Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИНЬ ЯОЦЗИ'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИНЬ ЯОЦЗИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНЬ ЯОЦЗИ / КИТАЙСКАЯ СКРИПИЧНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЗАКОНОМЕРНОСТИ СКРИПИЧНОЙ ИГРЫ / LIN YAOJI / CHINESE VIOLIN PEDAGOGY / PRINCIPLES OF VIOLIN PLAYING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жэнь Синьянь, Суханова Татьяна Борисовна

В статье приводится ряд музыкально-эстетических и методических положений крупнейшего скрипичного педагога Китая второй половины XX века Линь Яоцзи, являющегося в определенной степени продолжателем традиций советской скрипичной школы (воспринятых им в годы обучения в СССР у профессора Ю. И. Янкелевича). Обсуждаются его взгляды относительно культуры мышечных ощущений, учета физических и физиологических закономерностей в игровом процессе, проблем обучения начинающих скрипачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PECULIARITIES OF MUSICAL PEDAGOGICAL CONCEPT OF LIN YAOJI

The article gives a number of musical aesthetical and methodical statements of the greatest violin teacher of China in the second half of the XX century Lin Yaoji, who, to a certain extent, is a successor of traditions of the Soviet violin school (which he learnt during his studies in the USSR from Professor Yu. I. Yankelevich). The article discusses his views on the culture of muscle sensations, consideration of physical principles in the process of playing, problems of teaching violinists-beginners.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИНЬ ЯОЦЗИ»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕОАГОГИКА! КОНЦЕПЦИИ, ИОЕИ, РЕШЕНИЯ

Об особенностях музыкально-педагогической концепции Линь Яоцзи

W

Жэнь Синьянь

студент Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: 1251948960@qq.com

Суханова Татьяна Борисовна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки gg E-mail: t.b.suhanova@yandex.ru

В статье приводится ряд музыкально-эстетических и методических положений крупнейшего скрипичного педагога Китая второй половины XX века Линь Яоцзи, являющегося в определенной степени продолжателем традиций советской скрипичной школы (воспринятых им в годы обучения в СССР у профессора Ю. И. Янкелевича). Обсуждаются его взгляды относительно культуры мышечных ощущений, учета физических и физиологических закономерностей в игровом процессе, проблем обучения начинающих скрипачей. Ключевые слова: Линь Яоцзи, китайская скрипичная педагогика, закономерности скрипичной игры

Линь Яоцзи (1937-2009) — крупнейший представитель китайской скрипичной педагогики второй половины XX столетия, профессор класса скрипки Центральной консерватории (Пекин), внесший большой вклад в развитие музыкального образования КНР и заложивший основы скрипичной методики в своей стране. Несмотря на педагогическую славу, выходящую далеко за пределы Китая, в России его имя и профессиональные достижения практически не известны1. Цель настоящей статьи — в определенной степени восполнить имеющийся пробел, представив российской аудитории читателей ряд положений музыкально-педагогической концепции Линь Яоцзи.

Несколько слов следует сказать о биографии музыканта2. Он родился в округе Тайшань

провинции Гуанчжоу. Осваивал игру на скрипке у известного педагога, музыкального деятеля и композитора Ма Сыцуна в Центральной консерватории с 1954 по 1960 год. По ее окончании продолжил образование в ассистентуре-стажировке Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе кандидата искусствоведения, профессора Ю. И. Янкелевича. Два года обучения за рубежом позволили Линь Яоц-зи воспринять традиции советских инструментальных школ, которые стали неотъемлемой частью его музыкально-педагогических взглядов. В сентябре 1962 года, по возвращении в КНР, Линь Яодзи приглашается в Центральную консерваторию в качестве преподавателя скрипки, и последующие 40 лет он посвятил себя обучению молодых

музыкальная педагогика: концепции, идеи, решения

музыкантов. Среди его воспитанников разных лет — скрипачи, имеющие ныне мировую известность: Ху Кунь, Сюэ Вэй3, Чай Лян, Ли Чуаньюнь, Сюй Вейлинг, Ян Сяоюй, Чэнь Си4 и др. Кроме того, он вел активную методическую деятельность: читал доклады по методике игры и обучению на скрипке для различных художественных коллективов и колледжей искусств, проводил мастер-классы за пределами своей страны. Регулярно приглашался на престижные международные конкурсы: в частности, входил в состав жюри международных конкурсов имени П. И. Чайковского (1986), имени К. Флеша (1988), имени Г. Венявского (1991) и др.

