Флинта, 1998. - 272 с.
7. Бакланов П. А. Развитие символики в современной России (социологический анализ). - Н.: РИПЭЛ, 2007. - 217 с.
R e f e r e n c e s
1. Petukhov N. Zamerli v ozhidanii. Profil, 2014. - №. 26, 7 iul, 2014. - S. 4.
2. Na poiski pervoi raboty u molodykh spetsialistov ukhodit ne menshe mesyatsa! Sait molodyh specialistov «Career.ru». -2014. - [jelektronnyj resurs] http://career.ru/article/14970 (data obrashenija 25.07.2014).
3. Pimenova V., Shulga O. Spetsialisty ne u del. Parlamentskaya gazeta. 2014. - № 24 (2653), 4-10 iulja, - S. 11.
4. Potanina L. T. Vospitatelniy potentsial obrazno-simvolicheskogo myshleniya // Gumanitarniye nauki: teoriya i metodologiya. 2008. - № 1. - S. 89-93.
5. Karmadonov O. A. Sotsiologiya simvola. - M.: Academia, 2004. - 352 s.
6. Turchinov A. I. Professionalizatsiya i kadrovaya politika: problemy razvitiya teorii i praktiki. - M.: Flinta, 1998. - 272 s.
7. Baklanov P. A. Razvitiye simvoliki v sovremennoy Rossii (sotsiologicheskiy analiz). - N.: RIPEL, 2007. - 217 s.
^SHSr^r
УДК 372.862
Е. К. Васин
О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается содержание педагогического наполнения компонентов электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и образовательной технологии информационного проектного учебного цикла как важнейшего условия эффективной реализации модели технологической подготовки школьников, построенной на их основе. Актуальность темы определяется необходимостью перевода учебного процесса в образовательной области «Технология» на информационную основу - основу, в которой системной является идея использования в качестве ведущего средства обучения программного обеспечения в виде электронных образовательных ресурсов по темам программы. Основная цель исследования заключается в обосновании педагогического наполнения модели технологической подготовки школьников на основе потенциала электронных образовательных ресурсов. Анализировалась эффективность архитектуры разработанного автором прикладного программного обеспечения в виде электронных образовательных ресурсов по отдельным темам учебной программы и образовательной технологии информационного проектного учебного цикла предмета «Технология. Технический труд» для 5-7 классов при их практическом применении в образовательном процессе. Качество педагогического наполнения модели оценивалось по результатам наблюдений, анкетирования, тестирования учащихся, а также результатам их практической деятельности. Проведенное исследование подтвердило эффективность педагогического наполнения предложенной модели. По его итогам было принято решение о разработке полного комплекта программного обеспечения образовательных ресурсов с представленным в статье педагогическим наполнением по всему содержанию учебного курса «Технология. Технический труд».
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, технология информационно-проектного учебного цикла, педагогические условия, педагогическое наполнение.
ВАСИН Евгений Константинович - учитель технологии Пучежской гимназии, г. Пучеж, аспирант кафедры технологии и предпринимательства Ивановского государственного университета, Шуйского филиала ИвГУ. E-mail: [email protected]
VASIN Evgeny Konstantinovich - Teacher of Technology of Puchezh Gymnasium, Puchezh, Postgraduate of the Department of Technology and Enterprise, the Ivanovo State University, Shuisky branch of the IvSU. E-mail: [email protected]
E. K. Vasin
About the Pedagogical Conditions of Realization of Information Model of School Technology Education
The content of the pedagogical filling of components of electronic educational resources (EER) and educational technology of the information project of a learning cycle as the most important condition of effective implementation of the model of technological preparation of schoolchildren, built on their basis is observed. The actuality of the topic is determined by the necessity of transference of the educational process in the educational area "Technology" into the information basis - the basis in which the systemic idea is the idea of using the teaching software as the leading means in the form of electronic educational resources on the themes of the programme. The Main goal of the research consists in a substantiation of pedagogical filling of model of technological preparation of students on the basis of the potential of electronic educational resources. The efficiency of the architecture of the application of software developed by the author) in the form of electronic educational resources on particular topics of the training modules of the program of the subject "Technology. Technical work" for 5-7 classes by their practical application in the educational process was analyzed. The quality of pedagogical filling of the model was assessed according to the results of observations, surveys, testing of students, and the results of their practical activities. The research confirmed the efficiency of the teaching of filling of the proposed model. According to its results, it was decided to develop a complete set of software educational resources with the presented in the article pedagogical filling of all the content of the training course "Technology. Technical work".
