Ю.В. Платонова
Новосибирск
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СЮЖЕТНОЙ СТРУКТУРЫ «ПОЭМЫ БЕЗ ГЕРОЯ» АННЫ АХМАТОВОЙ
Жанровая полифония «Поэмы без героя» определяет множественность интерпретаций текста. По мнению Л.Г. Кихней, «текст герменевтически может быть интерпретирован в разных жанровых регистрах, при которых, соответственно актуализируются различные смысловые пласты» [Кихней, 2004: 246].
В.Н. Топоров в статье «Об историзме Ахматовой», описывая характер ахматовского творчества сороковых годов, подчеркнул: ««Поэма без героя» (...) несомненная жанровая инновация», что подразумевает в первую очередь синтез всех родов литературы - эпоса, лирики, драмы, - а также слияние поэзии и прозы, и позволяет определить жанровое своеобразие как одну из главных отправных точек в постижении произведения Ахматовой [Топоров, 2003: 308]. Это дает право прочитать текст Ахматовой в разных жанровых ракурсах: как лирическую поэму (именно этот жанр вынесен в заглавие); как «петербургскую повесть» (подзаголовок к первой части), и, наконец, как лирическое стихотворение (ведь поэма начала «расти» из стихотворного отрывка) [1].
Многие литературоведы, рассматривая вопрос о жанре и жанрообразовательных процессах, отмечают, что поэма как жанр зарождается в XIX веке - в эпоху романтизма, в XX же веке - она испытывает модернизацию и преобразование [2].
В.Е. Хализев относит «Поэму без героя» к жанру лирической поэмы, «воссоздающей переживания в их симфонической многоплановости», ставя в один ряд с поэмами В. Маяковского и М. Цветаевой [Хализев, 2002: 348]. В известном признании Ахматовой - указание на неканоничность своей поэмы [3].
Лирическая поэма ХХ века «выросла» из романтической поэмы XIX века: то, что «столетняя чаровница» Ахматовой уходит своими корнями в романтическую эпоху, - не вызывает почти никаких сомнений [4].
По мнению Ю.В. Манна, одной из главных особенностей этого жанра является «конструктивный принцип», который заключается «в общности и параллелизме переживаний автора и центрального персонажа, но не в их сюжетной и повествовательной неразличимости» [Манн, 1976: 161]. Этот параллелизм дал возможность ввести автора в
художественный текст как еще одного, немаловажного, персонажа. Предпосылками романтической поэтики были лирические жанры -элегия и дружеское послание [Манн, 1976: 161]. В лирическом тексте Ахматовой центром художественного пространства становится авторское «я».
Понятие сюжета в литературоведении достаточно строго определено [5].
Сюжетная структура «Поэмы без героя» представляет собой узор, соборное устройство, лабиринт, что обусловлено ее жанровой полифонией, заданной еще в самом заглавии. С одной стороны, она строго организована по принципу «Божественной комедии» Данте: «Девятьсот тринадцатый год» - «Решка» - «Эпилог». С другой, - конструкция сюжетов текста фрагментарна, как будто «соткана» из разноцветных нитей. Но в целом поэма оставляет ощущение единого и цельного художественного пространства. Подобная единораздельность задана самим автором, который и сам таковой же природы: он и творец, демиург, и в то же время один из многочисленных персонажей собственного произведения.
Сюжета в традиционном понимании в «Поэме без героя» нет, отсутствуют событийность и повествовательность. «В «Поэме без героя» нет рассказа в традиционном смысле, вот почему она ускользает от экзегетиков, вот почему она вызывала порой протест даже среди близких Ахматовой людей», - отмечает Л. Лосев [Лосев, 1989: 111]. В ней прослеживаются едва намеченные отдельные сюжетные линии, знаки, расставленные автором по всему тексту, которые мы можем назвать лирическими сюжетами.
