Научная статья на тему 'Об особенностях стратегического планирования в страховых компаниях'

Об особенностях стратегического планирования в страховых компаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1495
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / АНАЛИЗ / ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нехайчук Ю. С., Хижняк В. В., Тарасова Н. А.

В статье рассмотрены вопросы организации стратегического планирования в современной страховой компании. Показана Система внешних и внутренних финансовых отношений страховой компании. Продемонстрированы результаты SWOT-анализа исследуемой страховой компании. Предложены варианты для выбора альтернатив стратегических решений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об особенностях стратегического планирования в страховых компаниях»

предусмотренных ст. 9 федерального закона №402-ФЗ, а также утверждения форм приказом руководителя или в качестве приложения к учетной политике;

- оттиск печати в первичном документе не обязательно, в случае, если организация отказалась от использования печати в своей деятельности и в применяемых формах первичных учетных документов не предусмотрен реквизит для печати»;

- применять универсальный передаточный акт целесообразно в случае, если для УПД установлен статус «1», что позволяет заменить два первичных документа (счет-фактуру и накладную) одним.

Список использованной литературы:

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ http : //www .consultant .ru

2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/70103036/

3. Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 N 32079) http : //www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162480/

4. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций (формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23886/

5. Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а (ред. от 21.01.2003) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" http://base.garant.ru/12105441/

6. Письмо Минфина РФ от 22 декабря 2011 г. N 03-03-10/123 http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70016682/

7. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров: Учеб. Пособие.- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. - 352с.

8. Бурсулая, Т.Д. Правила выдачи и прекращения доверенности / Журнал «Бухгалтерский учет» №1 2016г. с. 13-15.

9. Памбухчиянц, О.В. Организация торговли: Учебник / О.В. Памбухчиянц.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 296с.

© Некрасова Е.А., 2016

УДК 368.1:336.02

Нехайчук Ю.С.

к.э.н., доцент кафедры финансов предприятий и страхования

Хижняк В.В., магистрант

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь

Тарасова Н.А., старший преподаватель АНО «Крымский институт бизнеса», г. Симферополь

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СТРАХОВЫХ КОМПАНИЯХ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы организации стратегического планирования в современной страховой

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_

компании. Показана Система внешних и внутренних финансовых отношений страховой компании. Продемонстрированы результаты SWOT-анализа исследуемой страховой компании. Предложены варианты для выбора альтернатив стратегических решений

Ключевые слова

стратегическое планирование, страховая компания, стратегические решения, анализ, выбор альтернатив

Мировой опыт показывает, что ни одна, даже высокоразвитая страна не может не испытывать циклических подъемов и спадов в экономике. Не все предпринимательские структуры одинаково чувствуют эти колебания. Выигрывают те, кто умеет прогнозировать ситуацию и своими продуманными и оперативными действиями возвращать дела к лучшему.

В условиях рыночной экономики, рост самостоятельности предприятий и их ответственности за результаты деятельности возникает объективная потребность выяснения тенденций развития финансового состояния и перспективных финансовых возможностей. На решение таких вопросов и направляется финансовая стратегия [1].

Динамичное развитие отечественного страхового рынка, приход иностранных инвесторов, повышение конкурентоспособности предопределяют использование современных финансово-экономических методов управления, реализация которых возможна через систему финансового стратегического планирования.

Страховая организация не является изолированным, обособленным участником финансового рынка. Проведение ее финансово-хозяйственной деятельности характеризуется системой внешних и внутренних отношений (рис. 1).

Внутренние финансовые отношения страховщика

S Обеспечение выполнения интересов собственников.

S Расчеты с персоналом компании.

S Отношения между участниками общества взаимного страхования.

S Отношения между структурными подразделениями компании.

Внешние финансовые отношения страховщика

^ Отношения страховщика с государством.

^ Отношения страховщика с перестраховщиками.

^ Отношения со страховыми посредниками (агентами и брокерами).

^ Отношения с объединениями страховщиков.

^ Отношения с потребителями страховых услуг.

Рисунок 1 - Система внешних и внутренних финансовых отношений страховой компании

Для обеспечения полного выполнения взятых на себя обязательств (как внутреннего так и внешнего характера), удовлетворения финансовых потребностей страховые компании признают необходимость стратегического управления. Именно, с помощью которого можно учитывать непрерывный процесс поисков и внедрения новых методов управления, ориентированных на последовательное совершенствование страхового дела. Обработка стратегии должна учитывать адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное предвидение. Поэтому стратегические программы нужно составлять достаточно гибкими, чтобы при необходимости их можно было переориентировать или модифицировать.

