Научная статья на тему 'Об особенностях начисления доходов по субсидиям на выполнение государственного (муниципального) задания'

Об особенностях начисления доходов по субсидиям на выполнение государственного (муниципального) задания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1614
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ И АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СУБСИДИЯ / ДАТА ПРИЗНАНИЯ / ДОХОДЫ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арбатская Т. Г.

В статье рассматриваются актуальные вопросы отражения субсидий, полученных государственными (муниципальными) учреждениями на выполнение задания учредителя. В частности, вследствие неоднозначности и противоречивости правовых норм спорными являются вопросы, связанные с определением момента отражения и суммы, в размере которой субсидия должна быть отражена в учете учредителя. В статье приведен обзор нормативных актов и мнений специалистов, связанных с учетом субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об особенностях начисления доходов по субсидиям на выполнение государственного (муниципального) задания»

Учет и отчетность бюджетных учреждений

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАЧИСЛЕНИЯ ДОХОДОВ ПО СУБСИДИЯМ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗАДАНИЯ*

Т. Г. АРБАТСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Байкальский государственный университет

экономики и права

Несмотря на сложившуюся в настоящее время практику реформирования государственных и муниципальных учреждений, подкрепленную наличием большого количества нормативных актов, регламентирующих вопросы бухгалтерского учета в учреждениях, спорным все еще остается ряд вопросов в области учета субсидий на выполнение задания учредителя. Они постоянно находятся в поле зрения теоретиков и практиков учета в учреждениях, но тем не менее выявляются некоторые противоречия действующих нормативных актов, приводящие к различным толкованиям действующих норм, появлению полярных точек зрения авторов. Настоящая статья посвящена вопросам отражения в учете бюджетных и автономных учреждений субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а именно определения даты и признания дохода и суммы дохода от субсидии в учете учреждений.

Деятельность, которую осуществляют автономные и бюджетные учреждения в соответствии

* Работа выполнена при финансовой поддержке государственного задания № 2014/52 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части проекта № 597 «Разработка методологии финансового обеспечения социально значимых расходов». (Номер государственной регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201458899).

со своим уставом, имеет несколько источников финансового обеспечения. Прежде всего согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) на ведение основной уставной деятельности учредитель выделяет субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания (далее — задание учредителя).

Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (абз. 3 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Субсидия на выполнение задания учредителя в течение финансового года предоставляется на основании соглашения, заключаемого между учредителем и учреждением. В соглашении должны быть определены права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем, периодичность и сроки предоставления субсидии в течение финансового года. Для федеральных бюджетных и автономных учреждений разработаны типовые формы такого соглашения. Так, для федеральных бюджетных учреждений типовая форма соглашения утверждена

приказом Минфина России от 29.10.2010 № 138н, Минэкономразвития России № 528 от 29.10.2010 «Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания», для федеральных автономных учреждений — приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 № 423 «Об утверждении типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ)».

Субсидия на выполнение задания перечисляется в установленном порядке бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в финансовом органе, а автономным учреждениям — на лицевые счета в финансовом органе либо на счета, открытые в кредитной организации.

Доходы бюджетного или автономного учреждения, полученные в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания, отражаются по ст. 180 «Прочие доходы» КОСГУ (приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»).

Методика отражения на счетах бухгалтерского учета субсидий, полученных бюджетными и автономными учреждениями на выполнение задания учредителя, установлена:

— Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для

органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н);

— Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 174н);

— Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 183н).

Кроме того, дополнительные разъяснения относительно порядка учета субсидий в бухгалтерском учете даны в письме Минфина России от 05.04.2013 № 02-06-07/11164 «Об отражении в бухгалтерском учете учреждений операций по предоставлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидий на иные цели».

Приведем корреспонденцию счетов по отражению в бухгалтерском учете субсидий, получаемых бюджетными и автономными учреждениями на выполнение задания (табл. 1).