Понятие лирического сюжета дано у Е.В.Капинос: «Лирический сюжет, представляя динамическую сторону композиции, производит смещение материала, «поворачивание» его различными гранями. Лирическое состояние не неподвижно, оно как будто бы «вращается», обеспечивая своим движением, многослойность, глубину и символику поэтического текста», - пишет Е.В.Капинос [Капинос, 2006: 288]. По мысли исследовательницы, лирический сюжет только возможен, он едва начинается и не заканчивается, поэтому о границах в этом случае можно говорить только как об условных и символичных: «Границы всех уровней в лирике почти непроницаемы, почти непреодолимы» [Капинос, 2006: 290]. Действительно, природа лирического сюжета такова, что начало и конец «события» почти неуловимы, мы чувствуем только пульсацию, ритм сюжета, но не как нечто определенное и линейно протяженное в пространстве и времени, а как импульс, мгновенное проявление и исчезновение. Все неисчислимое количество ни-
зовых компонентов семантизируется, их взаимоотношения в тексте мы и определяем как лирический сюжет. Единственный эпизод с «эпическим оттенком» в «Поэме без героя» впрямую не описывается, в поле зрения читателя ничего не происходит, автор только делится с ним своими чувствами по поводу произошедшего:
Сколько горечи в каждом слове,
Сколько мрака в твоей любови,
И зачем эта струйка крови Бередит лепесток ланит?
[Ахматова, 1986, 1: 283]
В поэме Ахматовой есть знак, импульс сюжета с «эпическим оттенком», след, «разбросанный» по всей первой части в хаотическом виде: трагедия любовного треугольника итальянской комедии deИ,arte. Но, помимо него, поэма, на наш взгляд, состоит из бесчисленного множества нереализованных, мгновенных, возможных сюжетов лирического типа. Один из главных сюжетов - авторский.
Сюжетная линия автора - главной фигуры этого текста, пронизывает всю поэму от начала до конца: «.поэт является перед нами как автор и герой своей поэмы, как современник и “совиновник” людей своего поколения и в то же время как судья, произносящий над ними исторический приговор» [Жирмунский, 1973: 351]. Л.Г. Кихней отмечает, что «композиционная целостность текста основана на внутренней логике развития авторского “я”, поскольку вся Поэма, по сути дела, - развернутый авторский монолог» [Кихней, 1997: 136]. При этом исследователи, в частности, Т.В. Цивьян, указывают, что «Ахматова зашифровывает авторский уровень, сбивая читателя ложными указаниями, псевдо-комментариями и пр.» [Цивьян, 1971: 255] [6].
Поэма Ахматовой явно ориентирована на роман в стихах А.С.Пушкина «Евгении Онегине» [7]. Как и у Пушкина, Автор в поэме разный: с одной стороны, он - автор-творец, с другой, он - герой, персонаж среди других многочисленных персонажей своего художественного произведения. Так, напр., Автор (прозаическое «Вместо предисловия») рассказывает своим читателям о том, как появилась поэма, кому она посвящена и т.д., хотя рядом - поэт уже выступает как один из персонажей, наравне с другими: «Но мне страшно: войду сама я, Кружевную шаль не снимая, Улыбнусь всем и замолчу» [Ахматова, 1986, 1: 279]. Т.о., в стихотворном тексте поэмы Автор лирический, в прозаических кусках («Вместо предисловия» и ремарках), он - повествователь, историограф [8]. Авторский сюжет не линеен: он может пре-
рываться (напр., в 4-ой главе на первый план выходит сюжет персонажей), то опять возникать и говорить о себе впрямую. Подобное движение поэмы - переход автора из одного облика в другой, то его появление, то исчезновение - придает тексту особенную пульсацию, особый ритм.
Вторая метапоэтическая часть - «Решка» - лирический сюжет, рассказанный автором о творческой истории создания поэмы [9]; в центре второй части - «Решки» - творчество и рефлексия. То, что в качестве отдельной сюжетной линии становится процесс создания поэмы в первую очередь связано с длительной историей рождения текста. И как следствие этого - многослойная, полифоничная композиция: бесчисленные эпиграфы, примечания, проза и комментарии как самого автора, так и его современников. Ахматова обнажает перед читателем приемы работы над текстом. Сюжет истории создания текста входит внутрь самого текста и становится одной из «единиц низшего порядка».
Отсутствие событийности (помимо короткого отрывка из диалога с редактором) позволяет характеризовать «Решку» как авторский монолог, комментарий, который выходит за пределы самого текста. Процесс создания произведения становится одним из сюжетов самого произведения, но, не оставаясь в нем, а выходя за его пределы.
