Научная статья на тему 'Об особенностях восприятия времени в плутарховой биографии Сертория'

Об особенностях восприятия времени в плутарховой биографии Сертория Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об особенностях восприятия времени в плутарховой биографии Сертория»

А. В. Короленков

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ В

ИЛУТАРХОВОЙ БИОГРАФИИ СЕРТОРИЯ

Как известно, в своих биографиях Плутарх не придерживался строго хронологического изложения, подчас для наглядности соединяя разновременные сюжеты . Кроме того, оценивая мотивы поступков своих героев, он не раз исходил из последующих событий, знанием которых его персонажи не обладали.

Плутарх рассказывает, что, когда Цинна и Серторий выступили в 87 г. (здесь и далее - до н.э.) против консула Гнея Октавия и сената, отрешивших Цинну от должности, последний пригласил в войско Мария, но Серторий стал возражать, «то ли полагая, что присутствие столь опытного полководца, как Марий, неблагоприятно скажется на отношении Цинны к самому Серторию, то ли боясь тяжёлого нрава (тт)у Раритета) Мария и опасаясь, что тот, не зная меры в своём гневе (0и|лср |летроу ойк ëxovTt), вызовет ужасные беспорядки (ттаута та ттрауцата аиух^И) и в час победы преступит пределы права и законности» (Plut. Sert. 5.1)2 Казалось бы, совершенно ясно, что первый из мотивов куда более вероятен, но автор явно склоняется ко вто-

рирует дальновидность Сертория и неприязнь к личной

-

щему благу»3 - при вступлении в Рим Серторий, по его словам, был единственным, кто «не поддался гневу (ттрос ôpyi]v) и никого не убивал» (5.6). Таким образом, выступая

против Мария как человека, готового учинить резню, герой

-

-

1 Авсринцсв С.С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973. С. 136-138.

2 Здесь и далее Плутарх цитируется в пер. А. П. Каждана.

3 Konrad C. F. Plutarch's Sertorius. A Historical Commentary. Chapel Hill; L., 1994. P. 68.

торый осведомлён о жестокостях Мария и потому подчас охотно верит в альтруистические, а не карьерные мотивы поведения Сертория. Пример тому - суждения ряда историков XIX - начала XX вв., именно так толковавших его намерения под влиянием Плутарха4.

-

же, когда рассказывается о том, что Серторий в ходе уже начавшейся войны с Суллой уехал из Италии в Испанию, поскольку было «бессмысленно оставаться и наблюдать, как положение становится всё хуже из-за бездарности высших командиров» (Plut. Sert. 6.2). И здесь суждения Плутарха основываются на знании того, чем кончилась

схватка за Италию - знании, которым не обладал Серто-

-

-

фическим - большая часть Италии пока продолжала их

-

-

рою, ещё не было5. Однако и здесь многие исследователи поддались логике херонейского писателя, более или менее точно повторив его версию6.

То же мы наблюдаем в сцене убийства Сертория.

-

--

рядка, то ли разгадав по дерзости речей и по необычному пренебрежению к себе замысел заговорщиков (е'Сте тг)У Stavotav aÜTÜv тг) 0paai)TT)Tt Tf)ç XaXtâç ка! тг) ттара то etarroç ôXtyojpta аицфрои^аас) - лишь повернулся на ложе»

и т.д. (Sert. 26. 8-9). Опять-таки Серторию приписывается

-

4 Моммзен Т. История Рима. Т. П. СПб., 1994. С. 224-225; Schulten A. Sertorius. Leipzig, 1926. S. 36.

5 Rijkhoek К. G. Studien zu Sertorius. Bonn, 1992. S. 180-181.

6 Кунина 3. M. Серторианская война в Испании. Канд. дисс. Днепропетровск, 1947. С. 83; Schulten A. Op. cit. S. 39-40; Greenhalg P.A.L. Pompey: The Roman Alexander. L., 1980. P. 41.

ко, что если бы он нечто подобное заподозрил, то наверняка позвал бы свою испанскую охрану7.