Как видно из табл. 1, непосредственно бухгалтерские записи, которые должны быть сделаны в учреждении при отражении операций по получению субсидии на выполнение задания учредителя, не вызывают каких-либо вопросов. Особенностью деятельности бюджетных и автономных учреждений является то, что субсидия, предоставляемая из

Таблица 1

Корреспонденция счетов по отражению в бухгалтерском учете субсидий, получаемых бюджетными и автономными учреждениями на выполнение задания

Содержание операции Корреспонденция счетов

Дебет Кредит

Отражены утвержденные плановые назначения от получения субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания согласно заключенному соглашению 4507*0180 4504*0180

Начислены доходы от получения субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на основании условий заключенного соглашения: — бюджетным учреждением — автономным учреждением 420581560 420580000 440110180 440110180

Отражено поступление субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания: — на лицевой счет бюджетного учреждения — на лицевой счет автономного учреждения — на счет автономного учреждения, открытый в кредитной организации 420111510 420111000 420121000 420581660 420580000 420580000

Отражено исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности по доходам от получения субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания 450810180 450710180

* Указывается соответствующая аналитическая группа синтетического счета объекта учета.

соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на выполнение задания учредителя, признается доходом учреждения. Начисление доходов по предоставленной учреждению субсидии на выполнение задания учредителя отражается по дебету сч. 4205 81560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» (420580000 «Расчеты по прочим доходам») и кредиту сч. 440110180 «Прочие доходы».

Одновременно в бухгалтерском учете возникают операции по расчетам с учредителем по причитающейся учреждению субсидии и, как следствие, формирование дебиторской задолженности плательщика доходов. Уменьшение дебиторской задолженности учредителя отражается после фактического перечисления денежных средств на счет учреждения, что отражается записью по дебету сч. 420111510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» (420121000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации») и кредиту сч. 420581660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам» (420580000 «Расчеты по прочим доходам»).

Вместе с тем, по мнению автора, остается неясным вопрос относительно даты признания дохода и суммы дохода от субсидии в учете учреждения. Данные вопросы являются принципиальными, поскольку они обусловливают возникновение дебиторской или же кредиторской задолженности учреждения и, соответственно, влияют на показатели бухгалтерской отчетности.

Вопросы бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности расчетов с учредителями по полученным субсидиям на выполнение задания и признания дохода рассматриваются многими авторами: О. Луниной1, Н. Курочкиной2, О. Гри-шаковой3, М. В. Леоновой4, Т. Сильвестровой5,

1 Лунина О. Вопрос-ответ // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 8. С. 69—70.

2 Курочкина Н. Особенности планирования и учета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. № 9. С. 10—19.

3 Гришакова О. Вопрос-ответ // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 8. С. 58—59.

4 Леонова М. В. Как отразить в учете и отчетности получение субсидий // Финансовый справочник бюджетной организации. 2013. № 8. С. 8—16.

5 Сильвестрова Т. Бухгалтерский учет доходов, получае-

мых учреждением в форме субсидий // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 5. С. 11—17; Сильвестрова Т. Вопрос-ответ // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2013. № 9. С. 69—71.

Л. Салиной6 и др. Несмотря на большое количество публикаций и исследований в данной области, на сегодняшний день отсутствует единый подход относительно даты признания дохода и суммы дохода от субсидии в учете учреждений.

Рассмотрим существующий порядок и основные особенности отражения субсидий на выполнение задания учредителя, изложенные в нормативных актах (табл. 2).

Из проведенного анализа требований действующего законодательства не ясно, на какую именно дату следует признавать доходы учреждения в виде субсидии учредителя. С одной стороны, на основании норм пп. 197, 295 Инструкции № 157н признание доходов учреждением должно осуществляться по методу начисления в момент возникновения требования к плательщикам доходов в полной сумме. То есть доход от субсидий на выполнение задания учредителя должен начисляться при заключении соглашения между учредителем и учреждением в объеме субсидии, предоставляемой учреждению на год.

Пример 1. Между учредителем и подведомственным бюджетным учреждениемМБУ «Средства массовой информации» (далее — МБУ «СМИ») заключено соглашение от 11.01.2014 о предоставлении субсидии на выполнение муниципального задания на 2014 г. в сумме 1 000 000 руб.

Согласно графику платежей субсидия предоставляется учреждению ежеквартально в размере 1/4 части общего объема не позднее 20 числа первого месяца квартала. 15.01.2014 учредитель перечислил учреждению субсидию в сумме 250 000 руб. В учете учреждения сделаны бухгалтерские записи (табл. 3).