Еще одним значимым сюжетом «Поэмы без героя» является петербургский. В произведении Ахматовой Петербург предстает перед читателями и как культурное пространство, и как один из его персонажей. Три эпиграфа в третьей части («Эпилог») представляют собой особенный лирический сюжет, посвященный этому городу [10]. По хронологии логично было бы после первого эпиграфа поставить цитату из «Медного всадника» (на это обратила внимание Н.И.Попова [11]), но для Ахматовой, скорее всего, важнее другое: сначала показать демоническую, призрачную, даже «отрицательную» сторону города, а затем выразить свое восхищение им. Эти три эпиграфа плюс посвящение «Моему городу» описывают историю и сущность «достоевского и бесноватого» «Петра творенья», города Санкт-Петербурга. Таким образом, выстраивается емкий лирический петербургский сюжет: от истоков города через Пушкина и Анненского к своему Петербургу.
«Поэма без героя» Анны Ахматовой по природе своей поли-фоничное произведение, оно существует как пучок возможностей. Поэтому исследование особенностей сюжетов и сюжетной структуры является одним из множества путей к пониманию и осмыслению этого уникального произведения.
Примечания
1. Очевидна явная перекличка с Пушкиным, указывающим, что он начал большое стихотворение.
2. По мнению С.Н. Бройтмана, «ХХ в. отмечен своими формами неканонической поэмы и, прежде всего, лирической поэмой (у Бальмонта, Блока, Аполлинера, Маяковского, Цветаевой). В ней в пределе может отсутствовать эпический сюжет, а героем становится лирическое «я». Эта форма тяготеет к полюсу лирического цикла, и часто ее трудно отличить от него. Связь с эпической поэмой внешне сведена к минимуму, но она сохраняется в более скрытом виде» [Теория литературы, 2004: 323]. И далее: «Собственно, вместо события национальной и исторической важности, с обширным эпическим сюжетом, богатым действующими лицами и эпизодами, “рассказывается отдельный случай из жизни частного лица...”» [Теория литературы, 2004: 325].
3. «В представлении многих поэма как жанр очень канонизирована. А с поэмой происходят вещи поразительные. Вспомним первую русскую поэму «Евгений Онегин». Пусть нас не смущает, что автор назвал его романом. Пушкин нашел для него особую 14-строчную строфу, особую интонацию. Казалось бы, и строфа, и интонация, так счастливо найденные, должны были укорениться в русской поэзии. А вышел «Евгений Онегин» и вслед за собой опустил шлагбаум. Кто ни пытался воспользоваться пушкинской «разработкой», терпел неудачу.<...> Я убеждена, что хорошую поэму нельзя написать, следуя жанру. Скорее вопреки ему» [Литературная газета, 1965: 8].
4. См. во второй части поэмы «Решке»:
А столетняя чаровница
Вдруг очнулась и веселиться
Захотела. Я ни при чем [Ахматова, 1986, 1: 294].
5. Ведущие теоретики и ученые определяют сюжет как «цепь событий»
[Хализев, 2002: 249], [Томашевский, 2001: 172]. Ю.М. Лотман разводит понятия сюжет в прозе и сюжет в поэзии, аргументируя это следующим образом: «Сюжеты в прозе возникают как последовательность повествовательных эпизодов», и далее: «в основе (сюжета поэтического текста) лежат сюжетные единицы низшего порядка, составление и противопоставление которых составляет эпизод (...). Эпизоды, в свою очередь, складываются в сюжет» [Лотман, 1994: 151].
6. См. далее: «Но, задавая загадки без разгадок, Ахматова прилагает особые усилия к тому, чтобы читатель ощущал семантическую многоплановость поэмы и стремился к ее разрешению» [Цивьян, 1971: 255].
7. С.Г. Бочаров разъясняет «двойную» роль Пушкина в романе: «Если исследователи «Онегина» справедливо считают, что я романа, приятель Онегина - это лицо, не равное автору, образ романа, и его не следует смешивать с Пушкиным, то, с другой стороны, противоречие именно заключается в том, что этот же я отождествлен, совмещен и смешан, представлен как автор романа» [Бочаров, 2007: 30]. См. также: Чумаков, 1999.
8. О второй ипостаси Автора см. в воспоминаниях А. Наймана: «Ахматова совершенно сознательно вела Поэму и в духе беспристрастной летописи событий, возможно, осуществляя таким своеобразным способом пушкинско-карамзинскую миссию поэта-историографа» [Найман, 1999: 129].
