Научная статья на тему 'Об отдельных аспектах организации внутреннего государственного финансового контроля в Ростовской области'

Об отдельных аспектах организации внутреннего государственного финансового контроля в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL STATE FINANCIAL CONTROL / БЮДЖЕТНЫЕ РИСКИ / BUDGET RISKS / РОСТФИНКОНТРОЛЬ / POSTFINANCIAL / КОЭФФИЦИЕНТ БЕЗУСЛОВНОЙ УПРЕЖДАЮЩЕЙ ЭКОНОМИИ / THE COEFFICIENT OF ABSOLUTE PROACTIVE ECONOMY / ГОСЗАДАНИЕ / GOVERNMENT JOB / АЛГОРИТМ ЭФФЕКТИВНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / THE ALGORITHM IS EFFICIENT FINANCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Папушенко М. В.

В статье представлена сложившаяся в Ростовской области система государственного финансового контроля. В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» существенно расширены как полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля, так и состав административных правонарушений в сфере бюджетных правоотношений, за которые установлена административная ответственность. На примере управления финансового контроля Ростовской области, являющегося областным органом исполнительной власти и органом внутреннего государственного финансового контроля в Ростовской области, рассматриваются вопросы определения приоритетных направлений контрольной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the current in the Rostov region the system of state financial control. In connection with changes to the Federal law dated 23.07.2013 № 252-FZ in the Budget code of the Russian Federation and the Russian Federation Code of administrative offences, as well as the entry into force on 1 January 2014 of the Federal law from 05.04.2013 «On the contract system in the procurement of goods, works, services for state and municipal needs» significantly expanded as powers of the internal state financial control and the composition of the administrative offences in the sphere of budgetary legal relations, for which administrative responsibility. For example, the financial control of the Rostov region, which is the regional body of the Executive power and authority of the internal state financial control in the Rostov region, the questions of definition of priority directions of control activities.

Текст научной работы на тему «Об отдельных аспектах организации внутреннего государственного финансового контроля в Ростовской области»

М. В. Папушенко

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье представлена сложившаяся в Ростовской области система государственного финансового контроля. В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» существенно расширены как полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля, так и состав административных правонарушений в сфере бюджетных правоотношений, за которые установлена административная ответственность. На примере управления финансового контроля Ростовской области, являющегося областным органом исполнительной власти и органом внутреннего государственного финансового контроля в Ростовской области, рассматриваются вопросы определения приоритетных направлений контрольной деятельности.

Ключевые слова

Внутренний государственный финансовый контроль, бюджетные риски, Рост-финконтроль, коэффициент безусловной упреждающей экономии, госзадание, алгоритм эффективного финансового контроля.

M. V. Papoushenko

ABOUT INDIVIDUAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF THE INTERNAL STATE FINANCIAL CONTROL IN ROSTOV REGION

Annotation

The article presents the current in the Rostov region the system of state financial control. In connection with changes to the Federal law dated 23.07.2013 № 252-FZ in the Budget code of the Russian Federation and the Russian Federation Code of administrative offences, as well as the entry into force on 1 January 2014 of the Federal law from 05.04.2013 «On the contract system in the procurement of goods, works, services for state and municipal needs» significantly expanded as powers of the internal state financial control and the composition of the administrative offences in the sphere of budgetary legal relations, for which administrative responsibility. For example, the financial control of the Rostov region, which is the regional body of the Executive power and authority of the internal state financial control in the Rostov region, the questions of definition of priority directions of control activities.

Keywords

The internal state financial control, budget risks, Postfinancial, the coefficient of absolute proactive economy, government job, the algorithm is efficient financial control.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ внесены существенные изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного финансового контроля.

В числе основных новаций:

- введены понятия «внешнего» (т. е. со стороны представительных органов власти) и «внутреннего» (т. е. осуществляемого органами исполнительной власти) государственного финансового контроля;

- разграничены полномочия между органами государственного финансового контроля по горизонтали (т. е. между органами финансового контроля одного властного уровня) и по вертикали (т. е. между федеральными, региональными и муниципальными органами государственного финансового контроля);

- уточнены бюджетные полномочия органов государственной власти по осуществлению «ведомственного» финансового контроля;

- определены на законодательном уровне методы и объекты государственного финансового контроля;

- установлены бюджетные меры принуждения за совершение бюджетных нарушений.

Реформа государственного финансового контроля не стала неожиданностью для Ростовской области. Правительством Ростовской области заблаговременно был реализован комплекс мер по развитию внутреннего государственного финансового контроля. Уже в 2010 г. была сформирована необходимая правовая основа для контрольной деятельности органов исполнительной власти, а также создан специальный орган исполнительной власти — Управление финансового контроля Ростовской области (Рост-финконтроль).

