Научная статья на тему 'Об особенностях работы руководителя кружка «Ремонт компьютерной техники и технологии»'

Об особенностях работы руководителя кружка «Ремонт компьютерной техники и технологии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАСТЕР ПО РЕМОНТУ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ПРИУЧЕНИЕ / КРУЖОК "РЕМОНТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ" / THE TEACHER OF INFORMATICS / INFORMATIONAL TECHNOLOGY / THE MASTER OF REPAIRING COMPUTER TECHNIQUES AND TECHNOLOGY / ADDITIONAL EDUCATION / TECHNIQUE PROFIPHILACTICS / TECHNIQUE CORRECTION / TRAINING / PROFESSIONAL QUALIFICATION / THE CIRCLE OF "REPAIRING COMPUTER TECHNIQES "

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Икромова И.У.

В условиях рыночной экономики для того, чтобы кадры были конкурентоспособными и более востребованными на рынке труда, вузам объективно необходимо перейти от однофункциональной профессионально-трудовой подготовки кадров к полифункциональной. Это означает, например, что при подготовке будущих учителей информатики им следует дать также дополнительное образование. В статье автором приводятся аргументы, подверждаюшие необходимость дополнительной профессии для учителя информатики профессии мастера по ремонту компьютерной техники и технологии, который помимо этой дополнительной профессии выполняет ещё и профессионально-трудовую функцию руководителя кружка «Ремонт компьютерной техники и технологии». Это с экономической и образовательной точки зрения выгодно всем: технически одаренным школьникам, которые научатся ремонтировать компьютерную технику; учителю-мастеру представляется возможность для дополнительной зарплаты в школе, которая сможет ремонтировать компьютерную технику за счёт своих внутренних ресурсов, без покупки нового; обществу так как вносится определенный достойный вклад в информатизацию общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About specific features of the works of the head of the circle of “Repairing of computer techniques and technology”

In the condition of market economics the personnel in order to be competitor capable and more called for in the market of labour it is objectively necessary for high schools to move up from one functional professional labour training to many functional professional labour training. It means, for example, in the process of training the future teachers of informatics it is necessary to give them additional education. In the given article the author as an additional profession for the teacher of informatics recommends the profession of the master of repairing computer techniques and technology. In addition to this he also can fulfill the professional labour function of the head of the circle of “Repairing the computer techniques and technology. It is favourable for all: for technique talented schoolboys, who train to repair the computer techniques; for the teacher and master, since all this for him brings additional wages; for school, since the school may have the possibility to repair the computer technique on account of their own resources, instead of buying new computer techniques; for the society, since this is worthy contribution in informatization of society.

Текст научной работы на тему «Об особенностях работы руководителя кружка «Ремонт компьютерной техники и технологии»»

УДК 33,08Т И.У.ИКРОМОВА

ББК 65.050.9(2)2

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА «РЕМОНТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ»

В качестве дополнительной профессии к профессии учителя информатики может быть профессия мастера по обслуживанию и ремонту компьютерной техники и технологии. Профессия учителя относится к типу профессий «человек-человек» - «обучающий -обучаемый», а профессия мастера в данном случае относится к типу профессии «человек-техника», тем не менее общее, между ними имеется. Это общее - компьютерная техника и технология. Основываясь и опираясь на это общее можно использовать и такое сочетание данных профессий. Это также способствует разнообразию профессиональной деятельности.

«В современном обществе существуют десятки тысяч профессий. В России в «Едином тарифно - квалификационном справочнике» насчитывается более шести тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день» (3, 26).

Как известно, чем больше трудовых функций у человека на профессиональном уровне, тем лучше, поскольку это позволяет быть более востребованным на рынке труда. Недаром наши предки твердили: «Ба як чавон чил хунар кам», что в переводе означает: «Для молодого человека и сорока профессий мало». Вот почему должно поощряться овладение значительным количеством профессий, а не одним.

Неправильное обучение, а также неправильное обращение и общение с компьютерной техникой часто становится причиной выхода её из строя. А когда не хватает мастеров по обслуживанию и ремонту данной техники, приходится заменять её новой, а это, в свою очередь солидные финансовые затраты.

Наблюдения показывают, что не хватает опытных квалифицированных мастеров. Многие работающие мастера являются самоучками, не имеют соответствующей технической квалификации, уровень их технического образования очень низкий. Поэтому они не могут работать полноценно как профессионалы своего дела. Хотя спрос на труд мастера по ремонту и обслуживанию компьютерной техники и технологии очень высок. Наличие такой проблемы говорит о необходимости изучения вузами спросами рынка труда при подготовке специалистов. Учитель информатики, получивший данную профессию в качестве дополнительной, может работать мастером по обслуживанию и ремонту компьютерной техники и технологии в своей школе, что выгодно как школе, так и самому учителю.