По состоянию на 11.01.2014 в бухгалтерском учете МБУ «СМИ» на сч. 420581560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» числится дебиторская задолженность учредителя в сумме 1 000 000 руб., а по состоянию на 15.01.2014 — в сумме 750 000 руб.

Дебиторская задолженность будет погашаться по мере поступления денежных средств от учредителя. Всего в 2014 г. МБУ «СМИ» начислены доходы от субсидии в сумме 1 000 000 руб.

С другой стороны, согласно п. 150 Инструкции № 174н и п. 178 Инструкции № 183н начисление доходов учреждения в сумме полученных

6 Салина Л. Бухгалтерский и налоговый учет субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. № 5. С. 24—33.

Таблица 2

Порядок и основные особенности отражения субсидий на выполнение задания учредителя

Счет бухгалтерского учета Требования Инструкции № 157н Требования Инструкции № 174н Требования Инструкции № 183н

Сч. 40110 «Доходы текущего финансового года» Оценка доходов производится по продажной цене, сумме сделки, указанной в договоре, признание доходов осуществляется по методу начисления, дата признания определяется по дате перехода права собственности на услугу, товар, готовую продукцию, работу (п. 295) Начисление доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного задания отражается на основании справки (ф. 0504833) (отчет по субсидиям) по кредиту сч. 440110180 «Прочие доходы» и дебету сч. 420580560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» (п. 150) Начисление доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного задания отражается на основании справки (ф. 0504833) (отчет по субсидиям) по кредиту сч. 440110180 «Прочие доходы» и дебету сч. 420580000 «Расчеты по прочим доходам» (п. 178)

Сч. 205 «Расчеты по доходам» Счет предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат (п. 197) Операция по начислению доходов в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, на лицевом счете бюджетного учреждения отражается по дебету сч. 420581560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту сч. 440110180 «Прочие доходы» (п. 93) Операция по начислению доходов в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, на лицевом счете автономного учреждения отражается по дебету сч. 420580000 «Расчеты по прочим доходам» и кредиту сч. 440110180 «Прочие доходы» (п. 96)

Таблица 3

Бухгалтерские записи по отражению субсидии

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.

Дебет Кредит

11.01.2014

Начислены доходы от получения субсидии на выполнение муниципального задания на основании условий заключенного соглашения 420581560 440110180 1 00000

15.01.2014

Отражено поступление субсидии на выполнение муниципального задания 4201510 420581660 250 000

субсидий на выполнение задания отражается на основании справки (ф. 0504833) (отчета по субсидиям). Следовательно, доходы отражаются в бухгалтерском учете только тогда, когда расходы, произведенные учреждением за счет этих средств, подтверждены отчетом, согласованным с учредителем. В этом случае документом — основанием для отражения субсидии в составе доходов будет служить отчет, утвержденный учредителем, а датой начисления дохода будет являться дата утверждения отчета учредителем. Некоторые авторы, например Н. Курочкина7, называют данный подход начислением доходов по факту достижения цели.

7 Курочкина Н. Особенности планирования и учета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. № 9. С. 10—19.

Отчет по субсидии составляется и представляется учреждением в порядке и в сроки, определенные учредителем. Поскольку периодичность представления отчета может быть различная — ежемесячно, ежеквартально, один раз в полугодие и даже один раз в год, в бухгалтерском учете учреждения показатели доходов текущего финансового года и дебиторской задолженности могут быть совершенно разными.

Пример 2. Между учредителем и подведомственным учреждениемМБУ «СМИ» заключено соглашение от 11.01.2014 о предоставлении субсидии на выполнение муниципального задания на 2014г. в сумме 1 000 000 руб.

Согласно графику платежей субсидия предоставляется учреждению ежеквартально в размере 1/4 части общего объема в срок до 20 числа первого месяца квартала. Перечисление субсидии учреж-

дению в соответствии с графиком платежей осуществлено:

— в сумме 250 000 руб. за I квартал 2014 г. — 15января 2014г.;

— в сумме 250 000 руб. за II квартал 2014 г. — 15 апреля 2014г.;

— в сумме 250 000руб. за III квартал 2014 г. — 15 июня 2014г.;

— в сумме 250 000руб. за IV квартал 2014 г. — 15 октября 2014 г.