В результате сегодня в области Правительством Ростовской области сформирована устойчивая, надежная система государственного финансового контроля, сбалансированная между внутренним и внешним государственным финансовым контролем.

Система государственного финансового контроля в Ростовской области в определенной степени является аналогией федеральной системы финансового контроля и может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1).

Рисунок 1 — Система финансового контроля в Ростовской области

В ее составе две подсистемы: подсистема внутреннего государственного финансового контроля и подсистема внешнего государственного финансового контроля.

Подсистема внутреннего государственного финансового контроля состоит из двух основных звеньев: Министерства финансов Ростовской области — главный методолог в финансово-бюджетной сфере региона и Управления финансового контроля Ростовской области (Ростфинконтроль) — специальный орган исполнительной власти. Контрольные полномочия между ними разграничены Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Ростовской области.

Главные распорядители средств областного бюджета теперь не входят в систему государственного финансового контроля. Они ограничены полномочиями по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту за «самими собой» (самоконтроль) и за своими подведомственными казенными учреждениями.

Одна из задач Ростфинконтроля — предупредить о возможных проблемах, которые могут возникнуть при расходовании бюджетных средств.

В этих целях проводится целый ряд мероприятий (регулярные доклады на заседаниях Правительства Ростовской области и Комиссии по противодействию коррупции, представление

материалов на региональных конференциях по вопросам госзакупок, направление информационных обзоров министерствам и ведомствам).

Анализ итогов контрольной деятельности Ростфинконтроля позволяет отметить тенденцию по снижению количества замечаний.

Существенно сократилось количество нарушений, связанных с несоответствием начальной цены государственного контракта.

Уже 4-й год работает внедренная Правительством Ростовской области система согласования с минэкономразвития области начальных цен по крупным закупкам товаров и услуг свыше 5 млн рублей. Совокупный экономический эффект от снижения начальных цен составил сотни миллионов рублей.

Также эффективен внедренный Правительством Ростовской области понижающий коэффициент безусловной упреждающей экономии на строительных объектах — 0,97. Суть метода в том, что согласно постановлению Правительства области все госзаказчики обязаны при формировании начальной максимальной цены на ремонтно-строительные работы применять понижающий коэффициент — 0,97, который даже при несостоявшемся аукционе и заключении контракта по начальной цене даст гарантированную экономию для бюджета в три процента от проектной стоимости объекта (рис. 2).

Рисунок 2 — Коэффициент «Безусловной упреждающей экономики» (для ремонтно-строительных работ) [7]

0,97

Устойчивая тенденция снижения количества нарушений не означает, что бюджетополучатели перестают их совершать. Просто к предварительному контролю, когда проверяются только документы, большинство из них адаптировалось, обеспечивая в большинстве случаев надлежащее качество подтверждающих документов. Поэтому эффективный и надежный контроль требует нахождения сотрудников Ростфин-контроля непосредственно на месте выполнения работ, услуг, монтажа оборудования. В связи с этим адаптированы подходы к формированию программ проверок Ростфинконтроля.

Неотъемлемой частью контрольных мероприятий стали контрольные обмеры и обследования непосредственно на месте, где проводились работы и мероприятия, проведение встречных проверок, инвентаризация. Также начали использоваться специальные информационные системы, применяемые правоохранительными органами.

В связи с принятием поправок в Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона № 44-ФЗ полномочия Ростфинконтроля как органа внутреннего государственного контроля с 2014 г. существенно расширены.

Если раньше объектами контроля выступали, в основном, главные распорядители средств областного бюджета, т. е. областные министерства и ведомства, то теперь это и подведомственные им государственные учреждения, и государственные унитарные предприятия, а также органы местного самоуправления муниципальных образований, юридические и физические лица, получившие субсидии из областного бюджета.

Наряду с новыми полномочиями по контролю за соблюдением бюджетного законодательства за Ростфин-контролем закреплены 7 новых полномочий по контролю в сфере государ-

ственных закупок, в том числе контроль в отношении:

«1) соблюдения требований к обоснованию закупок... и обоснованности закупок;

2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок.;

3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки» [3].

Ростфинконтролем в рамках реализации полномочий, закрепленных за ним пунктами 1-3 ч. 8 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ, определены следующие основные подходы к осуществлению контроля в сфере закупок.

При контроле за обоснованием закупки цель закупки будет сопоставляться с целями госпрограммы и основными мероприятиями соответствующей госпрограммы, а также ее соответствие функциям и полномочиям государственного органа.

При контроле за соблюдением нормативов закупки должно проверяться соответствие количества и типов закупаемых товаров, работ, услуг установленным нормативам.