Key words: electronic educational resource, technology of information and design learning cycle, pedagogical conditions, pedagogical filling.
Введение
Одним из важнейших направлений глобального процесса перехода к техно-информационному обществу является построение образования, основанное на использовании возможностей информационно-коммуникационных технологий - информационного образования. Информационное образование априори предполагает обеспечение в полной мере сферы образования методологией и практикой применения современных информационных технологий, мотивированно направленных на выполнение социального заказа общества. По мнению И. В. Роберт, процесс информатизации образования генерирует целенаправленное совершенствование механизмов организации и управления образовательным процессом на основе автоматизированных баз данных научной, педагогической, методологической и методической информации с широчайшим использованием коммуникационных сетей [1].
Построение информационного образования требует принципиально иных организационных, деятельностных и управленческих подходов к решению учебно-воспитательных задач в школе. Прежде всего это индивидуализация и даже персонализа-ция образовательного процесса, предполагающая учет индивидуальных особенностей конкретного обучающегося. Образовательная область «Технология», как ключевой инструмент общетехнической и предпрофильной подготовки, а также мотивационно-формирующий компонент профессионального образования, не является исключением. Более того, генеральной целью технологического обучения в парадигме инфор-
мационного образования, по мнению К. Е. Романовой, становится «...формирование самоактуализирующейся личности обучающегося, готовой к саморазвитию в процессе непрерывного профессионального самосовершенствования в течение всего активного периода своей жизни» [2, с. 64].
Выполненные исследования позволили нам построить модель организации образовательного технологического процесса на основе использования потенциала электронных образовательных ресурсов. Эта модель базируется на определенной системе закономерностей обучения и тесно связанных с ними принципов, из которых вытекает ряд педагогических условий успешного ее функционирования [3].
Цель работы заключается в обосновании педагогического наполнения электронных образовательных ресурсов и технологии информационно-проектного учебного цикла как важнейшей составляющей педагогических условий, на которые опирается представляемая модель.
Классификация педагогических условий
Для успешного и качественного функционирования любой образовательной модели необходимо, по мнению В. А. Сластенина, при ее разработке использовать определенную совокупность педагогических условий [4].
В целях эффективной реализации этой модели был сформулирован ряд таких педагогических условий. Эти условия по своему функциональному назначению можно разделить на три группы: организационные, обеспечивающие благоприятную комфортную учебную среду; личностные, обусловленные персональными возможностями, способностями и мотивацией
обучающихся; педагогическое наполнение компонентов электронных образовательных ресурсов, формирующее необходимый качественный уровень дидактического обеспечения учебного технологического процесса в режиме опоры на потенциал электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР).
В комфортной образовательной среде технологической подготовки формируется личность обучающегося, характеризующаяся активностью, мотивированным стремлением к познанию и преобразованию окружающего мира, высоким уровнем самостоятельности и активности. Комфортная образовательная среда обеспечивает условия личностного саморазвития школьника. Активное включение обучающегося в образовательную среду на начальном этапе технологического обучения в 5 классе способствует его профессионально-личностному самоопределению уже к моменту завершения ступени основного общего образования. Мы считаем, что подобный результат может быть обеспечен организацией усвоения учебного материала в образовательной области «Технология» на основе дистанционного обучения (условие дистанта). Электронные образовательные ресурсы, используемые при этом, в процессе разработки обеспечиваются архитектурой, соответствующей этому педагогическому условию.
Основным личностным педагогическим условием организации образовательного технологического процесса на основе использования потенциала электронных образовательных ресурсов является высокий уровень мотивации к творческой познавательной и практической преобразовательной технологической деятельности. Ведущие мотивы обучающегося, находящиеся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с его ценностными ориентациями, определяют сначала его образовательную траекторию, а затем и траекторию личностно-профессионального развития. Не случайно А. В. Хуторской рассматривает образовательную траекторию в качестве важнейшего индивидуального для каждого обучающегося пути реализации своего личностного потенциала, как совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей [5].