Подведомственное учреждение МБУ «СМИ» отчитывается учредителю об оказанных муниципальных услугах один раз в квартал, дата утверждения такого отчета является датой признания средств субсидий в доходах учреждения. Отчет о выполнении муниципального задания МБУ «СМИ» за I квартал 2014 г. утвержден учредителем 20.04.2014, за II квартал — 12.07.2014, за III квартал — 18.10.2014, за IV квартал — 15.01.2015. В 2014 г. в учете учреждения сделаны записи, отраженные в табл. 4.

По состоянию на 15.01.2014 в бухгалтерском учете МБУ «СМИ» на сч. 420581560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» возникает кредиторская задолженность учредителя в сумме 250 000 руб., которая будет погашена 20.04.2014.

Всего в 2014 г. МБУ «СМИ» начислены доходы от субсидии в сумме 750 000 руб. Доход в сумме 250 000 руб. будет признан учреждением в 2015 г.

Если представить, что при тех же условиях учреждение составляет и представляет отчет по субсидии один раз в год, то показатели доходов текущего финансового года и дебиторской задолженности будут иными.

Пример 3. Между учредителем и подведомственным учреждением МБУ «СМИ» заключено соглашение от 11.01.2014 о предоставлении субсидии на выполнение муниципального задания на 2014 г. в сумме 1 000 000 руб.

Согласно графику платежей субсидия предоставляется учреждению ежеквартально в размере 1/4 части общего объема в срок до 20 числа первого месяца квартала. Перечисление субсидии учреждению в соответствии с графиком платежей осуществлено:

— в сумме 250 000 руб. за I квартал 2014 г. — 15.01.2014;

— в сумме 250 000 руб. за II квартал 2014 г. — 15.04.2014;

— в сумме 250 000руб. за III квартал 2014 г. — 15.06.2014;

— в сумме 250 000руб. за IV квартал 2014 г. —

15.10.2014.

Подведомственное учреждение МБУ «СМИ» отчитывается учредителю об оказанных муниципальных услугах один раз в год, дата утверждения такого отчета является датой признания средств субсидий в доходах учреждения.

Отчет о выполнении муниципального задания МБУ «СМИ» за 2014г. утвержден учредителем

12.01.2015. В учете учреждения сделаны записи, отраженные в табл. 5.

При таком варианте предоставление субсидии рассматривается как авансовые платежи на осуществление расходов. Следовательно, в бухгалтерском учете учреждения на сч. 205 «Расчеты по доходам» фактически наращивается кредиторская задолженность учреждения перед учредителем, которая будет погашена только при утверждении отчета. В примере 3 кредиторская задолженность МБУ «СМИ» будет

Таблица 4

Отчет о поступлении субсидий на выполнение муниципального задания

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.

Дебет Кредит

15.01.2014

Поступили субсидии на выполнение муниципального задания 420111510 420581660 250 000

20.04.2014

Начислены доходы от получения субсидии на выполнение муниципального задания на основании условий заключенного соглашения 420581560 440110180 250 000

15.04.2014

Поступили субсидии на выполнение муниципального задания 420111510 420581660 250 000

15.06.2014

Поступили субсидии на выполнение муниципального задания 420111510 420581660 250 000

12.07.2014

Начислены доходы от получения субсидии на выполнение муниципального задания на основании условий заключенного соглашения 420581560 440110180 250 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15.10.2014

Поступили субсидии на выполнение муниципального задания 420111510 420581660 250 000

Таблица 6

Таблица 5

Учет поступления субсидии на выполнение муниципального задания

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма,

Дебет Кредит руб.

15.01.2014

Поступила субсидия на выполнение муниципального задания 420111510 420581660 250 000

15.04.2014

Поступила субсидия на выполнение муниципального задания 420111510 420581660 250 000

15.06.2014

Поступила субсидия на выполнение муниципального задания 420111510 420581660 250 000

15.10.2014

Поступила субсидия на выполнение муниципального задания 420111510 420581660 250 000

Таблица 6 Учетные записи учреждения по поступлению субсидии

Содержание операции Корреспонде Дебет нция счетов Кредит Сумма, руб.

