследования следует проводить регулярно в целях совершенствования работы социальных учреждений.

1. Выбираем дом для престарелых: частный vs государственный [Электронный ресурс]. URL: https:/ /www.pravda. m/navigator/doma-dlja-prestarelykh-i-mvaHdov.htmL[дата обращения: 08.02.2018 г.].

2. О мерах по реализации государственной социальной политики: Указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 [Электронный ресурс]. URL: http:// base.garant.ru /70170950 [дата обращения: 08.02.2018 г.].

3. О формировании независимой системы оценки качества работы и ряда организаций, оказывающих социальные услуги постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286: постановление Правительства Рос. Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70350066 [дата обращения: 08.02.2018 г.].

4. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70846658 [дата обращения: 08.02.2018 г.].

5. Независимая оценка оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования: социолог. опрос [проводился в 2017 году] // Архив отдела социологических исследований ИКИАТ / Институт комплексных исследований аридных территорий; С.Э. Лиджи-Горяева, И.С. Авджаева.

САНГАЕВА Л.Н., ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э.

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

Аннотация: В настоящей публикации отражены основные результаты социологического исследования по независимой оценке деятельности трех образовательных учреждений республики.

Ключевые слова: независимая оценка, качество предоставления услуг, образовательные услуги, уровень удовлетворенности, образовательное учреждение, школа-интернат.

Модернизация российского общества предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и к школам-интернатам.

В настоящее время образовательные учреждения страны находятся в центре общественного внимания в связи с реализацией различных государственных проектов в сфере образования, призванных совершенствовать и развивать систему образования в целом. В условиях новых вызовов современности к подготовке обучающихся, серьёзной конкуренции на рынке образовательных услуг в образовательных учреждениях разного уровня, в том числе и в школах, проблема качества образования становится важнейшей государственной задачей.

Педагогические коллективы, педагогические сообщества прилагают немало усилий для решения этой приоритетной задачи.

В этой связи на повестку дня остро встал вопрос об оценке качества обучения в образовательных учреждениях. Кто и как работает? Каковы конечные результаты? С целью выявления этих результатов в последние годы в образовательных учреждениях проводятся оценки качества преподавания.

Основополагающими документами в проведении этой важной работы являются: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»; Федеральный закон от 21 июля 2014 года N° 256 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования». Базируясь на этих законодательно-правовых документах, Министерством образования и науки Республики Калмыкия был издан приказ от 20.04.2015 года № 478 «Об утверждении рабочей группы по проведению независимой оценки качества системы образования» в регионе.

С 2015 года Институту комплексных исследований аридных территорий было поручено выполнение государственного задания в различных сферах в целях формирования независимой оценки качества и условий деятельности организаций и учреждений социальной защиты населения, культуры, здравоохранения и образования.

Одним из направлений исследования является независимая оценка качества оказания услуг в сфере образования.

Цель исследования: оценка качества деятельности организаций, осуществляющих образовательные услуги в сфере социального обслуживания, составление рейтинга [1].

В данной публикации представлен анализ материалов социологического исследования по независимой оценке деятельности трех образовательных учреждений:

• КОУ РК «Лаганская коррекционная школа-интернат» (КОУ РК «ЛКШИ)»;

• КОУ РК «Цаган-Аманская санаторная школа-интернат» (КОУ РК «ЦАСШИ»);

• КОУ РК «Матросовская коррекционная школа-интернат» (Яшалтинский район) (КОУ РК «МКШИ»).

Немного из истории школ-интернатов, в которых проводилась независимая оценка качества

предоставления образовательных услуг.

Казенное общеобразовательное учреждение Республики Калмыкия «Цаган-Аманская санаторная школа-интернат» образовано в 1962 году. Данная школа специализирована на оздоровление, обучение и воспитание детей с малыми и затухающими формами туберкулеза (тубинфицированые из очагов туберкулеза, тубконтактные, виражные с гиперергической реакцией на туберкулин).

В школе осуществляются три направления инновационной деятельности педагога: учебное, воспитательное, лечебно-оздоровительное, которые находятся в неразрывном единстве и предполагают, как непременное условие, изменение содержания образования:

• дополнения к содержанию действующих программ (программы обязательных занятий);

• созданы комфортные условия в обучении школьников: каждый учебный класс поделен на две зоны: обучающая, зона отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.