Педагогическое наполнение - это совокупность педагогических функционально обоснованных воздействий используемого электронного образовательного ресурса на пользователя (обучающегося). Оно стимулирует реализацию положительной реакции обучающихся на предпринимаемые педагогические воздействия; обеспечивает формирование эмоцио-нально-деятельностной составляющей личности посредством осуществления творческих проектов; способствует реализации принципа творческого переноса имеющихся знаний, умений и способностей
личности в практическую плоскость; целенаправленно включает в структуру творческого проектирования импровизационные задания, которые впоследствии становятся движущей силой творческих проектов и находят выражение в социально-значимом практическом результате.
Педагогическое наполнение образовательных ресурсов дистанта
Опираясь на известные общие и междисциплинарные закономерности, В. А. Куклев сформулировал ряд закономерностей, обосновывающих условия и эффективность дистанционного подхода в обучении. По его мнению, результаты мобильного дистанционного обучения зависят от целевой установки и комплексного интегрированного содержания материалов, разработанных на основе компетент-ностного подхода; от междисциплинарных принципов, методов, способов, форм и средств включения обучаемых в учебную, научно-образовательную и практическую деятельность; от регулярности, систематичности выполнения практических заданий и упражнений; от адаптационных способностей личности к интеллектуальным нагрузкам; от коммуникативных способностей обучаемых. Продуктивность мобильного обучения находится в зависимости от количества и качества практики, объема выполненных заданий, способствующих формированию компетентности. Эффективность мобильного обучения зависит от уровня интеллектуального потенциала среды мобильного обучения, уровня организации и управления учебного процесса с соблюдением рекомендаций по экологич-ности и безопасности, строгим выполнением правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм, режима труда и отдыха. Эффективность повышается вследствие поисково-аналитической, творческо-прогностической и физической напряженности, вызванной поиском и приобретением новых знаний, навыков и умений; продуктивность мобильного обучения зависит от уровня самообразования и саморазвития личности [6].
В образовательной области «Технология» необходимое качество педагогического наполнения достигается, по нашему мнению, корреляцией дидактических возможностей электронных образовательных ресурсов дистанционного освоения учащимися теоретического материала учебных модулей и развивающе-деятельностного педагогического потенциала технологии информационно-проектного учебного цикла, реализующей практическое освоение их содержания.
Электронный образовательный ресурс в педагогической науке позиционируется как программно-методический обучающий комплекс, соответствующий учебной программе и обеспечивающий возможность
обучающемуся самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел. Такой продукт создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т. п. [7].
Качество ЭОР определяется дидактическим потенциалом, который закладывается в них при проектировании и создании и реализуется посредством педагогического наполнения такого ресурса. Для обеспечения эффективного использования своих дидактических возможностей электронные образовательные ресурсы строятся на идеях определенной целеобусловленной архитектуры. Под архитектурой ЭОР понимается структура организации и функционирования всех его компонентов. Основными составляющими архитектуры электронного образовательного ресурса в нашей модели являются учебные блоки, обеспечивающие необходимое качество знания, приобретаемого пользователем при освоении содержания учебного модуля. Эти блоки, являющиеся прикладным программным обеспечением, в рамках ресурса находятся в определенных функциональных отношениях с пользователем и между собой и реализуются через свое педагогическое наполнение [8].
В рассматриваемом конструкте электронный образовательный ресурс содержит семь блоков, находящихся в педагогически обусловленной функциональной взаимозависимости. Каждый блок ресурса дидактически работает на решение определенной учебной задачи, а скомпилированный из них программный продукт реализует целевую установку, предусматривающую качественное освоение определенной порции материала по теме учебного модуля.
Первый блок ресурса выполняет функции организации предстоящей пользователю самостоятельной учебной деятельности. Обучающийся персонифицирует себя в ЭОР посредством введения личных данных, выбирает по своему усмотрению уровень информационной насыщенности предстоящей работы, а также степень сложности итогового тестирования.
Функция второго блока состоит в обеспечении возможности пользователю самостоятельно актуализировать опорные знания, необходимые для успешного усвоения изучаемой посредством ЭОР порции учебного материала.
Функционал третьего программного блока состоит в создании условий для приобретения пользователем порции сведений, которые впоследствии станут для него новым знанием.