В школе, в таком случае, создается мастерская по ремонту компьютерной техники и технологии. Учитель одновременно может обучить своему ремеслу и школьников на платной основе по договоренности с родительским комитетом и администрацией школы.

Статья 22. Дополнительное образование Закона Республики Таджикистан « Об образовании» 2004 г гласит «Дополнительное образование, которое получают обучающиеся, студенты учреждений профессионального образования на краткосрочных курсах, организовывается на основе договора за плату» (1, 61).

Школьники, занимающиеся в данном кружке, смогут на профессиональном уровне обращаться с компьютером. Это уже является своего рода профилактикой технических неисправностей в общении школьников с компьютером, не говоря уже о том, что они будут чинить определенные технические неполадки. Задача заключается в разработке теории и практики данной профессии, которую должны получить только студенты, имеющие технические способности и интерес к технике. Не менее важен и уровень их технических знаний, умений и навыков. Мастерская по ремонту компьютерной техники и технологии в общеобразовательной школе может входить в состав технологического парка школы и играть важную роль в политехническом образовании школьников.

Самое главное, в мастерской у школьников формируются практические умения и навыки, а это уже шаг вперед, поскольку, как показывает опыт, в большинстве случаев в общеобразовательных школах работают над формированием теоретических знаний и

умений, когда как практические умения выпадают из поля зрения учителей. В этом смысле технические умения - жизненно важный аспект образования.

Данной работой учитель информатики может заниматься в свободное время. Это также дополнительный источник дохода для учителя. Для начала он может заниматься ремонтом школьной компьютерной техники, что весьма выгодно для школы с финансовой точки зрения, т.к. невозможно каждый раз покупать новое оборудование.

Поэтому данная дополнительная профессия в настоящее время очень востребована, поскольку количество неисправных ЭВМ все время увеличивается. Модель такой дополнительной профессии имеет следующее изображение.

Рис № 1. Мастерская по ремонту компьютерной техники.

Руководитель кружка «Ремонт компьютерной техники» приучение ^ Технические неполадки и неисправности компьютерной техники изучение Школьники с высоким уровнем компьютерно-технических способностей

техническая техническая

профилактика техническая профилактика техническая

коррекция коррекция

-► Мастерская по ремонту компьютерной техники 1-

Данная профессия будущего учителя информатики имеет двойное предназначение. С одной стороны, учитель сам является мастером по ремонту компьютерной техники, с другой - он является руководителем кружка «Ремонт компьютерной техники». Он обучает школьников, с высоким уровнем компьютерно-технической способности профилактике и коррекции технических неполадок и неисправностей компьютерной техники.

Технически одаренные дети принимаются в данный кружок только после проведения соответствующей информационной работы и профильной ориентации.

«Профильная ориентация, тесно взаимосвязанная с информационной работой, направлена на оказание учащихся психолого - педагогической поддержки в выборе профиля обучения и возможного дальнейшего трудоустройства с учётом ситуации на рынке труда» (2, 30).

Такой подход даёт возможность для пополнения школьного бюджета и получения учителем дополнительной заработной платы. Если мастерская организуется на территории школы, то она, естественно, не ограничивается только ремонтом школьной компьютерной техники. Её услугами вполне могут воспользоваться и другие частные лица или же учреждения. Многое здесь зависит от качества ремонта, от ценообразования, от рекламы и других факторов.

Самое главное - это в данном деле организаторские способности, волевые качества, целеустремленность, инициативность членов кружка, а также поддержка со стороны администрации школы.

Обучение технической профилактике необходимо для того, чтобы с самого начала правильно приучать школьников и других лиц к эксплуатации компьютерной техники. Как показывает опыт ремонта многих технических неполадок и неисправностей, они возникают из-за неправильного обращения с ними. Поэтому пропаганда научно - методически правильной эксплуатации - гарантийный залог долговременного пользования компьютерной техникой. Для этого очень важно, чтобы прежде всего сам учитель овладел техникой правильной эксплуатации, правильного выполнения технического инструктажа компьютерной техники. Этому он должен обучать и членов своего кружка.

Учитель - мастер по ремонту компьютерной техники должен сплотить вокруг себя группу технически одаренных детей в количестве 10 - 15 человек, не более, и научить их технической профилактике и технической коррекции, начиная от соблюдения техники безопасности при эксплуатации компьютерной техники, соблюдения медицинского режима и графика работы на компьютере, заправки картриджа, проведения антивирусных

мероприятий, до работы над более сложными техническими неполадками и неисправностями.

