Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ СУВЕРЕНИТЕТА'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ СУВЕРЕНИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
151
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / СУВЕРЕННАЯ ВЛАСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРАВО НАРОДОВ НА СОПРОТИВЛЕНИЕ / ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРАВОПОРЯДОК / STATE SOVEREIGNTY / PEOPLE'S SOVEREIGNTY / NATIONAL SOVEREIGNTY / SOVEREIGN POWER / NATIONAL SELF-DETERMINATION / THE RIGHT OF PEOPLES TO RESIST / THE INSTITUTION OF CITIZENSHIP / INTERNATIONAL LAW / THE RULE OF LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скрипник Лидия Александровна, Скрипник Александр Владимирович

В статье осуществлен теоретико-правовой анализ вклада политико-правовых мыслителей, государственных деятелей и юристов в развитие теории государственного суверенитета. Выявлены особенности развития идеи суверенитета у различных авторов. Определены исторически важные подходы политико-правовыми мыслителями к проблемам общества, государства и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Скрипник Лидия Александровна, Скрипник Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF THE THEORY OF SOVEREIGNTY

The article provides a theoretical and legal analysis of the contribution of political and legal thinkers, statesmen and lawyers to the development of the theory of state sovereignty. Features of the development of the idea of sovereignty in various authors are revealed. Historically important approaches of political and legal thinkers to the problems of society, state and law are identified. It is revealed that the emergence of the political and legal category "sovereignty" has become the semantic core of the current international order - the Westphalian system.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ СУВЕРЕНИТЕТА»

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ СУВЕРЕНИТЕТА

СКРИПНИК Лидия Александровна,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры правовых дисциплин Московского гуманитарно-экономического университета, Северо-Кавказский филиал. E-mail: amaty2009@mail.ru; СКРИПНИК Александр Владимирович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Северо-Кавказского Федерального университета, филиал в г. Пятигорске,. E-mail: amaty2009@mail.ru

Краткая аннотация. В статье осуществлен теоретико-правовой анализ вклада политико-правовых мыслителей, государственных деятелей и юристов в развитие теории государственного суверенитета. Выявлены особенности развития идеи суверенитета у различных авторов. Определены исторически важные подходы политико-правовыми мыслителями к проблемам общества, государства и права.

Abstract: The article provides a theoretical and legal analysis of the contribution of political and legal thinkers, statesmen and lawyers to the development of the theory of state sovereignty. Features of the development of the idea of sovereignty in various authors are revealed. Historically important approaches of political and legal thinkers to the problems of society, state and law are identified. It is revealed that the emergence of the political and legal category "sovereignty" has become the semantic core of the current international order - the Westphalian system.

Ключевые слова: государственный суверенитет, народный суверенитет, национальный суверенитет, суверенная власть, национальное самоопределение, право народов на сопротивление, институт гражданства, международное право, правопорядок.

Keywords: state sovereignty, people's sovereignty, national sovereignty, sovereign power, national self-determination, the right of peoples to resist, the institution of citizenship, international law, the rule of law.

Идея теории суверенитета, появившись в XIV в. постоянно трансформируется, наполняется новым содержанием. Каждый исторический этап развития общества и государства вносит коррективы, совершенствует теорию суверенитета. Государства на практике реализуют суверенитет при проведении в жизнь внутренней и внешней политики. В условиях нового мирового порядка понятие суверенитета размывается, тенденция сокращения влияния национальных государств расширяется. Именно поэтому внимание к проблемам понимания, трактовки и трансформаций государственного суверенитета неуклонно растет [1, С.67].

Институт государственного суверенитета не появился одномоментно, он развивался в течение многих веков, начиная с античного периода. Сам термин происходит от латинского слова «suveranus» перешедшего в старофранцузское и означает «верховный», «самодержавный», «наивысший», «абсолютный».

Истоки развития идеи суверенитета можно найти у выдающегося итальянского политического и правового мыслителя Марсилия Падуанского (1280-1343). На политико-правовые идеи М.Падуанского большое значение оказали труды Аристотеля. Вслед за ним Марсилий Падуанский под государством подразумевал совершенное человеческое сообщество. Во всех бедах и несчастьях мира Паду-анский винил церковь и считал, что необходимо отделить ее от государства и подчинить светской политической власти. Английский историк философии Ф.Ч. Коплстон (Фреде-кик Чарльз Коплстон) высоко ценил политико-правовые и религиозные идеи М.Падуинского и его передовые взгляды на учения о божественном происхождении государства,

поэтому он утверждал, что Марсилий Падуанский был протестантом прежде возникновения протестантизма [2, С.373].

