Литература
1. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н.И Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. М., 2002.
2. Насс О.В. Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления общего среднего и высшего образования: монография. М.: Изд-во МПГУ, 2010.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 127-134.
References
1. Formirovanie informatsionnoy kul'tury lichnosti v bibliotekakh i obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: uchebno-metodicheskoe posobie / N.I Gendina, N.I. Kolkova, I.L. Skipor, G.A. Starodubova. M., 2002.
2. Nass O.V. Formirovanie kompetentnosti pedago-gov v proektirovanii elektronnykh obrazova-tel'nykh resursov v kontekste obnovleniya obsh-chego srednego i vysshego obrazovaniya: mono-grafiya. M.: Izd-vo MPGU, 2010.
3. Zakharova I.G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh.
ped. ucheb, zavedeniy. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2003. S. 127-134.
USING E-LEARNING RESOURCES
IN THE LEARNING PROCESS: ADVANTAGES, DISADVANTAGES
E.A. Akolzina
Were described advantages and disadvantages of using e-leaming resources in the learning process. The article gives a definition of e-learning resources. The advantages of e-learning resources include a multimedia presentation of information, process modeling, ease of finding information, interactivity, digital distribution, openness to the introduction of new entries. The disadvantages include a glut of the educational process, the emergence of the problem of information security of the individual, the occurrence of additional cognitive load, deflection member of the educational trajectory. With the use of e-learning resources were related procurement problems of modern technology, information structuring, copyright, training, able to teach with electronic resources. The paper concludes that e-learning resources favor the development of information skills, contribute to the formation of competitive abilities of the individual in the labor market. E-learning resources well increase the importance of self-educational activity of students. Integrated use of traditional and e-learning will help formulate a comprehensive educational trajectory, and thus achieve the desired result.
Key words: electronic educational resources, information culture, information society.
УДК 004.2
ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Н.М. Виштак
В настоящее время в вузовском учебном процессе активно используются электронно-образовательные ресурсы, которые становятся квази-субъектом современной педагогической системы. Важным аспектом их применения является определение их педагогической эффективности, а также определения их соответствия управленческим, методическим, организационным, технологическим требованиям. Описаны виды комплексных мероприятий по экспериментальной проверке электронных образовательных ресурсов. Цель экспериментальной проверки эффективности разработки и использования электронных образовательных ресурсов заключается в подтверждении педагогической целесообразности и результативности учебной деятельности обучаемых при их использовании. В статье рассматриваются методы наблюдения за процессом обучения, анкетирования, собеседования с преподавателями и студентами, педагогический эксперимент. В статье указывается роль экспертов, приведен список характеристик электронного образовательного ресурса, подлежащих оцениванию. В статье делается вывод, что используя методы педагогического исследования возможно определение эффективности использованного вида электронно-образовательного ресурса.
Ключевые слова: электронно-образовательные ресурсы, дополнительное образование, наблюдение, анкетирование, экспериментальная проверка эффективности использования, характеристики электронно-образовательных ресурсов.
Современный учебный процесс, протекающий в условиях всеобъемлющей информатизации, предполагает разработку и ис-
пользование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые способны обеспечить реализацию новых форм и методов обу-
чения, поддержку получения учебно-методической информации всех организационных форм обучения, включая самостоятельную работу, перевод обучаемого в субъекты обучения, индивидуальную траекторию обучения [1]. То есть ЭОР являются неотъемлемым компонентом учебно-методического обеспечения учебного процесса как по основным, так и дополнительным образовательным программам. В настоящее время преподаватели вузов активно занимаются разработкой и внедрением этих ресурсов как для основных программ, так и для реализации программ по дополнительному образованию, поэтому очень актуальным аспектом становится проверка эффективности их использования.
Главная цель экспериментальной проверки эффективности разработки и использования ЭОР заключается в проверке и подтверждении педагогической целесообразности и результативности учебной деятельности обучаемых при их использовании. С этой целью необходимо проведение комплексных мероприятий, которые включают наблюдения, беседы с испытуемыми, анкетирование, организацию определенных видов групповой и индивидуальной деятельности.
Предварительно следует провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам использования ЭОР при организации учебных занятий с учетом специфики изучаемой предметной области, а также с учетом особенностей организационной формы проведения занятий. Это позволит получить подтверждение о целесообразности использования ЭОР и выявить особенности их применения на учебных занятиях при изучении конкретной дисциплины.