С помощью финансовой стратегии можно решить следующие задачи:

- эффективно управлять компанией при интенсивном изменении внешних факторов финансовой среды (изменение экономической политики государства, колебания конъюнктуры рынка);

- обеспечение операционной и инвестиционной деятельности страховщика на перспективный период;

- обеспечение конкурентных преимуществ развития и работы на рынке страховщика при изучении

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_

возможностей конкурентов;

- диверсифицировать деятельность страховой компании с учетом прогнозного риска. Основой стратегического планирования является финансовый анализ деятельности страховой компании. Объектом исследования является открытое акционерное общество «СК МАКС». Страховая группа «МАКС» создана в 1992 году.

СК«МАКС» является универсальной страховой компанией и предлагает классические виды страхования. Ключевыми видами являются КАСКО и ОСАГО, «Зеленая карта», страхование имущества, личное страхование и обязательное страхование.

В 2015 году 77,4% всех взносов пришлось на страхование наземного транспорта, при этом 52,5% взносов - это сборы по обязательному страхованию.

□ Зеленая карта ВДругие виды страхования 13 ОСАГО

□ Страхование имущества

□ Личное страхование

Рисунок 2 - Структура страхового портфеля СК«МАКС» в 2015 году Источник: построено автором по данным отчетности компании

Структура страхового портфеля по клиентам в соответствии с объемами страховых взносов и по каналам продаж в соответствии с заключенными договорами страхования отображена на рисунках 3 и 4 соответственно

Рисунок 3 - Структура страхового портфеля СК«МАКС» по клиентам в 2015 году Источник: построено авторами по данным отчетности компании

□ Корпоративные клиенты ■ Банкострахование

□ Страховые посредники

□ Собственная агентская сеть

Рисунок 4 - Структура страхового портфеля СК«МАКС»по каналам продаж согласно договоров

страхования, заключенных в 2015 году Источник: построено авторами по данным отчетности компании

Анализ активов страховой компании СК «МАКС» представлен в табл.1

Таблица 1

Анализ показателей активов страховой компании СК «МАКС» за 2013-2015 гг.,тыс.руб

Содержание 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение

2014г. к 2013г. 2015г. к 2014г.

сумма % сумма %

Доходные вложения в материальные ценности 337679 333424 329169 -4255 98,74 -4255 98,72

Основные средства 996174 982559 972301 -13615 98,63 -10258 98,96

Финансовые вложения 333015 332870 332870 -145 99,96 0 100,00

Отложенные налоговые активы 12467 17387 27701 4920 139,46 10314 159,32

Доля перестраховщиков в страховых резервах по страхованию жизни 731209 546402 718588 -184807 74,73 172186 131,51

Дебиторская задолженность 1933993 2805906 2011ё222 871913 145,08 -794684 71,68

Денежные средства 11584350 12410499 12725801 826149 107,13 315302 102,54

Итого активы 15933600 17433438 17120806 1499838 109,41 -312632 98,21

Составлено авторами

По данным таблицы видно, что общая сумма активов страховой компании в 2014 году увеличилась на 9,41%, в 2015 году в сравнении с 2014 годом показатель снизился и составил 17120806 тыс.руб.

2013 2014 2015

Рисунок 5 - Динамика активов страховой компании «МАКС» за 2013-2015гг, тыс.руб.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Таким образом, в страховой компании наблюдается тенденция нерациональности использования высоколиквидного имущества организации.

Собственный капитал страховой компании СК «МАКС» за 2013-2015 гг. представен в табл. 2.2

Таблица 2

Анализ собственного капитала страховой компании СК «МАКС», за 2013-2015 гг., тыс.руб.

Содержание 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение (+,-)

2014г. к 2013 г. 2015 г. к 2014г.

сумма % сумма %

Уставной капитал страховой компании 2100000 2800000 2800000 700000 133,33 0 100,00

Переоценка имущества 30725 30725 30725 0 100,00 0 100,00

Резервный капитал 105000 140000 140000 35000 133,33 0 100,00

Нераспределенная прибыль 943801 717146 688581 -226655 75,98 -28565 96,02

Итого собственный капитал 3179526 3687871 3659306 508345 115,99 -28565 99,23

Составлено авторами

Капитал страховой компании в 2014 году возрос и составил 3687871 тыс.руб., в 2015 году капитал страховой компании снизился до уровня 3659306 тыс.руб.