При контроле за обоснованием начальной (максимальной) цены будет проверяться недопущение превышения ее размера над реальным рыночным уровнем, а также соблюдение установленного порядка ее документального подтверждения.

Перед государственными контрольными органами встает вопрос, какую часть закупок целесообразно охватывать проверками до размещения извещения о закупке. Ведь согласно Федеральному закону № 44-ФЗ в случае замечаний по эти трем вопросам (несоответствие цели закупки, превышение нормативов или замечания при формировании начальной цены) закупка может быть отменена или приостановлена

на основе предписания органа внутреннего государственного финансового контроля.

Также за Ростфинконтролем закреплены новые полномочия по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о выполнении госпрограмм и госзаданий.

В рамках данного полномочия задача Ростфинконтроля состоит в том, чтобы дойти до самого дна проблемы и проверить достоверность отчетов учреждений о численности контингента, количестве проведенных мероприятий, достигнутых показателей с помощью всех доступных инструментов встречных проверок и междокументного контроля (рис. 3.).

>

Рос. задан не Гос. программа

Шт.

ГАУ и ГБУ

Уровнв «глубины» проверки

1

Соответствие отчетов о выполненЕЗЕЗ гос. шзнця (гос. программ) целям и параметрам гос. зги алия (гос. программ)

Достоверность отчетов первичным документам

Достоверность первичных документов

Рисунок 3 — Проверка государственных заданий и государственных программ

Cущественное расширение полномочий и объектов контроля ставит перед Ростфинконтролем задачу определения новых подходов к организации внутреннего государственного контроля. И решать эту задачу необходимо уже на этапе формирования плана контрольной деятельности.

Охватить контролем все направления расходов и все объекты контроля в условиях ограниченной численности контрольного органа не представляется

возможным, да и в этом нет необходимости. В этой ситуации актуально определение приоритетов, в том числе в выборе объекта контроля.

В связи с этим планирование контрольной деятельности Ростфин-контроля начинается с определения так называемых «зон риска» бюджетных расходов. Основными критериями выбора объектов, форм контроля и контрольных мероприятий являются:

- поручения Губернатора Ростовской области, Вице-губернатора Ростовской области;

- оценка состояния внутреннего финансового контроля и аудита в отношении объекта контроля, полученная в результате проведения Ростфинконтро-лем анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

- необходимость выделения резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемого на основании данных о внеплановых проверках предыдущих лет;

- обеспечение равномерности нагрузки на структурные подразделения, принимающие участие в контрольных мероприятиях;

- существенность и значимость мероприятий, осуществляемых объектом контроля, в отношении которых предполагается проведение внутреннего государственного финансового контроля, и (или) направления и объемов бюджетных расходов;

- длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом государственного финансового контроля Ростовской области (в случае, если указанный период превышает 3 года)» [4].

Одной из «зон риска» и предметом особого внимания должны быть государственные бюджетные и автономные учреждения в связи с тем, что вступивший в силу с 2011 г. Федеральный закон № 83-ФЗ предоставил им значительную степень автономии:

- переход от сметного финансирования к единым субсидиям на финансирование обеспечения государственных заданий;

- переход акцентов с отчетности учреждений за использованные средства к их отчетности о выполнении натуральных показателей государствен-

ных заданий («пролечено», «проучено», «социально обслужено»);

- расходы этих учреждений не подпадают под предварительный финансовый контроль финансовых органов и органов федерального казначейства, т. к. эти учреждения юридически не являются участниками бюджетного процесса.

По нашему мнению, поправки в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в определенной степени уравновешивают возможные риски широкой автономии учреждений усилением внутреннего государственного финансового контроля за ними.

Степень бюджетных рисков при исполнении и финансовом обеспечении госзаданий можно увидеть на следующем условном примере.

Госзадание доводится вышестоящим ведомством до учреждения с конкретной задачей в натуральном измерении (оказать услуги среднего общего образования определенному числу воспитанников, оказать социальные услуги определенному числу человек, создать определенное количество театральных постановок и т. п.). Вышестоящим ведомством одновременно заключается соглашение, в котором прописывается натуральное количество необходимых услуг и их качественные параметры, определяется сумма финансового обеспечения госзадания, утверждается план финансово-хозяйственной деятельности и график перечисления субсидий.

При этом в течение года натуральные показатели госзадания выполняются только на 50 %, а финансовое обеспечение госзадания не корректируется и в полном объеме перечисляется учреждению.

По мнению Ростфинконтроля, это серьезное нарушение, влекущее неправомерные расходы бюджета, т. к. заказанные услуги оплачены полностью, но получены не в полном объеме.