Далее следует определить методы исследования, причем, на наш взгляд, при изучении эффективности использования ЭОР наиболее предпочтительными являются наблюдения за процессом обучения, собеседование с преподавателями и студентами, а также педагогический эксперимент.
Педагогическое наблюдение по использованию ЭОР проводится на аудиторных занятиях, причем, предпочтительно использовать включенное наблюдение, так как преподаватель на занятии активно руководит учебно-познавательным процессом, дина-
мично управляет им, полно и объективно фиксирует эффективность использования ЭОР каждым обучаемым. Для проведения педагогического наблюдения необходима предварительная подготовка: следует сформулировать цель и задачи наблюдения, календарные сроки, определить участников. Следует также подготовить план, вопросы, последовательность, организацию наблюдения, включая процедуру фиксации результатов.
Метод наблюдения является достаточно трудоемким и требуется многократное повторение, поэтому представляет интерес в вузовской практике анкетирование, то есть метод письменного опроса, которое для большей объективности следует проводить без указания фамилии анкетируемого. Также наибольший интерес представляют смешанные анкеты, в которых представлены закрытые и открытые вопросы. При этом в кратчайший срок преподаватель получает много информации. Соответственно, эти данные можно подвергнуть количественному анализу.
В ходе проведения педагогического эксперимента происходит формирование групп учащихся: экспериментальной и контрольной. В экспериментальной группе учебные занятия проводятся с использованием ЭОР, а обучаемые контрольной группы работают с использованием традиционного учебно-методического обеспечения.
В процессе проведения эксперимента производится оценка уровня остаточных знаний обучаемых контрольной и экспериментальной групп. После изучения студентами обоих групп модуля дисциплины им предлагается выполнить контрольные задания по темам изученного модуля. Далее с интервалом в два-три месяца в экспериментальной и контрольной группах по этим же темам проводился второй коллоквиум и еще через два-три месяца третий коллоквиум. Таким образом, имеются результаты усвоения тем модуля дисциплины в виде результатов проверки остаточных знаний, которые подлежат педагогическому анализу. На основании анализа результатов остаточных знаний формируется вывод об эффективности применения ЭОР при изучении дисциплины в организации данного типа учебных занятий.
Очень важным аспектом педагогического эксперимента по внедрению в вузовский
учебный процесс ЭОР является их оценка качества. Как один из подходов их комплексной оценки И.В. Роберт выделяет экспертную оценку качества [2]. В основе этого подхода - компетентное мнение экспертов, знающих данную область и имеющих научно-практический потенциал принятия решений.
В качестве экспертов следует приглашать преподавателей из профессорско-преподавательского состава тех кафедр, которые работают в предметной или смежной области с той, для которой происходит внедрение ЭОР. Причем, заранее разрабатываются экспертные листы, в которые включаются все аспекты оценки по созданию и применению ресурса, включая организационный, управленческий и технологический уровни разработанного ЭОР.
В аспекте организации учебной деятельности обучаемых оцениванию подлежат следующие характеристики ЭОР:
- многофункциональность использования ЭОР;
- изложение учебного материала и управленческих сведений;
- форма представления учебного материала.
В аспекте управления учебной деятельности обучаемых при использовании ЭОР оцениванию подлежат:
- возможность обеспечения обратной связи;
- наличие различных уровней трудности при изложении учебного материала;
- возможность изменения скорости работы с ЭОР;
- возможность неоднократного обращения к ЭОР.
В технологическом аспекте разработанного ЭОР оцениванию подлежит:
- сервис пользователя;
- наличие иерархического меню;
- надежность работы;
- возможность повтора требуемых кадров;
- качественность представления информации на экране;
- дизайн ЭОР;
- надежная защита ЭОР;
- организация уровней доступа.
Эксперты в течении учебного года всесторонне оценивают ЭОР и выдают реко-
мендации группе разработчиков и преподавателям, которые используют данный ресурс. Далее на основании педагогического анализа результатов использования ЭОР в учебном процессе принимается решение о рекомендации данной разработки к использованию.
Кроме этого, важным является обоснование экономической эффективности использования ЭОР в учебном процессе, так как создание ресурса является достаточно трудоемким и затратным проектом, в разработке которого участвуют, кроме преподавателя-предметника, программист и компьютерный дизайнер.