Двукратный рост объема собственных средств компании в 2014 году произошел прежде всего за счет увеличения дополнительного капитала. Рост уставного капитала и собственных средств компании свидетельствует о динамичном развитии компании и является условием дальнейшего увеличения объемов деятельности компании.

На рис.6. представлена динамика роста собственного капитала страховой компании за 2013-2015 гг.

Рисунок 6 - Динамика роста собственного капитала страховой компании за 2013-2015гг., тыс.руб. Проведем оценку структуры пассива страхования компания СК «МАКС» за 2013-2015 гг. (табл. 3)

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка структуры пассива страховой организации СК «МАКС» за 2013-2015 гг., тыс.руб.

Показатели Уровень показателя

2013г 2014г 2015г Отклонение (+,-)

2014 г. к 2013 г. 2015 г. к 2014г.

Удельный вес собственного капитала в валюте баланса (коэффициент финансовой автономии предприятия), % 19,95 21,15 21,37 1,20 0,22

Удельный вес заемного капитала (коэффициент финансовой зависимости), % 80,05 78,85 78,63 -1,20 -0,22

Составлено авторами

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Как видно из данных таблицы 3 основной удельный вес в структуре пассивов страховой компании приходится на заемный капитал, соответственно по годам мы имеем следующую картину: 2013 - 80,05 %, в 2014 году -78,85 %,в 2015 году 78,85 %.

90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

80,05%

78,85%

78,63%

□ Уд. вес собств. капитала в валюте баланса (коэф. фин. автономии предприятия), %

□ Уд. вес заемного апитала

(коэф. фин. независимости), %

2013

2014

2015

Рисунок 7 - Структура пассивов страховой компании СК «МАКС» за 2013-2015 гг. Проведем анализ заемного капитала страховой компании за 2013-2015 гг. (табл. 4)

Таблица 4

Анализ обязательств страховой компании СК «МАКС» за 2013-2015гг., тыс.руб.

Содержание 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение (+,-)

2014 г. к 2013 г. 2015 г. к 2014 гг.

сумма % сумма %

Страховые резервы 11569104 12822218 12853084 1253114 110,83 30866 100,24

Оценочные обязательства 59920 85568 97965 25648 142,80 12397 114,49

Кредиторская задолженность 1124499 837439 510318 -287060 74,47 -327121 60,94

Доходы будущих периодов 551 342 133 -209 62,07 -209 38,89

Итого 12754074 13745567 13461500 991493 107,77 -284067 97,93

Страховые резервы страховой компании в 2014 году в сравнении с 2013 годом возросли на 10,83 %, в 2015 году в сравнении с 2014 годом показатель возрос на 0,24 %.

Оценочные обязательства страховой компании в 2014 году в сравнении с 2013 годом возросли на 42,8 %, в 2015 году показатель возрос на 14,;9 %.

В страховой компании наблюдается снижение кредиторской задолженности, в 2014 году в сравнении с 2013 годом показатель снизился до 837439 тыс.руб, в 2015 году в сравнении с 2014 годом показатель снизился на 327121 тыс.руб.

Обязательства страховой компании в 2014 году возросли в сравнении с 2013 годом на 7,77 %, в 2015 году в сравнении с 2014 годом наблюдается снижение на 284067 тыс.руб.

Анализ прибыли страховой компании представлен в табл. 5

Таблица 5

Анализ прибыли страховой компании СК «МАКС» за 2013-2015 гг., тыс.руб.

Содержание 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение (+,-)

2014 г. к 2013 г. 2015 г. к 2014 гг.

сумма, тыс.руб % сумма, тыс.руб %

Заработанные страховые премии 15429556 14526341 16276942 -903215 54,15 1750601 112,05

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х

Продолжение таблицы 5

Доходы по инвестициям 1165062 804611 1032526 -360451 69,06 227915 128,33

Прочие доходы 609004 502848 618088 -106156 82,57 115240 122,92

Прибыль до налогообложения 1104995 726357 296120 -378638 65,73 -430237 40,77

Чистая прибыль (убыток) 897437 676345 271435 -221092 75,36 -404910 40,13

Составлено авторами

По результатам данной таблицы можно сделать вывод, заработанные страховые премии в 2013 году составили 15429556 тыс.руб, в 2014 году показатель составил 14526341 тыс.руб., в 2015 году 16276942 тыс.руб.