Основные педагогические принципы профессора Линя (именно так называют музыканта в Китае) были сформулированы его учеником Ян Баочжи, они нашли отражение в его работе «Выступления восьми известных скрипачей: от Изаи до Ме-нухина» (

МЛ)) ) [9]. Анализируя их, мы наблюдаем два полюса, характеризующих мышление автора: 1) влияние идей восточной философии, 2) опора на методические положения советской скрипичной школы.

Первый полюс проявляется в ряде положений профессора Линя, которые отличаются отсутствием конкретных методических рекомендаций и заключаются, скорее, в психологическом постижении инструмента. Он считал наличие глубокого чувства (или эмоциональной восприимчивости к музыке) необходимым условием для творчества исполнителей, однако, когда чувства чрезмерно обнажены, игра лишается не-

обходимого контроля, страдает интонация, качество звука. Линь Яодзи выступал за то, чтобы в исполнении в равной степени присутствовали «спокойный ум» и «горячее сердце». По его мнению, именно рациональное начало способствует появлению чувств, которые просто необходимы для достижения музыкальной выразительности. Истоки подобного эстетического видения находятся в древнекитайской конфуцианской этике, в которой понятие «чжун-юн» (ФШ) («золотая середина») является основополагающим.

Как представитель восточной традиции Линь Яоцзи хорошую игру связывал с пониманием естественных (физических) закономерностей, только в этом случае профессиональное продвижение ученика идет естественно и легко. Если музыкант плохо контролирует игровой процесс, считал профессор Линь, значит, он «не постиг физические законы природы» [10].

Линь Яоцзи большое внимание уделял совместному с учеником поиску «степени свободы» [8, 42] в процессе его приспособления к инструменту. Степень освоения скрипичной техники (смена позиций, штрихов и пр.) связана с множественными мышечными ощущениями и типами движений. Для успешного управления ими профессор считал необходимым нахождение «общего знаменателя». В сравнении с пианистом расположение обеих рук скрипача находится в разных плоскостях, они осуществляют принципиально различные манипуляции в пространстве: «Движения и ощущения обеих рук различные, но ... они должны быть

объединены нечто общим» [6, 12]. И это общее он находил в положении игрового аппарата скрипача, которое уподоблял большому кольцу: «левая рука связана с грифом скрипки, она располагается на ключице, в районе плечевого пояса, который находит продолжение в правой руке, а та в свою очередь соединена со смычком, лежащим на струне» [6, 12]. Это «большое кольцо», согласно Линь Яоцзи, состоит из трех частей: игрового аппарата, инструмента и смычка. Следовательно, он выделял три точки их соединения: левая рука удерживает скрипку, правая — смычок и контролируется контактная точка смычка и дд инструмента. И если все они органично взаимодействуют, то, по его мнению, можно «свободно петь на инструменте».

В этом смысле интересные аналогии Линь Яоцзи проводит между инструментальной игрой и игрой в мяч — в обоих случаях это умение контролировать «круг», то есть некое пространство. Принцип игры на четырех струнах скрипки аналогичен этому процессу: он состоит в том, чтобы контролировать игровое пространство на струнах.

Как было замечено выше, педагогическое мышление Линь Яоцзи формировалось под непосредственным влиянием советской методики скрипичной игры. Одно из положений касается «сознательного планирования звучания» (цит. по: [4, 53]). Его можно применять на двух уровнях: 1) осознанное представление о развертывании драматургии произведения; 2) представления, направленные на предваряющие игру мышечные ощущения и движения. В трактовке российской скри-

пичной школы эти явления отражены в двух понятиях: «пред-слышание» и «предощущение» (они укоренились в профессиональном обиходе благодаря методическим разработкам Л. М. Цейтлина, К. Г. Мостраса, А. И. Ямпольского и др.). Одним из примеров применения на практике принципа «сознательного планирования звучания» является фрагмент видеоурока5 Линь Яоцзи, посвященного работе над Двадцать четвертым каприсом Н. Паганини. Педагог концентрирует внимание молодого исполнителя на процессе смены струн в быстром темпе, при этом рекомендует заранее 60 думать о будущем положении правой руки и локтя, чтобы оно было подготовлено для мелких манипуляций.