Идеи народного суверенитета Падуанского проявились в его концепции исполнительной власти. Он утверждал, что выборность высшей исполнительной власти должна осуществляться народом, равно как и выбор главы этой власти. Его мысли о народе - суверене, о соотношении законодательной и исполнительной властей, об обязательности исполнения законов всеми слоями общества, включая правителей повлияли на развитие демократических начал в эпоху возрождения и Новое время [3].

Разработка проблемы суверенитета предпринятая Ж.Боденом выдающимся французским мыслителем является крупнейшим вкладом в развитие теоретических знаний. Ж.Боден был современником ожесточенного религиозного противоборства католиков с протестантами. Это противоборство, практически переросшее в гражданскую войну, создало угрозу существования французскому государству. Боден в своих трудах не только теоретически обосновал необходимость государственной власти, но и показал методы упрочения централизованной монархической власти по защите и осуществлению общегосударственных интересов, используя термин суверенитет. Суверенитет по Бодену это абсолютная и постоянная власть [4, С.186-190.]. Ж.Боден наделяет суверенитет важнейшими, по его мнению, свойствами: суверенитет единственен и неделим, он абсолютен; суверенная власть не ограничена и стоит над законом, человек не может создать закон, по которому ограничивался бы суверенитет, судебная власть подчиняется только божественному и естественному закону, но ни в коем случае не

религиозным догмам [5].

Философ и политик представитель наиболее выдающихся мыслителей Англии Томас Гоббс (1588-1674) также признавал, что власть суверенна и всегда абсолютна. Путем договоренности индивиды доверяют власть одному лицу и это лицо использует силу и средства всех граждан для укрепления независимости государства. Суверен - носитель верховной власти - всякий другой является его подданным. Так возникло, по мнению Гоббса государство. Для возникновения государства, есть два пути, один в результате добровольного соглашения, и такие государства Гоббс называет политическими государствами. Другой путь - в результате завоевания Гоббс называет приобретением верховной власти силой. Однако, разные пути создания государства и разные формы не меняют его отношения к качеству власти. Власть в государстве, по Гоббсу, всегда абсолютна и суверенна. Делить власть государства - значит ее разрушать. Следует отметить, что Гоббс, так же как и Боден, призывает использовать силу закона; при этом уточняет, что это не против тех, кто заблуждается, а против самих заблуждений. Долг суверена управлять народом так, чтобы благо народа являлось высшим законом. Глубинные симпатии Гоббса на стороне монархической формы государства, поскольку в личности короля олицетворено государство [6, С.79].

Только путем восстания индивид может выразить сопротивление абсолютной власти суверена и только в том случае, когда суверен вопреки естественным законам обязывает индивида калечить самого себя, либо лишает права на самозащиту [4, С.271].

И далее в духе своей концепции Гоббс утверждал, что справедливость предполагает собственность, а собственность возможна только там, где есть государство и принудительная гражданская власть [4, С.272-273].

Новый подход к проблемам общества, государства и права осуществил великий политический мыслитель Голландии Барухо (Бенедикт) Спиноза (1632-1677). Правовые взгляды Спинозы сложились под сильным влиянием Гоббса и в полемике с ним [7, С.200.].

Ссылаясь на исторический опыт, Спиноза утверждает, что люди во все времена находятся в общении и живут в определенном гражданском состоянии, поэтому причины и естественные основы государства он ищет не в указаниях разума, а выводит из общей природы или строя людей. Отличительный признак гражданского состояния -наличие верховной власти, совокупное тело которой и есть государство. Под верховной властью и верховным правом Спиноза имеет в виду суверенитет государства, так как право есть сила, мощь - власть.

В Западной Европе межгосударственные отношения регулировались в основном каноническим правом и только в 1648 г. в документах Вестфальского мира появились идеи признания светских суверенных прав. Принято считать, что начиная с вестфальского мира положено начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом государства.

Идеологом социального компромисса и огромного значения народного суверенитета выступил Джон Локк (1632-1704) английский политико-правовой мыслитель. Свое политико-юридическое учение он изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690). Это время, когда в Англии произошел государственный переворот и Король Яков II Стюарт проводивший политику абсолютизма бежал из страны, взошедший на престол Вильгельм Оранский согласился установить в стране конституционную монархию.

Джон Локк развивал идеи естественного права и общественного договора, народного суверенитета и неотчуждаемых прав и свобод личности. При этом он был сторонником права на законность восстания против тирании, утверждая, что всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа [3, с. 333].