При построении модели образовательного технологического процесса на основе использования потенциала электронных образовательных ресурсов мы исходим из признания в качестве системообразую-
щего тезис, суть которого заключается в следующем: информация - это не знание, а важнейший потенциал, обеспечивающий пользователю возможность стать обладателем этого знания. Все ответы на вопросы, возникающие в процессе познания окружающей действительности, могут быть получены, если имеющаяся необходимая для этого информация по определенному деятельностному алгоритму
трансформируется в знание. Главная задача информационного образования заключается, таким образом, в организации и осуществлении процесса, который обеспечивает приобретение обучающимся нужной информации с последующим самостоятельным ее преобразованием, трансформированием сначала в полезную информацию, а затем в собственно знание.
Следующий блок ресурса обеспечивает пользователю возможность присвоить (усвоить) собранную информацию и перевести ее тем самым в форму полезной (нужной) для него информации. Обучающийся усваивает приобретенную информацию -присваивает ее, и таким образом она становится его личной знаниевой собственностью.
Эти блоки связаны линейной зависимостью -активация каждого следующего блока возможна, в соответствии с принципом этапности в обучении, только при условии успешного освоения материала предыдущего.
Пятый деятельностный блок электронного образовательного ресурса обеспечивает процесс трансформирования полезной информации в конкретное знание пользователя. Знание, как форма существования информации, предполагает его применение для решения некой практической задачи. Поскольку механизм превращения информации в знание требует определенного уровня качества усвоения присвоенной информации, в этом учебном блоке предусматривается дидактическая возможность осуществления обратной связи со страницей присвоения приобретенной информации - предыдущим блоком. Обратная функциональная связь обеспечивает обучающемуся возможность при необходимости вернуться к работе с приобретенной информацией с целью ее более качественного и продуктивного усвоения.
Функция шестого блока ресурса, линейно связанного с предыдущим, состоит в обеспечении мониторинга качества полученного пользователем нового знания по теме учебного модуля. При успешном окончании работы по трансформированию полезной информации в знание обучающийся приступает к проверке качества усвоения заявленной в ресурсе порции учебного материала через выполнение контрольного теста выбранного пользователем уровня сложности.
В заключительном блоке дается оценка качества
учебной деятельности пользователя программой машины - абсолютно независимая и объективная оценка качества знаний. Пользователь (обучающийся) получает сертификат об успешном овладении порции материала по содержанию учебного модуля. Документ выводится на экран монитора и может быть распечатан или скопирован на съемный носитель информации. Сертификат предоставляет право обучающемуся приступить к практической части учебной деятельности в производственных мастерских школы с использованием образовательной технологии информационно-проектного учебного цикла.
В разработанной архитектуре электронного образовательного ресурса предусматривается два уровня управления работой продукта: внутренний, осуществляемый программой и внешнее управление, осуществляемое пользователем. Подобная разноуровневость управления ресурсом, по нашему мнению, значительно усиливает интерактивный потенциал ресурса, что, в свою очередь, способствует развитию у пользователей иллюзии наличия у ЭОР машинного интеллекта. Подобная иллюзия повышает педагогическую статусность электронного образовательного ресурса и делает его не только эффективным при применении, но и стимулирует мотивацию учащихся к использованию компьютера в качестве важнейшего средства учебной деятельности. В конечном итоге осуществляется стимулирование повышения качества технологического образования школьников, основанного на использовании потенциала электронных образовательных ресурсов.
Педагогическое наполнение образовательной технологии
Другой составляющей педагогического наполнения в нашей модели организации технологического школьного обучения является функционирование образовательной технологии информационно-проектного учебного цикла, использующейся при практическом освоении содержания учебных модулей.
Генеральная идея этой инновационной педагогической технологии заключается в том, что познавательная деятельность обучающихся по освоению практической части содержания учебных модулей программы в образовательной области «Технология» реализуется через выполнение творческих проектов, все этапы осуществления которых реализуются на основе и при непосредственном использовании дидактических возможностей специализированных электронных образовательных ресурсов программного типа. Все программные ресурсы, используемые в этой технологии, являются авторскими разработками [9].
Цикличность технологии проявляется в том, что ее деятельностный алгоритм является универсальным для всех учебных модулей программы технологической подготовки школьников. Это значит, что в
образовательной области «Технология» по такой схеме может быть освоено содержание каждого учебного модуля.