По мнению Линь Яоцзи, инструменталисту необходимо различать как работу отдельных частей игрового аппарата, так и чувствовать их взаимодействие в целостном исполнительском акте. Об этом свидетельствуют отдельные рекомендации профессора, например, касающиеся деятельности левой руки: «Основание каждого из пальцев должно ощущаться на их кончиках... Кончики пальцев должны быть цепкими, а пальцы независимыми друг от друга и твердыми» [6, 46]. Или правой руки: «Действия в плече, локте и запястье должны быть четко разграничены. Согласованная деятельность в плечевом суставе и плече дает широкий и масштабный звук» [6, 46]. В связи с этой темой на память приходят положения диссертации Ю. И. Янке-левича «Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке», где автор четко дифференцирует функ-

ции каждой из частей игрового аппарата (плечо, предплечье, кисть, пальцы) в момент смены позиций в верхней или нижней частях грифа [5, 35].

Весьма близки положения Линь Яоцзи и советских методистов о соотношении силы и расслабления. Понятие «расслабление» применительно к игре на инструменте невозможно. Китайский педагог часто говорил своим студентам: «Расслабление, о котором мы говорим, не является абсолютным расслаблением, как, например, во сне» [6, 46]. Он считал, что «расслабление заключается в удалении избыточной силы» [6, 47]. Упражнения на инструменте требуют энергетических затрат, но важно определять меру усилий, необходимых в различных игровых ситуациях. Аналогичным образом проблему «свободы» в игровом процессе трактовали советские методисты — К. Г. Мострас, Ю. И. Ян-келевич, В. Ю. Григорьев, М. М. Берлянчик и др.

Математически выверенный подход к практике проявляется в изобретении профессором Линем формулы определения энергетических затрат. Ее суть заключается в следующем: смычок имеет определенный вес, на его удержание правой рукой затрачивается сила, соответственно формула мощности, генерируемой рукой со смычком во время исполнения, такова 1+1=2. Использование в полной мере естественных сил экономит усилия исполнителя и позволяет на какое-то время снять напряжение. Если же применять для движения смычка дополнительное силовое воздействие, то оно заменяет его естественный вес. Получается, что сила двух

объектов не добавляется, а вычитается: 1-1=0. В этих условиях воспроизведение звука будет трудозатратно.

Благодаря принципу рычага, сила тяжести в разных частях смычка с его перемещением постоянно изменяется. Для воспроизведения качественного темброво однородного звука требуется регулировка веса смычка за счет определенного давления на него пальцев правой руки. Если мы используем минимальную, самую необходимую силу, то ее нельзя назвать «напряжением».

По мнению Линь Яоцзи, в любом движении есть относительная статичность, движение и статика дополняют друг друга. В инструментальной игре существуют «пассивные» факторы (или «тихие факторы», как их называл педагог). Например, при постановке одного пальца левой руки на струну другие пальцы не находятся в статике, а совершают вместе с ним пассивные движения, не влияющие на высоту звука. Соотношение движения и статики Линь Яоц-зи проецирует и на психические механизмы воспроизведения музыки: например, сознание при игре звуковых последовательностей в быстром темпе должно непременно находиться в спокойствии. Педагог приводит образное сравнение — нередко под бушующими волнами океана дно остается тихим, а под спокойной рекой возникают подводные течения: «В движении есть тишина, а в тишине есть движение» [6, 47].

Музыка — искусство временное, а ее исполнение на инструменте связано с действием в определенном пространстве. Его границы определяют рассто-

музыкальная педагогика: концепции, идеи, решения

яния: между четырьмя струнами скрипки, между высотой подъема пальца левой руки и его опускания на струну, точками движения смычка вниз или вверх. Все эти факторы обусловливают изменения положения пальцев, руки в игровом пространстве в связи со сменой позиций, струн, смычка, что в процессе игры создает определенные пространственные препятствия. По наблюдению профессора Линя, они зачастую влияют на точность протяженности звука во времени и нарушают ритм. Чтобы преодолеть эти препятствия, педагог предлагал использовать метод «сокращения пространства» и «выигрывания времени». Его суть заключается в создании определенного представления, которое на психическом уровне позволит «уменьшить» расстояния в игровом процессе, сократить углы поворотов смычка путем его приближения к другой струне и т. д. Уменьшение количества ненужных движений позволит оптимизировать время, отведенное на исполнение, делая игру более легкой и сво-бодной6.

Профессор Линь опровергал весьма распространенную среди китайских педагогов мысль, что игра на скрипке — удел исключительно одаренных людей. В обучении скрипка — это одно из средств выражения собственного мышления и эмоций. Ее освоение делает личность более целеустремленной, способствует гибкости ума, как считал профессор. Для него был актуальным и вопрос о темпе продвижения начинающих скрипачей. По его мнению, обучение не должно быть быстрым, форсированным: именно в ситуации систематичного, посте-

пенного и последовательного освоения навыков возможно устойчивое прогрессирующее профессиональное становление музыканта. Эти мысли также созвучны музыкально-дидактическим установкам советской музыкальной педагогики, опиравшейся на достижения музыкальной психологии (см. в частности: [1, 11 ]).