В результате финансовой деятельности страховая компания "МАКС" в 2013 году получила чистую прибыль в размере 897437 тыс.руб, в 2014 году 676345 тыс.руб, в 2015 году 271435 тыс.руб.

На рис.8 представлена динамика чистой прибыли за 2013-2015 гг.

Рисунок 6 - Динамика чистой прибыли за 2013-2015 гг., тыс.руб.

Таким образом, страховая компания «МАКС» является динамично развивающейся компанией. Для получения наиболее полной картины по текущей ситуации компании, а также для выбора дальнейшей стратегии, проведем SWOT-анализ (табл. 5).

Таблица 5

SWOT-анализ исследуемой страховой компании

Сильные стороны 1.Одна из крупнейших страховых компаний на рынке России 2.Оказывает существенное влияние на формирование страхового рынка 3.Хорошо развитая разветвленная филиальная сеть, охватывающая всю территорию страны 4.Многолетний успешный опыт работы, сформированный имидж. Слабые стороны 1.Убыточность некоторых подразделений компании в сфере ОСАГО. 2. Слабая система контроля на нижних уровнях управления 3.Отсутствие налаженной системы информирования сотрудников о результатов их труда. 4.Старение кадров на верхних звеньях управления.

Возможности 1.Закрепление репутации как надежной и солидной компании. 2.Рост спроса на качественные страховые продукты в ближайшем будущем 3.Введение обязательного медицинского страхования 4.Уменьшение конкуренции на рынке ОСАГО Угрозы 1 .Притензии антимонопольной службы к компании 2.Экономическая нестабильность в стране 3.Нестабильное финансовое положение клиентов.

Составлено авторами

Анализ данных представленных в таблице 5 показывает, что сильные стороны компании это: одна из крупнейших страховых компаний на рынке РФ; оказывает существенное влияние на формирование

страхового рынка; хорошо развита разветвленная филиальная сеть, охватывающая всю территорию страны; многолетний успешный опыт работы; сформулированный имидж.

Потенциальные возможности: закрепление репутации как надежной и солидной компании; рост спроса на качественные страховые продукты в ближайшем будущем; введение обязательного медицинского страхования; уменьшение конкуренции на рынке ОСАГО.

Для реализации возможностей путем использования сильных сторон компании «МАКС» были предложены следующие мероприятия: поглощение мелких страховых компаний; предоставление всевозможного страхования по требованию клиента; заключение договоров с банками о предложении страхования своего здоровья в «МАКС»; упрощение процесса страхования.

Слабыми сторонами компании были определены: убыточность некоторых подразделений компании в сфере ОСАГО; слабая система контроля на нижних уровнях управления; отсутствие налаженной системы информирования сотрудников о результатов их труда; старение кадров на верхних звеньях управления.

Для устранения слабых сторон компании, воспользуемся возможностями и проведем такие мероприятия: предоставление различных комплексных программ страхования ОСАГО; возможность страхования ОСАГО по желаемым клиентом видам рисков; проведение аудита убыточных подразделений компаний; проведение дополнительных тренингов для убыточных подразделений компаний.

Потенциальные угрозы для компании: претензии антимонопольной службы к компании; экономическая и политическая нестабильность в стране; нестабильное финансовое положение клиентов.

Группой стратегического планирования компании определяется перечень основных процессов (1012), или сфер деятельности, которые наиболее влияют на успешную работу компании. например:

а) В сфере менеджмента: Уровень высшего руководства; Уровень среднего менеджмента; Организационно-штатная структура; Функциональные обязанности; Отчетность в работе; Организация выполнения; Культура делопроизводства; Мобильность в принятии управленческих решений; Ознакомление персонала с миссией, целями, ценностями; Творчество и возможность воплощения новаций; другие.

б) Качество правил, типовых документов, методической литературы: Достаточность; конкурентоспособность; Качество юридической обработки; Качество актуарного обеспечения; оформления; Проблемы в разработке и корректировке; Проблемы в использовании; Проблемы в объяснении и консультировании; другие.

Путем анонимного анкетирования эти показатели получают оценку (10-балльная шкала) от специалистов центрального офиса компании и от руководителей региональных подразделений. Показатели рейтингуемых, и из последних в рейтинге определяются те, которые оказывают наибольшее негативное влияние на работу компании. При этом оценивается работа конкретных специалистов или отдельных подразделений - только функция, а еще лучше - продукт по данной функции.