Целевой производственной единицей в технологии информационно-проектного учебного цикла является доминантный объект практической деятельности - социально значимый вещественный результат творческого проекта, выполненного на основе содержания учебного модуля.
Познавательно-производственная деятельность по созданию такого объекта последовательно осуществляется в восемь этапов: определение доминантного объекта практической деятельности (идея проекта), дизайнерское переосмысление идеи, перспективный анализ идеи и создание технологического паспорта доминантного объекта, освоение необходимых для его изготовления технологических знаний и умений путем выполнения тренировочных практических работ, разработка технологии изготовления доминантного объекта и оформление ее в виде соответствующей технологической документации, изготовление доминантного объекта практической деятельности, организация рекламной компании и защита проекта, мониторинг качества освоения содержания учебного модуля.
Принципиально, что на каждом этапе этой деятельности используются программные образовательные ресурсы целеобусловленной направленности, обеспеченные соответствующим педагогическим наполнением. Корреляция их педагогических воздействий через технологию информационно-проектного учебного цикла обеспечивает формирование у обучающихся умений использования информационно-коммуникационных технологий в своей практической деятельности - системнозначимых качеств каждого социализированного активного члена техно-информационного общества.
На первом этапе обучающиеся определяют для себя доминантные объекты практической деятельности и развивают, тем самым, умения целеполага-ния. При этом используется имеющаяся база данных выполненных проектов, а также информационные возможности сети Интернет.
На втором этапе, используя собранную через базы данных, электронные энциклопедии, интернет-ресурсы, периодические печатные издания и книги информацию о схожих с выбранным проектах, обучающиеся подвергают выбранные объекты дизайнерскому и технологическому переосмыслению, внося изменения в цветовое решение, форму и размеры деталей, дополнительные элементы конструкции. При этом у них развиваются способности к творческой преобразовательной деятельности.
Далее производится поэтапный поэлементный анализ доминантных объектов с целью внесения
дизайнерских изменений и новых технических и технологических решений. Результатом этого исследования становится «Технологический паспорт изделия» - документ, на содержание которого будут опираться обучающиеся в своей дальнейшей учебной работе. Третий этап - это этап самостоятельного планирования обучающимися своей предстоящей учебно-познавательной производственной деятельности.
Назначение четвертого этапа - освоение обучающимися необходимых для создания доминантного объекта практической деятельности знаний и умений. Знания приобретаются через использование специализированных электронных образовательных ресурсов с соответствующим педагогическим наполнением, а практические умения приобретаются в ходе выполнения производственных заданий тренировочного характера, обусловленных технологическими особенностями доминантного объекта.
На пятом этапе обучающиеся разрабатывают технологическую последовательность работы над доминантным объектом практической деятельности. В этом процессе в качестве основного ресурса деятельности используются интернет-ресурсы и специализированное программное обеспечение. При этом формируются навыки технологического проектирования, совершенствуются различные способы умственной деятельности обучающихся.
Шестой этап в технологии информационно-проектного учебного цикла - производственный. В его ходе обучающиеся изготавливают доминантные объекты практической деятельности. При этом они применяют программное обеспечение практической деятельности: программы по разработке технологических последовательностей, тесты по правилам безопасной работы, программы-симуляторы технологических процессов, а также интернет-ресурсы технического и технологического содержания. В ходе этой работы обучающиеся формируют умения применять информационные ресурсы для решения реальных жизненных задач.
На седьмом этапе обучающиеся разрабатывают и представляют материалы рекламного содержания о своих изделиях. Это могут быть учебные презентации, рекламные буклеты, календари или открытки. По завершении рекламной компании происходит публичная защита творческих проектов обучающихся. Такая деятельность стимулирует развитие коммуникативных качеств личности обучающихся.
На заключительном этапе осуществляется мониторинг качества освоения содержания учебного модуля посредством использования электронных тестовых программ, в том числе и адаптивного типа.
Педагогическое наполнение является системо-
формирующим компонентом педагогических условий организации технологической подготовки школьников в режиме опоры на потенциал электронных образовательных ресурсов. При таком подходе оптимально выстроенная архитектура ЭОР определяет дидактическую эффективность предлагаемой модели, а применение технологии информационно-проектного учебного цикла обеспечивает достижение необходимого уровня качества знаний при освоении содержания учебных модулей, а также способствует формированию базовых компетенций обучающихся. При переходе школьного технологического образования на информационно-коммуникационную основу эти аспекты становятся особенно актуальным и востребованным.