-

тить одно обстоятельство: речь идёт не об oracula post eventum или «пророческих» изречениях вроде реплики Пирра о том, какое ристалище он оставляет римлянам и

карфагенянам на Сицилии (Ругг. 23.8), Сципиона Эмилиана

-

---

претации Плутарха нередко встречали иной приём - ведь

-

линных фактах, но... ещё не состоявшихся. Невнимание к

-

ных учёных к некоторым выводам крепкого «задним умом» биографа.

Рассмотрим теперь подготовку к убийству Сертория,

-

-

ками сената, Метеллом и Помпеем, а также заключении им

-

-

на, прежде подчинявшийся ему из страха перед сенатскими

полководцами, теперь избавлен от него благодаря победам

-

му главнокомандующему и сам мечтает о власти. Вместе с

сообщниками Перперна начинает налагать тяжёлые подати

-

рия (сЬс ZepTcopíoi) кеХешу), чтобы подорвать его авторитет

-

-

ливают недовольство. В итоге главнокомандующий, не зная об истинных причинах мятежей, забыл «прежнюю терпимость и мягкость (émeuceíac кой ттрд0тт|т0с), дал волю своему гневу и испанских мальчиков, воспитывавшихся

7 Konrad C.F. Op. cit. P. 212.

в Оске, частью казнил, а частью продал в рабство». Вскоре Серторий погибает от рук заговорщиков (Plut. Sert. 25-26).

Здесь мы имеем дело с многоходовой хронологической комбинацией, призванной охарактеризовать героя, а заодно и его врагов в соответствии с художественным замыслом автора. Давно уже обращено внимание на то, что

-

довательное изложение8, умалчивает о большинстве событий 74-73 гг.9, многие из которых свидетельствовали об

-

станческом войске, казни недовольных, дезертирство

(Diod. XXXVII. 27a; Liv. Ep. 92, 94; App. BC. I. 111-113)10.

-

дение авторитета мятежного проконсула среди соратников-

11

удивляться не приходится - он стремится показать, что к падению Сертория привели не успехи Метелла и Помпея, а козни Перперны12, и он, кого не смогли в честном бою одолеть враги, гибнет от рук предавших его соратников (Plut. Sert. 1. 12).

------

текает, будто экзекуция имела место в последние месяцы

-

ми13. Однако общий ход событий позволяет усомниться в этом. Прежде всего следует отметить, что восстания, якобы

8 Berve H. Sertorius // Hermes. Bd. 64. 1929. S. 204-205.

9 Schur W. Sallust als Historiker. Stuttgart, 1934. S. 233.

10 Konrad C. F. Op. cit. P. 180, 206.

11 Моммзен Т. История Рима. Т. III. СПб., 1995. С. 28; Spann Ph.O. Quintus Sertorius and the Legacy of Sulla. Fayetteville, 1987. P. 135.

12 Schur W. Op. cit. S. 233.

13 Spann Ph. O. Op. cit. P. 130-131; Stahl G. De bello Sertoriano. Diss. Erlangen, 1907. P. 80-81; Greenhalg P. A. L. Op. cit. P. 55.

спровоцированные заговорщиками, имели объективные причины - усиление налогового бремени в связи с войной (и, конечно, злоупотреблениями серторианской администрации)14 И хотя Ю. Б. Циркин, например, не исключает

-

ков15, а а другие учёные просто повторяют версию Плутарха16, думается, что «вредительство» заговорщиков - плод

-

толковать как злостные акции обыкновенное лихоимство.

-

панских племён имело место до конца 75 г.17, и даже если казнь заложников в Оске произошла не сразу, не вызывает сомнений, что виной тому были не действия заговорщиков - мятежи произошли намного раньше. Однако Плутарх

трансформировал материал по-своему, ибо хотел показать

-

-

лены коварные заговорщики18, обязанные ему спасением от опасного врага, но ради достижения своих низменных целей готовые на любую гнусность.

Что же касается осознанного авторского восприятия

-

-

менчива, не приходится, пожалуй, удивляться тому, что часто происходят сходные между собой события (аирттыцата... тоу сштбцатоу)», поскольку они «сплетаются из ограниченного числа начальных частиц (ёк tlvcjv

-

дит соответствующие примеры из мифологии и истории -

14 Гурин ЙГ. Ссрторианская война (82-71 гг.). Испанские провинции Римской Республики в начальный период Гражданских войн. Самара, 2001. С. 212; Циркин Ю. Б. Движение Ссртория // Социальная борьба и политическая идеология в античном мире. JI, 1989. С. 160.