Проводится повторный опрос участников в открытом режиме (фактор субъективизма и зависимости опрошенных уже устранены), и определяются варианты решений. Эти варианты также могут оцениваться для реализации.

Вариантом выбора альтернатив стратегических решений является применение адаптированной к страхованию матрицы И. Ансоффа - совершенствование деятельности (сервиса, каналов аквизиции ), продуктовой экспансии, развития рынка (новых географических и клиентских сегментов) и диверсификации [2]. В страховании эта идея И.Ансоффа реализуется в виде вышеприведенной декомпозиции стратегической цели.

Дальнейшими шагами разработки СП является составление мероприятий, тематические группировки, выделение задач, и объединение их в стратегии. Для этого применяются методы Дельфи, кейсов [3], в форме симпозиума, дебатов, концентрических кругов [4] и другие. Важно, чтобы форма плана содержала следующую информацию:

Стратегия - задачи - мероприятия. Все эти три категории - измеряемые в количественных показателях и во времени, и каждая из них должна иметь единого установленного ответственного, даже если исполнителей мероприятия (задачи)будет несколько из разных подразделений. По принципу проектного менеджмента определенном специалисту предоставляются полномочия старшего группы исполнителей и он несет полную ответственность за выполнение мероприятия, задачи, или реализацию

стратегии. Далее, по каждому мероприятию устанавливается срок исполнения, и, что важно, - определяется продукт на выходе, потребители, и ответственный секретарь, что должно вести учетные функции.

В ходе выполнения плана возможны ряд нежелательных ситуаций, для локализации которых предлагается следующее [5].

Во-первых, все мероприятия выполнены, а цели не достигнуты - «ошибка в том, что меры (как минимум часть из них) формальные, и не влияют непосредственно на достижение цели». Должна быть проведена четкая декомпозиция цели по количественным параметрам - от стратегии, задач, мероприятий и в обратном направлении. Проверкой этого вопрос после начала реализации плана (через месяц, декаду ): «На сколько процентов достигнут цели, выполнено стратегию (задачу)?». Отсутствие четкого ответа является признаком формального плана.

Во-вторых, имеет место конфликт между исполнителем и потребителем «относительно количественных, а особенно качественных показателей продукта. Устранение этого возможно путем заблаговременного письменного определения исполнителем и утверждения потребителем (или руководителем задачи или стратегии) требований к продукту. В случае, если требования выполнены - к исполнителю претензий быть не может. Если же требования не были утверждены - исполнитель должен удовлетворить все требования потребителя».

В- третьих, «исполнитель после первой попытки сдачи продукта не успевает к намеченному сроку устранить замечания потребителя». Должно быть составлено регламент, согласно которого, например, предыдущее представление проекта продукта исполнителем должно состояться в течение двух третей срока, выделенного на его выполнение.

Кроме того, регламентом должны быть предусмотрены и другие ситуации, например -невозможность выполнения и соответствующие действия сторон, обоснование изменения сроков или сути мероприятий (задачи) и т.д.

Список использованной литературы:

1. Нехайчук Д.В. Регулирование инвестиционного процесса: государственный и региональный подходы : Монография / Д.В. Нехайчук. - Киев : ДКС Центр. - 2016. - 336 с.

2. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. / Пер. с англ. И.Минервин. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.

3. Кемпбелл Э., Лачс К.С. Стратегический синергетизм, 2-е изд. / Пер. с англ. Е.Ковачева. - С-Пб: Питер, 2004. - 416 с.

4. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. М.Павлова. - М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 304 с.

5 Страхование. Учебник под ред. проф. Федоровой Т.А. / М.: Экономистъ, 2006. - 874 с.

6. Нехайчук Д.В., Тарасов В.И., Трофимова В,В. Долгосрочные тренды развития Крыма: социально-

экономический аспект : Монография. - Симферополь: Крымский институт бизнеса. - 2015. - 320 с.

© Нехайчук Ю.С., Хижняк В.В., Тарасова H.A., 2016

УДК 330.123.6

И.В.Николаева

студент 1 курса магистратуры «Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королева»

г.Самара, Российская Федерация

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫЖИВАЕМОСТИ ТУРИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ БАНКРОТСТВА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТУРОПЕРАТОРОВ

Аннотация

В статье ставится задача рассмотреть положение туристических компаний на российском рынке, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.