Одновременно с поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации были приняты поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Необходимо отметить, что существенно увеличены размеры штрафов за нарушение бюджетного законодательства (от 10 до 50 тысяч рублей за каждый факт нарушения). Более того, за ряд нарушений предусмотрена дисквалификация от одного года до трех лет, т. е. , по сути, отстранение от должности. Но такое решение вправе принять только суд по материалам органа государственного финансового контроля. Дисквалификация предусмотрена при нецелевом использовании бюджетных средств, нарушении условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных инвестиций, бюджетного кредита, субсидий, предоставляемых юридическим и физическим лицам, нарушении запрета на размещение бюджетных средств, нарушении сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга, невыполнении в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля.

Рассмотрение остальных дел об административных правонарушениях осуществляют в пределах своих бюджетных полномочий:

1) Ростфинконтроль — в отношении нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, проводимых сотрудниками Ростфинконтроля;

2) Министерство финансов Ростовской области — в отношении нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, проводимых

сотрудниками министерства финансов Ростовской области и Контрольно-счетной палаты области.

Важно, что существенно расширен состав нарушения по нецелевому использованию бюджетных средств. Если раньше «нецелевым использованием» признавалось нарушение, когда вся сумма бюджетных средств направлялась не на те цели, которые были определены бюджетной росписью, сметой, контрактом, госпрограммой, то теперь в статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации добавлены слова «на цели полностью или частично не соответствующие условиям получения бюджетных средств». Поэтому теперь даже часть средств из общего контракта или сметы, направленная на цели, не соответствующие условиям их выделения, будет признаваться нецелевым использованием.

С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ, которым существенно изменена система контроля за государственными закупками.

По мнению Ростфинконтроля, новую систему контроля в сфере государственных закупок со стороны заказчика возможно представить в виде «пирамиды» контроля (рис. 4), которая предусматривает контроль и самого заказчика, и вышестоящего ГРБС, и органов, уполномоченных на процедурный контроль в сфере закупок (сегодня это минэкономики, ФАС, прокуратура), и внутренний и внешний государственный финансовый контроль (в лице минфина области, Ростфинконтроля и КСП области), а также новация — институт общественного контроля.

Рисунок 4 — Контроль глазами заказчика

В коллективе Федеральной Рабочей группы Министерства финансов Российской Федерации по совершенствованию системы государственного финансового контроля, в которую входит наша Ростовская область, имеется устойчивое мнение о необходимости приоритизации контроля и рискориен-тированного выбора объектов и тем проверок, т. е. с учетом наличия потенциальных рисков для бюджета.

Но одновременно с такой концентрацией и фокусировкой контроля за приоритетными или наиболее рисковыми объектами и направлениями контрольным органам надо обеспечивать предельно возможную тщательность и качество проверок.

По мнению Ростфинконтроля, алгоритм эффективного финансового контроля может выглядеть следующим образом (рис. 5).

Рисунок 5 — Алгоритм эффективного контроля [7]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, наряду с контролем за устранением нарушений, должно контролироваться внесение, по итогам проверок, таких изменений в правовые акты, которые системно не позволили бы допускать подобные нарушения в дальнейшем.

Также должно контролироваться принятие мер ответственности к виновным лицам, допустившим финансовые потери бюджета и создавшим репутаци-онные риски для своего ведомства.

Реализация такой триады позволит минимизировать риски повторных нарушений. В противном же случае риски повторных нарушений достаточно высоки.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 21.07.2014).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014).

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : [Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014)].

4. Об утверждении Порядка осуществления органами внутреннего государственного финансового контроля Ростовской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю : [Постановление Правительства Ростовской области от 30.12.2013 № 871].

5. Об утверждении Положения об Управлении финансового контроля Ростовской области : [Постановление Правительства Ростовской области от 01.12.2011 № 185 (ред. от 17.04.2014)].

6. Горбань, С. И. Государственная казна должна быть неприкосновенна // Бюджет. — 2014. — № 8.

7. Бюджет. — 2014. — Авг.

Bibliographic list

1. Budget code of the Russian Federation dated 31.07.1998 № 145-FZ (as amended on 21.07.2014).

2. Code of the Russian Federation about administrative offences dated 30.12.2001 № 195-FZ (as amended on 21.07.2014).

3. On the contract system in the procurement of goods, works, services for state and municipal needs : [Federal law from 05.04.2013 № 44-FZ (as amended on 21.07.2014)].

4. On approval of Procedures of the internal state financial control Rostov ob-last authorities on internal state financial control : [Resolution of the Government of the Rostov region from 30.12.2013 № 871].

5. On approval of the Regulations on the Management of the financial control of the Rostov region : [Resolution of the Government of the Rostov region from 01.12.2011 № 185 (as amended on 17.04.2014)].

6. Gorban, S. I. The State Treasury shall be inviolable // Budget. — 2014. — № 8.

7. Budget. — 2014. — August.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.