15 Циркин Ю. Б. Указ. соч. С. 160.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Neumann K. Geschichte Roms während des Verfalles der Republik. Bd. II. Breslau, 1884. S. 53-54; Spann Ph.O. Op. cit. P. 130-131.

17 Гурин И. Г. Указ. соч. С. 211-212.

18 Хотя этим, гак справедливо заметил В. Шур, вина с Ссртория за расправу в Оске не снимается (Schur W. Op. cit. S. 235).

два Аттиса, два Актеона, два Сципиона и т.д., которые имели не только одни и те же имена, но и во многом похожие судьбы, что может показаться порождением разумной

воли и провидения (Хоуюцой ка! Trpovoiaç)». Далее автор

-

графии обнаруживают много общего (Sert. I)19. Таким образом, налицо цикличность времени, в чём можно видеть

-

жущегося, однако, по кругу согласно закону числа (см.: Plato. Tim. 37a)20.

Обратимся теперь к едва ли не самому известному из

эпизодов биографии, где автор прямо формулирует своё

-

тов. Когда испанские воины бросились в бой без приказа,

но были разбиты и спаслись лишь благодаря присланной

-

ней, большого и сильного, тощего и хилого. Одного вёл слабый, тщедушный человек, а другого - силач. Первый легко выщипал по волоску хвост своему коню, а второй не

смог выдернуть его разом, как ни старался. Резюмируя

-

вершить одним махом, удаётся сделать, если действовать

-

щью время ломает и уничтожает любую силу (ф ттйаау

)» (Plut.

Sert. 16). То же иллюстрируется и другими эпизодами. Так,

-

ракитанских пещер. Плутарх подробно описывает, как воины Сертория носили землю, разрыхляли её, дробили комья грязи и т.д., после чего образовавшуюся пыль ветер

19 «Что в действительности общего у Аристида и Катона Старшего, Перикла и Фабия Максима, Тимолеона и Эмилия Павла? Аналогии меяеду этими людьми удалось провести лишь с помощью ригорическ ого искусства» (Ziegler К. Plutarchos (2) // RE. ИЬё. 41. 1951. Sp. 899). Однако сходство судеб Сертория и Эвмена сомнений не вызывает и без риторических ухищрений.

0 У Платона эта цикличность объясняется иначе (см.: Гайденко П. П.

-

манах интеллектуальной истории. Вып. 1.М, 1999. С. 17).

понёс на укрытия харакитан, принуждённых тем самым к сдаче. Сама подробность изложения здесь демонстрирует выдержку и терпение полководца, против которых оказываются бессильны неприступные укрытия врага. При Лав-роне Серторий бросает сентенцию о том, что полководец

чаще должен смотреть назад, чем вперёд (18.8)21. В данном

-

---

да Метелла, чтобы не делить с ним честь победы (19.3), и,

естественно, в итоге терпит поражение. Налицо очевидное

-

ности и нетерпеливости «ученика Суплы».

Ещё один пример - осада Клунии. Потерпев неудачу

-

22

подкрепление... Войска действительно прибывали, так как

Серторий разослал командиров по городам». Увеличив

-

ными силами (21. 4-7).

---

рительно, по принципу «время - лучший советчик» (Plut.

-

гражданам, требующим быстрых действий , и то же мы имеем в случае с Серторием, который, правда, приучает к

терпению не соотечественников, а «варваров», что сути

-

-

21 Эта теза в более общей форме звучит уже в «Илиаде» (Т. 343); у самого Плутарха ту же мысль высказывает афинянин Тимофей, цитиру е-мый в трактате «Наставление о государственных делах» (788F; Konrad C.F. Op. cit. P. 160).

22 Т.е. Клунии (Liv. Ep. 92; Stahl G. Op. cit. P. 76).

23 См.: Аверинцев C.C. Указ. соч. С. 219.

зовать героя не только как настоящего полководца, но и как мудрого человека вообще.