Личность чрезвычайно важна в исполнительском искусстве, так как исполнитель — не только переводчик музыки, но и ее создатель. Нет никакой художественной ценности исполнения в подражании. Педагогика Линь Яоцзи была ценна тем, что, направляя учеников в профессиональное русло, он создавал их собственный стиль. Часто профессор предупреждал студентов, что художественные идеи и методы конкретного исполнителя, даже самого талантливого, не являются абсолютными истинами, соответственно они не должны подвергаться копированию, но их необходимо изучать для совершенствования собственных познаний и возбуждения творческих стремлений.

Итак, обобщая сказанное выше, можно заключить, что педагогика Линь Яоцзи соединила в себе философско-эстетиче-ские идеи Востока и передовые взгляды советского скрипичного исполнительства (обучение у выдающегося мастера, профессора Ю. И. Янкелевича, имело большое влияние на его эстетические представления). Основываясь на многолетнем педагогическом опыте, он сформулировал положения, касающиеся отношений между различными явлениями в процессе исполнения: игровой аппарат и

инструмент, смычок и струны, сила и расслабление, движение и статика, пространство и время, чувства и разум, общее и индивидуальное и др. Основное в его концепции — нахождение баланса между ними. Транслируемые Линь Яоцзи идеи не только дают представления о направленности его педагогического метода, но и являются ключом к пониманию специфики современной китайской скрипичной педагогики.

Примечания

1 Пожалуй, единственным источником сведений о музыканте на русском языке являются некоторые факты из диссертации 61 Му Цюанчжи [4, 12].

2 Биографические данные Линь Яоцзи приводятся по интернет-источнику: Ь11р8://Ьа1ке. baidu.com/item/ (дата обращения: 01.10.2018).

3 Сюэ Вэй — лауреат 2-й премии VIII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1986).

4 Чэнь Си — лауреат 2-й премии XII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2002).

5 Речь идет об известных в КНР видеоуроках Линь Яоцзи для обучающихся разного уровня подготовки, записанные в 1990-е годы.

6 Данным проблемам уделено большое внимание в работах К. Г. Мостраса [3, 34], Ю. И. Янкелевича [2, 200].

Литература 1. Готсдинер А. Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2. М.: Музыка, 1980. С.10-28.

2. Григорьев В. Ю. Методическая система Ю. И. Янке-левича // Ю. И. Янкелевич. Педагогическое наследие. Изд. 2-е, перер. и доп. М.: Постскриптум, 1993. С. 235-253.

3. Мострас К. Г. Динамика в скрипичном искусстве. М.: Музгиз, 1956. 57 с.

4. Му Цюанчжи. Становление и развитие скрипичного искусства в Китае: образование, исполнительство, национальный репертуар: дис. ... канд. иск. Н. Новгород, 2018. 205 с.

5. Янкелевич Ю. И. Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке // Ю. И. Янке-

62 левич. Педагогическое наследие. Изд. 2-е, пер. и доп.

М.: Постскриптум С. 22-165.

6. ЩЩ ШИЖтб

^И» Й Ж

Ш, 2005/46-48]Й (Гун Сян. Десять основных положений Линь Яоцзи в обучении на скрипке // Скрипач. 2005. № 1. С. 46-48.)

7. ««^«Ф^

2010/04 3-6 Ж (Ван Чжэ-нья. Русские специалисты в Пекинской консерватории // Журнал Пекинской консерватории. 2010. № 4. С. 3-6.)

8.

Ш> Ш: Лй£Ш

2004 ^ 68 Ж (Ян Ба-очжи. Методика обучения на скрипке Линь Яоцзи. Пекин:

W

1993. Народное музыкальное издательство, 2004. 68 с.)

9.

шштш} ш-.

2009 ^ 113 -120 (Ян Баочжи. Китайский путь развития скрипичной школы — в память о выдающемся педагоге Линь Яоцзи // Научный вестник Центральной консерватории. 2009. № 2. С. 113-120.)

10МШШ Ш^М» [fci

5Ш] (Линь Яоцзи. Перспективы в обучении [Электронный ресурс]. URL: http://blog.sina.com.en/s/ blog_5de3eef30100hcbr.html (дата обращения: 01.10.2018)).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.