Локк был убежден, что суверенитет должен принадлежать народу, а народ сохраняет свое право на восстание. Законность подобного сопротивления находится в суверенных правомочиях народа - учредителя государства. Народ и после заключения договора остается судьей, который решает в правильном ли направлении действуют уполномоченные им власти. В случае вырождения политической власти в абсолютизм или деспотизм срабатывает принцип коррекции условий договора.

Идея неотчуждаемости народного суверенитета свое дальнейшее развитие получила в теории Ж.Ж. Руссо (1712-1778). В своей теории народного суверенитета Руссо, наделял народный суверенитет следующими признаками: неотчуждаемость, неделимость, непогрешимость, абсолютность. Суверенитет, по мнению Руссо, принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа и сменяемые по его воле, обязанные отчитываться перед своим народом [8, С.45.].

Многие исследователи творчества Руссо, начиная с Э.Бэрке, считали его авторитарным, так как учение представляло собой, по их мнению, одну из наиболее тоталитарных доктрин в истории человечества [9].

В XIX веке влияние идей Руссо было огромно. Н.Н. Алексеев считал, что благодаря идеям Ж.Ж. Руссо родились такие институты демократии как референдум, народная законодательная инициатива, народное вето и такие

политические требования как сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв избирателями депутатов [10].

Для исследования эволюционного развития теории суверенитета мы не можем обойти теоретические взгляды И.Канта. В 1795 г. И. Кант пишет знаменитый труд «К вечному миру». Одним из условий создания вечного мира на земле не должно быть вмешательства одного государства во внутреннюю политику другого государства. Вмешательство посторонних держав означает нарушение прав независимого народа. Теория государственного суверенитета И.Кант основана на тщательном анализе мирного существования федеративных независимых государств [11].

Огромный вклад в развитие теории суверенитета внес Джон Остин (1790-1859), английский юрист. Осмысление понятия суверенитета привело Остина к пониманию права, именно позитивного права, как форму воли суверена о том, что Некто должен совершить действие или отказаться от него под угрозой санкций. Собственно говоря, приказы суверена могут исполнять лица, осуществляющие суверенную государственную власть, которая устанавливая позитивное право, дарует подданным юридические права и при этом накладывает обязанности. Трактуя теорию суверенной государственной власти как создателя права Остин указывал на необходимость создания стабильного и компетентного правительства. По Остину право является предметом юриспруденции и устанавливается политически господствующим для политически подчиненного, то есть он вторит И.Бентаму, что право есть повеление суверена [12].

Структурными элементами права Остин считал нормы или правила, предназначенные для управления поведением. В этих правилах содержатся приказы/повеления суверена. Обеспечить их можно только посредством применения санкций по отношению к невыполняющим приказы суверена. Частью позитивного права Дж.Остин считал решения судей, так как, по его убеждению, судьи своим правотворчеством фактически осуществляют деятельность нерадивых законодателей. Среди ученых Остин признан классическим представителем школы юридического позитивизма. Аналогичных взглядов придерживались: Ш. Амос, К.Бергбом, Г.Ф. Шершневич и др. Школа юридического позитивизма стала теоретической альтернативой школе естественного права как права связанного с разумностью и справедливостью, а также исторической школе права, которая связывала право с народным духом.

Совершенно оригинальные идеи и взгляды на развитие надлежащего понимания концепции суверенитета выразил Джон Колдуэлл Калхун (1782-1850) - представитель политико-правовых мыслителей США. Свои взгляды

Колхун изложил в трудах: «Исследование о представительной власти» и «Рассуждения о Конституции и Правительстве Соединенных Штатов».

Основным сувереном по мнению Дж.Колхуна является штат, так как народ штата учредил Конституцию и создал систему власти для штата - это так называемые агенты или помощники в осуществлении суверенных прав штата. Эти агенты вошли в договорные отношения в 1787 г. в Филадельфии, в результате договора было создано федеральное правительство.

Таким образом, если федеральное правительство вторгнется в сохраняемые права штата, то у него (т.е. штата) есть «конституционная свобода» подтвердить свою суверенность и дать отпор федеральным агентам как делегированным представителям власти.