Таким образом, используя методы педагогического исследования, возможно определение эффективности использованного вида ЭОР, определение уровня использования знаний умений и навыков работы обучаемых с новыми образовательными ресурсами, эффективность использования ЭОР при организации аудиторных занятий и самостоятельной работы, определение, как использование ЭОР влияет на качество усвоения учебного материала и уровня остаточных знаний.
Литература
1. Ходакова Н.П. Актуальные вопросы обучения в вузе // Фундаментальные исследования. 2009. № 5. С. 115-116.
2. Роберт И.В. Экспериментально-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения // Педагогическая информатика. 1993. № 1. С. 54-62.
References
1. Hodakova N.P. Aktual'nye voprosy obuchenija v vuze // Fundamental'nye issledovanija. 2009. № 5. S. 115-116.
2. Robert I.V. Jeksperimental'no-analiticheskaja ocenka kachestva programmnyh sredstv uchebno-go naznachenija // Pedagogicheskaja informatika. 1993. № 1. S. 54-62.
ASSESSMENT OF EFFECTIVENESS OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES
N.M. Vishtak
Currently in university educational process is widely used electronic educational resources, which become the subject of a quasi-modern educational system. An important aspect of the application is to determine the effective-
ness of their teaching, as well as their compliance management, methodical organizational, technological requirements. In paper was described the types of complex measures to experiment verification e-learning resources, and the preparation and implementation of each activity. The purpose of the pilot test the effectiveness of the design and use of e-learning resources validate the feasibility and effectiveness of the teaching learning activities of students using them. The article deals with methods of monitoring the process of training, the survey, interviews with teachers
and students, pedagogical experiment. The article points out the role of experts, is a list of characteristics of e-learning resource, subject to evaluation. The article concluded that using the methods of pedagogical research may determine the effectiveness of the used type of electronic educational resources.
Key words: electronic educational resources, additional education, observation, questioning, experimental verification of the efficiency, the characteristics of electronic educational resources.
УДК 004.2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.В. Виштак
В настоящее время в системе вузовского высшего профессионального образования актуальным направлением является развитие дополнительного образования как по программам переподготовки, так и по программам повышения квалификации. Современные специалисты учатся на протяжении всей жизни: повышают квалификацию, приобретают дополнительные профессии. Использование технических средств обучения в системе дополнительного образования позволяет подготовить обучаемых к условиям работы в информационной среде. Необходимо отбирать научную информацию в соответствии с целями и профилем профессиональной подготовки и преобразовывать ее в учебный материал. Результатом этого процесса становятся электронные учебные издания, базы знаний, базы данных изучаемой предметной области. Диагностирующие текстовые программы создаются для реализации контролирующих функций. Информационная поддержка учебной деятельности обучаемых в системе вузовского дополнительного образования осуществляется на техническом и программном уровнях. Эффективность подготовки слушателей во многом определяется наличием и использованием развитого информационно-методического сопровождения, создаваемого с использованием новых информационных технологий.
Ключевые слова: дополнительное образование, средства обучения, новые информационные технологии, программно-педагогические средства, информационно-методическое сопровождение.
Отличительной чертой современных специалистов является социальная и профессиональная мобильность. Знания, полученные в вузе, не могут оставаться неизменным багажом, эффективно обеспечивающим профессиональную компетентность в течение всей жизни. Соответственно стратегией сегодняшнего времени становится парадигма «образование через всю жизнь», то есть специалисты должны учиться на протяжении всей жизни: повышать квалификацию, приобретать дополнительные профессии, осваивать новые направления профессиональной деятельности [1]. В ближайшее время каждый десятый трудоспособный гражданин будет получать дополнительное профессиональное образование. Причем в организации дополнительного образования ведущая роль отводится высшей школе, в которой уже функционируют центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Успешность учебной деятельности слушателей в системе дополнительного образования во многом определяется своевременностью и полнотой информационной поддержки их учебной деятельности. Слушателю должны быть представлены цели обучения, полная и подробная учебная, методическая информация. Всесторонняя информированность является обязательным условием успешного выполнения всех видов учебных работ, предусмотренных по изучаемой программе.
Эти потребности системы дополнительного образования могут быть удовлетворены за счет формирования комплекса средств обучения, которые выполняют функции источника учебной информации, предоставляют слушателям учебно-методическую информацию, на основе которой осуществляются планирование, организация процесса обучения, проводится контроль их знаний.