9. Р. Тименчик отмечает: «Сюжетом его является история художнической неудачи, история о том, как не удавалось написать или дописать «Поэму без героя», повесть, сотканную из черновиков, наметок, отброшенных проб, нереализованных возможностей. В этом смысле полный «корпус» «Поэмы» - со всеми сопутствующими ахматовскими (а иногда и неахматовскими) текстами - входит в ряд таких разнородных произведений искусства XX века, как «Египетская марка» Осипа Мандельштама, «Фальшивомонетчики» Андре Жида и «Восемь с половиной» Ф.Феллини» [Тименчик, 1989: 3]. Ж. Нива подчеркивает: «Магический процесс ее создания становится сюжетом «Поэмы» [Нива, 1989: 101].
10. Первый - «Быть пусту месту сему...» [Ахматова, 1986, 1: 296] - проклятье Авдотьи Лопухиной. Второй эпиграф взят из стихотворения Иннокентия Анненского «Петербург»: «Да пустыни немых площадей, / Где казнили людей до рассвета» [Ахматова, 1986, 1: 296]. Третьим и противоположным по смыслу первым двум стоит эпиграф из «Медного всадника» Пушкина - «Люблю тебя, Петра творенье!» [Ахматова, 1986, 1: 296].
11. «Эпиграфы к эпилогу Поэмы ориентированы на сложившуюся в литературном сознании XIX века двойственную оценку Петербурга: строка из «Медного всадника»: «Люблю тебя, Петра творенье...» противостоит жесткой формуле царицы Авдотьи: «Быть пусту месту сему»» [Попова, 1996: 20].
Библиографический список
1. Бочаров, С.Г. Филологические сюжеты / С.Г. Бочаров. - М.:. Языки славянских культур, 2007. - 656 с.
2. Жирмунский, В.М. Творчество Анны Ахматовой / В.М. Жирмунский. -Л.: Наука, 1973. - 183 с.
3. Капинос, Е.В., Куликова, Е.Ю. Лирические сюжеты в стихах и прозе ХХ века / Е.В. Капинос, Е.Ю. Куликова. - Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 2006. - 336 с.
4. Кихней, Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла / Л.Г. Кихней. -М.: «Диалог МГУ», 1997. - 145 с.
5. Кихней, Л.Г. Жанровые подтексты «Поэмы без героя» Анны Ахматовой / Л.Г. Кихней // Художественный текст и культура V. Материалы международной научной конференции 2-4 октября 2003 г. - Владимир, ВГПУ, 2004. - С. 241-247.
6. Лосев, Л. Герой «Поэмы без героя» / Л. Лосев // Ахматовский сборник / Сост. С. Дедюлин и Г. Суперфин. - Париж, 1989. - С. 109-122.
7. Лотман, Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа / Ю.М.Лотман. - М.: «Гнозис», 1994. - 560 с.
8. Манн, Ю.В. Поэтика русского романтизма / Ю.В. Манн. - М.: Наука, 1976. - 372 с.
9. Найман, А. Рассказы об Анне Ахматовой / А. Нейман. - М.: Вагриус, 1999. - 431 с.
10. Нива, Ж. Барочная поэма Ж. Нива // Ахматовский сборник / Сост. С. Дедюлин и Г. Суперфин. - Париж, 1989. - С. 99-108.
11. Попова, Н.И. К теме Петербурга в «Поэме без героя» / Н.И. Попова // La Pietroburgo di Anna Achmatova. - Bologna: Grafis Edizioni, 1996. - С. 20-29.
12. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
13. Тименчик, Р.Д. Заметки о «Поэме без героя» / Р.Д. Тименчик // Поэма без героя: в 5 кн. - М.: Издательство МПИ, 1989. - С. 3-25.
14. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В.Томашевский. -М.: Аспект-Пресс, 2001. - 334 с.
15. Топоров, В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды / В.Н.Топоров. - СПб.: «Искусство - СПБ», 2003. - 616 с.
16. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М., Высшая школа, 2002. - 437 с.
17. Цивьян, Т.В. «Заметки к дешифровке «Поэмы без героя» / Т.В. Цивьян // Ученые записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам. - 1971. - Т.5. - Вып. 284. - С. 255-277.
18. Чумаков, Ю.Н. «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. В мире стихотворного романа / Ю.Н. Чумаков. - М.: МГУ, 1999. - 128 с.