Заключение
Одним из составляющих педагогических условий обеспечения образовательного технологического процесса на основе использования потенциала электронных образовательных ресурсов является их педагогическое наполнение. Оно обеспечивает успех предпринимаемых педагогических воздействий, формирует эмоциональные и формирующие деятель-ностные способности качества личности обучающихся, организует творческий перенос имеющихся знаний, умений и способностей личности на практическую основу, формирует базовые компетенции обучающихся.
Проведенные исследования показывают, что такой информационно-педагогический подход становится прогнозируемо эффективным, если осуществляется через взаимообусловленное взаимодействие педагогического наполнения электронных образовательных ресурсов с определенной архитектурой и инновационной технологии информационно-проектного учебного цикла, обеспеченной прикладным программным сопровождением в виде электронных ресурсов с соответствующим педагогическим наполнением.
Результаты диагностических исследований педагогического наполнения применяемой авторской модели организации учебной деятельности на основе потенциала электронных образовательных ресурсов в МБОУ Пучежская гимназия и МБОУ лицей г. Пучеж показывают ее эффективность при достижении целей повышения качества технологического образования и развития способностей школьников к самоактуализации.
Л и т е р а т у р а
1. Роберт И. В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа Пресс, 1999. - 205 с.
2. Романова К. Е. Особенности реализации концепции формирования и развития педагогического мастерства
будущих учителей // Наука и школа. - 2010. - № 2. - С. 63-66.
3. Васин Е. К. Структура закономерностей, определяющих процесс технологической подготовки школьников в условиях информатизации образования // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - Т. 89. -№ 89 (05). http.//ej.kubagro.ru (дата обращения 14.11.2013).
4. Сластенин В. А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
5. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч-ся по пед. спец. - М.: Академия, 2009. - 255 с.
6. Куклев В. А. Мобильное обучение как составная часть открытого и дистанционного образования // Открытое и дистанционное образование. - 2008. - № 4 (32). - С. 5-10.
7. http:// ed.gov.ru (дата обращения 19.05.2013).
8. Васин Е. К. О закономерностях трансформации учебной информации в знание в условиях информатизации технологического образования. 3rd International Academic Conference on Applied and Fundamental Studies, August 30-31, 2013. St. Louis, Missouri, USA. - С. 244-248.
9. http://www.it-n.ru Уроки творчества: искусство и технология (Раздел библиотеки «Электронные учебники по технологии») (дата обращения 10.12.2013).
R e f e r e n c e s
1. Robert I. V. Sovremennye informacionnye tehnologii v
obuchenii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovanija. -M.: Shkola Press, 1999. - 205 s.
2. Romanova K. E. Osobennosti realizacii koncepcii formirovanija i razvitija pedagogicheskogo masterstva budushhih uchitelej // Nauka i shkola. - 2010. - № 2. - S. 63-66.
3. Vasin E. K. Struktura zakonomernostej, opredeljajushhih process tehnologicheskoj podgotovki shkol'nikov v uslovijah informatizacii obrazovanija //Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013. - T. 89. - № 89 (05). http.//ej.kubagro.ru (data obrashhenija 14.11.2013).
4. Slastenin V. A. i dr. Pedagogika. Uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. - 576 s.
5. Hutorskoj A. V. Pedagogicheskaja innovatika: Ucheb. posobie dlja studentov vuzov, obuch-sja po ped. spec. - M.: Akademija, 2009. - 255 s.
6. Kuklev V. A. Mobil'noe obuchenie kak sostavnaja chast' otkrytogo i distancionnogo obrazovanija // Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie. - 2008. - № 4 (32). - S. 5-10.
7. http:// ed.gov.ru (data obrashhenija 19.05.2013).
8. Vasin E. K. O zakonomernostjah transformacii uchebnoj informacii v znanie v uslovijah informatizacii tehnologicheskogo obrazovanija. 3rd International Academic Conference on Applied and Fundamental Studies, August 30-31, 2013. St. Louis, Missouri, USA. - S. 244-248.
9. http://www.it-n.ru Uroki tvorchestva: iskusstvo i tehnologija (Razdel biblioteki «Jelektronnye uchebniki po tehnologii») (data obrashhenija 10.12.2013).
^■Hir^r