Однако мы видим у Плутарха и другого Сертория, действия которого отличает завидная быстрота24. Едва не погибнув от рук повстанцев в Кастулоне, он молниеносно реагирует на мятеж и подавляет его в обоих взбунтовавшихся городах (Sert. 3. 7-10). Во время Союзнической вой-

строту (та%ос) - в отличие, как подчёркивает Плутарх, от

-

--

номочиями проконсула, готов уплатить горным племенам

-

ков - «сам он не придавал значения тому, что им казалось

-

но дорого человеку, стремящемуся к великой цели» (raipov

ыубХатои фтрас oí) аттауьсотброу oùSèv àv8p\ |i£yáXcijv

-

торий овладевает быстро (erreix6eiç кат£ах£) (6. 5-7).

Наиболее же показательно в этом отношении герой биографии изображён во время кампании против Метелла Пия на юге Иберии. Серторий и его войско чрезвычайно подвижны (|i£TaßaXXo|i£vcij |i£TaßoXf|v), подобны ветру (àvTpojTTCijv úttt|V£[ii(jjv), и сам полководец отличается быстротой действий (тах£ь), на помощь осаждённой врагом Лангобриге он приходит мгновенно (ô^éojç) (Plut. Sert. 12.

6-7; 13.1 и 6). Образ же его противника, Метелла, построен

-

ного возраста (TTp£aßuT£poc, утра), склонным от природы к

-

-

ния эти оценки25 повторяются в разных главах (12.7; 13.1;

-

шил против истины: в 108 г. Метеллу было примерно 20

24 См. также: Konrad C. F. Op. cit. P. 88.

25 Возможно, о™ заимствованы v Сахиостия (Münzer F. Caecilius (98) // RE. Bd. III. 1899. Sp. 1223).

лет (Sali. lug. 64. 4; ср. Plut. Mar. 8.6), соответственно к моменту описываемых событий - порядка 50, возраст отнюдь

-

-

сен с поля боя, прикрываемый щитами своих воинов (Plut. Sert. 21.2; Sall. Hist. II. 67)26. Взял верх художественный

замысел - противопоставление активного, стремительного

-

му, что мы видим в случае с Серторием и Помпеем). И хотя он не совпадает с действительностью, реализует его автор мастерски.

-

сти (ттрд6тг|с), кротости (èmeuceia), любви к покою (fpux'ia), обходительности (qjLiXia), возвышенном образе мыслей ([ieya\o(f>poa{)VT|) героя биографии (Sert. 6.7; 22.5 и

12; 25.6). Чтобы проиллюстрировать эти качества, писатель

-

-

рью, он рассказывает, как тот встретил на юге Испании

-

---

ми, в изобилии собирает сладкие плоды, которые растут сами по себе. Воздух на островах животворен благодаря мягкости климата... Когда Серторий услышал этот рассказ, у него родилось страстное желание поселиться на Островах

блаженных и жить там безмятежно, не ведая ни тирании,

-

-

вывает читателя сказочным видением. Причём рассказ его

-

---

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

койствия.

26 Neumann K. Op. cit. S. 36; Konrad C.F. Op. cit. P. 135-136.

Другой сюжет такого рода - описание школы в Оске: «Но более всего Серторий покорил [испанцев] своим отношением к детям. Он собрал в большом городе Оске знатных мальчиков из разных племён и приставил к ним учителей, чтобы познакомить с наукой греков и римлян... Отцы необычайно радовались, когда видели, как их дети в

окаймлённых пурпуром тогах проходят в строгом порядке

-

раивает частые испытания, как раздаёт награды достойным

и наделяет лучших золотыми шейными украшениями»

-

-

видно, что описанные сцены повторяются не раз и не два27,

-

конечности, помогая читателю почувствовать гармонию и

-

диться в добродетелях Сертория.

Таким образом, особенности восприятия времени в

-

-

ми автора28. Роль этих особенностей в данном процессе оказывается весьма значительной, равно как и их влияние на восприятие современными учёными многих действий и мотивов Сертория.

27 На незавершённость и возможную повторяемость действий в этой сцене указывает и употребление part. praes.: фситшутас, tcXowtcx,

,.

28 Как отмечает М. Гельцер, «именно в жизнеописании Сертория Плутарх максимально разрабатывает этико-биографическое начало за счёт полноты фактов» (Gelzer M. Kleine Schriften. Bd. II. Wiesbaden, 1963. S. 140).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.