Конечно, мастерская не может рационально функционировать без надлежащей материально - технической базы. Поэтому администрация школы, на базе которой создаётся такая мастерская, должна изыскать средства с целью приобретения для мастерской современного оборудования и приборов для профилактики и коррекции технических неисправностей.

Со временем все это окупится. Очень важно также обеспечение таких мастерских соответствующей научно - методической литературой по информационная технологии. Двойное предназначение данной работы проявляется и в соблюдении принципа связи компьютерного обучения с производительным трудом: одновременно и параллельно идет ремонт компьютерной техники и приучение школьников к профилактике, коррекции, технических неполадок и неисправностей, целесообразность такой работы заключается, с одной стороны, в сохранении материальных ценностей, к числу которых относится компьютерная техника, с другой стороны в подготовке кадров по ремонту компьютерной техники.

В последнее время в Республике Таджикистан большое значение придаётся популяризации технических дисциплин, в том числе и учебного предмета «Информационная технология». Общеобразовательная школа должна внести свою лепту в подготовку начальной стадии профориентационной работы, и указанное направление может стать одним из целесообразных способов реализации вышеуказанной идеи. Открытие таких мастерских является также одним из способов создания новых рабочих мест, которые могут хоть как -то смогут смягчить проблему нехватки рабочих мест.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Душанбе: Шарки озод, 2006. - 92с.

2. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников I С.Н. Чистякова. - М.: Академия, 2005. - 128с.

3. Шевченко, М.Ф. Тренинг Профориентация для старшеклассников I М.Ф. Шевченко. -СПб.: Речь, 2007. - 168с.

REFERENCES:

1. The law of the Republic of Tajikistan "About education" Dushanbe: Sharky ozod, 2006, 92 p.

2. Chistyakova, S. N. Pedagogical accompaniment of self - determination of schoolchildren I S. N. Chistyakova. - M.: Academia, 2005. - 128 p.

3. Shevchenko, M.F. Training Professional orientation for senior class pupils I M.F. Shevchenko.-SPb.: Rech. 2007. - 168 p.

Об особенностях работы руководителя кружка «Ремонт компьютерной техники и технологии»

Ключевые слова: учитель информатики, информационные технологии, мастер по ремонту компьютерной техники и технологии, дополнительное образование, профессионально-трудовая функция, техническая профилактика, техническая коррекция, приучение, кружок «Ремонт компьютерной техники».

В условиях рыночной экономики для того, чтобы кадры были конкурентоспособными и более востребованными на рынке труда, вузам объективно необходимо перейти от однофункциональной профессионально-трудовой подготовки кадров к полифункциональной. Это означает, например, что при подготовке будущих учителей информатики им следует дать также дополнительное образование.

В статье автором приводятся аргументы, подверждаюшие необходимость дополнительной профессии для учителя информатики профессии мастера по ремонту компьютерной техники и технологии, который помимо этой дополнительной профессии выполняет ещё и профессионально-трудовую функцию руководителя кружка «Ремонт компьютерной техники и технологии». Это с экономической и образовательной точки зрения выгодно всем: технически

íes

одаренным школьникам, которые научатся ремонтировать компьютерную технику; учителю-мастеру представляется возможность для дополнительной зарплаты в школе, которая сможет ремонтировать компьютерную технику за счёт своих внутренних ресурсов, без покупки нового; обществу - так как вносится определенный достойный вклад в информатизацию общества.

About specific features of the works of the head of the circle of "Repairing of computer

techniques and technology"

Keywords: the teacher of informatics, informational technology, the master of repairing computer techniques and technology, additional education, technique profiphilactics, technique correction, training, professional qualification, the circle of "Repairing computer techniqes "

In the condition of market economics the personnel in order to be competitor capable and more called for in the market of labour it is objectively necessary for high schools to move up from one functional professional - labour training to many functional professional - labour training. It means, for example, in the process of training the future teachers of informatics it is necessary to give them additional education. In the given article the author as an additional profession for the teacher of informatics recommends the profession of the master of repairing computer techniques and technology. In addition to this he also can fulfill the professional - labour function of the head of the circle of "Repairing the computer techniques and technology. It is favourable for all: for technique talented schoolboys, who train to repair the computer techniques; for the teacher and master, since all this for him brings additional wages; for school, since the school may have the possibility to repair the computer technique on account of their own resources, instead of buying new computer techniques; for the society, since this is worthy contribution in informatization of society.

Сведения об авторе:

Икромова Инобатджон Умарбоевна, соискатель кафедры общей педагогики

Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: IkromovaI@mail.ru

Information about the author:

Ikromova Inobatjon Umarboyevna, researcher of the Department of General Pedagogics, Khujand State University named after academician Bobojon Gafurov. (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: IkromavaI@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.