15.01.2014

Поступила субсидия на выполнение муниципального задания 420111510 420581660 250 000

Начислены доходы от получения субсидии на выполнение муниципального задания на основании условий заключенного соглашения 420581560 440110180 1 000 000

погашена только 12.01.2015 после утверждения учредителем отчета по субсидиям. Начисление доходов в сумме 1 000 000 руб. будет также отражено в следующем финансовом году по дате утверждения отчета по субсидиям — 12.01.2015.

По мнению автора, порядок начисления доходов в виде субсидии на выполнение задания учредителя по факту признания соответствующих расходов некорректен и нормы, установленные п. 150 Инструкции № 174н и п. 178 Инструкции № 183н, не соответствуют общей методологии учета субсидии, изложенной в других нормативных правовых актах, и прежде всего в Инструкции № 157н. Так, указанные требования о начислении доходов на основании отчета по субсидиям вступают в противоречие с требованиями п. 295 Инструкции № 157н, согласно которому признание доходов должно производиться методом начислений и в сумме сделки, указанной в договоре (в нашем случае — соглашении о предоставлении субсидии).

Некоторыми авторами допускается возможность начисления доходов в форме субсидии на выполнение задания на основании графика перечисления субсидии или поступления денежных средств на лицевой счет (по факту поступления субсидии). Так, Н. Курочкина8, О. Гришакова9 счи-

8 Курочкина Н. Особенности планирования и учета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. № 9. С. 10—19.

9 Гришакова О. Вопрос-ответ // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 8. С. 58—59.

тают, что в учетной политике учреждения можно предусмотреть начисление доходов в виде субсидий в момент поступления их на лицевой (расчетный) счет учреждения. В этом случае учреждение одновременно делает бухгалтерские записи по поступлению денежных средств и по начислению доходов в форме полученной субсидии.

Пример 4. Между учредителем и подведомственным учреждениемМБУ «СМИ» заключено соглашение от 11.01.2014 о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания на 2014 г. в сумме 1 000 000руб. Согласно графику платежей субсидия предоставляется учреждению ежеквартально в размере 1/4 части общего объема.

15.01.2014учредитель перечислил учреждению субсидию в сумме 250 000руб., в учете учреждения сделаны записи, отраженные в табл. 6.

В связи с тем, что доходы в форме субсидии начисляются на дату поступления денежных средств на лицевой счет учреждения, в бухгалтерском учете и отчетности дебиторская задолженность учредителя отсутствует.

Несомненным преимуществом такого подхода является простота отражения операций. Вместе с тем, по мнению автора, кассовый метод не может быть применен, поскольку он противоречит методу начислений, установленному п. 3 Инструкции № 157н, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

На применении именно метода начисления также базируется концепция МСФО, а потому ориентация на использование метода начисления представляется более обоснованной в свете возможного постепенного перехода бюджетного сектора на представление отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

Кроме того, при учете доходов по факту поступления субсидии искажаются показатели отчетности, в частности дебиторская задолженность учредителя вообще не возникает и не отражается в учете и бухгалтерской отчетности.

Обзор литературы по исследуемому вопросу показал, что авторами предлагаются различные варианты даты отражения доходов в форме полученных субсидий в учете с закреплением соответствующих положений в учетной политике учреждения.

Так, О. Гришакова10 предлагает учреждению самостоятельно закрепить в учетной политике дату начисления доходов по субсидии на выполнение задания (например, дата поступления субсидии на лицевой или расчетный счет).

Т. Сильвестрова11 считает, что доходы, получаемые учреждением от субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, отражаются на основании соглашения, заключаемого с учреждением в день подписания соглашения сторонами, в случае если соглашение подписывается на текущий финансовый год. Например, если соглашение на 2013 г. было подписано 09.01.2013 г., то корреспонденция счетов отражается на эту дату. В случае если соглашение на 2013 г. было подписано в декабре 2012 г., то операции по начислению доходов отражаются на 01.01.2013.