Правопонимание, правотворчество и суверенитет имеют внутреннюю взаимосвязь и взаимозависимость. На эту мысль наталкивают некоторые выражения мыслителей нового времени. К примеру взять политико-правовое учение французского социалиста и теоретика анархизма Прудона Пьера Жозефа (1809-1865). Прудон считал, что собственность как частная, так и общественная, является несправедливым институтом, владение же соответствует праву. Прудон предлагал уничтожить собственность, но сохранить владение. Посредством этого принципиального изменения коренным образом изменятся законы, правительство, хозяйство и все учреждения, ибо уничтожив собственность, уничтожается главное зло на земле. Прудон не признавал законодательство, которое встает на защиту собственников и далеко не лестно отзывался о правоведах, считая, что правоведы имеют рабскую роль.

В конце жизни Прудон настолько изучил все плюсы федеративного устройства, что признал за федерализмом будущее всего человечества. Двадцатый век откроет эру федераций - утверждал мыслитель страстно желая продвинуть в жизнь и сознание человека идею создания свободного от принуждения общества. Вслед за Прудоном русский философ, географ, энциклопедист, теоретик анархического коммунизма Кропоткин Петр Алексеевич (18421921) рассматривал договоры как альтернативу законам, и утверждал, что в добровольном их заключении будет участвовать весь народ.

Подтверждением этому стал фундаментальный труд А.С. Ященко (1877-1934) «Теория федерализма. Опыт синтетической теории государства (1912)». В этом труде Ященко утверждал, что давние споры о том, кого считать суверенной властью в федерациях - центральную власть или федерировавшиеся штаты, - выглядят не вполне корректно, поскольку суверенитет следует считать атрибутом

совместной властной деятельности федерации и штатов, той деятельности, которая предстает в виде «синтетической неразрывности».

Суть федерализма Ященко усматривал в равновесии федеральной и местной властей, при котором федерированные части сохраняют особое своеобразие - самостоятельное участие в представительной организации общефедерального суверенитета.

Анализ развития теории суверенитета посредством изучения политико-правовых взглядов приводит нас к мысли, что суверенным государством можно оставаться только в борьбе за свою независимость. Подводя итоги исследования, мы пришли к следующим выводам:

- политико-правовые мыслители, юристы и государственные деятели, разработали теорию права на суверенное (независимое) принятие решений государственного управления независимо от формы государства;

- утвердили понимание, что суверенная власть государства неделима и нацелена на утверждение мира и уничтожение понятия войны «всех против всех»;

- доказали, что суверенитет должен принадлежать

народу, при этом народ сохраняет свое право на восстание;

- разработали гарантии народного суверенитета, -народ был наделен функцией контроля.

Благодаря разработанности теории суверенитета родились такие институты демократии как референдум, народная законодательная инициатива, народное вето и др.

На современном этапе цивилизации на основе теории суверенитета признано, что правопонимание, правотворчество и суверенитет имеют внутреннюю взаимосвязь и взаимозависимость.

Не отрицая уважения к международному праву, наличие государственного суверенитета заключается в том, что государства должны относиться друг к другу как свободные самостоятельные и независимые субъекты права.

В Новое время государственный суверенитет был провозглашен основой развития института гражданства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

В контексте исторического прогресса свободы и демократии можно предположить, что ориентир на идею суверенитета каждого государства единственно верный путь развития цивилизации.

Библиография:

1. Скрипник А.В. Суверенитет - реальность и вызовы современного мироустройства Современное общество и право Научно-практический журнал. 2016. № 4 (25). С. 66-73.

2. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997. 512 с.

3. Графский В.Г. История политических и правовых учений. Уч-к для вузов / В.Г. Графский. 3-е изд. М.: НОРМА, 2014. 736 с.

4. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М.: изд-во НОРМА, 2014. 704 с.

5. Дегтярева М.И. Разработка понятия суверенитета Жаном Боденом // Полис. Политические исследования. 2000. №3. С.62-64.

6. Хёффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства / Перевод Вл.С.Малахова при участии Е.В.Малаховой. М.: Гнозис, 1994. 319 с.

7. История политических и правовых учение: уч-к для вузов/ под ред. О.Э. Лейста. М.: Зерцало, 2006. 576 с.

8. Теория государства и права. Уч-к. / Под ред. Корельского В.М. М.: изд-во Норма, 2002. 616 с.

9. Философия. Учебник. 2-е изд. Перераб. и допол. В.Д. Губин. М.: Норма, 2000. С.403-404.

10. Алексеев Н.Н. Идея государства. СПб., 2001. С.304

11. Кант И. О поговорке «Может быть это и верно в теории». См.: Золкин А.Л. Философия права: Уч-к. М.: ЮНИТИ, 2012. С.257.

12. Золкин А.Л. Философия права: Уч-к. М.: ЮНИТИ, 2012. С.48-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.