Н. Курочкина12 считает, что существуют два возможных варианта отражения таких операций:

— начисление субсидии по факту достижения цели;

10 Гришакова О. Вопрос-ответ // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 8. С. 58—59.

11 Сильвестрова Т. Бухгалтерский учет доходов, получаемых учреждением в форме субсидий // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 5. С. 11—17; Сильвестрова Т. Вопрос-ответ // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2013. № 9. С. 69—71.

12 Курочкина Н. Особенности планирования и учета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. № 9. С. 10—19.

— начисление доходов по факту поступления субсидии.

При этом в учетной политике учреждения в целях бухгалтерского учета должен отражаться момент начисления субсидий в качестве доходов и перечень документов, служащих основанием для отражения операций с субсидиями.

В связи с неоднозначностью данного вопроса Минфин России в письме от 05.04.2013 №02-0607/11164 привел пояснения и представил корреспонденцию счетов по отражению в бухгалтерском учете сумм субсидий, получаемых бюджетными и автономными учреждениями на выполнение государственного (муниципального) задания учредителя. При этом утвержденный учредителем отчет о субсидии в качестве документа, являющегося основанием для начисления доходов по субсидиям на выполнение задания, Минфином России не назван.

В указанном письме рассмотрен порядок отражения операций по предоставлению субсидий как в учете учредителя, так и учреждения. Отмечается, что бюджетные обязательства учредителя на соответствующий финансовый год по предоставлению субсидий учреждениям на возмещение затрат, связанных с выполнением задания учредителя, подлежат отражению в бюджетном учете в сумме заключенных соглашений. Признание обязательств с их отнесением на финансовый результат текущего финансового года осуществляется в учете учредителя по методу начисления при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии. Принятие и исполнение учредителем денежных обязательств по предоставлению субсидии на выполнение задания отражаются в учете учредителя также согласно условиям заключенных соглашений.

Учитывая симметричность отражения информации в учете учредителя и учреждения, на взгляд автора, в учете учреждения начисление доходов по субсидии также должно осуществляться по методу начисления по наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения (вне зависимости от факта перечисления субсидии) в полной сумме заключенного соглашения. В таком случае дебиторская задолженность по неиспользованным учреждением субсидиям, отраженная на сч. 420581000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» (420580000 «Расчеты по прочим доходам»), будет соответствовать показателю на

сч. 130241000 «Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям», отраженному учредителем.

Рассмотренные в статье вопросы являются спорными, поскольку противоречие заложено на уровне нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет в учреждениях, что влечет большое количество запросов в адрес Минфина России от практикующих специалистов, многообразие публикаций по этой проблеме, содержащих различные подходы относительно порядка отражения субсидий в учете. По мнению автора, с учетом важности соответствующих положений они должны быть закреплены непосредственно в тексте нормативных правовых актов, что позволит избежать разногласий и противоречий при отражении субсидий в учете, а также добиться достоверного и правильного раскрытия информации о величине доходов и задолженности учредителя в бухгалтерской отчетности учреждений.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гришакова О. Вопрос-ответ // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 8. С. 58—59.

3. Курочкина Н. Особенности планирования и учета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. № 9. С. 10—19.

4. Леонова М. В. Как отразить в учете и отчетности получение субсидий // Финансовый справочник бюджетной организации. 2013. № 8. С. 8—16.

5. Лунина О. Вопрос-ответ // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 8. С. 69—70.

6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его

применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

7. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

9. Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания: приказ Минфина России от 29.10.2010 № 138н, Минэкономразвития России № 528.

10. Об утверждении типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ): приказ Минэкономразвития России от 03.12.2008 № 423.

11. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

12. Письмо Минфина России от 05.04.2013 № 02-06-07/11164 «Об отражении в бухгалтерском учете учреждений операций по предоставлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидий на иные цели».

13. Салина Л. Бухгалтерский и налоговый учет субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. № 5. С. 24—33.

14. Сильвестрова Т. Бухгалтерский учет доходов, получаемых учреждением в форме субсидий // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 5. С. 11—17.

15. Сильвестрова Т. Вопрос-ответ // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2013. № 9. С. 69—71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.